Главная страница

Историческое развитие права. Гиясов Д. Х. МПИ21-10Д (Матевосова Е. К.) ТГП. Курсовая работа По дисциплине Теории государства и права Историческое развитие права


Скачать 81.27 Kb.
НазваниеКурсовая работа По дисциплине Теории государства и права Историческое развитие права
АнкорИсторическое развитие права
Дата05.05.2023
Размер81.27 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГиясов Д. Х. МПИ21-10Д (Матевосова Е. К.) ТГП.docx
ТипКурсовая
#1110264
страница2 из 5
1   2   3   4   5

§ 2. Виды социальных норм первобытного общества


Как уже было сказано выше, первобытное общество делится на три периода. Ранний период - это период первобытного человеческого стада. Далее мы переходим к среднему периоду. В этот период впервые появлялись первые упорядоченные формы социальной организации, такие как род и родовая община. Потом род превращается в племя. Появление родовых общин и племен связано с формой организации жизни деятельности первобытных людей. В частности, основой таких форм организации является коллективизм. Сплоченность между людьми, развитие коллективной формы труда и приоритетность группы является основой родовой общины. Все действия индивидов были направлены на сохранение и продолжения рода. С этим периодом связывают появление ранних форм брака и семьи. Даже само понятие род понимается как семья. В определенном смысле союз людей на кровном или предполагаемом родстве. Далее родовые общины объединялись в более крупные объединения, такие как племя или племенные союзы. С развитием родовой общины появляется потребность в более подробном урегулировании значительно усложнившихся отношений внутри племени или рода. Любое нарушения порядка внутри общины и появление конфликтов между отдельными членами ставили под угрозу безопасность и существование всего рода или племени.

Конечно же для урегулирования таких отношений в родовой общине появляются властные институты и органы управления. Политическая власть как таковая в первобытном обществе отсутствовала, но все же какие-то властные институты существовали.

Власть в первобытном обществе имела иерархический характер, так как являлась результатом иерархических законов. Под иерархическими законами понимается борьба индивида за жизнь. Эти законы обосновываются человеческими инстинктивными особенностями, такими как защита территорий, инстинкты собственности или агрессивное поведение. Все эти особенности появились в конкурентной среде, там, где каждое живое существо борется за выживание. Эти законы приводили к иерархической популяции, в том числе и человеческой. При такой популяции власть в первобытном обществе сосредотачивалась у людей с волевыми качествами. Человек подавляя, терроризируя и угнетая психику и волю других усиливает свое положение в обществе. Таким образом волевые качества выстраивали иерархию людей, так называемую иерархическую пирамиду, где каждый знает свое место.9

В некоторых литературных источниках говорится что власть в первобытном обществе принадлежало всем членам общества. От части это так, потому что в отличие от рода где вожаком является отец, в племени сами люди выбирают вожака. В большинстве случаев, вождем выбирали человека с волевыми качествами.

Нельзя сказать, что во всех племенах в равной мере были властные структуры управления. В некоторых племенах были простейшие органы власти, в других были более структурирование. Но если в целом охарактеризовать органы власти первобытного общества, то можно выделить четыре главных органов управления. Это были совет старейшин, совет военных предводителей, совет взрослых членов племени и жрецы.

Во главе каждой семьи или рода был старейшина. Старейшиной выбирали человека с особыми качествами, которые выделяли его среди своих сородичей. Выбор старейшины основывался на возрастном цензе, так как это должен был быть зрелый человек с жизненным опытом, мудростью, умом способным предвидеть какие - либо важные для рода события, а также иметь волевой характер. Вся организация деятельности рода была под руководством старейшины. Он руководил хозяйственной, общественной и идеологической жизнью рода.

Со временем, когда род прорастал в фратрии и племена, появлялись вопросы касающиеся, всех соседствующих семей или родов в племени. Для решения таких важных для жизни племени вопросов, собирали старейшин всех общин. Старейшины собирались в единый совет старейшин. Старейшины решали вопросы достаточно важные для племени. Они регулировали отношения родового характера, которые появлялись между родами или общинами. Решали вопросы хозяйственного введения жизни между общинами, Старейшины также решали гигиенические вопросы, для уменьшения возможности появления эпидемиологической опасности для всего племени. Процесс голосования для разрешения особо важных вопросов затрагивающих жизнь всех племен был своеобразен. Каждый член совета старейшин поочередно брал в руки палку или скипетр и говорил другим свое мнение. Другие в свою очередь внимательно слушали. 10

Еще одной не менее важной задачей для племени или фратрии была защита территорий от чужаков, ну или наоборот, нападение. Проблемы защиты территорий возникали из-за охоты, во время которой жители одного племени вступали в стычки с жителями другого племени. Проблемы защиты территорий и племени решались советом военных предводителей. Совет занимался не только вопросами защиты территорий, а также выработкой тактики введения боя. Предводителями становились люди с особенными физическими качествами, такими как храбрость, ловкостью, смелостью, силой и умением прогнозировать и организовывать нападение или защиту от врагов. С военным предводителем всегда была его дружина вооруженных воинов, состоящая в основном из молодых людей, которая всегда его поддерживала.11

Тут мы переходим к совету взрослых членов племени. Ну или как по- другому называют народное собрание. Суть данного совета заключалась в народовластии, основанная на демократических началах. Если посмотреть с точки зрения власти, то нельзя однозначно сказать, что данное собрание носило народовластный характер, так как в первобытном обществе власть не принадлежала народу, а сосредотачивалась в руках одного или нескольких людей. Народное собрание как орган управления не существовал во многих регионах и не у всех племен, а там, где он существовал, созывался очень редко. Сам процесс собрания крайне жестко регулировался и направлялся под контролем вождя или совета старейшин. Во время собрания вождь или вожди оглашали свое решение через вестника, который обычно собирал людей громким голосом. Не всегда народ был согласен с решением вождя или вождей, и если несогласные слишком много критиковали вождя за его решение, то его наказывали. А вожди пытались добиться лишь одобрения своего решения любой ценой. Такое собрание нельзя называть народовластием.12

Такая власть называется потестарной. При такой власти, управление обществом происходит на основе авторитета одного из членов общины и обуславливается волевым доминированием. Также основой такого типа считается использование довольно грубого принуждения. При нарушении установленных правил, члена общины строго наказывали, его могли даже изгнать из общины, что фактически являлось смертным приговором.

Потестарной властью также обладали жрецы. Это тоже своего рода орган управления. В разных источниках их именуют по-разному: колдуны, ведуны, шаманы, знахари, священники, гадатели. Их власть нельзя назвать потестарной в том смысле, который был указан выше. Эта была власть над духовной частью первобытной общины. Они занимались управлением племени через сознание членов данного племени. Жрецы традиционно соперничали с другими властными институтами и органами управления в своём влиянии на людей. Влияние жречества на первобытную общину было велико.13

Незнание процессов окружающего мира, в последствии привело к тому, что люди начали приписывать явления природы к божественным существам. Путем обрядов и жертвоприношений жрецы пытались в каком-то смысле уговорить богов, чтобы они были благосклонны к человеку. Эти обряды придавали человеку уверенности и направляли его сознание на производительную деятельность.

Потребность развития первобытного общества нуждалось в регламентации жизни деятельности. Как уже было сказано выше, этим занимались властные институты и органы управления в лице старейшин, взрослых членов общины, военных предводителей и жрецов. Они использовали социальные нормы как инструмент регулирования общества. Социальные нормы - это совокупность правил поведения, которые устанавливались и обеспечивались родовыми общинами и племенами, и через посредство которых происходило регулирование общественных отношений. Социальные нормы охватывали широкий спектр отношений в роду или племени. Они регулировали хозяйственные, половые, межличностные отношения. Общественные нормы были необходимы для поддержания мирного сосуществования и сотрудничества людей. Они дают возможность установить порядок в обществе.

К социальным нормам первобытного общества относят обычаи, нормы морали, религиозные нормы, мифы, обряды и ритуалы.

Обычай- традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Развитие духовной и материальной культуры первобытного общества, привели к тому, что человеку приходилось фиксировать значимые для него действия, которые помогали ему достичь тех или иных наиболее желаемых результатов. В процессе такой фиксации появились обычаи. Обычаи являлись стереотипным способом поведения, основанным на привычке следовать воспринятым из прошлого образцам. Они носят нерефлексивный характер, и далеко не осознано воспроизводятся в определенном обществе или группе людей. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.14

Обычаи являлись универсальными и многосторонними нормами, которые регулировали повседневный быт людей. Регулировали трудовые и хозяйственные обязанности между женщинами и мужчинами. Но не всегда обычаи во всех племенах и общинах были одинаковые. Они имели дифференциацию в зависимости от племени. Например, в разных племенах были разные процессы хоронения умерших сородичей. Они передавались от поколения в поколение, воспитывали необходимые для семьи, коллектива, общества привычки и выступали конкретными регуляторами поведения людей. Традиции, как и обычаи ориентировали человека на осуществление таких видов деятельности, без которых первобытное общество не смогло бы выжить. Они учили, как вести себя в тех или иных ситуациях, держаться в коллективе своего рода, подчинялись его правилам, т.е. оказывали заметное влияние на уклад жизни людей. Следование традициям и обычаям, осуществлялось в силу подражания, привычки поступать так, как поступают другие, как поступают все. Здесь главную роль имеет общественное мнение. Связь между обычаями и общественным мнением очень тесна. Определенные формы поведения и общения людей, поддержанные общественным мнением, закреплялись в традициях. Также общественное мнение имело огромный авторитет жизни общества. Если общественное мнение перестает поддерживать те или иные традиции, то они отмирают или превращаются в простые общественные нормы. Механизм подражания – один из древнейших психологических пластов общественного сознания, и именно он лежит в основе появления традиций и обычаев, и следования им.15

Следующими социальными нормами первобытного общества являлись первобытные нормы морали. Нормы морали – это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Эти нормы основывались на свободном и личном убеждении человека. Основываясь на своем представлении о добре и зле человек устанавливал сам для себя моральные нормы, контролируемые через духовные средства, такие как чувства долга и самооценку поведения. Также указывали на то, что честно, справедливо или постыдно, не по совести, в общем содержали указания, что «хорошо», а что «плохо».16

Моральные нормы становились в последствии общими, так как большинство людей жили примерно в одинаковых жизненных условиях, которые формировали в людях какое-то общее понимание о добре и зле.

Наравне с нормами морали в первобытном обществе были религиозные нормы. Религиозные нормы – это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Такие религиозные представления складывались в обществе из-за недостатка знаний об явлениях природы. Не способность объяснить такие явления, люди часто приписывали их к чему-то божественному. Они сами придумывали божественных существ и стали поклонятся ему. По началу нормы носили утешающий и объяснительный характер, но потом они стали регулятивными. В частности, предписывали правила поведения как божественный указ. За нарушение религиозных норм были также санкции в виде гнева богов. Обычно регулирование общественных отношений происходило через обряды и жертвоприношения.17

Религиозные нормы в свою очередь, закреплялись в обществе мифами. Миф это - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы, духах и обожествленных героях, возникшее в первобытном обществе. Для первобытных людей мифы являлись чем-то наподобие уставов, которые указывали что можно делать, а что нельзя. Мифология представляла набор хороших и плохих примеров о богах или о легендарных героях, которые объясняли, как люди должны взаимодействовать с окружающим миром и с друг другом.18

Обряды и ритуалы тоже являются одной из форм воздействия на первобытное общество. Они являются частью норм обычаев, мифов и религиозных норм, посредством которых эти нормы реализуются. Учеными давно указано на связь обряда с мифом. Эта связь заключается в выражении мифа через обряд, одновременно миф выступает как объяснение или обоснование совершаемого обряда. Также и с религиозными нормами. Через обряды и ритуалы религиозные нормы закрепляют в обществе божественные начала. Фиксация и многократное повторение обрядов и ритуалов становится в последствии обычаем.

В научном сообществе есть спор о том, что у данных слов разное значение. Согласно определениям, некоторых ученых, слова «обряд» и «ритуал» имеют разную интерпретацию, но словарное определение, и другие источники показывают, что слово «ритуал» является синонимом слова «обряд».

Все выше указанные нормы первобытного общества по содержанию регулировали социализацию жизни общин, кланов, групп, экологическое состояние и ряд других необходимых условий жизнедеятельности присваивающих обществ. Они выражались в разных способах регулирования – запретах, дозволениях и позитивном обязывании. Появляются способы регулирования, которые указывают что можно делать, что нельзя и что обязательно надо делать.

Запреты существовали в виде табу, подкрепленными религиозными верованиями для недопущения определенного поведения. Например, запрет инцестов. Запрет на брак между кровными родственниками служил для нормального воспроизводства общин, кланов, других групп. Дозволения или разрешения также определяли поведение человека или объединений людей в присваивающей экономике. Они регулировали способ охоты, собирательства пищи. Указывали на вид животных и время охоты на них, указывали на вид растений и сроки их сбора, указывали на территории где можно охотиться и т.д. Целью позитивного обязывания было организовать необходимое поведение человека в процессе строительства жилища, приготовления пищи, разжигание костров и изготовления орудия.19

Однако все эти способы регулирования не были направлены на изменение природных условий и выделение человека из природы. Они обеспечивали наиболее эффективные формы присвоения предметов природы и их переработки, их приспособления для удовлетворения потребностей человека.

Тема формирования права весьма значимо для предмета теории и истории права. Она остается недостаточно изученной, потому что практически нет письменных источников. Для понимания происхождении права необходимо учитывать ряд смежных отраслей знания, таких как антропология, психология, этнология, религиоведение и другие. Такой комплексный подход дает большее понимание об формировании социальных норм в первобытном обществе.

Социальные нормы появились не одномоментно. Ведь как известно, что культуре предшествует предкультура. Это относится и к социальным регуляторам. Не важно, как называется переходный период, важно то, что один тип регулирования сменяется на другой. От сюда исходит то, что возникновению права должны предшествовать какие-то формы и конструкции с которых и начнется правовое развитие. Поэтому в начальных стадиях данного процесса социальные нормы выражались в зародышевых формах, и сосуществовали в слитности или синкретности. Такое проявление социальных норм получили название мононормы или мононорматика. Такую концепцию появления права высказали историки Алексеев Валерий Павлович и Першиц Абрам Исаакович. Под мононормой понимается слитная норма первобытного общества, которые включали в себя нормы морали, религии и права. Такая концепция слияния норм первобытного общества категорически отрицалось некоторыми учеными. Такое отрицание обосновывается тем, что мононорма при своем понимании, уже включает в себя нормы морали, религии и права, создавая иллюзию того, что каждый из этих регуляторов ко времени его формирования уже самостоятельно функционировал. В действительности ни один из этих социальных регуляторов не функционировал в первобытном обществе в полной мере. Мононормы по сути, являются исходной исторической формой происхождения каждого из выше указанных норм. Слитный характер мононорм обусловлен не только тем, что включает в себя разные элементы социального регулирования, но и тем что само слияние происходит на уровне человеческого сознания т.е. слитным восприятием зарождающегося социального мира, который воспринимался первобытным человеком как продолжение мира природного. Незнание особенностей развития данного мира обусловило его восприятие через призму религиозных верований. Следствием этого была размытость границ между реальным и нереальным миром.20

Эта концепция требует более глубоких исследований и размышлений, но ясно одно, то что концепция мононорм уменьшает значимость дифференцированного изучения социальных норм первобытного общества.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта