Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА

  • СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ

  • Глава 2 2. КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА НОВОГО ВРЕМЕНИ

  • Заключение

  • Предмет исследования

  • Практическая значимость

  • Инфекционные болезни в древней Руси (конец IX – середина XIII вв.)

  • Инфекционные болезни в западной Европе в период рассвета нового времени.

  • ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ ЗВЕРЕВ. Курсовая работа Клиническая медицина нового времени инфекционные болезни и эпидемиология


    Скачать 77.41 Kb.
    НазваниеКурсовая работа Клиническая медицина нового времени инфекционные болезни и эпидемиология
    Дата22.03.2018
    Размер77.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГОТОВАЯ КУРСОВАЯ ЗВЕРЕВ.docx
    ТипКурсовая
    #39150
    страница1 из 3
      1   2   3

    Министерство образования и науки российской федерации

    ФГБОУ ВО "Бурятский Государственный Университет"

    Медицинский институт

    Кафедра " Общественного здоровья и здравоохранения"

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    «Клиническая медицина нового времени: инфекционные болезни и эпидемиология»

    Выполнил студент:

    Зверев Михаил

    1 курса группы 141710

    Научный руководитель:

    Кандидат медицинских наук

    Старший преподаватель

    Иванова Ю. В.

    Улан-Удэ

    2017 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……....….............3

    Глава 1

    ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМЕНИ

    1. Становление науки……………………………………...........................….5

    1.1. Инфекционные болезни в древней Руси (конец IX – середина XIII вв.)……………………………………………...…………………...........…......9

    1.2. Инфекционные болезни в западной Европе в период рассвета нового времени.……….……………………………..………………………………..11

    1.3. Эпидемиология в западной Европе в эпоху Возрождения (XV-XVII вв.)…………………………...………………………………..………………..14

    1.4. Инфекционные болезни в Московском государстве…………...……18

    1.5. Новое время (вторая половина XVII – начало XX в.)………………..21

    Глава 2

    2. КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА НОВОГО ВРЕМЕНИ

    2.1. Развитие медицины нового времени …………………………………...29

    2.2. Характерные черты медицины нового времени………………….…....30

    2.3. 2.3. Эмпирический период.……………....................................................31

    Заключение………………………………………………………...…............38

    Список использованных источников. ..…………………………………..39

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность данной работы заключается в распространенности инфекционных болезней и развитии эпидемиологии в период нового времени. Эпидемиология (греч. epidemia — от epi — над, demos — народ; logos — учение) — наука о причинах и законах массового распространения инфекционных болезней, методах их профилактики и ликвидации.

    Еще за несколько тысяч лет до новой эры у древних народов обнаруживались первые попытки противоэпидемических и профилактических мероприятий. Так, в древнейшей китайской медицине, начиная с XII века до н. э. в особую группу выделялись эпидемические болезни и даже принимались меры по изоляции инфекционных больных.  Имеется Упоминание о самоизоляции и о правилах эвакуации из зачумленных городов. Тогда указывалось, что чума — результат предшествующей заболеваемости, что бешенство у человека начинается с укуса бешеным животным, проказа в результате длительного контакта здорового человека с больным. Указывалось что холера возникает в долинах больших рек и в жаркое время года. Таким образом, все это уже в древнейшие времена привело ко многим полезным эмпирическим выводам. 

    Предмет исследования: Клиническая медицина нового времени: инфекционные болезни и эпидемиология.

    Цель исследования: Изучение периодов становление развития учений об инфекционных болезнях нового времени, а так же сформировать представление о данной науки в целом.

    В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

    1) Проанализировать существующие литературные и интернет источники по истории медицины.

    2) Произвести обзор и анализ клинической медицина нового времени.

    3) Изучить влияние инфекционных болезней на определенные периоды времени.

    4) Определить важность развития эпидемиологии и учений об инфекционных заболеваниях.

    Для реализации задач проведена работа, в которую были включен следующий метод исследования:

    Аналитический - изучение вопросов, связанных с эпидемиологией и инфекционными болезнями а так же клинической медицине в период нового времени по литературным и интернет источникам.

    Практическая значимость исследования заключается в повышении уровня знаний в данной теме.



    1. Становление науки

    Как наука эпидемиология сформировалась в XIX в., однако ее корни уходят в историю древнего мира, когда задолго до раскрытая природы заразных болезней врачи оказались перед необходимостью борьбы с ними.

    О заразных болезнях сообщают индийские аюрведы и Законы Ману, иероглифические письмена древнего Китая, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, труды историков, философов и врачей. Здесь необходимо отметить, что работа «Гиппократова сборника» — «Эпидемии» посвящена не заразным болезням, а неинфекщионным, широко распространенным среди народа заболеваниям (см. с. 101). Особое распространение заразные болезни получили в средние века, когда велись частые захватнические войны и крестовые походы, а рост городов способствовал скученности населения и ухудшению санитарно-гигиенических условий жизни.

    Становление эпидемиологии как самостоятельной отрасли медицины связано с именем выдающегося ученого эпохи Возрождения Джироламо Фракасторо (1478—1553), который заложил основы учения о «контагии» — живом заразном начале, выделяемом больным организмом (см. с. 194). Учение о «контагии» значительно поколебало бытовавшие ранее представления о «миазмах» — «заразных испарениях» в воздухе, которые, как полагали сторонники учения о «миазмах», вызывают эпидемии повальных болезней, выделяясь из почвы и воды при определенных условиях (особенно в связи с процессами гниения).

    На протяжении всей истории нового времени на земном шаре продолжали свирепствовать эпидемии — массовые инфекционные заболевания в масштабах города, страны, региона— и пандемии (греч. pandemia— весь народ в целом)—необычайно сильные эпидемии, охватывавшие несколько стран и континентов. Они поражали огромные массы населения. Их география неуклонно расширялась.

    В XVI—XVII вв. в мире повсеместно распространилась оспа— одна из древнейших инфекционных болезней, известная в Старом свете еще с III тысячелетия до н. э. В начале XVI в. она впервые была завезена испанскими конкистадорами на Американский континент. Число жертв только на территории современной Мексики составило 3,5 млн человек. До введения оспопрививания по методу Э. Дженнера только в Европе оспой ежегодно заболевало около 10 млн человек, из которых умирало от 25 до 40%.

    Высокая смертность от инфекционных болезней, которая, как правило, превышала человеческие жертвы во время военных действий, была связана также с частыми эпидемиями гриппа. Только в XVIII в. из семи крупных эпидемий гриппа четыре приняли характер пандемий.

    В 1817 г. из Индии в Европу впервые была завезена холера, которая до того времени была распространена только в пределах Юго-Восточной Азии (долины рек Ганг и Брахмапут-ра были эндемичными очагами холеры) . В течение последующего столетия мир потрясли шесть пандемий холеры. Они имели катастрофические последствия для всех'материков земного шара. В XIX в. только в России было восемь эпидемий холеры, в результате которых погибло более 2 млн. человек. Начало изучению этой «новой» для России болезни положили врач-декабрист Н. Г. Смирнов (1829), И. Е. Дядьковский, М. Я. Мудров (1831).

    Огромный ущерб человечеству нанесли также эпидемии желтой лихорадки и сыпного тифа, столбняк и малярия, дизентерия и гельминтозы.

    Однако самыми опустошительными были эпидемии чумы. После второй ее пандемии (1346—1348), вошедшей в историю под названием «черная смерть» и унесшей треть жителей Европы, вспышки чумы периодически повторялись в разных странах мира: Англии (Лондон, 1665), Франции (Марсель и Тулон, 1720—1721), России (Москва, 1654—1655, 1770—1772) и т. д. В 1892 г. в Юго-Восточной Азии зародилась третья пандемия чумы. Выйдя за пределы, континента через портовые города, она в короткие сроки охватила Европу, Африку, Австралию, Северную и Южную Америку. За 10 лет своего погребального шествия третья пандемия чумы унесла более 12 млн человеческих жизней.

    В России деятельное участие в борьбе с эпидемиями чумы в различных городах страны принимал Данила Самойлович Самойлдвич (1742—1805). Получив медицинское образование в Петербурге, он продолжил его в Страсбурге и Лейдене, где в 1780 г, защитил докторскую диссертацию. После этого в течение трех лет он знакомился с организацией медицинского дела в Англии, Франции, Германии и Австрии.

    Д. С. Самойлович признавал живую природу возбудителя заболеваний, был сторонником контагиозной теории распространения инфекции и впервые выдвинул идею о специфичности чумы. Используя один из первых микроскопов системы Деллебара, он предпринимал попытки обнаружить в выделениях больного и тканях умерших этот микроорганизм — возбудитель чумы, который был открыт почти столетие спустя французским ученым А. Йер-сеном (A. Yersin, 1894).

    Во время «моровой язвы в столичном городе Москве» в 1770—1772 гг. Д. С. Самойлович работал в «Комиссии для предохранения и врачевания от моровой язвы» (рис. 138), испытывал на себе дезинфицирующее действие средств, предложенных комиссией, и обжигал при этом руки так, что «знаки как бы рытвин и разрывов оставались на них по смерть его». Самойлович многократно одевал на себя снятую с больных чумой и окуренную дымом одежду, доказывая тем самым эффективность предлагаемых мер защиты от инфекции. Опыт борьбы российских врачей с «моровой язвой» в Москве обобщен в фундаментальном труде старшего доктора Генерального сухопутного госпиталя А. Ф. Шафонского.

    Будучи главным доктором Юга России, Д. С. Самойлович активно участвовал и в борьбе с эпидемиями чумы в Крыму, Херсонской и Екатеринославской губерниях. Впервые в России он дал подробное описание клинической картины чумы, изучил условия ее распространения и патологическую анатомию чумы.

    В 1803 г. он предпринял первую попытку инокуляции против чумы, используя для этого содержимое созревшего бубона больного чумой. Таким образом он пытался найти способ прививки ослабленного заразного начала: «...сбудется чаяние мое... и увидим мы все, что моровая смертоносная язва, заразоносящая чума столь же в народе уже не будет опасною, как и оспа самая, паче же оспа прививная». Многолетние исследования Д. С. Самойловича обобщены в его фундаментальном труде «Описание микроскопических, исследований о существе яду язвенного» (1792—1794), изданном в Петербурге, а также в работе «Memoi-re sur la peste, qui, en 1771, ravagea 1'empire de Russie, surtout Moscow, la capitale» (Париж, 1783) и др. Международным признанием заслуг Д. С. Са-мойловича в борьбе с чумой явилось избрание его почетным членом 12 зарубежных академий.

    В истории человечества чума была самым грозным инфекционным заболеванием. Во время походов Наполеона в Египет и Сирию (1798—1799), когда жертвы от чумы превышали потери от военных действий, Наполеон предпринял известное посещение чумного госпиталя в занятом французской армией древнем городе Яффе на восточном берегу Средиземного моря (рис. 139). Демонстрируя прежде всего свое величие и смелость, он пытался также показать, что не каждый заболевает в пораженном чумой городе, и таким образом успокоить трепетавшее перед чумой население.

    Изучение чумы, так же как и других инфекционных заболеваний, было эмпирическим вплоть до второй половины XIX в., когда сформировалась новая наука — бактериология, основоположником которой явился Р. Кох (см. с. 249). Бактериология открыла возможности для научно обоснованных противочумных мероприятий, завершившихся полной ликвидацией эпидемий чумы на земном шаре в XX в. Этапами этого. пути являются открытие возбудителя чумы (Г. И. Минх, 1878; А. Иерсен, С. Китазато, 1894), доказательство участия крыс (А. Йер-сен, 1894) и роли блох (М. Огата, 1898) в распространении инфекции, разработка учения о природной очаговости (Д. К. Заболотный, 1899) и создание эффективной вакцины против чумы (В. М. Хавкин и др., 1897— 1926).

    Таковы основные вехи многовековой борьбы человечества с самыми опасными инфекционными болезнями.

    Начиная со второй половины XIX в. эпидемиология и учение об инфекционных болезнях развивались в тесной связи с успехами бактериологии (Л. Пастер, И. И. Мечников, Р. Кох), иммунологии (И. И. Мечников, П. Эр-лих), вирусологии (Д. И. Ивановский) и других медико-биологических дисциплин, а также в связи с началом социально-гигиенических исследований (см. с. 313—316).

    Открытие возбудителей ряда инфекционных заболеваний (табл. 11) сделало возможным научно обоснованное их изучение и ликвидацию этих заболеваний в масштабах государств, регионов, континентов, а порой и всего земного шара (например, ликвидация оспы).

      1. Инфекционные болезни в древней Руси (конец IX – середина XIII вв.)

    На примерах русских летописей можно определить, что наряду с многочисленными описаниями болезней князей и представителей высшего сословия (бояр, духовенства) даны ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли «мором», «моровым поветрием» или «повальными болезнями». За период с XI по XVIII вв. в летописях упоминается о 47 «морах». Начинались они, как правило, в пограничных городах – Новгороде, Пскове, Смоленске, через которые проезжали иноземные купеческие караваны. Гибель десятков тысяч жителей Смоленска во время эпидемии 1230 г. Свидетельствует, что болезнь была чрезвычайно заразной и сопровождалась высокой смертностью.

    Понимание «прилипчивости» заразы побуждало население к организации мер по ограничению зараженных мест – «запиранию заморных мест» (улиц или домов, где были больные). Когда эпидемия охватывала все селение или город, на дорогах, ведущих к нему, организовывали заставы; в лесах устраивали засеки. Однако вплоть до XIV-XV вв. хоронить умерших от заразных болезней продолжали по религиозным ритуалам на кладбищах при церквах, что способствовало распространению заразы. Так, в 1352 г. во время мора во Пскове на церковных дворах скапливалось по 30 умерших и более, поэтому приходилось класть по трое или по пять в один гроб. Только в XVI в. умерших во время мора начали хоронить на пораженной территории или за пределами населенных мест.

    В то же время в народе сохранялись представления о том, что моровые поветрия возникают от сверхъестественных сил, изменения положения звезд, Божьего гнева, перемены погоды. В русских народных сказках чума изображалась женщиной огромного роста с распущенными волосами и в белой одежде, холера – в образе злой старухи с искаженным лицом. Недопонимание того, что основную опасность представляют грязь и нищета, приводило несоблюдению правил гигиены, усиливало эпидемии и идущий следом за ним голод. В стремлении прекратить повальные болезни народ шел на самые отчаянные меры. Например, когда в Новгороде в XIV в. разразилась чума, горожане в течение 24 часов строили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до наших дней. И все же ни строительство церквей, ни молитвы не спасали народ от бедствий – эпидемии в Европе уносили в то время десятки тысяч человеческих жизней. Самое большой число эпидемий на Руси было в период нашествия золотой орды (1240-1480 гг.).


      1. Инфекционные болезни в западной Европе в период рассвета нового времени.

    Опустошительные эпидемии и пандемии инфекционных болезней возникали во все периоды истории человечества. Число их жертв достигало, а порой и превышало потери во время военных действий.

    Достаточно вспомнить пандемию гриппа во время первой мировой войны, вошедшую в историю под названием «испанка» и поразившую 500 млн человек, из которых умерло около 20 млн.

    И все же самые печальные страницы в истории инфекционных болезней связаны с периодом Средневековья в Западной Европе, где особенности социально-экономического, политического и культурного развития феодальных государств в значительной степени способствовали распространению массовых заразных болезней.

    Большинство западноевропейских городов появились к концу XI в. однако водопроводы и водоотводы в них стали сооружаться лишь к концу классического периода (в Германии, например, с XV в.). Для сравнения отметим, что древнейшие из известных на нашей планете санитарно-технические сооружения (колодцы, канализация, бассейны, комнаты для омовений) были построены в середине III тысячелетия до н.э. в длине р. Инд в городах Хараппа, Мохенджо-Даро, Чанху-Даро и др. на территории современного Пакистана; а водопроводы в древнем Новгороде появились уже в X в.

    В средневековых городах весь мусор и пищевые отходы выбрасывали прямо на улицы. Узкие и кривые, они были недоступны для лучей солнца. В дождливую погоду улицы превращались в непроходимые болота, а в жаркий день в городе было трудно дышать из-за едкой и зловонной пыли. Понятно, что в таких условиях повальные болезни не прекращались, а во время эпидемий чумы, холеры, натуральной оспы и других болезней именно в городах была самая высокая смертность.

    Широкому распространению многих заразных болезней способствовали также крестовые походы – военно-колонизационные компании европейцев в странах Восточного Средиземноморья (1096-1270 гг.), осуществлявшиеся во имя спасения христианских святынь в Палестине, находившихся во власти мусульман. Практическая цель походов – приобретение новых земель на Востоке – не была достигнута. Однако для западной Европы они имели значительные политические и культурные последствия.

    В том числе был создан могущественный рыцарский орден госпитальеров, которые ухаживали за больными и немощными. По примеру Востока в западноевропейских городах стали строить госпитали светского типа – до этого больницы в Западной Европе (как и в Византийской империи) создавались при монастырях и кафедральных соборах, например, Дом Божий в Лионе (VI в.) и Париже (VII в.) и др. В Европе появились гречиха, рис, абрикосы, арбузы, вошел в употребление сахар, были заимствованы некоторые восточные обычаи (ношение бороды, омовения, горячие бани).

    Но именно во время крестовых походов наиболее широкое распространение получила проказа (греч. lepra). В Средние века ее считали неизлечимой и особо прилипчивой болезнью (т.е. появились представления о заразности этой болезни при общении с заболевшими). Человек, который признавался прокаженным (греч. leprosus), изгонялся из общества. Его публично отпевали в церкви, а затем помещали в лепрозорий (приют для прокаженных), после чего он считался мертвым как для церкви, так и для общества. Он не мог ничего зарабатывать или наследовать, поэтому прокаженным представлялась свобода просить милостыню. Им выдавалось особое платье из черной материи, специальная шляпа с белой лентой и трещотка, звуки которой должны были предупреждать окружающих а приближении прокаженного. При встрече с прокаженным он должен был отступать в сторону. Вход в город разрешался прокаженным только в определенные дни. Делая покупки, они должны были указывать на них специальной тростью.

    Идея изоляции прокаженных от общества возникла на востоке (Армения, III в.). В Западной Европе первый лепрозорий был открыт в 570 г. Как уже упоминалось, в XII в. в связи с тяжелыми последствиями крестовых походов был создан монашеский орден для призрения прокаженных – орден Св. Лазаря, после чего приюты для прокаженных стали называться лазаретами (итал. lazaretto). После крестовых походов, когда лепра распространилась в Европе как никогда и нигде в истории человечества, количество лепрозориев на континенте достигло 19 тысяч. Только во Франции времен Людовика VIII (ее территория тогда было вдвое меньше современной) насчитывалось около 2 тыс. лепрозориев. В эпоху Возрождения в связи с улучшением санитарного быта городов лепра в Западной Европе почти полностью исчезла.

    Другой страшной повальной болезнью периода Классического Средневековья была чума. В истории чумы известны три колоссальные пандемии. Первая – «чума Юстиниана», которая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет. В разгар эпидемии в 542 году только в Константинополе ежедневно умирали тысячи человек. Вторая и самая зловещая в истории Западной Европы пандемия чумы – «черная смерть» середины XIV в. Третья – пандемия чумы, начавшаяся в 1892 г. В Индии (где погибло более 6 млн человек) и отразившаяся эхом в XX в. на Азорских островах, в Южной Америке и других районах земного шара, где долго не умолкал ее черный звон.

    «Черная смерть» 1346 – 1348 гг. была завезена в Европу через Геную, Венецию и Неаполь. Начавшись в Азии, она опустошила Фракию, Македонию, Сирию, Египет, Кипр, Сицилию, территорию современных государств Италии, Греции, Франции, Англии, Испании, Германии, Польши, России. Гибель заболевших наступала через несколько часов после заражения. В Кесари никто не остался живым, в Неаполе умерло около 60 тысю человек, в Генуе – 40 тыс. (50% населения), в Венеции – 100 тыс. (70 %), в Лондоне – 90 %. Живые не успевали хоронить мертвых.

    Такие народные бедствия, как война или голод, «кажутся ничтожными пред ужасами повальной болезни, которая по умеренным подсчетам похитила по всей Европе около трети жителей», - писал немецкий историк медицины Г. Гезер. Всего на Земном шаре в XIV в. погибло от чумы более 50 млн человек.

    Задолго до разработки научного обоснования мер борьбы с инфекционными болезнями в средневековой Европе стали применять закрытие гаваней, задержание людей и товаров на прибывавших кораблях в течение 40 дней, откуда и возник термин «карантин» (итал. Quarantena; от quaranta gironi – сорок дней).

    Первые карантины были введены в портовых городах Италии в 1348 г. В 1403 г. На острове св. Лазаря близ Венеции были организованы лазареты для заболевших на морских судах во время карантина; к 1485 г. была разработана целая система морских карантинов и лазаретов, в которых лечили больных и изолировали людей, прибывших из зараженных местностей и стран. Так были заложены первые основы будущей карантинной службы.
      1.   1   2   3


    написать администратору сайта