Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Использование цифровых образовательных ресурсов в развитии креативности младших школьников


    Скачать 35.19 Kb.
    НазваниеИспользование цифровых образовательных ресурсов в развитии креативности младших школьников
    Дата12.02.2022
    Размер35.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаStatya_kreativnost_29_01_2022.docx
    ТипДокументы
    #359803

    Использование цифровых образовательных ресурсов в развитии креативности младших школьников

    Тельнова О.С.
    Аннотация. В статье рассматривается вопрос об использовании цифровых образовательных ресурсов в развитии креативности младших школьников. На основе анализа источников литературы представлены возможности использование цифровых образовательных ресурсов в развитии креативности младших школьников в ходе образовательно-воспитательного процесса начальной школы. Использование цифровых образовательных ресурсов в современных начальных школах накладывает значительный отпечаток на развитие не только креативности и творческого мышления младших школьников, но и формирование социальной личности обучающегося вообще.
    Ключевые слова: креативность, цифровые образовательные ресурсы, начальная школа, младший школьник, ФГОС.
    Сегодня нам необходимы такие качества, которые помогут не только выжить в сложном современном обществе, но и стать активным субъектом общественной жизни и творчески использовать весь спектр своих способностей для достижения поставленных жизненных задач. Повышение уровня социальной неопределенности диктует формирование у человечества совершенно новых, нестандартных решений имеющихся проблем. В связи с этим современный человек должен быть креативным.

    Вопросы, связанные с понятием «креативность», разрабатываются достаточно давно. Среди зарубежных исследователей, использовавших данное понятие в своих работах, следует отметить Дж. Гилфорда, А. Маслоу, К. Тейлора, Э.П. Торренса, Э. Фромма [13] и др.. В отечественной науке теория креативности разрабатывалась Т.А. Барышевой, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружининым, Е.П. Ильиным, А.В. Хуторским [8] и др.

    Креативность (от лат. creatio – созидание) выступает аналогом понятия творчество (Ю.Л. Сироткин) [8]. Впервые понятие креативности определил в 1922 году Д. Симпсон как «способность человека отказываться от стандартных, стереотипных способов мышления» [8]. Затем в 1950 г. концепция креативности рассматривалась Дж. Гилфордом и Э. Торрансом, которые определяли ее как «способность к созданию чего-либо нового» [8].

    Психолог Л.С. Выготский в своих трудах утверждает, что креативность – это «характеристика личности, указывающая на наличие у человека способности к творчеству» [2, с. 60].

    Исходя из работ М.С. Егоровой, Н.М. Зыряновой, О.В. Паршиковой, креативность определяется как «совокупность интеллектуальных и личностных особенностей личности, содействующих самостоятельной постановке проблемы, выдвижению различных креативных идей и нешаблонному их решению» [4, с. 12].

    В.А. Сластенин трактует креативность как способность, которая отражает «глубинные свойства индивидов, создавать оригинальные ценности, а также принимать нестандартные решения» [6, с. 117].

    Б.Г. Мещеряковым дано следующее определение данного понятия: «Креативность – это творческие возможности (способности) личности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» [6, с. 118].

    Согласно многообразию предложенных и существующих ныне трактовок термина «креативность» в психолого-педагогической литературе, мы определили, что креативность – это интегративное относительно устойчивое свойство личности, способное создавать оригинальные ценности и принимать нестандартные решения посредствам творческой одаренности и способности к творчеству через создание нечто нового и неизведанного.

    Формирование креативности – одна из важнейших задач сегодняшнего времени. Определяя возможное развитие креативности у человека, необходимо опираться на сформированную в научной литературе точку зрения о том, что ее сензитивный период приходится на возрастной диапазон младшего школьного возраста (Н.Г. Герасимова, В.Н. Дружинин, Ю.В. Корнилова, Е.В. Митина, Т.Ю. Хабарова). Именно в данном возрасте формируются и развиваются такие качества личности, как чувство новизны, критичность, направленность на творчество, способность преобразовывать [8]. 

    Данные разработки подтверждены концепцией Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [10]. Согласно ФГОС НОО, «своевременное выявление и эффективное применение ресурсов развития креативности ребенка, развитие личности школьника и его творческих способностей, проявляющихся в деятельности – одни из важнейших задач современного педагога» [10, с. 8]. Вместе с тем, федеральный компонент ФГОС НОО направлен на «реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы», которая позволит формировать у школьника различные свойства личности, в том числе креативность [10, с. 9]. Часть 1 пункт 7 ФГОС гласит: «В основе Стандарта лежит системнодеятельностный подход, который предполагает … учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающий рост творческого потенциала учащихся» [10, с. 11]. Здесь же, часть 2 п. 10: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: … наличие мотивации к творческому труду» [10, с. 12].

    Вместе с тем, в условиях современного образовательного процесса перед детьми школьного возраста стоит задача не только в усвоении знаний, умений, навыков и ведущих компетенций, но и в готовности ученика к успешному решению как задач учебных, так и творческих. Поэтому возникает острая необходимость раннего развития креативности и творческого потенциала у младших школьников. Согласно указанному образовательно-воспитательный процесс современной школы должен ориентироваться на формирование креативности учеников и содержать в себе поиск новых, более эффективных средств и методов образовательной деятельности, которые будут способствовать развитию творческого потенциала школьников. Этому вполне оправданно оказывает помощь информатизация образования. Именно благодаря цифровизации происходит реализации новой государственной образовательной парадигмы, направленной на создание максимально благоприятных условий для развития личности. Среди средствцифровизации, обеспечивающих развитие креативности, выделяют цифровые образовательные ресурсы.

    Исходя из анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами определено: цифровые образовательные ресурсы (далее ЦОР) представляют собой инновационные средства обучения, часть электронного образовательного ресурса; цифровой продукт (фотографии, видео, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные материалы), предназначенный для использования в рамках образовательно-воспитательного процесса для реализации дидактических целей, и реализующийся в рамках компьютерных технологий.

    В последнее время мы видим активную интеграцию ЦОР в учебный процесс начальной школы: использование на уроках презентаций, компакт-дисков, аудио-сопровождение, обучающие программы и т.п. Все это, вмещаясь в рамках урока, позволяет сделать его более интересным, продуманным, мобильным, позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности, позволяет формировать у ребенка учебную мотивацию, которая прописана в ФГОС, активизирует познавательную деятельность обучающихся [7]. Вместе с тем, ФГОС НОО диктует своим содержанием формирование цифровой среды образовательно-воспитательного процесса, в рамках которой будут формироваться основные ведущие компетенции и развиваться личность обучающегося [10].

    В младшем школьном возрасте активнее всего проявляется воображение ребенка. Креативность выражается в том, что дети начинают искать разные варианты, способы решения поставленной задачи, и в том, что они (дети) не повторяют уже им известное, а сами комбинирует знания, умения, навыки и компетенции и передают свои мысли и чувства. Именно ЦОР позволяют формировать гибкое воображение детей и учат их, используя цифровые образовательные ресурсы, добывать самостоятельно необходимые знания и применять их на практике, как указывает одна из основных задач ЦОР [3, с. 113].

    ЦОР позволяют развивать самостоятельность детей, инициативу, непосредственность и сохранять положительные чувства к обучению [3]. Это проявляется, например, в самостоятельном поиске материала для проектов или выполнений домашних заданий, получении и использовании дополнительной информации для самообразования и саморазвития, большой наглядности и медиативности цифровых образовательных ресурсов, в формировании положительно заряженных эмоций в рамках урока. ЦОР позволяют построить процесс обучения так, чтобы он был насыщен действиями и носил увлекательный характер, повышал мотивацию к обучению и личностному развитию обучающихся. Именно поэтому использование ЦОР для развития креативности вполне оправданно.

    Немаловажен индивидуальный подход к каждому ребенку при развитии у него креативности, так как в процессе занятия определенной деятельностью, он знакомится со своими склонностями, интересами, испытывает переживания [1, с. 118]. Именно ЦОР позволяют реализовать возможности применения индивидуального и дифференцированного подходов в обучении путем предложения обучающимся творческих заданий не всему классу вместе, а индивидуально или маленьким группам детей, в соответствии с их особенностями и возможностями.

    Успешное развитие креативности возможно при создании комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, вера в силы и возможности школьников, уважение его потребностей, интересов, мнений, исключение замечаний и осуждений. К тому же, проведенные всемирные исследования показывают, что «страх перед ошибками является одним из самых мощных барьеров на пути развития креативности у детей» [7]. В связи с этим, внедрение ЦОР в учебный процесс начальной школы исключает такую возможность: компьютер не ругает ребенка за неудачу, не проявляет отрицательных эмоций и позволяет ребенку учиться в более благоприятной атмосфере и микроклимате урока, что благоприятно сказывается на формировании креативности у младшего школьника.  

    Цифровая среда сегодня выступает в качестве фундамента для произрастания интеллектуальной мобильности и интеллектуального самораскрытия в предметных областях знаний. Дети общаются в поле предметной информации, активно преобразуют информацию и моделируют ее новые грани для творческого решения поставленных учебных задач [2, с. 65].

    Современные цифровые образовательные ресурсы способствуют персонализации познания и образования, создавая условия не только для накопления важной информации и развития когнитивных рефлексов, но и для всего образовательного пространства. Учебный процесс, основанный на использовании цифровых образовательных ресурсов, организован с учетом вовлечения в познавательный процесс группы всех без исключения учащихся. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый личный вклад, и в процессе работы происходит обмен знаниями, идеями, методами деятельности. Организуется индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, проводится работа с документами и различными источниками информации. ЦОР основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, зависимости от опыта группы, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, характеризующаяся открытостью, взаимодействием участников, равенством аргументов, накоплением совместных знаний, возможностью взаимной оценки и контроля. Такая среда позволяет формироваться задаткам креативности у обучающихся [12].

    Ф.В. Шарипов в своих работах утверждает, что для формирования креативности в начальной школе должны быть использованы цифровые образовательные ресурсы, так как они в большей мере позволяют [12]:

     «содействовать переходу из обычных состояний сознания в необычные (что позволяет расставлять «эмоциональные якоря» и выходить на внутренние приемы самостимуляции)»;

     «возбуждать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных учебно-познавательных функций»;

     «обеспечивать реалистическое столкновение с проблемой, погружение в нее»;

     «обеспечивать столкновение противоположных понятий, образов, идей и демонстрировать недостаточность стереотипных приемов решения задач» [12].

    Особенностью цифровых образовательных ресурсов выступает их высокий уровень наглядности: фото, видео, звуковые эффекты, которые позволяют окунуться полностью в изучаемый материал. Правильно созданные и разработанные уроки с применением ЦОР, естественно лучше любой текстовой информации помогают ученикам войти в курс дела, построить модель преподаваемых знаний. Благодаря использованию такого вида «наглядности» у обучающегося обостряются все чувства, повышается мотивация изучения нового и формирования нечто нового, неизведанного, - что непосредственно укрывается в термине «креативность» [9].

    Объем творческой работы, которая решается на ранних этапах обучения, очень широк, но суть ее одна и та же: при их решении возникает опыт творчества и нового, что требует от природы ума, такого как способность наблюдать, сравнивать и анализировать, комбинировать, соединять и связывать, находить закономерности и т.д. Все вместе это составляет творческую способность или креативность. Использование ЦОР для развития этой самой креативности заключается в том, что сам продукт цифрового образовательного ресурса нацелен на активизацию у обучающегося умения мыслить широко, составлять связи и выделять особенности, т.е. тех компетенций, которые позволяют развивать творческие способности, мыслить творчески [9].

    Активное применение такие творческих заданий как: классификация объектов, ситуаций, явлений по основаниям; установление причинно-следственных связей; выявление взаимосвязи между объектами, явлениями, процессами; рассматривание системы в развитии; прогнозирование; выявление сходств и различий; формирование противоречий; представление пространственных объектов и т.п. позволяет формировать креативность обучающихся [9, с. 171]. А реализация этих заданий посредствам использования ЦОР вдвойне поможет формированию креативности.

    С.Б. Филатовой отмечено, что «современные коллекции ЦОР, используемые в учебном процессе позволяют на качественно-высоком уровне осуществлять процессы интеграции и дифференциации младших школьников, формировать самостоятельность, креативность, ключевые компетенции и как результат основы самоорганизации учебного процесса» [11, с. 13].

    Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов в контексте развития креативности у младших школьников вполне оправдано: именно благодаря цифровым образовательным ресурсам у обучающихся формируются задатки критического мышления, гибкость воображения, самостоятельность, учебная мотивация, интеллект и познавательная активность, способность к активному фантазированию, созданию чего-то нового, индивидуального, не похожего на то, что есть у других, т.е., одним словом, составляющие креативности.

    Литература:

    1. Васильева Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева // Молодой ученый. – 2015. – №11. – 1717-1719 с.

    2. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский. - Mосква, 2005. – 136 с.

    3. Глухих М.В. О роли цифровых образовательных ресурсов в обучении современных школьников / М.В. Глухих, Т.Ю. Глухих, Е.Н. Малышева // Современное педагогическое образование. – 2019. – №12. – С. 112-115.

    4. Груздова И.В. Творческое развитие младшего школьника : электронное учеб.-метод. пособие / И.В. Груздова. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2019. – 129 с.

    5. Оржековский П.А. Развитие и оценка творческих способностей учащихся на уроках в условиях нарастающей цифрофикации образования / П.А. Оржековский, С.Ю. Степанов, И.Б. Мишина // Непрерывное образование : XXI век. – 2020. – Вып. 3 (31). – С. 37-41.

    6. Педагогика : учеб. пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – Москва : Академия, 2007. – 576 с.

    7. Петросян А.В. Использование цифровых образовательных ресурсов в начальной школе / А.В. Петросян // Инфоурок. – 2020 : https://infourok.ru/ispolzovanie-cifrovyh-obrazovatelnyh-resursov-v-nachalnoj-shkole-4912401.htm

    8. Сироткин Л.Ю. Творчество и креативность : возможности понятийного компромисса / Л.Ю. Сироткин // Гиперленинка. – 2018. : https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-i-kreativnost-vozmozhnosti-ponyatiynogo-kompromissa

    9. Трофимова Е.И. Влияние цифровизации на развитие личности современных детей / Е.И. Трофимова // Молодой ученый. – 2021. – № 34 (376). – С. 170-172.

    10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2010. – 31 с.

    11. Филатова С.Б. Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе на ступени начального общего образования / С.Б. Филатова. –Мариинск, 2013. – 24 с.

    12. Шарипов Ф.В. Психолого-педагогические аспекты развития креативности учащихся / Ф.В. Шарипов // Успехи современного естествознания. – 2014. : https://naturalsciences.ru/ru/article/view?id=34246

    13. Wollach M.A., Kogan N.A., Torrance E. P. A new look at the creativity – intelligence distinction // Journal of Personality. – 1965. – № 33.




    написать администратору сайта