Главная страница
Навигация по странице:

  • Психоаналитические предпосылки сюрреализма

  • Курск 2017–2018 учебный год

  • Введение Актуальность темы исследования.

  • Объект исследования

  • Цель исследования

  • Степень изученности темы

  • Глава I. Фрейд и его теория психоанализа §1. История психоанализа

  • § 2. Концепции бессознательного

  • § 3. Толкование сновидений

  • Психоаналитические предпосылки сюрреализма. Курсовая. Курсовая работа по философии Психоаналитические предпосылки сюрреализма Исполнитель


    Скачать 0.86 Mb.
    НазваниеКурсовая работа по философии Психоаналитические предпосылки сюрреализма Исполнитель
    АнкорПсихоаналитические предпосылки сюрреализма
    Дата22.01.2023
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая.docx
    ТипКурсовая
    #898812
    страница1 из 3
      1   2   3


    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Курский государственный медицинский университет»

    Министерства здравоохранения Российской Федерации
    Лечебный факультет

    Кафедра философии

    Курсовая работа по философии

    Психоаналитические предпосылки сюрреализма


    Исполнитель:

    В.М. Соколянский — 29 группа 2 курса лечебного факультета
    Научный руководитель:

    канд. филос. н., доц. В.Ю. Крамаренко

    Дата сдачи курсовой работы:________

    Оценка: _______

    Подпись руководителя: _______


    Курск

    2017–2018 учебный год
    Оглавление

    Ведение 3

    Глава I. З. Фрейд и его теория психоанализа 8

    § 1. История теории психоанализа 8

    § 2. Концепции бессознательного 11

    § 3. Толкование сновидений 13

    Глава II. Сюрреализм как феномен современного искусства на основе теории

    З. Фрейда 16

    § 1. История сюрреализма 16

    § 2. Сюрреализм и фрейдизм 19

    § 3. С. Дали и его творческий путь 21

    § 4. Встреча С. Дали и З. Фрейда 25

    Глава III. Психологический тест: «Несуществующее животное» 27

    § 1. Значение и инструкция 27

    § 2. Анализ полученных данных 29

    Заключение 33

    Список литературы 35

    Приложения 37
    Введение
    Актуальность темы исследования. Зигмунд Фрейд занимает одно из ключевых мест среди психологов XX века. Его теория психоанализа продемонстрировала абсолютно новую систему в психологии, которую зачастую именуют психоаналитической революцией. Труды австрийского психоаналитика осветили вопросы внутреннего мира человека, его побуждений и переживаний, конфликтов между его желаниями и необходимостью следовать общественной морали. Психоанализ дал основу для постижения множества процессов в социальном разуме, массовом поведении, предпочтениях индивидов в области политики, культуры и т.д.

    Значение психоанализа было оценено многими художниками современных направлений и теми, кто изучал гуманитарные дисциплины и науки об обществе. Учение о бессознательном все же привлекало невербальные искусства, которые могли погружать в бессознательное, не рационализируя его. В этом случае психоаналитическое исследование как бы не доводилось до логического завершения, останавливаясь на стадии раскрепощения бессознательного, которое репрезентировалось, но не анализировалось.

    Эта возможность была в полной мере использована сюрреализмом как особым направлением в искусстве, сформировавшимся также под влиянием психоанализа. В отличие от «психоаналитической художественной литературы» сюрреализм изначально ставил себе несколько иную задачу: он желал создания произведений, в которых бы бессознательное ощущалось, а не описывалось, оставляя задачу «научному психоанализу». При этом некая общность целей с психоанализом сохранялась, поскольку контакт с бессознательным должен был способствовать его познанию, пусть и в невербальных формах, и дальнейшей внутренней гармонизации человека.

    Также стоит отметить, что Эрос и Танатос, сексуальное желание и жажда смерти, дали основу для кинофильмов, особенно в таких жанрах, как боевик, фильм-катастрофа или фильм ужасов. Два последних выполняют еще одну функцию, подробно описанную уже за пределами фрейдизма: они выводят наружу подсознательные страхи, вытесненные, но влекущие к себе человека,

    Проблема влияния психоанализа на искусство достаточно актуальна в наше время. Взаимодействие психоанализа и современного искусства играет немалую роль в развитии медицины В течение нескольких лет многие психоаналитики используют художественное творчество для диагностики людей. Живопись дает пациентам повторить старые переживания через действие, а не через воспоминание, заставляет остановиться его в самой глубине сознания.

    Объект исследования — сюрреализм на примере живописи.

    Субъект исследования — возможности воздействия теории психоанализа на примере живописи в направлении сюрреализма.

    Цель исследования — выяснить, каким образом теория психоанализа повлияла на развитие современного искусства на примере развития сюрреализма.

    В контексте поставленной цели, реализуются следующие задачи:

    – проследить историю становления психоанализа З. Фрейда

    – установить основные положения теории бессознательного и концепции теории сновидений

    – определить, что способствовало становлению современного искусства на базе теории психоанализа

    –просмотреть картины и необходимую литературу, посвященные направлению сюрреализма.

    – провести психологический тест на основе ассоциаций и бессознательного

    Степень изученности темы. Тема влияния психоанализа на появление искусства XX века недостаточно хорошо изучена в наше время. Однако она нашла свое отражение в некоторых научных публикациях и исследованиях.

    Трудность исследования состоит в том, что психоаналитические предпосылки сюрреализма достаточно тяжело определить, смотря на ту или иную картину, для этого нужна определенная подготовка.

    Н.Д Пискун в статье: «Психоанализ искусства: Теоретико-методологические основы дисциплинарного искусствоведческого курса» определяет   границы и полномочия применения психоаналитической теории в области искусства. Автор пишет: «Принимая во внимание тот факт, что искусство XX века неоднозначное, эклектичное и противоречивое, отстояло плюралистическое право на индивидуальное авторское восприятие, истолкование и художественное воплощение всего многообразия идей, сюжетов и образов, видится закономерным наличие методов его изучения (историко – культурный, семиотический, компаративный и др.). Помимо данных методов следует изучить творчество самого художника»1. Также акцентируется внимание на методике психоанализа, которая является одной из важнейших составляющих рецептивного восприятия и осмысления произведения искусства.

    В статье: «Философия Зигмунда Фрейда в сюрреалистическом художественном творчестве 20 – 21 веков» кандидат наук Н.И Рокунова рассматривает сюрреализм как направление художественной культуры, прошедшее через весь ХХ век и ставшее жизненной философией нескольких поколений художников. По мнению автора, своему "долголетию" сюрреализм обязан фрейдизму2. В статье раскрывается общность интересов, точек зрения, методов и выводов фрейдизма и сюрреализма XX-XXI веков посредством анализа художественного творчества сюрреалистов разных веков

    В статье Альназаровой Г.Ж «Влияние психоанализа на формирование сюрреализма» исследуется история формирования психоаналитического подхода в современной культурологии. Проводится анализ исторического контекста развития культурных парадигм западного и российского психоанализа. Рассматриваются особенности авангардной эстетики в контексте её взаимодействия с дискурсом психоанализа. Актуализируется историческая и теоретическая проблематика, связанная с современными исследованиями психоаналитического дискурса. Представлены теоретические аргументы, подтверждающие актуальность психоанализа в современном гуманитарном знании.

    В статье «Влияние психоаналитических представлений о человеке на развитие на развитие искусства XX века» Попов Д.А сообщает о том, что «разнообразие воздействия психоанализа на художников объясняется его двойственностью, так как он включает рациональные и иррациональные аспекты»3. Как следствие, художники использовали в своем творчестве те его элементы, которые были им близки. Попов выделяет три основных направления влияния психоанализа на искусство: изучение бессознательного художественными средствами, его иррациональная репрезентация и удовлетворение бессознательных желаний средствами искусства. Автор отмечает, что психоанализ не только исследовал, но и создавал искусство, представляющее бессознательное как реально существующий феномен. Искусство служило способом доказательства истинности психоаналитических моделей человеческой психики.

    В статье Кедровой М.О: «Возрождение чуда, или Герберт Рид о Сюрреализме, сновидениях и способах удивляться» рассматриваются вопросы возникновения и развития сюрреализма как важного и определяющего атмосферу культуры ХХ века художественно-эстетического феномена.

    В работе Гиренока Ф.И «Сюрреализм это все-таки дали» рассматривается «король» сюрреализма — С. Дали, а также его творческий путь. «Выставка работ Дали помогает нам понять и даже смириться с тем, что есть искусство, а еще есть современное искусство. Искусство – это то, что создается человеком посредством свободы. Поэтому все, что делает природа, к искусству не относится. Для этого нет никаких оснований… Дали – конструктор. Его сюрреалистические объекты преграждают путь первозданным природным объектам и открывают шлюзы субъективности даже в такой работе, как «Внутриатомное равновесие пера4.

    Дали – не эстет. Дали – невротик. У него не эстетическое отношение к миру, а невротическое».

    Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
    Глава I. Фрейд и его теория психоанализа

    §1. История психоанализа

    Психоанализ (от греч Psyche – душа, психика и analysis– разложение, расчленение, изучение, исследование) ­– новый прием психотерапии и учения о человеке и обществе. Данный метод является одним из наиболее значительных событий в интеллектуальной жизни людей начала XX века и истории человеческого самопознания. Теория психоанализа разработана австрийским невропатологом, психопатологом, психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом

    История психоанализа берет свое начало в 1890 году, когда З.Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических заболеваний. Врач не мог подобрать средств для объяснения причин развития патологических изменений в психике своих пациентов. Тогда Фрейд обратился к анализу скрытых слоев психической активности личности, которые в то время не являлись предметом изучения психологии.5

    Первым импульсом для достижения свой цели является создание З.Фрейдом совместно с венским врачом И.Брейером катартического метода психотерапии (метод Брейера – Фрейда), который основан на применении гипноза. В процессе занятия гипнотерапией Фрейд обнаружил, что причиной текущей болезни могут быть желания и влечения, которые, ввиду невозможности реализации, вытеснены в подсознание и индуцируют оттуда на неосознаваемом уровне болезненные симптом.6

    Вскоре Фрейд осознал, что способность гипнотизировать, небезгранична, и он отказался от данного метода. Врач предполагал, что гипноз является мистическим средством, механизмом действия которого трудно понять. Это прослеживается в поведении пациентов после выведения их гипноза (при лечении Брейером в 1880 г. Берты), в результате которого они буквально «кидались на плечо к врачу».

    В 1896 году Фрейду приснился сон, проанализировав который он пришел к выводу о том, что сны ­– это отражение бессознательного, то есть потаенных желаний, которые удовлетворяются в образах. Следовательно, сны можно анализировать и толковать. Стремясь проникнуть в глубины психики, З.Фрейд обратил внимание на ассоциативную природу мышления и решил использовать это явление для получения информации о причинах, механизмах и источниках психических расстройств. В результате психолог создал метод свободных ассоциаций, который является датой рождения психоанализа и стал единственным методом коммуникации пациентов в ходе психоаналитического лечения. Первая работа З.Фрейда, в которой крылись идеи психоанализа — «Толкование сновидений», вышла в свет в 1900 году.

    Затем Фрейд выделил два инстинкта, которые движут поведением: инстинкт самосохранения и либидо. Психоаналитик полагал, что именно либидо является основной причиной психических расстройств пациентов.

    В период первой мировой войны Фрейд вносит изменения в своей схеме инстинктов. Наряду с имеющимися он выделяет стремление к смерти­—Тонатос. Имелось в виду не только тяготение к смерти, но и уничтожение других проявление агрессии.7

    Спустя некоторое время З.Фрейд выделяет три уровня психики человека:

    1. Бессознательное – совокупность психических процессов и явлений, в отношении которых контроль сознания отсутствует. Это сфера, насыщенная энергией либидо, основой только является принцип удовольствия.

    2. Сознательное – это мысли и чувства, приходящие из внешнего мира, удовольствия и неудовольствия, формирующиеся внутри психического аппарата.



    1. Предсознательное – информация, которая была воспринята человеком, но не дошла до сознания. Для того, чтобы эта информация была осознанна, необходимы определенные условия.

    Теория психоанализа Фрейда, вышедшая в свет, поначалу не получила широкого признания. В классическом варианте теории стимулы, стоящие за бессознательными влечениями, практически всегда были связаны с сексом или агрессией. Однако дальнейшее развитие психоаналитического движения показало, что число сторонников психоанализа действительно продолжало расти, а психоаналитическое видение человека, его бессознательных мотивов мышления и поведения, защитных механизмов и невротических расстройств заняло важное место в культуре ХХ столетия. 8

    Таким образом, в развитии теории психоанализа можно выделить несколько этапов:

    1. Клинический (1896 – 1905­). На этом этапе была разработана концепция и представления бессознательного, изложены идеи и методика психоанализа, развита психоаналитическая концепция неврозов, исследована связь сексуальности с психической жизнью людей, разработаны концепции неосознаваемой психической деятельности

    2. Психологический (1905–1913). В данный период психоанализ трансформировался в общее психологическое учение о человеке, развивались представления о психоанализе и его возможностях, формулировались идеи об основных принципах психической жизни, развивались представления о природе и роли комплексов, механизмах творческой деятельности.

    3. Метафизический (1913– 1939). На этой ступени психоанализ обрел статус философско-социологического учения о человеке, культуре и обществе. В работах З.Фрейда этого периода завершалась разработка представлений о психоанализе как целостной системе, развивались концепции о структуре личности, механизмы ее защиты, исследовались проблемы морали, конфликта личности и культуры, развития религии, человека и общества.

    Новая психология Фрейда привлекла к себе много внимания. Она представила современный взгляд на человека на его религию, историю, культуру. Обновленная психология доказала, что бурная, активная, во многом определяющая поведение жизнь является бессознательной. Она развивается по законам, не имеющим ничего общего с моралью, вечными ценностями, Фрейдизм пришел к выводу, что разум, в отличие от проповедника, который равнодушен заповедям морали, мешает лучшему мыслителю.

    § 2. Концепции бессознательного

    Термин «бессознательное» имеет множество определений. С одной стороны ­— это автоматические рефлекторно совершаемые действия, причина которых не дошла до сознания. Такие действия могут происходить во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения и др. С другой стороны – это психические активные процессы, не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, неосознаваемые в данный момент.

    Фрейд представлял бессознательное в виде могущественной силы, противоположной деятельности сознания. Он создал несколько концепций бессознательного, каждая из которых имеет свои особенности

    Первой и ранней концепцией бессознательного З.Фрейд не дает физиологической теории и даже не пытается сделать это. По его словам, бессознательное – это забытые переживания, вызывающие симптомы истерии. Бессознательное представляется чужеродным телом, которое проникло в психику. В нормальной жизни к нему близко мечтание, которое тоже более свободно, чем переживания реальной жизни, от тесных ассоциациативных связей, пронизывающих психику человека.9

    Следующая концепция связана со вторым периодом развития классической теории психоанализа. Бессознательное на данном этапе превращается в источник психических сил и энергии для всех областей культурного творчества, особенно для искусства. Согласно данной концепции, процесс образования бессознательного, названный З.Фрейдом вытеснением, совершается от момента рождения и идет до конца жизни. На данном периоде бессознательное представляет собой группу переживаний, основу которых составляют влечения. Фрейд делит влечения на две группы:

    1. сексуальные влечения, целью которых является продолжение рода. Они присущи ребенку с самого рождения;

    2. личные влечения, направленные на сохранение рода.

    «Оно» - слой бессознательных влечений, основанный на принципе

    удовольствия вопреки социальной реальности.

    И наконец, третья концепция, согласно которой бессознательное расширяется в своем составе. Теория влечений подверглась существенным изменениям. Появилось новое деление влечений на сексуальные влечения – эрос и влечения смерти – танатос, задачей которого является возврат живых организмов в безжизненное состояние неорганической материи, стремление прочь от беспокойства жизни и эроса.10

    Фрейд приходит к заключению, что значительная область «Я» также оказывается бессознательной. Высшую бессознательную область в «Я» Фрейд называет «Super ego» или «Идеал­ – Я». Super ego – внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности".11

    Таким образом, бессознательное изменялось и совершенствовалось на протяжении нескольких периодов путем перехода от одной концепции к другой.

    § 3. Толкование сновидений

    «Толкование сновидений» – первая крупная монографическая работа Зигмунда Фрейда. В книге Фрейд описал, каким образом сновидения помогают психике защищать себя и достигать чувства удовлетворения. «Сновидение – это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания без пробуждения физического тела». Данная книга, по сравнению с другими работами, которые Фрейд постоянно углублял, является законченной. По мнению психоаналитика, в сновидениях содержатся зачатки всей психологии неврозов. «Ключ к пониманию истерии действительно находится в сновидениях»12, – говорил З.Фрейд. Главный принцип исследования сновидений – видеть за очевидной бессмысленностью скрытый смысл.

    Основные положения теории сновидений гласят:

    1. Сон – ребус. Это последовательность картин и образов, которые

    не связаны между собой на первый взгляд. Сон как внутреннее явление,

    не поддается рацио­нальному толкованию. Великому психологу и врачу удалось вернуть сновидения с помощью рационалистических методов, которые до сих пор служат для обесценивания и принижения роли снов. Сновидение, акцентирует Фрейд – это нало­жение друг на друга форм, которые не имеют ни начала, ни конца. Значимой ошибкой является попытка интерпретировать сон как рисунок. Фрейд использует полученные при пробуждении картины сна словно «неведомые» знаки, для которых нужно найти перевод на понятный язык. Выделяется два содержания сна:

    а) Содержание явное. Его толкование предполагает представить сон, каким он видится спящему после пробуждения в виде рассказа до всякой попытки интерпретации;

    б) Содержание скрытое, представлено двумя частями. Первая – сознательная часть представлена сознательным и предсознательным. Это дневные впечатления, которые человек днём, в бодрствующем состоянии, полностью осознаёт, когда они актуально переживаются, или актуально не осознаёт, но может свободно вспомнить. Вторая часть представлена бессознательным, содержание которого человек не может осознать по своему желанию. Днем бессознательные желания вытесняются, не допускаются Сверх-Я. Ночью же бессознательные желания получают «лазейку» (человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, ослабление деятельности Сверх-Я), через которую они могут проникнуть в сознание, то есть в сновидение.13

    Для проявления скрытых сновидений в сознании необходима их обработка, которую Фрейд назвал «работой сновидения» Работа сновидения состоит из четырёх компонентов:

    1) Превращение мыслей в зрительные образы. Данная операция требует изображения абстрактных отношений, содержащихся в мыслях;

    2) Цензура сновидения. Её функция – не пускать днем скрытые желания в сознание;

    3) Смещение. Выражается в замене скрытого сновидения, важные элементы которого оказываются незаметными в явном сновидении.

    1. Сновидение охраняет сон. У спящего человека существует мере одно главное желание – спать. Согласно Фрейду, первой функцией сновидения является помеха внешним и внутренним факторам прервать сон и пробуждение

    2. Сновидение охраняет сон, а не нарушает его. Представляя конечной целью сновидения защиту сна, Фрейд описывает сон как благородную и жизненную функцию, сновидения же является следствием. Во сне и сновидении можно выделить две взаимосвязанных функции, которые поддерживают друг друга: сон охраняет сновидение, а сновидение – соответственно сон. На долю сновидения поставлена более сложная психологическая работа, чем простая восстановительная функция, выполняемая сном.

    З.Фрейд выделял следующие методы анализа сновидений: символический, расшифрования

    Фундаментом является метод свободных ассоциаций, согласно которому человек, видевший сон, должен сообщить первое, что ему придет в голову. Далее предлагается разбить сон на отдельные элементы и исследовать каждый по отдельности. Каждый элемент является заместителем чего-то другого, о чем видевший сон знает, но ему не доступно знание. Этот метод вызывает к элементам другие замещающие представления, из которых можно узнать скрытое.

    Согласно символическому методу, содержание сновидения рассматривается как нечто целое и предпринимается попытка заменить его другим, понятным и в некоторых отношениях аналогичным содержанием. Успех зависит от остроумия, интуиции, связан с особым талантом. Индивидуальная работа данного метода может не дать положительных результатов. По словам Фрейда, символическое толкование дает ценные результаты лишь в сочетании с ассоциативной техникой.14

    Метод шифрования анализирует сон как шифр, в котором каждый знак может быть заменен другим знаком общественного значения. Существенным моментом в этом методе является то, что работа по толкованию направлена не на сновидение в целом, а на каждую часть его содержания в отдельности, словно сновидение — это конгломерат, в котором каждый кусочек породы требует специального определения. Несомненно, что поводом к созданию этого метода расшифровки послужили запутанные сновидения. 

    Следовательно, из вышеизложенного можно заключить, что теория сновидений Фрейда – большой прорыв в области психологии. Были разные точки зрения на создание трудов австрийского психоаналитика: некоторые ее приняли и стали последователями Фрейда (Г. Салливан, К. Хорни и Э. Фромм); другие были противниками (К. Юнг, А. Адлер, В. Райх). В целом труды Фрейда стали копилкой не только для психологии, но и для искусства, особенно живописи. Примером является появление направления авангардизма, которое колоссально изменило представление о классическом искусстве.
      1   2   3


    написать администратору сайта