Главная страница
Навигация по странице:

  • Право и обычай Выполнила:Студентка 1 курса 5 группыочной формы обученияСаркисян Роксана ВладиславовнаНаучный руководитель

  • ……... …………

  • Введение ……………………………………………………………………….. 3

  • Глава 2. Соотношение права и обычая……………………………………... 16

  • Заключение……………………………………………………………………. 28 Список использованных источников………………………………………..

  • 1.3. Право: понятие, признаки и свойства

  • Глава 2. Соотношение права и обычая 2.1. Общественно опасные обычаи

  • 2.2. Правовой обычай как источник права

  • Нормативные правовые акты

  • Научная и учебная литература

  • Курсовая Рокси. Курсовая работа по дисциплине Теория государства и права


    Скачать 65.59 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по дисциплине Теория государства и права
    Дата28.05.2018
    Размер65.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая Рокси.docx
    ТипКурсовая
    #45092

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ



    Факультет подготовки специалистов для судебной системы





    КУРСОВАЯ РАБОТА



    по дисциплине «Теория государства и права»
    Право и обычай
    Выполнила:

    Студентка 1 курса 5 группы

    очной формы обучения

    Саркисян Роксана Владиславовна
    Научный руководитель:

    Власова Татьяна Валентиновна,

    заместитель заведующего кафедрой

    кандидат юридических наук, доцент

    Дата представления работы Работа защищена

    …………... 2018 г. ……...……………2018 г.
    Оценка…………………

    Подпись……………….
    Москва 2018

    Содержание




    Введение ………………………………………………………………………..

    3

    Глава 1. Право и обычай в системе социального регулирования…….


    5

    1.1. Социальное регулирование и социальные нормы: понятие, признаки, виды………...………………………………………………..



    5

    1.2. Обычай: понятие, черты, соотношение с традициями…………….

    9

    1.3. Право: понятие, признаки и свойства……………………………

    15

    Глава 2. Соотношение права и обычая……………………………………...

    16

    2.1. Общественно опасные обычаи……………………………………

    2.2. Правовой обычай как источник права…………………………......

    16

    19

    2.3. Обычаи в правовой системе Российской Федерации….....

    24

    Заключение…………………………………………………………………….

    28

    Список использованных источников………………………………………..

    29


    Введение


    Общество – сложная система, состоящая из самостоятельных элементов, которыми можно представить всех индивидов. Главной характерной чертой человеческого общества является существование в нем совокупности общественных отношений – устойчивых многообразных социально значимых связей, возникающих в процессе деятельности, между людьми и группами людей.

    Без особых правил – социальных норм, регулирующих общественные отношения с самых древних времен - само существование данной системы становится невозможным.

    Древнейшим регулятором общественных отношений является обычай. Обычаи – это правила поведения, которые в результате многократного длительного повторения становятся привычными для людей и признаваемыми обществом.

    Изучение обычаев, их соотношения с другими социальными нормами важно для понимания исторического процесса возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм.

    В этом и состоит актуальность темы, выбранной для написания данной курсовой работы.

    Объектом исследования в данной работе выступают социальные нормы, упорядочивающие общественные отношения.

    Предмет исследования право и обычай как виды социальных норм.

    Целью курсовой работы является определение соотношения права и обычая в современной России.

    В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

    • Изучить такие социальные регуляторы как право и обычай;

    • Определить соотношение между обычаем и правом;

    • Рассмотреть правовой обычай как источник права.

    Методологическую основу исследования составили системный, историко-описательный, формально-логический и статистический методы, а также методы анализа, синтеза и дедукции.

    Структура курсовой работы отвечает поставленным целям и задачам, курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

    Глава 1. Право и обычай в системе социального регулирования

    1.1. Социальное регулирование и социальные нормы: понятие, признаки, виды


    Общество – состоящая из разрозненных элементов система, характерной чертой которой является существование многообразных связей, возникающих в процессе деятельности между людьми и обществом, людьми и социальными группами, людьми и различными институтами.

    Г.Ф. Шершеневич писал: «Где есть общество, там должны быть и правила общежития, или социальные нормы. Социальные нормы определяют поведение человека в обществе, а, следовательно, отношение человека к другим людям».1

    То есть потребность в регулировании общественных отношений, поведения людей, возникла вместе с самим обществом. Общественный порядок не появляется из ниоткуда, он является результатом социального регулирования, существование и развитие которого подчиняется определенным закономерностям:

    1. На каждом историческом этапе общество требует своего объема и интенсивности социального регулирования;

    2. По мере развития общества роль социального фактора человеческого поведения становится значительнее психобиологического;

    3. С развитием и усложнением социальной жизни появляется целая система регулятивных норм;

    Социальное регулирование преследует определенные цели. В первую очередь это поддержание стабильности и порядка в обществе, предупреждение всяких социальных преобразований (революций), а также создание институтов и учреждений, способных обеспечить гарантии реализации и защиты потребностей и интересов членов общества.2

    Еще во времена первобытного догосударственного строя в обществе существовали регулятивные нормы, которые передавались из поколения в поколение, – мононормы. Они обеспечивались силой привычки и общественным мнением, не подлежали сомнению и носили естественный характер.

    Мононормы отражали потребности общества, не различая права и обязанности, но четко выделяли табу – строгие запреты на совершение определенных действий, как правило, под угрозой сверхъестественного наказания.

    Регулятивные нормы первобытной общины еще не были разделены по объектам действия на индивидуальные и коллективные и включали в себя религию, табу, мифы, обычаи, магию, обряды, ритуалы и так далее.

    На данный момент выделяется два вида социального регулирования: индивидуальное и нормативное.

    Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам.1 Такой вид социального регулирования позволяет решать многие жизненные задачи с учетом индивидуальных качеств участников, однако остаются большие возможности для личного усмотрения и произвола.

    Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, то есть стандартов, образцов, эталонов, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все, кто окажется в сфере действия таких правил.2 Нормативное регулирование значительно уменьшает возможность ущемления чьих-то интересов посредством произвола.

    Но для качественного функционирования необходимо использование этих двух видов регулирования общественного порядка в совокупности.

    Нормы, складывающиеся в отношениях между людьми и определяющие общественный порядок, называют социальными нормами. Их можно определить, как общие правила поведения, отражающие волю участников общественных отношений, регулирующих эти отношения с целью поддержания целостности общества.

    Ю.А.Клейберг при исследовании девиантного (отклоняющегося) поведения давал такое определение: «Социальная норма – обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретно-исторических условиях жизни общества»1.

    То есть социальные нормы, по сути своей, являются инструментом наведения порядка в обществе на каждом конкретном историческом этапе развития данного общества, что является отражением закономерности, которой подчиняется существование и развитие социального регулирования.

    Социальные нормы позволяют контролировать общество, регулировать его ‒ направляют индивида в вопросах приемлемости и неприемлемости того или иного поведения. С помощью этих норм общество приобретает упорядоченный характер.

    Способы социального регулирования поведения людей можно по характеру свести в три основные группы: побуждения, понуждения, принуждения.

    Побуждение — метод социального регулирования, обращенный к чувствам, привычкам и эмоциям человека. Данный метод убеждает в полезности определенного поведения, при этом акцент делается на авторитете, но не на насилии.

    Понуждение — метод регулирования, основанный главным образом на материальном стимулировании, когда выгода определяет желаемое поведение. Его основа заключается в поощрении, вознаграждении или, напротив, лишении соответствующих имущественных благ или привилегий.

    Наконец, принуждение — это способ воздействия, когда социально необходимое или желаемое поведение достигается с применением насилия. Такой метод регулирования основывается на возможности (угрозе) государственного или общественного принуждения, а в случае необходимости и реализации этой угрозы. 1

    На данный момент все социальные нормы связаны между собой, оказывают влияние друг на друга, сохраняя при этом свои особенности и специфику. Социальные регуляторы отличаются друг от друга по содержанию, генезису, способам формирования, форме закрепления и способам обеспечения (гарантирования).2

    Говоря о видах социальных норм, следует выделить обычаи и традиции, правовые нормы, моральные нормы, эстетические нормы, политические нормы, религиозные нормы и др.

    Мораль формируется в духовной сфере жизни общества, она неинституционализирована, никак не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности и т. п., которые вырабатываются философией, религией, искусством в процессе этического осмысления мира.3

    Эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в искусстве, но и в повседневной жизни, прививая обществу модели «правильного» - красивого и «неправильного» - уродливого. Эстетические нормы вырабатываются в процесс развития культуры, становясь социально определенной и внутренне мотивированной потребностью человека.

    Политические нормы регулируют отношения между человеком и властью, между социальными группами, государствами. Эти нормы содержатся в различных манифестах, политических программах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах политических партий и движений. Если та или иная политическая норма находит отражение в законах, то приобретает характер правовой нормы.

    Религиозные нормы во многом выступают как нормы морали, совпадают с нормами права и закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается верой в неизбежность кары за грехи. 1 В настоящее время во многих современных государствах церковь отделена от государства, но не от общественной жизни.

    Далее речь в курсовой работе пойдет о правовых нормах и обычаях.

    1.2. Обычай: понятие, черты, соотношение с традициями

    В обычаях закрепляются привычные образцы поведения, которые становятся неотъемлемой частью жизни людей и поддерживаются силой общественного мнения, как и моральные нормы.

    При этом обычаи, как правило, не несут в себе оценочной нагрузки, в отличие от норм морали, где обычно довольно четко разграничены понятия «добро» и «зло», или эстетических норм, которые оценивают в категориях «красиво» и «безобразно».

    Несмотря на некоторую схожесть с нормами морали, обычаи стоит уметь отличать, так как разница между этими понятиями принципиальная. Обычаи и мораль регулируют разные виды социальных отношений: моральные нормы определяют должное. Если провести аналогию с правом, то обычаи и традиции можно рассматривать в качестве процессуальных норм, регулирующих порядок реализации моральных норм. Например, мораль требует быть вежливыми и приветливыми друг с другом, а обычай диктует варианты поведения: рукопожатие, троекратный поцелуй или поклон.

    Важным понятием также является традиция. Часто обычаи и традиции отождествляют, но это не совсем верно.

    Обычаи представляют собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.1

    Под традициями же понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества.2

    То есть традиции вполне могут существовать сравнительно короткий период. Они возникают в силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением и признаваемого им в качестве образца поведения в конкретной ситуации.

    Обычаи и традиции для многих людей имеют такое же значение как и нормы права, хоть и обеспечиваются общественным мнением и никогда – силой принуждения. Однако большая часть общества подвержена влиянию окружающих людей, поэтому, желая избежать пересудов и всеобщего порицания, индивиды вынуждены подчиняться правилам, которые передаются из поколения в поколение, даже если они во многом устарели.

    Те, кто не придерживается установленных норм, могут оказаться в положении бойкота со стороны окружающих, что является ощутимым наказанием для человека как социального существа.

    Обычай считается полноценной социальной нормой только в том случае, когда становится привычкой большинства людей.

    М.П. Караева считает: «Обычаем называется правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение более или менее продолжительного времени».3

    К нормам обычая относят и нормы, регламентирующие обряды – сложные процедуры в бытовой, семейной, религиозной сферах жизни общества. Такие обычаи называют ритуалами (от латинского «ritualis» - обрядовый). Нормы обычая, регулирующие торжественные обряды, называются церемониалом (правилами церемонии).

    Таким образом, содержанием обычая является непосредственно образец поведения, а формой его закрепления выступает привычка.

    Итак, для обычая характерны следующие черты:

    1. Обычаи живут в общественной психологии;

    2. Они проникают в сферу индивидуального сознания даже глубже, чем нормы морали;

    3. Имеют основание и причину возникновения, которая может быть утрачена. Но при этом сам обычай остается необходимостью в общественном сознании в силу привычки;

    4. Имеют ограниченный круг действия (по кругу субъектов, по местности и так далее);

    5. В качестве механизма обеспечения их применения выступают сила привычки и общественное мнение;

    7. Не существует целостной системы обычаев: все нормы разрознены, связаны между собой лишь кругом действия, сферой применения;

    8. Обычай не имеет связи с оценочными категориями.

    Обычаи тесно связаны с правом, ибо исторически право, как система норм, произрастало именно из обычаев.
    1.3. Право: понятие, признаки и свойства

    Необходимость в формировании права была вызвана общественными потребностями: необходимостью установления единого порядка на определенной территории, потребностью поддерживать порядок, закрепить новые экономические отношения и регулировать товарообмен. Раннее право оформилось путем преобразования мононорм в обычное право. Нормы стали закрепляться письменно, имели четко выделенные дозволения, обязанности и запреты, поддерживались государственным принуждением.

    Наука термин «право» трактует в нескольких значениях.

    1. Правом называются естественные притязания людей (право на жизнь, право на самоопределение и т. п.). Эти права считаются естественными, поскольку обусловлены природой и сущностью человека и общества.

    2. Под правом понимается система юридических норм (российское право, трудовое право, избирательное право и т.д.).

    3. Термином «право» обозначают признанные официально возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Здесь речь идет о праве в субъективном смысле, то есть о праве, которое принадлежит субъекту права (право на судебную защиту, право избирать и быть избранным и т.д.).

    4. Данный термин используется для обозначения системы всех правовых явлений. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система» (англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т.д.).

    В данной курсовой работе термин «право» будет рассматриваться как система юридических норм.

    Право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, изданных государством, а также органами местного самоуправления либо в установленном порядке населением и негосударственными организациями, соблюдение которых обеспечивается принудительной силой государства.1

    Ряд авторов, в том числе Виктор Михайлович Корельский, считают: «Следует различать признаки и свойства права. Признаки характеризуют право как понятие, свойства — как реальное явление.» 1 Однако современная наука определяет понятия «свойства права» и «признаки права» как тождественные, так они рассматриваются и в данной курсовой работе.

    Существуют следующие свойства (признаки) права:

    1. Системность (право – это единая система предписаний, элементы которой взаимосвязаны);

    2. Формальная определенность (правовые нормы объективируются в формах права);

    3. Нормативность (право фиксирует в нормах права определенные для данного общества правила поведения);

    4. Общеобязательность или неперсонифицированность права (обращенность требований права к неопределенному кругу лиц);

    5. Государственная обеспеченность (в случае нарушения правовых норм могут быть применены меры государственного принуждения).

    Норма права – это формально определенное, имеющее общеобязательную силу правило поведения, закрепляющее права участников общественных отношений, обеспеченное возможностью применения государственного принуждения.2

    То есть правовые нормы закрепляются в нормативных правовых актах, издаваемых компетентными органами государственной власти, и иных формах права и поддерживается посредством применения силы, следовательно, норма права носит обязывающий характер – регулирование поведения участников общественных отношений выражается в наличии конкретных взаимных прав и обязанностей, образующих правоотношение.

    Возникнув как институт цивилизации в соответствии с ее требованиями, как один из ее первых «блоков», право стало носителем этих требований, механизмом претворения их в жизнь, обеспечивающим «самоподдержание» общества.1

    Однако прежде всего, право регулирует отношения собственности, власти, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, социально-экономического устройства и т.п.

    Все общественные отношения можно подразделить на три группы2:

    1. Общественные отношения, регулируемые правом, выступающие в качестве правовых;

    2. Общественные отношения, не регулируемые правом, не имеющие юридической формы;

    3. Общественные отношения, частично регулируемые.

    Можно полагать, что по сравнению с другими общественными регуляторами, право – неотъемлемый атрибут государства. В самом общем смысле правовые отношения можно определить как общественные отношения, урегулированные правом.

    Необходимо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию. Как можно понять из вышесказанного, часть общественных отношений либо не регулируются правом вовсе либо регулируются не полностью.

    Таким образом, можно сделать вывод, что право устанавливает в обществе правила поведения, которые выступают в качестве координирующих норм, упорядочивающих связи между людьми и обществом, людьми и социальными группами, людьми и различными институтами. Оно имеет множество сходных черт с другими социальными регуляторами, часто работает в совокупности с ними, однако обладает рядом признаков, отличающих право от остальных видов социальных норм.
    Глава 2. Соотношение права и обычая

    2.1. Общественно опасные обычаи

    Целесообразно рассматривать соотношение обычая и права как отношение юридических норм к реально существующим в социуме обычаям. На данный момент существует три варианта соотношения этих двух социальных норм:

    1. Право поддерживает обычаи и создает благоприятные условия для их применения.

    2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

    3. Нормы права безразличны к действующим обычаям.

    Представляется, обычаи не всегда соответствуют целям и задачам права, зачастую противоречат им. Такие обычаи называют общественно опасными, так как следование этим обычаем является опасным для государства и общества.

    В качестве примера можно вспомнить обычай кровной мести, характерный для родоплеменного строя. Данный обычай заключается в том, что человек, совершивший убийство, или один из членов его семьи обязательно наказывается смертью – в этом нашим предкам виделось справедливое возмездие.

    Упоминание об обычае кровной мести встречается в Русской Правде (XI—XII века), где оговаривались многие моменты, касающиеся данного обычая. В том числе в документе четко обозначалось, кто имел право мстить за убийство родственника: «Убьеть муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову...».1

    То есть за убийство имели право мстить брат – за брата, сын – за отца, отец – за сына, племянник – за дядю и тетю. В остальных случаях убийца обязан был уплатить виру - штраф в пользу князя в размере сорока гривен. Аналогичный штраф уплачивался в случае, если мстить за убитого было некому.

    Обычай кровной мести был запрещен еще сыновьями Ярослава Мудрого, однако у народов Северного Кавказа кровомщение было распространено до прихода советской власти, а у некоторых и по сей день.

    После Гражданской войны в некоторых местностях кровная месть была очень распространена: в 1924 году по данным прокуратуры 80 % тяжких преступлений в Дагестане совершались по мотивам мести.1

    В ответ на оскорбление женщины, захват земли, ранение или убийства горцы отвечали убийством обидчика. Кровная месть могла продолжаться в течение долгих лет, переходя в статус настоящей бойни.

    «Например, в даргинском с. Кадар Нагорного Дагестана два тухума враждовали около 200 лет, с XVII в. до 60-х гг. XIX в. Среди ингушей известен случай кровной мести, продолжавшейся почти 150 лет, в течение которых каждая сторона потеряла не менее 20 человек убитыми».2

    Очевидно, что подобная вражда несет вред для общества, потому необходимость запрета обычая кровной мести является бесспорной. Уголовный Кодекс РСФСР в статье 231 гласил: «Уклонение родственников убитого от отказа применения кровной мести в отношении убийцы и его родственников, осуществляемого в порядке, установленном положением о примирительном производстве по делам о кровной мести, —наказывается лишением свободы на срок до двух лет».3

    Уголовный Кодекс Российской Федерации в пункте «е. 1» (введен Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 211-ФЗ) ч. 2 ст. 105 рассматривает убийство по мотиву кровной мести как квалифицированный состав преступления и закрепляет за него санкцию в виде лишения свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью. В то же время как убийство по части 1 той же статьи наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.1

    То есть мотив кровной мести рассматривается в Уголовном Кодексе РФ как отягчающее обстоятельство, наряду с убийством женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, или убийством, совершенном с особой жестокостью.

    Однако, несмотря на запрет государства обычая кровной мести, статистика на 2013 год, по данным В.А.Тишкова, такова, что 10–15% всех зарегистрированных в республиках преступлений совершаются на почве кровной мести2.

    Общественно опасным также можно считать обычай похищения невесты. Похищение невесты (брак умыканием) - практика похищения невест с последующей насильственной женитьбой, распространенная на Кавказе, в Казахстане, Киргизии, Эфиопии и среди тюркских народов. Согласно этому обычаю, парень может украсть понравившуюся девушку из родительского дома, если по каким-то причинам он не может жениться на ней другим способом. Как правило, «умыкание» невесты происходит по причине неспособности жениха выплатить калым за понравившуюся девушку, либо из-за несоответствия по социальному статусу.

    Похищенная невеста проводит в доме жениха ночь, на протяжении которой его семья уговаривает ее дать согласие на брак. В случае отказа – на семью девушки ложится пятно позора, поскольку она провела ночь в доме мужчины и считается опозоренной. Именно желая избежать подобного развития событий, похищенные обычно соглашаются на брак.

    Романтичный обычай? Возможно. Если не рассматривать его с той точки зрения, что данный брак по сути своей является недобровольным. Это напрямую противоречит Семейному Кодексу РФ: «Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста».1

    Еще во времена Союза Советских Социалистических Республик обычай похищения невесты находился под запретом: «Принуждение женщины к вступлению в брак или продолжению брачного сожительства либо воспрепятствование женщине вступить в брак, а равно похищение ее для вступления в брак - наказывается лишением свободы на срок до двух лет».2

    Кроме того, данный обычай подпадает под ст. 126 Уголовного Кодекса Российской Федерации: «Похищение человека - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок»3.
    2.2. Правовой обычай как источник права
    Обычаи, как отмечалось ранее, не имеют формального закрепления в письменных актах, они существуют лишь в общественном сознании, сохраняются и передаются посредством следования определенной поведенческой модели. Некоторые обычаи настолько разумны и рациональны, что со временем признаются государством и получают его поддержку. В случае санкционирования обычая – он становится правовым обычаем.

    В Средние века в Европе обычаями регулировались, прежде всего, брачно-семейные, имущественные и наследственные отношения, порядок землепользования и водопользования, разрешение военных конфликтов, территориальных споров и так далее.

    Во второй половине XIX века концепция санкционирования обычая государством была возрождена. Согласно этой идеи, обычай, признанный государственной властью, приобретает юридическую силу, но до этого момента, он является только показателем человеческих стремлений и желаний.

    Однако некоторые современные авторы, в том числе и И.Б.Ломакина, считают: «обычаи приобретают правовой статус не вследствие их санкционирования органами власти, а в силу их онтологической сущности, то есть присущих им самим свойств (признаков): общезначимость, нормативность, общеобязательность, общественная полезность, общественная защищенность, и представительно-обязывающий характер».1

    Правовые обычаи по большей части имеют те же особенности и характерные черты, что и неправовые обычаи, с одной весьма существенной разницей. Правовые обычаи обязательно должны быть санкционированы государством и, как следствие, приобретают юридическую силу и в случае их нарушения обеспечиваются силой государственного принуждения. Неправовые обычаи, не обладая юридической силой и не будучи источниками права, обеспечиваются лишь силой привычки и общественным мнением.

    Способы выражения и доведения решений правотворческих органов о принятии соответствующих норм права до заинтересованных лиц понимаются как источники права.2 Современная нормотворческая практика знает следующие источники права3: 1) нормативно правовой акт; 2) судебный прецедент; 3) правовой обычай; 4) нормативный договор; 5) религиозные тексты.

    Правовой обычай – исторически первый источник права, представляющий собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в силу его многократного повторения.1

    Обычное право ранних государств складывалось путем преобразования мононорм. Этот процесс был связан с санкционированием государством уже существующих регулятивных норм, их изменением и дополнением. То есть первоосновой обычного права является обычай.

    Древнейшими памятниками обычного права являются своды обычаев: законы Ману, законы Хаммурапи, Салическая правда и Русская правда, уже упомянутая в данной курсовой работе.

    И.А.Покровский считал, что обычай есть непосредственное проявление народного правосознания, норма, свидетельствующая о своем существовании самим фактом своего неуклонного применения.2

    Под правовым обычаем как источником права следует понимать специфическую форму, в которой выражается правило поведения созданное самим обществом, вошедшее в привычку людей и которому придано значение общеобязательной нормы.3

    Существует множество определений понятия «правовой обычай», но в каждом из них представляются схожие черты.

    Итак, правовой обычай:

    1. Регламентирует поведение человека;

    2. Общеобязательный (его применение неуклонно);

    3. Создается самим обществом (непосредственное проявление народного правосознания);

    4. Применяется многократно (входит в привычку);

    5. Является нормой, санкционированной государством.

    Правовые обычаи могут прямо закрепляться в законе, логически вытекать из правовых норм или просто упоминаться. В любом случае правовые обычаи должны находиться в сфере правового регулирования и не противоречить праву.

    По характеру соотношения с законом правовые обычаи могут существовать в дополнение к закону (помогать толкованию и применению норм права) и помимо закона (регулировать общественные отношения).

    При взаимодействии права и обычая сама обычная норма юридического значения не имеет, а значимы действия совершенные при реализации ее требований. В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Другими словами, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в правовой.1

    В. В. Наумкина дает следующее определение санкционирования обычая: «санкционирование – признание государством какого-либо обычного правила, при котором обычай приобретает правовые качества, сохраняя общественные начала».2

    То есть под санкционированием обычая подразумевается наделение его юридической силой, определенными правовыми качествами.

    Также как и вариантов отношения государства к обычаям, способов санкционирования обычаев существует несколько.

    1. Законодательным органом путем закрепления в бланкетной норме отсылки к правовому обычаю и связи с конкретными отношениями;

    Закрепление правового обычая законодательным органом может происходить исключительно путем отсылки к данной норме, без текстуального закрепления самого обычая. В противном случае, при санкционировании обычая его цитированием законодательный орган получит не правовой обычай, а норму права, которая лишь основывалась на обычае. Данная норма утратит свои качества как обычая, потеряет свойства. Санкционирование с помощью прямого разрешения закона предполагает наличие в бланкетной норме разрешения использовать обычай.

    1. Судебными органами путем использования в качестве основания обычая без разрешения законодателя (молчаливое санкционирование);

    Суд самостоятельно определяет допустимость применения к конкретным правоотношениям обычных норм при соблюдении молчания законодательным органом по этому поводу. Данная процедура носит казуальный характер: стороны воспользовались обычаем, который возник самостоятельно, естественным путем, а суд оценивает возможность применения данного обычая в этом конкретном случае и, в при положительном решении вопроса, санкционирует правовой обычай, создавая прецедент для всех будущих дел со схожими обстоятельствами, связанными с данным обычаем.

    1. Судебными органами определенного порядка разрешения дел, сложившегося в обыкновение судебной практики.1

    Санкционирование обычая данным способом возможно только если ведет «к образованию своеобразных судебных обычаев, складывающихся в конце концов в целую систему права»2

    При этом судебные решения не создают никаких обычаев и не дают им какого-либо статуса. Суд лишь пользуется обычаем, если он уже признан в качестве формы права, подкрепляя юридической силой данный правовой обычай общеобязательностью судебных решений.

    2.3. Обычаи в правовой системе Российской Федерации

    В системе источников права Российской Федерации правовой обычай занимает весьма скромное место. Как правило, правовой обычай вступает в силу там, где образуется пробел в законодательстве.

    Н.Н. Разумович писал: «Хотим мы этого или нет, обычное право действует. Оно существует и будет существовать столько, сколько просуществует право, оказывая влияние на правовое развитие, восполняя пробелы в зонах правового общения, а также там, где законопредписания нежизнеспособны»1.

    Возможность использования правового обычая как источника права предусмотрена, в частности, гражданским и семейным законодательством Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, а также Конституцией Российской Федерации.

    Одним из самых известных примеров закрепления обычая в нормах права может послужить ст. 99 Конституции Российской Федерации, где в части 3 закреплено: «Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат».2 Обычай открытия первого заседания Государственной Думы нового созыва старейшим по возрасту депутатом существует во многих странах мира. Данная парламентская традиция существовала в Верховных Советах Союза Советских Социалистических Республик и Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и сохранилась в Государственной Думе Российской Федерации. «Выдвижение на первый план общечеловеческого признака - возраста депутата - свидетельствует об уважении к парламентским традициям, подчеркивает единство депутатского корпуса и отчасти смягчает острую политическую борьбу, которая разворачивается на первых заседаниях парламента нового созыва»3.

    Вместе с тем, закрепление обычая в нормах права приводит к утрате им своего статуса, т.к. правовой обычай характеризуется не закреплением в норме, а отсылкой к нему. В качестве примеров существования в правовой системе России правовых обычаев можно привести следующие.

    В ч. 1 ст. 131 Конституции России также упоминаются традиции: «Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно».

    В п. 1 ст. 19 Гражданского Кодекса Российской Федерации говорится: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».1

    В ч. 1 ст. 130 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации написано: «Срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки». 2

    Ст. 3 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полностью посвящена обычаям морского порта. 3

    П. 1 ст. 5 Гражданского Кодекса Российской Федерации гласит: «Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».4

    Примером применения обычая может послужить и ст. 852 Гражданского Кодекса Российской Федерации, где во п. 2 закреплено: «Проценты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, уплачиваются банком в размере, определяемом договором банковского счета, а при отсутствии в договоре соответствующего условия в размере, обычно уплачиваемом банком по вкладам до востребования»1

    Подобные ссылки на обычаи содержатся в статьях 848, 853, 862 и других нормах Гражданского Кодекса Российской Федерации.

    Заключение


    Обычаи – это исторически первая группа социальных норм, возникшая одновременно с возникновением самого общества. Во времена образования первых государств обычаям начали придавать большее значение, систематизировать, санкционировать их, придавая общеобязательный характер. Таким образом, можно сказать, что право зародилось на основе обычая, отодвинув его со временем на второй план.

    Сейчас есть три варианта соотношения права и обычая. Либо обычай санкционирован государством и носит статус правового, либо запрещен законодательно и считается общественно опасным, либо нормы права безразличны к обычаю.

    В связи с переходом Российской Федерации от запретительных методов правового регулирования к дозволительным, роль обычаев, которые санкционируются государством и становятся правовыми, возрастает.

    На данный момент в законодательстве России возможно обнаружить достаточное количество упоминаний обычаев как норм, которыми должно руководствоваться. Особенно часто подобные статьи встречаются в Гражданском Кодексе Российской Федерации и Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

    В то же время крайне важно понимать, что в некоторых обычаях есть немало консервативного, устаревшего и, как следствие, неприемлемого для применения в условиях современной России. Такие обычаи необходимо искоренять, используя все доступные законные методы.

    Список использованной литературы


    Нормативные правовые акты

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

    3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

    4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

    5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

    6. Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 261-ФЗ (ред. от 29.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

    7. Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960 // СПС «КонсультантПлюс».

    Научная и учебная литература

    1. Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995.

    2. Власова Т.В. Дуэль В.М., Занина М.А. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: РАП, 2013.

    3. Голунский С. Обычное право // Советское государство и право. 1939. № 3.

    4. Историко-культурные традиции народов Северного Кавказа / Под ред. В.А. Тишкова. М.: ИЭА РАН, 2013.

    5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М., 2001.

    6. Ломакина И. Б. Этническое обычное право: теоретико-правовой аспект: Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. СПб., 2005.

    7. Малова О.В. Правовой обычай и его виды // СибЮрВестник. 2001. № 1.

    8. Наумкина В.В. Санкционирование обычаев // Вестник Российской правовой академии. 2007. № 4.

    9. Обществознание: Учебник. 11 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, В.А. Литвиновой. М., 2014.

    10. Покровский И.А. История римского права. СПб., 1999.

    11. Рыбаков В. А. Правовой обычай как исторически устойчивый источник права // Вестник Омского Университета. 2007. № 3.

    12. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов М.: ЗАО Юстицинформ, 2012.

    13. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.П. Каревой, Г.И. Федькина. М., 1955.

    14. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М.Корельского, В.Д. Перевалова. 2-е изд. М., 2002.

    15. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие. В 2-х тт. Т. 1. М., 1995.

    Интернет-ресурсы

    1. Русская Правда (Краткая редакция) / Подготовка текста, перевод и комментарии М. Б. Свердлова // Библиотека литературы Древней Руси. [Электронное издание] / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Т. 4: XII век.

    1 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие. М., 1995. Т. 1. С.152.

    2 Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: РАП, 2013. С. 95.

    1. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д.Перевалова. 2-е изд., М., 2002. С.42.

    2 Там же. С. 42.

    1 Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М., 2001. С. 27.

    1 Социология права: учебник для бакалавриата и магистратуры / Под. ред. В. В. Касьянова, В. Н. Нечипуренко. М.: Юрайт, 2016. С. 182

    2 Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: РАП, 2013. С. 94.

    3 Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д.Перевалова. 2-е изд., М., 2002. С. 260.

    1. Обществознание: Учебник 11 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, В.А Литвинова. М., 2014. С.155.

    1 Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д.Перевалова. 2-е изд., М., 2002. С. 260.

    2 Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / М.: ЗАО Юстицинформ, 2012. С. 52.

    3 Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.П. Каревой, Г.И. Федькина. М., 1955. С. 350.

    1 Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: РАП, 2013. С. 87

    1 Теория государства и права: Учебник для вузов. / Под ред. В. М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Издательство НОРМА, 2002. С. 228.

    2 Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: РАП, 2013. С. 100.

    1 Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995. С. 60.

    2 Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Издательство Московского университета, 2011. С. 172.

    1 Русская Правда (Краткая редакция) / Подготовка текста, перевод и комментарии М. Б. Свердлова // Библиотека литературы Древней Руси. [Электронное издание] / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Т. 4: XII век.

    1 Историко-культурные традиции народов Северного Кавказа. / Под ред. В. А. Тишкова. М.: ИЭА РАН, 2013. С. 78—79.

    2 Там же. С. 72.

    3 Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960 г. // СПС «КонсультантПлюс».

    1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

    2 Историко-культурные традиции народов Северного Кавказа. / Под ред. В. А. Тишкова. М.: ИЭА РАН, 2013. С. 78—79.

    1 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

    2 Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960 // СПС «КонсультантПлюс».

    3 Там же.


    1 Ломакина И. Б. Этническое обычное право: теоретико-правовой аспект. Автореф. дис. д-ра юрид. наук. – СПб., 2005. С. 21.

    2 Теория государства и права: Учебник для вузов. / Под ред. Сырых В. М. М.: ЗАО Юстицинформ, 2012. С. 58

    3 В курсовой работе понятие «источники права» и «формы права» рассматриваются как равнозначные.

    1 Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: РАП, 2013. С.109.

    2 Покровский И.А. История римского права. СПб., 1999. С. 52.

    3 Малова О.В. Правовой обычай и его виды // СибЮрВестник. 2001. № 1. С. 34.

    1 Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под. ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова 2-е изд., М., 2002. С. 262.

    2 Наумкина В.В. Санкционирование обычаев // Вестник Российской правовой академии. 2007. № 4. С. 10.

    1 Рыбаков В. А. Правовой обычай как исторически устойчивый источник права // Вестник Омского Университета. 2007. №3. С. 16.

    2 Голунский С. Обычное право // Советское государство и право. 1939. № 3. С. 52.

    1 Разумович Н.Н. Источники права и форма права // Советское государство и право. 1988. № 3. С. 25.

    2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (Далее – Конституция РФ).

    3 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Норма, 2003. С. 358.

    1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

    2Кодекс Торгового Мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

    3 Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 г. № 261-ФЗ (ред. от 29.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

    4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

    1 Там же.



    написать администратору сайта