Главная страница
Навигация по странице:

  • Государственное профессиональное образовательное учреждение «Кемеровский педагогический колледж» Кафедра педагогики и психологии. Курсовая работа

  • Хореография как средство эстетического воспитания обучающихся с нарушением слуха в системе дополнительного образования

  • Выполнила: студентка группы ПДО-1703 Слипакова Ксения Кемерово 2020 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3

  • 1.1 Сущность и характеристика понятия «эстетическое воспитание» в психолого-педагогической литературе и практике 7

  • Предмет исследования

  • Методологическую основу исследования составили

  • Методы исследования

  • Глава 1. Теоретические основы использования хореографии как средства эстетического воспитания обучающихся с нарушением слуха в системе дополнительного образования как педагогическая проблема

  • 1.1 Сущность и характеристика понятия «эстетическое воспитание» в психолого-педагогической литературе и практике

  • Курсовая работа. курсовая работа Слипакова. Курсовая работа Хореография как средство эстетического воспитания


    Скачать 39.68 Kb.
    НазваниеКурсовая работа Хореография как средство эстетического воспитания
    АнкорКурсовая работа
    Дата06.06.2022
    Размер39.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая работа Слипакова.docx
    ТипКурсовая
    #572125

    Департамент образования и науки Кемеровской области

    Государственное профессиональное образовательное учреждение

    «Кемеровский педагогический колледж»

    Кафедра педагогики и психологии.

    Курсовая работа

    Хореография как средство эстетического воспитания

    обучающихся с нарушением слуха

    в системе дополнительного образования

    дооформить правильно титул

    Выполнила: студентка группы ПДО-1703

    Слипакова Ксения

    Кемерово 2020

    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение 3

    Глава 1. Теоретические основы использования хореографии как средства эстетического воспитания обучающихся с нарушением слуха в системе дополнительного образования как педагогическая проблема 7

    1.1 Сущность и характеристика понятия «эстетическое воспитание» в психолого-педагогической литературе и практике 7


    Введение


    Творчество ( это не главенствующий термин в вашей работе) - Стоит начать с хореографии дает возможность выразить свой внутренний мир, но в то же время обучение танцам учит вниманию и сдержанности, пониманию и осознанию собственных ошибок. Дети учатся выражать многообразие эмоций во всевозможных хореографических постановках, учатся работать как в коллективе, так и индивидуально. Хореография приобщает детей к искусству, к прекрасному миру движений. Занятия хореографии способствуют выполнению программных задач на музыкальных - ритмических занятиях.

    Хореография в специальном учреждении является не только предметом творчества и достижений различных результатов, но и представляет себя в качестве оздоровительных – профилактических занятий. Такие занятия можно назвать – «танце - терапией». Первые теории о том, что танец можно использовать в лечебно – терапевтических целях разработали американские хореографы Марта Грэм и Дорис Хамфри. Сам же переход танца в терапевтическую деятельность произошел в 40-ые гг. ХХ века благодаря работе американской танцовщицы и преподавателя Мэрион Чейс. Она открыла возможности танцевально – двигательной терапии как самостоятельной дисциплины. Во всем в этом заключается основа танца, как средство лечения, раскрытия внутреннего мира, осознания чего - то нового. Для детей с нарушением слуха, у которых имеются другие нарушения, полезно заниматься ТДТ (танцевально – двигательная терапия), так как это способствует определенной коррекции поведения, развития психических процессов и ведет к ЗОЖ (здоровому образу жизни).

    В работе у вас акцент на эстетическое воспитание, а вы уходите в танцевально-двигательную терапию – вы не врач !!!

    В различные промежутки времени хореографии придавался большой смысл как средству художественно-эстетического становления подрастающего поколения. Исследовательские работы (К. Е. Халтурина, Ю.М. Симаева, А. Я. Коменский, А. С. Макаренко, Г. С. Лабковской, К. В. Гавриловец и др. фамилии по алфавиту ) подтверждают, что искусство хореографии является действенным средством формирования и гармонизации личности. Танец раскрывает у детей скрытые возможности. Искусство становиться новым средством общения с миром. Через движения и эмоции дети могут передать то, что они не могут сказать. В танцевальных постановках можно использовать жесты, которые являются обычным средством общения у людей с нарушением слуха. Главное остается не техника исполнения, а желание заниматься хореографией и постигать мастерство, как в целях оздоровления, так и в достижения мастерства танцевального искусства.

    Актуальность нашего исследования обусловлена существующим противоречием:

    между потенциальными возможностями использования хореографии как средства эстетического воспитания обучающихся с нарушением слуха и недостаточной практической разработанностью данной проблемы в системе дополнительного образования.

    Необходимость разрешения выявленного противоречия позволила нам сформулировать проблему исследования: каковы возможности хореографического искусства в эстетическом воспитании обучающихся с нарушением слуха.

    Цель: определить возможности хореографического искусства как средства эстетического воспитания обучающихся с нарушением слуха в системе дополнительного образования.

    Изложенное, определило выбор темы исследования: «Хореография как средство эстетического воспитания обучающихся с нарушением слуха в системе дополнительного образования»

    Объект исследования: хореография как средство эстетического воспитания личности

    Предмет исследования: хореография как средство эстетического воспитания обучающихся с нарушением слуха в системе дополнительного образования

    Гипотеза: использование хореографии как средства эстетического воспитания обучающихся с нарушением слуха в системе дополнительного образования будет эффективным, если:

    • выявлены особенности организации занятий по хореографии с обучающими с нарушением слуха.

    • проанализирован педагогический опыт использования хореографии как средства эстетического воспитания обучающихся с нарушением слуха в системе дополнительного образования,

    • определены оптимальные организационно-педагогические условия для использования хореографии как средства эстетического воспитания обучающихся с нарушением слуха в системе дополнительного образования

    Задачи:

    1. Охарактеризовать психолого-педагогические подходы к сущности понятия «эстетическое воспитание» в контексте научно-практических исследований

    2. Выявить особенности организации занятий по хореографии с обучающими с нарушением слуха.

    3. Проанализировать педагогический опыт использования хореографии как средства эстетического воспитания обучающихся с нарушением слуха в системе дополнительного образования,

    4. определить оптимальные организационно-педагогические условия для использования хореографии как средства эстетического воспитания обучающихся с нарушением слуха в системе дополнительного образования

    Методологическую основу исследования составили:

    • теоретические подходы к пониманию направления эстетического воспитания (Н.Ю. Куницына, С.М. Гитнер, Т.К. Короткин, Л.Б. Шалыт);

    • в области школьной педагогики и психологии – что именно ? (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.);

    • формирование и развитие личности средствами хореографической деятельности (М. С. Боголюбская, Т. Н., Е.В. Зоуля, Э.Ю. Магасумова).

    Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы, изучение передового педагогического опыта по проблеме исследования.

    Структура работы: работа состоит из введения, 1 главы, заключения, списка литературы.

    Глава 1. Теоретические основы использования хореографии как средства эстетического воспитания обучающихся с нарушением слуха в системе дополнительного образования как педагогическая проблема

    1.1 Сущность и характеристика понятия «эстетическое воспитание» в психолого-педагогической литературе и практике

    Эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. В жизни ребенка имеет воспитательное значение все, что его окружает: элементы быта, красота одежды, форма личных отношений и общения, эстетика и условия труда и развлечений - все это формирует восприятие прекрасного, и понимание безобразного в социуме и природном окружении. Цель современного эстетического воспитания не только показать личности и научить воспринимать красоту окружающего мира, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, но и вовлечь обучающихся в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. Ученые и практики ( Ф.И.) понимают, как важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в личности эстетическое отношение к жизни [Error: Reference source not found].
    Составьте план параграфа. Вы набрали общий материал и написали учебник по эстетическому воспитании.

    У ВАС должна быть учебно-исследовательская работа. Необходим анализ понятия

    Выстройте план параграфа.

    Кто ввел в науку и когда понятие эстетическое воспитание.

    Как это понятие с течением времени изменяло свою трактовку в ряде исследований. Дайте варианты этих трактовок. Какой позиции и какого автора вы придерживаетесь?

    Как это понятие понимается на современном этапе и трактуется учеными ? В работе нужны фамилии исследователей. Вы зачем в первом семестре составляли библиографию по теме и должны были прочитать работы этих исследователей!!!

    Структура и основные составляющие эстетического воспитания – опять в работах ученых и практиков.

    Далее переходите к понятию связи эстетического воспитания с хореографией. Когда это понятие появилось в науке ? ….

    В каких работах ученых и практиков это исследовалось, в каких направлениях.

    Как это отражено в работах, связанных с системой дополнительного образования ?

    прописать, где возможно свою позицию:

    -например:

    Мы разделяем позицию Иванова…..

    Под понятием эстетическое воспитание, вслед за Сидоровым мы понимаем:

    Мы считаем, что автор в целом трактует данное понятие достаточно широко
    Параграф переписать !!!
    В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности. Одним из таких факторов является эстетизация среды, отмеченная в работе Г. С. Лабковской. Главная задача эстетизации среды обитания по ее мнению сводится к достижению гармонии между создаваемой человеком второй природой и естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания органически связан с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества - проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды.

    Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее красоты - это главное, чему должна научить школа. Следующий фактор эстетического развития личности - эстетизация быта - выделяется в работах А. С. Макаренко, Г. С. Лабковской, К. В. Гавриловец и др. в своей педагогической работе уделял огромное внимание этому фактору коллектив надо украшать и внешним образом.

    Через всю совокупность отношений и осуществляется формирование нравственно- эстетического облика ребенка. Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Однако не все современные семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редко происходят разговоры о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не может быть и речи. Классный учитель должен помочь таким детям, постараться восполнить недостаток эмоционального опыта, особой заботой в классном коллективе.

    Задачей классного руководителя является проведение бесед, лекции с родителями по эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически воспитывать в любом предмете, есть более или менее эстетический элемент. Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала.

    Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников. Многие естественнонаучные понятия гармония, пропорция, мера симметрия и другие имеют непосредственное эстетическое содержание. Можно рассматривать пропорциональность различных прямоугольников, гармонические колебания, формы кристаллов, типы математических доказательств, физические, химические и математические формулы. Во всех этих случаях можно обнаружить красоту и гармонию, то есть проявление эстетического. Кроме того, опытные педагоги отмечают, что объяснение нового естественнонаучного термина и одновременное определение в нем эстетического элемента является одним из способов развития познавательной активности школьников.

    Процесс обучения приобретает для школьников привлекательные черты, абстрактный научный термин становится понятным. Все это способствует развитию интереса к самому предмету. Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности.

    Большой практический опыт в этом деле принадлежит А. С. Макаренко и С. Т. Шацкому [Error: Reference source not found]. В организованных ими воспитательных учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изобразительных кружках и студиях, проявляли себя в различных видах литературного творчества.

    Все это служило действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности. Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма разнообразны начиная от предметов естественно - математического цикла в школе и заканчивая шнурками на ботинках. Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность.

    Одним из самых эффективных средств развития эстетических чувств является музыка. Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия на человека, именно поэтому она может играть огромную роль в воспитании духовного мира школьников. Музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания.

    Преподаватели стараются подбирать на каждое занятие новый материал, произведения различные по характеру, настроению; чередовать разные виды работы, стремясь заинтересовать ученика и вовлечь в творческую деятельность [Error: Reference source not found].

    Немаловажным также считается индивидуальный подход к каждому ученику. Ведь каждый человек имеет собственный характер, особенные наклонности и вкусы. Необходимо стараться построить урок так, чтобы каждый ученик мог реализовать себя именно в том виде творчества, который ему более по душе.

    Другим важным средством эстетического воспитания является литература. В процессе занятий литературой школьник развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Однако, самым главным является то, что литература помогает взрастить нравственные и эстетические чувства у человека. Ведь погружаясь в мир художественного произведения, учащиеся знакомятся с характерами и судьбами людей, сочувствуют и переживают вместе с главными героями, тем самым учатся понимать настоящую жизнь, различать добро и зло, сострадать и помогать людям.

    Помимо литературы и музыки хотелось бы обратить внимание на уроки изобразительного искусства в современных школах, роль которого также неоценима в формировании любви к прекрасному в жизни и искусстве.

    Чтобы доказать особую важность занятий изобразительным искусством, необходимо проанализировать труды известных психологов и педагогов касательно данной проблемы.

    Впервые взгляды на обучение изложил великий чешский педагог Ян Амос Коменский. В «Великой дидактике» Я. А. Коменский изложил основы, на которых должно быть построено обучение. Общим из основных принципов он считает наглядность. Требование Я. А. Коменского о наглядности обучения включает в его процесс внешние чувства обучающихся.

    О важном значении рисования высказывал свое мнение выдающийся французский философ-педагог Жан-Жак Руссо. По мысли Руссо, рисование является занятием, развивающим органы чувств, оно приучает наблюдать. Он считал, что занятия должны протекать среди природы, так как общение с природой воспитывает любовь к ней и к ее красотам.

    Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. При постоянном общении с природой, во время работы с естественным материалом пробуждаются чувства прекрасного, развивается художественный вкус, приобретаются трудовые навыки [Error: Reference source not found].

    Следует подчеркнуть нравственно- эстетическую сторону отношения личности к природе и ее воздействие на личность. Природа - неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к природе отражено во многих художественных произведениях литературы и искусства, с которыми знакомятся школьники. Подлинно гуманные чувства развиваются как продолжение тех отношений, которые человек устанавливает между собой и природой. Вся духовная жизнь человека тесно связана с природой и это определяет использование природы как средства нравственно - эстетического воспитания.

    Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие [Error: Reference source not found].

    Нравственно -эстетическое обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности ребенка в школе. Радостная, доброжелательная атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность к получению знаний. Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства.

    Школа основывает свою работу на единой системе нравственного и эстетического воспитания и ставит перед собой следующие задачи: вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний; вовлекать обучающихся в художественно – творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре; развивать вкус, творческие особенности детей; формировать духовные качества, высокие эстетические чувства. Для осуществления этих задач необходимо использовать следующие пути: постоянная связь с жизнью, широкие межпредметные связи; упор на задания познавательного и творческого характера, творческие уроки; проведение любого урока на высоком эстетическом уровне; обобщение знаний через внеклассную работу.

    Формы эстетического воспитания весьма разнообразны начиная от предметов естественно- математического цикла в школе и заканчивая «шнурками на ботинках». Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. В этом смысле к важным источникам эстетического опыта детей относится и искусство, так как: «Искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании».

    Существует несколько способов обеспечения эстетического воспитания младших школьников посредством синтеза искусств во внеклассной работе:

    • Интегрирование внеклассных мероприятий по различным дисциплинам при участии учителей разных специальностей;

    • Подчинение внеклассных мероприятий по различным дисциплинам решению общих задач эстетического воспитания; Использование эстетических знаний, приобретенных на уроках или мероприятиях по разного рода дисциплинам;

    • Использование внеклассных мероприятий по одним предметам для решения задач эстетического воспитания на внеклассных мероприятиях по другим.

    Перечисленные способы способствуют осуществлению эстетического воспитания во внеклассной работе с использованием синтеза искусств при условии систематического включения их в общую систему педагогически целесообразных связей, организуемых в коллективах младших школьников.

    Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

    • метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

    • метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

    • метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире.


    написать администратору сайта