план. план курсовой. Курсовая работа Игра как средство развития детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию
Скачать 37.77 Kb.
|
Курсовая работа «Игра как средство развития детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию». Оглавление Введение Глава 1. Теоретические основы использования игры в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические основы развития личности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Особенности развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Виды игр для развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию детей дошкольного возраста средствами игры на занятиях по рисованию (+возраст). 2.1. Выявление уровня развития изобразительных навыков и умений у детей дошкольного возраста. 2.2. Использование игры как средство развития детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию. 2.3. Результаты исследования. Заключение Список используемых источников 1.3.Виды игр для развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. На занятиях изобразительной деятельности возможно использование следующих видов игр: - дидактические игры и упражнения - творческие - сюжетно-ролевые - игры на развитие мелкой моторики рук - игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы - игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий, - игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства - игры-задания - игры – соревнования. Дидактические игры и упражнения. Вопросы использования дидактических игр в детском саду изучались рядом исследователей (В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, А. А. Смоленцева, Е. И. Удальцова и др.). К настоящему времени установлены функции дидактических игр, определено их место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выявлены особенности и специфика дидактических игр, разработано содержание игр по разным разделам воспитательно- образовательной работы, методы и приемы руководства ими со стороны педагога. Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям. Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает. Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя». Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки. Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения. В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве. Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за воспитателем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу. Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер — предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи. По форме упражнения могут быть: изобразительными (рисунок, живопись, лепка); устными (ответы по теоретическим вопросам); письменными (анализ произведений искусства). Упражнения могут носить характер зрительного диктанта. Ученики копируют действия учителя. Ценность этого вида упражнений заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе. Выполняя действия «под диктант», школьники перенимают правильные, профессиональные приемы работы. При этом вырабатываются наблюдательность, аккуратность, улучшаются темп и ритм работы класса. Зрительный диктант может применяться во всех видах работы: в рисовании, лепке, конструировании. Целесообразно проводить упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок. Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему. Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов. На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр: внимание; развивающие глазомер; тренирующие наблюдательность; развивающие творческие способности; воздействующие на эмоции и чувства; раскрывающие личностные возможности ребенка. Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца. Творческие игры. Основой творчества является деятельность воображения. Воображение, фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Творческое воображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности. Оно является одним из психологических факторов научного и технического прогресса. Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития, индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента). Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Интересы ребенка проще, элементарнее, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях: Детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла; Юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»; Зрелость– подчинение воображения уму, интеллекту. Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано. Л. С. Выготский отмечал, что детское воображение развивается относительно независимо от рассудка, и поэтому недостаточно контролируется ребёнком. Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. Сюжетно – ролевые игры. Без игры жизнь ребёнка невозможна. Игра приоритетный вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она имеет огромное значение для его всестороннего развития. Передавая в игре впечатления окружающей жизни, ребёнок заново переживает жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Впечатления углубляются, уточняются, действуют по-новому. В этом игра во многом схожа с изобразительной деятельностью. Отражая впечатления в образах игры, изобразительной деятельности, ребёнок испытывает эстетические и нравственные чувства. И этот факт даёт педагогу возможность связать воедино игру с изобразительной деятельностью. Речь идёт об углублении у детей переживаний, расширении представлений о мире, обогащении творчества. Игровая форма захватывает детей, повышает эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию. И это понятно: ведь вся группа объединена общей целью, единым – положительным – отношением к деятельности, результаты которой компонуются в общую композицию. Кроме того, в совместной работе каждый ребёнок выполняет посильное для себя изображение. Важное место в жизни ребёнка – как средство обогащения, развития – занимает сюжетно-ролевая игра. Отсюда понятно, какое значение имеет связь изобразительной деятельности с этим видом игр. Связь эта может выражаться в создании предметов для игры, отражении игровых сюжетов в аппликациях, рисунках, лепке. В младших группах это вылепленные из пластилина «угощения» для кукол (баранки, конфеты, печенье), «продукты» для игры в магазин (фрукты, овощи, ягоды, сладости). Тема эта, но уже с усложнением продолжается и в старших группах. Под усложнением следует понимать создание декоративно оформленных предметов (занавески, скатерти, салфетки, коврики, посуда) для кукольной комнаты. Так с помощью разнообразных материалов и разнообразных способов изображения дети учатся передавать свои впечатления. Изображать ход игры, игровые образы детям значительно интереснее, нежели просто рисовать, вырезать или наклеивать что-то. Пережитое в игре окрашивает художественную деятельность положительными эмоциями; своим рисунком, лепкой, аппликацией ребёнок рассказывает о том, во что и как он играл. Задача педагога в этой связи – помочь своему воспитаннику, скажем, вспомнить те игровые эпизоды, которые наиболее интересны и которые он может передать. Известно, содержание игр определяется впечатлениями, полученными из разных источников. Чем богаче впечатления, тем богаче они отражаются в творчестве. Игра пробуждает фантазию, рождает новые образы. Это и есть яркое проявление творчества, определенное взаимосвязью игры и изобразительной деятельности. Игры на развитие мелкой моторики рук. Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Я считаю, что для всестороннего развития ребенка данный вид деятельности имеет большое значение, способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Благодаря ей развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Особенностью изобразительной деятельности является то, что для её осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. В процессе создания изображения рука ребёнка должна действовать в зависимости от применяемой техники и используемого орудия (карандаша, мелка, ватной палочки и т. д., которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством воспитателя. Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительной деятельности и учитывая возможности детей, всегда стараюсь обогатить техническую сторону детского рисования путём разнообразия способов работы с традиционными (цветные карандаши и краски) и новыми материалами — графитный и угольный карандаши, акварель, цветные восковые мелки, а также сочетания в одном рисунке разных материалов и техник. Это способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. В зависимости от возраста детей использую такие нетрадиционные техники, как «Пальчики-палитры», «Печатание», «Рисование ладошками», «Рисование ватной палочкой», «Тычок жёсткой кистью», использование трафаретов, шаблонов способствуют воспитанию правильного движения руки, развитию зрительно-моторной координации, существенно расширяют графические возможности детей, закрепляют знания сенсорных эталонов. На занятиях лепкой знакомила детей с пластилином и его свойствами: мягкий, хорошо мнется в руках, легко делится на части и снова соединяется в комок, из него можно лепить. Учила отрывать кусочки от общего комка, мять маленькие кусочки, видоизменять форму, катать между ладонями, лепить простейшие формы, находить в них сходство с предметами. Данный вид изобразительной деятельности использую в работе часто, поскольку он вовлекает в работу движение рук, зрительное восприятие, оказывает огромное влияние на развитие психических процессов, таких как внимание, память, мышление, воображение, речь. Лепка доступна детям различной степени одаренности, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и подготовки руки к письму. Дети с удовольствием «рисуют пластилином» весёлых зверей, салфеточки с узорами, осенние пейзажи и т. п. Положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает и аппликация из различных материалов. Коллективные и индивидуальные работы, выполненные в технике салфеточной аппликации, отличаются оригинальностью, красочностью, художественным вкусом. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев дети получают комочки, которые используются для заполнения контура рисунка. В результате получаются чудесные «Цыплята», «Кудрявая берёзка» и т. д. Очень нравится моим воспитанникам выполнять аппликацию из круп («Гусь», «Медвежонок», «Красивая ваза», «Грибок», из ваты («Снеговик», «Снежный кролик», а также в технике обрывной аппликации, когда все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет детям возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании разных работ. Таким образом, изобразительная деятельность способствует развитию у ребёнка: -Мелкой моторики рук и тактильного восприятия; -Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; -Внимания и усидчивости; -Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. -Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе. Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы. Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение. 1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур. Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику). 2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?». Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения. Темы, при изучении которых может быть использована данная игра: Изображения на плоскости. Выполнение натюрморта «Мир моей бабушки». Выполнение декоративной композиции «Коробейник». Составление композиции натюрморта из вылепленных предметов. 3. Игра-головоломка. Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер. Восприятие искусства. Беседа «Анималистический жанр». ДПИ; форма, пропорции, конструкции. «Фантастическое животное, птица, рыба». 4. Дополните изображение. Нитепечатанием учащиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения. форма, пропорции, конструкции. «Фантастическое животное, птица, рыба». 5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела. Упражнение на логическое мышление. Форма. Рисование с натуры предметов простой формы . Выполнение натюрморта с натуры . 6. Составьте из готовых геометрических фигур орнамент. Упражнение на закрепление знаний об особенностях орнамента. Эстетическое восприятие действительности. 7. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе. Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики. Выполнение мозаичного панно . 8. Танграм (старинная китайская головоломка) Сложить из фигур сотню картинок Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий. Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер. 1. Продолжите цепочку слов. Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка... 2. Объясните значение слова. Например:ритм — это…, дизайн — это… 3.Сгруппируйте слова по жанрам (видам). На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы. Изображение на плоскости. Пейзаж. Восприятие искусства. Беседа «Искусство в жизни общества и человека». 4. Вычеркните лишнее слово. Упражнение носит характер упражнение № 3, т. е. обобщающий, контролирующий. Оценка устных ответов. 5. Блиц-контроль (вопрос — ответ). Для проведения блиц-контроля можно использовать «волшебный куб». На столе учителя куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету, грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, дизайн. Ведущий поворачивает куб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания. 6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово». Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока. Например:г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д. 7. Соедини высказывания с помощью стрелок.
8. Загадочное письмо Учащиеся получают шаблоны яиц, прялок, разделочных досок и спомощью символов рисуют пожелания, написанные с обратной стороны шаблона. Желаю не болеть и защищу вас от несчастья и дурного глаза (рисунок солярных знаков). Желаю богатого урожая Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства. Давно подмечена парадоксальность эстетического, художественного восприятия. Оно предъявляет к произведениямодновременно противоположные требования: с одной стороны требование соответствия жизненной правде, с другой - отлета от нее, условности изображения. Установка на восприятие художественного произведения оказывается двоякой. Читатель, с одной стороны, должен понимать, что перед ним не сама жизнь, а ее отображение, художественный вымысел, а с другой стороны, он должен воспринимать изображение этой жизни, как своеобразную действительность, верить в нее. И вместе с тем «и первая, и вторая установка не пассивное состояние, в которое ввергает читателя автор и его произведение. И первая, и вторая установка – особая деятельность сознания читателя, особая работа его воображения, сочувствующего внимания и понимания. В результате этой активности читатель осуществляет в процессе чтения своеобразную диалектику. Он одновременно и видит, что движущиеся в поле его зрения образы – образы жизни, и понимает, что это не сама жизнь, а только ее художественное отображение» В. Ф. Асмус Родство игры и искусства для ребенка, может в какой – то мере объяснить и своеобразие его установки на художественное восприятие. Поскольку игра - ведущая деятельность ребенка, поэтому игровой способ познания действительности оказывается основным в любой творческой деятельности ребенка дошкольного возраста, в том числе и в восприятии им художественного произведения. Игра и восприятие развиваются в самом тесном взаимовлиянии. Установка на восприятие художественных произведений формируется внутри игры, и самый процесс восприятия тесно связан с игровой деятельностью. Восприятие художественного образа возможно только при соотнесении изображения с тем, что известно читателю об изображаемом. Иначе никакой картины в воображении читателя (слушателя) не получится, т. е. ребенок должен не просто отличать изображение от изображаемого, но и уметь их соотносить. Изображение динамически соотносится в воспринимающем сознании с изображенным явлением. Таким образом, ребенок, освоив функции предметов, овладев переносом функций, осваивает и единство функций и формы, т. е. содержания и формы, а тем самым постигает условность, являющуюся средством выражения художественной правды. Детское восприятие, как вообще восприятие художественное, становится парадоксальным. «С одной стороны, одно предполагает осознание художественной правды и ее соотнесение с правдой жизни, с жизненным опытом, а с другой – развивающуюся по особым законам условность» (Запорожец А. В.) - игры-задания ( не нашла) - игры – соревнования.(не нашла) |