Главная страница
Навигация по странице:

  • § 2. Сюрреализм и фрейдизм

  • §3. Сальвадор Дали и его творческий путь

  • Психоаналитические предпосылки сюрреализма. Курсовая. Курсовая работа по философии Психоаналитические предпосылки сюрреализма Исполнитель


    Скачать 0.86 Mb.
    НазваниеКурсовая работа по философии Психоаналитические предпосылки сюрреализма Исполнитель
    АнкорПсихоаналитические предпосылки сюрреализма
    Дата22.01.2023
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая.docx
    ТипКурсовая
    #898812
    страница2 из 3
    1   2   3
    Глава II. Сюрреализм как феномен современного искусства на основе теории З. Фрейда

    § 1. История сюрреализма

    Сюрреализм (от французского surrealisme – буквально сверхреализм) – одно из направлений в современном европейском авангардном искусстве в ХХ веке. Источником данного направления является сфера подсознания, к которой относятся инстинкты, сновидения, галлюцинации. Методом же является замена логических связей на субъективные ассоциации.15

    Одной из предпосылок возникновения сюрреализма является дадаизм. Это литературно-художественное течение, возникшее в эпоху первой мировой войны в 1916 году. Оно отразило разочарование художников перед лицом катастроф: мировых войн и революций. Это протест деятелей искусства, который принял антиобщественную форму. 16

    Дадаизм в принципе отвергал эстетику, его программой являлось разрушение любого стиля, любого вида эстетики посредством безумия. Главным видом деятельности дадаистов стало абсурдизированное зрелище, воинствующая "антихудожественность", которая, в частности, выразилась в использовании предметов фабричного производства в художественных композициях.

    Художники - дадаисты были первыми, кто положился на «случай» как на главный рабочий инструмент. Деятели данного направления стали бросать краски на холст, предоставляя красочному веществу и силе броска самим образовывать иррациональные конфигурации. Сам творец рассматривался при этом как орудие, марионетка каких-то мистических мировых сил. Направление дадаизма просуществовало до 1922 года и стало базой для искусства сюрреалистов.

    Сюрреализм возник в Париже в 20-х годах XX века17. Основателем и идеологом данного направления был французский писатель и поэт Андре Бретон, взявший за основу своего творчества процесс высвобождения фантазий, подсознательных страхов, сновидений, а также разрушение сложившихся канонов и полный уход от рационального осмысления предметов и явлений.  Глядя на то, с какой страстью и энергией его современники раскрывают свой творческий потенциал, Бретону в голову пришла идея сконцентрироваться на «бессознательном» и найти сподвижников. Его единомышленники – художники Жан Арп, Макс Эрнст, литераторы и поэты – Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо, не просто создавали новый стиль в искусстве и литературе, они, в первую очередь, стремились переделать мир и изменить жизнь. Художники были уверены в том, что именно бессознательное олицетворяет высшую истину, которая должна быть утверждена на земле18. "Сны наяву" или Sommeils – так назвали свои собрания творцы современной живописи, что означает желание постичь неизведанные миры человеческого подсознания посредством искусства. Сюрреалисты занимались довольно странными вещами– игрой, целью которой была тренировка сознания и логических связей. Таким образом, из бездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы.19

    В результате последующего объединений сюрреалистической группы А.Бретона с группой художника А. Массона, который стремился создавать картины и рисунки, освобожденные от контроля сознания, в 1924 году в Париже появился "Первый манифест сюрреализма", написанный Андре Бретоном и переведенный на все европейские языки. С этого времени сюрреализм стал действительно межнациональным движением, которое проявилось в живописи, скульптуре, литературе, театре, киноискусстве20. Десятилетие с 1925 г. (первая общая выставка сюрреалистов) по 1936 г. ("Интернациональная сюрреалистическая выставка" в Лондоне, экспозиция "Фантастическое искусство, дада и сюрреализм" в Нью-Йорке и другие) ознаменовалось триумфальным шествием сюрреализма по мировым столицам.

    Касаемо приемов сюрреалистов можно сказать, что художники предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready- made». Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на эстетику путем использования фантасмагорических форм, а также при помощи алкоголя, наркотиков, голода, дабы достичь глубины своего подсознания. Художники работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия.

    Таким образом, сюрреалисты провозглашали важнейшей ценностью свободу и иррациональность. Целью же являлось духовное возвышение и отделение духа от материального. Можно сказать, что без З. Фрейда, который обновил психологию, авангардного искусства не было бы как такового, и сюрреализма в том числе.
    § 2. Сюрреализм и фрейдизм

    Психоаналитические взгляды З. Фрейда настолько были усвоены многими лидерами сюрреализма, что превратились в их способ мышления. Художники не обращали внимания и даже не вспоминали о том, из какой основы был взят тот или иной подход. Созерцая прихотливой и иррациональной формы предметы, известный художник прошлого века Макс Эрнст развивал свое зрительное воображение. Он использовал советы Леонардо да Винчи, однако они были усвоены через призму Фрейда, который по-своему трактовал данную склонность к лицезрению разводов на старой стене или причудливых скал, возбуждающих неожиданные образы и комбинации в воображении. 21

    Также "фрейдистским" методом пользовался и Дали, который рисовал картины в еще не совсем проснувшемся состоянии, пребывая хотя бы частично во власти сновидения, о чем уже говорилось раньше.

    Преклонение и доверие к иррациональному как перед источником творчества было абсолютным у Дали, оно не допускало компромиссов: "Все мои притязания в области живописи состоят в том, чтобы материализовать с самой воинственной повелительностью и точностью деталей образы конкретной иррациональности".22

    Без сомнения можно сказать, это, по сути дела, клятва верности фрейдизму. Считается и не без оснований, что именно Сальвадор Дали был чуть ли не главным проводником фрейдистских взглядов в искусстве ХХ века. По признанию Дали, для него мир идей Фрейда – мир Священного Писания, который означал для художников средневековья мир античной мифологии.

    Дали часто цитирует, перефразирует, пересказывает мысли Фрейда в своем "Дневнике". К примеру, Дали пишет: "Ошибки всегда имеют в себе нечто священное. Никогда не пытайтесь исправлять их. Наоборот: их следует рационализировать и обобщать. После того станет возможным сублимировать их". Это является одной из публичных идей фрейдизма, согласно которой искажения, оговорки, напряженность – неконтролируемые выбросы бродящей и кипящей материи подсознания, которая таким образом прободает застывшую корку "Эго". Даже дневник известного французского сюрреалиста начинается с цитаты З. Фрейда. Дали относился к Фрейду как к духовному отцу. Сын (Дали) по сути дела оказался послушным, он безоговорочно почитал только его, никогда не усомнился ни в одном слове, не критиковал отца.

    Дали позволял себе быть непочтительным к кому угодно, он доходил до пределов сюрреалистической раскованности, апеллируя в своей живописи или словесных высказываниях к каким угодно "властителям дум".

    Можно привести и другие примеры поклонения великому австрийскому психоаналитику другими сюрреалистами. Идеи Фрейда имели очень большое значение для представителей современного искусства, поскольку фрейдизм, по мнению художников, являлся для них жизненно важным и был, возможно, одним из главных фактором подъема и успеха их доктрины. Однако неправильно говорить, что сюрреалисты работали по шаблону Фрейда или демонстрировали его идеи. Теория психоанализа помогала им в ином плане.

    Концепции сюрреалистов образовались не только со стороны психоанализа, но и при помощи других открытий Фрейда. Они получали перед собой и перед другими значимые подтверждения безошибочности своих устремлений. Художники не могли поначалу заметить, что методы раннего сюрреализма, как, например, фроттаж, согласовались с фрейдовской методикой «свободных ассоциаций», которая применялась для исследования внутреннего мира. Спустя некоторое время, когда в современном искусстве Дали и остальных художников укореняется принцип «запечатления бессознательного», можно обратить внимание, что психоанализ создал прием "документального реконструирования " сновидений.23

    Сюрреалисты обращали внимание на определенные состояния души: сновидения, расстройства психики, первобытная психика, цивилизация без запретов и ограничений – на все это обращал внимание и психоанализ.

    Огромный опыт Фрейда, как сильного союзника искусства, его проницаемость, глубокое познание человеческой природы озаряли движение сюрреалистов

    Авангардистов привлекала бессознательная жизнь со всеми своими особыми законами до появления понятий о добре и зле, исключение Фрейдом морали и разума, основ жизнедеятельности человека.

    Фрейдизм проложил путь для появления современного искусства. Благодаря трудам врача, которого поначалу не столь положительно приняли в обществе, сюрреализм получил возможность настаивать на том, что он не беспочвенная фантазия, не выдумка анархистов, а новое слово в понимании человека, искусства, истории, мысли. Это была такая солидная опора, что уже не приходится удивляться влиятельности и распространенности сюрреализма, его всеохватности до середины ХХ века. 

    Таким образом, нельзя не признать параллельности интересов, точек зрения, методов и выводов сюрреализма и фрейдизма.

    §3. Сальвадор Дали и его творческий путь

    11 мая 1904 года в Испании в городе Фигерасе, в семье зажиточного нотариуса родился мальчик, которому было суждено стать в будущем одним из величайших гениев эпохи сюрреализма. Звали его  Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали. Оба родителя любили Сальвадора и его младшую сестру Анну-Марию и обеспечили им самое лучшее для того времени образование, которое было доступно им. Детство Дали прошло в Каталонии, на севере – востоке Испании. 24

    Говоря о личности Дали, можно заметить, что уже в раннем детстве по поведению и пристрастиям маленького ребенка отмечается его неудержимая энергия и эксцентричность характера. Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым мальчиком.

    Уже в раннем возрасте у Сальвадора начал проявляться природный талант к живописи. В четыре года юный художник с удовольствием для столь маленького ребёнка пытался рисовать. В шестилетнем возрасте Дали привлёк образ Наполеона, и как бы отождествляя себя с ним, он почувствовал в себе потребность в некой власти. Его талант развивал Рамон Пихо, местный художник импрессионист – пуантилист и друг семьи Дали.

    В возрасте 10 лет была нарисована первая картина Сальвадора Дали. Она представляла собой написанный масляными красками на деревянной доске небольшой пейзаж. Маленький гений каждый день рисовал картины, просиживая в небольшой, специально выделенной ему комнате. В Фигерасе Дали брал уроки рисунка у профессора Жоана Нуньеса. Можно сказать, что под опытным руководством профессора талант юного Сальвадора Дали принял свои реальные формы. Уже в 14 лет нельзя было усомниться в способности Дали к рисованию.

    В 1921 году у Сальвадора умирает мать, что становится трагедией для всей семьи. В том же году юный художник поступает в Академию Сан-Франциско. Во время экзамена им был нарисован пейзаж, который не оценил экзаменатор, так как изображение казалось маленьким смотрителю. Когда Дали исправил ошибки рисунка, который стал еще меньше, для отца это стало ударом. Однако преподаватели по праву оценили высочайшее мастерство Дали и сделали для него исключение.

    Благодаря своим успехам Сальвадор Дали переезжает в Мадрид и учится в художественном заведении для одаренных молодых людей. В 20-х годах Дали был очарован работами современных художников, которые визуально передавали движение. Но ему хотелось создать что-то новое, новый стиль в живописи. В результате он решается поиграть с историей и изображает свой автопортрет с шеей Рафаэля(1921)(См. Рис.. Приложение1). В это время будущего сюрреалиста появились новые друзья, среди которых были такие выдающиеся и талантливые люди, как поэт Федерико Гарсиа Лорка, кинорежиссер Луис Бануэль. Также необходимо добавить, что Дали с увлечением начинает читать работы Фрейда, обращается к трудам в стиле кубизма Пабло Пикассо и Хуана Гриса, о чем свидетельствует, например, разложение на многочисленные грани фигур в картине "Молодые девушки" (1923).25

    В работах Дали постепенно начались проявляться сюрреалистические качества. На картине "Фигура женщины у окна" (См. Рис. 2. Приложение 2), написанной в 1925 году, художник изобразил свою сестру Анну-Марию, смотрящую из окна на залив в Кадакесе. Рассматривая картину, можно заметить, что она пропитана духом нереальности сна, хотя полотно написано в стиле реализма.

    В 1926 году Дали исключают из академии за высокомерное отношение к преподавателям. Однако в этом же году будущий сюрреалист отправляется в Париж, где знакомиться с Пабло Пикассо. В поисках стиля Дали пробует создавать свои работы под влиянием французского художника.

    В последующих работах сюрреалиста можно сказать, что художник рисовал образы, знакомые разуму. Это были и люди, и животные, и здания, а также пейзажи. Дали позволял этим образам соединяться под диктовку сознания. Например, конечности превращались в рыб, а туловища женщин - в лошадей. Это походило на сюрреалистический автоматизм письма, где слова были знакомыми, но выстраивались в ряд свободно и без ограничений, чтобы выразить свободные идеи. Впоследствии Дали назовет свой с уникальный подход «спонтанным методом иррационального познания26», который основан на критических ассоциациях и бредовых интерпретациях, где оставлен немалый отпечаток Фрейда. Художник утверждал, что он освобождается от подсознательных образов, словно как сумасшедший. Однако он им не был.

    Благодаря дружбе с каталонским художником и сюрреалистом Хоаном Миро он влился в новое движение, которое начало все больше влиять на художественные и литературные круги Европы.   При поддержке Миро, Дали был принят в ряды сюрреалистов в 1929 году, сразу же после его приезда в Париж. Вступив в группу, объединившуюся вокруг Андре Бретона, он начал создавать свои первые сюрреалистические работы: «Светлые радости», 1929.

    В 1929 году Сальвадор влюбляется в Елену Дьяконову – или Галу, которая стала впоследствии всю жизнь его женой, музой и вдохновением.

    Дали был поклонником Фрейда, книги психолога повлияли на творчество художника, что отражается в его картинах, неизменными темами которых были смерть, тление разрушение, а также мир сексуальных переживаний человека («Великий мастурбатор»,1929).

    Одной из известных картин, которая принесла Сальвадору Дали огромную популярность, является произведение «Постоянство памяти» (См. Рис.3. Приложение 1), известное также, как «Мягкие часы». Стекаемость и размягченность часов является образом, выражающим уход от понимания времени. На картине также присутствует и сам Дали в виде спящей головы. Перед созданием картины художник размышлял о природе сыра «Карамбер», способствовавший к развитию ассоциаций, которые возникали у Дали. Колоссальным является и тот факт, что картина была написана всего за 2 часа. Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет.

    В 1933 году Дали пишет картину «Загадка Вильгельма Телля» (См. Рис.4. Приложение 1), где изображает швейцарского фольклорного героя в образе Ленина. В картине отражены личные воспоминания художника, порвавшего со своим отцом. Для сюрреалистов Ленин воспринимался духовным, идейным отцом, в картине же изображено недовольство властным родителем. Художники приняли картину за карикатуру Ленина, некоторые даже пытались ее уничтожить. Впоследствии за свои поступки и конфликты по вопросам политики Сальвадор Дали был исключен из группы художников под предводительством Бреттона в 1936 году.

    Несмотря на то, что Дали выгнали из группы сюрреалистов, он все равно оставался и остается по сегодняшний день одним из самых популярных художников прошлого века.

    Сальвадор Дали скончался 23 января 1989 года, на 85-м году жизни. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали было замуровано в пол в одной из комнат театра-музея в городе. Все свои работы он завещал Испании.

    Сюрреалист на протяжении всей своей жизни прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека его времени. В сюрреалистические образы превращалось все, что он делал или говорил. Таким образом, выражение Дали: «Сюрреализм – это Я» является оправданным. Это, действительно, гений навсегда.27

    §4. Встреча С. Дали и З. Фрейда


    Говоря об отношении Фрейда к искусству, можно сказать, что он был приверженцем классики. Психоаналитик благоговел пе­ред памятниками античного искусства и ис­кусства Возрождения. Кумирами австрийского врача являлись те, кому он «наиболее обязан»: Гомер, Софокл, Шекспир, Сервантес, Гёте, Гейне и Мильон.

    К современному искусству XX века Фрейд относился настороженно, он даже был не особо знаком и увлечен им. Художников-сюрреалистов он назвал «лунатиками или обыкновенными алкоголиками». Но после личной встречи с одним из представителей данного направления он кардинально изменил своё мнение о современном искусстве, особенно о сюрреализме.

    В 1938 году в Лондоне состоялась встреча З.Фрейда и С. Дали. Художник-сюрреалист трижды приезжал в Вену, чтобы встретиться с австрийским психоаналитиком, но каждый раз безрезультатно.

    Встреча состоялась благодаря писателю, драматургу и журналисту С. Цвейгу, который написал Фрейду письмо, где он отрекомендовал Дали, как короля сюрреализма, гения в своем роде. Говорили они мало, Фрейд получил представление о работах Дали, которые оставили его неравнодушным, художник усилил впечатление. Психоаналитику даже хотелось оценить происхождение данной живописи с точки зрения психоанализа.

    Дали рассказывал после встречи: «Фрейд сидел, не меняя ни позы, ни выражения лица, и невольно голос мой становился все более резким, интонация — все напористей. И тогда, продолжая вглядываться в меня с такой настойчивостью, что на нее, кажется, нужны были все его старческие силы, Фрейд возопил, обращаясь к Стефану Цвейгу: «Никогда еще мне не попадался настолько типичный экземпляр испанца. Какой фанатик!».

    Художник был поражен схожестью черепа Зигмунда с головой улитки. Сразу после встречи он делает наброски его портрета, каждый раз меняя очертания его черепа (См. Рис.5 Приложение 1). «Похоже, даже сам об этом не подозревая, я в карандашном портрете, сделанном за год до смерти Фрейда, в точности обрисовал его земную смерть. Моим основным намерением было сделать чисто морфологический рисунок гения психоанализа, а вовсе не пытаться изобразить тривиальный портрет психолога», – говорил Дали.28

    Один из набросков художник просит Цвейга передать З. Фрейду. Цвейг считал, что портрет столь поразительным образом предвещал близкую смерть Фрейда, он не желал причинять ему ненужных волнений, в результате писатель солгал Дали.
    1   2   3


    написать администратору сайта