Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ»

  • Цель исследования

  • Объект исследования

  • База исследования

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • ПРИЛОЖЕНИЕ Костёл Святого Андрея

  • Реклама. Курсовая работа по курсу теория и история культуры


    Скачать 448.3 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по курсу теория и история культуры
    АнкорРеклама
    Дата16.02.2023
    Размер448.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkursovaya_kostyol.docx
    ТипКурсовая
    #940428

    УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

    ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

    КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ»

    Католическая культура света

    Исполнитель:

    студентка 311 группы

    Богданович Карина

    Александровна

    Научный руководитель:

    Кандидат культурологии

    Криволап Алексей Дмитриевич

    Допущена к защите

    «____» ______________ 2019 г.

    Минск, 2019

    ОГЛАВЛЕНИЕ


    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХРИСТИАНСТВА 5

    1.1Сущность христианства 5

    1.2 Католицизм и его роль 11

    ГЛАВА 2. КАТОЛИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОСТЁЛЕ СВЯТОГО АНДРЕЯ, ГОРОД СЛОНИМ 17

    ВВЕДЕНИЕ


    Христианство играет важную роль в жизни каждого человека.
    Оно падает в душу каждого человека, каждой нации, каждой эпохи и раскалывает их на две части. Одна часть спокойно продолжает жить как раньше жила, а другая начинает гореть.

    И эта горящая душа заполняет всё вокруг себя как пожар, как поток.
    Связь с Богом - это связь любви, безграничной любви, это пламя, которое разгорается в человеке, и воспламеняет его.

    Иногда люди считают, что, посещая костёл они становятся лучше, честнее. И именно тут самая большая ложь. Потому что, если бы целью костёла было только стремление сделать нас лучше, то не было бы никакой причины для прихода Христа в этот мир. Первая и главнейшая заповедь – любить Самого Господа Бога всем сердцем. Благодаря ей все, что бы мы ни делали в костёле, обретает четкую цель. Человек, который любит Бога, будет – естественно, в продолжение своей любви к Богу – испытывать любовь к своим братьям и сестрам, не лгать, не завидовать, не осуждать».

    Сильная вера во что-нибудь способна творить чудеса. Человек, неизлечимо больной, верит, что высшие силы помогут ему вылечиться – и выздоравливает! Жена верит, что у ее мужа все получится, например, с карьерой – и у него и правда все получается. Ведь, когда в тебя верят, это очень сильно поддерживает, укрепляет.

    Самые трудные моменты в жизни – это когда ломается вера во что-нибудь, когда она все же не выдерживает. Кто-то теряет веру в любовь, кто-то разочаровывается в религии, кто-то перестает верить в лучшую жизнь. Говорят, самое худшее преступление – это вероломство. То есть намеренно сломать веру другого человека во что-нибудь, обмануть его веру.

    Цель исследования – раскрыть сущность католицизма в Беларуси.

    Задачи исследования:

    - изучить сущность и значимость христианства;

    - рассмотреть католицизм и его значимость;

    - проанализировать католическую культуру в костёле Святого Андрея, город Слоним.

    Объект исследования – католическая культура.

    Предмет исследования – католическая культура как вид христианства.

    Методы исследований – анализ и синтез теоретических источников, метод невключённого наблюдения, методы индукции и дедукции.

    База исследования: Костёл Святого Андрея, г.Слоним.


    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХРИСТИАНСТВА


      1. Сущность христианства

    На сегодняшний день в мире существует огромное количество социальных регуляторов, одним из которых является религия. Изучение возникновения религии является запутанной и многогранной задачей, которой посвящают свою жизнь многие исследователи. Религиозные идеи и взгляды, несомненно, имели место на существование во всех народах и цивилизациях мира. Однако, изучение данной тематики априори создает больше вопросов у научного сообщества нежели ответов .

    Изучая сущность религии, большинство ученых исходит из фактического ее существования и на основании этого, веры в божественные явления, так как доказать либо же опровергнуть не представляется возможным.

    Следует отметить, что многие находят в вере успокоение и смысл жизни. Красникова пишет: Вера помогает им держаться в этом мире, и большинство людей сами для себя воссоздают определенные закономерности. Человек, как и много столетий назад, в большинстве своем, думает лишь о своих низменных потребностях, и зачастую этот путь приводит его в тупик, и опять же в этом случае ему на помощь приходит вера. Обосновать продолжительность существования религиозной направленности возможно различным причинами: это могут быть и кровопролитные воины, бедствия, любые тяжелые положения людей, где им необходима поддержка, но лишь одно остается незыблемым, верным, то, что вера всегда была, есть и будет во всех народах и нациях [6].

    Вот что по этому поводу писал древнегреческий писатель и философ Плутарх: «Посмотрите на лице земли: вы найдете города без укреплений, без науки, без чиноначалия; увидите людей без постоянных жилищ, не знающих употребления монет, не имеющих понятия об изящных искусствах; но вы не найдете ни одного человеческого общества без веры в божество, ни одного города, в котором не было бы никакого святилища, не были бы в обычае никакие молитвы, жертвы, клятвы и т. п.» . И действительно, Плутарх много столетий тому назад правильно подметил, что люди без веры ничто [15].

    В философском энциклопедическом словаре можно найти, что «по своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения». Религия позволяет человеку увидеть не только внешний мир, но и раскрыться внутренне, она определяет отношение индивидуума к окружающим и к самому себе . Религия, представляет собой духовную формацию, уникальную типологию взаимоотношения человека с окружающим миром, и имеет множество направлений в зависимости от традиционных жизненных особенностей акторов того или иного религиозного направления [12].

    Если говорить о разнообразии религий и религиозных течений, то необходимо признать, что их существует огромное количество: ислам, буддизм, иудаизм, сикхизм, исповедующие индуизм, и другие. И конечно же нельзя не отметить самое распространенное религиозное течение - христианство. К христианской вере относят себя более 30 % населения всего земного шара. Христианство бесспорно представляет собой одно из самых величественных явлений в человеческой истории.

    Каутский К. говорит: Традиционное видение христианства заключается в существовании одного человека, Иисуса Христа. И эта сентенция продолжает быть основополагающей и в настоящее время благодаря тому, что она зиждется на подпитке и вере в это огромного числа людей. И тут, конечно, необходимо отметить, что божественное происхождения Иисуса Христа, по крайней мере, среди образованных людей, подвергается сомнению. Однако, нельзя не отметить, что он был выдающейся личностью, которая смогла объединить вокруг себя огромное количество последователей и даже с успехом основать новую религию [3].

    Первый нормативный правовой акт о свободе совести в Республике Беларусь - Закон от 17.12.1992 г. «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», он создавал демократические условия для развития религиозной деятельности в Республике Беларусь. В 1994 году нормы свободы совести были включены в Конституцию Республики Беларусь. В последующем из-за возрастающей роли зарубежных миссионерских миссий, прежде всего позднего протестантизма, Республике Беларусь пришлось пересмотреть законодательство и правовое отношение между государством и религиозными организациями. В этом ключе была принята в 1996 году новая редакция Конституции Республики Беларусь, согласно которой теперь «взаимоотношение государства и религиозных организаций регулировались законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа».

    Таким образом, новая редакция закрепила снятие запрета на установление каких-либо преимуществ одной религии по отношению к другим. На сегодняшний день правовое обеспечение свободы совести в Республике Беларусь обеспечивается Законом «О свободе совести и религиозных организациях» от 22.12.2011 года. Важно заметить, что Закон 2011 года текстологические не закрепляет, что Республика Беларусь светская страна, но смысловое значение указывает на светский характер государства.

    Исходя из всего вышесказанного, хотелось бы отметить, что существует необходимость совершенствования правового регулирования отношений, связанных с реализацией свободы совести, в части легитимизации деятельности малых религиозных групп, и другое. На практике реализация норм Конституции напрямую зависит от деятельности органов государственного управления, и осознания обществом значимости свободы совести.

    Усенков И.А. пишет: Важнейшим вопросом для христианства, споры по которому ведутся и по сей день, является вопрос о человеческом естестве Иисуса Христа. В зависимости от этого по-разному может решаться вопрос о спасении и пути к нему. На заре христианства этот вопрос был настолько принципиален, что трудно переоценить его значение. Христианство зарождалось как религия масс, бунтарская религия, на знамени которой было начертано "Человек может стать Богом!". Спасение, вечная жизнь, воскресение доступны каждому, независимо от материального или социального благополучия, даже напротив — Христос утверждал: "Скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, чем богатый войдет в царствие небесное". Простой человек поднял голову. Иисус был простым сыном плотника, он жил среди людей, ел с ними, был так же нищ и наг, как и они. Он учил их, явившись примером того, как можно спастись, доказав, что они не отверженные перед лицом Бога. Это могло перевернуть не только мировоззрение людей, но и всю политическую и социальную систему. Общины первохристиан являются ярким примером коммунистического общества, основанного на равенстве, братстве... Но что если Иисус был только Богом? Если божественного в нем было неизмеримо больше, чем человеческого? Тогда люди снова оказывались отброшенными на другой край —им никогда не достичь Бога, имея то, что они имеют. Он отдаляется от них, и они снова нуждаются в посредниках. В посредниках же недостатка никогда не возникнет. Но посредники — церковь — навсегда разделят мир и Бога [13].

    Поэтому вопрос о сущности и личности Иисуса Христа имеет определяющее значение в теологических спорах. Даже на уровне институционализированных церквей христианское учение еще долго не могло устояться. Примером этому может служить хотя бы наличие трех церквей: Александрийской православной, Коптской и Русской православной, в которых существовало три подхода: монофелитский (первое тысячелетие), монофизитский и диофизитский (диофелитский), соответственно. Монофелитская не оставляет место человеческому в Христе (от mono + qelhma, единая [Божественная] воля), монофизитская (от mono + fusij, единая [Божественная] природа) полагает человеческое в Христе превалирующим. Русская православная церковь признает равноправие человеческого и Божественного в Сыне Божьем (Колесов, 1999) [8].

    Какие достоверные свидетельства мы имеем о жизни и учении Иисуса Христа? Во-первых, существует письмо, якобы написанное самим Иисусом. Однако поздние исследования обнаружили, что оно поддельное. Все евангелия написаны в начале II века нашей эры, что неоспоримо свидетельствует о том, что писались они не очевидцами событий. Что же мы имеем? Сборник преданий, записанный теми, кто слышал того, который видел того, кто слышал самого. и так далее. Первые христиане были безграмотными, люди, умеющие писать, появились среди них позднее, тогда и были написаны евангелия. Существуют также исторические свидетельства о событиях начала эры в Иерусалиме, написанные Оригеном. Их можно назвать самыми правдивыми из евангелий, однако в них нет ни строчки о мессии, о Боге, о словах Иисуса и уж тем более о его божественности. Следовательно, то, что сохранилось как учение Христа, не имеет под собой никакой исторической достоверности. Нам остается только верить в подлинность слов Спасителя человечества, записанных по устной легендам. На такой почве неизбежны фальсификации, переделки, спекуляции и прочее, и прочее. Поэтому первые века нашей эры изобилуют сектами, считавшими себя христианами, но различавшимися порой во всем, кроме имен и названий мест. У многих из них были собственные писания, также называвшиеся евангелиями. Основным противником ортодоксального христианства стал гностицизм. Именно в борьбе с гностицизмом и зародилась богословская наука. Одновременно рациональное и мистическое учение — рациональное, если говорить о систематизации онтологических построений, и мистическое по способу познания, — гностицизм по-своему подошел к трактовке учения Иисуса.

    По словам Хлебникова: Если говорить о евангелиях, то помимо того, что они создавали собственные апокрифические евангелия, послания и деяния святых и прочие документы, гностики весьма вольно трактовали канонические труды. "Еретики, — писал Тертуллиан, — не принимают некоторых писаний, а какие и принимают, те искажают вставками и выпусками, приспособляя к своему учению" (Архиеп. Иларион, 1998). В большинстве гностики считали, что трактовать буквально евангелия и слова Христа конкретно нельзя. Иисус, утверждали они, говорил всегда притчами, а часто как бы "снисходя", то есть приспосабливая слова к конкретному слушателю, его состоянию и мировоззрению. В своих проповедях Иисус никогда не открывал полностью своего учения. Отсюда и ошибочность абсолютной трактовки. Во всем необходимо было искать скрытый смысл, чем они и занимались [16].

    Таким образом из выше сказанного мы видим, что христианство занимает важное место в жизни человека. Люди верят в Бога, в высший разум, в идеи, в других людей и в самих себя. От того, во что человек верит или не верит, зависят и его мысли, поступки, поведение. Мы думаем, что религиозные чувства можно оскорбить, если танцевать в храме, жечь священные книги или сочинять непристойные картинки на религиозные темы. Но чувство искренне верующего человека оскорбить нельзя. Это просто невозможно.

    1.2 Католицизм и его роль


    В Католицизм, одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в латиноамериканских государствах, среди верующих католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехословакии. Последователи католицизма имеются в Прибалтике (главным образом в Литве), в западных областях Белоруссии, Украины. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204; в 16 в. в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр — папство, глава — римский папа, резиденция которого — Ватикан. Источники вероучения — Священное писание и Священное предание. Особенности католицизма (по сравнению, в первую очередь, с православием): добавление к «символу веры» (в догмат Троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат. С 60-х гг. в католицизме проводится модернизация догматики, культа, организации и политики. Ок. 900 млн. приверженцев (1990) [6].

    Одно из основных направлений в христианстве, наряду с православием и протестантизмом (от греч. katholikos - "всеобщий", "вселенский"). Как самостоятельное вероучение и церковная организация католицизм окончательно оформился после разделения Западной и Восточной Церквей в 1054 году.

    Яблоков пишет:Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразилися специфические черты развития западноевропейского общества в эпоху средневековья. Римско-Католическая Церковь строго централизована: она имеет единый всемирный центр - Ватикан и единого главу - Папу Римского, который венчает ее многоступенчатую иерархию. Согласно правилу, окончательно утвердившемуся в XII в., католическое духовенство дает обет безбрачия (целибат) [17].

    Источником вероучения в католицизме является не только Священное Писание (Библия), но и Священное Предание, которое в отличие от православия включает в себя постановления Вселенских Соборов Римско-Католической Церкви и суждения пап. Характерными положениями католического вероучения является догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (Иисуса Христа), что выражается добавлением к Символу веры слова Filioque (лат. "и от Сына"), особое почитание Божией Матери и признание догматов о Ее Непорочном Зачатии и телесном вознесени, а также догмат о чистилище - промежуточной инстанции между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные при этом смертными грехами, пребывают в очищающем огне. Католицизму присущи широкое почитание реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. Основой католического богословия является томизм - учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), которое постоянно развивается и модифицируется применительно к современным условиям [4].

    Богослужения в католицизме отличаются торжественными формами их проведения. На протяжении многих столетий богослужебным языком являлся латинский, и только на II Ватиканском Соборе (1962-1965 гг.) было принято постановление о проведении богослужений на национальных языках.

    Современная Римско-Католическая Церковь располагает огромной, подчиненной строгой дисциплине армией духовенства многочисленными монашескими орденами, миссионерскими и благотворительными организациями и учреждениями. К ней также примыкают многие светске массовые организации - политические партии, профсоюзы, молодежные, женские и другие объединения. Католическая Церковь имеет свою прессу, кино, телевидение и радиовещание, располагает сетью учебных заведений.
    Каутский в своей книге пишет:Внутри католицизма идет непрекращающаяся борьба между сторонниками обновления (модернистами) и его противниками (традиционалистами). В последние годы все большую роль начинают играть различные левые течения в католицизме, которые выступают в защиту прав человека и ведут борьбу с реакционными режимами. Католики выступают за единство действий всех демократических сил в борьбе за укрепление мира на земле и утверждение гражданских и демократических свобод.

    Католицизм является доминирующей конфессией в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, на Филиппинах и в латиноамериканских странах, и преобладающей в Польше, Венгрии, Чехии и Словакии. Последователи католицизма имеются в Германии (около 45% населения), в странах Балтии (главным образом в Литве и частично в Латвии), а также в западных областях Белоруссии и Украины [3].

    Бесспорно, современные католические мыслители не могут не признавать сформулированной еще Аристотелем, непререкаемым авторитетом для средневековой католической церкви, телеологической сентенции, согласно которой, высшая цель мыслящих существ - стремление к счастью. Однако, реализуя ее, человек не должен забывать и о заповедях, должен действовать без ущемления интересов других людей, ближних и дальних: делать все возможное для воплощения цели, принося людям пользу, -человеку еще только предстоит научиться этому.

    Согласно антропологической теории, священное намораживает ледяной торос между человеком и его богом. Прекрасное же, возвышенное заставляют человека таять: заставляют божественное проявляться в человеческом, а человеческое - в божественном . Однако современные католические философы выражают в этом сомнение, находя прекрасное не только в светском, но и в христианском европейском наследии. Они убеждены, что христианское прекрасное Европы - это общее достояние человечества. Ныне звучит много предложений о важности его сохранения и изучения. Это всегда остается и останется актуальным. [5]

    Одно из значимых посланий, заложенных в учении Христа, католические теологи видят в необходимости развития человека, приумножении его мудрости. На протяжении истории христианства и теологии некоторые католические философы находили счастье в учености. В частности, Иоанн Яндунский не только размышлял о возможности интеллектуального познания Бога для теологов, но и утверждал, что интеллектуальное развитие - реализация божественной природы человека. Разделяемое рядом католических философов мнение о недоступности вершин познания для людей этот мыслитель считал препятствием, встающим на их пути к собственной реализации . 

    Крывелёв описывает:Католическая церковь исповедует чистилище. Это место или состояние души, в котором она находится в стадии очищения от грехов перед тем, как попасть в рай. В православном учении такого места у души нет (но есть понятие - мытарства души).

    В католичестве крещение ребенка может происходить сразу, а вот первое причастие дети принимают в возрасте 7-10 лет. Это отдельное праздничное событие, перед которым малыш должен пройти первую исповедь. В православии принимать причастие можно сразу после крещения.

    Кроме этого есть еще отличия в формах литургического служения. Мы собрали для вас ответы на простые вопросы про католиков, которые объяснят причину очевидных различий:

    Все закладывается в традиции.

    Изначально культура католической церкви закладывалась в Европе, было построено достаточно церквей и всем хватало места в церкви, даже если сидеть. В некоторых греческих православных церквях тоже есть стулья с опускающимися сидениями, где вы можете присесть во время службы [7].
    Православная же традиция шла, во-первых, от жертвенности — аскетизм, долг перед Богом, поэтому изначально церкви строились без «сидячих мест». Также на службу в православную церковь, так как они были более редкими на огромных российских просторах, приходило больше народа. Для лавок просто не было места.

    Вообще понятия как такового «креститься неправильно» не существует, оба способа осенять себя крестным знамением святы и действенны. Традиция креститься слева направо заложилась у католиков очень давно, а была закреплена как традиция во время Тридентского собора папой Пием пятым и было связано с реформами церкви. При этом католики латинского обряда крестятся слева направо. а католики византийского — справа налево, как православные.

    Изначально все христиане причащались хлебом и вином. Но в Европе свирепствовала чума, причащаться из одной чаши было опасно, да и вино стоило очень дорого и не хранилось долго.

    Поэтому в 16 веке на соборе было принято решение причастия хлебом без ущерба, так как он символизирует и тело и кровь Христа.
    Католики в равной степени почитают Бога, Пресвятую Деву Марию и святых, изображенных на иконах в византийском стиле, том самом, который мы привыкли видеть в православных храмах. Наравне с этим в католических храмах чаще встречаются иконы больше похожи на картины и служат напоминанием о библейских событиях. Также в католических храмах вы можете увидеть фрески с крестным ходом Иисуса - именно перед ними преклоняют колени католики во время крестного хода [10].

    На католических иконах вы можете увидеть изображение Девы Марии и Иисуса. Католики с большим уважением относятся к изображениям святых, почитают их, но преклоняться принято только Деве Марии и Иисусу. В католицизме есть традиция молитвенного размышления в церкви перед святыми дарами, как бы посвящая молитву мысленному образу Бога.

    Их всего вышесказанного, мы видим, что Человек религиозный в первую очередь увлечен обрядами, догмами, историей своей религии. Он ходит в костёл, одевается так, как предписывает религия, соблюдает посты, например. Человек верующий может и не быть таким. Вера находится глубоко в его сердце. Верующий может демонстрировать ее, а может и не демонстрировать, потому что в этом нет нужды. Но настоящая, искренняя, сердечная вера будто освещает человека изнутри.

    ГЛАВА 2. КАТОЛИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОСТЁЛЕ СВЯТОГО АНДРЕЯ, ГОРОД СЛОНИМ


    Слоним - один из наиболее древних белорусских городов, районный центр в Гродненской области, который известен с XI столетия. В Ипатьевской летописи говорится, что такое поселение существовало с 1252 года. Сегодня здесь живет около 50 тысяч человек. Главный католический центр Слонима - храм Святого апостола Андрея. Андрей Первозванный - это один из двенадцати апостолов. Первозванным апостола Андрея называют, потому что именно он был первым призван Христом на служение. До последнего дня земного пути Иисуса апостол Андрей следовал за ним, видел Воскресение и Вознесение Христово. Андрей Первозванный был распят в греческом городке Патры. В 116 году в «Повести временных лет» появился русский вариант апостольской миссии Андрея Первозванного. Считается, что он ехал из Крыма в Рим через Ладогу, поднимался по Днепру. Останавливался на ночлег на месте, где после был построен Киев, а также был в Новгороде.

    Андреевский костел по указу короля Казимира IV Ягеллона построили в Слониме в 1490 году. Церковь была деревянной, освятили ее уже через 3 года. В конце XVI века костел отреставрировали по инициативе Льва Сапеги. Он же подарил приходу земли, где появились госпиталь, школа и часовня с кладбищем. Однако католический храм сгорел в ходе русско-польской войны 1654-1667 годов. После этого службы проходили в небольшой часовне. Заново строить большую церковь, уже из камня, в Слониме начали в 1770 году. Через 5 лет строительство закончилось, и храм освятили. Но
    и в этот раз богослужения здесь велись недолго: в 1831 году власти царской России закрыли костел в Слониме, как и другие католические храмы на территории государства. В начале ХХ столетия краковским художником были отреставрированы фрески с изображениями сцен из жизни Божьей Матери. В храме положили новый терракотовый паркет, установили привезенный из Варшавы орган. В Первой мировой войне костел святого апостола Андрея был сильно поврежден, но, к счастью, после окончания войны был восстановлен. Богослужения здесь прекратились, когда закончилась Вторая мировая война. Советские власти решили закрыть храм и в здании развернуть склад. Вернули Андреевский костел католической общине в начале 90-х годов прошлого столетия, когда распался СССР и в стране начали восстанавливать религиозные постройки. Повторно освятили церковь в 1993 году. Здесь провели реставрацию, расписали костел фресками. Сегодня костел находится в отдалении от суеты и шума центра города. По стилю здание относят к позднему виленскому барокко. Храм Святого Андрея однонефной прямоугольной формы (нефами в церквях называют пространство между рядами колонн). По бокам от пресвитерия имеются квадратные ризницы. Дневной свет сюда проникает через окна-арки.

    Особенность храма в том, что его башни повернуты на 45 градусов – эта деталь придает зданию подчеркнутую экспрессию.

    Сейчас в нишах перед входом в костел помещены деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла. Из алтаря на зрителей взирают скульптурная композиция «Распятие» и образ Божией Матери Жировицкой.

    Храм святого апостола Андрея — однонефный, прямоугольный в плане, с небольшими квадратными ризницами по бокам от пресвитерия. Высокий неф (высота — 14 м) перекрыт цилиндрическими сводами и освещён арочными окнами. К основным элементам декора относят глубокие ниши и раскреповки, фигурный фронтон и ажурные пилястры. Под углом расположены две башни, которые придают строению пластичность. Все это отдалено напоминает рококо.

    Костел Святого Андрея некогда строили согласно пространственно-планировочному плану города, поэтому он гармонично вписывается в местную архитектуру, хотя и расположен далеко (сравнительно) от центра.

    По бокам фасада расположены симметричные башни, которые поставлены под углом к плоскости фасада. В нишах над входом помещены деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла.В интерьере храма выделяется главный алтарь, богато декорированный в стиле рококо. Стены украшены росписью и лепниной. В костеле служат капуцыны. О́рден ме́ньших бра́тьев капуци́нов (лат. Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum) — монашеский орден, первоначально насмешливое прозвище, относившееся к остроконечному капюшону (итал. cap­puccio), носимому членами этого ордена. Основан Маттео да Башио в 1525 году как ветвь францисканского ордена, утверждён в 1528 году папой Климентом VII.

    Пробошч парафии о.Виталий Юркевич.

    Каждый день люди заняты своими делами. И очень часто мы забываем про Бога, так как у нас нет времени. И к сожалению так поступают дети и молодежь. Для решения этой проблемы в костеле было создано несколько групп:

    1.Живой Ружанец - это сообщество людей, которые ежедневно молятся Розарием: каждый человек читает одну часть Розария. Эти сообщества называют «Роза».

    В нашем приходе насчитывается 8 Роз:

    • Святого Отца Пио

    • Непорочного Зачатия

    • Богородицы с Фатимы

    • Девы Марии Королевы покоя и мира

    • Богородицы с Лихэня

    • Богородицы с Будслава

    • Блаженной Болеславы Лямент

    • Иоанна Павла II

    2. "Легион Марии".

    Легион Марии-это апостольское движение, возникло в Ирландии, в Дублине, 7 сентября 1921 года, в канун праздника рождения Непорочной Девы Марии.

    В Беларуси первый Легион Марии возник в 1994 году, а в нашем костеле первая встреча состоялась в январе 2004 года.

    Активный член Легиона Марии должен один раз в неделю присутствовать на собрании, представить отчет о сделанные работы. Каждый день читать молитву (тэсэру) Легиона Марии и отговорить одну часть Розария. Всегда участвовать во всех важных делах Легиона. Раз в год Легионеры участвуют в трехдневный реколлекциях в Барановичах. Каждый год, 25 марта, в день Благовещения, легионеры участвуют в празднике (ACIES), где торжественно подтверждают присягу на верность Деве Марии.

    Всегда легионеры помогают в уборке храма и работают на территории прихода. Почти все члены Легиона Марии, являются участниками общества патрициями, которое уже много лет существует также в нашем приходе. Организация патрициев можно сказать - это ребенок Легиона.

    3. Неокатехуменальный путь - это светское движение в Католической церкви, который объединяет около 300 тысяч человек во всем мире. Чуть более 50 лет назад, его основали испанцы Франсиско (Кико) Аргуэльо и Кармен Эрнандес в 1964 году в ответ на секуляризацию общества и призыв Второго Ватиканского собора о новой евангелизации. Евангелизация означает проповедь Евангелия. Бог решил спасти мир через проповеди Благой Вести, которую необходимо услышать и принять.

    4. Суженские семьи

    Встречи суженских семей проходят еженедельно в среду в 19 часов. Встречи имеют две формы:

    Первую и третью неделю – духовная форма - размышления над Словом Божим, где есть возможность поделиться на встечи, что говорит каждому из нас Бог;

    Вторую и четвертую неделю - молитвенная форма, а также - возможность разговора со священником на волнующие темы.

    5. Катехизация - это не только подготовка к исповеди и Св. Причастия.

    Костёл старается помогать родителям в христианском воспитании своих детей.Подготовка к Св. Причастию начинается в 3 классе. Не важно, ребенок учится в школе в 5-6 или 8 классе, у нас записываемся к Причастию в 3 класс.

    6. Министранты в приходе

    Одной из пастырских услуг является работа и занятия с ребятами, которые прислуживают при алтар. Алтарь (с латинского "ministrare") означает "служить", "помогать". Таким образом - это слуга. Они служат Богу, когда делают все для того, чтобы литургия была красивой. Министранты также являются помощником при осуществлении других таинств и обрядов.

    Занятия проходят каждую субботу, проходят в формате катехез и разговоров. В течение года министранты выезжают на отдых, на встречи с ребятами из других приходов. Все это служит для христианской формации. Министранскае служение помогают ребятам сближаться к Богу и возрастать в вере. Литургическая группа имеет своего прэзэса, вице прэзэса, секретаря и ответственного за кандидатов избираемых голосованием в группе. Во время подготовки каждый приобретает очередные степени.Каждая группа имеет своего святого покровителя и имеет свой день для празднования.

    7. Домашний костел

    Основал домашний костёл Слуга Божий о. Франтишек Бляхницки (1921-1987), а в деле развития общества с ним тесно сотрудничала сестра Ядвига Скурда RSCJ.

    • Домашний костёл обращает особое внимание на духовность супругов, либо стремление к святости вместе с супругами. Групп стремится к обновлению супружеской жизни и семьи через:

    • жизнь Словом Божьим, чтобы оно стало словом жизни;

    • жизнь молитвой как личным свиданием с Христом, своим Спасителем;

    • жизнь таинствами, особенно Евхаристией.

    8.Хор.

    Не всегда в нашем костёле богослужения проходили с музыкальным сопровождением. Обычно музыка и пение были только по воскресеньям и по праздникам. Органистами были в разные времена разные люди, играли и пели на общественных началах, иногда даже на собственных инструментах.

    В 2018 году я создала парафиальный хор. В начале всем прихожанам объявили, что если кто-то имеет способности и желание петь в хоре, то можно приходить на прослушивание и далее на занятия по музыке.

    На сегодняшний день его участниками являются добровольцы разного возраста: и молодые, и взрослые, учащиеся и студенты, рабочие и бизнесмены. В полном составе насчитывается около 20 человек, которые делятся на партии: сопрано, альт, тенор и бас. Имея музыкальный талант, я с радостью делюсь им с людьми вокруг. Репетиции хора проходят регулярно по пятницам. Особенно напряженным является время перед Рождеством и Пасхой. Тогда репетиции проходят несколько раз в неделю и даже несколько раз в день. Участники хора охотно посещают репетиции, усердно разучивают новые произведения и с большой радостью поют на мессе. Потому что духовное пение - это и есть молитва, это и есть прославление Господа, это и есть служение.

    Костёл делает всё возможное, чтобы в нём было как можно больше людей, который верят в Бога, просят у него прощение и благодарят за подаренную жизнь.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Христианство — самое многочисленное верование в мире. Конечно у многих людей бывает момент когда они не верят в Бога. И они не могут понять, почему. Все говорят, что Бог рядом и всегда сможет помочь. Главное верить в него, молиться и ходить в костёл. Но иногда люди не могут себя заставить пойти в костёл.

    Конечно если человек помогает при алтаре, поет в хоре или учится звонить в колокола, вероятность того, что он будет регулярно ходить в костел, стремительно возрастает. Когда мы чувствуем себя активными прихожанами, мы знаем, что наше присутствие на службе важно. Когда у человека есть в приходе друзья, поход в костел для него еще и повод с ними повидаться. Чем больше человек будет чувствовать, что костел — это место, где собираются любящие друг друга люди, тем легче вам будет уговаривать себя пойти в костел.

    В сознательном возрасте же человек может судить о своей вере, может менять ее, либо же просто стать атеистом. Лично я не вижу никакого различия между религиями (за исключением названия праздников, числа их проведения, а так же религиозных обрядов), т. к. Бог един, но разные народы называют его по-разному, и я считаю, что проблема коренится еще в самом начале бытия человеческого, со времени построения Вавилонской башни, ведь согласно преданию, ранее на Земле был единый язык и единая нация, значит, и Бог един. Каждый народ прибавлял что-то от себя к праздникам, обрядам, и, бывшая единая вера стала ответвляться на отдельные религии.

    Несмотря на то, что в мире много различных вероисповеданий, люди должны жить в мире и согласии, не презирая чужие каноны и уважая другую религию.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Дюмезилъ Ж. Предисловие // Элиаде М. Трактат по истории религий. Т.1 / Пер. с фр. А. А. Васильева. СПб., 2000. С. 7.

    2.Ильичев Л.Ф. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. – 836 с.

    3.Каутский К. Происхождение христианства. - Москва: Политиздат, 1990. - 462 4.Коваленя А.А. Христианство в Беларуси: история и современность. - Минск: Беларуская навука, 2014. - 494 с.

    5.Косиченко, А. Социально-политические и духовно-культурные аспекты взаимодействия / А. Косиченко // Секуляризм и Ислам... - Алматы: КИСИ при Президенте PK, 2008.-С. 126-150.

    6.Красникова А.Н. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. - М.: Канон, 1998. -433 с.

    7.Крывелев И.А. О доказательствах бытия божия. URL: http://www.atheism.ru/old/KryAth2.htmI. - Дата доступа: 14.12.2019.

    8.Макеева, Л. Б. Научный реализм и проблема истины / Л. Б. Макеева // История философии. - М.: ИФ РАН, 2008. - Вып. 13. -С. 3-25.

    9.Ницше Ф. Веселая наука. - М.: Эксмо, 2010. - 527 с.

    10.Пиков Г.Г. «Возрождение» как особенность развития европейской культуры // Пиков Г.Г. Из истории европейской культуры. -Новосибирск, 2002.

    11. Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? Историографические заметки // Отечественная история. - 1995. - № 3. - С. 158-166.

    12.Пьер Шаптепи де ла Соссе. Учебник по истории религий // Религиоведение: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/Сост. А. Н. Красников. М., 2000. С. 168.

    13. Усенков И.А. Основные концепции соотношения государства, права и религии в современном мире и их практическая реализация // Концепт. - 2017. - № 11. - С. 42-48.

    14. Фоминская М.Д. Соотношение веры и разума в постсекулярном мире: «возвращение» религиозной проблематики в западноевропейский философско-правовой дискурс // Философия права. - 2015. - № 1. - С. 8.

    15.Ф.Орум, Ф. Коран и понятие «религия» / Ф. Орум // ЕВРАЗИЯ: духов, традиции народов.-2012.-№ 3.-С. 62.

    16. Хлебников Г. Происхождение религии. URL: http://www.pravoslavieto.com/docs/ru/apolo getika/3_proizhod_religii.htm. - Дата доступа: 13.11.2019.

    17. Яблоков И. Н. К дискуссии о современном состоянии и истории отечественного религиоведения // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2011. - № 1.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Костёл Святого Андрея




    Хор Andrzejkiпарафии Святого Андрея



    написать администратору сайта