Тыщенко. Курсовая работа по дисциплине учебного плана История древнего мира по направлению подготовки 46. 03. 01 История
Скачать 206.5 Kb.
|
1 2 Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный университет» Институт истории, международных отношений и социальных технологий Кафедра отечественной и всеобщей истории, археологии ТРАДИЦИОННЫЕ ЖИЛИЩА НАРОДОВ СИБИРИ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине учебного плана «История древнего мира» по направлению подготовки 46.03.01 История
Волгоград 2021 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Одной из самых главных потребностей человека является нужда в жилище. Тип жилища в традиционных культурах обусловлен климатическими особенностями и природными ресурсами региона и является неотъемлемой частью хозяйственно-культурного типа конкретного этноса.1 Сибирь является обширной географической областью от Урала до Тихого океана, в пределах которой с глубокой древности формировались своеобразные этнолингвистические общности и хозяйственно-культурные типы коренного населения. Жилища являются неотъемлемой частью материальной культуры, а для народов Сибири они характеризуются высокой приспособленностью к суровым природным условиям. Специфика климатических условий и традиционной деятельности обусловило вид и конструкцию жилища сибирских народов. Характеристика традиционных жилищ народов Сибири как исторического источника содержится как в работах посвященных этнографии конкретных народов, так в обобщающих работах. Источники по теме “Традиционные жилища народов Сибири” можно разделить на археологические и этнографические. Из основных археологических памятников для данной темы можно выделить поселения в Новосибирском Приобье, там исследован ряд памятников начала II тыс. н. э. Так при раскопках поселения Боровое-1 под руководством А.А. Адамова были получены данные, позволяющие судить об одном из типов конструкций жилищ начала II тыс н. э. В раскопе было выявлено три котлована от жилищ. Жилища были однокамерными, а видимый до раскопок переход из одной западины в другую был образован расположенными близко друг к другу выходами из жилищ. Учитывая правильные геометрические формы котлованов, отсутствие столбовых ям как в котлованах, так и рядом с ними, можно реконструировать раскопанные жилища как срубные.2 На двух других памятниках было исследовано по одной постройке (городище Мань-Няслан-Тур на р. Ляпини и поселение Зеленая горка вблизи Салехарда ). Семь поселений вскрыто полностью, одно — на 2/3 площади памятника, остальные — на 1/2 и меньше. На них изучены 41 постройка.3 К основным этнографическим источникам прежде всего следует отнести монографию В.Г. Богораза “Материальная культура чукчей”, в которой даётся описание традиционных жилищ оленных и приморских чукчей. В ней подробно описаны строение общего типа чукотского жилища, метод строительства, домашняя утварь, спальные помещения, очаги, водовместилища и др. Автор дает классификацию летним и зимним типам жилищ, включая жилища приморских и оленных чукчей с выделением типов подземных и снежных жилищ. В другом источнике монографии В.И. Иохельсона “Коряки: Материальная культура и социальная организация” дается исчерпывающая информация о устройстве и методах строительства жилищ этого народа. В серии "Народы мира". Этнографические очерки есть том ”Народы Сибири”, в котором подводятся итоги этнографических исследований по данной территории. В этом труде помимо прочей информации описываются жилища 28 народов Сибири. Кроме того, на основе накопленных этнографических данных АН СССР был издан “Историко-этнографический атлас Сибири”. В главе “Жилища” А. А.Попов даёт классификацию жилищ народов Сибири, а также дается общее представление о всем разнообразии типов жилищ народов Сибири и их перечень по народам, геометрическим формам и т.д. Есть информация о жилищах народов Сибири и в работе “Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Том 1. Поселения и жилища.” В ней рассмотрены поселения и жилища всех исторических эпох: от палеолита до современности. В книге собран огромный фактический материал, дана его систематизация, показана история поселений и жилищ, выявлены закономерности развития городищ. Очень подробная интересующая нас информация содержится в монографии З.П. Соколовой "Жилища народов Сибири (опыт типологии)", и в ее статье "Жилища народов Сибири", опубликованной в сборнике "Традиционные жилища народов России". Автор обобщает материал по жилищам 34 коренных народов Сибири, дает историографический обзор изучения данной тематики, а также анализирует попытки классификации жилища коренных народов Сибири. Сборник "Жилища народов Западной Сибири" содержит результаты археологических и этнографических исследований по изучению Западной Сибири. В нем имеются статьи, посвященные жилищам хантов, телеутов, шорцев, сибирских татар, и русских. В археологических статьях публикуются памятники Новосибирского Приобья, районов Нижней и Средней Оби, Таежного Прииртышья и т. д. В этнографическом исследовании А.А. Кузнецовой “Жилища, одежда и пища минусинских и ачинских инородцев” содержится описание традиционных типов жилищ хакасов на рубеже начала вхождения в быт жилищ русского типа, а также вопросы их типологии, технологии строительства, конструкций и распространения в крае. Автор Н.К. Данилова в своей монографии “Традиционное жилище народа саха” представляет результаты исследования по выявлению семиотического статуса жилищ якутов как знакового компонента культурного пространства. В статье А.Ю. Майничивой ”Методика полевого этнографического исследования жилища русских в Сибири: проблемы выявления традиций и новаций”, рассмотрены некоторые итоги по формированию комплекса методических приёмов на примере полевого этнографического исследования сельского жилища русских в Сибири.4 Таким образом, актуальность темы исследования связана с суммированием данных по традиционному жилищу народов Сибири, которое отличается исключительным разнообразием и богатством как архитектурно-художественных форм, так и технологических приемов строительства. Взаимообмен традициями в архитектурном решении между народами Сибири формировался в похожих географических и климатических условиях. Поэтому проведение сравнительного анализа с выявлением сходств и различий по типам жилищ у народов Сибири позволит проследить, как похожие условия формирования сказываются на жилой архитектуре у разных народов, и одновременно подчеркнуть национальные особенности, пока проблемы глобализации не так сильно затронули Сибирь и сохраняются еще традиционные типы жилищ у коренных народов Сибири, то необходимо использовать опыт для продвижения новых форм в турбизнесе и т.д. Цель работы состоит в выявлении на основе источников и литературных данных особенностей традиционного жилища народов Сибири. Из поставленной цели вытекают следующие задачи исследования: проанализировать источники и этнографическую литературу посвященную традиционному жилищу народов Сибири; описать основные хозяйственно-культурные типы народов Сибири и дать классификацию традиционного жилища; описать различные типы традиционных жилищ народов Сибири; установить черты сходства и различия традиционных жилищ народов Сибири. ГЛАВА 1. История изучения традиционных жилищ народов Сибири Начиная со становления этнографии как научной дисциплины в России тема традиционного жилища народов Сибири находится в поле особого внимания ученых, так как его рассматривают в качестве этнодифференцирующего маркера.5 Следует отметить, что вплоть до второй половины XX века отсутствовали обобщающие труды по коренным народам Сибири. Монографии были по отдельным народам, хотя один и тот же этнограф мог издать труды по нескольким народам и племенам Сибири. Все работы данной тематики можно рассмотреть по трем периодам изучения: дореволюционный, советский и постсоветский, каждый из которых имеет свои особенности. В дореволюционное время и в начале XX в. изучением материальной и духовной культуры коренных народов Сибири занимались только этнографы. О жилых постройках народов Сибири имеется довольно много сведений в этнографической литературе того времени, но большинство из них не могут быть использованы для научного познания. Эти сведения весьма поверхностны, неполны, иногда и не совсем достоверны. Кроме того, у них часто отсутствуют необходимые чертежи планов и конструкций, и только в некоторых случаях приводятся фотографии и рисунки внешнего вида жилищ обычно только с переднего фасада. Этих недостатков не лишены даже известные монографии по народам Сибири.6 Из-за не разработанной в то время методики полевых этнографических исследований большая часть этих работ содержит мало информации . Тем не менее описания поселений и жилищ в этих работах хоть и не полные, но содержат ценные этнографические данные, позволяющие воссоздать облик жилища, его интерьер, хозяйственные постройки и особенности быта крестьян в дореформенный период первой половины XIX в. В связи с этим современные ученые эти работы чаще всего рассматривают в качестве исторического источника. Первые фрагментарные сведения о типах якутских жилищ содержатся в работах участников Второй Камчатской экспедиции 1733–1744 гг.: И.Г. Гмелина, Г.Ф. Миллера, Я.И. Линденау, И.Э. Фишера, И.Г. Георги, экспедиции Биллингса–Сарычева.7 В монографии выдающегося русского этнографа В.Г.Богораза “Материальная культура чукчей” чукотским жилищам посвящена отдельная глава. В ней подробно описаны строение общего типа чукотского жилища, метод строительства, домашняя утварь, спальные помещения, очаги, водовместилища и др. Автор дает классификацию летним и зимним типам жилищ, включая жилища приморских и оленных чукчей с выделением типов подземных и снежных жилищ. Большую научную ценность имеет книга В.И. Иохельсона “Коряки: Материальная культура и социальная организация”. В этой работе этнограф описал различные типы жилищ коряков и материалов из которых их строят, объяснил сходства и различия типов их жилищ и сходства и различия корякских и чукотских жилищ (эти народы родственные). Эта работа дает представление о достоинствах и недостатках различных типов жилищ. Автор высказал мнение, что остовы жилищ строятся по типу юрт монгольских и тюркских племён Азии, приспособленных к холодному климату8 и высказал предположение, что резкие перепады температуры при нагреве и проветривании этих жилищ пагубно влияют на здоровье.9 Значимой работой рубежа XIX–XX вв. является этнографическое исследование А. А. Кузнецовой “Жилища, одежда и пища минусинских и ачинских инородцев”. Работа содержит описание традиционных типов жилищ хакасов на рубеже начала вхождения в быт жилищ русского типа. В работе рассматриваются вопросы их типологии, технологий строительства, конструкций и распространения в крае. Из типов жилищ подробно описываются жилища срубной и каркасно-столбовой конструкций: временных непереносных, переносных и оседлых жилищ. Данная работа интересна ещё тем, что в ней приводятся данные о стоимости разных типов жилищ хакасов и трудозатратах времени при их постройке. Советский период в истории изучения этнографии сибирских народов ознаменовался многочисленными экспедициями, в результате которых был собран и систематизирован этнографический материал по типам жилищ. В это же время появляются обобщающие работы как по типам жилищ отдельных народов, так и в целом по народам Сибири. Большую роль в исследовании тематики, посвященной традиционным жилищам сыграло открытие в 1954 г. в качестве структурного подразделения в Институте этнографии АН СССР сначала Группы Севера, а в 1956 г. сектора по изучению социалистического строительства у малых народностей Крайнего Севера. В 1986 г. этот сектор получил статус отдела и стал называться «отдел этнографии народов Крайнего Севера и Сибири». В отделе во второй половине XX века начались работы по систематизации огромного этнографического материала по народам Сибири.10 Первая и одна из лучших научных работ является “Историко-этнографический атлас Сибири”, одна из глав в котором посвящена традиционным жилищам сибирских народов. В ней представлена самая полная классификация жилищ, она является первым опытом изучения распространения типов жилищ у народов Сибири.11 В нем же дается общее представление о всем разнообразии типов жилищ народов Сибири и их перечень по народам, геометрическим формам и т.д. Советский и российский этнограф З.П.Соколова, участвующая в работе многих экспедиций в Сибири, опубликовала огромное количество как книг, так и статей по тематике культуры народов Сибири. Для нашей темы важно упомянуть ее обобщающие труды по традиционным жилищам коренных народов этого региона. К ним можно отнести ее монографию "Жилища народов Сибири (опыт типологии)" и статью "Жилища народов Сибири", опубликованную в сборнике "Традиционные жилища народов России". В этих работах З.П. Соколова обобщает материал по жилищам 34 коренных народов Сибири, дает историографический обзор изучения данной тематики, а также анализирует попытки классификации жилища коренных народов Сибири. Исходным положением в ее работе является высказывание о том, что традиционные поселения и жилища народов Сибири связаны с традиционными отраслями хозяйства, распространенными у этих народов в конце XIX – начале XX вв., такими как оленеводство, охота, рыболовство, морской зверобойный промысел и т.д. Угасание этих отраслей народного хозяйства в 1960-1970-х гг. привело к исчезновению и традиционной культуры.12 В сборнике статей "Жилища народов Западной Сибири" были опубликованы данные по археологическому и этнографическому исследованию Западной Сибири. Статьи этнографов этого сборника посвящены жилищам хантов, телеутов, шорцев, сибирских татар и русских. В статьях археологов рассматриваются памятники Новосибирского Приобья, районов Нижней и Средней Оби, Таежного Прииртышья и т. д. с реконструкцией типов жилищ у народов древности, средневековья и нового времени Сибири. Интересен сборник был ещё и тем, что в нём есть статья П.Е. Бардиной посвящённая жилищам русского населения, сохранившего при переселении с конца XVI в. свои древние традиции и выработавшего некоторые новые.13 В нулевых и начале десятых годов XXI века, благодаря тенденции, направленной на возрождение национальных культур народов бывшего СССР, оформился подход к изучению традиционных жилищ народов Сибири с акцентом на семантический анализ. В частности изучение дома как модели Вселенной у тюрко-монгольских народов. Так, проблема культурного пространства в разное время плодотворно разрабатывалась сторонниками семиотического метода В.В. Ивановым, Е.М. Мелетинским, Ю.М. Лотманом, С.Ю. Неклюдовым, В.Н. Топоровым и др., в трудах которых мифопоэтический и мифоритуальный миры рассматривались через призму пространственно-временного континуума. Среди работ, имеющих отношение к теории культурного пространства, следует выделить исследования в области гуманитарной географии В.Л. Каганского, В.Н. Калуцкова, Д.Н. Замятина и др., в которых этот феномен рассматривается как одна важнейших категорий культурного ландшафта.14 В монографии “Традиционное жилище народа саха” Н.К. Даниловой представлено исследование по выявлению семиотического статуса жилищ якутов как знакового компонента культурного пространства. Определено ритуально-мифологическое содержание традиционного якутского жилища в контексте пространственных представлений и выявлен его семиотический статус в традиционной картине мира.15 Таким образом, проведенный обзор научной литературы и источников позволяет сделать следующие выводы. 1. Изучение традиционных жилищ сибирских народов имеет богатую историю, но большая часть работ рассматривает эту тему в рамках материальной культуры изучаемого этноса, а отдельных работ, посвященных традиционному жилищу мало. 2. Во второй половине XX века советские учёные, проделав огромную работу по систематизации накопленных данных этнографов, и, организовывая новые экспедиции, в которых использовали более совершенные методики этнографических исследований, чем в дореволюционный период, смогли дать подробную классификацию жилищ всех сибирских народов. 3. В современной российской этнологии изучение традиционных жилищ народов Сибири не ограничивается их классификацией, и связью с климатическими условиями, и КХТ народа, а дополняется семантическим анализом. 1 2 |