курсовая работа. Курсовая работа по дисциплине Теория воспитания.doc выполнила Ла. Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Теория воспитания
Скачать 1.1 Mb.
|
1.2. Психолого-педагогические теории и концепции приобщения школьников к национальной культуреВ духе национальных традиций воспитание детей требует разностороннего подхода. Культивируя в них культуру, необходимо в первую очередь привить им любовь к своей стране через эстетическое и патриотическое воспитание. Значительную роль в разработке проблем интернационального и патриотического воспитания сыграли В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская. Н.К. Крупская разработала программа интернационального воспитания. Она вызывала воспитывать с раннего возраста дружбу между детьми различных национальностей, указывая на то, что «не годится, чтобы ребята свысока смотрели на отсталую в культурном отношении национальность. Надо внимание ребят обращать на позитивные особенности в характере тех или иных национальностей, показывать их героизм, и смелость и т.п.». [11, с.265] А.С. Макаренко указывал на нужду воспитывать гражданина-интернационалиста, который любит Родину, окружающих его людей. Он писал, что патриотические и интернациональные качества удачно формируются тогда, когда воспитанники знают о случающихся в стране событиях, учатся соображать внутренние государственные процессы, повседневно воспитываются в духе беззаветной любви к Родине. Добиться данного можно только при условии систематического воспитания, с помощью всестороннего влияния на ребенка начиная с раннего детства. Кроме этого, А.С. Макаренко полагал, что воспитание подрастающего поколения требует объединения усилий школы, семьи, общественных организаций. [13, с.114] В вопросах воспитания исключительную роль А.С. Макаренко отводил коллективу. Он считал, что только в коллективе можно воспитать настоящего человека – патриота своей Родины, интернационалиста. О необходимости и важности патриотического воспитания писал и В.А. Сухомлинский. Интернациональное и патриотическое воспитание являетя многогранным процессом, и основой его В.А. Сухомлинский считал «видение мира». Необходимо ребенка связывать «тысячами тончайших нитей» с Отечеством. Педагог дожжен заботиться о том, чтобы в сознании ребенка, запечатлелись в его эмоциональной памяти детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир. В.А. Сухомлинский воспитывал в чувствах и сознании детей умение не только видеть окружающее, создавать новые ценности, но и умение от посягательств врага защищать их. Он рекомендовал в воспитании молодого поколения применить героические примеры прошлого и настоящих дней. В.А. Сухомлинский призывал все мастерство и силы педагога адресовать на воспитание чувства гражданственности у подрастающего поколения. [13, с.7235] В.А. Сухомлинский считал нужным, чтобы школа и семья способствовали развитию у детей любви к Родине, начиная с воспитания любви к отцу, матери, к родному уголку земли и кончая гордостью мог своей державы. В.А. Сухомлинский с помощью игр-путешествий воспитанникам раскрывал красоту природы различных участков нашей земли. Отмечал все хорошее, что в труде и жизни ее народа имеется. [20, с.246] Н.Ф. Самсонюк также исследовал проблему патриотического воспитания. Н.Ф. Самсонюк доказала нужду употребления пословиц как величественного средства воспитания патриотических чувств у детей 6-ого года жизни, разработала требования к их отбору, определила возможности применения пословиц на занятиях и в других видах деятельности детей старшей группы. Она обращала внимание на то, что пословицы содействуют более удачному усвоению знаний о Родине, об отношениях между людьми различных национальностей; формируют уважение к народу и его устно-поэтическому творчеству; эмоционально окрашивают различные виды творческой деятельности детей. [17, с.204] И.А. Ильин на вопрос, что есть патриотизм, - отвечал: «Патриотизм – есть чувство любви к Родине». И далее: «Покажи мне, как ты молишься и веришь, как проявляются у тебя геройство, доброта, чувство долга и чести, как ты пляшешь и поешь, и читаешь стихи, что ты называешь «понимать» и «знать», как ты любишь собственную семью, кто твои любимые вожди, пророки и гении, скажи мне все это, и я скажу тебе, какой нации ты сын». Творить образцы народного идеала – значит сохранить преемственность жизненных ценностей –эстетических, нравственных и духовных – как основных составляющих народной культуры и педагогики. [22, с.179] К.Д. Ушинский разработал плодотворное учение на основе принципа народности, проанализировав историю и современное состояние российского и мирового образования, обосновав содержание и принципы нового воспитателя. В основе модели образования К.Д. Ушинского находится триада: «наука, православие, народность», которая предусматривает сближение педагогических звеньев народной духовности и культуры. Самая основная идея Ушинского – построение воспитания и образования всех сословий русского общества на основе науки, народности и православной веры, несущей в себе громадный потенциал религиозной, педагогической, социальной, исторической, эстетической, этической культуры русского народа. Именно это единство, по убеждению Ушинского, и должно было составить фундамент воспитания всего подрастающего поколения; воспитания, призванного связать воедино весь русский народ. К.Д. Ушинский придавал очень существенное значение религиозному воспитанию детей. Он говорил, что «если русский крестьянин выделяется теперь от дикаря, то этим он почти единственно обязан своей все-таки славянской, европейской природе, а еще более своему древнему христианству». [9, с.135] Православные культурно-исторические традиции располагают тысячелетний опыт духовно-нравственной жизни народа, и они также являются ядром народного творчества, искусства, науки, имеют в себе и эстетическое и этическое содержание. Кандидат педагогических наук Л.А. Парамонова совместно с О.С. Ушаковой полагают, что приобщение детей к культуре необходимо развивать через труд в природе. Под руководством воспитателя дети должны приобретать сложные навыки ухода за животными и растениями, что способствует вырабатыванию у них бережного отношения к природе. [15, с.209] Педагог также должен выбирать объекты, ознакомление с которыми вырабатывает уважительное и положительное отношение к труду взрослых и людям труда, к праздникам и общественным событиям. В систему знаний о труде взрослых, по мнению Л.А. Парамоновой, нужно включать следующие общие представления об этомявлении в целом: о разных сферах трудовой деятельности (в сельском хозяйстве, в промышленности, строительстве); о труде главных профессий (хлебороб, швея, шахтер); об главных этапах и процессах создания продукции (выращивание хлеба, постройка дома); о взаимосвязи труда людей различных профессий. При чтении стихов, рассказов о труде педагог должен подчеркивать нравственную ценность труда. Знание конкретных фактов героического труда русских людей становится ядром понимания детьми высоких моральных качеств русского человека, его беззаветной любви к Родине и гуманизма. [6, с.201] Приобщение детей к национальной культуре О.С. Ушакова и Л.А. Парамонова видели также в развитии у них интернациональных чувств, а также через ознакомление детей с изобразительным искусством – графикой, живописью, декоративно-прикладными работами, скульптурой, и, конечно, через музыку. Изучая песни и танцы наших предков, дети становятся носителями национальных традиций настоящего и прошлого. Дети, знакомясь с музыкальными произведениями выдающихся русских композиторов, ощущают гордость за свою Родину, за то, что на их родной земле также рождались гениальные люди, которые признаны во всем мире. Л.В. Соколова в своей книге «Воспитание ребенка в русских традициях» описывает разнообразные способы приобщения детей к национальной культуре, начиная с момента рождения ребенка. Одним из видов воспитания являлись народные игры. Ведь в игре дети воспроизводят почти все жизненные ситуации. Они играют в свадьбу, прием гостей, в похороны и рождение младенца. Несомненно, это приобщает их к традициям, закладывает назначенные моральные устои, вводит в обрядовую культуру. [11, с.79] Трудовое воспитание также описано Л.В. Соколовой как одно из средств, которое в системе человеческих ценностей берет одно из центральных мест. Оно вырабатывает у ребенка особенное отношение к труду как к жизненно нужному средству существования и как к внутренней нравственной потребности человека. [19, с.136] Участие детей в традиционных праздниках является следующим описанным Соколовой способом приобщения детей к культуре и русским традициям. Чтобы показать, насколько разнообразна и велика была роль детей в календарной обрядности, как дети в круговерть праздников включались, Л.В. Соколова с соавторами праздниками не стали ограничиваться, где участие детей было абсолютно нужно и испокон веков предусмотрено традицией, но включили и те даты, дни и периоды годового цикла, где дети могли по-своему проявить себя, где наиболее ярко выражались их переживания и интересы. Н.А. Рупчеева – методист МУ «Центра социальной помощи семье и детям Автозаводского района города Тольятти» разработала методическое пособие «Помни род свой», где семью представила как непреходящую ценность для развития и жизни человека. Понимание значимости семьи Н.А. Рупчеева изобразила как основу нравственного воспитания новых поколений. По мнению Н.А. Рупчеевой, семья, является первичным лоном человеческой культуры: «Мы все слагаемся в этом лоне; со всеми нашими хотениями, чувствами и возможностями. Здесь начинают развертываться и пробуждаются дремлющие силы личной души: здесь ребенок научается любить. [13, с.168] Информационно-методическим кабинетом этого центра на основе понимания того, что культура, которая объединяет наших потомков, своими корнями будет уходить и в каждого из нас, разработали конкурс на собирание родословной. Родители и их дети, составляя родословную своих семей, узнавали много интересных фактов из истории своих предков, их традиций и устоев. Многие великие научные деятели и педагоги в той или иной мере затрагивали проблему развития детей в национальных традициях, вопросы приобщения их к родной культуре. Список данных выдающихся людей я хочу кончить учением В.Г. Белинского о детских книгах. «Что же можно читать детям? Из сочинений, которые писаны для всех возрастов, им давайте басни Крылова, в которых даже житейские, практические мысли облечены в такие пленительные поэтические образы, и все так резко запечатлено печатию русского духа и русского ума … им давайте некоторые из народных сказок Пушкина, как например, «О рыбаке и рыбке», которая при высокой поэзии, по причине своей бесконечной народности, отличается, доступностию для всех возрастов, и в себе содержит нравственную идею. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца переполняются чувством изящного…[16, с.186] В педагогической науке возрастает заинтересованность к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, вырабатывание и соображение роли собственной нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога в контексте предоставленной проблемы вмещается способность предсказать и осуществлять возможность национальных традиций, обычаев; поддержать в воспитании интереса к родной культуре и научиться понимать себя как носителя данной культуры. Механизмом, который позволяет ввести народную педагогику в нынешний учебно-воспитательный процесс, является народная традиция, так как собственно традиция проявляет суть народной культуры и её отношение с социальными обстановками; она и в данные времена включает т те же воспитательные и формирующие функции. Этнопедагогика выясняет педагогические возможности древних обычаев в нынешних условиях и устанавливает целесообразность новейших традиции и обычаев, которые содействуют воспитанию и вырабатыванию личности [11, с.126]. Народную педагогику К.Д. Ушинский считал одним из основных факторов, под воздействием которых формировалась отечественная педагогическая наука. Он выложил самое существенное и самое значимое для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Лишь народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». В народе испокон веков сформировался собственный, самобытный нравственный уклад, собственная духовная культура. У всех народов было немало обычаев и традиций, которые облагораживали жизнь работающих. Они выражались и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народное творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и народ, правилах приличия. В словаре русского языка С. И. Ожегова подается определение термину «традиция». Традиция - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предыдущих поколений (взгляды вкусы, направление идеи, обычаи, образы действий и т.п.) [23, с.154]. Благополучное формирование культуры, системы народного образования может быть лишь на естественном многовековом основе народных традиций Педагогическая наука и практика, которые игнорируют коллективный педагогический опыт народа, не могут стать существенным элементов массовой педагогической культуры. Система обычаев традиций любого народа — это плод его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему всякий народ воссоздает себя, духовную культуру, личный характер и психологию, в цепи меняющихся друг друга поколений. Традиции словно образуют отношение поколения, на них держится духовно - нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших обосновывается собственно на традициях. Чем разнообразнее традиции, тем духовно богаче народ, ничто так не соединяет народ, как традиции. Достижение гармонии между традициями и современностью все больше становится животрепещущей проблемой науки. Традиция способствует развитии утрачиваемого ныне наследия. Подобное воспитание может быть спасительным для личности. С. Федорова замечает, что процесс поликультурной социализации детей возникает с вхождения в культуру собственного народа, с процесса вырабатывания этнической идентичности. Крупнейший психолог Ж. Пиаже, один из первых проследивший динамику формирования этнической идентичности в онтогенезе, выделил три этапа ее развития. 1. В возрасте 6-7 лет ребенок приобретает основные знания (фрагментарные, несистематические) о собственной этнической принадлежности. 2. В 8-9 лет у ребенка формируются национальные чувства и идет отчетливая идентификация с членами собственной этнической группы. 3. В 10-11 лет этническая идентичность складывается в совершенном объеме: ребенок осмысливает этническую самобытность не только собственного народа, но и других [14, с.83-91]. Исследователи характеризуют традиции как элементы социального и культурного наследия, передающихся от поколения к поколению в течение долгого периода (С.А. Арутюнов, А.Б. Гофман, И.В. Суханов, С.А. Токарев и др.). По мнению Ю.В. Бромлея, Р.Ф. И так, традиция - это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, которое намеренно передается от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса. По мнению И.В. Суханова, в традициях заложен слой мотивационных способностей и качеств, ценностных ориентации, общих представлений, чувств, настроении, привычек, включаемых в родовой потенциал или выключаемых из родового потенциала культуры. [16, с.183]. Из всех традиций, которые влияют на развитие личности, особенную роль ученые отводят воспитательным традициям. Л.И. Божович, Л.С. Выготский заметили, что формирование личности реализуется путем усвоения всего предыдущего опыта культуры. Истекая из взглядов Б.Н. Бессонова, К.С. Давлетова, Н.К. Дмитриева, A.M. Сулейманова, в качестве средств этнографической рассматриваются народные праздники, народные игры, фольклор. Исходными теоретическими положениями разработки усваиваемой задачи явилась взаимосвязь: "образование-культура-национальная культура-личность". По суждению Н.А. Бердяева, СИ. Гессена задачой каждого образования является приобщение личности к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства. Поликультурное воспитание детей должно реализовываться в трех направлениях: — информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.); — эмоциональное воздействие (в процессе выполнения первого направления — информационного насыщения — существенно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его эмоции); — поведенческие нормы (знания, которые получены ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, обязаны быть непременно закреплены в его личном поведении) [50]. Проблема педагога - выявить духовный и нравственный возможность произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Большое значение имеет увеличене словарного запаса детей, средством смыслового разъяснения неизвестных слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения [51]. Этнопедагогический подход, интегрирующий достижения аксиологических и культурологических подходов должен быть конкретизирован в принципах родиноведческого подхода (С.Я. Ромашина) с целью увеличения влияния воспитательной возможности на школьников. Содержание о образовательного процесса должно обеспечивать вырабатывание у детей целой и непротиворечивой картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; развитие человека и гражданина, интегрированного в нынешнее общество и направленного на улучшение данного общества на основе адекватного культуро- и природосообразного жизнеосуществления (С.Я. Ромашина, Б.И. Борискина, 2003). Родиноведческий подход осуществляет две главные цели: постижение ребенком важного слоя отечественной культуры; способность к взаимообогащению культурного содержания путем межкультурной коммуникации (С.Я. Ромашина, Б.И. Борискина, 2003). Его осуществление в процессе знакомствас национальными традициями разрешает соответственно содержанию культуры сформировать педагогический процесс в школе. Таким образом, выучив роль и место национальных традиций в воспитании детей младшего школьного возраста можно утверждать следующее: в содержании некоторых областей образования (ознакомление с окружающим миром, вырабатывание соображений о природе, праздники и развлечения и др.) проглядывается введение родной культуры и национальных традиций.. |