Курсовая работа на тему "Организация работы младших школьников на пленэре"
Скачать 72.32 Kb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж» КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: "Организация работы младших школьников на пленэре" по дисциплине: "Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)" Выполнена студенткой Чекмаревой Евгенией Сергеевной Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах Номер группы 3 ПНК-11/20А-3 Руководитель Ожерельева Ольга Вячеславовна г. Пермь, 2022 г. СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………….....2 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПЛЕНЭРЕ…………………. 6 Актуальная концепция появления и формулировка работы с пленэром……………………………………………………………….….. 6 Развитие пленэрной техники в русском направлении…………… ………………………………………………....6 Отношения некоторых стран к организации творческой деятельности на открытом воздухе…………………………………….8 1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего школьного возраста…………………………………………………..…..8 1.5. Методика организации занятий во время летней практики..13 Рекомендации методик для выполнения заданий …………17 ГЛАВА 2. ОРГАНИАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПЛЕНЭРОМ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………28 2.1. Этапы работы на пленэре…………………………………………..28 2.2. Материалы и оборудование для работы с пленэром……………30 2.3. Полезные советы для работы с пленэром для младших учеников…………………………………………………………………...31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…32 Список использованных источников……………………….33 ВВЕДЕНИЕ Наша планета может быть замечательной и живописной при помощи творчества, оттого знакомство с ним важно относить к актуальной составляющей образования. Общекультурное развитие индивида не осуществляется при скупом, непоследовательном взаимоотношении с искусством. Только лишь, сочетание различных художественных воздействий позволяет создавать эстетическое развитие детей. Учащиеся овладевают вселенной культурных достоинств безостановочно, в течение всего жизненного пути, и этот процесс помогает верному становлению личности. Невозможно неверно оценить влияние воздействия искусства на общекультурное и эстетическое формирование личности, нахождение и актуальное использование предполагаемых духовных перспектив. Значимость работы выражается тем, что актуальность развития детей младшего школьного возраста, именно в технике пленэр представляется результативной разновидностью занятий в изобразительной деятельности и декоративно-прикладном искусстве. Благодаря данным занятиям обучающиеся хорошо воспринимают мир, который их окружает, а затем эффективнее различают свет и цвета палитры красок. Пленэр несет в себе привыкание человека, который рисует, к среде. Повышает уровень развития и живописи с предварительной организацией материала для работы в разных изменяющихся условиях. В пейзаже, к примеру, изменениями принято считать: различные техники исполнения, отличающиеся времена года, и разную погоду, также освещение может быть отличным друг от друга. Работа с пленэром приучает детей быть более чувствительными к очертаниям среды, открывает его взгляд и мышление на части природы, создает куда более полномерный и реалистичный профессиональный взгляд, отводит от отвлечения, которое лишено визуальной составляющей. С развитием умений пленэрные работы превосходят изначальное образовательное направление, находя оригинальную художественную ценность, притягательность непринужденности изображения, а также новизну техники. Здесь актуально применение художественных материалов, которые обеспечивают наилучшую изобразительность линий, нежели обычный карандаш, кисть или фломастер. Целью курсовой работы является объяснение понятия методики использования пленэра, с функцией поднятия уровня развития художественных и творческих умений для младших школьников. Объект исследования курсовой работы представляет собой освоение основ живописи на уроках изобразительной деятельности и декоративно-прикладном искусстве для младших школьников. Предметом исследования являются: содержание, актуальные методы и формы обучения школьниками основ живописи в работе с пленэром. Задачи: 1.Проанализировать психолого-педагогическую специфику детей младшего школьного возраста. 2.Рассмотреть развитие понимания учащихся младшего школьного возраста. 3.Освоить имеющиеся методы работы с пленэром. 4.Познакомиться с материалами, которые используются на пленэре. 5.Рассмотреть техники для работы с пленэром. Гипотеза исследования курсовой работы: при помощи пленэра младшие школьники могут эффективно изучить основы живописи и художественной деятельности. Для выполнения поставленных целей использовались некоторые методы работы: 1 . Исследование и разбор психолого-педагогической, а также методической литературы; 2.Мониторинг учебных занятий школьников во время работы с пленэром. 3.Исследование, проработка творческих работ учеников. 4.Опытно-экспериментальное наблюдение по нахождению практического применения пленэра в организации работы младших школьников. ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПЛЕНЭРЕ 1.1. Актуальная концепция появления и формулировка работы с пленэром Пленэр- это техника живописи, которая предполагает собой работу на свежем воздухе при наличии естественного освещения. В первую очередь, пленэрная техника возникла как неотделимая часть разработки живописных изделий - пейзажа. Несомненно, что отдельные пейзажные работы впоследствии преобразились в картины, а также некоторые считают, то невозможно так точно передать всю красочность изображения, если писать к примеру, в помещении. Исследование литературы напрямую указывает на то, что пленэр появился в начале XIX века в Англии, основоположниками живописи на свежем воздухе были Ричард Паркс Бонингтон (1802-1828) и Джон Констебл (1776-1837). Художники осознали, что могли более красочно показывать свет и цвета, если рисовать на свежем воздухе. Несмотря на то, что на пленэре требуется куда больше усилий, картины были куда более насыщенными и красочными, иначе говоря, живыми. 1.2. Развитие пленэрной техники в русском направлении. Развитие пленэрной техники продолжалось русской школой живописи. Литература указывает на то, что первоначальными работами с пленэром являются иконописные произведения. Иллюстрации Христа, Богородицы упомянуты на относительном изображении естественного пейзажа, согласно действующим канонам и правилам церковных картин. При правлении Петра I, у публики была схожая заинтересованность с работами пленэрной живописи, а также графики, и живопись Европы стала популярной. Расцвет русской пейзажной техники произошел в 19 веке. Первым русским художником, который рисует в технике пленэр был Сильвестр Феодосиевич Щедрин. Далее А. Иванов, А. Саврасов, В. и А. Васнецовы, И. Айвазовский, Н. Рерих. Илья Ефимович Репин внес свою часть в развитие пленэрной живописи. В работах автора пейзаж был эмоционально-смысловым дополнением. Перечисленные выше художники основали отечественную школу живописи. «Серебряный век» в российском искусстве явился с именами авторов А. Бенуа, В. Борисова, К. Коровина и др. Первоначально жанр пейзаж был разделен на виды: городской и индустриальный, садово-парковый, сельский, лесной, речной, горный, морской, степной. Анализ литературы указывает на то, что в дальнейшем развитие пленэра продолжает советская школа, авторы которой, Г. Нисский, К. Юон, И Грабарь, А. Дейнека. Далее возникают новые направления и имена в национальных школах. В любом российском регионе, а также большом городе находятся авторы, которые пишут картины на свежем воздухе. На данный момент в России сформировались местные школы творчества и живописи. Санкт-Петербург, Владимир, Крым, Москва, Иркутск, Уфа, Казань, Иркутск, Красноярск, - города и республики, имеющие неповторимые живописные школы.В Екатеринбурге Зародился конструктивизм архитектуры и культурное пространство города выступают как представители уральского региона. Представителями являются авторы- А. Ефремов, А. Ремезов, Г. Мосин, А. Рыжков, И. Пьянков, их произведения находятся в музеях и коллекциях в России и за рубежом. В наше время художники имеют не только изданные альбомы своих работ, но и сайты, где можно увидеть все картины и даже методику работы. Авторы организовывают персональные выставки, открывают свои студии, публикуют уроки, которые могут посмотреть все желающие. 1.3. Отношения некоторых стран к организации творческой деятельности на открытом воздухе Творческая деятельность на открытом воздухе происходит почти во всем мире. Хотя, реализация может отличаться в зависимости от культурной нагрузки. К примеру, определенные страны определяют наружное обучение как пример экологического образования. В то же время другие страны разделяют понятия экологическое образование и наружное обучение. Современные методики образования на открытом воздухе куда более распространенны в Великобритании, Австралии, США, Европе, Азии, Африке. 1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего школьного возраста Младший школьный возраст проходит с 6 до 11 лет. Этот период несет в себе дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие детей, обеспечивающее им продуктивное обучение. Первоначально обучение в школе направляет к смене социальной характеристики развития детей. Ребенок отныне обладает социальными обязанностями, начинает быть коллективным субъектом. Учебная практика детей оценивается. В психологии отношений с окружающими появляются изменения. Влияние взрослых систематически уменьшается, и к завершению младшего школьного возраста, большее влияние для детей начинают приобретать сверстники, сильно растёт роль окружающего общества. Мышление младшего школьного возраста возникает под влиянием образования. Далее у школьников прогрессирует память, расширяются и смысловые словесно-логические запоминания. Заканчивается младший школьный возраст навыком в полной мере единовластно рассуждать, сопоставлять, производить выводы, анализировать и устанавливать несложные закономерности. Психология детей младшего школьного возраста имеет следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и незамедлительно, зачастую не обдумав, не взвесив обстоятельства. Во всевозможных начинаниях, проблемах или намеченных планов у ребят отлично выражается слабость регулирования поведения. Психология младшего школьного возраста зачастую является образованием своеволия и капризности, что представляет нестандартную форму бойкота вопреки требованиям от школы. Дефицит семейного влияния значительно усугубляет предстающую проблему. В данном возрасте детей волнуют: успехи в школе, кроме того отношения с одноклассниками, друзьями, учителями и семьей. Моральный настрой детей влияет на уровень образования, где одобрение и мнение преподавателя занимают важное место. Поскольку во время обучения у ребят появится новый, наиболее улучшенный «взрослый» вид взаимоотношений с учителями и сверстниками. В младшем школьном возрасте главенствующей станет учебная деятельность. В образе поведения детей проявляются разные новообразования: развитие словесно-логического и рассуждающего размышления, поднимается уровень внимания, улучшается устойчивость, возникают умения переключения и распределения. Разумеется, образование в младших классах несет важную особенность – учебный процесс ведет один человек- классный руководитель, что повышает его степень лидерства среди школьников. Отличительные черты детей 7-9 лет основываются на том, что они имеют нужду в присмотре взрослых, от этого для ребят свойственно следовать указаниям учителя. Учебная деятельность младших школьников заключается том, чтобы слушать учителя и следовать всем его указаниям. Эти отличительные черты детей (простодушная исполнительность, копирование, вера в верность изучаемых знаний) представляются очень влиятельными предпосылками обучения в школе. Действия младшего школьника связаны с тем, что дети зачастую любят ходить в школу: их привлекает право находиться в качестве ученика, в том числе сам процесс образования им нравится. Учебные занятия учеников младших классов соотносится с яркой реакцией на незначительные впечатления. Ребята данного возраста очень импульсивны, поэтому занятия часто стремительные, насыщенные и напряженные. Нельзя допустить, чтобы дети заскучали – требуется часто изменять характер работы, не делать паузы и держать внимание учеников под контролем. Следует осознавать, такие ребята не могут сконцентрироваться на одном деле дольше 15-20 минут. Довольно разъяснительным является то, что младшие школьники не заинтересованы в объяснении причин и смысла того материала, который им дает учитель. Иной особенностью психологии детей в младшем школьном возрасте является то, что запоминание у ребят становится произвольным, память делается осознанной. Также другим ответвлением в психологии младших школьников будет являться развитие неконтролируемого поведения, проектирование результатов поступков и подведение итогов работы. Ученик является независимым, далее формируются моральные достоинства, по которым он планирует поступать. Наиболее четко в младшем школьном возрасте действует побуждение к достижению целей, реже – мотив убегания от неудачи. Основным направлением в психологии ребенка является его смысловой ориентир в действиях, это связано со страхом изменения отношений со сверстниками. Прогресс формирования личности в младшем школьном возрасте зачастую зависим от учебной успеваемости, оценок взрослых. Психика школьника в данном возрасте наиболее сильнее зависит от внешнего влияния. Ребенок эмоциональный, подвергается частым сменам настроения. В младшем школьном возрасте ребята проживают становление уникальности, становятся личностью, желают быть ближе к совершенству, хотят быть лидером. Ученики находят все новейшие групповые виды активных игр, занятий, желают относиться к какой-то детской компании. Младшие школьники довольно сильно поддаются влиянию, дети доверяют, воспринимают окружающую среду, и подражают своим лидерам. Учитель становится для ребят авторитетом, от этого преподаватель обязан создавать хорошие условия для воспитания нравственной личности. Наглядно-образный тип мышления является основным типом мышления у младших школьников, из-за чего дети внимательны ко всему яркому, от этого в обучении младших школьников должны учитываться вышеизложенные психологические черты. Обучение, являясь основным типом развития и воспитания, определяет ряд обязательств младших школьников: меняется режим дня, ритм школьной деятельности способствует успешному развитию умений, а также навыков, данные понятия объясняют эффективность обучения. Школьник учится практично распределять время, работать с коллективом, общается с набольшим количеством одноклассников и учительским коллективом. Ученик меньше двигается, приоритетные нагрузки отныне связаны с умственной работой, при всем этом очень выражается желание участвовать в играх. В данном возрасте игры занимают не столь большую продолжительность, как к примеру, в дошкольном периоде, но все так же представляют собой большую роль в развитии психики. По итогу у ребят развивается длительная память, имеет место усиление словесных и логических запоминаний. Психология учеников младшего школьного возраста несет в себе следующие черты: непроизвольность, безотлагательность, зачастую невзирая на внешние обстоятельства. В различных начинаниях, проблемах или намеченных планах у детей ярко показано возрастное ослабление волевой регуляции в поведении. Психология возраста младшего школьного возраста зачастую выражается возникновением неподатливости и своенравности, что может определять себя как индивидуальную форму несогласия против претензий со стороны администрации школы. Дефицит воспитания в семье вполне может сильно усложнить проблему, которая сформировалась. В данном возрасте школьника беспокоят не только успеваемость в школе, но и отношения с товарищами, учителем и отцом с матерью. Моральный настрой детей воздействует на уровень успеваемости, одобрение и комплимент преподавателя занимают значимое место. Таким образом, после обучения у ребят обязан возникнуть новый, куда более эффективный тип взаимоотношений с преподавателями и товарищами по классу. Деятельность детей в основном опирается на то, что он любит ходить в школу: увлекает возможность быть в роли ученика и развитие образования ребенку нравится. Образовательная деятельность учеников младших классов сочетается с ярким откликом на простые естественные впечатления. Поведение школьников данного возраста довольно произвольно, уроки часто динамические, насыщенные и порывистые. Ни при каких условиях нельзя, чтобы ребятам было скучно – следует весьма многократно менять динамику упражнений, не прибегать к частым паузам. В то же время важно осознавать, что такие дети не могут быть внимательны, фокусируясь дольше 20 минут. Довольно наглядным представляется момент, что младшие ученики не так сильно замотивированны в разъяснении оснований и мотивов информации, которую им дает преподаватель. Иная характеристика младших учеников базируется на том, что память ребенка несет в себе непринужденность, является осознанно регулируемой и косвенной. Также дополнительными аспектами являются развитие неосновательного действия, намечание результатов работы и подведение итогов. Ученик является самодостаточным, у него возникают нравственные идеалы, к которым он старается прибегать. 1.5. Методика организации занятий во время летней практики. Формы работы. 1.Подготовка к уроку. А) Спроектировать план: - расставить учеников по местам; -подбор актуального места для работы -выявление целей и задач урока -создать временные рамки для заданий -создать порядок выполнения: набросок, зарисовка, этюд. -рефлексия с ученикам Б) Оценивание работ учителем. Оценка обязана быть объективной, обоснованной. Оценивание должно опираться на то, справился ли ученик с объявленной задачей учителя. Также оцениваются правила работы с оборудованием, предоставляемым ученикам. Для понимания работы учеников необходима структура повышающихся условий, что помогает всецело объективно оценивать работы. Требования, предъявляемые к работам. 1.Основательность компоновки наброска и зарисовки. К началу занятия, расположение графических данных на плоскости и актуальной масштабности, далее необходимо учитывать содержимое наброска: -принадлежность живой натуры; - движение или покой. Мотив данного требования состоит в том, что оно помогает ученикам моментально оценивать их восприятие от натуры и сравнивать его, что способствует возможности видеть всю картину целиком. 2.Требования к точности пропорций главных частей натуры. Сравнение размеров, расстояний и объектов, навыки сопоставления предметов учеником «на глаз» поможет в дальнейшем ученику в творчестве. Таким образом, ученик должен хорошо уметь пользоваться глазомером. 3.Лаконичность, цельность, чистота и ясность графического языка. 4.Непринужденность и устойчивость графического исполнения. 5.Содержательность, живость и выразительность изображения. 6.Практическое применение и эксплуатация свойств и особенностей разных графических материалов. Данная оценка работ должна предоставляться в конце каждого занятия. Вышеуказанный метод оценивания практичен тем, что позволяет ученикам найти свои недочеты в работе, а также поднимает мотивацию к учебной деятельности. Подобает обратить внимание на работу детей в 1 классе, так как дети только изучают основы для работы с пленэром. В самом начале даже у самых способных учеников не всегда получается справляться с быстрыми набросками. На указанном этапе работы учителю стоит чаще самому практиковаться с пленэром, чтобы дети в том числе обучались на его примере. При организации урока преподавателю особенно важно учитывать личные способности, возможности и условия здоровья учеников, так как могут у детей существовать различные заболевания зрительного аппарата, и поэтому здесь необходим индивидуальный подход. Дополнительной трудностью учителя является непонимание учащихся термина «обобщение». Обобщение в изобразительном искусстве – основа мыслительной деятельности, состоящая в отборе, выделении, фиксации такого материала, который, по мнению художника, лучше всего выражает его художественную идею. С другой стороны, художественное обобщение – это, принцип, способ необходимого образного преобразования отражаемой художником действительности . [1 ] Первоначально ученикам нужно обучиться основным навыкам видеть картину целиком, и проводить анализ своей работы. Основополагающая цель учителя- найти интерес и мотивацию у учеников к самостоятельной работе, к последовательному выполнению набросков и зарисовок. Являясь результатом тщательного наблюдения различные виды работы на пленэре способствуют развитию общего художественного кругозора, также итогом является умение учеников целесообразно и объективно оценивать окружающий мир, подмечая важные и значительные мелочи. Виды деятельности на пленэре -наброски и зарисовки и этюды пейзажа городского и сельского -наброски и этюды растений и животных -наброски и зарисовки фигур людей -наброски и зарисовки малых архитектурных форм, зданий, памятников -наброски и зарисовки фигур людей -наброски и зарисовки транспорта Набросок- это быстрый и емкий рисунок, на которым изображены основные черты, без существенных деталей, также наблюдается отсутствие тяжелых по выполнению средств художественной выразительности. Для выполнения набросков используются различные методы выразительности, такие как: 1)Наброски по воображению- первоначальная картинка, которую визуально изображает художник, пользуясь своим воображением . 2)Наброски, исполняемые с натуры 3)Комплексные наброски, при которых используются сразу несколько видов набросков 4)Наброски, исполняемые по представлению 5)Наброски, исполняемые с натуры, а потом по памяти 6)Наброски, исполняемые только по памяти Автор сам выбирает вид набросков, опираясь на объективные окружающие факторы и возможности. Зарисовка- это подробное однотонное изображение оригинального замысла с живописным сюжетом. Весь цикл работы с зарисовкой выполняется исключительно с натуры. Для выполнения своего прямого назначения, зарисовка играет роль чернового вспомогательного материала, с помощью которого художнику необходимо анализировать натуру, отбирать главные и второстепенные детали, а также отличать важные черты и особенности. Любые зарисовки имеют свой определенный характер работы, который зависит от окружающих условий, от содержания рисунка, а также от времени, которое имеется для его изображения. Главное предназначение зарисовки- детальный анализ главных элементов и собрание сведений для композиций. В процессе работы над динамичными зарисовками имеется главенствующая роль- разбор понимания натуры. Этюд- это декоративная деятельность, которая дополняет картину, выполняется преимущественно с натуры. Этюды выполняют роль как метод изучения окружающего мира, так и отдельный инструмент при работе с пленэром. Этюды представляют собой практичное и эффективное задание. У учеников возникает умение запоминать, исполнять цветовой тип, формируется зрительная память. Этюды делятся на: долгосрочный этюд, краткосрочный этюд, живописный рисунок, кистевые наброски. Последовательность выполнения длительного живописного рисунка: -компоновка на листе бумаги -рисунок -прокладка общих цветовых решений -проработка форм, выявление пространственных планов -уточнение цветовых отношений -обобщение этюда [2] Краткосрочный этюд изготавливается для предоставления изображения в целом пейзажа. Здесь тщательно передаются главные цветовые связи. Время выполнения от 10 до 30 минут. Живописные зарисовки мелких частей пейзажа выражают цветовое описание. Наличие фона необязательно, на бумаге может быть как одна, так и несколько картинок. Приблизительное время работы от полу часа. Кистевые наброски воссоздают цвет, освещенность и форму. Время работы примерно от 3 до 5 минут. Рекомендации методик для выполнения заданий с пленэром. Перечень тем для уроков с пленэром. 1.Вступительная беседа. Знакомство с деятельностью. 2.Зарисовки первоочередных частей рисунка, этюды. 3.Наброски: люди, животные, птицы. 4.Архитектурные части. 5.Натюрморт на открытом воздухе. 6.Линейная перспектива разграниченного отрезка. 7.Световоздушная перспектива. Тема 1.Вступительная беседа. Знакомство с деятельностью на открытом воздухе (4 академических часа). Во вступительных беседах преподавателю необходимо обговорить, то что наработки на уроках будут использоваться на занятиях в следующем учебном году. Также в разговоре в учениками педагог должен обратить внимание на качество работы и точность зарисовок. Пленэр- с французского языка имеет перевод как «свежий воздух». Данное понятие предполагает собой написание живописных картин на отрытом пространстве(на улице) при помощи натурального естественного освещения. Вышеописанный метод работы позволяет как можно красочнее и реалистичнее передать красоту окружающего мира. Мир вокруг нас при помощи естественного солнечного света несет в себе бесконечное созвучие красочных сочетаний. Для того, чтобы картина была реалистичной художнику необходимо работать оперативно, при этом соблюдая все правила и каноны при работы с пленэром. Вышеописанное правило существует от того, что если работа предстоит на открытом пространстве, важно понимать, погода постоянно меняется и необходимо успеть запечатлеть все значимые подробности рисунка. Если художник не успел закончить работу на улице, стоит продолжить деятельность уже по памяти, используя воображение. Перед началом работы ученику необходимо мысленно обдумать и взвесить свои возможности. Если грамотно распланировать деятельность, то ученик в полной мере справится с заданием. Для учеников работа на пленэре очень важна, потому что, уроки помогают изучать окружающий мир, подмечать основные и дополнительные детали, также тренируют память и умение видеть главные линии сюжета, дополнительно развивает воображение и художественное мышление. Работа над этюдами с пленэром значительно отличается от деятельности в кабинете, где художественное пространство строго ограничено. Занятия на свежем воздухе непростые и извилистые. Все определенно динамичным изменением наличия солнечного света, постоянно сменяющимися объектами, отдаленностью предметов от художника. Отличительной чертой при работе с пленэром является то, что автор должен перенести на холст установленные условия природы, черты освещения и воздушной среды как можно качественнее и реалистичнее. Реализма изображения можно добиться при соблюдении цветотональных соотношений, всеобщего тонового состояния, и колористического баланса среди всех объектов изображений. Тема 2. Зарисовки первоочередных частей рисунка, этюды. (4 академических часа). Задачи композиции: подобрать актуальное композиционное соединение Задачи рисунка: как можно точно описать строение и форму деревьев: ствол и крона. Перенести его на лист бумаги, соблюдая тональные связи. Задачи живописи: усилить умение находить и изображать цветом определенные черты разных пород и видов деревьев. Используя мазки изображать легкость и невесомость кроны. Применять умение обобщать информацию и примечать детализацию форм. Формат: А4. Материал для работы: акварель. Для работы с зарисовками стоит учитывать некоторые особенности: деревья должны иметь определенные черты, характерные для их обособления, также оно должно стоять отдельно от других предметов, для детального его изображения. Все деревья имеют определенную структуру: ствол, ветви, листья, веточки, крону. Также имеются и детали, которые у разных деревьев друг от друга отличаются структурой коры, фигурой листьев и веточек, а также определенным очертанием коры. Для реалистичного изображения пейзажа необходимо учитывать все отличающееся материалы дерева, подмечать переход к кроне, также подробно описывать форму листов и веток на кроне. Необходимо соблюдать естественное строение коры и кроны. Вышеописанные особенности как раз и дополняют картину важными деталями, которые делают образ изображения максимально приближенному к реальному миру, позволяют рассмотреть окружающий мир через призму талантов художника, в нашем случае навыков и уровня творчества младших школьников. Для начала изображают схематично общее строение коры дерева, его форму, высоту, объем и массу кроны. Далее описывают важнейшие детали, которые присущи только определенному виду деревьев. Затем прорисовывают мелкую структуру дерева, подмечая строение кроны и ствола. Объемная форма прорисовывается крупными штрихами. На последнем этапе соединяют все этапы в единую картину, предварительно систематизировав, все основные и дополнительные мелкие черты деревьев. Техника акварель собирает в себе не один метод для изображения деревьев. Автор Билибин И.Я. структуру дерева описывает основным цветом, желая главным цветом изобразить общепринятые черты дерева, а в отличных от главного цветах состояние всего изображения. Художник Иванов А.А при работе с акварелью изображает массивное очертание кроны дерева маленькими мазками- листьями. Они отличаются друг от друга разными оттенками цвета от светлого к темному. Те же правила используются и при изображении веток, кроны. При работе с акварелью художник самостоятельно выбирает технику для работы. Выбор обусловлен художественной задумкой автора. Тема 3. Наброски: люди, животные, птицы.(4 академических часа) Задачи композиции: подобрать размер и соотнести картинку относительно бумаги, выделить центральное изображение. Задачи рисунка: выделить в основных чертах фигуру человека, очертания животных и птиц. Для более точного изображения необходимо посменно использовать методы работы с акварелью. Пример смены деятельности: по представлению, по памяти, используя воображение, на основе прошлых впечатлений, с натуры, менять пропорции, передавать структуру и объемность изображения. Задачи живописи: точно изобразить цвет. Формат листа А4. Материал для работы: мягкий материал, черная акварель, карандаш, кисть, фломастер. Изготовление набросков птиц и животных стоит затевать с чучела. Куклу необходимо обрисовать в разных постановках, меняя позицию и координаты. В любом отдельном случае нужно провести сравнительную характеристику строения тела животного, пропорции частей туловища и структуру телесного покрова. Немаловажно, что при изображении животных и птиц, каждая индивидуальная линия должна проводиться с учетом всего силуэта объемной фигуры. Исследование фауны- главная цель художника. Изображать участников животного мира отнюдь нелегко. Все связано с тем, что объекты не стоят неподвижно, а постоянно находятся в движении, и поэтому позировать им не прикажешь. Именно вышеописанные причины доказывают необходимость начинать рисовать объектов живой природы именно с чучела. Чучело необходимо обрисовывать с разных ракурсов в отличающихся позициях. При том, важно детально подчеркивать строение тела животных, пропорции фигуры и формы, а также материал внешнего облика. Указания для работы с набросками птиц и животных. Во время деятельности следует акцентироваться на некоторых аспектах: -какая форма туловища животного, соотношение тела к шее и голове -выявите положение животного в пространстве(вертикальное и горизонтальное) относительно других объектов -выясните соотношение тела к голове и шеи к телу -точно опишите расположение лапок(посередине или у хвоста), наклонное или горизонтальное -постарайтесь, как можно точно, изобразить крылья у птиц, характер их роста, материал и структуру перьев. Наброски птиц по памяти и по представлению На листе можно изображать не один набросок, а сразу несколько. Главная цель- воссоздать общую точную характеристику тела птицы, разбив ее на геометрические тела( так базово легче и точнее). Наброски диких животных по представлению с натуры и по памяти. На лист возможно наносить сразу несколько изображений. Наброски домашних животных с натуры. Материалы и инструменты для работы: лист формата А3, серый или черный карандаш, графический мягкий материал, фломастеры, гелиевые ручки, маркеры. Набросайте минимум 10 изображений животных на одном листе формата А3. Для деятельности стоит использовать разные материалы для работы с графикой. Главная цель работы- как можно точнее воссоздать фигуру животного, передать движения, которые характерны для определенного зверя. Работа над набросками домашних животных несет в себе развитие полезных навыков. Умение оперативно и динамично выявлять форму и движения животных, посредством графики изображать свои намеченные знания на бумаге - в этом состоит практическая польза от набросков. Зарисовки и наброски с натуры зачастую передают основное общее впечатление, основного в картине, или обособленных частей тела. В данном случае этот критерий и разделяет наброски и зарисовки от полномасштабного рисунка. В рисунке характерна детальная прорисовка, в наброске общее впечатление. Для зарисовки характерно базовое простое исполнение, общее передача форм животных, и динамичная передача картинки на бумагу. Наброски и зарисовки могут выражать первое впечатление в работе с натурой, в законченном же рисунке форма и очертание животного дописывается уже детальным изучением объекта с натуры. Работа над наброском и зарисовкой для учеников развивает зрительные качества, помогает развитию мелкой моторики рук, а также способствует развитию наблюдательности и надсмотренности. В индивидуальном случае работа для учеников несет свой определенный смысл. Это быть может изучение закономерностей натуры, конструкции предметов, строения объемной фигуры, законов линейной и воздушной перспективы. Зарисовка способствует развитию внимательности, точности и изящности линий, помогает развитию владения материалами для изображения. При работе с изображением следует начать с компоновки фигуры в формате листа бумаги. Далее нужно установить масштаб формы, нижнюю и верхнюю точку, за рамку определенного размера не выходить, обозначая все составляющие в центре нужного размера. Выше описана главная особенность при работе с зарисовкой, так как это учит школьника связывать масштаб изображения и масштаб бумаги, на котором он (ученик) работает. Для начала работы с наброском стоит возлагать определенные цели и нужно стараться их выполнить в нужный отрезок времени. К примеру, рисуя дополнительный набросок, служащий для определения позы, художнику следует использовать рисунок схемой. Данные наброски служат, чтобы точно описать положение тела в пространстве, а также положение его отдельно взятых частей, диагностировать распределение веса, а также переход из точки в точку крупных форм. Отнюдь, не все рисунки стоит начинать с использования данной схемы. Если первоначально стоит задача передать впечатление от натуры, то главным выразительным инструментом будет являться четкая линия, контур. Конкретно на контуре опирается внимание рисующего в момент работы над зарисовкой. При деятельности с пленэром, пропорции, построение и постановку нужно держать в голове, а уже на лист бумаги писать четкий контур, обозначающий законченную фигуру. Точная, живая линия служит описанием трехмерной формы - это итог длительной работы художника. При работе с натуры, конкретно в набросках и зарисовках нужно описывать сразу несколькими линиями пластичность формы, ее движение. Как связано изображение человека при работе с пенэром?- Когда художник использует рисунок человека в свой живописной картине, картина становится еще ярче и красочнее, добавляет интерес. Тема 4.Архитектурные мотивы. (4 академических часа) Задачи композиции: верно распределить изображение на листе. Задачи рисунка: точно передать пропорции при построении, укрепить умение перспективного построения, обозначить фигуру падающих теней. Задачи живописи: описать плановость, объем и освещенность с помощью верно описанных светоцветовых решений. Формат для работы: лист А4. Материал для работы: акварель Работы проходят по правилу где идут от простых работ, постепенно усложняя их, до сложных. Работу принято начинать от тумбочки, используя куда усложненные форму, все движется к анализу куда тяжелой формы здания. На листе постепенно появляются арки, части здания, балконы. И все по правилу от простого к сложному. Принцип «Трех П» Первоначально - работа над пропорцией. Стоит акцентировать внимание учеников на композиции листа, о масштабировании изображения на выбранном формате листа, верном изображении габаритов пропорции, соотношении ширины, длины и высоты изображаемого объекта. Далее – работа с перспективой. Ученики должны найти и отметить на бумаге линию горизонта. Далее следует обособить движение горизонтальных черт, которые находятся выше или ниже линии горизонта. В отношении вертикальных линий стоит обратить внимание на их параллельность, при том ставится акцент на увеличение или уменьшение длины, а также уход вглубь пространства. Следом – работа над последовательностью. Несет собой сложение вышеописанных правил и добавляет к нему воздушную перспективу. Характер контура – толщина, четкость, применение тона уменьшается по уходу в пространство. Тема 5. Работа с натюрмортом на пленэре.(4 академических часа). Работа с живописью в кабинете и на свежем воздухе значительно отличается друг от друга условиями. Всем знакомое помещение кабинета имеет куда стабильное искусственное освещение, нежели непостоянное освещение на улице, которое во многом зависит от природных факторов. Зачастую работа в кабинете имеет освещение с одной стороны, на открытом пространстве свет рассеянный, он создает яркую среду, цвет яркий. Результатом большого наличия света теневые формы вместе с падающими тенями создают некоторую художественную выразительность. На улице же за счет сменяемости освещенности создается свой необычайный колорит цветов, которые так точно описывают разное освещение, разное состояние погоды, и разное время дня или года. Именно освещение является глобальной отличительной чертой над работами. При работе с пленэром возможно продуктивно найти объекты для изучения. Можно использовать вещи из домашнего обихода, описывать естественные мотивы. Предметы дома, полевые цветы, натуральный фон, разнообразное освещение – это все дает устойчивый фундамент при работе с пленэром, что позволяет брать вдохновение для живописи. При работе с живописью на пленэре необходимо соблюдать простые правила: -важно учитывать влияние рефлекса неба и обилие света солнца, от него зависит красочность палитры. Эти правила актуальны и в непогоду. -чтобы работать в солнечную погоду, необходимо быть в тени -работа над натюрмортом как правило динамическая и продуктивная. Тема 6. Линейная перспектива ограниченного пространства.(4 академических часа). Линейная перспектива – это геометрический прием, предполагающий систематическое уменьшение размера более удаленных предметов и промежутков между ними.(3)Л.П. помогает достижению графического пространтсва, путем изменения размера растений и частей архитектуры. Закон линейной перспективы служит для изображения всех частей рисунка на бумаге, путем уменьшения размера объектов. Линейная перспектива уменьшает расстояние между объектами изображения. Согласно вышеописанному закону предметы, которые находятся далеко, уменьшаются в размере. Что позволяет точно описать их ориентацию в пространстве. Стволы деревьев на первом плане будут по размеру отличаться от тех же самых деревьев на втором плане. Третий же план изображает дерево схематично, дабы объяснить отдаленность предмета изображения. Это же и касается всех предметов на картине. Первый план четкий, лаконичный и яркий. Второй план служит скорее для простого описания постановки предметов и не несет в себе точных линий и контуров. Третий план несет в себе скорее схематичное исполнение предметов. Если вопрос касается изображения деревьев, то на третьем плане это будет буквально обобщенный цвет дерева и коры, глядя на который, почти невозможно описать мельчайшие детали. Перспективу ровной земли изображают рядом горизонтальных линий. Холм же описывается линиями и наклонными штрихами. Свет и структуру принято изображать тушеванным или штриховатым тоном. Песок пишется точками. Удаляясь на третий план точность изображения не имеет большого значения, так как по законам воздушной перспективы они имеют небольшой размер. Когда речь идет о линейной перспективе ограниченного пространства, то мотивом для изображения может стать старый ветхий дом. На первый взгляд покажется, что картинка неживописная. При том что упражнение над рисунком такого объекта довольно познавательно и несет огромную пользу. Все дело в том, что фактура данного объекта, в силу своей изношенности, имеет свой неповторимый вид, свою первозданную фактуру. За счет того, что некоторые элементы декора и фасада уже выцвели, создается неповторимый колорит времени. Ученик, используя все навыки, учится точно передавать всю живописность здания. При том, что изначально кажется, что работа не имеет большой красочности, художник может запечатлеть на бумаге неповторимое изображение. Тема 7. Световоздушная перспектива.(4 академических часа) Дабы как можно реалистичнее передать то, что видит перед собой художник, в ход идут правила световоздушной перспективы. Чтобы передать вышеуказанную перспективу используется цветовая, воздушная и линейная перспектива. Перспектива – это искусство изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, чёткости предметов, которое обусловлено степенью отдалённости их от точки наблюдения.(4) Всего определяют 3 перспективы. - уменьшение цветов -уменьшение фигур тел -уменьшение величины тел Уменьшение величины тела происходит «на глаз». Остальные образуются от воздуха, который находится между предметами. В нынешнее время принято определять что между 3 перспективами есть та же связь, что и между светотенью, формой и цветом предмета. Существует закон о взаимосвязи перспектив. При удалении предметов вдаль теряется их резкость и очертания становятся менее яркими. Если в пейзаже хорошо выражены перспективы, то картина является многопланово и живописной. ГЛАВА 2. ОРГАНИАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПЛЕНЭРОМ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 2.1 Этапы работы на пленэре. Для эффективной работы с пленэром нужно выполнять все действия строго по порядку. Весь процесс разделен на последовательные этапы. Ученики должны работать строго по правилам. Шаг 1. Нужно подробно проанализировать и изучить пейзаж. Подобрать объект для изображения. Изготовить рамку-видоискатель, которая полностью соответствует масштабу листа. Рамка может поддерживать контур картины. Пример с рамкой стоит использовать в 1 и 2 классе, далее ученики должны научиться самостоятельно фиксировать границы «на глаз». С помощью воображения ученику необходимо расположить объекты окружающего мира на бумаге. Следом стоит наметить на листе пространственные планы, с помощью них отделить 1,2 и 3 план. Далее написать зарисовку по контуру. Шаг 2. Провести линию, которая обозначает горизонт. На данную линию будут опираться ученики, чтобы намечать что находится выше или ниже данной линии. Подобрать такой ракурс при котором предметы будут выглядеть наиболее живописно и красочно. Примером может послужить дом или дерево, а также группа деревьев. Наиболее продуктивно стоит написать сразу несколько набросков с разных мест, дабы как можно подробнее описать предмет и его характеристики. Если ученик выбирает для основного изображения дерево, то стоит смоделировать ветви деревьев и их силуэт. Данный шаг помогает проанализировать конструктивное строение дерева, связь его стволов с землей и ритм его ветвей. Если нужно написать несколько деревьев то необходимо верно определить их положение и выставить в нужной перспективе. Изображение пейзажа с деревьями возлагает передачу объемного пространства, сочетание частей дерева с остальными составляющими пейзажа. Шаг 3. Данный этап работы предполагает собой определение геометрических фигур в строении формы стволов и пропорциональных соотношениях между деревьями на первом плане к плоскости земли и объектов остальных планов. Наметить направление роста веток и листьев. Точно описание конструкцию дерева. Ствол – крупными ветвями, далее более малые ветки . Шаг 4. Здесь следует описать цветовые соотношения между основной массой пейзажа, точно изобразив ствол дерева и описание его листвы. Написав определенными штрихами мелкие элементы дерева. Деревья, которые находятся на втором и третьем плане имеют куда более слабое очертание и красочность, чем на первом плане. Шаг 5. Разобрать первый план на отдельные элементы. Ненужные второстепенные детали учитывать не стоит. Стоит подробно обрисовать тени. Первый план описать довольно подробно, необходимо точно описать фактурность. Финал данного шага заключается в обобщении картины другими планами, дабы сохранить целостность изображения. Целостность изображения или единство всех планов – есть основная задача художника. Не следует подробно описывать второстепенные детали, чтобы акцентировать на этом внимание. 2.2. Материалы и оборудование для работы с пленэром. Чтобы продуктивно работать с пленэром у учеников должно быть: - удобная одежда -зонт от солнечных лучей или от дождя -складной стульчик -планшет или папка для хранения рисунков -набор красок: акварель и гуашь -бумага: тонированная или акварельная- для набросков или зарисовок, картон -графитные или угольные карандаши, соус, кисти (белка) номера от 4 до 10 -палитра -емкость для воды -карандаш -резинка для стирания 2.3. Полезные советы для работы с пленэром для младших учеников 1.Выбор места расположения. Непреклонным обстоятельством для работы на открытом воздухе является пространство в тени. Если выполнять картину при ярком освещении, то при переносе ее в здание изображение будет казаться темным. К тому же белая бумага очень ярко передает солнечный свет, что негативно влияет на зрительный аппарат рисующего. 2.Наличие головного убора. Обязательно нужно надевать головной убор с козырьком, во-первых, для сохранения здоровья ученика, во-вторых, при помощи козырька ученик фокусирует зрение на выбранной точке. 3.Верная организация рабочего места. При работе на открытой местности принято использовать специализированный этюдник. Бывает так, что у учеников он отсутствует. При этом следует использовать невысокий складной стул. Краски ставятся на землю. Планшет с бумагой- на колени. Палитра в нерабочую руку. 4.Скорость работы. Работать с пленэром стоит быстро, динамично. Используя широкие массивные штрихи изображать основные группы предметов. 5.Перерывы в работе. Перерыв стоит делать 1 раз в 40 минут, за это время ученики должны отдохнуть, далее можно опять приступать к работе. 6.Определение формата работы. Для этюда стоит выбирать размер 10х15 или альбомного формата. Работу над большим размером урок не предполагает в силу ограниченности времени урока. 7.Сравнение. В момент деятельности необходимо сравнивать общую тональность. Необходимо, чтобы цвет был примерно одинаковым. 8.Детали в этюде. По завершению работы необходимо первый план прорисовать детально, это позволяет сделать картину законченной и живописной. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение приведу основные выводы моей курсовой работы. Цель и задачи выполнены: подробно описаны понятия методики использования пленэра, с функцией поднятия уровня развития художественных и творческих умений для младших школьников. Проанализирована психолого-педагогическая специфика детей младшего школьного возраста. Рассмотрено развитие понимания учащихся младшего школьного возраста. Описаны имеющиеся методы работы с пленэром. Описаны материалы, которые используются на пленэре. Рассмотрены техники для работы с пленэром. Описано определение понятиям «пленэр», «пленэрная деятельность», «перспектива», «педагогическая характеристика младших школьников». Подробно дано описание возникновению пленэрной деятельности, также описано различное отношение к пленэру в разных странах, включая Россию. В работе описана психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста, а также методы оптимизации деятельности с детьми. Отдельное внимание уделено деятельности на свежем воздухе. Подробно описаны методы и возможности работы с пленэром. В курсовой работе описано тематическое планирование для 1 класса с деятельностью пленэр. Каждая тема имеет свое подробное описание. Описаны также условия для работы с пленэром, материалы. Также имеют место быть практические советы при построении урока. При изучении вышеизложенных тем можно сделать вывод, который доказывает гипотезу работы.«При помощи пленэра младшие школьники могут эффективно изучить основы живописи и художественной деятельности». Список использованных источников.1.Громова Д.М., Ершова Л.В. ОБОБЩЕНИЕ – КАК ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП ДЕКОРАТИВНОСТИ В ИСКУССТВЕ // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» 2. Методическая разработка по изобразительному искусству « МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ НА ПЛЕНЭРЕ УЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА ДХШ» 3.Сайт «Электронная Российская Школа». Конспект урока 15 «Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива» 4.Образовательная социальная сеть «n.s.portal.ru» Котова М.В. Урок-презентация "Перспектива в живописи и рисунке" |