Главная страница

Курсовая работа Народное художественное творчество в календарных праздниках и обрядах Выполнила студентка iv курса


Скачать 172.38 Kb.
НазваниеКурсовая работа Народное художественное творчество в календарных праздниках и обрядах Выполнила студентка iv курса
Дата18.04.2023
Размер172.38 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаbibliofond_564664.rtf
ТипКурсовая
#1071239
страница1 из 3
  1   2   3

Министерство культуры печати и по делам национальностей Республики Марий Эл

Марийский республиканский колледж культуры и искусств имени И. С Палантая

Отделение «Хореографическое творчество»

Курсовая работа
Народное художественное творчество в календарных праздниках и обрядах

Выполнила

студентка IV курса

Кельмакова В.Н

Проверила

преподаватель

Соболева Ж.А


Йошкар-Ола, 2010г.
План
Введение

Глава I. Основные исторические этапы становления русской народной культуры и русских праздников как ее составной части

Глава II. Русский земледельческий календарь и годовой цикл народных праздников.

.1 Русский земледельческий календарь

.2 Календарные праздники и обряды

Глава III. Эволюция народных праздников и обрядов, их социальное назначение.

.1 Возникновение и эволюция народных праздников и обрядов

.2 Система понятий: традиция, обычай, праздник, ритуал

.3 Социальное назначение праздников и обрядов

Глава IV. Народное художественное творчество в зимних календарных праздниках и обрядах

.1 Народные художественные традиции Святок

.2 Народные художественные традиции празднования Масленицы

.3 Народные художественные традиции празднования Пасхи

.4 Народные художественные традиции празднования Троицы

.5 Народные художественные традиции празднования Ивана Купалы

Заключение

Список используемых источников

Введение
Русские праздники и обряды представляют богатейший материал для изучения того, как именно во время массовых празднеств, хорового пения, хороводов, игр непосредственно выражаются коллективные эмоции людей, обеспечивается связь поколений, преемственность национальных традиций и т.д.

Изучение народной поэзии и музыки, народных праздников, игр позволяет получить представление об их сущности, функциях и динамике.

Крестьянский быт, нравы и обычаи деревни, развитие земледельческого труда на Руси - все это нашло свое отражение и художественное воплощение в народных праздниках. Изучение их интересно не только для исследователей и студентов университетов культуры, но и для каждого человека.

Потребность разнообразить быт, красиво и торжественно отмечать важные события в жизни возникла у людей в самые отдаленные времена. Праздники и обряды подобно всем другим явлениям общественной жизни, появляются как ответ на потребности человека в общении, в познании окружающего мира, в активной деятельности, в стремлении к прекрасному. Как известно, социальные потребности являются наиболее устойчивыми компонентами человеческого общества, побудительной силой человеческой деятельности.

Народные обычаи, праздники и обряды появились много веков назад. Они крепко связаны с трудом, бытом, укладом жизни народа.

Наиболее важные этапы трудовой деятельности народа сопровождались особыми обрядами, которые отражали все стороны трудовой деятельности человека: охоту, рыболовство, скотоводство, земледелие и т.д.

Жизнь русского народа сопровождалась праздниками, к ним приурочено и огромное большинство народных сказаний, поверий, обычаев. На протяжении столетий они передавались из поколения в поколение, постоянно дополняясь все новыми деталями. Праздники были формой общественной жизни, совпадающей с важнейшими моментами производственного года охотника, пастуха или земледельца.

Объектом исследования являются традиционные календарные народные праздники и обряды, предметом - художественная культура в праздниках и обрядах.

Целью написания курсовой работы является изучение народного художественного творчества в календарных праздниках и обрядах. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

· Описать основные исторические этапы становления русской народной культуры и русских праздников как ее составной части.

· Рассмотреть характерные черты календарных праздников и обрядов.

· Рассмотреть значение старинных народных календарных праздников, их роль в отношении человека с природой, сохранение и передача их поколение в поколение.

· Выбрать группу праздников и на их значении найти включающие элементы НХТ.

Глава I. Основные исторические этапы становления русской народной культуры и русских народных праздников как ее составной части
Повышение духовной культуры народа в современных условиях очень актуально. В связи с этим возрастет необходимость обратиться к истокам русской народной культуры, ее традициям и праздникам, осознать национальные идеи, этические и эстетические нормы, способы художественного и морального воспитания человека, столь характерные для народной художественной культуры, ее праздников, обрядов, игрищ.

Подробное изучение русской народной культуры с момента ее зарождения и до наших дней крайне важно. Известно, что понять сущность и смысл любого явления можно лишь после того, как постигнешь историю его возникновения, проследишь основные этапы его развития, проанализируешь, какие изменения, и влияния оно испытывало и чем данное явление стало в конечном итоге. Лишь после этого можно попытаться экстраполировать его состояние на перспективу, делать прогнозы и рекомендации.

Развитие культуры тесно связано с историей страны и верованиями населяющих ее людей. Без этого нельзя понять смысл и символику народных праздников, знаковые системы украшений и оберегов, символические узоры русской вышивки и т.п. Эти знания необходимы нам для того, чтобы научится прочитывать в национальном костюме или убранстве домов ту информацию, которую пытались донести до будущих поколений наши далекие предки.

Прежде всего необходимо остановиться на том периоде, который характеризует народную культуру (а также жизнь и быт наших людей) до принятия христианства, т.е. обозначим дохристианский период становления народной художественной культуры.

В связи с этим попытаемся проследит, как зарождалась народная художественная культура, как она была связана с культом предков, с осознанием каждым человеком своего места в природе, его взаимоотношений с окружающей средой, формированием миропонимания и восприятия происходящих явлений.

Дохристианский период становления русской народной культуры, соответственно, можно разделить тоже на несколько этапов:

а) верования охотничьей (а за тем и скотоводческой) эпохи, характеризующейся отождествлением человека с миром животных, его неразрывной связью с окружающей его природой.

б) верования земледельческой эпохи, характеризующейся подчинением всего уклада жизни круговороту в природе, зависимости человека и его образа жизни от различных природных явлений ( смены времен года), тесной связью с космосом и появлением системы солярных божеств.

Понять смысл и символику этого периода в становлении и развитии народной художественной культуры невозможно, если не связывать их с древними верованиями наших далеких предков, которые считали, что весь мир одухотворен, обожествлен.

Эти верования помогали людям наблюдать за явлениями природы, определять сроки тех или иных земледельческих работ, предвидеть смену времен года, примечать те или иные изменения погоды, затем и предсказывать их.

Знания, умения и навыки, полученные человеком в процессе его исторического опыта, передавались от старшего поколения к младшему путем совершения магических обрядов и символических действ.

Так сложилась система древних обрядов и празднеств, которые с помощью условных символических действий и жестов помогали людям ориентироваться в окружающем мире, передавать накопленные навыки от старшего поколения младшему, знаменовать начало и завершение тех или иных работ (охоты, посева, уборки урожая и т.п)

Процесс перехода от одной религии к другой растянулся на несколько столетий. Постепенно христианство официально стало единой государственной религией и объективно служило целям освящения государственной власти.

В этот период под воздействием новых общественных отношений и новых общественных условий старые русские праздники и обряды постепенно усложнялись, и в процессе эволюции народные обрядовые действа в большинстве своем оказались приуроченными к дням церковных торжеств.

Церковь ответила на стремление людей торжественно отмечать знаменательные события в жизни и создала обрядовые торжества, сопровождающие эти события. Включенные в религиозную систему, эти обряды приобретали новый социальный смысл и выполняли иные социальные функции, способствовали утверждению новой религиозной идеологии и укреплению религиозной веры.

Стремясь преобразовать языческую сущность народных праздников, церковь заменила народный календарь церковными святцами, в которых в календарном порядке были расположены даты поминовения христианских святых.

В результате языческие земледельческие праздники слились с праздниками христианскими. Особенно ярко это проявляется в Рождестве, где четко выражено аграрно-магическое значение происходящего. Мысль земледельца с самой ранней весны и даже зимой направлена на ожидание хорошего урожая, приплода скота, довольства. Своими обрядами русские люди стремились повлиять на природу, на будущие результаты своего труда.

Следующий период в развитии русской народной культуры - это период XVIII-XIX веков, который в значительной степени отличается от предшествующего. Это - период радикальных реформ в России; начало его связано с именем Петра I, его историческими преобразованиями, его глобальными реформами в области внешней политики, экономики, культуры и т.д. Он так же подразделяется на 2 этапа:

а) период петровских преобразований и их влияние на развитие русской культуры;

б) период послепетровской эпохи, характеризующийся развитием городской и дворянской культуры.

Эпоха Петра I знаменовала глубокие перемены в жизни России. Развитие промышленности и рост городов привели к оживлению торговли, а вместе с ней к значительным экономическим и политическим преобразованиям.

Следует подчеркнуть, что и в общественном сознании произошли значительные изменения. Руководствуясь исключительно государственными интересами, Петр I поощрял те сферы культуры, которые, в первую очередь, были необходимы государству. Развитие науки и новой системы просвещения способствовало формированию светского искусства, широкому распространению массовых празднеств, фейерверков, внедрению бытовых новшеств.

Известно, что культура является важной частью общественной жизни и, как и всякое общественное явление, отражает те процессы, которые происходят в обществе. Это проявляется в общественных взглядах, эстетических представлениях, нравственных нормах, научных понятиях. Вместе с тем, культура на протяжении веков хранит свои национальные традиции, в ней наиболее полно выражено национальное самосознание народа.

Начало восемнадцатого века в развитии нашей страны ознаменовалось крупными сдвигами в области экономики, общественной и политической жизни. Начался процесс формирования русской нации. В стране значительно увеличился круг образованных людей, возросло число учебных заведений, распространялись знания.

Развивалась наука, литература и искусство. Этот период отмечен и новыми явлениями в развитии народной культуры. В деревянном и каменном зодчестве ярко проявились народные элементы.

Все это было обусловлено преобразованиями Петра I, которые оказали влияние и на развитие произведений народного творчества, на которые был спрос за рубежом. Получили широкое развитие народные художественные промыслы, в частности лаковая миниатюра Палеха и Мастёры, роспись по металлу, по дереву и т.д.

Нужно отметить, что среди интеллигенции и передовых людей произошло осознание потребности каждого человека в необходимости праздников и обрядов как форм ознаменования различных сторон жизни.

В конце XX века произошло осознание необходимости возрождения русской культуры и народных праздников, несущих в себе огромный воспитательный потенциал, обеспечивающий связь поколений, имеющий огромную эстетическую ценность.

Основные этапы становления и развития русской народной культуры и народных праздников как ее составной части позволяет нам разобраться в тех или изменениях, которые происходили в ходе их эволюции, и понять, какое влияние при этом оказывали те или иные религиозные и идеологические воззрения.

Глава II. Русский земледельческий календарь и годовой цикл народных праздников.
.1 Русский земледельческий календарь
Народные праздники и обряды всегда были связаны с русским земледельческим календарем, который сопровождал жизнь наших далеких предков. Он складывался постепенно в течение многих столетий и передавался из поколения в поколение.

Русский земледельческий календарь - это своеобразная энциклопедия народных знаний и представлений об окружающем мире.

Обычно календарь начинают с 1 января, хотя эта дата не имеет никакого отношения к сельскохозяйственному году, начало которого - либо приход весны (подготовка к севу), либо наступление осени ( сбор урожая). Не случайно до 1348 года новый год на Руси официально отмечался 1 марта, а с 1349 по 1699 годы - 1 сентября, и только Петр I своим указом установил приход очередного года по европейскому образцу. Тем не менее дата 1 марта широко отмечается как встреча весны, как день-предсказатель погоды на весну-лето (Евдокия Летоуказательница). К этому дню приурочено много примет, пословиц, поговорок. Не менее значителен и праздник 1 сентября - день Симеона Летопроводца, первый день осени, когда прекращаются работы в поле, начинаются посиделки, хороводы и игры молодежи.

Известный исследователь народного месяцеслова А. С. Ермолов писал в конце XIX - начале XX веков, что далеко ушедшая наука должна «постараться восстановить давно порванную связь между точным научным знанием, с одной стороны, и непосредственным народным опытом, чуткою наблюдательностью простого сельского люда - с другой»

Народный календарь - это энциклопедия народной этики и эстетики. В нем нашли отражение практический опыт крестьянина, всевозможные метеорологические, астрономические и агрономические знания.

Из сочетания сроков начала и конца определенных работ в поле и дома, наиболее удобных дат заключения брачных союзов, наконец, аграрных и семейных обрядов и праздников и складывался дохристианский земледельческий календарь.

Народный календарь базируется на четырех основных астрономических датах, связанных с движениями Земли вокруг Солнца: дни весеннего и осеннего равноденствия (22 марта и 22 сентября), дни зимнего и летнего солнцесостояния (22 декабря и 22 июня).

От этих четырех дат ведется отсчет всех основных народных празднеств.

Осмысление окружающего мира, миропонимание и мироощущение человека выражались в годовом цикле праздников и обрядов, символизирующих круговорот в природе, круговорот жизни, солнцеворот и, наконец, глобальное космическое вращение.

Круг, таким образом, был наделен магическими свойствами и входил во многие праздники и обряды как наделенный высоким смыслом условно-символический знак, олицетворяющий природу в целом, солнцеворот, жизненный круг и т.п.

В повторяющихся циклах праздников олицетворялось обновление жизни, отсюда безусловное соблюдение обычаев и традиций, периодическая повторяемость устоявшихся условно-символических действий.
.2 Календарные праздники и обряды
В повседневной жизни проявлялись родственные отношения, объединявшие людей в крепкие многочисленные группы. Связь поддерживалась совместным проведением праздников (хождением друг к другу в гости), а также обычаями взаимопомощи и взаимовыручки. Одним из них, наиболее жизнестойким, был обычай помощи в труде (помочи, толока). Он выступал в двух видах: в попеременном выполнении за довольно сжатый срок одних и тех же работ в объединившихся хозяйствах; в выполнении срочных работ по приглашению одного хозяина. Первый вид помочи касался полевых работ (жатвы, перевозки снопов, обмолота), реже сенокоса. Особенно часто он использовался осенью для заготовки на зиму капусты, обработки (мытья) льна для прядения; в таком случае он затрагивал только молодых женщин и девушек. Одноразовая помочь собиралась для перевозки леса и строительных материалов, установки сруба, покрытия крыши и др. Хозяин кормил собравшихся завтраком, а по окончании работ угощал хорошим обедом с пивом и вином. Несмотря на усталость, присутствующие пели, плясали, веселились. На большом подъеме, с участием всех жителей, а иногда и гостей из соседних деревень, проводились народные праздники и гуляния.

Основные зимние праздники приходились на январь. Две святочные недели (святки) объединяли три больших праздника: Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой ("чтобы был урожай"). Дети, девушки и парни под Рождество ходили по домам колядовать, Колядовали и в Новый год. Весь святочный период, особенно под Новый год и после него, девушки гадали, чтобы узнать свою судьбу.

Обязательным элементом святок было ряжение. Молодежь наряжалась стариками и старухами, цыганами, гусарами; мазали лица сажей, надевали вывороченные наизнанку шубы и ходили по деревне, подшучивая над всеми, разыгрывая сценки, веселясь. Участвовала в основном молодежь, остальные были зрителями.

Любимым праздником была Масленица, она длилась целую неделю и знаменовала проводы зимы и встречу весны. Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка. Считают, что празднование Масленицы осталось у русских с дохристианских времен. Церковь придала народным обычаям свою окраску.

После долгого изнурительного поста праздновали Пасху - церковный праздник, охотно поддержанный народом, воспринимавшийся как расцвет весны, пробуждение жизни. На Пасху пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца, посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались). Молодежь собиралась отдельно, парни и девушки водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях. После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день - посещали кладбища, приносили еду к могилам умерших родственников, в том числе и пасхальную.

Завершали весенний цикл праздников Семик и Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик - в четверг, а Троицу - в воскресенье), В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти замуж. До этого варили в складчину пиво и веселились с парнями на берегу реки до поздней ночи. В Троицу было принято украшать внутреннюю часть дома березовыми ветвями. Традиционной пищей были яйца, яичница и другие блюда из яиц.

В осенне-зимний период устраивались посиделки (супредки). Вечерами молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины приносили кудель и другую работу - пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили, развлекались.

Летним развлечением молодежи были сборы (хороводы, улицы) на околице деревни, на берегу реки или у леса. Здесь играли в игры, пели и плясали, водили хороводы. Задерживались допоздна. Главной фигурой был хороший местный гармонист.

Фольклор русских Южного Урала - богатейшая область духовной культуры, к нашему времени достаточно хорошо изученная. В 40-е годы люди среднего и старшего поколения еще хорошо знали старинные лирические песни, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые, плясовые; однако в повседневной жизни преобладали частушки.

Вплоть до последнего времени процветал сказочный жанр. Рассказывали сказки фантастические, сатирические, о животных, былички о домовых и леших. Определенный пласт занимали легенды и предания, в том числе на исторические темы. В горно-лесных селениях, долгое время расположенных вдали от больших дорог, была обнаружена редкая - балладная-песенная традиция с очень старыми сюжетами. Специфическую направленность имел казачий и фабрично-заводской фольклор. Особенно это было заметно в песенном репертуаре.

  1   2   3


написать администратору сайта