Главная страница
Навигация по странице:

  • § 2. Анализ полученных результатов.

  • Список литературы

  • Психоаналитические предпосылки сюрреализма. Курсовая. Курсовая работа по философии Психоаналитические предпосылки сюрреализма Исполнитель


    Скачать 0.86 Mb.
    НазваниеКурсовая работа по философии Психоаналитические предпосылки сюрреализма Исполнитель
    АнкорПсихоаналитические предпосылки сюрреализма
    Дата22.01.2023
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая.docx
    ТипКурсовая
    #898812
    страница3 из 3
    1   2   3
    Глава III. Психологический тест: «Несуществующее животное»

    § 1. Значение и инструкция

    Среди множества психологических методик исследования личности особое место занимает проективная методика «Несуществующее животное», создателем которой является М.З. Дукаревич. Сущность методики объясняется тем, что ее интерпретация дает обширную информацию о личности при затрате минимального количества времени на выполнение задания. Тест не только простой, но и очень интересный, доступен как взрослым, так и детям.

    Главной целью методики является исследования личностных характеристик человека путем изображения участником рисунка на бумаге. Все линии, фигуры, структуры, нажим карандаша– это отражение бессознательного человека.

    Изображая несуществующее животное, испытуемый выражает себя, свой образ. Соответственно дается характеристика человеку. Обычно рисунок оставляет одно из трех впечатлений: либо человек - агрессор, либо - обижен и ему угрожают, либо - нейтрален.

    Отношение площади, которую занимает рисунок, к общей площади листа отражает степень распространенности личности в социуме с точки зрения обследуемого.

    Участникам теста выдается лист белый лист бумаги А4. Им предлагается карандашом изобразить животное, которого нет и никогда не было в природе и назвать его несуществующим именем.

    Тест оценивается по следующим критериям:

    1. Расположение на бумаге

    2. Размер рисунка.

    3. Смещение (вправо или влево) изображения.

    4. Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

    5. Контуры и линии.

    6. Нижняя часть фигуры

    7. Дополнительные приспособления

    8. Название.

    Общая оценка построения рисунка.

    Самый примитивный вид выполнения задания — изображение уже существующего в природе животного. Такой рисунок противоречит данной инструкции и говорит о низкой обучаемости, а также очень плохо развитом воображении. В отдельных случаях у испытуемого, неспособного изобразить несуществующее животное, диагностируют задержку психического развития. Однако стоить заметить, что данный вид выполнения задания не вызывает тревоги, если его выполнил ребенок дошкольного возраста. Задание, выполненное с нарушением инструкции, но все же находящееся на более высоком уровне  — изображение животного из сказочного или мифологического мира. Обычное изображение для детей 8-9 лет, для детей старшего возраста говорит о низком общекультурном уровне и плохо развитом воображении. Стандартное и наиболее часто встречающееся выполнение задания — изображение несуществующего животного из частей реально существующих.29 Это скорее об исполнительском характере личности, чем творческой направленности. Авторы таких рисунков обычно имеют рациональный подход к выполнению задач. Изображение человекообразного животного говорит о дефиците общения у испытуемого. Также может свидетельствовать об инфантильности. Животные, не имеющие органов чувств, обычно свидетельствуют о шизоидной направленности личности. Слишком вычурные изображения — признак демонстративной личности.

    § 2. Анализ полученных результатов.

    Рис. 1 (См. Приложение 2)

    Участник– У.

    Пол – женский

    1. Рисунок расположен горизонтально в центре листа– это говорит об удовлетворительной самооценке.

    2. Рисунок довольно большого размера, следовательно, характеризует тревожное состояние личности.

    3. Смещение рисунка вправо является признаком того, что личность живет надеждами на будущее.

    4. Центральная часть фигуры (голова) среднего размера, повернута влево– тенденция к рефлексии, размышлениям. Это говорит о боязни перед активным действием и нерешительности. Органы чувств на голове:

    – уши отсутствуют– данная личность не заинтересована в информации, низкая значимость мнения окружающих о себе.

    – рот­ зачерченной формы говорит о тревожности человека.

    – глаза слабо заштрихованы, отсутствие тревожности и боязни.

    1. Контуры фигуры. Хорошо выделенные шипы животного сверху характеризуют о защите против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей.

    2. Нижняя часть фигуры. Хорошо прорисованные конечности говорят об уверенности, продуманности решений данной личности. Убедительные суждения человека отражены в плотном соединении нижних конечностей с туловищем. Человек, нарисовавший данный рисунок­ – конформист (одинаковая форма нижних конечностей). Творческие решения однотипны.

    3. Дополнительные приспособления. Изображенный поднятый вверх хвост демонстрирует гордость, предчувствие будущих побед.

    4. Имя, придуманное участником, состоит из двух смысловых частей показывает рациональность, четкое следование поставленной задаче, стремление соблюдать нормы.

    Рис.2 (См. Приложение2)

    Участник– И.

    Пол– мужской

    1. У данного участника завышенная самооценка (рисунок расположен в верхней части бумаги). Для получения симпатий человек стремится соответствовать принятым нормам в кругу общения.

    2. Рисунок средних размеров говорит об позитивном отношении данной личности к миру и самому себе.

    3. Изображение, смещенное влево демонстрирует о воспоминаниях прошлого. Какие­­-либо недавние события напомнили человеку о переживании.

    4. Центральная часть фигуры ­– голова. Она повернута влево (любовь к размышлениям, лишь незначительная часть замыслов данного человека начнет реализоваться) Также на голове имеются уши (человек заинтересован в информации, мнение окружающих о нем очень важно). Сильная штриховка глаз демонстрирует тревожное состояние участника. Зачерченный рот говорит о недоверии к окружающим.

    5. Контуры фигуры и линии. Нарисованная ракушка свидетельствует о защите личности от вышестоящих. Множественные линии говорят о тревоге, как состоянии на момент исследования. Также может проявляться импульсивность.

    6. Нижняя часть фигуры. Отсутствие конечностей говорит о пассивности, недостаточной способности в социальных отношениях.

    7. Имя. Так же, как и в Рис.1 состоит из двух смысловых частей. Человек четко следует поставленной задаче, стремится соблюдать нормы.

    Рис. 3 (См. Приложение2)

    Участник– В.

    Пол– женский.

    1. У человека занижена самооценка (рисунок в нижней части). Личность не лишком уверенна в себе, нерешительна.

    2. Участник позитивно относится к самому себе и к окружающим (рисунок средних размеров).

    3. Девушка принимает себя такой, какая она есть (рисунок в центре, не смещен ни вправо, ни влево

    4. Голова довольно большого размера­­– человек ценит эрудицию в себе и окружающих. Положение головы «анфас» свидетельствует о том, что тестируемый — довольно контактная личность, легко может познакомиться с кем угодно.

    Уши (довольно большие) характеризуют заинтересованность в информации, мнение окружающих очень важно для этого участника.

    Заштрихованные радужки глаз сообщают о тревоге девушки на момент проведения тестирования.

    Широко открытый рот с зубами говорит о вербальной агрессии – человек склонен к частым ругательствам.

    1. Контуры и линии тщательно прорисованы– признак тревоги.

    2. Нижние конечности напоминают ноги. Они одинаково прорисованы, что является признаком конформной личности, ее действия однотипны. Ноги слабо соединены с туловищем, отсюда следует, что участник не слишком старается следить за точностью своих слов, также он не придает сильного значения своей речи.

    Можно предположить, что художник хотел нарисовать животное наподобие человека: наличие одежды обуви, постановка животного в положение прямохождения на две лапы (ноги). Это свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного.

    1. Имя–юмористическое («Ушандр»). Характеризует иронически-снисходительное отношение к окружающим.

    Рисунок– 4 (См. Приложение 2)

    Участник– О.

    Пол– Женский.

    1. Самооценка занижена (рисунок расположен практически в нижней части листа)

    2. Рисунок средних размеров­­­. Данный человек позитивно относится не только к себе, но и к окружающим.

    3. Смещение рисунка влево свидетельствует о прошлом воспоминании.

    4. Голова среднего размера, направлена влево ­– человек склонен к самоанализу и рефлексии. Он больше думает, чем делает, вместо конкретных действий предпочитает глубокие размышления о них.

    Открытый рот и язык означают вербальную активность, даже болтливость.

    Наличие зубов говорит о вербальной агрессии, которая используется как защита в виде грубого ответа на порицание или осуждение.

    Пустые глаза, без радужки, говорят об астении, чувстве страха.

    Наличие рогов, изображенных автором на голове, является признаком защитной функции личности, либо агрессии.

    1. Контуры и линии. Присутствуют острые углы, которые свидетельствуют об агрессивной защите.

    2. Нижняя часть фигуры. Автор изобразил 2 пары лап (человек может охватить сразу несколько областей деятельности, у него высокий уровень энергии). Маленькие короткие лапы говорят об импульсивности и легкомыслии в принятии решений. Человек невнимательный, недостаточно контролирует свои суждения.

    3. Название рисунка. Автор дал юмористическое название, что говорит о снисходительном отношении к другим.

    Таким образом, путем данного теста можно определить психологическое состояние данной личности. Метод «несуществующее животное» может не со 100% вероятностью раскрыть личность, поэтому не все структуры, изображенные на данном рисунке, могут соответствовать тому или иному типу личности. Это может быть связано с окружающей обстановкой, эмоциональным состоянием человека, а также других причин. Но в большинстве случаев данный метод работает.

    Заключение

    В заключении, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что Зигмунд Фрейд стал создателем новой психологии. К сожалению, общество не сразу смогло принять и осмыслить его труды. Большинство его работ были попросту отвергнуты в социуме. Прошли долгие годы, прежде чем его труды были оценены по достоинству в интеллектуальных кругах, а затем и в широких массах населения. Влияние работ психоаналитика было настолько сильным, что определяло новейшие течения в искусстве. Появилась новая, современная, отличная от привычных классических канонов, живопись. Больше всего идеи Фрейдизма нашли свое отражение в сюрреализме, что следует даже из названия самого направления. Однако стоит отметить, что данные идеи тем или иным образом повлияли на многих художников и прослеживались в кубизме, абстракционизме, футуризме, пуризме, и самых новейших течениях в искусстве, рассчитанных на широкие массы таких как поп-арт и граффити.

    Однако особое внимание нами было уделено художникам сюрреалистам. Именно они, следуя идеям фрейдизма, брали за основу для своих работ мыслительные процессы подсознания, наибольшая активность которого наблюдается во время отдыха сознания, подавляющего его работу. Сюрреалистам было свойственно, пробудившись ото сна, сразу приниматься за работу, пока мозг еще не освободился от образов сознания (как известно, одним из приемов психоанализа, является запись снов после пробуждения). Здесь, как мы видим, также прослеживаются параллели с теорией психоанализа З. Фрейда. В результате чего в их картинах отражается многообразие существующих и несуществующих объектов и субъектов, формы которых не соответствуют реальности.

    Главной целью художников являлось отторжение собственной мысли, ведь мысль субъективна, а искусство должно быть наоборот — объективным. Сюрреалисты стремились освободиться от собственного Я, которое подавлялось серой реальностью. Данное искусство было призвано дать человеку возможность овладеть своей собственной сущностью, являвшейся для него скрытой и тайной.

    Действительно, одно и то же художественное произведение в стиле сюрреализма можно рассматривать часами и возвращаться к нему снова и снова. Каждый раз, смотря на картину, у человека возникает та или иная ассоциация, персональная для каждого индивида. Также необходимо учесть тот факт, что картина, изображенная художником, может рассказать о состоянии автора в момент работы над холстом.

    Таким образом, психоанализ внес огромный вклад в искусство в целом и, в особенности, в сюрреализм. Его идеи определяли дальнейший ход развития данного направления.


    Список литературы

    1. Акимов, А.А. Школа психоанализа Фрейда / А.А. Акимов, А.А. Вильдяев, А.А. Агафонова// Дневник науки. – 2015, №3.– С.7–8.

    2. Альназарова, Г.Ж. Влияние психоанализа на формирование сюрреализма/ Г. Ж. Альназарова // Культурное наследие Сибири.– 2015, №17.– С.20-27

    3. Гиренок, Ф.И. Клиповое сознание / Ф.И. Гиренок.– М.: Проспект, 2016.– С.232-233.

    4. Дали, С. Дневник одного гения / С.Дали. – М.: Попурри, 2004. – С. 120–123.

    5. Денисенко, Е. А. Исторические предпосылки возникновения и философская концепция сюрреализма / Е.А. Денисенко // Крымские диалоги: культура, искусство, образование. – 2016, №2.– С.11-12.

    6. Кедрова, М.О. Возрождение чуда или Герберд Рид о сюрреалиме / М.О. Кедрова// Альманах / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Философский факультет: МГУ, 2016. – С. 269-273.

    7. Кузнецова, Ю.В. Место толкования сновидений в психоаналитической теории З. Фрейда // Симбирский научный вестник. – 2013, №4.– С.84-87.

    8. Мартынова, Е.С. Проблема генезиса сюрреализма: теория и практика / Е.С. Мартынова // Философия и культура. –2015, №2. – С.295– 320

    9. Надеждин, Н.Я. Сальвадор Дали: «История одного гения» / Н.Я. Надеждин. – М.: Майор, 2011. – 191 с.

    10. Олешкевич, В.И. История психологии как история психотехники / В.И. Олешкевич // Методология и история психологии. – 2007. – Т.2, №2. – С. 32-34.

    11. Петряков, А.М. Сальвадор Дали. Частная жизнь. Творчество / А.М. Петряков. – Спб.: Нева, 2004.– 256 с.

    12. Пинковский, В.И. Сюрреализм и фрейдизм: параллели и расхождения / В.И. Пинковский // Знание. Понимание. Умение. – 2008. № 1. – С. 167-171.

    13. Пискун, Н.Д. Психоанализ искусства / Н.Д. Пискун // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусства. – 2011, №16. – С.15 – 18.

    14. Попов, Д.А. Влияние психоаналитических представлений о человеке на развитие на развитие искусства XX века / Д.А. Попов // Известия саратовского университета. – 2014.– Т.14, №3. – С. 38-42.

    15. Рокунова, Н.И. Философия Зигмунда Фрейда в сюрреалистическом художественном творчестве 20 – 21 веков / Н.И. Рокунова // Культурология. –2016, №3.– С.56-57.

    16. Сальвадор Дали и Зигмунд Фрейд [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/ksusha_123/post350681392/?aid_refresh=yes– (Дата обращения: 8.12.2017).

    17. Феррис, П. Зигмунд Фрейд / П. Феррис. – М.: Поппури, 2001. – 458 с.

    18. Фомина, З.В. Философские концепции бессознательного / З.В. Фомина // Философское образование. – 2002. – №7. – С.48-50

    19. Фрейд, З. Толкование сновидений / З. Фрейд. – М.: Эксмо, 2005. – 480с.

    20. Чернов А.Б. История психоанализа / А.Б Чернов. – Ставрополь, 2014. - С. 172-179.

    21. Якимович, А.К. Сюрреализм / А.К. Акимович // Культурология. – 2008, №1. – С76-87.

    22. Тест «Несуществующее животное» [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://azps.ru/tests/tests_animal.html.– (Дата обращения: 07.12.2017).


    Приложения

    Приложение 1

    Хрестоматия направления сюрреализма в творчестве С. Дали



    Рис.1 Автопортрет с Шеей Рафаэля




    Рис.2. Фигура у окна

    Продолжение приложения 1.



    Рис.3. Постоянство памяти



    Рис.4 Загадка Вильгельма Телля


    Продолжение приложения 1



    Рис. 5 Портрет З. Фрейда

    Приложение 2

    Рисунки теста «Несуществующее животное»



    Рис.1 Свинозавр



    Рис.2 Литкослон
    Продолжение приложения 2.



    Рис 3. Ушандр


    Рис. 4 Врежик


    1 Пискун, Н.Д. Психоанализ искусства / Н.Д. Пискун // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусства. – 2011, №16.– С.13-18

    2 Рокунова, Н.И. Философия Зигмунда Фрейда в сюрреалистическом художественном творчестве 20 – 21 веков / Н.И. Рокунова // Культурология. –2016, №3.– С.56-57.

    3 Попов, Д.А. Влияние психоаналитических представлений о человеке на развитие на развитие искусства XX века / Д.А. Попов // Известия саратовского университета. – 2014.– Т.14, №3. – С. 38-42.

    4 Гиренок, Ф.И. Клиповое сознание / Ф.И. Гиренок.– М.: Проспект, 2016.– С.232-233.

    5 Чернов А.Б. История психоанализа / А.Б Чернов. – Ставрополь, 2014. - С. 172-179

    6 Акимов, А.А. Школа психоанализа Фрейда / А.А. Акимов, А.А. Вильдяев, А.А. Агафонова// Дневник науки. – 2015, №3.–С.7–8

    7 Олешкевич, В.И. История психологии как история психотехники / В.И. Олешкевич // Методология и история психологии. – 2007. – Т.2, №2. – С. 32-34.

    8 Чернов А.Б. История психоанализа / А.Б Чернов. – Ставрополь, 2014. - С. 172-179

    9 Фомина, З.В. Философские концепции бессознательного / З.В. Фомина // Философское образование. – 2002. – №7. – С.48-50.

    10 Фомина, З.В. Философские концепции бессознательного / З.В. Фомина // Философское образование. – 2002. – №7. – С.48-50.

    11 Феррис, П. Зигмунд Фрейд / П. Феррис. – М.: Поппури, 2001. – 458 с.

    12 Фрейд, З. Толкование сновидений / З. Фрейд. – М.: Эксмо, 2005. – 480с.

    13 Фрейд, З. Толкование сновидений / З. Фрейд. – М.: Эксмо, 2005. – 480с.

    14 Кузнецова, Ю.В. Место толкования сновидений в психоаналитической теории З. Фрейда // Симбирский научный вестник. – 2013, №4.– С.84-87


    15 Кедрова, М.О. Возрождение чуда или Герберд Рид о сюрреалиме / М.О. Кедрова// Альманах / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Философский факультет: МГУ, 2016.– С. 269-273.

    16 Якимович, А.К. Сюрреализм / А.К. Акимович // Культурология. – 2008, №1. – С76-87

    17 Мартынова, Е.С. Проблема генезиса сюрреализма: теория и практика / Е.С. Мартынова // Философия и культура. –2015, №2. – С.295– 320

    18 Пискун, Н.Д. Психоанализ искусства / Н.Д. Пискун // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусства. – 2011, №16


    19 Альназарова, Г.Ж. Влияние психоанализа на формирование сюрреализма / Г. Ж. Альназарова // Культурное наследие Сибири.– 2015, №17.– С.20-27

    20 Денисенко, Е. А. Исторические предпосылки возникновения и философская концепция сюрреализма / Е.А. Денисенко // Крымские диалоги: культура, искусство, образование. – 2016, №2.– С.11-12

    21 Пискун, Н.Д. Психоанализ искусства / Н.Д. Пискун // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусства. – 2011, №16


    22  Дали, С. Дневник одного гения / С.Дали. – М.: Попурри, 2004. – С. 120–123

    23 Пинковский, В.И. Сюрреализм и фрейдизм: параллели и расхождения / В.И. Пинковский //

    Знание. Понимание. Умение. – 2008. № 1. – С. 167-171.

    24 Петряков, А.М. Сальвадор Дали. Частная жизнь. Творчество / А.М. Петряков. – Спб.: Нева, 2004.– 256 с.

    25 Надеждин, Н.Я. Сальвадор Дали: «История одного гения» / Н.Я. Надеждин. – М.: Майор, 2011. – 191 с.

    26 Гиренок, Ф.И. Клиповое сознание / Ф.И. Гиренок.– М.: Проспект, 2016.– С.232-233.


    27 Сальвадор Дали и Зигмунд Фрейд [Электронный ресурс].–Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/ksusha_123/post350681392/?aid_refresh=yes.– (Дата обращения: 8.12.2017)

    28 Сальвадор Дали и Зигмунд Фрейд [Электронный ресурс].–Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/ksusha_123/post350681392/?aid_refresh=yes.– (Дата обращения: 8.12.2017)


    29 Тест «Несуществующее животное» [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://azps.ru/tests/tests_animal.html.– (Дата обращения: 07.12.2017)
    1   2   3


    написать администратору сайта