Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1 Пешие охотники и рыболовы таежной зоны и лесотундры

  • 2.2 Оседлые рыболовы в бассейнах больших и малых рек и озер

  • 2.3. Оседлые охотники за морским зверем на побережье арктических морей

  • 2.4 Кочевые таежные оленеводы-охотники и рыболовы.

  • 2.5 Кочевые оленеводы тундры и лесотундры

  • 2.6 Земледельцы и охотники Южной Сибири

  • ГЛАВА 3. Типология жилища народов Сибири

  • 3.1 Определения и описания основных типов жилищ народов Сибири

  • 3.2 Сходства и различия жилищ сибирских народов

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Тыщенко. Курсовая работа по дисциплине учебного плана История древнего мира по направлению подготовки 46. 03. 01 История


    Скачать 206.5 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по дисциплине учебного плана История древнего мира по направлению подготовки 46. 03. 01 История
    Дата27.09.2022
    Размер206.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТыщенко.doc
    ТипКурсовая
    #700580
    страница2 из 2
    1   2
    ГЛАВА 2. Хозяйственно-культурные типы народов Сибири
    Народы Сибири обладают целым рядом специфических, традиционно устойчивых культурно-хозяйственных признаков, характеризующих собой историко-этнографическое многообразие Сибири. В культурно-хозяйственном отношении территорию Сибири можно разделить на две большие исторически сложившиеся области:

    1. Южную – область древнего скотоводства и земледелия;

    2. Северную – область промыслового охотничье-рыболовецкого хозяйства.

    К XVII в. среди коренного населения Сибири по преобладающему типу хозяйственной деятельности сложились следующие хозяйственно-культурные типы:

    1) пеших охотников и рыболовов таежной зоны и лесотундры;

    2) оседлых рыболовов в бассейнах больших и малых рек и озер;

    3) оседлых охотников за морским зверем на побережье арктических морей;

    4) кочевых таежных оленеводов-охотников и рыболовов;

    5) кочевых оленеводов тундры и лесотундры;

    6) земледельцы и охотники Южной Сибири.

    Наряду с указанными типами хозяйства у ряда народов существовали и переходные типы. Так, например, шорцы и северные алтайцы сочетали оседлое скотоводство с охотой; юкагиры, нганасаны, энцы совмещали оленеводство с охотой как главным занятием.16

    2.1 Пешие охотники и рыболовы таежной зоны и лесотундры
    К пешим охотникам и рыболовам тайги в основном принадлежали в прошлом некоторые группы пеших эвенков, орочей, удегейцев, отдельные группы юкагиров, кетов, селькупов, частично ханты, манси и шорцы. Для этих народов большое значение имела охота на мясного зверя (лося, оленя) и рыболовство.

    Промысловый охотничий сезон длился почти полгода, с начала осени и заканчивая ранней весной. Такой образ жизни эти народы вели массово вплоть до второй половины XX века.

    Объекты охотничьего промысла весьма разнообразны: водоплавающая и боровая дичь, из крупных копытных преобладают лось, из пушных – белка. Охота носит либо экспедиционный характер (охотничьи "артели", которые начали образовываться с XIX века, опромышляют тайгу), либо охота ведется по мере кочевания стойбища по тайге. Охотничье снаряжение включает лук сложной конструкции (многослойная кибить, плетеная жильная тетива), функциональные по объекту промысла, в зависимости от типа наконечника, стрелы, копья. Весьма разнообразны, в зависимости от объекта промысла и механики действия, самоловные орудия – от простых нетель до пружинных орудий типа самострелов, черканов, кляпцов и т.д. В русский период получило распространение огнестрельное оружие. В пешей охоте использовались лыжи (либо камусные, скользящая поверхность которых подшивается шкурой с голени копытных животных, либо неподшитые – "голицы", для передвижения по "насту"), грузы перевозились на различных по типу волокушах, либо ручных нартах. У хантов и манси каждое селение имело свои угодья. Это была прежде всего территория поблизости от постоянных зимних поселений. В них имели право охотиться и рыбачить лишь представители этих поселений. Рыболовные угодья до недавних пор являлись собственностью отдельных семей. в охотничьих угодьях иногда разрешали охотиться чужим, но с разрешения хозяев территории.17 В случаях нарушений границ угодий назначался штраф. Однако у некоторых групп хантов, живших в глухой тайге и притоках рек Обь и Иртыш, промысловые участки не были строго закреплены за семьями, это объясняется тем, что в глухих местах людей в глухих местах было немного, и земли хватало на всех. Таким образом, природопользование у хантов и манси выражено в трёх формах-свободное, общинное и семейное пользование.18
    2.2 Оседлые рыболовы в бассейнах больших и малых рек и озер
    Оседло-рыболовческий тип хозяйства был широко распространен в прошлом у народов, живущих в бассейнах рр. Амура и Оби: нивхов, нанайцев, ульчей, ительменов, хантов, у части селькупов и приобских манси. Для этих народов рыболовство являлось основным источником существования в течение всего года. Охота имела вспомогательный характер.

    Основу хозяйства составляет рыболовный промысел на проходную рыбу лососевых (голец, горбуша, кета, чавыча, нерка, кижуч) и осетровых (калуга, осетр, стерлядь, севрюга) пород. Активный период массового лова и заготовки рыбы впрок приходится на лето.

    Широкий набор средств лова отражает специализацию рыболовного промысла в зависимости от сезона, породы рыб, мест рыбалки и т.д. Преобладают технологии сетного лова – ставные и плавные сети, невода, бредни, кошельковые сети, переметы, а также запорного рыболовства – запоры с вершеобразными ловушками, котцы, заездки (Г-образный забор, верхний изгиб которого ставится против течения). Рыбу ловили шестовыми крючками, удочками, острогами.19

    На материальную культуру народов, живших в бассейне Амура, оказывали большое влияние постоянные контакты с Китаем, в частности нанайцы на пушнину и рыбу выменивали у своих китайских соседей табак, пшено, водку, самые различные ткани (шелковые, льняные и т.п.). Китайцы нередко селились среди нанайцев. Под воздействием этих контактов у нанайцев развилось кузнечное ремесло, получившее с ХVII в. товарное значение: в Китае и Маньчжурии высоко ценили произведенные нанайцами панцири, шлемы и кольчуги. Нанайцы издавна ведут оседлый образ жизни, хотя основные занятия — рыболовство и охота. С сокращением промысловой рыбы калуги первостепенное значение получил промысел кеты и горбуши. Ход лососевых на нерест был основным событием в жизни всего нанайского населения. Важное значение имела охота, прежде всего на пушного зверя (соболь, белка, колонок, а также лось, кабарга, медведь, марал). Собирали дикоросы — ягоды, орехи, женьшень. Мужчины обрабатывали дерево, кость, металлы. Женщины шили одежду из тканей, меха и рыбьей кожи, а также из собачьих шкур, вышивали для бытовых нужд и на продажу, плели корзины, циновки.20

    Традиционное хозяйство нивхов было комплексным: основной промысел — рыболовство, сочетается с охотой на морского и лесного зверя, собаководством и домашним животноводством. Рыболовство являлось первоосновой жизни и быта нивхов. Из рыбьей кожи изготовлялась одежда, обувь, рукавицы, различные сумки, полотна для парусов, натягивали ее в оконные рамы. Существенным подспорьем была таежная охота (охотились в одиночку). Нивхи активно занимались ездовым собаководством, собак также употребляли в пищу и приносили в жертву духам природы. Содержали пушных зверей, медведей, орлов. На дому нивхи мастерили лыжи, лодки, циновки, занимались металлообработкой и косторезным делом.21

    Традиционное хозяйство ульчей сочетало круглогодичное рыболовство и охоту с преобладанием первого. Потребностями рыболовства в значительной степени определялось расселение ульчей по правому берегу основного русла Амура (где проходили пути лососевых рыб), по озерам, их протокам и притокам. Охотились на лосей и оленей: зимой — по насту; в теплое время года — на озерах подстерегая в лодке. В сезон пушной охоты с ноября по февраль-март охотники добывали соболей, лис, выдр. Добытую пушнину почти целиком меняли у торговцев на ткани, продукты земледелия, разнообразные инструменты, предметы утвари, украшения. Некоторые ульчи бригадами ходили на Татарский пролив, добывать морского зверя острогами. Ульчи вели оседлый образ жизни; по данным XVIII-XIX вв. можно говорить о существовании некоторых селений на одном месте многие десятки и даже сотни лет. Все жилища обычно тянулись вдоль берега. В доме проживало от двух до четырёх семей. С наступлением теплых дней семьи из зимников разъезжались по летним селениям, летним жилищам, которые возводили на таежных речках, озерках, протоках. 22
    2.3. Оседлые охотники за морским зверем на побережье арктических морей
    ХКТ оседлых охотников за морским зверем представлен у оседлых чукчей, эскимосов, отчасти оседлых коряков. Хозяйство этих народов основано на добыче морского зверя (моржа, тюленя, кита). Арктические охотники селились на побережьях арктических морей. Продукция морского зверобойного промысла кроме удовлетворения личных потребностей в мясе, жире и шкурах служила также и предметом обмена с соседними родственными группами.

    Наиболее важным промыслом является охота на тюленя. Тюлений убивают гарпуном, стреляют из ружья или ловят сетями, способы охоты различны в зависимости от сезона.23

    На китов также охотились с помощью длинных гарпунов с массивным наконечником, (с начала XX века использовались также взрывные наконечники) или ружей. Массовая охота привела к резкому сокращению популяции китов в Тихом океане ещё в конце XIX века, поэтому китоловов стали контролировать. Впоследствии охота на китов сократилась из-за сокращения их популяции.

    Моржи убивались во время их переходов от залива Св. Креста к Восточному мысу и обратно. Безрассудная охота на моржей и других животных нередко приводила к голоду и смерти многих племён коряков и чукоч. Охота на моржей имеет низкую промысловую пользу, многих моржей не удаётся убить сразу раненными они уходят, затем их выбрасывает на берег уже разложившимися, а следовательно их мясо становится непригодным к употреблению. Охотятся на моржей в основном в сентябре, когда они невнимательны к присутствию охотника.

    Плавали по морю они на кожаных “байдарах”. Это связано с трудностью приобретения дерева на их территориях. Исключение составляли камчадалы. На корякских берегах достаточно наносного дерева. из него делают деревянные лодки “боты”. В.Г. Богораз свидетельствовал:

    “Чукчи и эскимосы покрывают свои байдары моржовой кожей, которая расщепляется по толщине соответствующим образом, причём остаются нетронутыми тонкие полоски по краям, служащие для связи частей. Моржовая шкура так велика, что полутора шкур вполне достаточно для покрытия большой байдары. Байдара, имеющая в длину 35 футов, может быть покрыта менее чем двумя шкурами. Лахтажья кожа хотя вполне подходит для покрытия байдар, однако никогда не употребляется (чукчами и эскимосами) для этой цели ввиду её большей ценности для ремней и подошв. Коряки, наоборот, покрывают свои байдары кожами охотского лахтака ввиду отсутствия другого подходящего материала. Однако такие байдары слабы и легко прорываются при высадке на берег в дурную погоду”24

    Кроме этого была развита и рыбалка. Наиболее важные, породы рыбы чукотско-анадырского края следующие: кета, голец, нельма, горбуша, чир, щука, хариус, сельдь и другие. Рыбачат с помощью удочек, а также мешковидных и сачкообразных сетей.
    2.4 Кочевые таежные оленеводы-охотники и рыболовы.
    Наиболее распространенный в прошлом тип хозяйства среди народов Сибири. Он был представлен среди эвенков, эвенов, долган, тофаларов, лесных ненцев, северных селькупов, оленных кетов. Географически он охватывал главным образом леса и лесотундры Восточной Сибири, от Енисея до Охотского моря, а также простирался к западу от Енисея. Основу хозяйства составляла охота и содержание оленей, а также рыболовство. Бо́льшая часть Эвенков занимались охотой и оленеводством тунгусского типа с годовыми перекочёвками на 1,5–2 тыс. км.

    Социальные отношения и отношения с природой регулировались комплексом правил (иты, оде); известен обычай раздела охотничьей добычи между родственниками и соседями (ни­мат). Зимой кочевали преимищественно малыми семьями, промышляя пушнину. В конце апреля – середине мая, после отёла оленей, семьи из двух-трёх взаимобрачующихся родов собирались для совместного летнего выпаса оленей и рыболовства. В это время устраивали праздник (Икэнипкэ, Икэчик – «обновление жизни»), к которому были приурочены ярмарки, заключение браков и т. п.25

    Особенно ярко данный культурно-хозяйственный тип был представлен у долганов, Традиционная культура которых, также типична для народов севера Восточной Сибири. Основные их занятия – оленеводство, охота (песец, олень, птица), рыболовство. Зимой семьи кочевали в полосе лесотундры между озером Пясино и низовьями реки Попигай, образуя цепь станций («станков») зимнего тракта Дудинка – Хатанга и далее через реки Попигай и Анабар в Булун на Лене. Приёмы оленеводства сочетали тунгусские и самодийские традиции. Летом объединялись в кочевые группы и формировали большие стада оленей (выпасали в тундре с использованием пастушеской собаки); оленей доили. Кочевые группы возглавлялись старшинами, состояли в основном из родственных семей, группировавшихся вокруг многооленных (до 5 тыс. голов) хозяев. Лет­ние охот­ни­чьи и ры­бо­лов­ные уго­дья оп­ре­де­ля­лись ка­ж­дой вес­ной по до­го­во­рён­но­сти ме­ж­ду стар­ши­на­ми ко­че­вых об­щин. Осе­нью вновь рас­па­да­лись на се­мьи, ко­че­вав­шие око­ло сво­их пес­цо­вых ло­ву­шек или охо­тив­шие­ся на ди­ких оле­ней. Оле­ний транс­порт со­че­тал тра­ди­ции тун­гус­ско-вьюч­ной ез­ды с нар­та­ми са­мо­дий­ско­го и вос­точ­но­си­бир­ско­го ти­пов; в от­ли­чие от са­мо­дий­цев, са­ди­лись в нар­ты и управ­ля­ли уп­ряж­кой по-тун­гус­ски – спра­ва. До 1930-х гг. ис­поль­зо­ва­ли лу­ки (слож­ные лу­ки по­лу­ча­ли от ке­тов че­рез по­сред­ст­во рус­ских, и от яку­тов, и южных эвен­ков), в за­се­ках – са­мо­стре­лы, осе­нью охо­ти­лись с оле­нем-­ман­щи­ком, уст­раи­ва­ли кол­лек­тив­ные по­кол­ки. Зи­мой охо­ти­лись на оле­ней го­ном на нар­тах, под­кра­ды­ва­лись, при­кры­ва­ясь щит­ком, по­став­лен­ным на по­ло­зья, поль­зо­ва­лись ши­ро­ки­ми лы­жа­ми тун­гус­ско­го ти­па, ле­том вы­сле­жи­ва­ли ста­до с по­мо­щью со­ба­ки. Для мас­ки­ров­ки охот­ни­ки зи­мой на­де­ва­ли бе­лый со­куй (пе­рёд из шку­ры бе­лой со­ба­ки), ле­том – се­рую ма­ли­цу. Для охо­ты на птиц ис­поль­зо­ва­ли пет­ли, се­ти, ле­том уст­раи­ва­ли кол­лек­тив­ную охо­ту на лин­но­го гу­ся (би­тую пти­цу хра­ни­ли в ямах). До­бы­тых оле­ней и пти­цу де­ли­ли ме­ж­ду чле­на­ми ко­че­вой груп­пы. Ры­бу ло­ви­ли зи­мой и ле­том, ис­поль­зо­ва­ли пе­ре­мё­ты, се­ти из ни­ток и кон­ско­го во­ло­са (из Яку­тии): став­ные (дли­на до 30 м) и плав­ные, пе­ре­дви­гае­мые с по­мо­щью вер­хо­во­го оле­ня. На ре­ках Пя­си­на и Ха­тан­га поль­зо­ва­лись долб­лё­ны­ми лод­ка­ми (вет­ка). Мя­со и ры­бу вя­ли­ли, ва­ри­ли, ры­бу ква­си­ли в ямах,, ели строганину.26
    2.5 Кочевые оленеводы тундры и лесотундры

    К кочевым оленеводам тундры и лесотундры принадлежат ненцы, оленные чукчи и оленные коряки. Эти народы выработали особый тип хозяйства, основу которого составляет оленеводство. Охота и рыболовство, а также морской промысел имеют вспомогательное значение или совсем отсутствуют. Основным продуктом питания для данной группы народов является мясо оленя. Олень также служит и надежным транспортным средством.

    Пастушеский труд очень тяжёл. В. Г. Богораз свидетельствовал, что в тёплое время года от таких болезней, как воспаление копыт и покрытия страпуном кожи оленя погибало до половины стада. В случае если олень отбивался от стада его убивали медведи. или росомахи, или волки. Нередко чукотские пастухи не имели даже сторожевых собак, дополнительную сложность составляет то, что олени слабо одомашниваются и разбегаются при первой возможности. Стадо оленей движется очень медленно более менее высокая скорость достигается только у очень опытных пастухов. В некоторые сезоны, особенно в сезон гнуса, стадо требует труда почти всех членов стойбища, включая детей и беременных женщин. Деятельность этих народов не ограничивается оленеводством, например ненцы занимались также охотой на пушного зверя и рыбалкой. С начала н. э. они стали держать оленей для транспорта и как манщиков при про­мыс­ле ди­ко­го оле­ня. В 17–18 вв. фор­ми­ру­ет­ся круп­но­стад­ное оле­не­вод­ст­во са­мо­дий­ско­го ти­па, ос­но­ван­ное на даль­них се­зон­ных ме­ри­дио­наль­ных ми­гра­ци­ях (т. н. оле­не­вод­че­ская ре­во­лю­ция). Пе­ре­дви­га­лись на ко­со­копыль­ных нар­тах са­мо­дий­ско­го ти­па. На оке­ан­ском по­бе­ре­жье жи­ли ма­ло­олен­ные груп­пы, прак­ти­ко­вав­шие охо­ту на ди­ко­го оле­ня, бе­ло­го мед­ве­дя, морской зве­ро­бой­ный про­мы­сел, ры­бо­лов­ст­во. Лес­ные ненцы охо­ти­лись на оле­ня и бо­ро­вую дичь, за­ни­ма­лись ры­бо­лов­ст­вом, дер­жа­ли не­боль­шие ста­да оле­ней, для ко­то­рых ле­том со­ору­жа­ли ды­мо­ку­ры; ве­ли замк­ну­тый об­раз жиз­ни. В XIX в. в усть­ях круп­ных рек раз­ви­ва­лось промыслово не­вод­ное ры­бо­лов­ст­во.
    2.6 Земледельцы и охотники Южной Сибири
    Земледелие издавна было известно южно-сибирским аборигенам. Так, русские характеризовали кузнецких людей, живших вокруг Кузнецкого острога. Земледелие практиковалось и в горных районах Алтая, в Кан-Каракольской землице. Местное население оптимально использовало природные условия Горного Алтая: центральные и западные его районы по преимуществу были скотоводческими, территории, лежащие к северу, – скотоводческо-земледельческими. Обработкой земли занималось и население Качинской землицы: сеяли ячмень и курлык (кырлык, дикая гречиха). Несмотря на важную роль скотоводства в культуре «качинских татар», земледелие занимало весьма заметное место в их экономике.

    земледелие, являясь неотъемлемым элементом экологически сбалансированного комплексного хозяйства южносибирских народов, нигде у них не превалировало, не обладало необходимым экономическим потенциалом, способным сразу и полностью удовлетворить потребности населения ранних русских городов в Сибири.

    Одной из характерных особенностей земледелия сибирских аборигенов, особенно в таежной и лесостепной зонах, являлся, в частности, отказ от выжигания леса под пашню. Так, кузнецкие люди (предки современных шорцев), выбрав в горной тайге на южном склоне участок для распашки и посева зерновых, очищали его от подлеска и кустарника, обрубали ветви деревьев на высоту поднятой руки человека, но не срубали, не корчевали и не поджигали сами стволы. Между ними либо взрыхляли почву с помощью абыла (мотыги), либо пахали ее легкой сохой (озуп, салда) на конной тяге. Поле засеивали, преимущественно, ячменем, реже – овсом, кырлыком, просом, кендырем (коноплей) и возвращались туда, обычно, лишь осенью (яровые) или весной (озимые) для сбора урожая.27

    Алтайцы - один из самых многочисленных народов данного КХТ, на небольших участках земли выращивают ячмень и некоторые другие растения. Почва обрабатывается мотыгами. Также распространено собирательство. Женщины и дети отправляются в лес с целью поиска съедобных корешков, ягод, орехов. Распространено также и полукочевое скотоводство.28Мясо является главной пищей, придающей энергию. Алтайцы едят как мясо диких животных, убитых на охоте, так и домашнего скота: коз, лошадей, баранов. Молоко является важным продуктом, на основе которого готовят множество других блюд. Также население питается лепешками, которые пекут на огне, и пьет чай. Из молока делают плотный, густой напиток — чегень.

    Таким образом, анализ литературы показал, что у сибирских народов не было единого ХКТ, преобладающий тип всегда дополнялся охотой, рыбалкой и другими промыслами. Суровые сибирские климатические условия не позволяли вести земледелие, кроме небольших областей, а для того чтобы получить все необходимые продукты для нормальной жизнедеятельности народы практиковали основной и дополнительные ХКТ. Для ведения установившихся форм хозяйствования сибирским народам, по понятным причинам, требовалось участие практически всех членов общины, а иногда и труд беременных женщин, стариков и детей. Кроме того тяжёлые условия, особенно в северных областях приводили к формированию консервативного менталитета, вызванного постоянным страхом перед силами природы, хищниками, болезнями и прочим. Все эти факторы повлияли на формирование материальной культуры этих народов, в том числе на типы их жилищ.

    ГЛАВА 3. Типология жилища народов Сибири
    Жилища, в которых живут народы Сибири, чрезвычайно разнообразны и по конструкции, и по форме, и по материалам, из которых они построены. Сегодня они в основном наземные, но в прошлом могли быть и подземными (землянки, полуземлянки), а в сырых местах и на побережье — свайными, устроенными на помостах. По конструкции эти постройки чаще всего каркасные, реже — бескаркасные, в том числе срубные.

    Существует огромное количество классификаций традиционных жилищ народов Сибири. Одна из них жилища народов Северной Сибири подразделяет на переносные и постоянные, а также зимние и летние. Например, балаганы и урасы якутов, вплоть до XIX в. существовали как осенние, так и весенние жилища. Главное влияние на тип жилища, без сомнения, оказывал культурно-хозяйственный тип народа.

    У жителей Южной Сибири, юга Западной Сибири таких как сибирские татары, чулымские тюрки, алтайцы, хакасы и др. жилища были весьма многообразны, это и каркасные землянки и полуземлянки, и сооружения из жердей и коры (чум, двускатные, четырехугольные с двускатной или конической крышей), и срубные дома.29
    3.1 Определения и описания основных типов жилищ народов Сибири
    В зависимости от того, на какой срок обитания были рассчитаны жилища народов Сибири, их можно разделить следующим образом:

    1) укрытия — жилища для пребывания в течение нескольких дней;

    2) временные жилища, которые имели более совершенную конструкцию, чем укрытия, и были рассчитаны на более продолжительный срок обитания, примерно до двух месяцев (сюда относятся также шалаши на сенокосных угодьях, на местах рыбной ловли и, наконец, охотничьи шалаши, которые устанавливались на местах постоянных угодий, где промышляли зверя ежегодно в строго определенное время);

    3) постоянные жилища, рассчитанные на долгое обитание.30

    Основной вид жилища оленеводов, жителей тундры и лесотундры (ненцы, энцы, нганасаны) и тайги (эвенки, ханты, манси, селькупы, кеты, алтайцы, тофалары, тувинцы-тод-жинцы, народы Амура), — чум, коническая переносная постройка диаметром от пяти до восьми метров.

    Чум ненцев покрывается специально сшитыми покрышками из оленьих шкур. Зимние покрышки удвоенные: внутренние — мехом вовнутрь, наружные — мехом наружу. На них расходуется до 60 оленьих шкур. Летние покрышки у таежных народов (ханты, манси, селькупы и др.) делаются из бересты.

    Чум обычно ставят женщины и начинают с центрального очага — костра.

    Лесные ненцы ставили хлебные печи, амбары, загоны для оленей, навесы и др.; при перекочёвках часто оставляли на прежнем месте остов чума. Со 2-й половины XX в. у них также распространились срубные избы.

    У охотников и рыболовов тайги (ханты, манси, селькупы, кеты) жилища более многообразны. Кроме чума, это различные землянки и полуземлянки, летние каркасные постройки из жердей и коры: полусферические, односкатные, двускатные, прямоугольные с крышей разной формы, а также срубные дома.

    Оригинальное селькупское жилище карамо: углубленный в землю двухкамерный дом «в горе» (в обрыве реки, склоне холма). Первое помещение не имело передней стены. Стены обкладывались положенными друг на друга бревнами или сооружались из столбов, поставленных плотно друг к другу. Отапливалось карамо чаще всего чувалом — сибирским камином.

    Среди разнообразных построек хантов и манси (их не менее 40 типов) выделяется своеобразное традиционное жилище, углубленное в землю (от 30-40 см до полутора метров), — каркасная постройка из наклонных столбов. Стены закладывали бревнами, плахами, жердями, досками, сверху — дерном, землей. Площадь дома от 10 до 50 кв. м, двери низкие, высотой 1,2-1,3 м, окна маленькие (30x30 см), зимой в них вставляли льдину, летом — брюшину оленя. Спали на земляных нарах, подстилая на них шкуры и циновки.

    У жителей Южной Сибири, юга Западной Сибири — сибирских татар, чулымских тюрков, алтайцев, хакасов — жилища также весьма многообразны. Это и каркасные землянки и полуземлянки, и сооружения из жердей и коры (чум, двускатные, четырехугольные с двускатной или конической крышей), и срубные дома.

    Прямоугольные или округлые в плане жилища с плетеными стенами, покрытые землей либо дерном с плоскими коническими, двускатными крышами, в которых жили зимой и летом, известны у телеутов, кумандинцев, сагайцев, шорцев, якутов, кызыльцев, бурят, западно-сибирских татар и других. Основу таких мазанок составлял каркас из угловых столбов, к которым с двух сторон прибивали жерди, а их, в свою очередь, переплетали прутьями. Между двумя такими стенками утрамбовывали сухой чернозем, снаружи и внутри их обмазывали глиной, смешанной с навозом. На две слеги и матицу крыши накатывали плоский настил из половинок бревен, сверху засыпали землей. Отапливали жилище открытым глинобитным очагом, печью или чувалом.31

    Яранга— традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски: эскимосов, коряков , эвенов, юкагиров. Имеет купольную форму и высоту от 3,5 до 4,7 метра и диаметр от 5,7 до 7-8 метров.

    Каркас яранги собирают из лёгких деревянных шестов в форме слегка наклонённой внутрь стенки и конуса или купола над ней. В отличие от переносных яранг, у стационарных имеется центральный столб или тренога, поддерживающие коническое перекрытие. У некоторых яранг вершина несколько смещена к северу. Сверху каркас покрывают оленьими или моржовыми шкурами, летом — брезентом. В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур. Снаружи яранга обвязывается ремнями с привязанными к ним камнями. Приморские чукчи нижнюю часть стационарной яранги обкладывают камнями или дёрном в виде низкой стенки. Дверь — дощатую или из куска кожи — закрывают только во время буранов.

    Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение — иоронгу и холодную переднюю часть. Костёр разжигают в передней части. Так как дымового отверстия нет, то дым от очага выходит через дверь.

    Для защиты входа жилища от снежных заносов также устраивались особые приспособления. В жилищах оседлого населения это были сени самого разнообразного устройства. В корякских ярангах перед входом устраивался двухскатный коридор, покрытый шкурами. Корякское восьмиугольное полуподземное жилище с входом сверху имело вокруг входного отверстия своеобразное воронкообразное сооружение, прекрасно защищающее от снежных заносов.

    Жилища оленных коряков состоит из наружной яранги и внутреннего спального полога. Остов наружной яранги строится по типу передвижных жилищ кочевых монгольских и тюркских племён Азии.

    Основная социальная единица – семья, занимающая один чум и владеющая в среднем 300–400 оленями. С осени по весну ненцы кочевали небольшими группами из 1–2 семей, на летних стойбищах они образовывали группы из 2–3 семей (нгэсы), к июлю – августу создавали объединённые стойбища из 3–12 семей. На стойбище чумы ставились в линию. Перед женской частью чума (нё) располагались хозяйственные нарты, за мужской частью (си) – священная нарта, обычно с 7 парами копыльев и личинами, вырезанными на передке; на ней хранились культовые предметы и собирались для важных разговоров мужчины (женщинам запрещалось подходить к этому месту).

    У срубных жилищ стены делали из горизонтально уложенных друг на друга бревен. Каждое нижнее бревно соединялось с верхним, лежащим на нем, под углом при помощи врубки, обычно сегментальной. Каждый ряд бревен сруба назывался «венцом».

    Свайные жилища были каркасные или срубные. Подземные жилища имели только каркасную конструкцию.

    Что касается наземных и полуподземных, свайных и подземных жилищ, то их можно разделить на типы, причем каждый из таких типов дает варианты на основе различий деталей конструкции.

    Чадыр — коническая постройка из наклонных жердей, сомкнутых в центре. Их края описывают окружность, которая представляет собой край жилища. Оно довольно маленького размера — диаметр составляет 3-3,5 м. Внутренняя часть покрывалась берестой или корой лиственницы. У древних племен наряду с аланчиками (берестяными юртами конической формы) были распространены землянки. Такие дома подходят только для теплого времени года. Сейчас их часто строят в дополнение к деревянным, в качестве подсобных помещений, летней кухни. В настоящее время подобные постройки используют для экскурсий и проживания в них туристов. Некоторые владельцы гостиниц оформляют в таком стиле туркомплексы. Данное жилище встречается у алтайцев и других народов Юга Сибири.

    Балаган - якутское зимнее жилище, прежде всего, привлекает внимание тем, что бревна стоят почти вертикально, с небольшим наклоном к земле, что непривычно для жителей средней полосы России, часто видевших срубленные избы с горизонтальными «венцами». Стены балагана обмазывали глиной, смешанной с растительными компонентами, что помогало утеплить помещение. Традиционно балаган якутов имел нечётное количество маленьких окон, которые зимой прикрывались льдом, а летом - слюдой или другими полупрозрачными материалами.

    Ураса — тип старинного летнего жилища якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой. Считается, что ураса это самая древняя форма якутских жилищ.

    Устройство урасы несложно: длинные, наклонно поставленные жерди опираются на круглый остов — обруч. В землю по кругу (диаметр около 5 м) вкапывалось 10—12 столбов высотой около 2 м. По верхним концам столбов накладывался деревянный круг, к которому на расстоянии около 0,25 м друг к другу прислонялись шесты длиной до 8 м. Прикрывалась ураса кусками бересты. Столбы внутри урасы и лежащий на них обруч богато украшались резным орнаментом. Изнутри их окрашивали в красновато-коричневый цвет отваром ольховой коры. Дверь делалась в виде берестяного занавеса, вышитого различными узорами. Для прочности бересту вываривали в воде, затем скоблили ножом верхний слой и сшивали тонким волосяным шнуром в полосы. Внутри урасы вдоль её стен, также как и в других жилищах, сооружались нары (ороны). Посередине строения очаг. Пол земляной.

    В условиях резко континентального климата Якутии с очень холодными зимами и жарким летом, ураса как летнее жилище, была очень удобна: в берестяной высокой урасе в жаркую погоду всегда прохладно, а воздух — свежий и чистый. В таких жилищах якуты жили с мая по август (с августа по май — в зимних бревенчатых жилищах — балаганах). Причём на зиму ураса не разбиралась, это жилище стационарное.32
    3.2 Сходства и различия жилищ сибирских народов
    Все традиционные жилища народов Сибири отличаются высокой приспособленностью к суровым климатическим условиям при простоте устройства. Так легкий переносный конический шалаш (чум) был незаменимым в лесотундре и тундре, изобилующей жестокими пургами. Благодаря своей обтекаемой форме он не подвергался снежным заносам. Во время сильной пурги вокруг чума образовывался глубокий ров, предохраняющий от заносов, в то время как русские прямоугольные срубные избы заметало снегом до самой крыши. Таким же качеством обладали и распространенные на северо-востоке Сибири яранги.

    Несмотря на легкость конструкции чумы и яранги обладали большой устойчивостью благодаря подпоркам изнутри с подветренной стороны. В ярангах эти подпорки являлись постоянными, в чумах они устанавливались только во время сильной пурги. Кроме того, для устойчивости яранги против сильных ветров, господствующих главным образом на морском побережье, коническая крыша с подветренной стороны делалась более пологой, благодаря чему вершина ее получалась сдвинутой в сторону от центра, причем тем сильнее, чем севернее было местонахождение яранги. В жилищах оленных коряков и чукчей, а также эвенов, кочующих в лесотундре и в лесной полосе, вершина крыш была расположена ближе к центру, поскольку ветры там не имеют такой силы, как в тундре.33

    Таким образом главные различия в типах жилищ сибирских народов обуславливались климатическими условиями местности и КХТ народов. Жилища народов Северной Сибири, где жители более консервативны и отличаются трепетным отношением к природе, а также кочевников и скотоводов, максимально просты и практичны. На Юге Сибири, у осёдлых и полукочевых народов, жилища отличаются большим разнообразием архитектурных форм и конструкций, встречаются срубные многоугольные юрты с пирамидальной или конусовидной крышей, срубные избы, бревенчатые аилы и др.

    Подводя итоги выше сказанному, следует отметить, что жилища народов Сибири чрезвычайно разнообразны по многим аспектам и, в большей степени, зависят от климатических условий и ХКТ народа, следовательно, типы традиционных жилищ народов Сибири можно классифицировать по регионам и ХКТ народов. Кроме того, в процессе культурной адаптации каждый ХКТ формировал несколько типов жилищ и некоторые из них совпадают с типами жилищ народов практикующих другие ХКТ. Сходства в типах жилищ народов Сибири сформировались в процессе адаптации к одинаковым природным условиям (схожие флормы хозяйствования) и в процессе культурных контактов.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Проблема изучения традиционных жилищ сибирских народов очень обширна. Для человека с традиционным мышлением дом был больше чем просто жильё, именно дом сделал из человека полноценного человека. Как показывает обзор литературы последовательно и комплексно данная тема стала разрабатываться учеными в советское время. Во многом, благодаря труду советских исследователей, которые на протяжении многих десятилетий в процессе этнографических экспедиций собрали, дали научное описание всех типов традиционных жилищ и классифицировали их. Все типологии и классификации нельзя воспринимать безусловно, так как ко второй половины XX века сибирские народы утратили часть своей самобытности, чем ближе к современности тем больше традиционные жилища теряют своё разнообразие, об этом писала известный исследователь З.П. Соколова в своих трудах. Очень важная тема, касающаяся семантике традиционных жилищ народов Сибири, начала разрабатываться совсем недавно. До этого жилища рассматривались с практической стороны, а также связь их с климатическими условиями и хозяйственно-культурным типом народов. Это было оправдано, так как высокий уровень приспособленности жилищ к этим факторам сочетался с простотой конструкции. Неудивительно, что жилища людей верхнего палеолита и мезолита выглядели почти также как сибирские чумы и яранги. Жилища были не сугубо прагматичны, во многом, его форма и внутреннее убранство обуславливались религиозными и мифологическими представлениями. Современные исследователи понимают, что при изучении традиционных жилищ необходимо учитывать и этот фактор.

    ХКТ сибирских народов формировались веками и так как из-за суровых климатических условий Сибири только небольшая часть народов практиковало земледелие, предполагающее наличие постоянных поселений с высокой плотностью заселения. На большей же части Сибири, народы практиковали ХКТ, которые не требовали постоянных жилищ, там плотность населения была низкая.

    На промысле требовались совместные усилия всей общины, в том числе женщин и детей, поэтому и жильё было максимально практичным, для жизни и работы в этих условиях. От ХКТ, зависел тип не только самого жилища, но и организация посёлков. Так у кочевников были чётко расставлены зимние и летние стойбища, согласно маршрутам. Что касается оленеводов, то у них не было поселений, а дома каждой семьи стояли на большом удалении друг от друга.

    Одна из основных классификаций традиционных жилищ народов Сибири основана на ХКТ, который они практиковали и имелись региональные различия. В настоящее время ученые считают, что ХКТ уже не считается единственным фактором формирования типов жилищ сибирских народов. При всей практичности сибирские жилища не были лишены недостатков и что указывали этнографы. Например В.И. Иохельсон в своей монографии указывал, что жилища коряков часто приходиться проветривать от дыма во время морозов, что пагубно влияет на здоровье. Как уже говорилось, главные различия в типах жилищ сибирских народов обуславливались климатическими условиями местности и КХТ народов, но это были не единственные условия. К тому же, основные типы жилищ, такие как чум и яранга, практически не отличаются. Многие типы жилищ имели универсальную коническую форму и другие сходства, что позволяет рассматривать Сибирь как единый регион, в плане этого аспекта материальной культуры.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Алтайцы — люди, верящие в духов природы. - Текст электронный / Travelask.ru — специализированный поисковик тревел-услуг. - URL : https://travelask.ru/articles/altaytsy-lyudi-veryaschie-v-duhov-prirody (дата обращения: 10. 02. 2021).

    2. Богораз, В.Г. Материальная культура чукчей / Авториз. пер. с англ. Послесл. и примеч. И.С. Вдовина. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991 г. 224 с.

    3. Данилова, Н. К. Традиционное жилище народа Саха: Пространство. Дом. Ритуал. Новосибирск: “Гео”, 2011 г. 122 с.

    4. Жилища народов Западной Сибири: сборник статей. Томск: Изд-во ТомГУ, 1991 г. 144 с.

    5. Йохельсон, В.И. Коряки: Материальная культура и социальная организация : монография. - Текст / Ч. М. Таксами. - Российская академия наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - Наука. Санкт-Петербургская изд. фирма. - г. Санкт-Петербург : 1997 г. 237 с.

    6. Коренные малочисленные народы приамурья центральная : дайджест. - Текст электронный / городская библиотека им. Ню Островского методико-библиографический отдел. - г. Камсомольск на Амуре : 2009 г. 33 с.

    7. Кузнецова, А. А. Жилища, одежда и пища минусинских и ачинских инородцев : монография. - Текст / А.А. Кузнецова. - Типография Енисейского губернского управления. - г. Красноярск : 1898 г. - 213 с.

    8. Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области. - Текст / СЭ. 1955. № 4. С. 3–17.

    9. Левин, М.Г. Историко-Этнографический атлас Сибири : сборник статей. - Текст / М.Г. Левина, Л.П. Потапов. - Издательство академии наук СССР. - г. Москва, г. Ленинград : 1961 г. - 497 с.

    10. Майничева, А. Ю. Баландинские чтения. XI том. Методика полевого этнографического исследования жилища русских в Сибири: проблемы выявления традиций и новаций : сборник статей. - Текст /А. Ю. Майничева. - Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств. Музей истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина. - г. Новосибирск : 2016 г. 340 с. С. 52-55.

    11. Народы России. - Текст электронный / Большая российская энциклопедия. - URL : https://bigenc.ru/tag/4064495 (дата обращения: 30. 03. 2021).

    12. Народы Сибири накануне русской колонизации. - Текст электронный / Смекни. Электронная энциклопедия. - URL : https://smekni.com/a/123038/narody-sibiri-nakanune-russkoy-kolonizatsii/ (дата обращения: 10. 03. 2021).

    13. Народы Сибири. Этнографические очерки : сборник статей. - Текст / Под ред. М.Г.Левина, Л.П.Потапова. - АН СССР. - г. Моска, Ленинград : 1956 г. 1083 с.

    14. Охотники на дикого оленя Арктики и Субарктики. - Текст электронный / Учебные материалы для студентов. - URL : https://studme.org/1679021825334/kulturologiya/ohotniki_dikogo_olenya_arktiki_subarktiki (дата обращения: 20. 03. 2021).

    15. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Том 1. Поселения и жилища. Кн.II : сборник статей. - Текст. / Н. В. Лукина. - ТомГУ. - г. Томск : 1994 г. 286 с.

    16. Павлович, Л. П. Пережитки первобытнообщинного строя народов Алтая : диссертация. - Текст / Л. П. Павлович.- г. Ленинград : 1939 г. - 3с.

    17. Попов, А. А. Жилище // Историко-этнографический атлас Сибири : сборник статей. - Текст / Под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапов. - АН СССР. - г. Москва, Ленинград : 1961 г. 497 с. С. 131-226.

    18. Свитнев, А. Б. Рецензия на монографию : Соколова З. П. Жилище народов Сибири. Опыт типологии : статья. - Текст / А.Б. Свитнев. - ИПА "Три Л". - г. Москва : 1998 г. 10 с.

    19. Соколова, З.П. Жилище народов Сибири / З. П. Соколова. Традиционные жилища народов России ХIХ – начало ХХ в : сборник статей. - Текст. - Наука. - г. Москва : 1997 г. 396 с.

    20. Соколова, З. П. Жилище народов Сибири. Опыт типологии : монография. - Текст / З. П. Соколова. - ИПА "Три Л. Рос. акад. наук. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. - г. Москва : 1998 г. 284 с.

    21. Соколова, З. П. Ханты и манси. Взгляд из XXI века : монография. - Текст / З. П. Соколова.– Наука. - г. Москва : 2009 г. 756 с.

    22. Ураса. - Текст электронный / Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ураса (дата обращения: 18. 03. 2021).

    23. Цехмистер, С. Жилища народов Сибири. - Текст электронный / Авторская платформа. - URL : https://pandia.ru/text/80/381/70354.php (дата обращения: 20. 02. 2021).

    24. Шерстова, Л. И. Трансформация хозяйства аборигенного населения Южной Сибири В XVII–XIX вв : статья. - Текст / Л. И. Шерстова . - Вестник томского государственного университета. - г. Томск : 2010 г. 12 с.

    1. Изучение традиционных жилищ сибирских народов имеет богатую историю, но большая часть работ рассматривает эту тему в рамках материальной культуры изучаемого этноса, а отдельных работ, посвященных традиционному жилищу мало.

    1. 2. Во второй половине XX века советские учёные, проделав огромную работу по систематизации накопленных данных этнографов, и, организовывая новые экспедиции, в которых использовали более совершенные методики этнографических исследований, чем в дореволюционный период, смогли дать подробную классификацию жилищ всех сибирских народов.

    2. 3. В современной российской этнологии изучение традиционных жилищ народов Сибири не ограничивается их классификацией, и связью с климатическими условиями, и КХТ народа, а дополняется семантическим анализом.

    3. Таким образом, анализ литературы показал, что у сибирских народов не было единого ХКТ, преобладающий тип всегда дополнялся охотой, рыбалкой и другими промыслами. Суровые сибирские климатические условия не позволяли вести земледелие, кроме небольших областей, а для того чтобы получить все необходимые продукты для нормальной жизнедеятельности народы практиковали основной и дополнительные ХКТ. Для ведения установившихся форм хозяйствования сибирским народам, по понятным причинам, требовалось участие практически всех членов общины, а иногда и труд беременных женщин, стариков и детей. Кроме того тяжёлые условия, особенно в северных областях приводили к формированию консервативного менталитета, вызванного постоянным страхом перед силами природы, хищниками, болезнями и прочим. Все эти факторы повлияли на формирование материальной культуры этих народов, в том числе на типы их жилищ.

    4. Подводя итоги выше сказанному, следует отметить, что жилища народов Сибири чрезвычайно разнообразны по многим аспектам и, в большей степени, зависят от климатических условий и ХКТ народа, следовательно, типы традиционных жилищ народов Сибири можно классифицировать по регионам и ХКТ народов. Кроме того, в процессе культурной адаптации каждый ХКТ формировал несколько типов жилищ и некоторые из них совпадают с типами жилищ народов практикующих другие ХКТ. Сходства в типах жилищ народов Сибири сформировались в процессе адаптации к одинаковым природным условиям (схожие флормы хозяйствования) и в процессе культурных контактов.

    5. Проблема изучения традиционных жилищ сибирских народов очень обширна. Для человека с традиционным мышлением дом был больше чем просто жильё, именно дом сделал из человека полноценного человека. Как показывает обзор литературы последовательно и комплексно данная тема стала разрабатываться учеными в советское время. Во многом, благодаря труду советских исследователей, которые на протяжении многих десятилетий в процессе этнографических экспедиций собрали, дали научное описание всех типов традиционных жилищ и классифицировали их. Все типологии и классификации нельзя воспринимать безусловно, так как ко второй половины XX века сибирские народы утратили часть своей самобытности, чем ближе к современности тем больше традиционные жилища теряют своё разнообразие, об этом писала известный исследователь З.П. Соколова в своих трудах. Очень важная тема, касающаяся семантике традиционных жилищ народов Сибири, начала разрабатываться совсем недавно. До этого жилища рассматривались с практической стороны, а также связь их с климатическими условиями и хозяйственно-культурным типом народов. Это было оправдано, так как высокий уровень приспособленности жилищ к этим факторам сочетался с простотой конструкции. Неудивительно, что жилища людей верхнего палеолита и мезолита выглядели почти также как сибирские чумы и яранги. Жилища были не сугубо прагматичны, во многом, его форма и внутреннее убранство обуславливались религиозными и мифологическими представлениями. Современные исследователи понимают, что при изучении традиционных жилищ необходимо учитывать и этот фактор.

    6. ХКТ сибирских народов формировались веками и так как из-за суровых климатических условий Сибири только небольшая часть народов практиковало земледелие, предполагающее наличие постоянных поселений с высокой плотностью заселения. На большей же части Сибири, народы практиковали ХКТ, которые не требовали постоянных жилищ, там плотность населения была низкая.

    7. На промысле требовались совместные усилия всей общины, в том числе женщин и детей, поэтому и жильё было максимально практичным, для жизни и работы в этих условиях. От ХКТ, зависел тип не только самого жилища, но и организация посёлков. Так у кочевников были чётко расставлены зимние и летние стойбища, согласно маршрутам. Что касается оленеводов, то у них не было поселений, а дома каждой семьи стояли на большом удалении друг от друга.

    8. Одна из основных классификаций традиционных жилищ народов Сибири основана на ХКТ, который они практиковали и имелись региональные различия. В настоящее время ученые считают, что ХКТ уже не считается единственным фактором формирования типов жилищ сибирских народов. При всей практичности сибирские жилища не были лишены недостатков и что указывали этнографы. Например В.И. Иохельсон в своей монографии указывал, что жилища коряков часто приходиться проветривать от дыма во время морозов, что пагубно влияет на здоровье. Как уже говорилось, главные различия в типах жилищ сибирских народов обуславливались климатическими условиями местности и КХТ народов, но это были не единственные условия. К тому же, основные типы жилищ, такие как чум и яранга, практически не отличаются. Многие типы жилищ имели универсальную коническую форму и другие сходства, что позволяет рассматривать Сибирь как единый регион, в плане этого аспекта материальной культуры.







    1 Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области. - Текст / СЭ. 1955. № 4. С. 3–17.


    2 Жилища народов Западной Сибири : сборник статей. - Текст / ТомГУ. - г. Томск : 1991 г. 144 с. С. 3.

    3 Там же. С. 58

    4 Майничева, А. Ю. Баландинские чтения. XI том. Методика полевого этнографического исследования жилища русских в Сибири: проблемы выявления традиций и новаций : сборник статей. - Текст /А. Ю. Майничева. - Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств. Музей истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина. - г. Новосибирск : 2016 г. 340 с. С. 52-55. С. 52.


    5 Майничева, А. Ю. Баландинские чтения. XI том. Методика полевого этнографического исследования жилища русских в Сибири: проблемы выявления традиций и новаций : сборник статей. - Текст /А. Ю. Майничева. - Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств. Музей истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина. - г. Новосибирск : 2016 г. 340 с. С. 52-55.

    С. 52

    6 Левина, М.Г. Историко-Этнографический атлас Сибири : сборник статей. - Текст / М.Г. Левина, Л.П. Потапов. - Издательство академии наук СССР. - г. Москва, г. Ленинград : 1961 г. - 497 с. С. 131

    7  Данилова, Н. К. Традиционное жилище народа Саха: Пространство. Дом. Ритуал : монография. - Текст / Н. К. Данилова. -  “Гео”. – г. Новосибирск : 2011 г. 122 с. С. 5


    8 Йохельсон, В.И. Коряки: Материальная культура и социальная организация : монография. - Текст / Ч. М. Таксами. - Российская академия наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - Наука. Санкт-Петербургская изд. фирма. -  г. Санкт-Петербург : 1997 г. 237 с. С. 42.

    9 Там же С. 49.

    10 Потапов Л.П. Жилище // Историко-Этнографический атлас Сибири : сборник статей / отв. ред. М.Г. Левин, Л.П. Потапов. М.-Л.: Изд-вл АН СССР, 1961. С. 3

    11 Там же. С. 132

    12 Свитнев, А. Б. Рецензия на монографию : Соколова З. П. Жилище народов Сибири. Опыт типологии : статья. - Текст / А.Б. Свитнев. - ИПА "Три Л". - г. Москва : 1998 г. 10 с. С. 3.

    13 Бардина П.Е. Обживанне нового дома у русского населения Среднего Приобья // Жилища народов Западной Сибири : сборник статей. – Текст / Томск : ТомГУ. – г. Томск : 1991 г. С. 8.


    14 Данилова, Н. К. Традиционное жилище народа Саха: Пространство. Дом. Ритуал : монография. Текст / Н. К. Данилова. -  “Гео”. – г. Новосибирск : 2011 г. 122 с. С. 4.

    15 Там же. С. 4

    16 Народы Сибири накануне русской колонизации. - Текст электронный / Смекни. Электронная энциклопедия. - URL : https://smekni.com/a/123038/narody-sibiri-nakanune-russkoy-kolonizatsii/ (дата обращения: 10. 03. 2021).


    17 Соколова, З. П. Ханты и манси. Взгляд из XXI века : монография. - Текст / З. П. Соколова.– Наука. - г. Москва : 2009 г. 756 с. С. 109.

    18 Там же С. 113.

    19 Охотники на дикого оленя Арктики и Субарктики. - Текст электронный / Учебные материалы для студентов. - URL : https://studme.org/1679021825334/kulturologiya/ohotniki_dikogo_olenya_arktiki_subarktiki (дата обращения: 20. 03. 2021).

    20 Коренные малочисленные народы Приамурья. - Текст электронный / городская библиотека им. Н. Островского методико-библиографический отдел. Комсомольск на Амуре, 2009 г. С. 10-11.

    21 Там же С. 14

    22 Там же С. 18

    23 Богораз, В.Г. Материальная культура чукчей : монография. - Текст / Авториз. пер. с англ. Послесл. и примеч. / И.С. Вдовина. - Наука. Главная редакция восточной литературы. - г. Москва : 1991 г. 224 с. С. 51.


    24 Там же С. 66.

    25 Народы Сибири накануне русской колонизации. - Текст электронный / Смекни. Электронная энциклопедия. - URL : https://smekni.com/a/123038/narody-sibiri-nakanune-russkoy-kolonizatsii/ (дата обращения: 10. 03. 2021).

    26 Народы Сибири накануне русской колонизации. - Текст электронный / Смекни. Электронная энциклопедия. - URL :https://smekni.com/a/123038/narody-sibiri-nakanune-russkoy-kolonizatsii/ (дата обращения: 10. 03. 2021).

    27 Шерстова, Л. И. Трансформация хозяйства аборигенного населения Южной Сибири В XVII–XIX вв : статья. - Текст  / Л. И. Шерстова . - Вестник томского государственного университета. - г. Томск : 2010 г.  12 с. С. 3.  

    28 Алтайцы — люди, верящие в духов природы. - Текст электронный / Travelask.ru — специализированный поисковик тревел-услуг. - URL : https://travelask.ru/articles/altaytsy-lyudi-veryaschie-v-duhov-prirody (дата обращения: 10. 02. 2021).

    29 Цехмистер С. Жилища народов Сибири. Текст электронный / Авторская платформа. URL : https://pandia.ru/text/80/381/70354.php (дата обращения: 20. 02. 2021).

    30 Попов, А. А. Жилище // Историко-этнографический атлас Сибири : сборник статей. - Текст / Под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапов. - АН СССР. - г. Москва, Ленинград : 1961 г. 497 с. С. 131-226. С. 132.


    31 Цехмистер, С. Жилища народов Сибири. Текст электронный / Авторская платформа. URL : https://pandia.ru/text/80/381/70354.php (дата обращения: 20. 02. 2021).

    32 Ураса. Текст электронный / Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ураса (дата обращения: 18. 03. 2021).

    33 Попов, А. А. Жилище // Историко-этнографический атлас Сибири : сборник статей. - Текст / Под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапов. - АН СССР. - г. Москва, Ленинград : 1961 г. 497 с. С. 131-226. С. 131.


    1   2


    написать администратору сайта