Главная страница
Навигация по странице:

  • Регистры певческих голосов и способы их соединения

  • Введение Актуальность

  • Объектом исследования

  • Методологической основой

  • Структура работы

  • Строение голосового аппарата

  • 1.2. Общая характеристика певческих голосов и их особенности в процессе фонации

  • Курсовая работа по дисциплине Методика обучения народному пению Направление подготовки Искусство народного пения


    Скачать 48.35 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по дисциплине Методика обучения народному пению Направление подготовки Искусство народного пения
    Дата17.04.2023
    Размер48.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKursovaya_09_12.docx
    ТипКурсовая
    #1066751
    страница1 из 3
      1   2   3

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Алтайский государственный институт культуры»

    Музыкальный факультет

    Кафедра народного хорового пения
    Регистры певческих голосов и способы их соединения
    Курсовая работа по дисциплине

    «Методика обучения народному пению»
    Направление подготовки «Искусство народного пения»

    Направленность (профиль) «Хоровое народное пение»

    Квалификация «Хормейстер. Руководитель творческого коллектива.

    Преподаватель (Хоровое народное пение)»

    Выполнила: 

    Рахимова Р.П

    студентка 4 курса

    гр. ИНП-184(з)
    Научный руководитель:

    Соловьёва И. Н.,

    доцент

    Работа защищена

    «__»______________2021г.

    Оценка____________

    Барнаул 2021

    Оглавление


    Введение ………………………………………………………………..

    3

    Глава I. Теоретические основы изучения регистров певческих

    голосов ………………………………………………………………….

    5

      1. Строение голосового аппарата ..……………………………………

    5

      1. Общая характеристика певческих голосов и их особенности в процессе фонации……………………………………………………

    11

    Глава II. Специфика работы с народными голосами над развитием певческих регистров …………………………………...........................

    21

    2.1. Особенности регистрового звучания певческого голоса ……….

    21

    2.2. Практические приемы соединения грудного и головного

    регистров народного певца ……………………………………………

    27

    Заключение …………………………………...…………………………

    35

    Список литературы …………………………………………………….

    37

    Приложение ……………………………………………………………

    40


    Введение

    Актуальность. Обучение вокалу является длительным и индивидуальным процессом. Для раскрытия вокальных возможностей каждого обучающегося, нужно знать и учитывать строение певческих голосов. Голос является одним из главных признаков индивидуальности. Возникновение и развитие голосового аппарата человека в процессе эволюции шло по пути «использования» природой резонансных свойств дыхательных путей и формирования звукоподобной системы дыхания, гортани, резонаторов, регистров, аналогичной духовым инструментам.

    Необходимость изучения вопроса о работе над регистрами певческих голосов и приемов их соединения вызвана следующими обстоятельствами:

    - отсутствие специальной научно-теоретической базы для обучения вокальному голосу, что важно не только для искусства пения, но и для самой науки о голосе. В области вокализации речи существует более десятка теорий формирования и восприятия речи;

    - отсутствие исследований роли регистров в формировании певческого голоса. Именно поэтому тема является актуальной.

    Цель работы – раскрыть особенности работы регистров певческих голосов и способы их соединения.

    Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    - изучить теоретические основы регистров певческих голосов;

    - проанализировать особенности функций регистров в процессе фонации;

    - выявить особенности регистрового звучания певческого голоса;

    - представить приемы соединения грудного и головного регистров народного певца

    Объектом исследования является народно-певческое исполнительство.

    Предметом исследования является процесс вокально-технической работы народного певца по соединению регистров.

    В ходе работы были использованы методы исследования:

    - теоретический: изучение и анализ учебно-методической литературы по теме исследования и обобщение опыта выдающихся специалистов в области преподавания народного пения;

    - практический: обобщение собственного опыта в процессе практического овладения соединением регистров в классе вокальной подготовки.

    Практическое значение. Материалы исследования могут быть использованы в методике преподавания народного пения и педагогической практике, при освоении дисциплин «Ансамблевое пение», «Вокальная подготовка» студентами музыкальных специальностей.

    Методологической основой исследования послужили работы О. И. Варга, В. А. Дальской, Л. П. Ильяевой, В. П. Камышниковой, Н.К. Мешко, В. П. Морозова, Г.П. Стуловой, Л.В. Шаминой.

    Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложения.

    Глава I. Теоретические основы изучения регистров певческих голосов

      1. Строение голосового аппарата

    Органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости [7]. В голосообразовании принимает участие и нервная система, соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами. Из мозга по двигательным нервам к этим органам идут приказы (эфферентная связь), а по чувствительным нервам поступают сведения о состоянии работающих органов (афферентная связь). По сути дела, органы, участвующие в голосообразовании, являются техническими исполнителями приказов центральной нервной системы. Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом [11].

    Гортань – орган, где происходит зарождение голоса. Она расположена по средней линии шеи в переднем ее отделе и представляет собой трубку, верхнее отверстие которой открывается в полости глотки, а нижнее непосредственно продолжается в трахею. Гортань выполняет тройную функцию (дыхательную, защитную, голосовую) и имеет сложное строение. Ее остов составляют хрящи, соединенные между собой подвижно при помощи суставов и связок и переплетенные снаружи и изнутри мышцами [22]. Внутренняя поверхность гортани, как и всех полостных органов нашего тела, выстлана слизистой оболочкой. Самый большой хрящ гортани – щитовидный – определяет величину гортани. Верхнее отверстие гортани, называемое входом в гортань, имеет овальную форму, образуется спереди подвижным гортанным хрящом – надгортанником. При дыхании вход в гортань открыт. При глотании свободный край надгортанника наклоняется назад, закрывая его отверстие. Во время пения вход в гортань суживается и прикрывается надгортанником. Это явление имеет большое значение для образования художественно ценных качеств певческого звука, для певческой опоры. Если смотреть в гортань сверху, то с двух сторон симметрично видны по два выступа слизистой оболочки находящиеся один над другим. Между ними имеются небольшие симметричные углубления – морганиевые желудочки. Верхние выступы называются ложными (желудочковыми) складками, а нижние – голосовыми складками. Ложные сладки такого же цвета, как и вся слизистая оболочка гортани. Они состоят из рыхлой соединительной ткани, желез, слабо развитых мышц, сближающих эти складки. Железы, заложенные в ложных складках и в 8 стенках самих желудочков, увлажняют голосовые складки, в которых желез нет. Эта функция особенно важна при певческом голосообразовании.

    Голосовые складки при дыхании образуют щель треугольной формы, называемую голосовой щелью. При голосообразовании голосовые складки сближаются или смыкаются, голосовая щель закрывается. Поверхность голосовых складок покрыта плотной эластичной тканью перламутровой окраски. Внутри них находятся внешние и внутренние щито-черпаловые мышцы. Вторые, внутренние, называются вокальными мышцами. Мышечные волокна располагаются параллельно внутреннему краю складки и в косом направлении. Благодаря такому строению голосовая складка может многообразно изменять не только свою длину, но и колебаться по частям: во всю ширину и длину или частями, что обуславливает богатство красок певческого звука.

    Голосовые складки делят гортань на два пространства: надскладочный и подскладочный отделы. Полости, находящиеся над голосовыми складками: носовая, ротовая, глоточная и верхний отдел гортани – называются надставной трубой. Верхняя часть этой трубы – носовая полость. Она составлена из мягких тканей носа и лицевых костей черепа. По средней линии она разделена вертикальной носовой перегородкой на левую и правую половины, открытые спереди и сзади. Задними отверстиями, хоанами, носовая полость сообщается с глоткой (с носоглоткой). В стенках носовой полости имеются мелкие отверстия каналов, через которые она сообщается с воздухоносными полостями, находящимися в лицевых костях черепа. Эти полости называются придаточными полостями или пазухами носа. Они, так же как и полость носа выстланы слизистой оболочкой. При ее заболевании эти полости могут заполняться гноем или 9 полипозными образованиями (разращениями слизистой оболочки), что отрицательно отражается на качестве певческого звука. Слизистая оболочка носа богата кровеносными сосудами и железами, а также ворсинками, благодаря чему вдыхаемый воздух, проходя через нос, согревается, увлажняется и очищается [20].

    Под носовой полостью располагается ротовая полость. Ее боковыми стенками являются щеки, дно рта заполняет язык, переднюю стенку образуют губы (в сомкнутом состоянии). В толще губ находятся мышцы, которые смыкают их, образуя ротовое отверстие и изменяя его форму.

    Верхнюю стенку ротовой полости составляет костная пластинка, отделяющая ротовую полость от носовой. Она называется твердым небом, которое сзади переходит в мягкое небо, называемое небной занавеской. Задний, свободно свисающий в полости глотки край мягкого неба, посередине имеет выступ – маленький язычок (он есть только у человека) [8]. Мягкое небо продолжается в две расходящиеся вниз под углом симметричные складки слизистой оболочки. Эти складки называются дужками: передними и задними. В толще дужек проходят мышцы, соединяющие мягкое небо с языком и гортанью.

    Мягкое небо хорошо иннервировано чувствительными нервами. Находящиеся в толще неба мышцы при сокращении поднимаются, натягивают его. Твердое и мягкое небо вместе с передними зубами составляют небный свод. Строение его частей влияет на качество певческого голоса [8]. Сзади ротовая полость широким отверстием – зевом – открывается в глотку (в ее средний отдел). Сверху зев ограничен мягким небом, с боков – небными дужками и снизу – спинкой языка. Зев может суживаться и расширяться. Суживается он за счет сокращения мышц, заложенных в дужках мягкого неба. При пении зев расширяется; это происходит при поднятии мягкого неба и опускании языка, что наблюдается при певческом зевке.

    Глотка представляет собой мышечную трубу, которая верхним расширенным отделом оканчивается слепо под сводом черепа. Книзу суживаясь, глотка переходит спереди в гортань, а сзади – в пищевод. На ее передней поверхности, как уже было отмечено, имеются отверстия: хоаны и зев[14].

    Глотка условно разделяется на три части: верхнюю - носоглотку, среднюю – ротоглотку и нижнюю – гортаноглотку. В глотке имеются отдельные скопления железистой, так называемой лимфатической ткани, которые образуют миндалины. Наиболее значительные из них: глоточная миндалина (лежит на верхней стенке глотке, на ее своде) и миндалины, находящиеся между передними и задними небными дужками [8]. Миндалины выполняют защитную функцию: в них задерживаются попавшие в глотку микробы. Острое воспаление миндалин называется острым тонзиллитом или ангиной. Значительное увеличение миндалин уменьшает полость глотки, отрицательно отражается на образовании певческого голоса. Стенки глотки образованы сильными мышцами, идущими в продольном и циркулярном направлении. Благодаря им глотка может увеличиваться и уменьшаться, суживаться в различных отделах (нижнем, среднем, верхнем) и тем самым многообразно менять свою форму и объем, резонаторные свойства. Все мышцы гортани делятся на наружные и внутренние. Внутренние мышцы смыкают голосовую щель и осуществляют голосообразование (являются фонаторными мышцами). Наружные мышцы гортани соединяют ее с лежащей выше, под нижней челюстью, подъязычной костью, а внизу с грудной костью. Эти мышцы опускают и поднимают всю гортань, а так же фиксируют ее на определенной высоте, устанавливают в положение, необходимое для голосообразования [10].

    Внизу гортань непосредственно переходит в дыхательное горло или трахею. Трахея представляет собой трубку, состоящую из хрящевых, не замкнутых сзади колец. Эти хрящевые пластинки между собой соединены связками и переплетены циркулярными и продольными мышцами. Циркулярные мышцы, сокращаясь, сужают просвет трахеи, продольные при сокращении укорачивают ее.

    Трахея разделяется на два крупных бронха, которые древовидно разветвляясь, превращаются во все более мелкие. Самые мелкие бронхи – бронхиолы, заканчиваются пузырьками, в которых происходит газообмен. Все бронхиальное дерево построено по типу трахеи, только с замкнутыми хрящевыми кольцами. Мышцы трахеи и бронхов относятся к типу гладкой мускулатуры, непосредственно нашему сознанию не подчинены, работают автоматически. По мере уменьшения калибра бронха, 12 хрящевой ткани в нем становится меньше, она вытесняется мышечной. Мелкие бронхи почти целиком состоят из мышечной ткани. Такое строение позволяет мелким бронхам выполнять роль клапанов, регулирующих подачу воздуха из легочной ткани во время голосообразования [8].

    Все бронхи вместе с легочными пузырьками образуют два легких – правое и левое, которые помещаются в герметически изолированной от окружающего воздуха грудной полости, находящейся в грудной клетке.

    Легкие лишены какой бы то ни было активности (если не считать некоторой эластической тяги самой легочной ткани), благодаря которой они могли бы расширяться, вбирая в себя воздух, или спадаться, выталкивая его из себя. Герметически вставленные в грудную клетку, легкие пассивно следуют за ее движениями, в то же время, изменяясь в своем объеме под действием сокращения и расслабления диафрагмы. Воздух втекает в легкие в результате уменьшения внутреннего давления при их расширении. При спокойном выдохе воздух вытесняется из легких в результате расслабления вдыхательных мышц. При активном выдохе воздух выталкивается сокращением ряда мышц, опускающих грудную клетку (внутренние межреберные, некоторые спинные, поперечная грудная), и в большей степени благодаря давлению брюшного пресса, выжимающего воздух из легких, при постепенном расслаблении и поднятии вверх диафрагмы.

    Легкие могут расширяться во всех направлениях. При поднятии грудной кости грудная клетка расширяется в переднезаднем направлении, в этом же направлении, следуя за нею, расширяются и легкие; расширение легких в поперечном направлении происходит при расширении грудной клетки путем поднятия ребер. В зависимости от того, в какой преимущественно части грудной клетки происходит такое расширение, будут раздаваться и легкие: в области нижних, средних или верхних ребер. [6].

    Грудная клетка имеет форму усеченного конуса. Она впереди образована грудной костью, сзади – грудным отделом позвоночника. Позвоночный столб соединен с грудной костью дугообразными ребрами. Остов грудной клетки оплетен мышцами, которые принимают участие в дыхании. Одни участвуют во вдохе – вдыхатели (поднимают и раздвигают, расширяют полость грудной клетки). Другие грудные мышцы опускают ребра, осуществляют выход и соответственно называются выдыхательными.

    Основание грудной клетки составляет диафрагма, или грудобрюшная преграда. Это мощный мышечный орган, отделяющий грудную полость от брюшной. Диафрагма прикрепляется к нижним ребрам и позвоночнику, имеет два купола – правый и левый. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, оба ее купола опускаются, увеличивая объем грудной клетки. Диафрагма состоит из поперечнополосатых мышц. Ее движение полностью не подчинено нашему сознанию. Мы можем сознательно сделать и задержать вдох и выдох, но сложные движения диафрагмы при голосообразовании происходят подсознательно [8].

    Купол диафрагмы при ее сокращении опускается, вследствие чего легкое удлиняется. В каком бы направлении легкие, следуя за расширением грудной клетки и за движениями диафрагмы, ни расширялись, они одновременно изменяют свой объем и в других направлениях. Вопрос только в степени расширения легких в том или ином участке. В какой бы части грудной клетки ни произошло расширение легких, в ее движениях участвует и диафрагма. Чем выше от основания грудной клетки происходит расширение легких, тем меньшее участие принимает диафрагма, или, наоборот, чем активнее будет работа диафрагмы, тем активнее будет расшириться легкое в близлежащих к ней отрезках. Диафрагма регулирует скорость истечения воздуха и подскладочное давление при образовании звуков и изменении их силы [24].

    Таким образом, немало важно знать и понимать процесс звукообразования изнутри.
    1.2. Общая характеристика певческих голосов и их особенности

    в процессе фонации
    Регистр — это часть диапазона голоса, звуки которого сформированы определенным образом и имеют однородную окраску. А диапазон голоса — это громкость звуков от самого низкого до самого высокого звука, который поет исполнитель. Название регистра соответствует резонаторам, используемым певцом при пении определенной части диапазона. При пении высоких звуков используются головные резонаторы, поэтому эта часть циферблата называется головным регистром. Низкие звуки диапазона поются с использованием грудного резонатора и называются нижним, или грудным регистром. При пении звуков среднего диапазона одновременно используются как головные, так и грудные резонаторы, и происходит смешивание. Это средний, или смешанный регистр, или, как говорят, «микстовый» (в женских голосах) [8].

    Регистр — это серия голосовых звуков, извлеченных одним и тем же методом и однородных по тембру. В зависимости от преимущественного использования грудного или головного резонаторов различают грудной, головной и смешанный регистры. Регистровая структура голоса различна у мужчин и женщин и зависит от особенностей строения мужской и женской гортани. В мужском не поставленном голосе обычно различают два естественных регистра - грудной и головной (фальцет) [21].

    Грудной регистр, представляет собой не что иное, как наш обычный разговор, но усиленный при помощи вокала. Пение в грудном регистре, бархатное с богатым тембром, широким динамическим диапазоном, но в то же время ограниченным звучанием, особенно на верхних звуках диапазона конкретного ребенка, что проявляется в чрезмерно напряженном форсированном голосе.

    Фальцет (головной регистр) – Звуки этого регистра высокие, лишены объёмности и с приглушенном тембром звука. Характерный узкий динамический диапазон (в использовании нюансов), но довольно широким за счет использования более высоких звуков

    Смешанный регистр - плавный переход от грудного звука к высокому называется смешанным регистром. Этот, казалось бы, единый регистр голоса, на самом деле состоит из двух регистров: смешанного, приглушенного нижнего, а также обогащенного тембром и развитого по силе верхнего. При микстовом звукообразовании задействованы оба механизма производства звука: грудной и фальцет; также одновременно работают грудной и головной резонаторы. В то же время у голоса нет переходной секции [21].

    В грудном регистре мужского голоса, занимающем около 1,5 октавы его диапазона, плотное смыкание напряженных голосовых складок позволяет использовать сильное подключичное давление, что позволяет извлекать мощные и богатые тембром звуки, вызывающие отчетливое ощущение вибрации грудной клетки (отсюда и название этого регистра). Однако работа в этом режиме возможна только до отметки перехода (порог перехода). Если вы хотите петь более высокими звуками, голос, из-за резкого изменения механизма формирования голоса, превращается в фальцет. В то же время голосовые складки расслабляются и растягиваются, вибрируют только по краям. Фальцет беден тембром, не достигает большой силы, ощущается только в голове. Обладая голосом фальцетом, певец может петь целый ряд высоких звуков [7].

    Вплоть до 2-й четверти XIX века певцы-мужчины использовали в пении естественные грудные и фальцетные регистры, сглаживая переход между ними. Позже они начали использовать технику сокрытия, которая дала им возможность найти регистр микса и найти полномасштабный звук во всем двух октавном диапазоне. Под миксом, или смешанным регистром, понимается речевой регистр, в котором отчетливо проявляются как грудные, так и головные резонансы [17]. В редких случаях строение гортани у мужчин таково, что грудной механизм легко превращается в смешанный, и весь голос получает равномерное звучание.

    В женском голосе есть три регистра – грудной, средний (центральный, средний) и головной. У женщин голосовые складки короче, что создает предпосылки для их смешанной работы в среде. Переход к более низким звукам, когда голос должен быть насыщен грудным звуком, требует более плотного закрытия складок. Как правило, при переходе в верхнюю часть диапазона у женщин не формируется чистый фальцет, и работа складок остается смешанной.

    Возможности естественного регистра используются по-разному в разных манерах профессионального пения. Народная манера пения характеризуется распространением работы грудного механизма (грудного резонирования) на центральную часть диапазона. Академическая манера пения требует ровности двухоктавного диапазона с сохранением как грудных, так и головных резонансов в голосе [4].

    В разных типах голосов резонансы грудной клетки и головы не одинаковы. Низкие, драматические голоса более полно используют резонирование грудной клетки, в то время как легкие и высокие голоса используют резонирование головы. Естественные границы регистров и расположение переходной ноты (переходный рожок) играют определенную роль в определении типа голоса.

    Регистр певческого голоса относится к ряду равномерно звучащих звуков, издаваемых одним физиологическим механизмом. Как показали научные исследования, грудное и фальцет звучание голоса зависит от характера работы голосовых складок. Даже М. Гарсия, впервые заглянувший в гортань певца во время пения через изобретенное им гортанное зеркало, увидел эту разницу. В грудном регистре они полностью закрывались по всей длине, и в колебаниях также участвовали черпаловидные хрящи, а в регистре фальцета черпаловидные хрящи плотно прижимались друг к другу, и между краями голосовых складок образовывался веретенообразный зазор. Более ста лет назад была выяснена причина грудного и фальцетного звучания голоса.

    Таким образом, при пении в грудном регистре отчетливо ощущаются вибрации в области груди, но этот факт вовсе не означает, что низкие насыщенные звуки, которые называются «грудным голосом», создаются каким-то грудным резонатором. Они создаются с помощью специального механизма звукового притяжения, который в классической интерпретации можно прочесть: «... плотное смыкание напряженных голосовых складок позволяет использовать сильное подкладочное давление, что позволяет извлекать мощные и богатые тембром звуки, вызывающие отчетливое ощущение вибрации грудной клетки (отсюда и название этого регистра)» [14].

    В современной вокальной науке вместо понятия «грудной механизм» используется упрощенная нумерация. Таким образом, тип смыкания голосовых складок, соответствующий «грудному механизму», называется M1 (или «толстые связки»). Существует также механизм M0, соответствующий состоянию замыкания, который дает непериодические колебания [23].

    Звуки «головного» регистра - аналогично, создаются вовсе не «хорошим резонатором», это тоже определенный механизм закрытия голосовых складок и их состояние во время этого закрытия. Классическая интерпретация называет этот тип работы голосовых складок механизмом фальцета, но современные исследования показали, что звуки в высоком регистре голоса не всегда имеют характер фальцета. Это зависит от того, какое давление воздуха использует певец и как он может контролировать объем воздуха, используемого в вокале. Растянутые голосовые складки, закрывающие их края, в современном вокале называются «механизмом М2» («тонкие» связки). Однако, в зависимости от количества воздуха, «тонкое» состояние закрытия может измениться на «жесткое», в точности соответствующее понятию фальцета.

    Аналогично, если вы поете звуки низкого регистра тихо, «осторожно», «вкрадчиво», то в этом случае состояние смыкания связок будет не «грудным» (толстым), а «тонким» или «жестким» (если звук с большой долей воздушных шумов).

    Звуки низкого регистра, исполняемые с «дыханием», большой долей воздуха, хрипотцой, называются подтоном. То есть в области, которую обычно называют грудным регистром, может быть несколько типов производства звука - расслабленные связки, толстые и жесткие. На сайте «головной» регистр – два, тонкий или жесткий. Таким образом, существует гораздо больше «идентичных способов звукообразования», чем предполагает классическая вокальная интерпретация.

    В «смешанном регистре» или миксе непосредственным механизмом формирования голоса является M2, а состояние смыкания голосовых складок является тонким. Это также было выяснено исследованиями с использованием различных техник, стилей и манер, которыми так богат современный вокал сегодня. Так, например, выяснилось, что «отчетливое проявление грудного резонирования» вовсе не связано с существованием какого-то особого, другого механизма создания звука. Этот эффект проявляется в случае успешной реализации певцом модификации резонансных полостей [25].

    Таким образом, у всех людей голос имеет регистровое строение, которое отличается по принципу извлечения звука. Регистр голоса – это целый ряд звуков, который тот или иной человек может воспроизвести одним и тем же способом, с одинаковым тембром. У неопытных вокалистов регистры голоса не связаны между собой, тогда как профессионалы знают, как осуществить процесс соединения регистров.

    Регистр певческого голоса относится к ряду равномерно звучащих звуков, издаваемых одним физиологическим механизмом. Мужской голос имеет два основных регистра (грудной и фальцет) и один переходный. Женский голос имеет три регистра (грудной, центральный и головной) и, соответственно, два перехода [6].

    Если пение в грудном регистре характеризуется сочностью, красочностью, динамичностью, то пение в головном регистре имеет скорее инструментальный, несколько бестембровый колорит. Существенную роль в этом играет использование резонаторов [18].

    Известно, что у мужчин голос ниже переходных нот звучит мощно. Это красивый, полный, певческий тембр, голос гибко поддается нюансам и, по субъективному ощущению певца, «отзвучивает» в его груди. От этого «грудного отзвучивания» и произошло название описываемого регистра - грудной регистр. Если вы приложите руку к груди, когда поете в грудном регистре, вы почувствуете дрожь в груди. Таким образом, это название полностью соответствует реально наблюдаемому явлению. Переходные ноты, субъективно неудобные, обычно могут быть взяты как в грудном, так и в фальцет-регистрах.

    Выше переходных нот начинается регистр фальцета, который звучит очень слабо у неподготовленного певца, имеет специфический «производственный», «флажолетный» характер, беден тембром и очень ограничен в своих динамических возможностях. Само слово «фальцет» означает «фальшивый голос». Его русский синоним - фистула. Поскольку голова «звучит» во время фонетической вокализации, такой регистр также называется «головой». Каждый мужчина на нотах, близких к переходным, может воспроизвести грудное и фальцет звучание голоса, то есть он может свободно изменять механизм голосового аппарата. В то же время в горле отчетливо ощущается различная работа голосовых складок в разных областях [6].

    Чтобы голос звучал ровно, необходимо построить его принципиально по-другому - сделать его «смешанным». Надо сказать, что в певческой практике слово «микст» часто означает недостаточно качественный певческий звук, не полноценный певческий голос, а подобие оперного фальцета. Есть выражение: «Он берет верхние ноты не голосом, а микстом». Это понимается как низший, легкий звук вершин, близкий к фальцету. Действительно, микс имеет такой характер звучания, но он также может звучать довольно насыщенно. Весь вопрос в том, как смешивается голос. Легкий звук, который у многих людей ассоциируется с идеей микста, является лишь одним из видов, в котором преобладает фальцетный характер работы голосовых складок.

    Микст — это не облегченное образование верхнего регистра, а принцип построения всего ассортимента. При правильном построении микста голос не имеет переходных звуков (менять нечего, так как оба механизма голосовых складок всегда присутствуют) и естественным образом развивается в смысле диапазона. Для большинства певцов, у которых наблюдается резкий переход от грудного к фальцету, достижение ровного и полного диапазона является большой, если не самой большой, трудностью в технической обработке голоса. Случаи естественно сформированного смешанного звука на практике редки [16].

    Женский голос организован по регистру иначе, чем мужской. В первую очередь это связано с анатомо-физиологическими свойствами женской гортани. Грудной регистр, который у мужчин занимает почти полторы октавы, у женских голосов доступен только при самых низких звуках диапазона, охватывая примерно пятую часть в низких голосах и треть в высоких. Над грудным регистром, после переходных нот, находится так называемый центральный участок диапазона, простирающийся на октаву, а иногда и больше; выше в женских голосах головной регистр отмечен до верхних предельных нот. В высоких сопрано предельные верхние звуки приобретают характер флажолета. Таким образом, как уже было сказано, в женском голосе различаются три регистра и два перехода. Центр занимает основную часть диапазона, грудной регистр ниже, а головной регистр выше.

    Следует отметить, что индивидуальные особенности гортани и конституции играют существенную роль в регистровой структуре голоса. Ноты перехода могут сильно различаться по высоте тона. Но самое замечательное — это непостоянство перехода к верхним звукам. Если переход от центра диапазона вниз всегда достаточно выражен, то переход от центра к головному регистру существует не для всех голосов.

    Принципиальным отличием в регистровой структуре женского голоса по сравнению с мужским является наличие центральной части диапазона, которая имеет естественно смешанный звук, в то время как у мужчин смешивание почти всегда искусственно достигается путем покрытия. Строение гортани и голосовых складок позволяет выдавать чисто грудной тип колебаний на низких звуках, но не позволяет переключаться на фальцет. Вместо фальцета голос естественным образом смешивается, образуя центр женского голоса. Головное звучание верхнего регистра женских голосов также следует рассматривать как смешанное с преобладанием вибраций голосовых складок типа фальцета. Относительно чистый звук фальцета женских голосов обычно проявляется только на верхних звуках флажолета.

    Естественно, смешанный центр диапазона женских голосов значительно облегчает задачу выравнивания голоса и не требует специальных приемов при переходе на верхние ноты. Достаточно использовать округление, создание большей полости в глотке, чтобы достичь желаемого импеданса и уменьшить максимальное усилие, связанное с пением на верхнем пределе диапазона.

    Возможно, эти особенности регистровой структуры женского голоса в определенной степени определяют положение о том, что певческие голоса у женщин, в целом, встречаются гораздо чаще, чем у мужчин. Отсутствие радикальной перестройки голосового аппарата в переходном возрасте также способствует выявлению и развитию вокальных данных у женщин. Навыки, приобретенные во время детского пения, также сохраняются во взрослом голосе, поэтому технические возможности женских голосов также относительно выше.

    В процессе обучения голосовые складки скрыты от наших глаз. Поэтому мы судим о том, как они работают, по характеру звучания голоса. С головным звуком мы говорим о грудном регистре, с грудным - о грудном регистре и со смешанным звуком (грудным и головным) - о смешанном (смешанном) регистре [4]. Первые два регистра называются естественными, так как они встречаются у неподготовленных певцов. Смешанный регистр считается производным от естественных регистров, но он естественным образом присутствует в женских и детских голосах. В процессе обучения этот реестр также создается для мужчин. В вокальной и педагогической практике регистром обычно называют серию последовательных звуков в диапазоне певца, характеризующихся однородной природой звука с точки зрения резонации и тембра.

    В грудном регистре вокализация происходит в основном за счет активного сокращения голосовых мышц, напряжение голосовых связок незначительно. При смешанном регистре активны обе группы мышц. При головном регистре напряжение голосовых мышц уменьшается, но их напряжение возрастает, а при фальцете, как крайнем типе головного регистра, голосовые мышцы пассивны, работают только внешние мышцы гортани, и формирование голоса происходит за счет напряжения голосовых складок.

    В грудном регистре голосовые складки колеблются всей своей массой, что приводит к звуку, богатому обертонами. Но могут появиться сильно диссонирующие обертоны, которые придают звуку резкие обертоны. Грудной регистр по сравнению с головным регистром характеризуется большей прочностью, но меньшим «полетом». При смешанном регистре мышцы самих голосовых складок и мышцы, которые их тянут, активно участвуют в формировании голоса. Поэтому облегчается работа голосовых мышц, сохраняется богатство обертонов и сила звука. Использование резонирующих грудной клетки и головы придает звуку полноту и красоту.

    Необходимо особо сосредоточиться на головном регистре мужских голосов, называемом фальцетом. Фальцет (в переводе с итальянского) - фальшивка. К нему прибегают неподготовленные певцы-мужчины, переключаясь в верхней части диапазона на головной звук (например, тенор). Фальцет очень распространен в хорах тирольских народных песен. Он также может быть использован как средство художественного самовыражения.

    При пении фальцетом, в отличие от других видов голосообразования, наблюдается наименьшее сближение голосовых складок во время фонации, между ними отчетливо виден веретенообразный зазор. Голосовые складки кажутся слегка растянутыми, колеблются только по узким внутренним краям. Из-за большой утечки дыхания, небольшого подкладочного давления, небольшой амплитуды вибрации голосовых складок, сила звука в фальцете невелика, резонация чисто головная. Из-за пассивности голосовых мышц голос беден обертонами.

    Таким образом, регистровая структура мужского и женского голосов различна. У мужчин есть грудной и фальцетный регистры, а у женщин - грудной, средний и головной регистры. У каждого регистра есть свои особенности, которые каждый человек должен знать и уметь применять на практике.

    Выводы по первой главе

    Количество регистров или громкость звука зависят от диапазона голоса. У всех у мужчин и женщин она разная, так как связана с голосовыми складками и их особенностями. Регистр зависит от частоты вибрации голосовых складок, это и определяет его высоту.

    Пение в грудном регистре характеризуется сочностью, объёмностью, красочностью, динамичностью, то пение в головном регистре, несколько лишенное тембрового колорита, похожее на инструментальное, тонкое, прозрачное. Использование резонаторов играет важную роль в этом процессе, так как звучание на прямую зависит от резонаторов.

      1   2   3


    написать администратору сайта