Главная страница
Навигация по странице:

  • ОСОБЕННОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА к СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ

  • Глава теоретическая 1.1. Понятие социокультурных ценностей

  • 1.2. Этикет как социально-культурная ценность

  • 1.3. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к правилам и нормам поведения

  • Библиографический список

  • ОСОБЕННОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ. Курсовая работа. Курсовая работа особенности приобщения детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям студент


    Скачать 55.27 Kb.
    НазваниеКурсовая работа особенности приобщения детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям студент
    АнкорОСОБЕННОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ
    Дата25.03.2022
    Размер55.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа.docx
    ТипКурсовая
    #415349

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и молодежной политики СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

    «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

    Курсовая работа

    ОСОБЕННОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА к СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ


    Студент:

    Гуломова Шукрона Хасановна

    Специальность 44.02.01

    «Дошкольное образование»

    Группа № 24
    Руководитель:

    Педагог высшей категории

    Седышева Лариса Геннадьевна

    2021


    Оглавление

    Введение 4

    Глава теоретическая 7

    1.1. Понятие социокультурных ценностей 7

    1.2. Этикет как социально-культурная ценность 12

    1.3. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к правилам и нормам поведения 16

    Заключение 21

    Библиографический список 23

    Введение 3

    Глава теоретическая 6

    1.1. Понятие социокультурных ценностей 6

    1.2. Этикет как социально-культурная ценность 10

    1.3. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к правилам и нормам поведения 14

    Заключение 19

    Библиографический список 21

    Введение
    Воспитание личности в национальных культурных и духовных традициях для успешной жизни в высокотехнологичном мире и является важнейшим принципом современного воспитания. В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

    Социокультурные ценности - это совокупность норм, принципов и убеждений, которые определяют поведение человека в обществе. В философии ценности – это область рассмотрения объективной истинности и отношения к ней человека. Философию интересуют проблемы бытия ценностей, существование их самих по себе, проблема высших ценностей. В социальной психологии – это сфера исследования социализации индивида, его адаптации к групповым нормам и требованиям. В психологии ценности рассматриваются как элементы мотивации и ориентации на них индивида.

    Изучение проблемы приобщения детей социокультурным ценностям предполагает обращение к различным сферам научного знания: аксиологии, социальной психологии, культурологии, педагогики. Работы С. Ф. Анисимова, Л. М. Архангельского, К. С. Бакурадзе, В. А. Блюмкина, В. Б. Ольшанского, В. А. Василенко, В. В. Гречаного, О. Г. Дробницкого, М. С. Кагана и др. имеют большое значение для понимания природы ценностей, их происхождения, форм и способов приобщения к ним.

    В последние годы появились различные исследования, направленные на раскрытие условий приобщения детей в процессе социокультурного развития. С. В. Кахнович исследовал возможности произведений изобразительного искусства, которые помогают в формировании у детей представлений об истинных ценностях человеческой культуры. Т. И. Бабаева характеризует социокультурное развитие детей в игре как процесс вхождения в современную игровую культуру, предполагающую ориентировку в многообразии детских игр; внесение в игры вариативного социального содержания; реализацию разных форм взаимодействия.

    Этикет является одним из ярко выраженных феноменов культуры, который затрагивает всю гамму чувств и эмоций человека, обогащает само человеческое общение. Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Этикет отражает и общий культурный уровень людей (образованность,  воспитанность, конформизм). Само понятие «этикет» французского происхождения и связано  с правлением Людовика Х1У (1638-1715), который ввел порядок  поведения приглашенных гостей, изложенный на специальных карточках (по франц. etiquette - этикетка). 

    В современной научной литературе представлены различные аспекты изучения этикета как социокультурного явления, предмета освоения и части образовательного содержания (И.Н. Курочкина, С.А. Козлова, С. В. Петерина и др.). Вопросы отбора содержания и методики формирования у детей дошкольного возраста представлений о нормах этикета представлены в работах И.Н.Курочкиной, С. В. Петериной, Л. И. Дурандиной, Л. Г. Шадриной, Н.И. Формановской, М. В. Ильяшенко, Е.В. Бариновой, Т. А. Куликовой, И.Б. Дедюлиной, и др.

    Объект исследования – процесс формирования у детей дошкольного возраста представлений о социокультурных ценностях.

    Предмет исследования – особенности приобщения детей дошкольного возраста к нормам этикете.

    Цель исследования – Изучение особенностей приобщения детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям.

    Задачи:

    Проанализировать научно-теоритическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

    Раскрыть содержание понятия « социокультурные ценности».

    Оценить роль этикета в приобщении детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям.

    Определить особенности приобщения детей дошкольного возраста к правилам и нормам этикета.

    Методы исследования: теоретические – анализ научно-теоритической и психолого-педагогической литературы, педагогического опыта работы с детьми.

    Глава теоретическая

    1.1. Понятие социокультурных ценностей
    На современном этапе развития общества вследствие происходящих в общественной жизни трансформаций процесс социокультурного развития подрастающего поколения приобретает особую значимость с позиций научного рассмотрения. Дошкольное детство является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений. Система социокультурного развития предполагает наличие у подрастающего поколения уважения к родному языку, к самобытной русской культуре и ценностям, к отечественной истории. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру.

    Ценности – это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ. Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми для любого человека в любой сфере деятельности, характеризуют представителей всех этнических культур. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность, ответственность. Безусловно, в качестве первичного института формирования социокультурных ориентиров личности выступает семья, однако более глубокое развитие и воспитание осуществляется на этапах дошкольного воспитания.

    По мнению О. В. Федоскиной, социокультурное развитие человека осуществляется в процессе вхождения в контекст современной культуры, присвоения общечеловеческих и отечественных ценностей, социальных норм и традиций.

    Ценность – это фундамент человеческой культуры, реальная преобразующая сила, критерий совершенства. - В.А. Нечаев.
    Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

      • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

      • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

      • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

      • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

      • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

      • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

      • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

      • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

      • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

      • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

    Выделяются следующие виды социокультурные нормы:

    Мораль-совокупность высоких идеалов и строгих норм, принципов, оценок, регулирующих поведение людей.

    Нравы – обычаи, имеющие моральное значение, оцениваемые с точки зрения нравственности или безнравственности.

    Привычки – нормы повседневной жизни и стереотипы поведения в определенных ситуациях.

    Манеры – внешние формы поведения человека в обществе.

    Этикет – культурные нормы, принятые в особых социальных или профессиональных кругах.

    Обычай – устойчивый способ поведения, являющийся внешним выражением или фрагментом культурной традиции.

    Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению и сохраняющегося в течение длительного времени.

    Существует материальные и духовные ценности. Материальные ценности связаны с практической деятельностью, имеют вещную форму и вовлечены в общественно-историческую практику. Духовные ценности связаны с результатом и процессом интеллектуального и эмоционально-образного отражения действительности. Духовные отличаются от материальных еще и тем, что они не носят утилитарного характера, не амортизируются в процессе потребления, не имеют пределов потребления, долговечны.

    По структуре ценности подразделяются на внутренние, составляющие ядро культуры, и периферийные; по модальности – на позитивные и негативные; по содержанию – на религиозные, моральные, эстетические, экономические, социальные, политические. Степень интенсивности распространения ценностей легла в основу классификации, предложенной Ф. Клакхон. Она полагает, что все культурные образцы могут быть сгруппированы в доминантные, вариантные и девиантные. Доминантных ценностей придерживается большинство или наиболее влиятельная элита, поэтому подчинение им вызывает высокое одобрение и вознаграждение. Приверженность к вариантным ценностям не очень одобряется, но воспринимается терпимо. Девиантные ценности запрещаются и караются. По степени общности можно выделить ценности: личные, групповые, классовые, национальные, общественные, региональные, общечеловеческие. Они отражают некоторые общие черты, присущие жизнедеятельности людей различных исторических эпох, социально-экономических укладов, классовой, национальной, этнической и культурной принадлежности.

    К важнейшим элементам человеческой культуры относятся нормы, совокупность которых называют нормативной системой культуры. Правила, которые разрешают или запрещают что-либо делать, существуют в любом обществе. Культурные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны). Они указывают на то, где, как, когда и что именно человек должен делать, что говорить, думать, чувствовать и поступать в конкретных ситуациях.

    Ценности и нормы взаимозависимы. Ценности обусловливают существование и применение норм, оправдывают и придают им смысл. Жизнь человека – ценность, а её охрана – норма. Ребенок – ценность, а обязанность родителей всячески заботиться о нем – социальная норма. В свою очередь особо значимые нормы становятся ценностями. В статусе идеала или эталона культурные нормы – ценности, особо уважаемые и почитаемые представления о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Функциональные различия между нормами и собственно ценностями как регулирующими инстанциями состоят в том, что ценности в большей степени соотносятся с целеполагающими сторонами человеческой деятельности, тогда как нормы тяготеют преимущественно к средствам и способам ее осуществления. Ценности и нормы выполняют, как правило, различную ролевую функцию в формировании личностно-мотивационной структуры деятельности. Ценности, выступая определенными целевыми ориентирами, определяют верхнюю границу уровня социальных притязаний личности; нормы же – это тот средний «оптимум», перешагнув границы которого, личность рискует попасть под действие неформальных санкций. В любом обществе ценности оберегаются. За нарушение норм и попрание ценностей полагаются всевозможные санкции и наказания. На соблюдение культурных норм ориентирован огромный механизм социального контроля.

    Культурные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они являются обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих поступках; служат ожиданиями в отношении будущего поступка; контролируют поведение.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования основан на задачах приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    Важную роль в процессе формирования социокультурных норм играет формирование и развитие у воспитанников потребностей и положительных мотивов, связанных с этим качеством. Именно через игровую форму наиболее эффективно создать ситуацию, которая вызовет у воспитанников положительные эмоции и переживания, побудит их к активному участию в познавательной и практической деятельности. 

    В современном обществе, как и в прошлом, социальная функция куль­турных норм часто опирается на сим­волизацию нормативной технологии. Это касается, например, многих тор­жественных ритуалов — государствен­ных (вставание при исполнении госу­дарственного гимна), религиозных (при­частие), воинских (парад) и пр. Их символика служит средством идеологи­ческого воздействия на людей, поддер­жания и укрепления патриотизма, об­щественного долга, дисциплины.
    1.2. Этикет как социально-культурная ценность
    Этикет — слово французского происхождения (фр. etiquette — ярлык, этикетка), означает совокупность норм и правил, предлагающих оптимальные модели поведения в конкретных ситуациях общения, касающиеся внешнего проявления межличностных взаимоотношений.

    В современном русском языке под «этикетом» понимается «установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения». Сегодня это слово стоит в одном смысловом ряду с такими понятиями, как «культура поведения», «правила хорошего тона», «хорошие манеры» и др., являющимися одними из существенных характеристик воспитанного, культурного человека.

    Этикет соединяет внутренний мир человека с его внешним проявлением. В основе этикета лежит уважение к людям. Если этого нет, то этикетные знаки не более чем фарисейство. В широком смысле под этикетом понимается: «Совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к окружающим людям, нормы поведения в общественных местах, манера и одежда». Надо помнить, что отсутствие хороших манер отрицательно сказывается на морально-психологическом климате любого коллектива, провоцируя конфликты. Знание всех тонкостей помогает избегать промахов в общении или сглаживать их оптимальным способом. Основная функция этикета: формирование правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

    «Этикет приобретает особую ценность, облегчая общение и взаимопонимание, способствуя защите и охране чести и достоинства человека», - подчеркивает А.И. Титаренко. - ...Этикет, охраняя, в плане внешней культуры поведения, достоинство каждой личности, в общем и целом способствует развитию гуманистического содержания человеческих взаимоотношений.

    Важнейшей особенностью этикета является и то, что он всегда подчинён сложившейся системе культурных ценностей. Принять этикетные нормы – значит, признать себя членом данной социальной группы или общества в целом и подчиниться сложившимся здесь культурным ценностям.

    Главная ценность этикета - это социально ориентированная модель поведения, в которой демонстрируется уважение к достоинству человека, признание права на неприкосновенность его личностных границ без принижения достоинства других людей. В этом смысле можно утверждать, что этикет это универсальная система символов определенного социального поведения, в которых реализуется гуманистический культурный код цивилизации. 

    Этикет позволяет людям ориентироваться в повторяющихся социокультурных ситуациях (приветствия, знакомства, поведение в общественных местах и т.д.). Этикет отражает и общий культурный уровень людей (образованность, воспитанность, конформизм). Нормы этикета помогают людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях. Отказ от использования этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к человеческим драмам. Этикет, являясь величайшим достоянием человеческой культуры, не только регулирует социальные отношения, но и обогащает жизнь людей.

    Многие из научных исследователей подразделяют этикет по форме на речевой и неречевой.

    Первый является вербальным (речевым) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в словесной форме: в речи, манере обращений и приветствий, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Всегда и везде человеку сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши деловые и личностные контакты.

    Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все действия, поступки, манеры человека, так или иначе, характеризуют его как хорошо воспитанного, владеющего поведенческой культурой, или, наоборот, как недостаточно подготовленного к жизни в современном обществе.

    Элементарную основу общегражданского этикета составляет  этикет приветствий, обращений и знакомств.

    Этикет приветствий.Этикет приветствий сводится к  двум основным формам: а) невербальные формы приветствий (поклон, рукопожатие, приветственный поцелуй, «воздушный поцелуй, приветственная поза, приветственное положение головы); б) вербальные формы (разнообразные словесные выражения: «здравствуйте», «до свидания», «добрый  вечер», «до  встречи» и т.д.).

    Знание этикета приветствий позволяет довольно гибко использовать его таким образом, чтобы не только не вызывать обид и  поддерживать отношения на эффективном уровне, но и испытывать  при этом достаточно приятные эмоции.

    Этикет обращения.Включает несколько  уровней:

    а) обращение «ты – вы», где принято различать обращение  между хорошо знакомыми и малознакомыми людьми; к неоднозначным формам относится обращение «ты – вы» к ребенку; если  в России не принято к малознакомому ребенку обращаться на  «вы», то во Франции обращение на «вы» к ребенку обязательно;

    б) обращение по имени-отчеству; на этом уровне этикетные  нормы примерно те же, что и в случаях «ты – вы»; но здесь наиболее ярко может проявиться степень воспитания или традиции;

    в) обращения–клички; данная форма обращения используется в дружеских, семейных, (камерных  условиях), но по этикетной норме такое обращение не рекомендуется в компании, где больше двух присутствующих.

    г) слова-обращения к незнакомым  людям; здесь речь идет о таких обращениях как «мисс», «миссис», «сэр», «мистер», «сеньор», «сеньора», «пан», «пани», «леди и джентльмены» (в одинаковой мере как в официальной, так и неофициальной обстановке).

    Особо следует учитывать культурные традиции в России, где речь идет об использовании таких обращений как «господин и госпожа», «сударь и сударыня», «товарищ и товарка», «уважаемые товарищи», «уважаемые господа», «дамы и господа», «дамы и кавалеры», «милостивые государи и милостивые государыни». 

    В современной России в неофициальной обстановке (транспорт, магазин, улица) часто используются и такие обращения: «девушка», «женщина», «молодой человек», «мужчина», или безличные обращения («извините, …»;  «будьте любезны, …..» и т.д.).

    Этикет знакомства. Знание и соблюдение норм и правил при знакомстве помогает вести себя достойно, избегать неловких ситуаций, преодолевать стеснительность. Если мысленно перебрать все ситуации, то возможностей познакомиться не так много: совместные занятия спортом, пребывание на отдыхе, а также совместная работа или учеба.

    Следует заметить, что по правилам этикета заговаривать на  улице с незнакомкой так же бестактно, как скажем, едва заняв место в театре, докучать своим соседям. В ответ можно получить вполне закономерный холодный взгляд или вежливый отпор, а следовательно и неприятные эмоции. Тем не менее, современный этикет допускает скромные символические знаки внимания, которые могут облегчить знакомство на улице, в транспорте, в присутственных местах (поднять оброненный предмет, пропустить девушку  вперед, уступить более удобное место в театре и т.д.). Понятно, что данные этикетные нормы имеют отношение только к молодому человеку или мужчине, а ни в коем случае не для женщин.

    Этикет как элемент внешней  культуры помогает решать в повседневной человеческой жизни множество проблем,  регулирует ролевое поведение, вносит в обыденность элементы социальной игры.
    1.3. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к правилам и нормам поведения
    Дети в дошкольном возрасте узнают, что существуют социокультурные нормы и ценности, присущие конкретному обществу, позволяющие отличать одну культуру от другой, понимать самобытность и уникальность культурно-исторического общества.

    Для правильного формирования ценностей необходима целенаправленная педагогическая деятельность, которая будет способствовать социокультурному развитию дошкольников в детском саду. У дошкольников в процессе грамотного формирования социокультурных ценностей приобретается опыт активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, проявляются способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей и формируется адекватная самооценка. Педагогам дошкольного образовательного учреждения необходимо создавать условия для приобщения детей и их родителей к основным социокультурным ценностям, обеспечивать единство познавательного, эмоционального и нравственного развития дошкольников, способствовать созданию системного социокультурного пространства воспитания и общения в дошкольном учреждении и повышать педагогическую культуру родителей.

    В дошкольной педагогике описаны три основных направления приобщения детей к социокультурным ценностям и, соответственно, три подхода к проектированию образовательного материала:

    - развитие представлений о ценностях; в таком подходе социокультурные ценности через регистрируемые воздействия воспринимают как задаваемые извне эталоны, окрашенные определенными переживаниями;

    - усвоение социальных установок, к которым сводится эффект ценностной регуляции; в таком понимании ценностям присваивается направляющая и избирательная функции, они рассматриваются в качестве образцов-эталонов, регуляторов взаимодействия с людьми;

    - создание развивающего пространства, ценностно-ориентирующей среды: произведения художественной литературы, живописи, декоративно-прикладного искусства.

    В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности и бытовая культура (удовлетворение потребностей). Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия и доброжелательности к другим людям. Нормами общения являются вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, формы приветствий, благодарности, извинений, правила поведения в общественных местах, правила общения женщин и мужчин. Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла культуры поведения в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об их уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности.

    Детей необходимо научить поведению в кругу родных, друзей, соседей, посторонних людей; в транспорте, в общественных местах, на собраниях. Непременный атрибут культуры общения – тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия для них своих поступков. Важный признак культуры поведения – проявление точности и обязательности. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное состояние.

    Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду. С раннего возраста родители знакомят его с определенными нравственно поведенческими правилами. Придя в детский сад, ребенок попадает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для нормального и комфортного существования всего детского коллектива. Воспитатель терпеливо формирует представления о нормах поведения, влияя тем самым на взаимоотношения дошкольника со сверстниками, родителями, друзьями и знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать навык позитивного общения.

    В соответствии с ФГОС «решение программных образовательных задач необходимо предусматривать в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Таким образом, целью обучения детей культуре поведения является обеспечение положительной динамики формирования ее основ через повседневную деятельность. Последовательное приобщение ребенка к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности происходит через общение, игру, процесс познания, предметно–практическую и продуктивную деятельность.

    Формы работы, направленные на усвоение правил и норм поведения в обществе и коррекцию поведения воспитанников:

    1. Этическая беседа. Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.

    2. Книги. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что книга имеет важное значение в воспитании ребенка. Художественная литература является одним из наиболее действенных средств воспитания в силу своей образности, эмоциональности, воздействия не только на умы, но и на души людей. Можно много привести примеров, когда дети хотят быть похожими на литературных героев или наоборот «не быть такими».

    Дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга – это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому.

    3. Разучивание стихотворений.Если ребёнок ведёт себя плохо, но после, осознав это, извиняется, предлагается проявить себя с хорошей стороны и помочь, например, провести занятие. Для этого разучить стихотворение, которое нужно прочесть на занятии, например  «Про плохое поведение» и рассказать его. В процессе заучивания воспитанники невольно сопоставляют строки стихов со своим поведением и поведением окружающих. У них возникает желание исправиться.

    4. Фильмы.Современная молодёжь больше, чем читать книги, любит смотреть фильмы. Можно предложить для просмотра патриотические фильмы или по школьной программе. Можно посмотреть и молодёжные фильмы об отношениях в коллективе сверстников. Используя художественные фильмы как готовый культурный материал, воспитатель выступает проводником детей в миры, создаваемые режиссёром, вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях. После просмотра фильма, как и после прочтения книги необходимо обсуждение.

    5. Инсценировки – это самый распространённый вид детского творчества. Он близок и понятен детям, потому что связан с игрой.

    Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни дети готовы воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, пародируя других, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, ребёнок получает огромное удовольствие. Кроме того сценки позволяют увидеть со стороны недостатки в поведении и наталкивают на самоанализ.
    Заключение
    Таким образом, в данной работе нами была раскрыто содержание понятия «социокультурные ценности», которые имеют важное значение для дальнейшего развития современного общества. Оценивая роль этикета в приобщении детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям, можно внести ясность, что базовые социокультурные нормы являются главным содержанием духовно-нравственного воспитания. В основе социокультурного воспитания находится становление отношения личности к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям, что предполагает развитие качеств патриотизма, толерантности, уважения и товарищества. Работа по приобщению детей дошкольного возраста к социокультурным нормам должна начинаться с ознакомления с историей и традициями родного города, с трудовой деятельностью взрослых, с бережным отношением к природе, со знакомством с культурой других народов, культурными традициями и фольклором; с привитием детям навыков культурного поведения и культурно-гигиенических навыков, а также культуры общения, культуры деятельности и культуры речи.

    Социокультурное развитие детей дошкольного возраста может рассматривается как процесс становления и формирования характера ребенка, развития способностей ребенка с учетом имеющихся возможностей и задатков; овладения ребенком культурными средствами и культурными формами; усвоения ребенком ценностей, норм, установок и т.д.

    Педагогам дошкольного учреждения создаются условия для приобщения детей их родителей к основным социокультурным ценностям, обеспечивается единство познавательного, эмоционального и нравственного развития детей дошкольного возраста. Педагоги способствуют созданию системного социокультурного пространства воспитания и общения в дошкольном учреждении, и, конечно, повышают педагогическую культуру родителей. При этом осуществляемая работа в большей степени направлена на развитие социокультурных ценностей, а не на формирования социокультурной компетентности детей дошкольного возраста.

    Библиографический список


    1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: [учебное издание] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – 3-е изд. – Москва: Просвещение, 2013. – 23 с.

    2. Ежкова Н. С. Дошкольное образование и ценности возраста: Детерминанты взаимосвязи // Дошкольная педагогика. – 2014. - №8. – с. 9–11.

    3. Ежкова Н. С. Приобщаем дошкольников к социокультурным ценностям / Н. С. Ежкова, П. Е. Ежкова, А. Е. Кулинии // Дошкольная педагогика. – 2016, №10. – С. 4-9.

    4. Курочкина, И. Н.  Методика обучения и воспитания младших школьников. Этикет : учебное пособие для вузов / И. Н. Курочкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2021. — 176 с. - URL https://urait.ru/bcode/470663 (дата обращения: 02.04.2021).

    5. Курочкина, И.Н. Этикет: методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Н. Курочкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2021. — 134 с. - URL https://urait.ru/bcode/470663 (дата обращения: 02.04.2021).

    6. Киричук, Л. Воспитание добротой: приобщение детей к общечеловеческим ценностям // Дошкольное воспитание – 2016. - №1. – С. 45-48.

    7. Полковникова, Н. Б. Ценностные основы детской личности и их развитие под влиянием ценностей близких взрослых // Дошкольник. – 2012.- №8. – С. 4-8.

    8. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования : от 17.10.2013 г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Екатеринбург : Ажур, 2020. – 23 с.

    9. Шарапова Э. И. О формировании социально ценностного поведения детей 5-7 лет / Э. И. Шарапова // Начальная школа плюс до и после. – 2008. №12. – С. 21-24.

    10. Шатова, А. Становление начал ценностных ориентаций дошкольника // Образование и рынок. – 1997. - №1. – С. 4-7.


    написать администратору сайта