Главная страница

соц актив. Курсовая работа по дисциплине педагогика(теории и технологии обучения и воспитания)


Скачать 0.57 Mb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине педагогика(теории и технологии обучения и воспитания)
Дата22.06.2021
Размер0.57 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файласоц актив.docx
ТипКурсовая
#220357
страница3 из 5
1   2   3   4   5

1.2 Сущность социализации личности подростка в условиях детского общественного объединения



Изменившиеся социальные условия в стране потребовали пересмотра отношения общества к детям, к созданию условий для их развития. Это открыло возможность для возрождения детского движения, которое сегодня характеризуется многообразием, разнотипностью, разнонаправленностью. Детское общественное объединение является одной из форм участия подростков в жизни общества, что вызвало необходимость нахождения нового подхода к организации процесса социализации личности современного подростка в условиях детского общественного объединения. Историческое время, как сущностная переменная, все больше сказывается на процессе социализации и его результатах.

Нестабильность обстановки порождает нравственные недуги подрастающего поколения, которые принимают угрожающие размеры для них самих, их будущих детей, человечества в целом. Современная эпоха таит в себе огромную опасность ранней деградации личности, но в то же время предоставляет невиданные возможности для полноценного развития растущей личности, что позволяет расширить рамки современной педагогической науки и по-новому подойти к вопросу социализации личности. Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, с помощью которых формируется социальная природа человека, его способность участвовать в жизни общества. От того, насколько современная культура поможет развиваться подрастающему поколению, таким и будет путь обновления жизни, выхода из современного кризиса, а также путь совершенствования человека и человечества. Новому обществу нужна новая личность – активная, готовая к самореализации. Для осуществления этой цели необходимо сделать процесс социализации более эффективным. Одним из факторов, реализующим данные установки и помогающим более эффективно выстраивать процесс социализации личности, реализующим задачу вхождения личности в социальную среду, является детское общественное объединение. По своей природе детское общественное объединение ориентировано на развитие и регулирование социальной активности подростков, их стремление к признанию своей роли обществом, решение социальных и личностных проблем.

Педагогической задачей детского общественного объединения является создание условий для развития личности в совместной социально-ориентированной деятельности. Это в определенной мере обеспечивает реализацию процесса социализации личности. Рассмотрим состояние проблемы социализации в условиях детского общественного объединения. Для этого мы должны обратиться к самому понятию «социализация». В настоящее время термин «социализация» приобрел энциклопедический смысл, но содержание обозначаемого им понятия находится и сейчас в такой стадии разработки, когда обозначенная его интерпритация все еще затруднительна.

Причина заключается в многогранности изучаемого явления. Сущность, структура, продолжительность процесса социализации – все эти вопросы остаются предметом спора между различными направлениями в философии, социологии, психологии, педагогике. Перейдем к полиаспектному анализу понятия «социализация» в рамках различных наук. Философский аспект. Обратимся к философским положениям о категории «социализация». Социализация не является отдельно обозначенной философской проблемой. Одной из основных проблем философии является проблема отношения «человек – мир», которая решается в рамках антропологической тенденции философии. Рассматривая данное направление, мы можем выделить пути решения проблемы социализации. Для нас являлось важным определить, как философы рассматривали зависимость сущности человека от социальных факторов. Обозначим позиции философов по решению этого вопроса. Первые идеи о путях социального становления личности возникают в греческой философии. Общество и индивид рассматриваются как единая система, которая определяет человека как существо общественное [9].

Для античных философов формирование общественности человека – это прежде всего готовность его к выполнению социальных функций [8]. Просветители XVIII века утверждали, что человек социален. Они обратили внимание на детерминацию индивидуального развития социальными условиями. Д. Дидро отмечал: «…природа и строение человека таковы, что вне общества он не мог бы сохранить свою жизнь, ни развить и улучшить свои способности и таланты, ни добыть себе подлинное и прочное счастье» [5].

«Не природа, – по мнению П. Гольбаха, – создает дурных людей, а наши учреждения заставляют их быть такими. Ребенок, воспитанный среди разбойников, может стать злодеем, если бы он был воспитан среди добродетельных людей, то сам бы стал добродетельным человеком» [3].

Ж.Ж. Руссо сделал вывод о том, что человеческие пороки и страдания порождаются средой, плохим воспитанием, неразумным общественным устройством. В немецкой классической философии выделялся аспект социального становления личности, в частности вопрос воспитания. Главная задача научного знания, по Э. Канту, помочь индивиду стать не просто знающим и воспитанным, а человеком – членом социума. Социальное становление есть направленный процесс осознания человеком интересов общества [5].

По мнению Гегеля, у человека две стороны – единичность и всеобщая сущность. В связи с этим его долг перед собой заключается частью в физическом сохранении себя, частью в том, чтобы поднять свое отдельное существо до своей всеобщей природы – образовать себя» [3].

Цель работы педагога (ведь от рождения человек не бывает тем, кем он должен быть) заключается в том, чтобы показать человеку, как природному существу, путь, следуя которому он снова рождается: его первая природа превращается во вторую, духовную природу» [7].

Л. Фейербах понимает сущность человека как определяемую социальными связями: «Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся на реальность различия между я и ты» [1].

Именно в сфере межчеловеческого общения и осуществляется, по Л.Фейербаху, самореализация человека. В ходе этого общения и совместной деятельности происходит процесс социализации. В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса подчеркивается, что важным условием социального становления личности является включение индивида в социальное целое – в общественную систему. С этих позиций стало возможно увидеть социальное развитие индивида как взаимодействие личности и общества, как двусторонний процесс. Главным механизмом развития личности теоретики диалектического материализма определяли практику. Именно в ходе практической деятельности человек изменяет действительность и самого себя. Личность – продукт самосозидания. Большой вклад в совершенствование теории социального становления индивида внесли русские философы. В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов в своих произведениях говорят о том, что человек и мир взаимодействуют друг с другом. В.Г. Белинский писал: «Создавши человека, природа cовершила дела своего творчества и перестала быть творящею, приготовивши в человеке личность в возможности, природа предоставила дальнейшее развитие этой личности уже другой, более высшей, более духовной сфере жизни: отселе человек должен был развиваться через сообщество с подобными себе» [7].

Изучение исследований по проблеме в истории философской мысли позволяет сделать следующие выводы: проявлялся интерес философов к проблеме социализации; развитие личности обусловлено социальными факторами; процесс социализации личности происходит через взаимодействие с другими людьми; результат процесса социализации зависит от целенаправленного влияния на развитие личности. Дальнейшее философское решение проблемы социализации осуществлялось в рамках школ «философской антропологии» и марксистской философии. Представители первой стоят на позиции дуалистической сущности человека, отделяя зависимость ее от социальных факторов. Так, американский ученый Л. Уайт признает, что природа человека и его поведение в значительной мере определяются культурными факторами. «То, что принимают за человеческую природу является вовсе не природным, а культурным». Однако Л. Уайт разделяет культуру и человека, культура оказывается самостоятельным явлением, человек ее не творит и не контролирует, а только воспринимает. «Человеческое поведение лишь реакция организма на этот поток культуры» [5, с. 27].

Согласно американскому антропологу Л. Тайгеру, социально-культурная уникальность каждого человека имеет биологическую почву: «если люди уникальны в культурном отношении – то это свойство их биологической природы» [5, с. 28]. В 80-е годы в зарубежной философии появляются теории, возрождающие кантовские идеи о наличии априорных компонентов внутреннего мира личности. Социализация представляется как проявление «заложенной в генетической программе индивида информации». «В ребенке, – пишет А. Суливан, – когда он родился на свет уже дремлет сознание всего испытанного человечеством. Это словно фотографические негативы, пока речь не проявит их и не вызовет наружу сокровенные унаследованные картины» [2, с. 456]. Таким образом, зарубежная философия в рамках школы «философской антропологии» стремится определить сущность социализации, рассматривая ее вне связи с социальной средой. Методологической основой исследования сущности социализации отечественной философии является научная концепция соотношения биологического и социального в человеке.

В существующей литературе исследования В.В. Орлова позволяют выявить три позиции в объяснении сущности человека [7].

1. Концепция чисто социальной сущности человека. Согласно этой концепции, возникновение социального приводит к полному подавлению биологического (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов).

2. Концепция дуалистической природы человека. Биологическая сущность человека рассматривается как внутренняя, присущая самому человеку, а социальная – как внешняя, существующая вне человека (П.И. Царегородов). К.А. Абульханова-Славская, критикуя данную позицию, указывает на стремление представить сущность человека как нечто надындивидуальное [1, с. 43].

3. Концепция интегральной природы человека (на основе марксистской антропологии). Данная концепция признает, что природно-биологические основы человека определяют многие стороны его жизнедеятельности. Однако их характеристикой нельзя ограничиваться при раскрытии сущности человека. Специфика заключается в общественно-практической деятельностной сущности человека. По мнению Н.П. Дубинина, «биологические возможности являются фоном, на котором развертывается процесс становления человека как участника социально-исторического процесса» [5, с. 11].

С.С. Батенин указывает, что социальное не адаптируется к биологическому, а происходит перестройка ранее существовавшего, в результате которой содержание биологического достигает высокого функционального уровня, что было бы невозможно на основе только природных процессов. C.C.Батенин заключает, что социальная сущность человека содержит в себе в подчиненном виде свою биологическую основу [11, с. 117].

Значительной для нашего исследования является точка зрения Б.Д. Парыгина, который под социализацией понимает весь многообразный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее «социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д., активное переустройство окружающего мира, изменение и качественное преобразование самого человека» [4, с. 165].

Б.Д. Парыгин считает, что все то, что характеризует процесс формирования личности, – обогащение знаний, жизненного опыта, изменение ценностных ориентаций – все это входит в процесс социализации индивида, но не исчерпывает его. Как видно из определения, автор соотносит процесс социализации со всем ходом исторического развития человека. Процесс социализации повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития. Процесс социализации означает развитие человека как в онтогенетическом, так и филогенетическом плане. Важен выделенный ученым филогенетический аспект процесса социализации. Это подчеркивает особую роль социализации в развитии подрастающего поколения, так как каков будет характер социализации, таковы будут и ценности молодых людей, социальные отношения и характер общества в целом. Философ В.В. Москаленко определяет в своем исследовании основы взаимодействия личности и общества. Она характеризует социализацию как двусторонний процесс взаимодействия индивида и общества, предполагающий не только усвоение социального опыта, т.е. репродуктивную деятельность, но и продуктивную, т.е. собственно творческую [88].Значительный интерес в изучаемом нами аспекте представляет описание ученой активной позиции личности в процессе социализации. Изучение научных философских исследований по проблеме социализации позволяет нам сделать следующие выводы: разнообразие подходов к проблеме социализации говорит о том, что возрастает интерес философов к данной проблеме; доминирующей является позиция социальной обусловленности процесса развития личности; процесс социализации означает развитие личности в филогенетическом и онтогенетическом плане, что определяет роль процесса социализации в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом; процесс социализации предполагает активное взаимодействие личности и общества.

Все вышеизложенные подходы зарубежных и отечественных исследователей должны изучаться при анализе философского уровня процесса социализации. Подводя итог проанализированному научному материалу, отметим, что категория социализации в философии обладает познавательным и смысловым значением, указывая на зависимость развития личности от социальных факторов.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта