Курсовая работа возрастная психология. Курсовая работа по дисциплине Возрастная психология и психология развития На тему Особенности развития личности в зрелом возрасте
Скачать 59.34 Kb.
|
КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Возрастная психология и психология развития» На тему: «Особенности развития личности в зрелом возрасте» Группа Лх19П191 Студент М.Н. Ершова Преподаватель Кирикова М.И. МОСКВА 2023 г. Оглавление Введение 3 1 Личность и особенности развития её в зрелом возрасте 4 1.1 Определение личности, рост и развитие 4 1.2. Этапы развития жизни 8 1.3. Видение современных психологов на возрастную психологию в обобщённом варианте 10 2. Профессиональная деятельность в зрелом возрасте 22 2.1. Роль трудовой деятельности в интеллектуальном развитии взрослого 22 2.2. Основные линии онтогенеза 24 Заключение 26 Список используемых источников 27 Приложение 1 28 Приложение 2 30 Введение С древнейших времен человек задумывался о своей природе, и том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, каковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием. Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих наук, составляет основу и предмет междисциплинарных исследований. В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. Потребности, интересы, идеалы, установки и ценности личности определяют, что хочет человек, его способности - что он может. Но остается еще вопрос о том, что же он есть - каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Понятие «личность» вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, таким образом, акцент делается на социальном начале. Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. Проблема развития личности, формирования личности как личности является центральной проблемой в системе психологических знаний. Поскольку детство человека уникально, продолжение его жизни от юности до старости уникально. Разнообразные материалы по человеческому развитию долгое время были частью учебных программ геронтологии. Тем не менее, процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. По словам Э. Эриксона, продолжительность составляет от 25 до 65 лет, то есть 40 лет жизни. Если же учесть, что зрелость может быть оценена в диапазоне с 25-30 до 40, иногда даже более 50 лет или дольше. Конец зрелости, однако, широко варьируется у каждого индивида, как и феномен: субъект, субъективность, личностный рост, самореализация, личностная самореализация (Абулханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Александрова Н.Х., Александровна А.В., Брушлинский А.В., Василюк Ф.Е., Слободчиков В.И., Юнг С. и другие). Целью работы является изучение социально-психологических особенностей личности в зрелом возрасте. Объектом исследования является личность в зрелом возрасте. Предмет исследования - влияние развития личности на понимание смысла жизни в зрелом возрасте. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические источники по особенностям развития личности в зрелом возрасте. 2. Исследование социально-психологических особенностей и стилей общения людей зрелого возраста. 3. Выявить наиболее актуальные проблемы среднего возраста. Гипотеза: мы исходим из предположения, что социально-психологические особенности влияют на переоценку ценностей, влекущую за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности на выбор стиля общения в зрелом возрасте. 1. Личность и особенности развития её в зрелом возрасте 1.1. Определение личности, рост и развитие Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чем они различаются. Почему одни достигают успеха, а другие - нет? Почему одни страдают от сильных стрессов, а другие - нет? Почему одни воспринимают вещи именно так, а другие - иначе? Исследователи личности интересуются также и целостной индивидуальностью, стараясь понять, каким образом различные аспекты функционирования индивида связаны между собой. Например, изучение восприятия напрямую не относится к области исследования личности, но к ней относится проблема понимания того, как индивиды различаются по своему восприятию и как эти различия связаны с функционированием индивида в целом. Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами. Понимание того, как эти процессы взаимодействуют между собой, формируя целое, часто дает больше, чем понимание каждого процесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое, и значит, мы должны понимать их именно в таком свете. Выделив в качестве основного предмета исследования индивидуальные различия и целостного человека, как мы определим личность? Для широкой публики слово «личность» может выступать в роли оценочного суждения: если нам кто-то нравится, то потому, что он (или она) представляет собой «хорошую личность», или «масштабную личность». Однако ученым и студентам-психологам термин личность нужен для того, чтобы определить область изучения. Научное определение личности очерчивает область, которая подлежит рассмотрению и подсказывает нам, каким образом лучше всего к ее изучению подходить. На данный момент будем использовать следующее рабочее определение личности: личность - это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения. Это очень широкое определение, которое позволяет фокусировать внимание на множестве различных аспектов человека. В то же время оно подразумевает, что мы обращаем внимание на согласованные проявления чувств, мышления и поведения человека и на те его внутренние качества, которые отвечают за эти согласованности, а, например, не на рассмотрение качеств окружающей среды, которые отвечают за эти согласованности. Особый интерес представляет для нас то, как упомянутые чувства, мысли и внешние (наблюдаемые) действия увязываются друг с другом, формируя уникального, отличного от других индивида. Индивид есть продукт эволюционного развития, это есть некоторая целостность, некая неделимость. И в этом отношении понятие личность близко к понятию индивид. Таким образом, определение личности полезно настолько, насколько оно помогает превратить ту или иную сферу изучения в науку. Итак, научное изучение личности включает систематическое стремление вскрыть и объяснить согласованности, повторяемости в мыслях, чувствах и наблюдаемых действиях людей, которые характерны для них в повседневной жизни. Одна из самых серьезных задач, с которой сталкиваются психологи, - это объяснение развития индивидуальных различий и развития такой уникальной индивидуальности, какой является каждый из нас. Обычно детерминанты, определяющие развитие личности, подразделяют на генетические и средовые. К сожалению, это разделение часто приводит к настоящим баталиям по поводу того, что важнее для личности – природа (nature) или воспитание (nurture). Причем под природой подразумеваются гены, а под воспитанием - воздействие среды. В разные моменты развития науки доминировал то один, то другой взгляд: маятник качался от всеобщего увлечения природой (генами) до признания примата среды (воспитания) и затем снова возвращался обратно. Ясно, что и генетическая, и средовая детерминанты важны для формирования человека. Генетические факторы играют важную роль в детерминации личности, особенно в отношении того, что делает нас уникальными индивидами, и как правило, более важны для таких характеристик, как интеллект и темперамент, и менее важны для формирования ценностей, идеалов и убеждений. В одной работе приводится хороший пример индивидуальных различий по темпераменту, который касается уровней активности и робости. Некоторые дети более активны и более смелы, чем другие. Эти особенности могут сохраняться на протяжении многих лет: одни люди всегда хотят двигаться и действовать, а другие, как правило, предпочитают почитать или подремать, одни решительны и бесстрашны, а другие, как правило, робки и осторожны. Тот факт, что эти особенности появляются рано, сохраняются на протяжении длительного времени и, по-видимому, относительно не зависят от обучения, позволяет предположить, что они относятся к генетически обусловленным, или наследуемым, характеристикам. Генетические детерминанты также подчеркиваются теми исследователями личности, которые занялись нашим эволюционным наследием. Судя по их данным, многие паттерны поведения человека уходят корнями в наше эволюционное прошлое и связаны с генами, общими для людей и представителей других видов. Но, помимо этого, психологи-эволюционисты полагают также, что нас всех объединяют паттерны социальных отношений друг с другом. Например, характеристики, которые считаются желательными для особей женского или мужского пола, различная включенность мужчин и женщин в заботу о детях, альтруизм и основные переживаемые нами эмоции - все это, как предполагается, проявления эволюционного наследия, заложенного в генах. Таким образом, дети так же, как и взрослые, и шимпанзе так же, как и люди, переживают подобные эмоции, потому что у них общее эволюционное наследие и общая генетическая структура. Это не значит, что опыт не сказывается на том, какие эмоции чаще встречаются у данного индивида, или на том, когда, при каких условиях переживаются определенные эмоции и как они выражаются. Нет, опыт влияет, но развитие происходит в соответствии с заложенной генетической структурой. В итоге, можно сказать, что роль генов состоит в том, что они обеспечивают принадлежность всех нас к единому человеческому роду и в то же время создают между нами индивидуальные различия. К средовым детерминантам относятся влияния, которые делают нас похожими друг на друга, а также влияния, которые делают нас уникальными. Одной из значимых средовых детерминант личности является опыт человека, связанный с его принадлежностью к определенной культуре. Каждая культура имеет свои собственные институционализированные и санкционированные паттерны поведения, ритуалов и верований, которые передаются через обучение. Это означает, что большинство представителей данной культуры будут обладать определенными общими личностными характеристиками. Поэтому мы часто не подозреваем о культурных влияниях до тех пор, пока не вступим в контакт с носителями другой культуры. Именно потому, что мы принимаем влияние культуры как само собой разумеющийся факт, оно пронизывает, по сути, все стороны нашего существования. Определенные паттерны поведения складываются благодаря влияниям, которым подвергаются все представители данной культуры, однако существуют и другие паттерны, возникающие вследствие принадлежности к определенному социальному классу. В личности индивида мало что можно понять без обращения к социальному классу, к которому принадлежит данный человек. Относится ли он к высшему или к низшему классу, к рабочему классу или классу квалифицированных специалистов - вопрос чрезвычайной важности. Классовый фактор определяет статус индивида, те роли, которые он исполняет в обществе, обязательства, которые он на себя принимает, и привилегии, которыми он пользуется. Этот фактор влияет на то, как индивид воспринимает себя и как он воспринимает представителей других социальных классов, а также и на то, как человек зарабатывает и тратит деньги. Подобно культурным факторам, классовые факторы оказывают воздействие на то, как человек определяет ситуацию и как реагирует на нее. Помимо сходства поведения людей, детерминированного такими средовыми факторами, как принадлежность к одной культуре и к одному классу, факторы среды определяют и значительное разнообразие личностного функционирования внутри данного класса и данной культуры. Один из важнейших средовых факторов - это влияние семьи. Родители могут быть теплыми и любящими или враждебными и отвергающими, гиперопекающими и навязчивыми или понимающими потребность ребенка в свободе и автономии. Любой паттерн родительского поведения сказывается на развитии личности ребенка. Родители влияют на поведение своих детей тремя основными способами: - Своим собственным поведением они создают ситуации, которые формируют определенное поведение детей (например, фрустрация ведет к агрессии). - Они служат ролевыми моделями для идентификации. - Они выборочно вознаграждают, подкрепляют определенные действия. Вместе с тем личность характеризует человека только с одной стороны: включенность его в общественные отношения, его направленность, которая определяется ведущими мотивами деятельности, поведения. Направленность личности может быть общественной или эгоистической. В первом случае человеком движут мотивы служения общему делу, обществу, своей Родине и т.д. Во втором случае мотивы связаны личным благополучием, личными выгодами. В одних случаях общественные и личные интересы могут совпадать, в других - эгоистическая направленность может приносить вред другим людям, обществу в целом. Исходя из этого, можно говорить о положительном и отрицательном развитии личности. Уровень положительного развития личности определяется мерой ответственности человека перед другими людьми, перед окружающей средой, перед своей деятельностью, перед собой. На высокой ступени развития нравственности у человека появляется потребность совершать нравственные поступки. Так, добрый человек не может не делать добра. Нравственные нормы, принятые человеком и перешедшие во внутренний план его психической жизни, контролируются с помощью чувств, называемых чувством долга, совестью, стыдом. Обычно говорят, что этот человек не может совершить такой поступок: совесть ему не позволяет. Это означает, что данный поступок противоречит тем нравственным нормам, которые характерны для данного человека. В тех случаях, когда человек нарушает принятые им нормы, он переживает чувство стыда. Это чувство переживается как неудовлетворение собой, как сожаление, как осуждение себя. Важно отметить, что в этом случае человеку стыдно не только перед другими, но и перед самим собой. Человек может остро переживать мучительные чувства, испытывать угрызения совести за содеянное, хотя об этом никто не знает. При отрицательном развитии личности человек ориентируется на нормы, противоречащие принятым в обществе. Поведение, основанное на аморальных правилах, приносит вред другим людям; в этих случаях говорят о безответственном отношении человека. 1.2. Этапы развития жизни Традиционно принято разделять жизненный цикл на четыре больших периода: перинатальный (внутриутробный) период, детство, отрочество и зрелость (взрослое состояние). В свою очередь каждый из этих этапов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей. Перинатальный период - этот период длится в среднем 266 дней и состоит из трех стадий, соответствующих разным фазам развития от оплодотворения яйцеклетки до рождения ребенка. Предзародышевая стадия длится две недели. Она соответствует развитию оплодотворенного яйца (зиготы) во время его перемещения в матку и внедрения в ее стенку вплоть до образования пупочного канатика. Зародышевая (эмбриональная) стадия охватывает период с начала 3-й недели после оплодотворения до конца 2-го месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференцировка различных органов. Стадия плода начинается с 3-го месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит развитие функций и систем, которые позволяют организму выжить после рождения. Однако способность к выживанию в воздушной среде плод приобретает только в начале 7-го месяца развития. Вот почему начиная с этого времени плод нередко называют уже ребенком. Следующая стадия – детство, которое включает три стадии. Первое детство начинается с появления ребенка на свет и продолжается 3 года: это период развития функциональной независимости и речи. Второе детство охватывает период с 3 до 6 лет и характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов. Третье детство продолжается с 6 до 12 лет, то есть соответствует школьному возрасту и включению ребенка в социальную группу. Начало полового созревания знаменует собой окончание детства и вступление ребенка в отрочество. Отрочество является следующей стадией, следующей за детством, и подразделяется на два периода. Пубертатный период соответствует половому созреванию и продолжается до 15 или 16 лет. В это время под влиянием конституциональных сдвигов у подростка формируется новое представление о самом себе. Ювенильный период, продолжающийся с 16 до 18-20 лет, соответствует приспособлению подростков обоего пола к семье, школе и среде своих сверстников. Юность представляет собой переходный период от отрочества к зрелости; юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств. Зрелость несколько произвольно разделяют на три стадии. Стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет. Она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Зрелый возраст, продолжающийся с 40 до 60 лет, характеризуется стабильностью и продуктивностью, особенно в профессиональном и социальном отношении. Завершающий период зрелости начинается с 60-65 лет и чаще всего сопровождается отходом человека от активной жизни. О возрасте до 75 лет говорят, как о первой старости, после 75 возраст считается преклонным. Если психическое развитие человека в детстве и отрочестве сравнительно хорошо исследовано, то изучение в этом плане других периодов жизни еще только началось. Вероятно, в ближайшем будущем мы узнаем много нового о перинатальной жизни и зрелости, которые до сих пор исследовались весьма поверхностно. 1.3. Видение современных психологов на возрастную психологию в обобщённом варианте Существуют много периодизаций развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Каждый из периодов развития взрослого человека (состоящий в свою очередь из серии микропериодов) противоречиво сочетает разные процессы становления: нарастание мощи одних функций, понижение работоспособности других, стабилизацию уровней функционирования ряда характеристик. Структура развития взрослости - зрелости значительно сложнее, чем любая более однородная и однонаправленная структура периодов созревания и старения. Рассмотрим возрастные рамки по И.Ю. Кулагиной и В.М. Колюцкому: граница юности и молодости - около 20-23 лет; молодости и зрелости - 28-30 лет (иногда ее отодвигают до 35 лет); граница зрелости и старости - примерно 60-70 лет. Юность (от 17 до 20-23 лет). Юность - всего лишь начало взрослой жизни. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой. Здесь детство остается в прошлом. Все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов носят все более условный характер. Кризис 17 лет - рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни. Покидая стены школы после 9-го класса, подростки идут в технические колледжи или работать, некоторые с посещением вечерней школы. Происходит смещение кризиса 17 лет в сторону кризиса 15 лет. Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку. Во время кризиса такие подростки бывают циничны и достаточно откровенны, ясно формулируют свое жизненное кредо. Период юности для них - время проб и ошибок. Они говорят: «Высшее образование денег не дает. Интеллигенция живет хуже». Одиннадцать классов кончают более благополучные дети. Но в 17 лет кризис протекает не менее остро, чем в 15 лет. Д.Б. Эльконин отмечал это как наиболее тяжелый кризисный период наряду с кризисами 3 и 11 лет. Большинство 17-летних ориентируются на продолжение образования, немногие - на поиск работы, на который не решились после 9 класса. Высшее образование им необходимо, чтобы получить профессию, позволяющую «жить достойно», «много зарабатывать», «обеспечивать себя и семью». Существуют две категории выпускников школы: - первые надеются на помощь родителей (платный ВУЗ) и не теряют душевного равновесия; - вторые рассчитывают на свои силы - наиболее подвержены связанным с поступлением стрессам. Для тяжело переживающих кризис 17 лет характерны различные страхи. Ответственность за сделанный выбор, реальные достижения в это время - уже большой груз. Сюда еще прибавляются страхи перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в ВУЗ, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций (обострению гастрита, нейродермита, головных болей, давлению) и др. хронических заболеваний. Но если даже выпускник мало тревожен, и все складывается удачно, резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с другими людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают в этом уверенность в себе, чувство компетентности, поддержка семьи и другое, о чем будет сказано дальше. Возраст - категория конкретно-историческая. 19-20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. Ценят свой возраст, который вместе с проблемами принес и более широкие возможности. По данным Санкт-Петербургских психологов, в начале 90-х годов прошлого столетия в стране резко снизилась ценность образования, как возможность материально обеспечить себя в будущем. В конце 90-х годов образование снова вошло в систему ценностей. В последнее время студенты сочетают работу с учебой, то есть подрабатывают. Таким образом, какой выбор будет сделан в юности, решение пойти в тот или иной конкретный ВУЗ зависит от направленности личности, доминирующих мотивов, основных ценностных ориентаций. Мотивы поступления в ВУЗ определяют и стиль студенческой жизни. Стиль студенческой жизни в западной психологии связан с особой субкультурой. Ф. Райс выделил 4 типа субкультур колледжей: Студенческая субкультура - здесь колледж (ВУЗ) превращен в загородный клуб (вечеринки, выпивка, спорт - учебные предметы на втором плане); Профессиональная субкультура - предполагает целеустремленность в учебе, желание обеспечить себе целенаправленную подготовку и продвижение; Академическая субкультура - ее ценности не диплом, а знания и идеи; углубленное изучение предметов выходит за рамки учебной программы; Нонконформистская субкультура, которую отличает инакомыслие, ее создают интеллектуальные «социальные мятежники», студенты, ведущие богемный образ жизни, и прочие яркие личности. Выпускники школы, решившие работать или не поступившие в ВУЗ, сталкиваются с различными трудностями. Они не имеют ясной цели в своих поисках при выборе работы или же, если сделан выбор, трудно найти соответствующее место. Проблема самопрезентации обостряется из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора. Самая большая трудность - это заработать на жизнь, достичь той материальной независимости от родителей, к которой стремятся почти все в юношеском возрасте. Реальный заработок - необходимость, если в родительской семье нет достатка или создается собственная семья. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за любовь, не достаточно ответственные, надеющиеся на помощь родителей, а не на себя. Если работа найдена, предстоит адаптация на новом рабочем месте. Приобретение практических умений, приспособление к коллективу взрослых и новым требованиям оказываются в разной степени трудными для юношей и девушек с разным интеллектом и разными чертами характера. Здоровые юноши, не обучающиеся на дневных отделениях ВУЗов, призываются на срочную службу в Вооруженные силы - это еще одна резкая смена образа жизни. Жесткий режим, большая физическая нагрузка, беспрекословное подчинение старшим по званию для многих становятся тяжелым испытанием. Но с другой стороны этой молодежи проще - здесь все регламентировано, не надо самому планировать свои действия и отвечать за их последствия. Самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и другие личностные особенности, в том числе и психика тех, кто прошел через войну, потерял друзей, был ранен или пережил плен, изменяются. Поэтому многим бывшим солдатам по возвращении к мирной жизни необходима психотерапевтическая помощь. При «дедовщине» устанавливаются иерархические отношения. Здесь главным стимулом агрессии является желание испытать власть над людьми. Появляющееся чувство превосходства компенсирует сформировавшееся ранее чувство неполноценности. Проходящие через «дедовщину» становятся либо взрослее и психологически сильнее, либо агрессивными и мстительными. Юноша или девушка могут выбрать еще один путь: бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погруженность в себя и т.д. Такой выбор может быть следствием серии серьезных неудач или образовавшегося вакуума. На неправильный путь могут подтолкнуть скука, желание получить новые впечатления, забыть о «серой» жизни, нежелание трудиться. Х. Ремшмидт считает, что религии и соответствующая идеология предлагают упрощенную перспективу на будущее, подчинение мессии, пророку и т.д. В личностном плане последствия не менее разрушительны: приобретается зависимость от группы, неспособность к эмоциональным связям с другими людьми, утрачивается способность самостоятельно мыслить. Доктор А.Е. Червоненко (о нем будет описано позднее) сказал: «Хочешь знать - иди учиться, хочешь верить - иди молиться». Второе проще: «Ничегонеделание». Молодость (от 20-23 до 30 лет) Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек «более или менее утверждается во взрослой жизни» (А.В. Толстых). Верхняя граница молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет. Молодость - время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней. Молодость - пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. А.В. Толстых отмечает, что в современную эпоху, когда увеличилась продолжительность жизни и расширились сроки образования и профессиональной подготовки, повысилась их значимость, «молодость стала наиболее ценимым возрастом, влияющим своими вкусами, ценностями, привычками и т.д. на вкусы, ценности, привычки всего общества. Отсюда естественное желание дольше быть в разряде молодых - вступить в этот возраст пораньше и задержаться в нем подольше… Молодость… таит в себе обаяние. И это не только очарование здорового тела, физической красоты, обаяния свежести. Это во многом обаяние тех видов деятельности, которые доступны молодости в наибольшей степени, которые составляют если уж не ее привилегию, то, по крайней мере, неотъемлемый атрибут». Молодость - возраст любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше приспособлен к рождению первого ребенка. Люди легче всего знакомятся и адаптируются к условиям совместной жизни также в молодости. Люди, не создавшие семьи до 28-30 лет, в дальнейшем, как правило, сделать это уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, становятся излишне требовательными к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, часто делающих очень трудной совместную жизнь. Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека - его духовный рост, развитие способностей. Большое значение имеет рождение детей. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь. Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни. Несмотря на сензитивность молодости к созданию семьи и все сопутствующие этому возрасту благоприятные факторы, задача выбора спутника жизни не всегда решается успешно. Более 50% разводов совершается в молодости. Пресловутое «не сошлись характерами» - наиболее частая формулировка при расторжении брака. Сущностные отношения меду людьми обычно основаны на той или иной схожести, созвучии их сущностных связей с миром. Любовь, привязанность чаще всего возникают вследствие этого созвучия. Итак, молодых людей, создавших семью (средний возраст их примерно 24 года), ждет не только начало семейной жизни, но и критический период ее становления. Как известно, кризис в межличностных отношениях проявляется в частых конфликтах. [абрамова 553] Родительская безусловная любовь имеет те же истоки, что и привязанность к отчиму дому, родным местам, ко всему «своему». В основе всех этих сущностных отношений лежит заложенная от природы потребность в привязанности, принадлежности, любви к соответствующим объектам мира. В отличие от родительской любви, в любви между мужчиной и женщиной безусловность сущностных отношений встречается крайне редко. Обязательно должны быть какие-то очень значимые, важные стороны жизни, которые объединяли бы обоих. Любовь должна быть не только взаимной, но и равнозначной. Иначе невозможна полная, подлинная разделенность. Известный русский философ В.С. Соловьев утверждал, что только эротическая любовь позволяет человеку раскрыть свою индивидуальность, что непременным условием обретения им своей сущностной целостности является единение с предназначенной ему половиной. Мужчина и женщина во взаимной любви становятся более завершенными, взаимно дополняют друг друга. Другие сущностные связи с миром тоже завершают человека, но каждая из них раскрывает какую-то одну сторону его сущности. В любви же между мужчиной и женщиной раскрывается, находит свое отражение вся сущность каждого из них. В этой любви человек проявляется весь целиком. Любовь по природе своей может быть только разделенной, она завершает человека, делает его более целостным, более самим собой. Там, где семейные отношения не основаны на сущностном единении супругов, раньше или позже обнаруживается несостоятельность веры в гармонию, в духовное созвучие. Влюбленность проходит, и совместная жизнь сама по себе теряет смысл. Э. Фромм указывает на одну из причин сильных взаимных чувств - стремление человека преодолеть свое одиночество, отчужденность от себя и от мира, стремление реализовать свою потребность любить. Э. Фромм: «Тотальная коммерциализация общественного индивидуального сознания, примат материальных ценностей над духовными, современное развитие общества не дает возможности большинству людей развить индивидуальность, раскрыть свою сущность, реализовать потребность стать самим собой». Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период - овладение выбранной профессией. В юности происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. А в молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. Профессиональная подготовка в молодости завершается. Сроки значительно расширены в связи с научно-техническим прогрессом. А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакции и т.д.). Те, кто выбрал научную деятельность, как правило, становятся кандидатами наук. В искусстве, в инженерно-технической деятельности проявляют наивысшие способности, становятся руководителями, главными специалистами по соответствующим направлениям. Таким образом, в молодости человек приобретает профессиональное мастерство и компетентность. Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности - центральные возрастные новообразования этого периода. Установление и развитие дружеских связей является важной стороной жизни в молодости. Дружба в этот период выходит на новый качественный уровень. И.С. Кон: «Большую часть своих друзей люди приобретают именно в процессе совместной деятельности, в своих производственных или учебных коллективах…» Определение дружбы как вида сущностных связей с миром позволяет говорить о спонтанности, естественности ее появления. Дружба - результат того или иного значимого для ее субъектов созвучия. Близкого человека можно лишь встретить. В возрасте порядка 30 большинство людей переживает кризисное состояние. У людей изменяется представление о своей жизни, часто даже разрушается прежний образ жизни. И.С. Кон: «Никто не может реализовать себя полностью», и самоанализ выявляет эту нереализованность. А.В. Толстых: «У человека на границе третьего десятилетия своей жизни самоанализ имеет особое значение. Оглядываясь на пройденный путь, индивид видит, как при сложившейся и внешне благополучной жизни, не совершенна его личность. Происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности». «Человека «сковывают» семья, профессия, привычный образ жизни. Найдя себя и утвердившись во взрослой жизни, он вдруг осознает, что стоит фактически перед той же задачей - найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя в данном случае масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями, которые он увидел только теперь». Итак, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливаются ценности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости. Проблема смысла жизни зачастую появляется уже в начале молодости, а иногда даже в подростковом возрасте. По Кулагиной в подростковом возрасте - при личностной неразвитости. По доктору А. Червоненко - у ищущей личности. Таким образом, мы с вами видим прямо противоположные мнения двух специалистов. Довольно часто стоит эта проблема и в период зрелости. В. Франкл пишет: «Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты». Очень большой процент людей умирают, так и не найдя смысла жизни. Что же представляет собой смысл как психологическая категория? Согласно В. Франклу: «Смысл - это то, что имеется ввиду человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа». По А. Червоненко: «Смысл - это попытка ответить на вопрос Кто я? Что я? Зачем явлен в свет?» Достижение цели по Франклу имеет в виду достижение мотива. Смысл, таким образом, - это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это обращение цели к мотиву (если цель и мотив, как это обычно бывает, не совпадают). Достижение цели по А. Червоненко - через расширение сознания человека, путем проникновения в подсознание прийти к сверхсознанию, то есть обретение просветления (А. Червоненко - доктор из Санкт-Петербурга, Лидер Международного оздоровительного движения). Отсюда вывод по В. Франклу - проблема смысла жизни возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ждешь ее достижения не приводит к достижению предмета потребности, то есть когда цель была поставлена неверно. Человек обретает способность быть самим собой, согласен с миром только в сущностных сторонах жизни. К целостности личности, общему согласию с миром он приходит при сущностной форме жизни, когда любовь, привязанности, глубокие непреходящие интересы и т.п. начинают определять ее основное содержание. Согласие с миром, способность быть самим собой - вот тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни. Полная потеря смысла жизни возможна тогда, когда в жизненном мире нет ни одного значимого сущностного мотива. Только сущностные мотивы адекватны согласно человека с миром, только в сущностных сторонах жизни он становится самим собой. Чем больше в его жизни таких сторон, тем меньше его экзистенциальные проблемы. Эгоистические мотивы, мотивы удовольствий неадекватны согласию с миром. Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, то есть 40 лет жизни. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений. В зрелости, как и в молодости, главные стороны жизни - профессиональная деятельность и семейные отношения. Но если в молодости она включала овладение выбранной профессии и выбор спутника жизни, то в зрелости это - реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Э. Эриксон считает основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью. Понятие продуктивности по Эриксону - творческая, профессиональная продуктивность, а также вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколения. Продуктивность по Эриксону связана с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями. Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого. |