интонация. Интонация. Курсовая работа Методика работы над интонацией при изучении поэзии на уроках литературного чтения начальной школы
Скачать 52.69 Kb.
|
Курсовая работа Методика работы над интонацией при изучении поэзии на уроках литературного чтения начальной школы СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Вопрос развития выразительности чтения у учащихся принадлежит к числу актуальных в методике обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе. Выразительное чтение является одним из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатить его высокими чувствами. Поэтому следует учить детей выражать и понимать многообразные оттенки эмоций, отношений, оценок с помощью мимики, пантомимики, жестов и интонации. Вопросы выразительного чтения освещали методисты прошлого и современности М.Р. Львов, Л.А. Горбушина, И.И. Андрюшина, Е.А. Брызгунова, Н.Г. Василевская, В.Д. Виноградов, Н.М. Ильенко (и др. отмечают, что развитие интонационной выразительности чтения некоторое время недооценивалось учителями. Специальные лингводидактические исследования свидетельствуют о недостаточном уровне интонационной компетентности школьников. Дети часто не способны различать по интонации смысловые и эмоциональные оттенки звучащей фразы, обнаруживается, что учащиеся неправильно используют интонационные возможности языка в своей речи, следствием чего является монотонная, невыразительная, интонационно несвязная речь, поэтому работе над интонацией в начальной школе должно быть уделено значительное внимание. Проблемы восприятия и использования интонации имеют мультидисциплинарный характер, они интересуют специалистов по лингвистике, по психологии, по технике и выразительности речи и методике их преподавания. Следовательно, и в школе целесообразно организовывать интонационную работу комплексно, на разных уровнях: в процессе изучения фонетики и синтаксиса, при отработке выразительности речи и чтения, на уровне невербального общения. Однако в начальной школе целесообразнее начинать работу над интонацией при изучении поэзии на уроках литературного чтения. Изучение поэзии на уроках литературного чтения дает возможность научить младших школьников выразительно читать поэтические произведения, сформировать у них интонационные умения, ведь именно поэзия отличается от других жанров эмоционально - окрашенными размышлениями поэта, его чувствами, переживаниями, внутренним миром, эмоциями. Однако несмотря на то, что проблему интонационной выразительности изучали и исследовали ученые различных областей науки, было выявлено противоречие между теоретической обоснованностью и методической разработанностью данной проблемой на этапе начального образования, в частности при изучении поэзии на уроках литературного чтения. Проблема исследования: каковы возможности поэзии на уроках литературного чтения в процессе работы над интонацией. Объект исследования: образовательный процесс. Предмет исследования: методические условия, обеспечивающие эффективную работу над интонацией при изучении поэзии на уроках литературного чтения. Цель работы: изучение методики работы над интонацией при изучении поэзии на уроках литературного чтения. Задачи, решающиеся для достижения цели: 1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования. 2. Изучить методические аспекты работы над интонацией. 3. Рассмотреть проводимую работу над интонацией при изучении поэзии на уроках литературного чтения. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, обобщение и сопоставление. Структура курсовой работы: работа практического характера состоит из введения, главы, заключения, списка литературы. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ИНТОНАЦИЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЭЗИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Методические аспекты работы над интонацией На протяжении многих лет феномен интонации изучался лингвистами как в России, так и за рубежом. Среди наиболее известных исследователей интонации выделим таких ученых, как Е.А. Брызгунова, Т.М. Николаева, и методистов, таких как В.Д. Виноградов, JI.A. Горбушина и многих других. По словам А.С. Дмитриевского, коммуникативная ценность интонации до сих пор мало изучена как в лингвистической, так и в методической науке, и проблема обучения коммуникативной стороне интонации имеет больше вопросов, чем ответов [19]. В настоящее время многие лингвисты отмечают утрату в русской речи характерную для неё ритмико-интонационную окраску. Н.И. Кузнецова обращает внимание на то, что «исчезает свойственный русской речи тип интонационного её оформления – мелодичный, без резких тональных переходов, спокойный темп речи, четкое интонационное выделение наиболее значимых частей высказывания без интонационного дроблении словосочетаний на отдельные слова» [10]. Итак, рассмотрим, что же такое интонация. Интонация – единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности темпа речи и тембра произнесения (иногда – и пауза), служащих для выражения синтаксических значений и передачи эмоционально-экспрессивных оттенков смысла [20]. Е.Г. Эткинд утверждал, что именно «в интонации концентрируется жизнь стиха, динамика его звучания». При переводе поэзии с одного языка на другой Эткинд призывает сохранять не метр стиха, а его интонацию [18]. Значение интонации в эмоционально обогащенной речи очень велико. «Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия», – утверждают мастера художественного слова. Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы (синтагмы), выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и так далее, выражает чувства, мысли, состояния говорящего – так оценивают роль интонации филологи [4]. Интонация – основное выразительное средство устной речи. Л.А. Горбушина отмечает, что техника речи, логика чтения, эмоционально-образная выразительность – три взаимосвязанные компонента интонации, составляющие основу декламационного искусства, сущность которого состоит в умении «рисовать интонацией» [8]. С точки зрения теории и методики выразительного чтения актуальными являются такие компоненты интонации, как логическое ударение, паузы, темп и интенсивность (сила) речи, мелодика речи [8]. Основными компонентами интонации являются: сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях; направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты; скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительном звучании и остановках (паузах); тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи). Все эти компоненты – звуковая оболочка речи, ее звучание, материальное воплощение содержания, смысла речи [5]. Ударение в слове относится к числу надлинейных явлений звуковой стороны слова. Русское словесное ударение отличается большей длительностью произношения гласного звука в ударном слоге. Ударный слог произносится и с большей силой сравнительно с безударным. Ударные слоги четко противопоставлены безударным, они произносятся более ясно, более отчетливо, безударные же произносятся неясно (редуцированно). Существуют фразовые и логические ударения, очень важные для освоения интонационной системы русского языка. Кроме того, Л.В. Щербой введено в научный обиход понятие «эмфатическое ударение» (эмоциональное). Звуковой поток в речи расчленяется на предложения. В самом предложении слова объединяются по смыслу в ритмические группы, представляющие собой собственно отрезки предложения – речевые такты произносительного характера. Эти речевые такты выделяются между двумя паузами, следующими одна за другой; в середине этого фонетико-синтаксического единства паузы отсутствуют. Эти единства учёными названы фразами [5]. Членение на интонационно-смысловые отрезки (фразы) помогает осмыслению предложения, уточнению его содержания. Все высказывание от этого выигрывает. Логическое ударение – это выделение слова, наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Лингвистическая наука располагает описанием способов выделения слов, заключающих в себе наиболее важную информацию. Наиболее распространенными являются усиление и уменьшение интенсивности звучания, причем соответствующему изменению подвергается не все слово, которое несет на себе логическое ударение, а лишь ударный слог, точнее гласный, на котором и совершается «главное мелодическое движение». Эмфатическое ударение состоит в усилении эмоциональной насыщенности речи. Звуковые средства выражения эмоций описаны в работе Л.В. Щербы, которым введен и термин «эмфатическое ударение». Этот вид ударения выдвигает и усиливает эмоциональную сторону слова или выражает аффективное состояние говорящего в связи с тем или иным словом. Характеризуя разницу между логическим и эмфатическим ударением, Л.В. Щерба указывает, что логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое делает его эмоционально насыщенным. Звуковые средства эмфатического ударения – это большее или меньшее удлинение (долгота) ударного гласного звука: Замеч-а-а-тельный человек! Все перечисленные виды ударений входят в состав интонации и действуют совместно с другими компонентами: паузами, мелодикой, темпом и тембром. Л.А. Горбушина считает, что самый ответственный момент анализа звучащей речи - вычленение звука (фонемы). Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение [8]. Пауза (лат. pausa, от греч. pausis – «прекращение, остановка») представляет собой особый, «пустой» компонент. Под паузой понимаются два явления: во-первых, больший или меньший перерыв в звучании, являющийся сигналом границы между двумя более или менее самостоятельными по смыслу отрезками речи; во-вторых, смена тона на границе синтагматического членения. В зависимости от совпадения или несовпадения данных явлений паузы принято делить на грамматические, то есть совпадающие с границами членения, и неграмматические, возникающие там, где членение не разрешено системой языка. В качестве основной характеристики паузы выступает ее длительность. Длительная пауза сигнализирует, как правило, о завершенности высказывания; звучащая пауза чаще выступает на границе незавершенного высказывания. Темп как компонент интонации представляет собой относительную скорость произнесения отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношении к другой. Лингвистическая нагрузка данного компонента интонации состоит в выделении участков речевой цепи, имеющих различную степень значимости для говорящего. Кроме того, выявлена роль темпа в передаче отношений между отрезками текста. Существует определенная связь между темпом произнесения и коммуникативным типом предложения: относительно быстрый темп характерен для вопроса, относительно медленный – для восклицательного предложения, что связано с различной степенью интонационной расчлененности этих типов высказывания. Наиболее выраженной тенденцией оформления высказывания является замедление темпа к концу единицы, часто сочетающееся с расположением ближе к концу наиболее важных элементов высказывания [21]. Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в речи. Наиболее ощутимое выражение ритма мы находим в стихотворной речи, например, чередование ударных и безударных слогов в определенном порядке, через определенные соизмеримые промежутки времени. Ритм ощущается только в единстве с содержанием. Ритм создает музыкальную атмосферу произведения, особым образом воздействует на чувства читателя. Ритм – это биение пульса поэта, его живой темперамент, тепло его крови. Опытный чтец и рассказчик свободно варьирует темп: где требуется эмоционально-патетическое исполнение стихотворения, он читает замедленным темпом; при передаче легкого разговора в рассказе он ускорит темп, сократив число пауз, ослабив фразовые ударения, сняв в отдельных местах логические ударения; передавая значительное, важное, усилит систему ударений, замедлит речь. Младших школьников следует учить чувствовать ритм, понимать его роль в создании музыкальности стиха, в передаче настроений автора или лирического героя. Тут незаменимы хорошее чтение текста учителем, умело отобранные аудиозаписи. Мелодика речи – движение голоса по звукам разной высоты. От того, насколько легко переходит голос от средней постоянно присущей чтецу высоты к более низкой или высокой, зависит одно из основных качеств речи – гибкость, музыкальность. Мелодика служит для обеспечения связывания отдельных частей речевого потока. Так, некоторое повышение тона или незначительное его понижение к концу отрезка речи в русском языке имеет место в том случае, если он представляет собой незаконченную мысль, а следующий отрезок находится в тесной семантико-синтаксической связи с данным отрезком. И напротив, существенное понижение тона в конце отрезка речи говорит о том, что он либо является самостоятельной синтаксической единицей, либо заканчивает какую-то часть сложного предложения. Таким образом, мелодика передает связность (несвязность) текста, сигнализирует о том, закончен акт коммуникации или нет. Тембр голоса – средство выразительности устной речи и чтения. Это – дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит. В полости рта, в результате большего или меньшего напряжения органов речи и изменений объема резонатора образуются обертоны, т. е, дополнительные тоны, придающие основному тону особый оттенок, особую окраску. Поэтому тембр называют еще «цветом» голоса. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека. Поэтому тембром называют также специфическую окраску речи, которая придает ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Такое значение приобретает иногда и термин тон (или основной тон). Нетрудно заметить, что данные понятия напрямую связаны с процессом коммуникации, с наличием коммуникативного намерения у говорящего и с попыткой реализовать соответствующую коммуникативную задачу. Если лексико-грамматические средства служат для передачи мыслей, идей, фактов и т.п., то интонационные средства нужны для передачи эмоционального состояния собеседников, их отношения к передаваемой информации. Подготовка детей к выразительному чтению начинается с 1-го класса несмотря на то, что в этот период они читают по слогам. При систематической работе первоклассники к концу года могут научиться вполне осознанно соблюдать синтаксические паузы, понижать тон голоса в конце предложения, читать достаточно громко и внятно. Ряд других интонационных компонентов отрабатывается при ответах на вопросы. Детей можно тренировать в воспроизведении тона голоса в зависимости от цели высказывания. Работа над интонационным компонентом навыка чтения начинается с выработки умения соблюдать паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Во 2-м классе школьники могут, следуя за интонацией учителя, содержащейся в его вопросе, выделять голосом слово, которое в предложении является смысловым центром. Это не значит, что уже на данном этапе обучения дети сознательно работают над логическим ударением. Данное умение формируется постепенно, в процессе специальных упражнений. Начиная с 3-го класса, когда у учащихся в некоторой степени отработан навык чтения целыми словами, навыки использования интонационных средств формируют в процессе чтения самого текста. Работа над темпом и мелодикой речи, над тоном и силой голоса связывается с определением характера персонажей, их возраста, ситуации, в которой они находятся. В 4 классе младшие школьники должны выразительно читать текст c соблюдением логических и синтаксических пауз. Надо отметить, что работа над логическими паузами очень сложна для детей c тяжелыми нарушениями речи. Поэтому дети соблюдают паузы по указанию учителя. Однако, когда искажается смысл читаемого, педагогу приходится обращать внимание класса на неправильные остановки, показывать, как меняется смысл в зависимости от места паузы. Таким образом, интонация представляет собой совокупность просодических (супрасегментных) средств языка: различные соотношения частоты основного тона, тембра, интенсивности и длительности, служащих для оформления единицы коммуникации – высказывания. Для интонации важен также тембр голоса: он является одним из средств смыслового выделения слова, а также выражения эмоций. Акустическими компонентами интонации являются мелодика (мелодический компонент), интенсивность (динамический компонент) и длительность (временной или темпоральный компонент). Интонация имеет объективное лингвистическое значение: независимо от функциональной нагруженности интонация всегда объединяет слова во фразы, и без интонации фразы не существуют. Работа над интонацией при изучении поэзии на уроках литературного чтения Интонация играет значительную роль в формировании устной речи: передает смысловые и эмоциональные различия высказывания, отражает состояние и настроение говорящих, отношение к предмету разговора или друг к другу. Интонация делает нашу речь богаче, выразительнее, придает ей индивидуальный характер. Эффективным материалом для развития интонационной выразительности является поэзия. Поэзия в переводе с греческого означает «творчество, стихотворение», представляет особый способ передачи организации речи. Поэтические произведения делят на следующие виды: Лирика (от греч. Lyra - лира - музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни). Особенность лирического произведения – это эмоционально окрашенные размышления и описания. Эпос в переводе с греческого означает повествование, рассказ, история. Представляет собой литературно-художественное произведение, имеющее объективно-повествовательный характер. Драма (от греческого означает действие). В отличие от лирических и эпических произведений, полное и всестороннее раскрытие драмы возможно при сценическом выражении. Структура драматического произведения такова, что с одной стороны это вид поэтического искусства, а с другой - данный поэтический вид служит способом сценического изложения произведения. Поэтическая интонация свойственно всякой человеческой речи. Достигается это ударениями, повышением тона речи или, напротив, его понижением, изменением темпа (убыстрение, замедление), что в свою очередь вызывает разное размещение пауз, особую окраску звуков (тембр). Если ударение, паузы, темп как-то еще можно «изобразить» в самом тексте, то мелодику, а особенно тембр трудно передать на письме. Интонацию строки, даже строфы угадываешь тогда, когда знаешь общую мысль произведения. Большая часть работы над выразительностью чтения есть работа над интонацией как главным ее средством. С этой целью совершенствования выразительности произношения можно проводить работу над произношением звуков, отработкой дикции, развитием голосового аппарата, темпа речи, использованием целесообразной силы голоса. Наиболее распространенные приемы обучения выразительному чтению: чтение учителя, слушание грамзаписи с образцовым исполнением артиста, хоровое чтение учащихся, составление «партитуры» текста. Приемы работы над выразительностью чтения во многом зависят от конкретного этапа урока литературного чтения. Так, перед знакомством с лирическим произведением целесообразно использование упражнений для отработки дыхания и владения голосом. В качестве таких упражнений могут быть дыхательная гимнастика и интонационная разминка [13]. Дыхательная гимнастика «На берегу моря». Учитель: «Закройте глаза, представьте, что вы лежите на берегу моря. Рядом с вами тихо плещут волны. Вы с наслаждением вдыхаете свежий морской воздух. Дышите ровно, глубоко». Интонационная разминка. На доске записывается предложение: «Уж наступила осень». Задача детей прочитать это предложение с различными интонационными оттенками: с чувством радости; с чувством печали; с чувством сожаления. Один из самых важных этапов работы – первичное чтение лирического стихотворения. Из всего многообразия методических приемов, способствующих донесению до детей содержания стихотворения, вызову эмоционального отклика на прочитанное, наиболее целесообразными являются: выразительное чтение стихотворения учителем, либо мастером художественного слова в записи; чтение на фоне музыки. По-настоящему кропотливая и тонкая работа над выразительностью чтения лирических произведений приходится на вторичный синтез. Здесь имеют место приемы синтетического характера, которые помогают углубить понимание школьниками смысла и подтекста изучаемого произведения и параллельно работать над оттенками и компонентами интонации. От одного использованного приема к другому степень самостоятельности в определении интонации постепенно увеличивается [13]. Логическое ударение – «это душа фразы». В простом предложении одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением. Неправильно считать, что ударение всегда выражается относительно большей громкостью и повышением тона. Часто ударность достигается, наоборот, понижением голоса, несколько замедленным произнесением слова. Недопустимо резкое усиление на слове, ускорение, — это ведет к выкрикиванию, нарушается благозвучие речи. Рекомендуется выделять ударением: имена существительные, в простом предложении – это, как правило, одно слово. каждый однородный член предложения. если глагол стоит в конце предложения, то обычно на него падает логическое ударение (Любишь кататься //– люби и саночки возить). яркие, выразительные средства языка (метафоры, сравнения ) оттеняются логическим ударением в эстетических целях, чтобы подчеркнуть красоту или эмоциональное содержание художественной речи (Дика,/ печальна,/ молчалива,/ как лань лесная,/ боязлива./ Она в семье своей родной/ казалась девочкой чужой…). в нераспространённом предложении логическое ударение падает на второе слово (Солнце село, село солнце). Нахождение логических ударений в тексте, прочитанном учителем. На доске отрывок из стихотворения. Учитель читает его, а учащиеся, следя за чтением учителя, указывают слова, на которых было сделано логическое ударение. Например: «Мороз и солнце! День чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный!» Нахождение способов постановки логических ударений. На доске записывается отрывок из стихотворения С. Михалкова «Хижина дяди Тома»: И вдруг из зрительного зала, Шепча какие-то слова, На сцену девочка вбежала. Вызываются двое учащихся. Одному из них предлагается поставить к предложению несколько вопросов таким образом, чтобы логическое ударение в них падало на разные слова. Например: «Откуда вбежала на сцену девочка? Кто вбежал на сцену зрительного зала? Девочка выбежала, шепча или крича какие-то слова?» и т.д. Другой ученик, отвечая на эти вопросы, должен правильно определить слово, на которое падает логическое ударение. Самостоятельная постановка логических ударений с последующим выразительным чтением лирического произведения. На карточках помещается стихотворение или отрывок из него. Задача детей – самостоятельно найти в каждой стихотворной строке слова (сочетания слов), на которые падает логическое ударение. Учащимся предлагается выразительно прочитать этот текст в соответствии со своими пометками. Перед выполнением задания можно обратить внимание детей на то, что при выделении главных слов следует в первую очередь руководствоваться смыслом, содержанием строки и закономерностями стихотворной речи (ритмом, рифмой и др.). Любое стихотворение всегда разделено остановками (паузами) на группы слов, связанных между собой по мысли – это речевые звенья, а паузы между ними – это логические паузы. Речевые звенья и логические паузы, как правило, определяют знаки препинания, но не всегда: Логическая пауза отделяют группу подлежащего от сказуемого. Кислая и очень полезная ягода клюква / растёт на болотах. Логическая пауза перед соединительными союзами и, или, да (и), даже если перед ними нет запятой. Кислая / и очень полезная ягода клюква… После точки всегда длительная пауза. // Логическая пауза есть при обратном порядке слов, инверсии. Приятна мне/ твоя прощальная краса. Белеет парус/ одинокий Неправильно сделанная логическая пауза искажает смысл прочитанного и разрушает эстетическое впечатление (дети часто читают так стихотворение А.С. Пушкина о зиме: «Пришла,/ рассыпалась клоками / повисла на суках дубов»). Логическая пауза вносит порядок в речь читающего, приучает его владеть собой и, не торопясь, переходить от одного речевого звена к другому. В качестве отдельных приемов работы над интонационной выразительностью могут быть упражнения «Эхо» и «Чья интонация разнообразнее» [13]. Упражнение «Эхо». Учитель читает по 1-2 строки стихотворения, ученики повторяют их с той же интонацией. Упражнение «Чья интонация разнообразнее». Для выполнения данного упражнения учитель предлагает одно предложение, которое надо прочитать с возможно большим количеством эмоциональных оттенков. При этом перечень возможных оттенков должен быть перед глазами учащихся. Например: восхищение, осуждение, сочувствие, радость, грусть, обида. Так, участники могут поработать в этом плане с предложением: «Я был в избушке на курьих ножках». Чтение предложений с разной эмоциональной окраской. Для использования данного приема выбирается отрывок из стихотворения (в рассмотренном ниже примере это «Бабушкины сказки» С. А. Есенина), строки которого учащимся необходимо прочитать с использованием различных эмоциональных оттенков: И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идет (таинственно; восхищенно). Сказки все. Пора в постели…(с грустью, сожалением; сомнением; с чувством недовольства) Но а как теперь уж спать? (с удивлением) И опять мы загалдели, Начинаем приставать (радостно, восторженно). В ходе выполнения задания учащиеся пытаются подобрать нужную интонацию (с чем в большинстве случаев успешно справляются). Поиск и нахождение нового интонационного оттенка становится для детей своего рода «открытием» [13]. Вторичное выразительное чтение стихотворения после проведенной работы значительно отличается по своей эмоциональной окраске от первичного чтения. Составление партитуры чтения. Партитура – разметка текста с помощью общепринятых графических знаков. Знакомство с приемом партитуры должно происходить в совместной работе учащихся с учителем. На раздаточных листах каждый ребенок фиксирует графические обозначения компонентов партитуры с их расшифровкой. Далее дети практикуются в составлении партитуры стихотворения: определяют места, требующие постановки пауз, логических ударений, повышения или понижения голоса. Читая стихотворение в соответствии с составленной партитурой, учащиеся обращают внимание на детали, которые прежде упускались ими из вида. Пример составления партитуры к четверостишию из стихотворения Г. Ладонщикова «В поле»: Составляя пунктуационные схемы, ученик может расставить и интонационные знаки, которые помогут в формировании правильной интонации при выразительном чтении: Интонация перечисления при однородных членах предложения: каждый однородный член предложения имеет логическое ударение, голос вверх, пауза (/ / -). [ 0,/ 0,/ 0] Интонация выделения используется при обособленных членах предложения. Логическое ударение – на определяемом слове, пауза, голос вверх, пауза. [ Х,/ / ] Интонация противопоставления (в письменной речи - пунктуационный знак тире). После первой части предложения голос повышается, перед знаком тире долгая пауза, во второй части предложения голос понижается к концу предложения. Та же интонация в простых предложениях, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым. [ / ] //- 2) [ / \ ] Интонация пояснения (в письменной речи знак двоеточие). Голос понижается к концу первой части, долгая пауза, во второй части голос сначала повышается, к концу предложения понижается. В простом предложении с однородными членами логическое ударение падает на обобщающее слово, после него – пауза. [ / \ ]: // [ / \] Интонация вводного предложения – ускоренное чтение, вводные слова голосом не выделяются. Интонация при обращении: на обращение всегда падает логическое ударение. Нет паузы перед обращением, стоящим в середине и в конце предложения. [О, / ] 2. [, О, / ] 3. [ , О ]. Эти общепринятые знаки разметки текста помогают зафиксировать найденные интонации, сделать заметки, выделить главное в тексте. Можно сделать вывод, что систематическое использование такого рода приемов работы с лирическими произведениями дает положительные результаты в развитии интонационной выразительности учащихся. Наряду с этим, у детей в целом формируется потребность говорить не монотонно и однообразно, а с определенным выражением своего эмоционального состояния и внутренних душевных резервов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ психолого-педагогической литературы показал, что интонация – основное выразительное средство устной речи и включает в себя такие компоненты, как: ударения, мелодику речи, тембр, темп и ритм речи. Вопросы выразительного чтения освещали методисты прошлого и современности М.Р. Львов, Л.А. Горбушина, И.И. Андрюшина, Е.А. Брызгунова, Н.Г. Василевская, В.Д. Виноградов, Н.М. Ильенко и др. Ученые и практики считают, что большая часть работы над выразительностью чтения есть работа над интонацией как главным ее средством. С целью совершенствования выразительности произношения необходимо проводить работу над произношением звуков, отработкой дикции, развитием голосового аппарата, темпа речи, использованием целесообразной силы голоса и начинать работу над интонацией целесообразнее на уроках литературы при изучении поэзии. Изучение поэзии на уроках литературного чтения дает возможность научить младших школьников выразительно читать поэтические произведения, сформировать у них интонационные умения, ведь именно поэзия отличается от других жанров эмоционально - окрашенными размышлениями поэта, его чувствами, переживаниями, внутренним миром, эмоциями. При изучении психолого-педагогической литературы были выделены основные компоненты интонации: 1. Темп – равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи); 2. ритм речи, выражаемый в длительном звучании и остановках (паузах); 3. сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях; 4. тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е. С. Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013 – 223 с. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2018. – 53 с. – (Стандарты второго поколения). Андрюшина, И. И. Выразительное чтение [Текст] : учебное пособие / И. И. Андрюшина, Е. Л. Лебедева ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Московский педагогический гос. ун-т". – Москва : Прометей, 2017. – 158, [1] с. Безруких, М. М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей [Текст] / М.М. Безруких. – СПб.: «Академия», 2018. – 157 с. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи [Текст]: [Для иностранцев, изуч. рус. яз.] / Е. А. Брызгунова. - 4-е изд., перераб. - М. : Рус. яз., 1981. - 279 с. Василевская, Н. Г. Работа над интонацией младших школьников [Текст]: Учебно-методическое пособие. 3-е издание (доработанное). Нижний Тагил: МИМЦ, 2018. – 94 с. Виноградов, В.Д. Русская речь: произношение, интонация, речевой слух: учеб.-метод. пособие по культуре рус. речи [Текст] / В.Д. Виноградов, И.А. Фролова, Г.А. Фролова. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1995. – 269 с. Горбушина, Л. А. Обучение выразительному чтению младших школьников [Текст] / Л.А. Горбушина. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с. Готсдинер, A. JI. Музыкальная психология [Текст] / А.Л. Готсдинер. – М.: МИП «NB Магистр», 1993. – 192 с., Кузнецова, Н. И. Хорошая речь [Текст] / Н.И. Кузнецова, О.Б. Сиротинина, Е.В. Дзякович и др. // под ред. М.А. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2001. – 230 с. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с. Мали, Л. Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения [Текст]: учеб. пособие / Л.Д. Мали. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 220 с. Бакулина, Г. А., Суслопарова, И. О. Развитие выразительности чтения младших школьников в процессе изучения лирических произведений [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 439–442. Бакулина, Г. А. Уроки литературного чтения. 3-4класс, часть 2 [Текст]: Вятский государственный гуманитарный университет. – Киров: ОАО «Кировская областная типография», 2009. – 192 с. Беляев, Д. Д. Культура и культивирование речи: интонация [Текст] / Д.Д. Беляев // Культура русской звучащей речи: традиции и современность. – М.: ИРЯ им. В.В. Виноградова, 2004. – С. 16–19. Борисова, М. Н. Теоретические и практические аспекты формирования ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников при использовании стихотворного текста [Текст] // В сборнике: Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием. Отв. редакторы Е.А. Жесткова, Л.В. Филиппова; Арзамасский филиал ННГУ. – 2018. – С. 26-31. Бородина, О. Л., Формирование интонационной стороны речи младших школьников на уроках литературного чтения [Текст] // Журнал Пермский педагогический журнал. – 2018. – №3. – С. 23-27. Галатенко, Ю. Н. Смысловая роль интонации в поэзии и музыке [Текст] / Ю.Н. Галатенко // Искусство и образование. – 2019. – №5. – С. 8-10. Дмитриевский, А. С., Ролевые игры как прием формирования интонационных умений студентов-лингвистов [Текст] / А.С. Дмитриевский // Журнал Московского государственного лингвистического университета. – 2019. – № 609. – С. 21-25. Евсеева, Т. В. Переводной художественный текст с комментарием: структурные, когнитивные и функционально-прагматические особенности [Текст]: автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.19, 10.02.20 / Евсеева Татьяна Владимировна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. – Ростов-на-Дону, 2017. – 21 с. Зиновьева, Т. И. Работа над интонацией в период обучения грамоте [Текст] : дис. Канд. Пед. Наук / Т.И. Зиновьева; Моск. Гос. Пед. Ун-т им В.И. Ленина. – М., 2017. – 203 с. |