Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. Практические приемы соединения грудного и головного регистров народного певца

  • Курсовая работа по дисциплине Методика обучения народному пению Направление подготовки Искусство народного пения


    Скачать 48.35 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по дисциплине Методика обучения народному пению Направление подготовки Искусство народного пения
    Дата17.04.2023
    Размер48.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKursovaya_09_12.docx
    ТипКурсовая
    #1066751
    страница2 из 3
    1   2   3
    Глава II. Специфика работы с народными голосами над развитием

    певческих регистров

    2.1. Особенности регистрового звучания певческого голоса

    Звукообразование – это процесс образования певческого голоса, то есть звука определенной высоты, силы и тембра. Звукообразование связано с работой дыхательного и голосового аппаратов, находящихся во взаимодействии и управляемых центральной нервной системой. Большое значение в правильном звукообразовании имеет слух. Певец должен уметь различать качество звука. Такую способность называют вокальным слухом. Процесс певческого звукообразования включает в себя все основные этапы речевого образования звука: генерацию, фонацию, артикуляцию и излучение. Однако, особенности певческого звукообразования вносят свои коррективы в организацию этих процессов.

    Существует два однородных способа звукообразования: грудной и фальцет. Грудной отдел - полное закрытие голосовой щели, связки вибрируют всей своей массой, гортань занимает относительно низкое положение. С акустической стороны, существует огромное богатство звука в обертонах, их силе. Фальцет - закрытие голосовой щели неполное, вибрируют только края связок. С акустической стороны звук намного беднее обертонами, чем грудная клетка[10].

    В работе (над миксом) очень важен слуховой контроль и поиск комфорта в ощущениях. Певец должен избегать срыва нот, выравнивая голос с помощью хорошо контролируемого дыхания и едва заметного изменения гласного звука в смысле его более темного цвета, называемого «прикрытием» гласного, поэтому существуют термины «открытые» и «прикрытые» звуки [18].

    Закрытый звук — это звук, округленный по тембру с максимальным использованием верхнего и нижнего резонаторов и в то же время сохраняющий ощущение поддержки. Скрытые звуки легче воспроизводятся, если глотка умеренно расширяется, а гортань опускается ниже своего нормального положения, то есть при сохранении вокального зевка во время пения. Сглаживание, выравнивание звуков производится заранее с более высокими или более низкими нотами.

    Злоупотребление открытым (белым) тембром, являющееся следствием неправильного формирования звуков в начальный период обучения, является одной из главных причин преждевременной гибели многих голосов. Пение с открытым тембром особенно вредно для мужских высоких голосов. Певцы, злоупотребляющие открытым звуком, вскоре обнаруживают склонность к детонации, дрожанию звука и быстрому износу голоса. Поэтому начинающему певцу следует помнить и сосредоточить свое внимание на следующих задачах:

    - контролируйте тембр голоса в средних (основных) тонах. Его окраска должна быть приятной, округлой, не перекрывающейся, но и не открытой (белой);

    - следить за правильностью, ровностью переходных тонов средней области, не позволять себе, своему голосу ломаться, меняться — это обеспечивается смешением звуков головы и груди;

    - убедитесь, что цвет звука светлый и звучный. Темный и блеклый делает звук глухим и тусклым [13].

    Исполнителю необходимо петь в единой манере звукообразования. Это может быть в определенной местной традиции или в рамках общероссийского языка. Образование гласных по единому образцу достигается фиксированным положением полости ротоглотки и фиксированной артикуляцией органов речи, фонетикой речи данного диалекта.

    Певческая традиция может быть в единственном способе формирования голоса, окрашенном акустикой полости ротоглотки, расположенной в положении гласных «ы» или «э». Наиболее звучными гласными являются «е», «и», «у»; согласные «н», «м», «л». Они способствуют достижению равномерного регистра звука голоса.

    Чтобы избежать фонетического разнообразия в звукообразовании, можно использовать технику мысленной коррекции гласных звуков, предрасположенных к «площению». Например, «а» следует петь ближе к «о», «е», «ё»; «и» как «у» (пою «и» - думаю «ю») - вертикальное звуковое оформление. Округление гласных звуков достигается за счет фокусировки резонирующей головы: положения зевка и вертикального дизайна пения.

    Фокус грудного резонанса расположен в центре грудной клетки и ощущается как вибрация в области гладких мышц, сокращающихся при эмоциональном возбуждении. Это точка опоры гласных букв. Тяжелый резонатор обогащает голос обертонами, придает ему силу и насыщенность.

    Фокус резонирования мозга ощущается певцами разных типов в разных местах: в переносице, в лобной пазухе, на зубах. Это достигается путем объединения звука в луч, в луч. Головной резонатор гарантирует высокое положение при пении и помогает легко достигать верхних звуков диапазона, придает серебристость, звучность, полет в пении, обеспечивает технику соединения регистров.

    Самая большая трудность для певца — это соединение регистров. Этот навык необходим для работ большого диапазона. Такие постановки могут выполняться при сохранении открытой манеры во всем диапазоне, используя технику переключения с грудного на грудной регистр. Это требует умственной подготовки и выполнения конкретных действий:

    - мягкая атака;

    - эластичное дыхание;

    - работает артикуляционный аппарат, настроенный на конструкцию «вертикальной линии звука»;

    - близко-высокий выброс гласной буквы с одновременной опорой на точку фокусировки грудного резонатора.

    Соединение регистров связано с работой органов артикуляции. В народном пении важно сохранить речевой характер артикуляции, который стабилизирует естественный объем и форму полости рта и помогает достичь проактивного эффекта речи при синтезе слова и напева [24].

    Положение языка играет важную роль в народном пении. Язык должен быть плотно прижат к нижней челюсти (как будто ложкой) и упираться в нижние резцы, что обеспечивает «вынос» голоса наружу. Все буквы должны быть сформированы на кончике языка и на губах. Губы должны работать мягко, но активно, формируя звуки. Нижняя челюсть должна действовать свободно и сливаться с языком. Часто встречается такой недостаток, как заклинившая нижняя челюсть. На ударных гласных нижняя челюсть опускается (вместе с языком), а на безударных гласных она должна находиться в спокойном, естественном состоянии.

    Звук возникает в гортани, но формируется в положениях резонатора, благодаря форме орофарингеального канала и резонации глотки и полости рта. То есть для того, чтобы результирующий звук превратился в разные гласные, которые мы можем различить на слух, резонирующие полярности должны принять определенную форму, соответствующую каждой гласной. Носовая полость не меняется по форме, и резонанс, то есть усиление звука, также не меняется по этой причине. Если вы направите струю воздуха при пении в носовую полость, звук приобретет гнусавый привкус. Вот откуда взялось выражение «петь в нос» [20].

    Положение ротовой полости и глотки можно изменить с помощью артикуляционного аппарата - языка, мягкого неба, губ. Следовательно, можно изменить резонанс рта и глотки. Положение гортани не должно меняться при смене регистра. Гортань должна быть свободной, без напряжения. Если следовать этому правилу, то звучание голоса в любом диапазоне будет сбалансированным, а не пестрым и пестрым.

    У неподготовленных певцов голос имеет регистровую структуру, то есть в разных частях диапазона звучит по-разному. Если предложить неподготовленному певцу спеть снизу вверх весь диапазон звуков, имеющихся в месте расположения его голоса, то, приближаясь к определенным звукам, певец чувствует себя некомфортно, неуверенно, после чего голос легко снова повышается, но уже с другой.цвет, другой символ ... Он начинает звучать в другом регистре. Переход от одного типа звука к другому, то есть смена регистра не только сопровождается изменением тембра, но и отчетливо ощущается самим певцом, потому что его голосовой аппарат начинает работать по-другому, по мнению другой принцип. Произошло изменение механизма воспроизведения звука. Изменение тембра звука сопровождается изменением работы органов голоса.

    Певцам стоит обратить особое внимание на переходные ноты, так как они наименее удобны для пения. Сложность переходных нот как раз в том, чтобы сделать переход от регистра к регистру как можно более плавным и незаметным. Ведь при пении переходных нот, прежде всего, происходят изменения в работе резонаторов. Например, при переключении со среднего регистра на высокий певец начинает активнее использовать вместо грудного резонатора головной резонатор.

    Механизм формирования певческого голоса определяется взаимодействием двух групп мышц: мышц, лежащих в толще голосовых складок (голосовых мышц), и мышц, растягивающих эти складки. В грудном регистре голосообразование происходит в основном за счет активного сокращения голосовых мышц, напряжение голосовых связок незначительное. При смешанном регистре активны обе группы мышц. При головном регистре напряжение голосовых мышц уменьшается, но их напряжение увеличивается, а при фальцете, как крайнем типе головного регистра, голосовые мышцы пассивны, работают только внешние мышцы гортани, происходит голосообразование.из-за напряжения голосовых связок.

    Главное требование к голосу современного певца - ровность звучания во всем диапазоне. Голоса неподготовленных певцов, за редким исключением, звучат неровно. В них хорошо видны регионы. У таких певцов при переходе от одного регистра к другому по двум-трем промежуточным нотам, называемым переходными, происходит снижение тембра, напряженности и неудобства воспроизведения звука.

    Звук единообразия в процессе обучения достигается за счет сглаживания регистров. Для этого прибегают к комбинации грудных и вокальных звуков, создают смешанный падеж. Чем лучше звуковой обман, тем шире диапазон смешанного регистра. Соотношение грудного и головного регистров в смешанном регистре у певцов одного типа голоса различно. Он также меняется в зависимости от характера работы.

    Методический прием микширования регистров - округление и «прикрытие» звука. Под округлением следует понимать некое изменение тембра, напоминающее звучание гласного звука «о». «Покрытие» отличается от округления слухового ощущения большей степенью «затемнения» тембра, его приближение к гласному звуку «у» используется для сглаживания регистров в мужских голосах [13].

    Закончите звуки зевком. Создание смешанного вокального строя также связано с высокой позицией звука. Высокий звук характеризуется усилением высоких обертонов в голосе. При ее исполнении у певца возникает ощущение повышенной вибрации (дрожи) в резонаторах головы, ощущение «маски» («маска» - специальный вокальный термин, которым певцы обозначают ощущение повышенной тряски лица. кости в области носа. При формировании микстового регистра необходимо применять мягкую атаку, умеренную силу звука, организовать плавное, опёртое дыхание [3].

    В процессе обучения они добиваются округлого, высокого, перистого звука в середине диапазона и стремятся распространить этот звук по всему голосу. При этом особое внимание необходимо уделить формированию переходных нот, округляя их немного больше, чем другие звуки, до тех пор, пока регистры не сольются в единый звук.

    Можно сделать вывод, что сглаживание регистров в процессе обучения достигается за счет равномерности звука. Для этого комбинируются грудной и головной регистры звука, при этом получается смешанный регистр. Положение ротовой полости и глотки не должно меняться при смене регистра, они должны быть свободными, без напряжения. При соблюдении этого правила звук голоса в любом диапазоне будет сбалансированным, а не пестрым и пестрым.
    2.2. Практические приемы соединения грудного и головного регистров

    народного певца
    У не поставленных открытых народных голосов отмечаются три регистра с ярким грудным, микстовым и головным резонированием микстового и фальцетного типа.

    Ориентируясь на природную постановку голоса, мы добиваемся единообразного и ровного звучания голоса и раскрытия потенциальных возможностей его резонирования на всем протяжении диапазона, соединяя, связывая, или смешивая (эти термины, подразумевают один и тот же смысл) регистры. Мы это делаем, соединяя головное и грудное резонирования на каждом звуке диапазона в естественной, удобной, не нарушающей органичного и плавного течения голоса, пропорции [32].

    Профессиональная терминология постановки народного голоса еще будет уточняться, и определяться в процессе акустических исследований природы и механики его звукообразования. Пока мы пользуемся общеупотребительными и знакомыми терминами «регистры» и «соединение регистров», обосновывая следующими доводами:

    - у природно-поставленных народных голосов большого диапазона, которые звучат совершенно ровно, плотно и красочно слышится и наблюдается один (смешанный) тип звукообразования;

    - основательные акустические исследования специфики народного пения и его региональных особенностей еще не проводились;

    - певец, во время пения, особенно в начале обучения не должен думать о том, как приспосабливаются голосовые складки к смешиванию регистров. Это должно происходить самопроизвольно в результате соединения головного и грудного звучания на каждом звуке диапазона.

    Достигается это, непрерывным проведением образно-смысловой интонации по всем открытым гласным сверху, на плотном, волевом грудобрюшном звукопотоке. В среднем участке полного диапазона это воспринимается как смешение, грудного и головного резонирования примерно в равной пропорции [33].

    Основным методом обучения пению является метод обучения всех певцов в процессе систематической работы над репертуаром. Одной из его форм является распевание [2]. Обычно пение проводится регулярно. Смысл пения состоит не только в том, чтобы подготовить и разогреть вокальный аппарат, но и в том, чтобы способствовать развитию всех певческих навыков - дыхания, изучения звука ансамбля и системы.

    Пение регулярно проводится в начале занятий и помогает быстрой организации слуха, привлекая внимание певцов. Основным материалом для пения является песня, некоторые упражнения взяты из изученного репертуара, другие созданы специально для развития определенного певческого навыка или, чаще всего, целого набора навыков. Некоторые из них разнообразны на каждом уроке, другие повторяются как средство автоматизации навыка пения.

    Каждое упражнение должно иметь конкретную задачу, и руководителю необходимо обосновать его целесообразность и практическую ценность. Существует множество упражнений. Во время пения важно показать, что все упражнения выполняют определенную вокальную и художественную функцию [24].

    Упражнения для разных интервалов поются как с более низкого звука, так и наоборот. Интервальные упражнения помогают выровнять звук. Способность соединять звуки

    Особую ценность в вокальной подготовке детей имеют пение и обычные упражнения с нисходящим мелодическим рисунком. Они способствуют распространению высокочастотного головного звука в нижнюю половину диапазона, тем самым выравнивая его и помогая создать единоерегистровое (микстовое) звукообразование, воспитывают важнейшее качество детского голоса: его звучность и «полетность».

    В идеале регистры должны переходить от одного к другому плавно и плавно, чтобы переход между ними был как можно незаметнее. Это достигается за счет звука, проникающего в лицевую маску. Вам нужно постараться почувствовать, что звук, независимо от высоты, направлен в одно и то же место. Это «скрывает» переход между регистрами, поэтому результирующий звук получается плавным и ровным; переходные ноты в исполнении опытного певца не несут никаких следов смены регистра [2].

    Звучные согласные гласные – л, м, н, р и гласные звуки – и, е, у, а также гласная e в сочетании со звучными н, р, м – нэ, мэ, рэ, помогают генерировать резонанс в голове.

    Различие регистровой структуры мужского и женского голосов часто приводит к конфликтам в вокальной педагогике, если неопытная учительница не учитывает регистровые особенности построения мужского диапазона у своих учеников. Не зная покрытия и не чувствуя разницы между смешанным типом центра диапазона у женщин и его грудным характером у мужчин, такие учителя пытаются распространить грудной тип работы на верхнюю часть диапазона мужского голоса. Даже при самом бережном отношении к голосу и максимально легком, «тонком» пении, то есть с наименьшим количеством задействованных в произведении голосовых связок, распространение грудного звука вверх не приводит к полноценному развитию всего диапазона.и, как правило, быстро изнашивает голос. Под такой системой воздействия могут успешно развиваться только мужские голоса, звучание которых естественно и легко микшируется, но это редкое исключение [3].

    Сложность вокальной работы над диапазоном голосов заключается в том, что при естественном сочетании грудного и подающего регистров у народных певцов возникает своего рода регистровая изоляция. В соединении этих регистров нет плавного перехода, и народные певцы поют по-разному в разных регистрах. Как правило, в народном пении певец в одной песне использует только один регистр, не переключаясь на другой. Если только в грудном регистре, то функция высокого голоса передается другому певцу [1].

    Основываясь на практических наблюдениях, можно сказать, что при пении в грудном регистре голос певца насыщается грудным резонатором, головной регистр народного голоса теряет грудной резонанс, мягкое небо и другие головные резонаторы, которые служат для блокировки грудного резонатора.звук не используются. Звук в головном регистре естественно полукруглый. Задача всех певцов с высокими голосами - научиться пользоваться звуками главного регистра в первой половине второй октавы (до-фа, соль). При этом проблема заключается не только в увеличении громкости главного регистра в его верхних звуках, но и в увеличении его звуковой насыщенности и яркости тембра. Также важно добиться сохранения резонанса груди при переходе на регистр головы и, наоборот, сохранения резонанса головы при переходе на регистр груди. Во время пения должно быть ощущение одновременно, как будто две точки звука, грудь и грудь.

    В работе с голосами вы можете обнаружить две противоположные тенденции, которые мешают развитию голоса:

    - неспособность вообще найти звук в голове. В таких случаях полезно больше петь на гласной «и» - эта буква хорошо приближает звук и способствует некоторой его резкости, что необходимо на первом этапе нахождения головного звука;

    - певец или певица в средней или высокой области, при переходе от более низких звуков к более высоким, теряют массивный резонанс. Связь регистров нарушается, звук становится легче и становится уже и ровнее, певцу следует постоянно напоминать о сохранении двух точек звучания, голос как бы распространяется от верхней точки к нижней – грудной, заполняя все это расстояние звуком. Певец должен стремиться сохранить голос в этой громкости. Сохранение грудного резонирования на высоких звуках поможет избежать так характерного для народного пения плоского, бестембренного колорита [18].

    В высоких голосах переходные звуки диапазона высоких голосов охватывают часть диапазона примерно от диеза первой октавы до диеза второй октавы. Выше уже упоминалось о традиции народных певцов использовать в одной песне один регистр, частично улавливая смешанные звуки среднего регистра. Такая естественная адаптация к регистру способствует певческой выносливости голоса и наоборот. Часто используя смешанные звуки в качестве высоких звуков грудного регистра, певец переходит на напряженный, громкий звук, а частый перевод грудного звука на смешанные звуки приводит к усталости, быстрому износу голоса. Если певец поет в основном в головном регистре с захватом смешанных звуков, то они будут звучать тихо, мягко, легко. Этот звук часто используется в пении.

    В народном пении важно сохранить речевой характер артикуляции, который стабилизирует естественный объем и форму полости рта и помогает достичь продвинутого речевого эффекта при синтезе слов и мелодий. Положение языка играет важную роль в народном пении. Язык должен быть плотно прижат к нижней челюсти (как будто ложкой) и упираться в нижние резцы, что обеспечивает «вынос» голоса наружу. Все буквы должны быть сформированы на кончике языка и на губах. Губы должны работать мягко, но активно. Нижняя челюсть должна действовать свободно и вместе с языком. Часто встречается такой недостаток, как зажатая нижняя челюсть. На ударных гласных нижняя челюсть опускается (вместе с языком), а на безударных гласных она должна находиться в спокойном естественном состоянии, образуя звуки [14].

    Таким образом, наиболее яркий акустический эффект в пении достигается за счет вертикального совпадения точек резонирующих очагов (грудной и головной), точно найденных и настроенных на единую волну фонации, запрограммированную вертикально. Это народный стиль пения, нацеленный на универсальность и профессионализм.

    Необходимо начать соединять регистры таким образом: найдите соответствующий тон данного голоса (обычно это «ре», «до-диез» «до» второй октавы) и, опускаясь на гласную А, попросите певца спеть эти пять нот не прямо вертикально, а проводя каждый следующий звук как бы «поверх» предыдущего. При этом необходимо крепко, упруго удерживать мягкое небо и, опускаясь вниз, слегка опускать гортань, а звук «толкать вперед». Чем ниже голос опускается до грудного регистра, тем ниже должна быть опущена гортань, как бы открывая путь к грудному резонансу. Таким образом, грудной регистр будет все ярче и ярче окрашиваться грудным звуком. При таком упругом состоянии аппарата перелома не произойдет. Спускаясь в тональности полутонов вниз, необходимо строго придерживаться этого правила, которое всегда помогает. Если певец благополучно выполняет это требование, переходные звуки проходят без каких-либо переломов. Но чем ближе голос опускается к грудному регистру, тем труднее удерживать напряжение мягкого неба, которое непроизвольно немного опускается. При крайних переходных звуках вы можете помочь перейти в грудной регистр без перелома, слегка опустив нижнюю челюсть или гортань и слегка усилив звук, как бы «подталкивая» его вперед. Этот базовый метод, при правильном применении, помогает хорошо сгладить различия [2].

    При пении восходящей пятой от «ля» малой октавы до «ми» первой невозможно избавиться от перелома таким образом. Здесь необходимо взять звук «ля» грудного регистра («ля» малой октавы) сразу позиционно очень высокий, близкий по звучанию к миксту, обойтись без грудного звучания. Этот способ также дает эффективный результат для сглаживания переходных процессов от объемного регистра к миксту.

    Переход от микста к головному регистру сглаживается, как и в сопрано, округлением переходных нот. Смысл сглаживания областей заключается в том, что звук головы проникает в область грудной клетки. И наоборот: грудная клетка расширяется до пределов, отведенных природой для звука головы. Регистры, по-видимому, объединены, образуя смешанный звук. Если слияние грудного и головного тембров осуществляется в достаточной степени, то граница между регистрами становится почти незаметной или исчезает. Вначале вы можете поработать над округлением звука без пения: чередуя А и О, произнесите их несколько раз, не меняя форму губ и не двигая челюстью. Затем его следует перевести на пение. Когда звуки перекрыты, голос звучит более собранно, «отраженно» [1].

    Слиянию грудного и мозгового резонанса у певцов-мужчин может способствовать головной регистр. Полезно научиться петь головой во всем диапазоне, рассматривая это как шаг к овладению смешанным звуком. Для этой цели удобно использовать нисходящие движения, идущие в пределах грудного регистра. В то же время необходимо стремиться к сохранению тембрового колорита и «положения» верхнего звука. Обычно это удается только после некоторой тренировки. На определенных нотах голос часто резко меняет тембр. Ведь головной, смешанный и грудной звук имеют особые механизмы гортани и, в частности, голосовых связок. При головной боли их края колеблются. Между ними образуется пропасть. Когда звучит грудь, складки плотно смыкаются и вибрируют всей массой. При смешивании происходит нечто среднее: свободное смыкание и вибрация более глубоких участков складок, чем при фальцете. У мужчин такой характер звука, как микс, вырабатывается только искусственно на тренировках. Регистр скрытых нот или, точнее, скрытых звуков мужского голоса называется регистром смешанного характера (грудь плюс голова) и представляет собой другой тип звука, более значимый. Звук получается очень красивым, покрытым, то есть по сравнению с грудным более темным тембром, но полнота и выразительность звука не меньше, если не больше, по сравнению с грудным звуком. Для правильного формирования звуков этого регистра признана так называемая техника покрытия гласных, использование ее более темной градации: «а» + «ё».

    Подход от грудного звука к закрытому регистру должен иметь определенную долю этого будущего звука заранее, примерно на кварту или большую треть перед переходными нотами, именно так достигается плавность соединения регистров. Техника здесь такова: все большее и большее округление гласной, ее максимальное приближение к характеру звука в верхнем закрытом регистре. Этот прием вполне оправдан, так как известно, что регистры перекрывают друг друга, то есть переход от одного к другому может быть осуществлен не только на переходной ноте, ограничивающей регистры, но и на нескольких ближайших к ней нотах, которые могут быть сформулированы (спеты) как в одном, так и в другом регистре; это обстоятельство очерчивает для методики возможность сглаживания и слияния регистров певческого голоса – чрезвычайно ценный и важный методологический вывод.

    Таким образом, различные упражнения, песнопения, песни, которые используются на практике при соединении грудного и головного регистров, важно знать и применять на практике, потому что они выполняют определенную вокальную и художественную функцию и помогают сглаживать резкие переходы из одного регистра в другой.
    1   2   3


    написать администратору сайта