Главная страница

Испр. Бойко. Курсовая работа по дисциплине Технология и организация туроператорской деятельности


Скачать 1.05 Mb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине Технология и организация туроператорской деятельности
Дата13.05.2023
Размер1.05 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИспр. Бойко.docx
ТипКурсовая
#1127174
страница3 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

1.2 Национальные традиции и культура как фактор развития

территории


Особенности национального характера любой этнической общности по своей природе социальны. «Своеобразие условий жизни каждого народа, - как справедливо отмечает Н. Джандильдин, - специфика окружающих его на протяжении всего периода существования явлений вырабатывает у него определённый оттенок в способе восприятия мира, в образе мышления, т. е. то, что даёт ему возможность подмечать и обнаруживать черты, скрытые для других народов» [6].

В современном глобализирующемся мире происходят значительные изменения в социокультурной сфере, которые не могут не влиять на национальные культуры, в том числе и японскую, главная особенность которой заключается в том, что в ней гармонично соединились традиции Востока и новации Запада.

На протяжении всей истории Япония попадала под влияние континентальной, в частности, китайской, культуры, охватывавшей многие сферы жизни японского общества. В то же время длительные периоды изоляции способствовали усвоению и осмыслению заимствованного, трансформации его на собственный лад и дальнейшему усовершенствованию.

Таким образом, Японии удалось создать уникальную культурную традицию, где чётко прослеживается взаимосвязь прошлого и настоящего. Свидетельством актуальности поднимаемых вопросов является обилие публикаций в рамках научных дисциплин, представляющих различные области знания.

Японский традиционализм - явление особого рода. Традиционализм проник в поведение и помыслы японской нации, став важнейшей чертой её характера. Сложившиеся в японском обществе традиции особенно ярко выражают идею преемственности в общественной жизни, закрепляя национальные, культурные и бытовые элементы. Для японцев характерно бережное отношение к культурному наследию прошлого, поэтому даже в настоящее время классический театр, чайные церемонии и искусство икебаны в Японии неизменно пользуются популярностью. В динамичном обществе XXI века японцы ищут опору в постоянстве и находят его в традиционных формах искусства.

Отношение японцев к континентальной культуре исторически не характеризовалось ни отталкиванием, ни слепым преклонением. Зачастую оно приобретало характер диалога, который со временем стал внутренним принципом японской культуры. Заимствованные элементы иноземной культуры творчески перерабатывались и постепенно становились органической частью японской традиции.

Японцы перенимали у других то, что представляло для них интерес на конкретном этапе их исторического развития. Каждый элемент чужой культуры осваивался таким образом, чтобы можно было адаптировать его к японским условиям [24].

Так, несмотря на то что Япония подверглась влиянию вестернизации, пик которой пришёлся на годы американской военной оккупации (1945-1952 гг.), японская культура сохранила национальное своеобразие в форме национальной идеи. Таким образом, западное влияние изменило лицо Японии, но не смогло проникнуть в души японцев.

В современной Японии с большим вниманием относятся к традициям, к далёкому прошлому, к памятникам старины. Нормы поведения и формы культуры, унаследованные от предыдущих поколений, японцы усиленно пытаются сохранить, проявляя бережное отношение к сложившемуся укладу жизни как к культурному наследию. О живучести традиций как в политическом мышлении, так и социальном поведении японцев свидетельствует нынешняя обстановка в стране.

В частности, неизменно важным для японца остаётся чувство принадлежности к определённой социальной группе (семья, студенческая группа, рабочий коллектив), и ответственности перед ней.

С самого детства японцам прививается мысль о приоритете интересов группы над личными интересами, поскольку справиться с превратностями судьбы вне группы не удастся.

При этом структура социальных групп, начиная с семьи и заканчивая рабочим коллективом, базируется на преданности и покорности воле старших, что в представлении японцев является важнейшей моральной обязанностью человека.

Отдельно следует отметить такое сугубо японское понятие, как долг чести (гири). Гири - это некая моральная необходимость, заставляющая человека порой делать что-то против собственного желания или вопреки собственной выгоде. Гири - это долг чести, основанный не на абстрактных понятиях добра и зла, а на строго предписанном регламенте человеческих отношений, требующем подобающих поступков в определённых обстоятельствах.

Именно несколько избыточное чувство долга, традиционная дисциплинированность и терпение являются основой знаменитого японского трудоголизма. Наём на работу в Японии, как правило, пожизненный, а зарплату принято повышать по мере выслуги лет. Дважды в год, в июне и декабре, японцам выплачиваются премиальные в размере двух месячных зарплат. Разумеется, в обмен на все эти блага японские фирмы рассчитывают на лояльность и самоотдачу сотрудников. Отсюда и постоянная сверхурочная работа, и нелюбовь к долгим отпускам и больничным листам.

Работа допоздна в Японии является едва ли не национальной традицией. Уйти с работы вовремя считается дурным тоном. Более того, японцы исторически не знали регулярных отпусков. Модернизация не изменила традиционных представлений. Несмотря на то, что с 2000 года среднестатистический оплачиваемый отпуск в Японии составляет 18 дней, отдых даже 8-9 дней ежегодно позволяют себе меньше половины японских наёмных служащих. Однако подобная самоотдача хоть и оказывает положительное воздействие на экономику страны, тем не менее, наносит ущерб физическому и духовному здоровью нации. Так, довольно распространённым явлением в Японии является смерть от хронического перенапряжения.

Как показывают опросы общественного мнения, самое большое напряжение на рабочем месте у японцев вызывает чувство моральной ответственности перед фирмой. Больше всего служащие боятся совершить ошибку, которая повлечёт за собой моральный или материальный ущерб для компании [23].

Коллективное мышление - это особенность японского менталитета. Как и много лет назад, стать членом действующей группы для японца - значит прикоснуться к вечности и оставить в ней свой след. А самая близкая человеку группа - это, конечно же, семья. Поэтому прочный семейный уклад для японцев очень важен.

Роль и место семьи в японском обществе во многом определяются особым отношением японцев к фактору времени, которое выражено в пословице «в постоянстве - сила». Только то, что длительно во времени, является по-настоящему сильным, жизнеспособным и достойным уважения. Главный смысл человеческой жизни японцы видят в том, чтобы продолжить дело, начатое предшественниками. Если удастся его развить и поднять на более высокий уровень - хорошо, но главное - не уронить.

Традиции, несомненно, до сих пор играют важную роль в японской семье и оказывают сильное влияние на жизнь каждого современного японца. Однако с приростом молодого поколения некоторые изменения в японском обществе всё же происходят, и наиболее явно они прослеживаются именно в японской семье. «Японские экономисты озабочены тем, что страна теряет свое главное преимущество, рабочие нового поколения уже не хотят трудиться как прежде, японские женщины отказываются рожать, стремясь превратить жизнь в удовольствие по западным образцам» [32].

Особое внимание следует уделить японскому этикету общения. Любой иностранец, попадая в Японию, сразу обращает внимание на то, что отношения между людьми значительно отличаются от того, что можно видеть в других странах. Общение между людьми в какой-то мере формализовано в любом обществе, однако в Японии степень формализации чрезмерно высока. Общаясь между собой, японцы видят в партнёре прежде всего не личность, а представителя группы, имеющего в ней определённый статус. Опираясь на эту информацию, выбирается правильный тон и манера поведения.

В условиях формализованного публичного общения японцы чувствуют себя комфортно и уверенно. На любую ситуацию, которая потенциально может сложиться, у них есть заранее заготовленная речевая фигура или стереотипная модель поведения. Владеть искусством такого общения должен каждый взрослый человек. Данный традиционный этикет общения сложился ещё в эпоху Токугава и действует до сих пор.

Любовь японцев к алгоритмам, к стандартизации и унификации всех элементов, составляющих окружающий мир, отчасти можно объяснить стремлением к совершенству, которое иногда называют японским перфекционизмом. Это тоже является своеобразным проявлением приверженности к традициям и глубокого почтения к прецеденту. Японцы твёрдо убеждены в том, что опробованное и проверенное временем имеет приоритетную ценность. А если опробован целый алгоритм действий, то он становится просто незаменимым. Эта особенность мировосприятия стала важной составляющей национального японского характера.

Ввиду изолированного географического положения, климатических особенностей и частых природных катаклизмов, неотъемлемой частью национальной традиции Японии стало умение восхищаться сиюминутной красотой природы. Так, японцы до сих пор чтят традицию любования цветами (Ханами).

Всеволод Овчинников в своей книге «Ветка сакуры» отмечает, что в период цветения сакуры японцы на миг останавливаются, замирают, чтобы насладиться этим потрясающим по красоте зрелищем. В эти дни в парки и скверы приходит множество желающих провести небольшой пикник под цветущими деревьями [18].

Чувство прекрасного в Японии культивировалось на протяжении столетий, превратившись в итоге в настоящий культ поклонения красоте, широко распространившийся среди всех слоёв населения, и передающийся от поколения к поколению. По мнению японцев, присущее им чувство красоты - это их национальное достояние, которым иностранцы могут только восхищаться. Можно сказать, что именно эстетика определяет жизненную философию японцев.

Как утверждал японский писатель Тэцудзо Таникава, «эстетическое чувство - это основа японского национального характера, именно та кардинальная черта, вокруг которой группируются все остальные» [27].

Таким образом, проведённый анализ даёт нам возможность сделать следующие выводы:

- традиционализм в Японии представляет собой явление особого рода. Он проник в поведение и помыслы японской нации, став важнейшей чертой её характера;

- отношение японцев к другим культурам не характеризуется ни отталкиванием, ни слепым преклонением, и носит скорее характер диалога, что является внутренним принципом японской культуры;

- даже в условиях глобализации японцы стремятся сохранить нормы поведения и формы культуры, унаследованные от предыдущих поколений;

- в японском национальном характере можно выделить: общеэтнические черты (сильно развитое эстетическое чувство, любовь к природе, трудолюбие, приверженность традициям, склонность к заимствованиям), черты группового поведения (дисциплинированность, чувство долга, преданность авторитету), обыденно-житейские черты (аккуратность, вежливость, самообладание).

1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта