Право и мораль. право и мораль. Курсовая работа по дисциплине Теория государства и права Тема Право и мораль проблемы соотношения и взаимодействия
Скачать 159.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине « Теория государства и права» Тема: Право и мораль: проблемы соотношения и взаимодействия Выполнил: Курсант факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений 1 курса….учебного взвода рядовой полиции Проверил: Санкт-Петербург 2022 г СодержаниеВведение 3 Глава 1. Право и мораль – элементы системы социальных регуляторов 7 Глава 2. Единство и различие права и морали 16 Глава 3. Взаимодействие права и морали в общественной жизни современного Российского государства 20 Заключение 26 Список использованных источников и литературы 28 ВведениеПредмет исследования на протяжении всего исторического процесса развития человечества, от античности до наших дней, соотношение права и этики обсуждалось в теории государства и юриспруденции, а также во многих других общественных науках и даже в философии и юридических дисциплинах. Это объясняется той важной ролью, которую эти понятия играют в обществе и истории. Именно право проникает в важнейшие сферы социального регулирования и со временем расширяет рамки общественных отношений, а моральные нормы обеспечивают мотивацию и установки личности и общества, формируют их отношение к государственному строю и правовым нормам. Господствующие в обществе моральные нормы закономерно влияют на содержание принимаемых в этом обществе правовых актов, которые определяют поведение членов общества и тем самым влияют на общественную мораль. Таким образом, правовые и моральные нормы в определенной степени взаимозависимы, но их не следует путать. В то же время применение права неизбежно затрагивает нравственное измерение, что особенно ярко проявляется в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Это обусловлено тем, что в условиях обостряющейся борьбы за оздоровление нравственной атмосферы современного российского общества эффективное взаимодействие этих социально-регулятивных факторов в повышении уровня морального и правового сознания, общественной культуры в целом и личности в частности, а также в решении многих теоретических и практических проблем, связанных с укреплением законности, обусловлено тем, что от этого зависит успех. Целью курса является анализ взаимосвязи моральных и правовых норм и влияния моральных норм на деятельность сотрудников полиции. Достижение этих целей будет обеспечено выполнением следующих задач - Изучение понятий права и этики и характеристика их роли в социальном регулировании. - Выявление основных черт сходства и различия между правом и этикой и анализ коллизий между правовыми и этическими нормами. - Изучение механизмов соотношения и взаимодействия права и этики и исследование основных направлений их взаимодействия в современном российском обществе. Уровень научной разработанности проблемы На протяжении всей истории философии и юриспруденции вопрос о соотношении права и морали пользовался пристальным вниманием великих мыслителей разных эпох. Например, мир идей Платона и формы Аристотеля определяют рациональный порядок человеческого мира. На религиозный характер миропорядка ссылались мыслители средневековья (например, Фома Аквинский). Принципы: равенство граждан перед законом, провозглашение справедливости и верховенства права были характерны для эпохи Просвещения.Р Декарт и Спиноза рассматривали право и мораль с рациональной точки зрения. Т. Гоббс и Дж. Локк рассматривали право и мораль с эмпирической точки зрения. Немецкие философы Иоганн Кант и Гегель рассматривали мораль и право с идеалистической точки зрения, подчеркивая их историческую и логическую природу. Маркс и Энгельс, основатели исторического материализма, приравнивали право к законам правящего класса и признавали мораль совместимой с интересами пролетариата. В 20 веке возникли следующие школы правовой мысли: неокантианство (например, Р. Штаммлер), неогегельянство (например, Г. Геллер), унификационная юриспруденция (например, Р. Дворкин) и возрожденческая концепция естественного права (например, К. Барт). Российские правоведы и мыслители внесли значительный вклад в исследования в области этики и права: во второй половине XIX века появились юридический позитивизм (Г. Ф. Шершеневич и др.), концепция монархического права (К. П. Победоносцев и др.), психологическая школа (Л. И. Петражицкий и др.), теория естественного права (К. И. Победоносцев и др. ), теория естественного права (К. И. Победоносцев и др. Победоносцев и др.) и учение о правовом государстве (Л. И. Победоносцев и др.). Что касается последнего, то особое значение приобрело учение о правах человека (В. И. Победоносцев и др.). С. Соловьев, Б. Н. Чичерин и др.), Н. А. Бердяев о соотношении свободы личности и дозволенного законом поведения, А. С. Ященко об интеграции права и нравственности.В XX веке возник и развивался советский марксизм, в работах правоведов этого периода раскрывалась связь морали и права, особенно с позиций диалектического материализма (С.С. Алексеев, Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц и др.). В конце 1980-х - начале 1990-х годов XX века в результате реформ в российском обществе и обновления правовой системы проблеме соотношения морали и права в научной литературе уделялось мало внимания (с аксиоматической стороны она рассматривалась в работах В. В. Афанасьева, Д. А. Керимова, В. С. Нерсесянца и др. В конце 1990-х годов интерес исследователей возродился: в работах В.Г. Графского, В.В. Кожевникова, Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, А.И. Екимова, А.Е. Якубова и других анализировалось взаимодействие этики и права. Проанализированы аспекты. Отечественная наука в последние десятилетия расширила этические, идеологические и морально-правовые проблемы, которые рассматриваются в работах С.С. Алексеева, В.Г. Графского, О.Г. Дробницкого, Д.А. Керимова, Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянца и других, что отражено в их трудах. Теоретическую основу исследования составляют труды ученых в области этики, философии права, общей философии и теории права. Юристы С.С. Алексеев и В.С. Нерсесянц рассматривают в своих работах вопрос о соотношении морали и права; В.Г. Графский рассматривает исторические подходы и современные взгляды на соотношение морали и права и утверждает, что в настоящее время мораль шире и выше права, которое выступает как ее ограничение и стеснение, и указывает, что преобладает мнение об исторической обусловленности. Работа Е.А. Лукашевой следует идее интеграции этики и права, где этика определяется как критерий правовой ценности, а действующее российское право рассматривается с этической точки зрения. В статье использованы статьи, учебники, доклады и материалы конференций многих ученых, работавших над данной темой, таких как Н.В. Варламова, А.В. Малько, Н.И. Матузов, М.И. Марченко, А.Ф. Черданцев, Р.А. Ромашов. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы. Глава 1. Право и мораль – элементы системы социальных регуляторовБудучи сложной системой социальных взаимодействий между людьми, человеческое общество нуждается в регулировании своего поведения и обеспечении желаемого направления развития. В любом обществе порядок является необходимым условием для нормального функционирования общества. Это стабильность и согласованность существующих социальных отношений, а также гармония в существующих взаимодействиях. Процесс регулирования социальных отношений осуществляется определенными агентами, через личностные или нормативные регуляторы, для придания этим отношениям направления развития и называется социальным регулированием. Совокупность конкретных приемов, используемых для осуществления социального регулирования, называют социальными регуляторами. Содержание нормативной системы социальных отношений включает в себя совокупность правил и норм, которыми руководствуются индивиды в своей повседневной деятельности. В научной литературе существуют различные определения понятия социальных правил. Например, Н.С. Нижник, определяет социальные нормы, как связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру организации обществ1. Автор выделяет при этом следующие их признаки: имеют социальный характер; являются результатом исторического развития общества; определяют границы возможного или должного поведения; действуют непрерывно во времени; носят неперсонифицированный характер; поддерживаются определенными мерами обеспечения; обладают многократностью действия; соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества2. Р.А. Ромашов определяет социальные нормы как определенные нормы, стандарты и образцы поведения участников социальной коммуникации, регулирующие поведение человека в обществе; Н.С. Нижник классифицирует социальные нормы следующим образом: моральные нормы, нравы, обычаи, традиции и привычки, религиозные нормы, деловые нормы, эстетические нормы, этикетные нормы и ритуалы. В зависимости от специфики регулирования норм различают нормы морали, нормы обычаев, традиций и привычек, религиозные нормы, политические нормы, семейные нормы, корпоративные нормы, эстетические нормы, этикетные нормы, ритуально-обрядовые нормы, правовые нормы и деловые обычаи. Кроме того, в зависимости от сферы применения, существуют также экономические нормы, политические нормы, религиозные нормы, экологические нормы и социальные нормы, относящиеся к другим областям общественной жизни. Несмотря на разнообразие социальных норм, право и мораль играют особую роль в системах социального регулирования. Право и мораль возникают из единых норм. Исторически последовательными ступенями в их развитии были талион и "золотой стандарт" морали. Исторически талион был первым типом социального регулирования, суть которого заключалась в равной справедливости: делать то, что делают другие, в той мере, в какой это не поднимается выше уровня вреда. Тарион стал методом моральной регуляции, превратившись в "золотое правило", которому следовали люди: "Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой", чтобы они могли формировать свое отношение к другим через свое отношение к себе. "Золотое правило" сочетает в себе произвольность моральных требований и универсальность моральных требований. В праве развод становится принципом ретрибутивной справедливости, характеризующейся справедливостью и равным возмездием. Мораль - это форма общественного сознания и, как и другие формы, является отражением общественного бытия. Философский словарь определяет мораль как способ самореализации индивидов, их автономии и порядок отношений между членами общества, основанный на общих понятиях, таких как правила, принципы и идеалы, которые подкрепляют ценность добра. В. С. Нерсесянц определяет мораль как систему исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Аналогично определяет мораль Е. А. Лукашева3. Иногда его приравнивают к термину "мораль", что не совсем справедливо. Хотя эти понятия схожи, между ними есть некоторые различия. Этика - это форма общественного сознания, набор принципов, правил и норм, которые направляют поведение социальных субъектов. О морали можно говорить тогда, когда моральные правила, принятые в обществе, затрагивают внутреннюю жизнь людей, когда люди осознают их и начинают применять на практике. Поэтому мораль понимается как устойчивая привычка соблюдать моральные нормы и вера в правильность и уместность их применения. Другими словами, этика - это то, что мы должны делать, а этика - это этика на практике, действие, посредством которого моральные правила и принципы реализуются. Более того, этика динамична и подвержена изменениям. Например, различные этические правила проникают в разные периоды общественного развития, в то время как мораль статична, и люди либо моральны, либо нет. Гегель первым разделил понятия морали и этики, заявив, что первая ступень развития воли имеет дело с абстрактным правом, вторая - с этикой, а третья - с нравственностью. Сущность, происхождение, функции и эволюция морали изучаются в этике. Вопрос о происхождении морали, ее природе и специфике до сих пор является дискуссионным в современной науке. Существуют различные подходы к вопросу о происхождении морали, но наиболее распространенными являются религиозный подход (приписывающий морали божественное происхождение), натуралистический подход (выводящий мораль из естественных законов, в частности биологической эволюции) и социальный подход (рассматривающий мораль как один из механизмов общества, обеспечивающий социальную стабильность). Польский социолог М. Осовска выделяет три основные школы в понимании морали. Первая - это эвдаймонизм (в котором мораль понимается как техника достижения счастья и избегания страданий). К этому направлению относятся эвдемонизм (от греческого eudaimonia, означающего счастье и удовлетворение), гедонизм (от греческого hedonis, означающего удовольствие) и эпикурейство. Второй тенденцией в понимании этики является перфекционизм (который рассматривает этику как систему правил и интерпретирует их в соответствии со своим идеалом того, как совершенствовать свои личные качества и добродетели). Третья точка зрения определяет мораль как систему правил жизни человека в обществе, основанную на установлении социальных отношений, на том, как поступать так, чтобы другим было хорошо. Этика зародилась в первобытных обществах. Ее возникновение связано с необходимостью преодоления противоречий между обществом и личностью, а также между различными общностями в обществе. В процессе расслоения общества мораль имеет классовый характер, ее содержание определяется интересами господствующего класса. Мораль носит всеобщий характер. Исторически складывающиеся принципы организации общества аккумулируют в себе базовые моральные ценности и распространяются на всех членов общества, независимо от их социального положения. При этом общество не принуждает людей соблюдать моральные нормы, но их нарушение требует применения моральных санкций, которые заключаются в негативной оценке и осуждении поведения человека. Хотя соблюдение норм морали и обеспечивается применением мер общественного воздействия, главным образом человек руководствуется теми или иными моральными нормами в силу своего внутреннего убеждения в необходимости такого поведения4. Универсальные категории морали – добро и зло, через них оцениваются понятия совести, чести, достоинства, порядочности и др. Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Понятие морали диалектично. Этика не является догмой, а развивается в соответствии с ходом истории. Один набор ценностей может исчезнуть, а другой - появиться. То, что считалось моральным в прошлом, может стать аморальным в современной жизни. В то же время такие ценности, как гуманизм, сострадание, честь, долг, преданность, ответственность, щедрость, благодарность и дружелюбие, имеют универсальное значение и являются основными правилами любого общества. Таким образом, этика как форма общественного сознания и способ регулирования социальной жизни характеризуется такими основными чертами, как универсальность, добровольность, всеохватность и безличность. В юриспруденции и юридической практике право понимается как в объективном, так и в субъективном смысле. Под субъективным правом понимается право на совершение определенных юридически значимых действий, которое может свободно осуществляться индивидами и обеспечивается государственными гарантиями. Объективное право – это система общезначимых правил поведения, которая создается государством, обеспечивается государственным принуждением5. В курсовой работе будет рассматриваться право в объективном смысле. А.Ф. Черданцев утверждает, что право развилось из социальных правил догосударственных организаций, сформированных обычаями и табу, которые были преобразованы, отобраны и приспособлены к новым общественным отношениям, основанным на частной собственности, социальной иерархии и социальных классах. Право - сложное социальное явление, и его природа является предметом многочисленных научных дискуссий. Происхождение права объясняется с различных точек зрения. Это теория естественного происхождения права (которая не приписывает возникновение права человеческой воле) и теория позитивного права (которая рассматривает происхождение права с точки зрения человеческой деятельности, основанной на сознательной воле). К первым относятся: естественно-правовая теория (Гуго Гроций), согласно которой право возникает у человека с момента рождения и реализуется им независимо от того, является он гражданином государства или нет; историческая школа права (Густав фон Гуго) рассматривает право как продукт исторического развития; как правовые обычаи. Ко вторым относятся: юридический позитивизм (Ганс Кельзен ), рассматривает право как продукт целенаправленной государственной деятельности социологический позитивизм (Евгений Эрлих), по их мнению. право воплощается в реализации законов психологический позитивизм (Л. И. Петражицкий) понятие и сущность права выводят из психологических закономерностей, правовые предписания делятся на позитивные и интуитивные; интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как действительное право6. Ученые дают различные определения понятию "права". Это связано с уникальностью их признания и многообразием их проявлений. Например, Н. С. Нижник определяет право как общепринятую и формально определенную систему правил поведения, принятых от имени государства, распространяющую регулятивное и охранительное воздействие на всех членов общества, обеспеченное системой государственных гарантий и санкций. Специфика права определяется его связью с государством, которое устанавливает правовые нормы. Можно сказать, что верховенство права - это своеобразный вариант морального кодекса, для которого характерна идея наказания зла и поощрения добра. Его возникновение связано с необходимостью преодоления классовых антагонизмов, а период его становления характеризуется усилением санкций по защите собственности в соответствии с классовыми позициями. Сущность права заключается в том, что право - это мера свободы. Право отражает существующие общественные отношения и влияет на их развитие через свой специфический механизм регулирования. В правовой сфере социальный контроль осуществляется через институционализированные правила и специализированные институты. Право является противовесом произволу и беззаконию. Право характеризуется нормативностью, формальностью, общезначимостью, публичностью, формальной определенностью, непротиворечивостью, обеспеченностью системой государственных гарантий и санкций. В целом право - это социально-нравственная категория, включающая в себя мораль класса, отражающую его волю, и в той или иной форме взаимодействующую с моралью других классов общества. Поскольку моральная оценка носит всеобщий характер, а правовая оценка ограничена конкретными сферами деятельности, сфера правовой оценки в этике более узкая, чем сфера моральной оценки в праве. Все правовое подлежит этической оценке, в частности, в отношении категорий добра и зла. Этическая критика права всегда служила катализатором развития права. По мнению Лукашевой, этика вездесуща и всепроникающа. В этом случае свободная воля человека функционирует как оценочное отношение к моральным и правовым нормам в конкретных ситуациях, которые предоставляют варианты действий. Право учитывает внешнюю свободу действий индивида и является нейтральным по отношению к внутренним мотивам действий. Этика, напротив, определяет границы этой внешней свободы и в то же время требует внутреннего самоопределения. Мораль и право рассматриваются как социальные регуляторы, которые не имеют иерархии и не ранжируются друг с другом. Основным критерием их различения является внешняя направленность права и внутренняя направленность морали. В системе прав и обязанностей правовые и моральные нормы определяют сущность и форму порядочности и являются критериями оценки поведения и деятельности людей. В системе социальных норм право и мораль выступают как универсальные регуляторы общественных отношений, их действие распространяется на всех индивидов, составляющих общество. Мораль - это исторически обусловленная система мнений, норм, принципов, оценок и убеждений, которые выражаются в поведении людей, регулируют их отношения друг с другом, с обществом, с порядком и с государством и поддерживаются силой индивидуальных убеждений, традиций, воспитания, общества и общественного мнения конкретной социальной группы. Право - это система общепринятых и формально установленных правил поведения, принятых от имени государства, регулятивное и охранительное действие которых распространяется на всех членов общества и обеспечивается системой государственных гарантий и санкций. Глава 2. Единство и различие права и моралиИзучая взаимоотношения между правом и моралью, ученые пришли к выводу, что эти отношения необходимо рассматривать с четырех точек зрения - единства, различия, взаимодействия и противоречия. Единство права и морали состоит в том, что: Право и мораль представляют собой разновидности социальных норм. Имеют одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение общечеловеческих ценностей, идеалов гуманизма, справедливости. Имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения Выступают мерой внешней свободы индивида, определяют границы должных и возможных поступков субъектов интересов. Имеют нормативный характер: и в тех, и в других присутствуют санкции, которые обеспечивают негативные последствия для нарушителей нормы. Представляют собой средства активного воздействия на поведение людей. Нормы права и морали исходят от общества, имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу В философском плане право и мораль представляют собой надстроечные категории над экономическим базисом и обществом, что делает их социально однотипными в данном обществе. Являются величайшей гуманистической, общеисторической и фундаментальной ценностью, показателем цивилизованности (или не цивилизованности) общества. Исходя из общих черт, видно, что как право, так и мораль функционируют в сфере общественных отношений и в реальной жизни их сложно разграничить. Отсюда и вытекает общность и тесное взаимодействие моральных и правовых норм. Вместе с тем правовые и моральные нормы также имеют существенные различия по ряду признаков: Право и мораль различаются по способам их установления, формирования. Мораль возникает одновременно с обществом, в процессе практической деятельности людей, а появление права связано с возникновением государства. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Нормы морали отражаются в сознании общества, в то время как правовые нормы закрепляются в письменной форме в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановления). Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой наступление юридической ответственности, порядок ее возложения строго регламентирован законом, тогда как за нарушение морали четкой процедуры нет, нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию. Моральные и правовые нормы различаются по сфере действия. Мораль охватывает практически все отношения между индивидами, то правовые – только наиболее значимые отношения. По времени введения в действие нормы морали не имеют четко определенного срока введения в действие, вступая в силу по мере их осознания членами общества, тогда как правовые нормы вступают в силу в нормативно определенный срок. Право и мораль имеют различные методы обеспечения. Применение моральных норм обеспечивается исключительно общественным воздействием, в то время как для правовых – допускается использование мер государственного принуждения. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Нормами морали общественные отношения регулируются с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, чести, совести, долга и др., то нормы права делают это с позиций незаконного и законного, неправомерного и правомерного, наказуемого и ненаказуемого. Т.е. они имеют разные критерии оценки. Мотив действия также является важным различием между правом и моралью. Мотив законного действия здесь не имеет значения, поскольку с юридической точки зрения существует понятие законного и незаконного действия. Однако с точки зрения морали важен мотив законного действия. Отметим, что границы, соединяющие и разделяющие мораль и право, остаются неизменными. В общественном развитии границы могут смещаться в одном направлении в результате социальных изменений. То, что раньше регулировалось правом, может оказаться под влиянием морали, и наоборот. Правовые нормы не могут регулировать все сферы общественных отношений, так как они направлены на регулирование наиболее важных сфер общественных отношений. Например, когда объектом правового регулирования являются сугубо личные и интимные отношения брака и семьи, как в семейном праве, то объективно невозможно регулировать их только правовыми нормами. Следовательно, конфликт с другими моральными нормами становится неизбежным. Причиной этого является необходимость своевременного реагирования государства на правонарушения, направленные против безопасности общества и граждан. Примером конфликта моральных и правовых норм являются положения Федерального закона РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ред. от 2 августа 2019 г.), касающиеся ограничения конституционных прав граждан на тайну телекоммуникаций, телефонных переговоров и иных сообщений по техническим каналам связи Положение устанавливает основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Применение соответствующих следственных действий ограничивает эти права граждан и противоречит этическим нормам, но, тем не менее, является законным. В медицинском секторе также существует ряд конфликтов между законом и этикой, например, трансплантация человеческих органов и тканей, а также другие виды медицинской практики и регулирование ухода за пациентами. В медицинском секторе также возникает множество вопросов конфликта между правом и этикой: не только при регулировании трансплантации органов и тканей, но и при выполнении других медицинских процедур и методов ухода за пациентами. Таким образом, конфликт между этическими и правовыми нормами - это естественное явление, которое характеризуется как негативными, так и позитивными аспектами. С положительной стороны, он является предпосылкой для развития правовых норм и фактором развития правовой системы. Учитывая вышесказанное, можно сделать следующие выводы: этика неразрывно связана с правом, предъявляет более высокие требования по сравнению с правом и служит критерием оценки права; право - это минимум этики; в части формально-логических правил понятия права и этики и закона соотносятся как личное и общее; право и этика имеют общие моменты и различия, которые могут определять специфику каждого из этих социальных потоков. В правовой реальности современного российского общества многие жизненные ситуации разрешаются правовыми нормами, в то время как определенные общественные отношения регулируются только моральными нормами. Глава 3. Взаимодействие права и морали в общественной жизни современного Российского государстваВся история цивилизации свидетельствует об органической взаимосвязи права и морали как неотъемлемых составляющих культуры общества. Эту связь точно отражает изречение древнеримского права: «право есть искусство добра и справедливости»7. Формы взаимодействия права и морали можно представить следующим образом: влияние этики на формирование и развитие правовых норм; влияние права на развитие и совершенствование общественной морали; защита этики посредством правового принуждения; использование этических принципов при применении правовых норм. Основная закономерность в отношениях между правом и моралью заключается в том, что мораль не может быть отделена от права и является одним из аспектов правоотношений. Этика в праве является атрибутом его ценности. Вся правовая система может рассматриваться через призму добра и зла, чести и совести в исторически различных классовых интерпретациях, т.е. подлежит моральной оценке. Практическое применение права в жизненных ситуациях находится под влиянием моральных принципов. Любая правовая система, даже самая совершенная, требует смягчения в применении. Те, кто уполномочен государством принимать законы, являются носителями определенных моральных принципов, которые неизбежно отражаются в принимаемых правовых актах. На конституционном уровне моральные нормы отражены, прежде всего, в положениях Конституции Российской Федерации (статья 2, глава 2), которая провозглашает признание прав человека, прав и свобод личности высшей ценностью. Отражением нравственных норм следует признать и конституционный принцип равенства граждан перед законом и судом, который развит и детализирован в статье 7 ФКЗ от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (в ред. от 30 октября 2018 года). В контексте отражения моральных норм в правовых нормах существует конституционное право на жизнь, которое закреплено рядом норм в отраслевом законодательстве, например, положениями, ограничивающими применение опасных для жизни лекарственных препаратов, средств и устройств. Так, Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3 "О полиции" (с изменениями от 6 февраля 2020 года) устанавливает основания для применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками отечественной полиции, применение которых осуществляется на основании предупреждения сотрудника полиции. Конституция Российской Федерации (статья 21) предусматривает защиту государством достоинства личности, что означает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Этот принцип развит в положениях статьи 12 Закона об исполнении Уголовного кодекса. Данный принцип развит в положениях статьи 12 Закона об исполнении Уголовного кодекса, которая дает гарантию вежливого обращения с задержанными со стороны должностных лиц правоохранительных органов и учреждений. Таким образом, большинство моральных правил, закрепленных в российском законодательстве, являются отражением конституционных принципов и норм. Таким образом, через законодательство моральные нормы приобретают общеобязательный статус. Если обратиться к истории развития законодательства, то можно четко проследить следующую взаимосвязь: по мере изменения морали менялось и законодательство. Например, в Советском Союзе спекуляция осуждалась моралью и законом, а в современном обществе спекуляция называется предпринимательством и поддерживается государством. Законы также оказывают определенное влияние на нравственное развитие и способствуют моральному воспитанию трудящихся. Во многих случаях правовой кодекс прямо указывает на необходимость соблюдения этических норм и устанавливает правовые последствия против нарушителя в случае их нарушения. Например, Уголовный кодекс содержит ряд статей, защищающих общественную мораль, таких как "подстрекательство к проституции" (статья 240), "разрушение или изменение исторических и культурных зданий" (статья 243(1)), "преступления против трупов и мест захоронения" (статья 244) и "жестокое обращение с животными" (статья 245). Такие преступления, как "клевета" (статья 129) и "хулиганство" (статья 213), также наказывают за нарушение моральных норм. Мораль также влияет на правоприменительную деятельность государственных органов, требуя от них разрешать юридические дела в соответствии с ее принципами. Например, Уголовный кодекс РФ (ст. 60 (3)) содержит правило о том, что "при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи". Таким образом, право и мораль всегда взаимодействовали в тесной взаимосвязи.В тех областях жизни, которые не охвачены современным правом, мораль поддерживает его мнение, а в ситуациях, когда авторитет морали недостаточен, на помощь приходит закон с его средствами внешнего принуждения. Однако морально-этические представления о том, что является правильным, должным и обязательным в праве, не всегда понятны его пользователям. В результате возникают расхождения между формулировкой закона и его практическим применением, что заставляет законодателей ставить под сомнение разумность закона по отношению к его морали. Например, Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 302) использует такие понятия, как совесть и добросовестность (добросовестный покупатель) для поиска компромисса между интересами сторон. Исходя из этого, юристы предлагают использовать в законе такие отчуждаемые понятия, как честь, достоинство и репутация. Если закон четко определит эти понятия, то вопросов по их применению не возникнет. Поддерживая друг друга в координации общественных отношений, право и этика оказывают положительное влияние на общество, способствуют формированию правовой и этической культуры и правосознания граждан. Однако, к сожалению, в нашем обществе у людей недостаточно развито чувство ответственности и активной правовой ответственности, поэтому необходимо работать над духовным началом личности, которое является основой российской правовой культуры. В связи с этим вопрос формирования нравственно-правовой культуры у граждан имеет большое значение, так как ее влияние выступает в качестве фактора, укореняющего моральные и правовые требования в сознании личности и превращающего их во внутренние потребности и убеждения, подкрепленные сложившимися моральными качествами и профессиональными навыками. Именно благодаря мудрости традиции, милосердию православия, справедливости закона и целостности этики происходит переориентация существующих социальных и правовых отношений на сближение индивидуальных, общественных и национальных интересов, соблюдение правовых, нравственных и поведенческих норм во всех сферах жизни. И, прежде всего, эти изменения должны коснуться деятельности государственных структур, то есть всех структур, которые представляют и защищают интересы государства. Вот почему так важно доверить благополучие граждан в руки честных, этичных и подготовленных профессионалов. Моральные и правовые убеждения играют важную роль в профессиональной подготовке сотрудника полиции, особенно в его морально-психологической подготовке. Это проявляется в потребности и способности сотрудников соблюдать этические требования правоохранительной деятельности, соизмерять и вести свою деятельность по этическим нормам, обеспечивая при этом соблюдение всех этических в любых условиях требований, а также служить личным гарантом постоянного, последовательного и умелого применения этих требований. От уровня такой подготовки зависит его отношение к работе, другим людям и к самому себе. Одними из основных задач морально-психологической подготовки являются: подготовка сотрудников правоохранительных органов к решению задач правоохранительной деятельности в условиях построения современного цивилизованного, правового общества: развитие морально-психологических основ службы верности профессиональному долгу и присяге профилактика злоупотреблений служебным положением нарушений законности; формирование высоконравственного и культурного отношения к гражданам уважение к гражданам правомерное применение силовых методов формирование морально-психологических качеств и привычек высоконравственного и культурного поведения в проявлениях высокой требовательности к себе неустанной работы над собой повышение морально-психологической устойчивости умения осуществлять правильный моральный выбор не поддаваться соблазнам, ведущим к невыполнению служебного долга На мой взгляд, для повышения правовой и нравственной культуры сотрудников правоохранительных органов с целью улучшения правозащитной деятельности государству необходимо реализовать систему следующих мер: повысить квалификационные требования к должностям сотрудников ОВД. Пересмотреть систему подготовки и обучения молодых кадров в учреждениях МВД. Включить в их обучение курсы по этике, культуре поведения и публичному праву, чтобы они имели четкие ориентиры в своей профессиональной деятельности и были вооружены этическими знаниями и способностью беспристрастно оценивать свои мысли и действия. Это приведет к тому, что полиция будет обладать высокой этикой, компетентностью, профессиональной подготовкой и необходимой информацией. Определенные морально-этические кодексы поведения закреплены в законе, но требования, изложенные в них, относятся в первую очередь к выполнению профессиональных обязанностей и не влияют на интеллектуальный и моральный облик человека. Понимая, что не все морально-этические нормы могут быть урегулированы правовыми кодексами, многие министерства приняли собственные корпоративные "кодексы чести", например, Кодекс чести судьи Российской Федерации, который содержит морально-этические требования и нормы поведения, позволяющие привлечь сотрудников к ответственности в случае их нарушения. Морально-правовые меры, такие как соблюдение этических принципов и правил о чести и достоинстве военнослужащих, включая военную присягу. Учитывая вышесказанное, можно сделать следующие выводы право, и этика являются тесно связанными и взаимозависимыми понятиями и непосредственно влияют друг на друга. Право обеспечивает моральную поддержку, а этика - моральный фундамент и основу права. Нравственное воспитание граждан России и развитие этических принципов является одним из главных условий формирования уважения к правовым нормам и повышения уровня правовой культуры в обществе. ЗаключениеВ результате проведенного в рамках данной работы исследования были сформулированы следующие выводы: Мораль и право в системе всех социальных норм – это универсальные регуляторы общественных отношений, которые распространяются и влияют на все общество. Мораль – это система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения общества, определенного или социальной группы. Право – это система общезначимых, формально определенных правил поведения, принимаемых от имени государства, распространяющих свое регулятивно-охранительное воздействие на всех членов общества, обеспеченных системой государственных гарантий и санкций. Право и мораль обладают некоторыми схожими чертами, однако имеют ряд различий, которые позволяют выявить специфические особенности каждого из этих социальных регуляторов. С позиции принципов формальной логики, рассматриваемые понятия права и морали соотносятся как частное и общее. Нормы права и морали могут противоречить друг другу, однако это не умаляет их роли в жизни общества. Для любого гражданина соблюдение правовых норм должно являться первостепенным. Мораль предъявляет к человеку более высокие требования, в сравнении с правом, она выступает в качестве критерия его оценки, при этом право – это нравственный минимум морали. Мораль и право оказывают влияние друг на друга, иными словами, это взаимообусловленные и тесно связанные понятия, при этом право находит в морали фундаментальное начало и нравственную основу, а мораль в праве получает официальную поддержку. Любое нарушение правовых норм – это аморальный поступок, при этом не любое нарушение норм морали – это противоправное деяние. Иногда право помогает избавлению людей от устаревших моральных догм. Процесс отражения и закрепления моральных норм на нормативно-правовом уровне отличается многоплановым и многоуровневым характером, однако наибольшую роль играет отражение моральных норм в законах и подзаконных нормативных актах. Это объясняется ведущей ролью закона в системе источников российского права. Большинство моральных норм, зафиксированных в законодательных актах, развивают и четко конкретизируют нормы Конституции Российской Федерации. Законодатель переводит в ранг закона существующие моральные нормы и фиксирует их уже как правовые. Нравственное воспитание наших граждан, привитие всем гражданам важных моральных принципов, несомненно, является важным и необходимым условием для соблюдения всех правовых норм, повышения уровня правовой культуры в обществе и, как следствие, построения настоящего правового государства. Таким образом, мы решили все поставленные задачи и достигли целей данного проекта. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что, учитывая мнения ученых по данной теме, все примеры российского законодательства и мнения различных правоведов, невозможно дать исчерпывающее введение в данную тему, поэтому в данной работе отражены лишь некоторые аспекты данной темы. Поэтому необходимы дальнейшие исследования, связанные с анализом таких важных факторов социального регулирования, как мораль и право. Список использованных источников и литературыАбрамов А. И. Понятие функции права //Журнал российского права. № 2 (110). 2006. С. 71-83. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1. - М.: «ПРАВОВЕД», 2009. - 422 с. Арсентьева А. Г. Национально-правовая ментальность как детерминанта профессиональной правовой культуры // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Труды кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России. Вып. 1 / Науч. ред. Н. С. Нижник. СПб., 2012. С. 234 – 237. Арсентьева А. Г. Нравственно-правовая культура сотрудника органов внутренних дел: моделирование процесса формирования (теоретико-правовой аспект) // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Труды кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России. Вып. 1 / Науч. ред. Н. С. Нижник. СПб., 2012. С. 240 – 245. Ботвинкин Р. С. Мораль, нравственность и право: проблемы соотношения // Взаимодействие права и морали: материалы Международной научной конференции / Отв. ред. Т. А. Сошникова, М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. С. 217 – 222. Бошно С. В. Норма права: понятия, свойства, классификация и структура // Право и современные государства. 2014. №4. С. 49-60. Варламова Н.В. Право и мораль: соотношение в констексте различных типв правопонимания // Взаимодействие права и морали: материалы Международной научной конференции / Отв. ред. Т. А. Сошникова, М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. С. 56 – 63. Васечко А.А. Норма права как юридическая, логическая и грамматическая конструкция // Вестник Московского университета МВД России. № 1. 2018, С. 114-116. Воронин М. В. Структура норм права как проявление системности права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. №4. С. 14-22. Графский В. Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. № 8. С. 114 – 119. Илалутдинов А.И. Элементы нормы права и их внутреннее строение // Право. Журнал Высшей школы экономики. № 1. 2012. С. 37-49. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. / Под ред. А.В. Мелехина. Курс лекций по теории государства и права. - М., 2012. - 312 с. Лукашева Е. А. Взаимодействие права и морали: общее и особенное // Взаимодействие права и морали: материалы Международной научной конференции / Отв. ред. Т. А. Сошникова, М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. С. 11 – 17. Малиновская Н. В. Структура правовой нормы: становление конструкции // Вестник Воронежского института МВД России. №1, 2019. С. 175-180. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - М.: «Велби», 2012. - 476 с. Матузов Н.И, Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2011. - 485 с. Михайловская В. А. Проблема взаимоотношения права и нравственности: полемика Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева // Взаимодействие права и морали: материалы Международной научной конференции / Отв. ред. Т. А. Сошникова, М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. С. 181 – 185. Мусаткина А.А. О общем понятии санкции нормы права // Актуальные проблемы российского права. № 1. 2015. С. 32-38. Нерсесянц В. С. Философия права: либертатно-юридическая концепция // Вопросы философии.2002. № 3. С. 3 – 15. Общая теория государства и права. / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: «Манускрипт», 2010. - 501 с. Перевалов В. Д. Нормы права: проблемы понимания и определения // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2017. №5 (101). С. 10-16. Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права. Тема: «Система права» // Сибирский юридический вестник. № 3. 2003. С. 3-11. Саак А. Э., Иванов И. Г., Ельчанинова Н. Б. К вопросу о логической структуре нормы права // Известия ЮФУ. Технические науки. 1998. №1. С. 291-295. Трошина Ю.В. Взаимодействие права и морали // Теория и практика современной юридической науки: тезисы научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей. 26 апреля 2013 года. Ростов-н/Д., 2013. С. 246 – 247. Хафизов Д.Х. Причины и стадии толкования права // Юридические науки. 2018. №13. С.1-5. Шабаева О. А. Поощрительные нормы в системе правовых норм. // Сибирский юридический вестник. № 1. 2010. С 3-9. 1 Нижник Н. С., Семенова О. В., Карчевская Н. И. Теория государства и права: Учебное наглядное пособие / Под ред. Н. С. Нижник. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. С. 91. 2 Нижник Н. С., Семенова О. В., Карчевская Н. И. Теория государства и права: Учебное наглядное пособие / Под ред. Н. С. Нижник. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. С. 90. 3 Лукашева Е. А. Взаимодействие права и морали: общее и особенное // Взаимодействие права и морали: материалы Международной научной конференции / Отв. ред. Т. А. Сошникова, М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2014. С. 12. 4 Везовитов С.М., Васильев М.В., Ярмолич Н. А. Обществознание / Пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. Псков, 2014. С.314. 5 Нижник Н. С., Семенова О. В., Карчевская Н. И. Теория государства и права: Учебное наглядное пособие / Под ред. Н. С. Нижник. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. С.100. 6 Нижник Н. С., Семенова О. В., Карчевская Н. И. Теория государства и права: Учебное наглядное пособие / Под ред. Н. С. Нижник. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016.С. 22 – 23. 7 Исаев И.А. История правовых учений. М., 2014. С.40. |