Главная страница
Навигация по странице:

  • Историческое развитие права

  • ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы

  • Объект исследования

  • Предмет исследования

  • Цели и задачи курсовой работы

  • Методы исследования

  • Историческое развитие права. Гиясов Д. Х. МПИ21-10Д (Матевосова Е. К.) ТГП. Курсовая работа По дисциплине Теории государства и права Историческое развитие права


    Скачать 81.27 Kb.
    НазваниеКурсовая работа По дисциплине Теории государства и права Историческое развитие права
    АнкорИсторическое развитие права
    Дата05.05.2023
    Размер81.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГиясов Д. Х. МПИ21-10Д (Матевосова Е. К.) ТГП.docx
    ТипКурсовая
    #1110264
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5



    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего образования

    «Московский государственный юридический университет имени О.Е.Кутафина (МГЮА)»


    Кафедра теории государства и права


    Курсовая работа

    По дисциплине «Теории государства и права»


    Историческое развитие права


    Гиясов Джанобил Хусейнович

    Обучающийся 10 группы 1 курса

    Международно-правового института

    очной формы обучения


    Научный руководитель:

    к.ю.н., доцент Матевосова Е.К.


    Дата сдачи:_______________________
    Дата рецензирования:______________
    Дата защиты:_____________________
    Оценка:_________________________

    Содержание


    ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА 4

    § 1. Функции социальных норм первобытного общества 4

    § 2. Виды социальных норм первобытного общества 9

    ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВА 20

    ГЛАВА 3. ДИСКУССИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПРАВА 32

    § 1. Причины плюрализма подходов к пониманию происхождения права 32

    § 2. Общая характеристика классических и новых теорий происхождения права. 35

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность темы: Право — это такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организованность и порядок, основанные на социальной свободе, активности, ответственности, и потому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию. Но как возникло право? Этот вопрос уже с давнейших пор интересен всем, кто так или иначе связан с правовой деятельностью. Вопрос о происхождении права является одним из дискуссионным в юридической науке. На тему происхождения написаны множество статьей, диссертаций и монографий, что говорит об актуальности данного вопроса по сей день.

    Объект исследования: концепции происхождения права через призму истории

    Предмет исследования:

    1. функции социальных норм первобытного общества

    2. процесс происхождения и развития права

    3. основные теории происхождение права.

    Цели и задачи курсовой работы:

    1. определить социально-регулятивную функцию норм первобытного общества

    2. изучить основные этапы развития права.

    3. проанализировать основные подходы и теории происхождения права.

    Методы исследования: системно-структурный, описание

    ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

    § 1. Функции социальных норм первобытного общества


    Для того чтобы понять функции и назначение социальных норм первобытного общества, надо сначала разобрать само понятие первобытное общество. Рассмотреть саму структуру первобытного общества, когда и почему возникло общество.

    Под понятием первобытное общество понимается период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Это наиболее длительный период развития человечества. Она начинается с момента появления человечества на Земле (около 5 млн лет до н. э.) и завершается приблизительно 7 тыс. лет назад формированием классового общества и возникновением государственности. Первыми представителями этого периода являются гоминиды, которые появились в промежутке от 10 до 5 млн лет назад. Они происходят от общего с обезьянами предка, но обладали другими характеристиками отличные от обезьян. Их относят к представителям человеческого рода называемый homo habilis – homo erectus т. е человек умелый – человек прямоходящий. Способность прямохождения освободило передние конечности, которыми гоминиды теперь могли защищаться, брать и переносить пищу, позволило забираться на деревья и кусты, которые помогали лучше осмотреть территорию.1

    В период первобытного общества появляются первые упорядоченные формы социальной организации, такие как род и родовая община. В этот период четко выражены коллективизм в производстве и потреблении, а также выделена общая собственность и уравнительное распределение. Все усилия сородичей были направлены на сохранение рода, его выживание и продолжение этого рода. С этим связано как подчинение действий всех членов общины общим интересам рода, так и защита каждого из них всем родом, включая и кровную месть за убийство сородича чужаком. Первобытнообщинный строй делится на три периода: ранний период, средний период и поздний период.

    Ранний период становления первобытного строя или как по другому, называют эпоха праобщины. По современным взглядам в этот период праобщина представляла собой первобытное человеческое стадо, небольшую группу из 20 – 30 человек передвигающиеся из одного места в другое. У ученых разные представления первобытного строя. Одни ученые придерживаются позиции о том, что первобытные люди передвигались и жили стадами, а другие придерживаются противоположной позиции, аргументируя свою позицию способами добычи пищи первобытных людей.2

    В частности, источником пропитания являлось собирательство. Этот способ добычи пищи использовали в районах с благоприятным климатом. В процессе собирательства каждый собирал для себя, очевидно, что стадом много не соберешь. Сам процесс собирательства требует огромные затраты времени, а пищи дает мало. Еще одним способом добычи пищи была охота, которая была способом пропитания для людей, живших в местностях с засушливым климатом. Охота также не требовала огромного количества людей, наоборот большое количество людей приносило вред нежели пользу. Для охоты использовали камни, кости и куски дерева, придавая им формы, позволяющую резать и копать. В основном охотились на крупных животных, таких как бизоны, лошади, пещерные медведи, мамонты, северные олени, быки и шерстистые носороги. Была также мелкая добыча, охотились на лис, зайцев, птиц и рыб. Шкуры, кости и сухожилия животных использовались для изготовления одежды, ловушек и частично для постройки жилища.3

    Картина развития материальной каменной индустрии основывается на археологических находках, что нельзя сказать про духовную жизнь. Здесь ученые основываются на предположениях. Потому что нельзя достоверно сказать про умственные способности членов праобщины, так как сохранились только остатки черепов. Сам процесс накопление полезных знаний в праобщине проходило очень медленно. Одной причиной замедления этого процесса является отсутствие языковой речи.

    Есть много теорий и гипотез на счет появления языковой речи. Одну такую гипотезу сформировал российский ученый Николай Яковлевич Марр. Он обосновывает идею кинетического речи, другими словами идею языка жестов, который возможно предшествовал звуковому языку. Эту теорию поддерживали большинство ученых. Экспериментально было доказано, что обезьяны могут научиться общению с помощью знаков и жестов, символизирующих слова.4

    С развитием языковой речи, духовной и материальной культуры первобытного общества, переходом от раннего периода к среднему периоду первобытнообщинного строя, появлением родовой общины, появлялись социальные нормы. Их появление обусловлено психическими особенностями человеческого разума. Человек с момента своего зарождения на Земле стремится к саморегуляции и упорядочиванию своей жизни. Это особенность человеческого сознания, создавать для себя нормы поведения и наказывать себя за их нарушение. Они необходимы человеку для выживания. Соблюдать эти нормы ему подсказывает его сознание.5

    Впервые оригинальную психологическую теорию выдвинул российский, польский ученый Лев Иосифович Петражицкий. Он исходил из того, что само право коренится в психике человека. Сам Петражицкий не раз называл свою теорию эмоциональной теорией. Источниками права по утверждению теоретика являются эмоции человека. Именно эмоции являясь побудительным элементом психики, толкают человека на совершение действий. Петражицкий выделял два вида эмоций: моральные и правовые. Моральные нормы являются внутренними односторонними нормами, которые связаны с сознанием человека, пониманием своей обязанности или долга. В то время как правовые нормы являются двусторонними нормами и несут предоставительно - обязывающий характер. Правовые нормы выделяют чувства долга или обязанности как правомочия других лиц, и наоборот.6

    Эти моральные и правовые эмоции формировали некий определенный формат поведения, которые способствовали появлению социальных норм в первобытном обществе. И если животное подчинялось только биологическим, то человек в дополнение к биологическим законам научился регулировать свое поведение. Человек придумал общественные регуляторы, которые притеснили биологические законы. Конечно, у первобытных людей право носило примитивный характер, однако оно возникло с человеком. Далее стремление сознания человека к саморегуляции и упорядочиванию способствовало развитию этих норм регуляторов. Одной из основных характеристик любого общества является упорядоченность и организованность его отношений. На обеспечение такой организованности и направлены социальные нормы.

    Если посмотреть с точки зрения функций и назначения, то социальные нормы представляют собой сформировавшуюся в процессе эволюции систему регламентации жизни общества, которая обеспечивает его организацию, формируя определенный социальный порядок.

    Социальные нормы первобытного общества имели две функции. Причиной появления этих функций социальных норм является все так же человеческая психика. Незнание окружающей среды и процессов, протекающих вокруг, привело человека в состояние страха. Отрицательно окрашенная эмоция способствовала появлению недружественного поведения сородичей и соплеменников. Такое поведение обосновано инстинктом самосохранения, которая имеет защитный характер. Ведь страх это аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека.

    Первой функцией социальных норм было освобождение психической энергии от страха перед окружающей миром и направить её на производственную деятельность. Тогдашнее общество не очень понимали процессы окружающего мира. И это незнание порождало отрицательно окрашенные эмоции у людей. Это стало причиной появления обрядов и ритуалов. Ритуалы и магические обряды охватывали все сферы и стороны жизнедеятельности тогдашнего первобытного общества. Их содержание было очень широким и разнообразным. 7

    С течением времени люди перестали верить в ритуалы и обряды. Они начали сомневаться в эффективности таких действий, но даже понимая не большую пользу таких ритуалов и магических обрядов они не спешили отказываться от них. Тут мы опять сталкиваемся с психическими особенностями человеческого мозга. Ритуалы хоть и были бессмысленными, они достигали цели для которой создавались. Их значение и польза в первобытном обществе были достаточно велики. Исполнение ритуалов и обрядов воздействовали на психическое состояние людей и способствовали понижению чувств тревоги и беспокойства. После ритуалов и обрядов, человек мог не думая об опасностях, руководить своими действиями и выполнять актуальные для него задачи. Концентрация внимания позволяло лучше и производительнее решать актуальные проблемы. Это приводило к большей производительность племени в целом. Ритуалы и обряды не только повышали производительность племени, но и повышали уровень сплоченности людей. Во время совместных ритуалов улучшались племенные и родовые отношения между людьми. Такие ритуалы снижали уровень конфликтов между сородичами и соплеменниками.

    В этом и заключается вторая функция социальных норм первобытного общества. Регулирование общественных отношений для снижения конфликтов внутри общества. Установление стабильных внутренних отношений исключали субъективные мотивы и не столь приятные обстоятельства, исходящих от самих соплеменников и сородичей, которые приводили к конфликту между ними. Причиной такого поведения сородичей и соплеменников обосновывается врождённым свойством человека, а точнее инстинктом самосохранения. Это базовая форма поведения, заставляющая организм бессознательно искать способы спасения и защиты. Реализацией инстинкта самосохранения служат страх и боль. Эти чувства принимаются человеческим организмом как ненормальное состояние. Борьба за выживание это неотъемлемая часть первобытного человека. Это является и катализатором общественной эволюции.8

    Все эти ритуалы, магические обряды и некие социальные нормы значительно улучшили жизнь первобытного общества, улучшали условия жизни людей. Социальные нормы, создали такие условия в первобытном обществе, при котором сознательные поступки людей уже не состояли из врожденного поведения и инстинктивных действий. В результате многократного использования этих социальных норм как инструмента для улучшения условий жизни, эти нормы стали чем-то повседневным. Появление социальных норм в первобытном общества, дали человеку возможность с полна удовлетворить свои потребности связав свою жизнь с другими членами общества.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта