Историческое развитие права. Гиясов Д. Х. МПИ21-10Д (Матевосова Е. К.) ТГП. Курсовая работа По дисциплине Теории государства и права Историческое развитие права
Скачать 81.27 Kb.
|
ГЛАВА 3. ДИСКУССИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПРАВА§ 1. Причины плюрализма подходов к пониманию происхождения праваПлюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества и его общесоциальной обстановкой, а также идеологизированностью теории государства и права. Ведь как мы знаем, общество развивается не однозначно, некоторые элементы деградируют, другие, наоборот, развиваются и совершенствуются, появляются новые элементы. Любые события, происходящие в обществе так или иначе воздействуют на развитие права, определяя ее дальнейшее направление развития. В следствии такого развития появляются разные концепции и взгляды понимания права. Эта эволюция взглядов на право, основана изменением ее предмета, расширением способов и приемов познания права, используемых наукой. За счет многообразия методов исследования развития права, появляются новые различные подходы к пониманию права. Это означает, что методы исследования создают некую основу правопонимания.33 Как известно правопонимание имеет как объектный, так и субъектный характер. Субъектом правопонимания всегда является человек. Реакция субъекта на одни и те же субъективные условия может быть не одинаково, потому что воздействия таких условий проходит через его внутренний мир, его моральные ценности и установки. Его правопонимание ограничивается только его жизнью и его правосознанием. Содержимое правопонимания составляют знания субъекта о своих правах и обязанностях, дозволениях, запретах и отношение к ним. Изучение правопонимания может быть отрицательным, искаженным, положительным или неполным в зависимости от уровня культуры субъекта, а также его методами исследования. К объективным условиям, которые влияют на специфику являются экономическая ситуация, политические особенности, влияние господствующей идеологии в обществе и другие. В свою очередь объективные условия влияют на поведение субъекта правопонимания. И следует отметить, что факторы субъективного и объективного характера обуславливают особенности методологии, используемый в процессе научного правосознания.34 Некоторые ученые дают понятию правопонимание абстрактный характер, определяя его как научную категорию, отражающий процесс и результат целенаправленного познания права, его отношение и оценку к этому социальному явлению. А в гносеологии понятие понимается как одна из форм выражения мира связанная с использованием языка, как способ обобщения явлений и предметов.35 Для того чтобы взгляды превратились в некую самостоятельную теорию, нужно чтобы данные взгляды имели собственную систему научных методов и методологий, которые строят логическую последовательность и непротиворечивость выводов. Поэтому различие типов правопонимание следует проводить в первую очередь не по предмету, а по методу, используемую в ходе изучения. Таким образом, наличие специфического метода исследования становится главным критерием для разграничения подходов к пониманию происхождения права. Вернемся к методам и походам понимания происхождения права. Выделяют три основных подхода: нормативный, естественно правовой и социалистический. Суть нормативного подхода заключается в том, что правовые нормы создаются и санкционируются государством. Основоположником данного подхода является Ганс Кельзен, австрийско – немецкий философ и юрист. Он утверждал, что право не должно исходить от нравственных и социальных истоков правовых установлений. В соответствии с позитивистским учением Кельзена, все его сторонники требовали очистить юридическую науку от исследовательских методов, заимствованные из других сфер познания. Государство по мнению Кельзена государство выступает как организация принуждения идентично правопорядку. Его учение не отрицает влияние экономических, исторических, политических и моральные факторов, но старается изучить право в его специфически нормативном значении, а также исключает все идеологические начала в чистом праве.36 Следующим походом к пониманию происхождения права является противоположностью нормативизма. Это естественно правовой подход или же философский. В основу данного подхода положена идея естественных прав человека. Данный поход появился еще в эпохе античности, в работах юристов и философов того времени. В своих работах они раскрывали идею о том, что на ряду с позитивным правом, существует право естественное, присуще всем людям от рождения. Учение об естественном праве получает свое развитие в XVII – XVIII в. в трудах философа Д. Локка, Г. Гроция, Ш. Л. Монтескье А.Н.Радищева и других. Идеи естественного равенства и свободы, справедливости, признание неотчуждаемого характера прав человека выступают главной составной частью права. Естественное право в отличии от позитивного представляет собой существующее право т.е. природное и отражает представления людей об идеалах свободы и справедливости. Естественное право, конечно же, не ограничивается границами государства, действует вне времени и пространства, и распространяется на все народы. Данный подход допускает свое обоснование и с религиозных позиций, смыкаясь с теологической теорией происхождения права. Если естественные права принадлежат человеку от рождения, конечно же они могут иметь и божественное происхождение. Иными словами, не быть дарованными человеку ни обществом, ни государством, но быть дарованными тем самым божественным началом, которое по религиозному мировоззрению сотворило и вообще самого человека Таким образом, теория естественного права, снимала, по существу, проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека определенных прав, как у социального существа37 Далее переходим к социалистическому подходу к пониманию происхождения права. Данный подход можно сравнить с понятием живое право, потому что право, в соответствии с этим подходом, возникает повсеместно в процессе развития общественных отношений. Суть данного подхода состоит в том, что право отражает поведение человека, которое соответствует моральным устоям, зависящим от уровня общественного развития. Сторонники этой концепции утверждают, что право не создается государством, а именно общество определяет содержание и развитие права. Государство в свою очередь закрепляет их, но в то же время право не считается существующим в природе.38 |