Главная страница
Навигация по странице:

  • Курсовая работа Креативность личности детей младшего школьного возраста Выполнила

  • Научный руководитель

  • Объект исследования

  • Цель исследования

  • Методы исследования

  • Глава 1. Теоретические аспекты изучения креативности личности в младшем школьном возрасте. 1.1. Креативность личности

  • 1.2. Психологическая сущность креативности

  • 1.3. Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте

  • Вывод по первой главе

  • Курсовая работа на ДОРОБОТКУ(вносите изменения в этот вариант р. Курсовая работа Креативность личности детей младшего школьного возраста студентка 44 группы


    Скачать 93.09 Kb.
    НазваниеКурсовая работа Креативность личности детей младшего школьного возраста студентка 44 группы
    Дата26.04.2022
    Размер93.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа на ДОРОБОТКУ(вносите изменения в этот вариант р.docx
    ТипКурсовая
    #498740
    страница1 из 2
      1   2


    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Омский государственный педагогический университет»

    (Филиал ОмГПУ в г.Таре)

    Факультет педагогики, менеджмента и информационных технологий в образовании.

    Курсовая работа

    Креативность личности детей младшего школьного возраста

    Выполнила: студентка 44 группы

    Профиль «Психология и социальная

    педагогика»

    Шекова Ю.А..

    Научный руководитель:

    к.п.н., доцент

    Пузеп Любовь Геннадьевна

    .

    Неверный титульный лист

    Тара, 2021

    Содержание
    Введение …………………………………………………………………. 3

    Глава 1. Теоретические аспекты изучения креативности личности в младшем школьном возрасте……………………………………………………6

    1.1. Креативность личности в исследованиях зарубежных и отечественных психологов................................................................................... 6

    1.2. Психологическая сущность креативности личности………………9

    1.3. Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………. 13

    Выводы по первой главе………………………………………………… 20

    Глава 2. Экспериментальное исследование креативности личности в младшем школьном возрасте…………………………………………………. 21

    2.1. Организация и методы исследования креативности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………. 21

    2.2. Анализ результатов исследования креативности личности и их интерпретация …………………………………………………………………. 24

    2.3. Рекомендации по развитию креативности в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………. 28

    Выводы по второй главе………………………………………………… 30

    Заключение ……………………………………………………………… 32

    Список литературы ……………………………………………………. .34

    Приложение……………………………………………………………… 37


    Введение
    В условиях быстрого изменения окружающего мира возрастают требования общества к социализирующейся личности, ее гармоничному развитию. Гармоничное развитие личности предполагает адаптацию личности к сложным условиям жизнедеятельности, успешной самореализации в обществе, способности к постижению новых знаний и многообразия окружающего мира, культурных традиций и т.д. Изменения, происходящие в современном мире, влекут за собой проблему развития психических качеств личности. Важное место в современной психологии отводится проблеме развития креативности как одному из качеств развития и совершенствования личности. Креативность представляет собой фактор, способствующий установлению гармоничных взаимоотношений в обществе [13].

    Актуальность исследования развития креативности младших школьников состоит в том, что в данном возрасте происходит активное развитие творческих способностей и качеств личности, которые являются основными компонентами творческого мышления. Отсюда вытекает задача развития креативности младших школьников, заключающаяся в развитии общей способности к творчеству. Развитие креативности на разных возрастных этапах направлено на реализацию различных факторов, оказывающих влияние на характер учебно-познавательной деятельности: на манеру общения педагога и обучающихся, стиль семейного воспитания и т.д.

    Проблема развития креативности отражена в исследованиях Д Б Богоявленской, В.Н. Дружинина, O.K. Тихомирова, Н. С. Лейтеса, Я. А. Пономарева, В. Г. Ярошевского, А. М. Матюшкина, Э. Д. Телегиной, Дж. Гилфорда, Е. Торренса, Ф. Баррона, Д. Харрингтона и других.

    Сложившиеся к настоящему времени психологические подходы к данной проблеме имеют разные основания в определении сущности понятия «креативность»: рассмотрение креативности как свойства всей личности М.С. Бернштейн, Р. Е. Тафель, К. Роджерс, Е.П. Торренс и другие); понимание креативности как особенности интеллекта, уровня или свойства мышления (Д.Б. Богоявленская, А.В.Брушлинский, О.К.Тихомиров, Э.Д.Телегина, В.А.Терехов и другие); как способности (А.Д.Ермолаева-Томина, М.Воллах, Н.Коган, Г. Литтон), как потребности личности в поисково-преобразовательной деятельности индивида при условии активного взаимодействия с микросредой (В.Н.Козленко).

    Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение креативности, многообразие аспектов и подходов в определении природы креативности, в выделении условий реализации и развития креативных свойств личности значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. В частности, это относится к разработке проблемы развития креативности детей на разных возрастных этапах; определения механизмов проявления и формирования креативных свойств личности в разные возрастные периоды.

    Объект исследования: креативность личности младших школьников.

    Предмет исследования: особенности проявления и развития креативности личности младших школьников.

    Цель исследования: выявление и изучение особенностей развития креативности личности в младшем школьном возрасте.

    Задачи исследования:

    1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;

    2. Подбор методов исследования креативности личности младших школьников;

    3. Разработка рекомендаций по развитию креативности личности в младшем школьном возрасте.

    Методы исследования: анализ психологической литературы, педагогическая диагностика младших школьников.

    В исследовании использовались следующие психодиагностические методики:

    1. «Оценка уровня творческого потенциала личности»;

    2. «Диагностика уровня невербальной креативности»;

    3. «Диагностика личностной креативности» (Е.Е. Туник).


    Глава 1. Теоретические аспекты изучения креативности личности в младшем школьном возрасте.
    1.1. Креативность личности в исследованиях зарубежных и отечественных психологов
    Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко.

    «Креативность» (от английского слова «creativity») представляет собой уровень творческой одаренности личности, устойчивую характеристику личности способную к проявлению творчества [13, с. 40].

    Креативность – это процесс преодоления косности в мышлении, чувствах, общении. Креативный человек проявляет большую терпимость к обществу через следующие действия: признает привычный образ проявления другого человека, так как он является частью окружающей действительности [33, с. 87].

    В отечественной психологии проблему креативности рассматривали Д.Б. Богоявленская, Ч.К. Борисов, А.В. Брушлинсккй, М.С. Каган, Ковалев, А.Н. Лук, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, И.Э. Стрелкова и другие.

    В исследованиях В.Н. Козленко понятие креативность представлено как потребность в осуществлении исследовательской деятельности, присущей каждому индивиду. Иными словами креативность по мнению автора является относительно независимым фактором проявления человеком одаренности [9 ].

    В исследованиях Я.А. Понамарева можно встретить определение понятия креативность как универсальной познавательной способности к творчеству, в процессе которой наблюдаются фазы, уровни и типы [23 , с.21].

    Д. Богоявленская в своих трудах определяет понятие креативность как личностное свойство каждого индивида, выражающееся в оригинальной постановке проблемы личности. Автором исследуется креативность как продуктивная и спонтанная деятельность, в процессе которой развивается феномен самодвижения личности. Иными словами, по мнению Д. Богоявленской, креативность представляет собой общую особенность личности, влияющую на творческую продуктивность личности независимо от рода проявления им личностной активности [5].

    Теоретическая основа креативности прослеживается в работах многих зарубежных авторов (Г.Ю. Айзенк, Ф. Баррон, Д. Векслер, М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, Х. Грубер, Р. Крачфилд, А. Маслоу, С. Медник, Р. Стенберг, Р.Е. Тафель, Е. Торранс, М. Уоллах, Дж. Хеслруд , Э. Шехтель и др.).

    Начиная с 60-хх годов педагоги активно исследуют креативность и представляют определения понятия. В педагогической и психологической литературе можно встретить около 60 определений понятия креативность как отечественных авторов, так и зарубежных. Педагоги соотносят креативность с различными психологическими качествами, например с мышлением, творческими способностями, с гештальт теорией и т.д. Например, Ф. Гилфорд представил определение понятия креативность с точки зрения дивергентного мышления [ 13].

    М.А. Холодная в своих исследованиях представляет две трактовки понятия креативность: креативность – это операции производимые в дивергентной продуктивности, которое предусматривает выдвижение различного рода идей. Вторая трактовка понятия креативность представлена как: креативность – это проявление личностью творческих индивидуальных способностей [27].

    В исследованиях М. Валлаха креативность определяется как способность к порождению оригинальных идей в условиях разрешения и постановки новых проблем личности [7].

    Е. Торренс считает, что креативность заключается в способности личности к осознанию пробелов и противоречий знаний. Также автор в своих исследованиях представляет формулировку гипотезы, касающуюся недостающих элементов возникшей ситуации проявления креативности [18].

    В зарубежной психологии трактовку понятия креативность рассматривают с точки зрения четырех основных аспектов: способности, креативного продукта деятельности, качества личности, креативной среды. Креативная среда подразумевает социальную сферу, предъявление требований к продукту творческой деятельности. Основными критериями креативного продукта по мнению П. Джексона и С.Мессик является оригинальность, осмысленность, трансформация, объединение. Все представленные критерии подразумевают неспецифическое, оригинальное использование определенных предметов, преобразование материала в несвойственное ему состояние [28].

    Анализируя материал, представленный выше, можно сделать вывод, чтотрактовок понятия креативность в современной педагогике и психологии огромное количество. Все трактовки понятия креативность объединяет лишь то, что креативность представляет собой достижение чего-то нового, значимого через неспецифические действия

    Многие исследователи А. Маслоу, С. Медник, Р. Стенберг, Р.Е. Тафель, Е. Торранс, М. Уоллах, Дж. Хеслруд и др. исследуя креативность, изучают роль мотивации к осуществлению творческого процесса, который оказывает влияние различных факторов на развитие креативности личности.

    В исследованиях Ф. Баррона представлены основные параметры, которые способствуют развитию креативности личности. Среди основных параметров автор выделяет следующие: наличие у личности образца креативного поведения, наличие необходимых условий для творческого проявления личности и подражания творческому поведению, социальная поддержка творческого проявления личности.

    С точки зрения когнитивных наук креативность как самостоятельный процесс практически не определяют, а лишь соотносят с различными психическими качествами. Но, например, С. Герберт в своих исследованиях делает попытку доказать, что креативность является достаточно самостоятельным качеством для открытия новых базовых научных законов, а проявление творчества личностью представляет собой взаимодействие креативности с другими психическими процессами, например мышлением, памятью и др. [14].

    В исследовательских работах С.Медника креативность рассматривается как определенный процесс преобразования определенных элементов в новые комбинации, конструкции, в соответствии с поставленными задачами и требованиями. С.Медник считает, что креативность состоит в проявлении личностью творчества, то есть способность к преодолению стреотипов [4].

    Таким образом, креативность представлена широким списком определений различного характера. Одни авторы считают, что креативность – это проявление качеств мышления, другие авторы склонны к проявлению творческих составляющих и т.д. Отечественные и зарубежные психологи достаточно полно исследуют феномен формирования и проявления креативности.
    1.2. Психологическая сущность креативности
    Рассматривая креативность с точки зрения психологической науки следует отметить, что в данном контексте креативность представляет собой субъективное проявление творчества, системное и многоуровневое психическое образование личности. Креативность находит свое отражение во всех сферах жизни человека, как в профессиональной, так и личной. Феномен проявления креативности с точки зрения психологии имеет потенциальную и актуальную формы. Актуальная форма проявления креативности состоит в реализованной креативности, то есть в тех действиях, которые уже проявила личность. Потенциальная форма проявления креативности состоит в тех действиях, на которые способна личность [11].

    Психологическая сторона креативности состоит в том, что личность реализует себя в инновационных достижениях через проявление творческих способностей. Творческие способности в данном контексте подразумевают проявление интеллектуальных, эстетических, коммуникативных компонентов креативности.

    В психологической науке креативность функционирует как единая система. Развитие креативности осуществляется через реализацию социальных и специфических факторов, организацию взаимодействия сознательных и бессознательных процессов. К сознательным процессам относят рефлексивные проявления личности, к бессознательным – интуитивные проявления личности.

    Психологическая структура креативности составляет систему креативных параметров личности, которая подразумевает наличие у индивида своеобразное и уникальное сочетание мотивационных, интеллектуальных, аффективных, эстетических, коммуникативных, компетентностных качеств креативности, которые комплексно проявляются в творческой составляющей поведения. Креативность обеспечивает человеку проявление новизны, уникальности способов реализации деятельности и достижение результатов данной деятельности [4].

    Креативные личности при организации любой деятельности предпочитают многоплановость и многосторонность ее проявления. Креативные личности более независимы в своих суждениях, самоуверенны в себе, открыты для новых начинаний, способны оказать сопротивление в ситуациях подавленности, любопытны и чутки. Креативные личности обладают богатой фантазией, гибкостью и оригинальностью мышления, тщательно продумывают свои идеи, прежде чем воплотить их в действие.

    Все представленные выше свойства заложены в каждом человеке, но, к сожалению, не каждый человек способен их реализовать в полной мере, боясь потерпеть неудачу или быть непринятым в обществе.

    Рассматривая креативность с точки зрения психологической науки многие педагоги и психологи соотносят понятия креативность и мотивацию. Например, Д. Гилфорд считает, что проявление личностью креативности напрямую зависит от мотивов побуждения личности к данному действию [7].

    Осуществление личностью креативного поведения представляет собой процесс общения, в процессе которого индивид взаимодействует с окружающими и с самим собой. Данный процесс имеет свойство продолжаться на всем протяжении жизни человека.

    Особый интерес к исследованию креативности связан с определенными, свойственными ему чертами, например такими как высокий интеллект. Высокий интеллект личности является залогом креативности. Интеллект представляет собой сбор и анализ данных, а также использование полученных данных при возникновении различных ситуаций. Если вернуться к определению понятия креативность, то можно заметить, что интеллект является дополняющей частью креативности, так как создает возможность для новых умозаключений. Креативность определяется как фактор, отсутствие которого влечет за собой серьезные последствия, например такие как, высокоинтеллектуальный человек не способен сделать ничего нового [14].

    В исследованиях Ш.Фельдмана креативность представлена как результат взаимодействия личности с культурной и социальной частью жизнедеятельности. Данное взаимодействие проявляется через созидание определенных знаний с правилами и символами образца [21].

    Креативность способна вносить изменения в любую область жизнедеятельности. Для этого необходимо, чтобы креативная личность проявляла интерес к сотрудничеству с обществом и нуждалась в признании культурных ценностей. Но в то же время в исследованиях Ш. Фельдмана можно встретить такую информацию, что креативный человек не способен к осуществлению социальной и культурной оценке собственной деятельности. Также автор считает, что наличие у индивида высокого уровня интеллекта не всегда предполагает проявление им креативности при осуществлении деятельности. Креативные личности проявляют чаще всего проявляют себя не через демонстрацию высокого интеллекта, а через собственное неординарное поведение в обществе [18].

    Развитию креативности личности может помешать целый ряд факторов, которые подразделяются на 2 группы: ситуативные и личностные.

    Ситуативные факторы, препятствующие развитию креативности состоят из низкой мотивации, неуверенности в своих силах, страх, повышенной тревожности личности, повышенная самоцензура и др. К личностным факторам, препятствующим развитию креативности относятся: эмоциональная подавленность личности, избегании ситуаций риска, преобладание отрицательных эмоций над положительными, преобладание мотивации избегания неудач над мотивацией стремления к успеху и др. [30, с. 225].

    Креативность является лишь свойством личности, которое актуализируется лишь при положительном воздействии окружающей среды. В повседневной жизни, как показывает практика, креативные свойства личности подавляются под воздействием определенных факторов. Следует предположить, что это может быть связано с наличием независимого поведения личности, в то время как социум требует стабильное и непрерывное воспроизведение существующих форм взаимоотношений и продуктов деятельности. В связи с этим развитие креативности возможно лишь при организации специальных условий [8].

    Формирование креативности личности проявляется еще в онтогенезе, сначала на мотивационно-личностном этапе жизни, а затем переходит на поведенческий уровень и отражается в продуктивной деятельности [12].

    Креативность позволяет человеку вносить что-либо новой в любую сферу деятельности. Для проявления личностью креативности ей необходимо организовывать взаимодействие с обществом [33].

    Таким образом, креативность является основой проявления человеком творческих способностей. Креативная личность обладает высоким уровнем интеллекта и характеризуется особым отношением к миру, особым смыслом осуществляемой деятельности, которая постоянно направлена на проявление творческого потенциала.
    1.3. Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте
    Младший школьный возраст является наиболее благоприятным возрастом для формирования определенных качеств и позиций ребенка, например исследовательской или репродуктивной. Исследовательская позиция младшего школьника направлена на становление самосозидающей личности, направленной на достижение высоких результатов в процессе жизни. Репродуктивная позиция личности младшего школьника состоит лимитировании творческого развития личности. Особенности обучения в школе оказывают значительное влияние на развитие исследовательской позиции школьника. Влияние оказывают такие факторы как, отсутствие поддержки или игнорирование творческих проявлений личности ребенка со стороны родителей, педагогов, сверстников, неприятие ими творческих форм мыслительной деятельности обучающегося сказываются негативным образом на позитивном влиянии школьного обучения [23,c. 358].

    Развитие креативности в онтогенезе сказывается благоприятным образом на личностных характеристиках индивида. Педагоги и психологи выдвигают три основные позиции, касающиеся развития креативности в онтогенезе.

    Первая позиция развития креативности в онтогенезе состоит в предположении о том, что развитие креативности происходит с возрастом. Например, такие ученые, как М. А. Сорокина,М. С. Семилеткина, Е. И. Щебланова в своих исследования сошлись во мнении о том, что интенсивное развитие креативности происходитименно в младшем школьном возрасте. В процессе наблюдения данные авторы зафиксировали, что увеличение уровня креативности у детей младшего школьного возраста произошло в течении 6 месяцев [13, с 188].

    Осуществив наблюдение за развитием креативности у детей младшего школьного возраста Е. И. Банзелюк выявил, что активный рост креативности происходит именно в возрасте 6-8 лет, а в возрастной период от 8 до 9 лет рост креативности у детей прекращается. Для исследования уровня креативности младших школьников автором был использован тест П. Торренса. Также в своем исследовании Е. И. Банзелюк обращает внимание на то, что с возрастном у младших школьников увеличиваются показатели беглости, что связано с возрастанием моторных возможностей организма личности [1, с.55-60].

    Вторая позиция развития креативности у младших школьников основывается на предположении о том, что креативность детей снижается по мере приобретения младшим школьником знаний. В исследованиях Е.С. Юркевича содержится информация о том, что дети до 6 лет проявляют большую творческую активность, нежели дети младшего школьного возраста. К моменту окончания начальной школы, к 11 годам, творческая активность детей значительно снижается и изменяется ее качественный характер. Вопросы детей младшего школьного возраста больше напоминают гипотезу, которая требует доказательства [30, c. 34–43].

    Третья позиция развития креативности личности младшего школьника основана на предположении о том, что креативность ребенка младшего школьного возраста имеет колебательный характер. В исследованиях П. Торренса имеется информация о том, что в возрасте 5 лет и в младшем школьном возрасте происходит пик развития креативности, а в дальнейшем каждые 4 года происходит подъем уровня креативности. В исследованиях Е.С. Жуковой представлено, что в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте процесс развития креативности носит нестабильный характер: например, у одних детей наблюдается спад уровня креативности, а у других – наоборот, подъем. Но в дальнейшем, с возрастном, показатели креативности могут как увеличиваться, так и снижаться [13].

    На основании представленных выше исследований можно судить о том, что младший школьный возраст является благоприятным для развития креативности. Способствовать данному процессу могут факторы внешней среды, оказывающие как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие креативных качеств личности. В первую очередь на формирование креативности личности ребенка младшего школьного возраста оказывает влияние семейное воспитание. В семейном воспитании креативности ребенка способствует подражание творческой личности, а также демократические отношения между родителями [17].

    Д. Гилфорд предложил теорию относительно развития креативности. Согласно данной теории развитие креативности детей младшего школьного возраста осуществляется следующим образом: в основе развития креативности лежит одаренность ребенка и микросреда, в которой развивается ребенок. Далее на основе этих двух факторов формируются мотивы и личностные свойства ребенка. Под воздействием данных факторов одаренность ребенка превращается в креативность. Главным фактором в развитии креативности ребенка младшего школьного возраста является содержание взаимоотношений ребенка со взрослыми, а также позиция взрослого по отношению к ребенку при организации данного взаимодействия [7].

    В трудах В.С. Юркевича встречается утверждение о том, что проявление креативности у детей младшего школьного возраста носит массовый характер в процессе чего, проявляются такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение, мышление. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для проявление творческой деятельности [30].

    А.М. Матюшкина в своем исследование определила, что с 6-7 лет и до 12-13 лет происходит усиление развития таких качеств как внимание и интеллект. В рамках данного периода необходимо стимулировать развитие творческого мышления и воображения. В данный период времени происходит ярко выраженный скачок в развитии креативности [14].

    В настоящее время в психологии развития личности выделяют три подхода к проблеме развития креативности, которые дополняют друг друга:

    1. Генетический, главная роль которого состоит в детерминации психических свойств, передающихся по наследственности.

    2. Средовой, в процессе которого развитию психических способностей способствуют внешние условия.

    3. Геноти-средовое взаимодействие, в процессе которого выделяются типы адаптации личности к среде.

    Диагностика уровня развития креативности осуществляется в разных видах деятельности, например, наглядно-образной и словесной.

    В исследованиях В. Н. Дружинина и Е.Е. Туник сформулированы и представлены основные социально-педагогические условия развития креативности личности:

    1. Влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников, которые состоят в гармоничности отношений между членами семьи, творческое проявление родителей, как образца подражания, общих интересов членов семьи, поддержка родителями детей.

    2. Социально-педагогические условия, применение образовательных программ, приемов и методов, направленных на развитие креативности личности младшего школьника, благоприятная атмосфера в классе, присутствие поощрения и стимулирования деятельности в классе, социальное подкрепление творческого проявления личности и др.

    В качестве основных условий, которые способствуют развитию креативности личности младшего школьника определяются два основных аспекта: позиция педагога по отношению к творческим проявлениям обучающихся и содержание программ обучения [8].

    Развитие креативности младших школьников осуществляется через отдельные компоненты проявления креативности, а затем их использование в комплексе.

    В исследованиях Т.А. Барышевой и Ю.А. Жигалова представлены этапы развития креативности младших школьников. Рассмотрим данные этапы подробнее.

    Первый этап развития креативности младших школьников связан с пробуждением интереса, накоплением эмоционального и интеллектуального опыта как основы творчества. В данный период особую важность приобретает богатство информационного пространства, которое окружает младшего школьника, а также побуждение и мотивация к творческой деятельности.

    Второй этап развития креативности младшего школьника предполагает подражание и имитацию основных черт креативного поведения, использование технологий и средств творческой деятельности. На данном этапе особую важность приобретает освоение младшими школьниками технологического опыта творческой деятельности.

    Третий этап предполагает применение освоенных младшими школьниками приемов в новых личностно-значимых условиях экспериментирования, поиск новых связей и отношений. На данном этапе важно сформировать у младшего школьника Я-концепцию в плане собственных возможностей, а также дать младшему школьнику импульс к творческому развитию.

    Четвертый этап развития креативности младшего школьника предполагает трансформацию и преобразования опыта в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями и потребностями личности школьника.

    Пятый этап развития креативности личности младшего школьника состоит в гармонизации психологической структуры креативности, индивидуализации творческой деятельности [4].

    Педагогам начальных классов для развития креативности младших школьников необходимо создать условия, способствующие проявлению творчества, мотивированию и стимулированию детей к решению нестандартных задач с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

    П. Торренс выявил основные условия, которые тормозят развитие и проявление креативности в младшем школьном возрасте:

    - установка на успех, в процессе которой ребенок боится совершить ошибку;

    - ориентация на мнение и оценку сверстников, в процессе которой ребенок боится выделиться из группы, быть оригинальным и необычным;

    - мнение взрослых о том, что креативность представляет собой отклонение от нормы поведения;

    - запрет на произношение вопросов и ограничение проявление инициативы младшим школьником;

    - разграничение трудовой и игровой активности ребенка младшего школьного возраста [13].

    Все представленные условия затормаживают процесс развития креативности детей младшего школьного возраста, вселяют в него комплекс неполноценности, тем самым креативность детей остается на низком уровне.

    Рядом отечественных авторов, такими как, Б.Г. Ананьевым, А.И. Савенко, Д.В. Ушаковым, Н.Б. Шумаковой определены факторы, которые способствуют развитию креативности личности младшего школьника:

    - систематическое общение со взрослыми;

    - наличие образца для подражания (взрослых, проявляющих творчество);

    - демократический стиль взаимодействия младших школьников со взрослыми;

    - предоставление ребенку возможности для эмоционального самовыражения;

    - приобщение ребенка к трудовой деятельности с ранних лет;

    - предоставление ребенку возможности посещения кружков творческой направленности;

    - формирование положительного отношения ребенка к осуществлению исследовательской деятельности [24, с. 295].

    Таким образом, анализ психолого–педагогической литературы, позволил выявить следующие основные показатели сформированности творческих способностей младших школьников: определенный фонд знаний, умений, их качество (верные – не верные, твердые и нетвердые) степень их общности; уровень развития психических процессов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимание, память, воображение. Именно эти качества по данным психологов, являются основой продуктивного мышления. Для развития творческих способностей в учебный процесс необходимо включать: различные игры, загадки, ребусы, головоломки, занимательные задачи, а также проводить нестандартные уроки: курок – путешествие, урок – лабиринт, урок – сказка.

    Вывод по первой главе
    Анализ психологической и педагогической литературы показал, что проблема развития креативности детей младшего школьного возраста является актуальной. Развитие креативности детей является сложным исследованием, в связи с чем между педагогами и исследователями возникает большое количество споров относительно методики ее развития.

    Креативность представляет собой определенный уровень творческой одаренности личности, способности к проявлению творчества. Креативность является отдельной составляющей характеристикой личности. Креативный человек решает возникающие задачи неординарным способом.

    Одним из основных социально-педагогических условий развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности.


      1   2


    написать администратору сайта