Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. Анализ результатов исследования креативности личности и их интерпретация

  • 2.3. Рекомендации по развитию креативности в младшем школьном возрасте

  • Выводы по второй главе

  • Список литературы

  • Курсовая работа на ДОРОБОТКУ(вносите изменения в этот вариант р. Курсовая работа Креативность личности детей младшего школьного возраста студентка 44 группы


    Скачать 93.09 Kb.
    НазваниеКурсовая работа Креативность личности детей младшего школьного возраста студентка 44 группы
    Дата26.04.2022
    Размер93.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа на ДОРОБОТКУ(вносите изменения в этот вариант р.docx
    ТипКурсовая
    #498740
    страница2 из 2
    1   2
    Глава 2. Экспериментальное исследование креативности личности в младшем школьном возрасте
    2.1. Организация и методы исследования креативности в младшем школьном возрасте
    Нами была проведена исследовательская работа на тему «Особенности креативности в младшем школьном возрасте». Место проведения эксперимента: БОУ «Тарская СОШ №2» г. Тары в 3 классе, в составе которого 25 человек.

    Процесс исследования проходил в два этапа:

    1. На первом этапе мы познакомились с группой ребят, которую предполагалось исследовать; проводили беседы с ними в индивидуальной и групповой форме, а также осуществляли невключенное наблюдение во время занятий. Эти меры были необходимы для того, чтобы зная некоторые особенности ребят в ходе непосредственной интерпретации тестовых данных, быть более объективными. Далее были проведены тестовые методики в исследуемой группе и соответствующим образом интерпретированы.

    2. На втором этапе были разработаны практические рекомендации для развития креативности личности младших школьников.

    В исследовании использовались следующие психодиагностические методики:

    1. «Оценка уровня творческого потенциала личности»;

    2. «Диагностика уровня невербальной креативности»;

    3. «Диагностика личностной креативности» (Е.Е. Туник).

    Эмпирический материал был обработан с помощью пакетов программ MicrosoftOffise. Обработанный материал представлен в виде таблиц и диаграмм.

    Краткое описание проводимых методик, их обоснованность и значимость:

    1. Методика «Оценка уровня творческого потенциала личности» (приложение №1) позволяет определить самооценку личностных качеств либо частоту их проявления, которые и характеризуют уровень развития творческого потенциала личности.

    Испытуемым предлагается по 9-бальной шкале оценить каждое из 18-ти утверждений.

    Интерпретация данных проходит на основе суммарного числа набранных баллов и определяется уровень творческого потенциала личности. Для обработки данных приведено 9 шкал с бальной градацией для определения уровня творческого потенциала от очень низкого уровня (18-39 баллов) до очень высокого (143-162 балла).

    1. Методика «Диагностика уровня невербальной креативности» (приложение №2) позволяет определить уровень развития невербальной креативности.

    Испытуемым предлагается бланк, на котором расположены 10 незаконченных фигур, которые нужно дорисовать и подписать названия полученных предметов.

    Интерпретация данных проходит на основе использования критериев, которые приведены в таблице №1 (приложение № 2) Количество баллов, полученное обследуемым, является одним из показателей креативности, способности выдвигать оригинальные идеи, отличающиеся от очевидных. Оригинальность решений означает способность избегать легких и очевидных ответов. Максимальное количество возможных баллов – 20. Также в таблице №2 приведены показатели нормы креативности в баллах для разных возрастных групп (приложение №2). Баллы ниже нормы свидетельствуют о низком уровне креативности, выше – о высоком.

    1. Методика «Диагностика личностной креативности» (Е.Е. Туник) (приложение №3) позволяет определить 4 особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

    Испытуемым предлагается бланк, в котором необходимо отметить знаком «Х» свой вариант ответа на вопросы. Варианты ответов: «Да», «Может быть», «Нет», «Не знаю».

    Интерпретация данных осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающие с ключом, в форме «Может быть», оцениваемых в 1 балл и ответов «Не знаю» - оцениваемых в -1 балл.

    В опроснике 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12- к воображению,13- к способности идти на риск, 13 – к фактору сложности.

    Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный сырой балл может быть равен 100 баллам, если не отмечены пункты «Не знаю».

    Если испытуемый дает все ответы в форме «Может быть», то сырая оценка может составлять 50 баллов, в случае отсутствия ответов «Не знаю».

    Чем выше сырая оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

    Теоретической основой исследования являются следующие положения:

    Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, картины и т.д., чтобы познать как можно больше.

    Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывают рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему. Мечтает о различных местах и вещах; видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так как другие.

    Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений: проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит что – то изучать без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предполагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.

    Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект: будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на других; ставит перед собой высокие цели, и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
    2.2. Анализ результатов исследования креативности личности и их интерпретация
    Обратимся к рассмотрению результатов исследования по методике «Оценка уровня творческого потенциала личности».


    Рис. 1 Уровень творческого потенциала младших школьников
    В данной исследуемой группе по результатам первичной диагностики большинство студентов, а именно 45,5% имеют уровень творческого потенциала чуть выше среднего. В категорию выше среднего уровня входят 18,2%, средний уровень также имеют 18,2% школьников. Высокий уровень у 9,1% опрошенных, но также в исследуемой группе 9,1% испытуемых имеют уровень развития творческого потенциала чуть ниже среднего. В данномклассе уровень творческого потенциала варьирует от чуть ниже среднего к высокому, что свидетельствует о неоднородности состава по развитию творческих способностей, а также у ребят есть потенциал для развития на более высоком уровне.

    Рассмотрим результаты исследования по методике «Диагностика уровня невербальной креативности».

    Рис. 2 Уровень развития невербальной креативности младших школьников
    В данной группе школьников способностью выдвигать оригинальные идеи обладетбольшинство. К категории выше среднего уровня развития невербальной креативности от носятся 60% человек, высокий уровень имеют 20%, также 20% школьников имеют низкие результаты. Следует сделать вывод о том, что у этих детей необходимо повышать уровень невербальной креативности, для того, чтобы они в будущем смогли находить много вариантов решения проблем.

    Рассмотрим результаты исследования по методике « Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник)».

    Условные обозначения:

    В.с. – выше среднего;

    С.у. – средний уровень;

    Н.с. – ниже среднего;

    Н. у. – низкий уровень.

    Рассмотрим диаграмму, отражающую уровень развития 4-х факторов креативности.


    Рис. 3 Уровень развития 4-х факторов креативности младших школьников
    Данная диагностика позволяет определить уровень развития 4-х факторов креативности. По результатам исследования первый фактор креативности «Склонность к риску» в данной группе у большинства, а именно 60% , на уровне ниже среднего, 40% школьников имеют склонность к риску выше среднего уровня. Второй фактор креативности – «любознательность», по данным групповой диагностики имеет более низкие показатели. 68 % учащихся находятся на уровне ниже среднего, 32 % - выше среднего. Третий фактор креативности – «сложность» имеет идентичные показатели с первым фактором, а именно, 60% школьников на уровне ниже среднего, 40% - выше среднего. Это говорит о том, что большинство учащихся в данной выборке не ищут сложных путей при решении задач, не проявляют интереса к сложным объектам. Четвертый – «воображение», показатели особенно низкие, а именно, 80% младших школьников имеют уровень развития воображения ниже среднего, 10 % - низкий уровень и 10% - выше среднего. По результатам данной диагностики можно судить о том, что на более низком уровне в диагностируемой группе находятся такие факторы креативности как воображение и любознательность.
    2.3. Рекомендации по развитию креативности в младшем школьном возрасте
    Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот, стимулировать их развитие, педагоги должны придерживаться принципов, систематизированных Л.Б. Ермолаевой-Томиной на основе исследований зарубежных психологов.

    1. Внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей. Как показали исследования ряда авторов, позиция педагогов по отношению к творческим детям в основном отрицательная. Когда попросили педагогов написать имена детей, которых они предпочитали видеть в классе, то они главным образом перечисляли отличившихся высокоразвитым интеллектом, а не креативностью. Авторы объясняют это тем, что творческие дети часто показывают «превосходство над педагогом» и от них «всегда неизвестно, чего можно ожидать», в то время как дети-интеллектуалы всегда оправдывают ожидания педагогов, адекватно выполняя их требования. Такое отношение со стороны педагога невольно передается и на отношение других детей к креативам. У Дж. Фостера есть специальный вопрос к ученикам, который, по его мнению, наряду с другими может характеризовать косвенно творческую индивидуальность: «Популярен ли ты среди своих соучеников?». Отрицательный ответ на него служит показателем креативности. Поэтому первый призыв к педагогам – изменить свою позицию по отношению к творческим детям, создать для них благоприятную атмосферу, «теплый климат», который способствовал бы расцвету способностей. Для этого педагог прежде всего должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем. Он также должен помочь ученику понять самого себя и свою креативность и помочь родителям понять их креативных детей.

    Таким образом, создание благоприятного климата для творческих детей должно привести к изменению социального статуса самого ученика, с одной стороны, а с другой – изменить «ценностную ориентацию» всех учеников в классе, повысить престиж творческого мышления, что, в свою очередь, должно влиять на развитие творческих способностей.

    2. Следующее пожелание педагогу, – пишет Л. Б. Ермолаева-Томина, – изменить внутренний настрой по отношению к каждому ученику: надо видеть потенциальные творческие способности в каждом из учеников.

    3. Педагоги должны научиться видеть творческие проявления учеников не только во время учебных занятий, но и в любой другой деятельности. Для этого учащихся надо включать в самые разнообразные виды деятельности. Творческие способности лучше всего проявляются именно в той деятельности, к которой у ученика имеются специальные способности. Поощрение проявления специальных способностей учеников может способствовать формированию у них индивидуального стиля деятельности, характеризующегося креативностью.

    4. Нужно стремиться формировать у учащихся достаточно высокую самооценку, которая стимулировала бы их к деятельности. Для этого педагог должен отмечать индивидуальные достижения учеников; при этом оценка должна быть объективной, а форма поощрения гибкой: если поощрение становится привычным, его надо прекратить. Главное, чтобы ребенок испытал радость от хорошо сделанного дела.

    5. Педагог должен развивать свою креативность. Чтобы развивать творческие способности учеников, педагог должен быть сам творческим [13].


    Выводы по второй главе
    Нами была проведена исследовательская работа на тему «Особенности креативности личности детей младшего школьного возраста». Место проведения эксперимента: БОУ «Тарская СОШ №2» г. Тары в 3 классе, в составе которого 25 человек.

    Процесс исследования проходил в два этапа:

    1. На первом этапе были проведены тестовые методики в исследуемой группе и соответствующим образом интерпретированы.

    2. На втором этапе были разработаны практические рекомендации для развития креативности личности младших школьников.

    В исследовании использовались следующие психодиагностические методики:

    1. «Оценка уровня творческого потенциала личности»;

    2. «Диагностика уровня невербальной креативности»;

    3. «Диагностика личностной креативности» (Е.Е. Туник).

    Данные методики проводились путем письменного опроса.

    В данном классе уровень творческого потенциала варьирует от чуть ниже среднего к высокому, что свидетельствует о неоднородности состава по развитию творческих способностей, а также у ребят есть потенциал для развития на более высоком уровне.

    По результатам исследования по методике «Диагностика уровня невербальной креативности». В данной группе школьников способностью выдвигать оригинальные идеи обладетбольшинство. К категории выше среднего уровня развития невербальной креативности от носятся 60% человек, высокий уровень имеют 20%, также 20% школьников имеют низкие результаты. Следует сделать вывод о том, что у этих детей необходимо повышать уровень невербальной креативности, для того, чтобы они в будущем смогли находить много вариантов решения проблем.

    По результатам исследования по методике «Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник)» мы выявили, что на более низком уровне в диагностируемой группе находятся такие факторы креативности как воображение и любознательность.

    По результатам диагностического исследования мы выявили проблему: недостаточное развитие творческого потенциала, невербальной и личностной креативности в исследуемой группе младших школьников.

    Поэтому в своей работе мы предлагаем рекомендации педагогам, работающим с младшими школьниками, по развитию креативности личности.

    Заключение
    В результате теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме мы выявили, что актуальность исследования проблемы креативности детей младшего школьного возраста обусловлена необходимостью развития творческих качеств личности, созданием условий для формирования основных компонентов творческого мышления.

    Теоретическая основа креативности прослеживается в работах многих зарубежных авторов (Г.Ю. Айзенк, Ф. Баррон, Д. Векслер, М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, Х-Грубер, Р. Крачфилд, А. Маслоу, С. Медник, Р. Стенберг, Р.Е. Тафель, Е. Торранс, М. Уоллах, Дж. Хеслруд, Э. Шехтель и др.).

    Феномен креативности понимается наукой по-разному, в зависимости от того, что оказывается в центре рассмотрения: креативная личность, креативный продукт или креативный процесс.

    Самым сенситивным периодом с точки зрения становления той или иной позиции ребенка (исследовательской или репродуктивной) является младший школьный возраст.

    Целью исследования является: выявление и изучение особенностей развития креативности личности в младшем школьном возрасте.

    Объект исследования: креативность личности младших школьников.

    Предмет исследования: особенности проявления и развития креативности личности младших школьников.

    Нами была проведена исследовательская работа на тему «Особенности креативности личности детей младшего школьного возраста».Место проведения эксперимента: БОУ «Тарская СОШ №2» г. Тары в 3 классе, в составе которого 25 человек.

    Процесс исследования проходил в два этапа:

    1. На первом этапе были проведены тестовые методики в исследуемой группе и соответствующим образом интерпретированы.

    2. На втором этапе были разработаны практические рекомендации для развития креативности личности младших школьников.

    В исследовании использовались следующие психодиагностические методики:

    1. «Оценка уровня творческого потенциала личности»;

    2. «Диагностика уровня невербальной креативности»;

    3. «Диагностика личностной креативности» (Е.Е. Туник).

    Данные методики проводились путем письменного опроса.

    По результатам диагностического исследования мы выявили проблему: недостаточное развитие творческого потенциала, невербальной и личностной креативности в исследуемой группе младших школьников.

    Поэтому в своей работе мы предлагаем рекомендации педагогам, работающим с младшими школьниками, по развитию креативности личности.

    Одним из социально-педагогических условий развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности.

    Для развития креативности в младшем школьном возрасте необходимо создать условия для творчества, мотивировать детей к нестандартным решениям, поддерживать детей в их начинаниях, учитывая возрастные особенности младшего школьника.

    Список литературы


    1. Банзелюк Е. И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6–9 лет // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 55–60.

    2. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб., 2002.

    3. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб., 2006

    4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

    5. Выготский Л.С. Психологические основы творческой деятельности // Свободное развитие личности школьника: Философские и психолого-педагогические основы образования / Сост. В. И. Аксенова, Р. Г. Карандашова. – Ставрополь: СКИПКРО, 2000.

    6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей – СПб. : Издательство «Питер», 1999. – 368 с. : (Серия «Мастера психологии»)

    7. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 2-е изд. СПб., 2002

    8. Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал. 1994. № 4.

    9. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей (по материалам зарубежных исследований) // Вопросы психологии. 1975. № 5.

    10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004. – 384 с.

    11. Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности», Питер; СПб.; 2009

    12. Кудрявцев В. Т. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 113–120

    13. Кыштымова И. М. Креативность: содержание, развитие, диагностика. Иркутск, 2002.

    14. Линдсей Г. Творческое и критическое мышление / Г. Линдсей, К. С. Халл, Р. Ф. Томпсон // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М., 1981

    15. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. И. Формирование эстетической позиции как условие развития творческих способностей детей. Сообщение 1: О психологическом содержании понятия «художественная одаренность» // Новые исследования в психологии. 1981. № 2. С. 49–53.

    16. Олехнович М. О. Творческий потенциал интеллектуального уровня ребенка // Ананьевские чтения, 1997: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997. С. 98–100

    17. Петровский А. В. К вопросу о соотношении воображения и мышления в структуре интеллектуальной деятельности: Материалы III Всесоюзного съезда психологов. 1968. Т. 1.

    18. Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М. : Наука, 1988. С . 21 -25

    19. Психологическая диагностика. Учебное пособие/под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. –М., 2000.

    20. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 164–168.

    21. Седова Л.Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды: концепция и механизм развития. – Балашов: БГПИ, 1999. – 102 с.

    22. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996.

    23. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Академия, 2001. – 304 с.

    24. Солдатова Е. А. Креативность в структуре личности: Автореф. дис. канд. наук. СПб.,1996.

    25. Соколова И. А. Трудности тестирования креативности: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 3. С. 221.

    26. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии//Вопросы психологии. – 1998., №4.

    27. Туник Е. Диагностика творческого мышления: креативные тесты/ Е. Туник. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотека «Первое сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 5 (11)).

    28. Туник Е. Е. Природа и диагностика творческих способностей. СПб., 1992.

    29. Холодная М. А. Перспективы исследований в области психологии способностей // Психологический журнал. 2007. № 1. С. 28–37.

    30. Юркевич В. С. О «наивной» и «культурной» креативности: Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997

    31. Яковлева Е. Л. Психологические основы развития творческого потенциала личности школьника // Развитие творческого потенциала личности школьника. М., 1996. С. 6–16.
    1   2


    написать администратору сайта