Теории происхождения права. Курсовая работа по дисциплине Кадровая стратегия современной организации на тему Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы
Скачать 69.74 Kb.
|
О появлении признаков государственной организации общества и вытеснении ею первобытнообщинного строя свидетельствуют и другие факторы. Они указывают на то, что государство не навязывается обществу извне. Оно возникло на его основе естественным путем. Вместе с тем оно развивается и совершенствуется. «Все древнейшие государственные организации, – писал в середине XIX в. немецкий историк Г. Ландау, – возникли не из человеческого произвола, не благодаря организационным эдиктам. Как раз наоборот. Они выросли, словно растение из зерна, брошенного в землю, в силу объективной необходимости, в силу неизменных, самой природой данных законов»14. Аналогично обстоит дело и с правом. До появления имущественного разделения населения и социального неравенства общество не нуждалось в праве. Оно вполне могло обходиться с помощью обычаев, опиравшихся на власть авторитета советов старейшин и регулировавших все общественные отношения. Однако положение коренным образом изменилось, когда появились группы, слои и классы со своими собственными, противоречащими друг другу интересами15. В заключении настоящей главы мы приходим к выводу, что в учебной и научной литературе разработано множество концепций и теорий, объясняющих и предполагающих возможные причины возникновения права. Некоторые из них доказали свое право на существовании, а некоторые показали свою несостоятельность, в силу тех или иных причин. Тем не менее, какой-то одной, общепризнанной и всеобъемлющей теории нет. Думается, ее существование и невозможно, поскольку каждое государство и право складывалось в силу ряда особых предпосылок. Таким образом, причинами многообразия теорий происхождения права являются: - сложность и многогранность самого процесса происхождения права, и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия; - неизбежность различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей; - преднамеренность искажения процесса первоначального или последующего возникновения государственно-правовой системы в силу различных соображений; - в преднамеренном или непреднамеренном смешении в ряде случаев процесса возникновения права с другими соотносящимися с ними процессами. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА На протяжении длительного времени, как в прошлом, так и в настоящем различные учёные, историки, политологи пытались найти объяснения причин происхождения права, как важнейшего института человеческого общества. На сегодняшнее время существует множество теорий происхождения права, и каждая из них имеет место на существование. В рамках данной главы мы рассмотрим наиболее распространенные классические или традиционные теории происхождения права. Это такие теории, как: теологическая, естественно-правовая, историческая, нормативистская, марксистская, психологическая и социологическая теории происхождения права. 2.1. Теологическая, естественно-правовая и историческая теории происхождения права Теологическая теория. Главным представителем данной теории был идеолог католицизма Фома Аквинский, а также Аврелий Августин и Жозеф де Местр. В соответствии с этой теорией, право – это вечное явление, созданное Богом. Представители этой теории считают, что существует высший божественный закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством16. В своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные книги, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы заповедей Моисея были даны человечеству Богом. Вот как об этом, например, говорится в Библии: «Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его»17. Несмотря на свой многовековой опыт, данная теория не теряет своей актуальности и используется в современных государственных доктринах. Ее востребованность в некоторой мере объясняется тем, что законы современного теологического и клерикального государства освещаются божественной силой и авторитетом. Это гарантирует законам эффективность, а государству – силу. На наш взгляд, сильная сторона данной теории в том, что в ее основе лежат христианская мораль, христианские заповеди: «Не убий», «Не укради». Недостаток состоит в том, что существование Бога не поддается научному доказательству, поэтому всегда найдутся сомневающиеся в данной теории. Естественно-правовая теория получила развитие в XVII-XVIII вв. Основоположниками данной теории являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев18. Согласно данной теории существует две системы права: естественное и позитивное. Представители данной теории придерживаются мнения о том, что право отождествляется с моралью. Основой права, определяющей правотворческий и правоприменительный процесс, выступают нравственные ценности, к числу которых относятся справедливость, свобода, равенство19. В рамках данной теории источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога. Основными достоинствами данной теории являются следующие: - это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй; - сторонниками естественно-правовой теории верно отмечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.; - провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур20. Основным недостатком данной теории, по нашему мнению, является то, что основу права составляют нравственные ценности. Это, в свою очередь, умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного. Можно заметить, что теория естественного права в некотором смысле тесно смыкается с теологической теорией происхождения права, обосновывающей его возникновение божественным провидением, ведь если естественные права принадлежат человеку от рождения, они вполне могут иметь и божественное происхождение. Еще одна теория происхождения права – это историческая школа происхождения права, которая получила развитие в конце XVIII – начале XIX в. Представителями данной школы являются такие известные философы и мыслители, как Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и др. В соответствии с данной теорией, происхождение права – это стихийный исторический процесс. Оно складывается в ходе жизни общества, является продуктом развития нации. Право развивается подобно растению, языку, на котором говорят народы. Среди источников права важнейшую роль сторонники исторической школы отдавали обычаям, закрепившимся в нормах права с течением времени, а не законам21. Под правовыми обычаями принято понимать исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия22. Схема возникновения права была такова: в результате развития народного духа появляется право, ученые-правоведы должны уметь схватить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен превратить его в действующее законодательство. В свое время историческая школа права подвергалась резкой критике со стороны отечественной теории права, по мнению представителей которой в понятие «народного духа» вкладывалось мистическое и националистическое значение. В настоящее время ученые-правоведы склонны полагать, что понятие «народный дух» предполагает определение глубинного этнокультурного пласта, обуславливающего особенности возникновения права у каждого народа, и указывают в связи с этим на заслугу исторической школы права, впервые уловившей связь между этносом и правом23. Положительным моментом в данной теории является то, что впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе. Представители данной теории уделяли большое значение естественности развития права. Данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции; как идеология феодализма – уже отживающего строя. Необходимо отметить, что представители данной теории переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений. 2.2. Нормативистская и марксистская теории Следующей теорией происхождения права является нормативистская теория, которая получила своё развитие в XX в. Представителями данной теории являются Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др.24 Нормативистская теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Исходным, в частности, для концепции Кельзена является представление о нраве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы; по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы, юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками. В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме25. Несомненно, с данной концепцией тесно связано также широкое распространение в современном мире идей верховенства международного права над национальным законодательством государств, учреждение институтов конституционного контроля (создание специального органа конституционной юстиции впервые было предусмотрено в Конституции Австрии 1920 г., которую отредактировал сам Г. Кельзен). Многие системы законодательства как европейских, так и азиатских стран, построены на основе той самой пирамиды норм, которую предложил Г. Кельзен, и отличаются от его предложений только отдельными незначительными штрихами, подчеркивающими особенности той или иной формы правления и национальных правовых систем26. Г. Кельзен – один из самых ярких представителей нормативизма, поскольку он предложил понимать под правом «совокупность правил поведения». С данным концептом сегодня соглашаются представители разных правовых школ и направлений. Однако в своих суждениях Г. Кельзен часто ассоциировал право с государственным порядком. Таким образом, к основным достоинствам данной теории можно отнести: - дифференциацию правовых норм по степени их юридической силы; - нормативность, связанную с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов; - влияние государства на развитие общества, потому что именно оно устанавливает и обеспечивает основную норму. Слабые стороны, на наш взгляд, представлены тем, что представителями данной теории недооценивается связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами. Признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными. Материалистическая (марксистская) теория права возникла в XIX-XX вв. К числу её представителей следует отнести К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, Г.В. Плеханова и др. Марксистская теория основывается на материалистическом подходе к процессу происхождения права. Основателями данной теории являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Согласно марксисткой концепции, неразрывной является связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием. Именно в рамках этой теории утверждалось, что право – ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права27. Марксистская теория, подчеркивая классовый характер права, объясняет его происхождение необходимостью для правящего класса закрепления неравенства, появляющейся эксплуатации и других проявлений классового неравенства. В марксистской теории утверждается, что правовые нормы обладают классовым характером. Право выступает формой закрепления социального неравенства и частной собственности28. С появлением частной собственности и образованием классов правила поведения стали отражать и закреплять общественное неравенство. А с возникновением классового деления общества и образованием государства появились правила поведения, исполнение которых обеспечивалось всей силой государственного принуждения. Именно государство является источником права. Государственные институты создают право, защищают его и принуждают граждан к его исполнению. Достижениями марксистской теории происхождения права является проведение принципов и диалектики историзма, подход к появлению права как социального института, рожденного потребностями материальной жизни общества, связь права с классовыми структурами и классовыми интересами, ряд других положений. Достоинством марксистского учения является его последовательный материалистический характер. Выработанные в данной теории дефиниции по сей день не утратили своей актуальности. Так, в рамках марксистского учения сформулировано следующее определение права: право – это возведенная в закон воля экономически господствующего класса29. Это понятие по сей день имеет сторонников. Следовательно, в рамках данной теории право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление, а содержание выраженной в праве классовой воли, в конечном счете, определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Представители данной школы придерживаются мнения о том, что право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право – это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством. В связи с тем, что представители данной теории понимали право, как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного. Также определим достоинства и недостатки рассматриваемой теории. Достоинства теории: право понимается как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), выделяются четкие критерии правомерного и противоправного; показывается зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него; обращается внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его. Слабые стороны: преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивается жизнь права историческими рамками классового общества; право слишком жестко связывается с материальными факторами. 2.3. Психологическая и социологическая теории права Психологическая теория получила распространение в конце XX в. Основоположниками данной теории являются Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и др. Как можно понять из названия теории, её суть – понимание появления права как результата биопсихических аспектов личности. Психика человека здесь является ключевым понятием, отождествляющимся, также, с моралью, государством, правом. Яркий представитель психологической школы – Л.И. Петражицкий. Его взгляды на сущность права изложены в книге «Теория права государства в связи с теорией нравственности». По словам Петражицкого «под правом в смысле особого класса реальных феноменов будем разуметь те этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер»30. В психологической школе права возникновение государства и права объясняется проявлением свойств человеческой психики: потребности подчиняться, управлять, подражать и т.д. Как подчеркивал основатель психологической теории Л. Петражицкий, эмоции, импульсы, переживания, осознание – все это является определяющим при переносе правовых требований в поведение индивида31. В дополнение необходимо отметить, что Петражицкий называл разработанную им теорию не психологической, а эмоциональной, считав эмоции источников всех наших поступков, в том числе тех, что несут за собой правовые последствия. Более того, Петражицкий считал, что существует официальное и неофициально право. Право официальное закреплено в законах, нормативно-правовых актах и, соответственно, активно поддерживается государством. Неофициальное право не имеет за собой государственного признания, однако активно применяется и существует в социальной среде32. Например, таковым являются правила этикета, правила поведения в библиотеке, правила игры в дартс и так далее. Конечно, данная теория не раз подвергалась сильной критике как со стороны соотечественников Петражицкого, так и от западных коллег. Причиной для неё послужило весьма явное приравнивание двух понятий: право и правосознание. Иными словами, право – это общеобязательный, максимально объективный регулятор общественных Следовательно, можно выделить сильные и слабые стороны данной теории. Так, достоинства теории: обращается внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и проч. Поэтому нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида; повышается роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества; право человека «выводится» не из законодательства, а из психики самого человека. |