Правовой Идеализм. Правовой Идеализм Арыстанов Жалғас Ю-21-2. Курсовая работа правовой идеализм 6B040100 форма обучения очная ю212
Скачать 7.59 Mb.
|
1 2 МетаданныеНазвание Правовой Идеализм Арыстанов Жалғас Ю-21-2(на антиплагиат).docx Автор Научный руководитель Арыстанов Жалғас старший преподаватель Кайрат Серикбаевич Иманов Подразделение (ФИЭП) Правовых дисциплин Список возможных попыток манипуляций с текстомВ этом разделе вы найдете информацию, касающуюся манипуляций в тексте, с целью изменить результаты проверки. Для того, кто оценивает работу на бумажном носителе или в электронном формате, манипуляции могут быть невидимы (может быть также целенаправленное вписывание ошибок). Следует оценить, являются ли изменения преднамеренными или нет. Обратите внимание!Высокие значения коэффициентов не означают плагиат. Отчет должен быть проанализирован экспертом. КП1 КП2 КУ
Содержание Введение 4 1.Теоретические аспекты правового идеализма 4 1.1.Понятие правового идеализма и его сущность 7 1.2.Формы выражения правового идеализма 8 1.3.Причины правового идеализма 9 2.Влияние правового идеализма на общество 11 2.1.Влияние правового идеализма на правовой мир личности и систему общественных отношений 14 2.2.Проблемы распространения правового идеализма 16 2.3.Пути преодоления правового идеализма 15 Заключение 16 Список использованных источников и литературы 18 3 Введение Актуальность данной проблемы не так уж сильна так как в обычной жизни,то есть среди народа правовой идеализм практически не встречается,в основном встречается правовой нигилизм,из-за того что в нашей стране сильно распространена коррупция,а коррупция запрещена статьей РК 3049-2017.Так как люди видят как коррупция сильно распространилась в самой стране,то и эффект от этого должен быть соответствующей,то есть распространения правового нигилизма.Возможно сам правовой идеализм и сильно распространен среди государственных органов Республики Казахстан,но среди народа он не так уж и часто встречается Основателем доктрины "правового идеализма" является ученый Таранка.В конце прошлого века Матузов также отметил суть существующего в работе термина"правовой нигилизм-это тоже естественный идеализм, а также две стороны одной медали". Важно отметить, что обсуждаемая идея возникла в древности, ее основы были выражены в работах тогдашних мыслителей, определивших ее сущность, не утративших актуальности на нынешнем этапе.С точки зрения поиска и утилитарного метода реализации, правовой идеализм противоречит юридическому скептицизму, в то время как они связаны с негативными последствиями для правовой жизни общества. Правовой идеализм завышение права во всех аспектах его проявления. Это явление основано на правовом невежестве, его также можно отнести к слабо развитому правосознанию, когда люди не знают, что такое право, какова его роль в обществе.Если правовой скептицизм характеризуется негативным отношением к праву и его ценностям и неверием в его силу, то правовой идеализм занимает противоположную сторону, то есть переоценивает силу права и возлагает на него функции этого права по своей собственной природе, которое не может функционировать. Эти два явления имеют одни и те же корни - правовое невежество, отсталое и искаженное правосознание, отсутствие политической и правовой культуры. Эти крайности, несмотря на их кажущуюся противоположность, в конечном итоге сливаются, образуя, так сказать, общее "двойное" зло. Другими словами, у нас есть две стороны одной медали.Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически до ее совершенствования.В то же время даже Платон наивно предполагал, что главным способом реализации его планов, строительства идеального государства, станут совершенные законы, принятые разумными правителями.Категория "правовой идеализм"была введена в академический цикл профессором Н.И. Матузовым в 1994 году в статье"правовой скептицизм и правовой идеализм как две стороны одной медали". Однако это не означает, что это явление "молодое" и присущее только современности. Он появился на заре человеческой цивилизации и сопровождал его на протяжении всего пути к ее совершенствованию. Платон также считал, что совершенные законы могут стать ключевым способом построения безупречного государства, которым управляют умные лидеры. 4 Он был первым из греческих мыслителей, кто дал систематическое изложение об обществе и государстве. Причину появления государства он видел в спросы людей к объединению с целью упрощения своего существования. При разработке доктрины совершенного государства Платон исходил из соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. На сегодняшний день перед нашей страной поставлено множество важных, стратегических задач.Однако бытует мнение, что многие проблемы можно решить сугубо правовым способом, без учёта экономических, социальных, исторических и иных факторов. В юридической науке принято связывать такую позицию с термином «правовой идеализм». Актуальность правового идеализма иллюстрируется тем, что наша власть пытается отбросить все иные факторы, кроме правовых, и решить поставленную проблему одними лишь правовыми методами. Но как писал Карл Маркс: «Право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества»2. Целью нашего исследования является осмысление настоящей роли правового идеализма в современной российской власти и установление реальной оценки данному явлению. Для этого нами были поставлены задачи нахождения как положительных, так и отрицательных сторон правового идеализма. Хотелось бы отдельно затронуть вопрос о соотношении правового скептицизма и правового идеализма, речь идет в 1-ю очередь о деформированном правосознании. Но, как известно, правосознание исполняет ряд функций и владеет определенной структурой, имеет определенное число типов. Давайте испробуем определить, какая часть правоотношений деформируется в явлениях правового нигилизма и правового идеализма. Во-первых, функции. Из четырех основных функций (оценочная, регулятивная, когнитивная, предсказуемая) нарушаются оценочные и когнитивные функции (как для нигилизма, так и для идеализма). Во-вторых, структура. Структурно правосознание состоит из правовой психологии и правовой идеологии. При юридическом нигилизме и юридическом идеализме страдает вся структура правового сознания. В-третьих, виды правового сознания. Возможно, все типы (помимо научного и профессионального) правового сознания будут подвержены влиянию истины, вытекающей из того факта, что правовой нигилизм и правовой идеализм являются сходными явлениями. Если разглядеть природу этих явлений, то навязывается еще один итог: правовой нигилизм и правовой идеализм, различающиеся по формам выражения и проявлений, имеют одни и те же источники (нормальное "деформированное правосознание, низкая правовая культура и неудовлетворительно отменное юридическое образование") 5 и причины появления (правда правовой идеализм проявляется себя значительно позднее, чем правовой нигилизм) - государственная активность. [4,с 19;5,3-16] Цель курсовой воздействию работы:близости изучение,понять как работает правовой идеализм. Объект исследования:Правовой идеализм оценки Предмет исследования:каковаОбщественные отношения Методологическая основа. В работе были применены общенаучные методы: анализ, классификация, обобщение материалов исследования. Частнонаучную методологию составили: сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод нормативно-правового анализа. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке учебного и учебно-методического материала по дисциплине Научная новизна исследования заключается в постановке проблемы с учетом ее актуальности, а также в получении нового знания на основе обобщения и критического анализа научных источников и международной нормативно-правовой базы. Структура курсовой работы:законов Состоит сродни из глав введения,своих двух очень основных статистика глав,правовое заключение а парламентско так аристократия же прежде список идеализма использованных вере источников и чудодейственными литературы. 6 1.Теоретические аспекты правового идеализма 1.1.Понятие правового идеализма и его сущность Правовой идеализм (правовой фетишизм) — преувеличенное отношение к правовым средствам, переоценка роли права и его перспектив, вера в то, что все общественные трудности могут быть решены с помощью законов. Правовой идеализм является полной противоположностью правовому скептицизму, но обе эти категории имеют аналогичные по ниличию отрицательные последствия. В эпоху Просвещения достаточно было, разрушив старые законы, принять новые, и достигалось царство разума. И по сей день находятся люди, считающие, что с поддержкой закона можно «накормить страну», ликвидировать безработицу, улучшить социально-экономический уровень жизни и т.д.Считается, что основной первопричиной этого явления является недопонимание закона. Ведь еще Карл Маркс говорил, что государство и право — надстроечные явления, направленные на регулирование экономического и общественного базиса.На этом основании получается, что право регулирует только отношения производства, обмена и потребления физических благ.А те, кто ложно возлагают слишком крупные веры на закон и руководят государством либо на других ответственных государственных должностях, могут нанести огромной ущерб как государству, так и обществу.На право невозможно возлагать несбыточные веры - оно не всесильно. Наивно требовать от него больше, чем оно заведомо может дать, ему нужно отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных перспектив данного университета. Проявление правового идеализма, как и правового скептицизма разнолико. В самом всеобщем смысле идеализм воспринимается как "ориентация к больше высокой, чем нужно, оценке жизненных явлений, то есть идеализации действительности".Если юридический нигилизм обобозначает недооценку закона, то юридический идеализм означает его переоценку. Эти крайности близки друг к другу, невзирая на их, казалось бы, противоположную рациональность в окончательном отчете, и представляют две стороны одной и той же "медали". Правда, правовой идеализм менее приметен извне, не так приметен, о нем фактически не говорят, это явление наносит государству, обществу и особы такой же ущерб, как явление юридического нигилизма. Я полагаю, что юридический идеализм следует рассматривать как форму деформации правового сознания и, в финальном счете, правовой культуры, которая выражается в возрастании права, его важности, юридической направленности в регулировании общественных взаимоотношений в обществе до "абсолюта".[1,с 20;2] 7 1.2.Формы выражения правового идеализма Укажем идеализмом наиболее правового основные форма формы правового идеализма: Во-первых, это для улучшения законодательства, то есть для разработки таких норм, которые регулируют правовые отношения, которые не сложились в обществе. Издание правовых актов, не рассматривающих непредвзятые и субъективные обстоятельства, существующие в обществе, приводит к явственному отсутствию либо даже отсутствию положительных "рабочих" действий. 2-й формой проявления правового идеализма является отсутствие реального механизма реализации правовой реализации нормы. Если законодатель не предусмотрел полномочий по контролю за исполнением этой нормы или закона (инструкции), который должен детально регулировать механизм функционирования этой нормы, то эта норма остается на бумаге. И следственно социальные отношения, требующие правового регулирования, определяются только законодателем как существующие, но не опосредованные законом отношения. Третья форма заключается в недооценке экономических, политических, социально-психологических условий, при которых реализуются принятые правовые нормы. При реализации правового регулирования законодатель должен рассматривать все обстоятельства среды, в которой используется это регулирование. Нужно увидеть, как такие нормы появились до него в данном штате, увидеть возможности по отношению к законодателям других штатов, увидеть научные достижения и достижения в области общественной ответственности. И тем самым сделать такую норму, которая реально будет трудиться. идеализм верховенства закона, а еще разработка правового ущерба скептицизму могут иметь разные правовые проявления. Автократия правящего насадзоно может проявлять идеализм рамок парадокса обезлесения тела, который, по суждению ученых, ничего не значит для него со стороны адвокатов, отношения зачастую могут быть прямым явлением населения. можно отличить следующих правовых форм идеализма: а) абсолютное убеждение людей в том, что "положительные" законы могут стремительно изменить жизнь; б)идеалистический подход законодателей к перспективам закона. Обыкновенно это выражается в разработке правовых норм, без учета взаимоотношений, которые сложились в обществе и опережают свое время, потому что никакой закон не может трудиться, если не имеет еще ничего улаживания; с) недопонимание перспектив правовых норм со стороны государственных органов и должностных лиц, их буквальное воспринятие, приукрашивание их значения, без учета значимых реалий, определенных обстоятельств. 8 Закон не может предусматривать все особенности взаимоотношений в обществе, образа жизни, которые устанавливаются в силу традиций, обычаев и местных условий. г) отношение адвокатов к закону как оригинальной абстракции, изоляции от действительности. Это выражается в том, что при образовании правовых норм не учитываются все обстоятельства среды, в которой они реализуются-экономические, политические и общественные; д) отсутствует реалистичный подход законодателя к образованию правовых норм, если принятие нового закона не предусматривает механизмов его реализации.[5] 1.3.Причины правового идеализма воли Основные итак причины авторов пр. впадать идеализма: 1. непонимание законов социального развития. 2. незнание того, как социальные факторы (включая законы) взаимодействуют в обществе. 3.Юридическое невежество, неразвитое и деформированное правовое сознание, отсутствие политической и правовой культуры. Юридический нигилизм и правовой идеализм, несмотря на, казалось бы, противоположное направление, в конечном итоге объединяются и образуют, так сказать, "двойное" общее зло. Другими словами, это две стороны одной и той же "медали". Хотя юридический идеализм менее очевиден снаружи, это явление наносит государству и обществу такой же ущерб, как и юридический нигилизм. Он чрезвычайно разрушителен в своих последствиях. Обычно это реализуется "позже", когда результат становится очевидным. Поэтому в борьбе с легальным нигилизмом не следует впадать в другую крайность легального фетишизма, волюнтаризма, идеализма. Причины происхождения правового идеализма нужно поделить на внешние и внутренние. Внешние причины правового идеализма берут свое начало из социума, его проявлений, а еще из природы самого права. К внешним причинам правового идеализма относятся: 1) общественный кризис и так называемого «кризисного сознания»; 2)сверхценный характер клише социального сознания; 3) совершенный характер базовых декларируемых ценностей права, которые зачастую входят в возражение с правовой жизнью. 1. Главный общественной первопричиной появления правового идеализма выступает общественный кризис и образование кризисного сознания. Благодаря этой причине правовой идеализм становится распространенным явлением, оказывающим неблагополучное влияние на сообщество и правовую реальность. 9 В условиях сходственного кризиса в массовом сознании появляется чувство обрыва с бывшими правовыми ценностями, тезисами и традициями.Обостряется первоначально присущее человеку чувство правовой незащищенности, чем вызывается желание обнаружить стремительные и потому неэффективные пути выхода из резко меняющейся ситуации. В связи с этим складывается уйма различного рода правовых утопий и попыток осуществить их на практике. Правомерный гибель этих утопий ведет к складыванию еще больше опасной формы деформации правосознания и правовой культуры - правового скептицизма. 2. Сверхценностный характер клише социального сознания связан с тем, что сосообщество навязывает индивиду либо отдельной особы комплект представлений, именуемых «здоровым смыслом» (common sense). Именно общество с поддержкой такого давления создает у людей стереотипы, установки и традиции. В определенных условиях (когда надобность, имеющая для индивида жизненно значимое значение, продолжительное время не удовлетворяется) они становятся сверхценностью, приобретают значение «сверхценного обряда» и переподчиняют себе все иные ценности. Волюнтаристические либо формалистские конструкции, к которым он прибегает в таком случае, делают правом инструментом реализации его сверхзначимых идей. Таким образом, происходит идеализация права. 3. Безупречный характер основополагающих ценностей права, ценностей-целей зачастую расходится с реалиями правовой жизни. Это расхождение особенно усугубляется в тех случаях, когда общественно активный индивид (либо уполномоченный представитель государственной власти) не находит адекватных способов решения наболевших социальных проблемных задач: коррупции, роста преступности, алкоголизма, наркомании и т.д.[6,с 179;11,c 60;12,c 30-31;2] 10 2.Влияние правового идеализма на обществ 2.1.Влияние правового идеализма на правовой мир личности и систему общественных отношений В общем, идеи о мерах значительных изменений в обществе при поддержке интеллектуальных законов древнего происхождения. Платон продолжал предполагать это в своих мечтах о безупречном, совершенном состоянии. Но жизнь постоянно отрицает эти идеи. На самом деле нельзя верить в закон, он не всемогущ. Наивно требовать от него большего, чем он может сознательно дать, он должен отнять у него место и роль, которые вытекают из объективных перспектив этого университета. Неразрешимые задачи могут поставить под угрозу только закон. Таким образом, невозможно построить его в абсолюте. Юридический идеализм привел кризис веры значительной части людей к законодательным, а в более широком смысле к парламентским и конституционным способам решения текущих проблем в новых прогрессивных университетах. Также тем, что мы давно освоили чисто прагматический подход к закону (инструмент, средство, орудие, рычаг и т.д) способствовал распространению правового идеализма. Следовательно, закон был отягощен "тяжелым бременем", на него были наложены слишком большие убеждения, которые впоследствии не материализовались. К разочарованию, рецидивы предыдущих уроков происходят сейчас, но теперь в виде популизма, непродуманных, легких заявлений, программ, обещаний, шоковых рывков, удачного оптимизма, необоснованных прогнозов, новостей, надежд, веры в чудо и т. д. как и прежде, законы, указы, постановления или отдельные нормативные акты, которые явно не выполняются и отражают рвение только их авторов бежать "из двигателя". Суждение коренится в людях: закон может делать все, что угодно. И это несмотря на его пренебрежительное отношение к нему. Этот парадокс еще раз показывает, что юридический скептицизм и правовой идеализм являются двумя полюсами явления, которое отражает наше двойное время Древняя истина подтверждается очень часто: закон могущественен, но сила нужды могущественнее. И жизнь диктует свое. Закон, который не выражает никаких "потребностей", лист бумаги. Правительство слабое, оно не может взимать налоги, обеспечивать выполнение своих законов, останавливать преступность, защищать людей. Это не соответствует основной функции регулятора социальной жизни, порядка и стабильности. Правила свыше почти во всех случаях не понимаются внутренне теми, для кого они предназначены. В этих условиях законы существуют как сами по себе, так и сама жизнь. Правительство бессильно применять законы, следовательно, оно просто издает их.Но законодатель не имеет права следовать примеру обычного сознания, необходимо немедленно принять тот или иной закон; он обязан смотреть дальше, предвидеть последствия.[24,c 141;25,c 188] 11 Законное самоуничижение опасно, потому что оно вызывает необоснованные убеждения, успокаивает сообщество. Внедрение закона и придание ему удивительных свойств сродни культу неестественно сделанного кумира. Появляется вопрос: что делать до того, как создадутся обстоятельства либо будет принят закон? Видимо, и то, и другое. Противиться этим два основам ненормально и недопустимо. Законодательные и общественные процессы обязаны прогрессировать синхронно, они взаимозависимы. И тут непрерывно отслеживаются ситуации, когда правовые нормы либо продвигаются вперед, либо принимаются "в миг ока". Давным-давно было сказано: дабы не разочароваться, не следует увлекаться. Исключительно значимо и нужно одолеть как юридический нигилизм, так и юридический идеализм, которые питаются. Во-первых, нужно оценить, на какие элементы государства и права влияет правовой идеализм. Я хотел бы сделать оговорку, что ниже для больше общей и всеохватывающей оценки я буду называть правовой идеализм неадекватным правовым представлением. Так что в первую очередь - правосознание. В итоге искаженного правосознания неправильное правосознание (НПП) само по себе влияет на правосознание. Что касается особы и социума, то воздействие может заключаться в следующих двух видах: 1.влияние проявления НПП солидарности на сообщество; 2. воздействие проявления НПП сосообществом оказывает на человека. Под словом "общество" я подразумеваю тут среду особы. Отдельно подмечу, что в обоих случаях государство-индивид-может "брать участие" в программе, государство - часть социума. Каково качество воздействия НПП на правовое сознание? Безусловный, негативный и губительный. В некоторых случаях итоги воздействия идеализма НПП на социальных деятелей (правовое общество) могут быть положительными. Одним из таких случаев может быть свержение тиранических режимов, при которых формируется определенное отношение к закону. В целом, впрочем, воздействие НПП на правовое сообщество разрушительно.Другой субъект, который находится под влиянием НПП, - это юридическая культура. И правовая культура особы, и правовая культура социума, затронутого НПП, не различаются. НПП разрушает суть правовой культуры: "знать, уважать, следить".Деформируется и сознание фундаментальной законности. Вместо тезиса о неизбежности наказания возникает метод безнаказанности, тезис о недопустимости замены легитимности рациональностью, разрушается верховенство закона. Итак, приступ начинается.Схематически система влияния НВП на правовой мир человека и общества может быть выражена следующим образом:(рисунок 1)[20,c 3;21,c 170;22;23] 12 общества Таким образом, НПП является явлением, сходственным цепной реакции: одного проявления НПП довольно, дабы вызвать некоторое количество вторичных зарождений особы у человека,рискованно видеть, что правовой идеализм исходит от законодателя, который из-за халатности и отсутствия грамотности создает "неправильные" нормы. Которые, в свою очередь, могут порождать скептическое либо нигилистическое отношение к закону и его ценностям. Также в обществе может появиться правовой идеализм. Возьмем случай, когда люди верят на законы, которые, по его суждению, улучшат обстановку в общественной и экономической жизни социума. инструмент Во-первых, это возрастание правовой осведомленности и правовой культуры, в особенностисти среди людей и госслужащих, для этого нужно расширить сеть особых отделов права и заняться юридической популяризацией. Дабы люди были всесторонне информированы не только в области уголовно-криминального права (статистика правонарушений), но и в области штатского и государственного права, дабы люди знали, какие законы принимаются в стране и какие общественные отношения регулируются законом. Во-вторых, разработка экономических, идеологических и иных условий для реализации своих прав и свобод участниками социальных взаимоотношений. Дабы гражданин, который нарушил ваши права, мог вольно охранять своих нарушенных прав в правоохранительных органах, дабы он не опасался идти в суд только потому, что его дело не рассматривается, и если будет рассмотрено то через неопределенный срок. В-третьих, государство должно предоставить настоящий контроль за преступностью и, по возможности, устранить её. 13 Помимо борьбы с преступностью нужно бороться с правонарушениями, особенно административными. В-четвертых, ликвидировать инфляцию нормативов. Не обязано быть много законов, и их не следует дублировать либо повторять. Законодатель должен логично принимать законы и только те, которые необходимы обществу. 2.2.Проблема распространения правового идеализма Потому что когда-то мы были под властью Русской Империи и Советского Союза, проблема распространения правового идеализма касается нас так же, как в Русской федерации (это мое мировозрение), а так же правовой идеализм и скептицизм одинаковы в как две стороны "одной медали", то есть проблема распространения у обеих идентичны. Американский изыскатель общественной мысли в Русской Федерации А. Валицкий, работавший во 2-м. столетия. Середина XIX столетия, работая на территории Русской Империи, говорила о том, что закону как явлению объективной действительности в нашей стране не повезло. Валицкий сказал, что "в Русской Федерации закон был отвергнут по различным причинам": во имя самодержавия либо монархии, во имя Христа либо Маркса, во имя высших духовных ценностей либо физического равенства."Следственно основными причинами распространения нигилизма юридического процесса в Российской Федерации являются: исторические корни, которые были итогом самодержавия и многовекового крепостного права, которая лишила многих людей прав и свобод; осознание диктатуры пролетариата, как не связанного правом и неограниченной власти; господство способов управления и управления в управлении страной, массовые репрессии 30-х гг.; несовершенство законодательства; демократические права и свободы особы объясняются лишь нормативными правовыми актами. Распространению правового идеализма содействовало и то, что продолжительное время господствовал чисто прагматический правовой подход(инструмент, орудие, средство, рычаг и т.д). В связи с этим на закон были наложены" непомерные нагрузки", высказаны слишком крупные убеждения, которые позднее не были оправданы. К огорчению, рецидивы предыдущих уроков все еще происходят, но сейчас в виде популизма, нехорошо продуманных, примитивных заявлений, программ, обещаний, шоковых печатей, лицемерного оптимизма, необоснованных прогнозов и сообщений...[7,c 55-56;8 c 797] 14 2.3.Пути преодоления Основными методами борьбы с правовым идеализмом являются: -укрепление законности в стране; -обеспечение прав и свобод людей; -понижение частоты приема и числа нормативных правовых актов (НПА), возрастание их качества; -Внимание законодателей на действительность, близость к жизни, принятых им актов; -усиление реализма правовой науки; -разработка верных механизмов реализации законов и подзаконных актов; -правовое воспитание.Правовой идеализм и правовой скептицизм явления родные, взаимосвязанные друг с другом.Рано либо поздно правовой идеализм превращается в юридический скептицизм, а юридический скептицизм содействует юридическому идеализму. Оба явления имеют сходные корни. Следственно нужно синхронно бороться с правовым идеализмом и юридическим скептицизмом.Основные направления борьбы с правовым нигилизмом включают в себя: -укрепление верховенства права в стране (соблюдение всех государственных органов, должностных лиц, людей Конституции Республики Казахстан, подведомственных законов и нормативных актов); -настоящее обеспечение верховенства Конституции и законов Республики Казахстан; -гарантия прав и свобод человека; -улучшение правовой системы; -возрастание авторитета суда и иных прокуратуры через их совершенствование и производительность; - обеспечение законности в стране; [16;17,c 70-78;18,c 41-48;19] 15 Заключение Все формы общественного сознания взаимодействуют и взаимосвязаны между собой, и из этих отношений формируется юридическая действительность. В ходе данного взаимодействия формы общественного сознания определяют цели и стандарты поведения, на основании которых субъекты этих отношений определяют свои поступки. Правосознание и нравственное сознание взаимодействуют особенно тесно. В основе формирования правовых взглядов лежат нравственные ориентиры, представления о добре, зле и справедливости. Правосознание также связано с политическим и религиозным сознанием. Правосознание тесным образом связано с самой идеей права. Правовое сознание предшествует всякому позитивному праву и законотворческому процессу. Каждое государство, которое считает себя демократическим в своем законодательстве обязано гарантировать и соблюдать основные права, свободы человека и гражданина. Деформация правосознания может произойти в результате физиологического аффекта. Этот психологический феномен может быть обусловлен эмоциональным фоном, конфликтным фоном, внезапно возникшими обстоятельствами. Деформация правосознания – это не правовые конструкции, или частично не правовые, которые, имея запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, в силу различных факторов превратились в таковые. Правовой идеализм представляет собой переоценку возможностей правовых средств в процессе достижения искомых общественных отношений . Основывается на переоценке объективной действительности. Закон является официальным признанием фактов. Он лишь закрепляет официально отношения, которые реально сложились. Проверено практикой, что право не может быть выше, чем экономический строй и культурное развитие общества. Преобразования, которые проводятся в обществе, должны быть обеспечены правом, а не только приняты волевым решением. Закон должен исполняться, иначе возникает нигилизм – недоверие в действие нормативно-правовых актов, и их не способность изменить ситуацию. Нормативно-правовой акт не работает, в связи с этим престиж государства и власти падает. Власть, которая не в состоянии заставить работать законы, просто их издает. Законодатель обязан предвидеть последствия принятия закона, а не идти на поводу у обычного сознания. В последнее время очень часто принимаются и публикуются «целевые федеральные программы», но каждому ясно, что они невыполнимы. Ничем заканчиваются попытки создать социальный прогресс только благодаря законам и частотой их издания. Это ведет к тому, что законы начинают работать в холостую, создавать видимость того что проблема разрешается, хотя по факту этого не происходит. На протяжении всей истории человечества существует безграничная вера в закон и право. Специалистами выделены следующие основные формы проявления правового идеализма: 16 1. Выражается в том, что государство и население не выполняют и не готовы выполнять установленные правовые предписания. 2. Отсутствует механизм который призван исполнять правовые предписания. 3. Отсутствие в государстве условий, в которой должна действовать норма права, например политические, экономические, идеологические, и иные условий. Даже на сегодняшний день встречаются случаи принятие бездумных законов, ради того что бы удовлетворить количественные показатели. И принимаются нормативно правовые акты разных уровней, как и раньше, которые заведомо невыполнимы и отражают стремление авторов быть впереди и предугадывать проблемные общественные отношения. Нет способности оценивать реально-сложившуюся ситуацию и предвидеть последствия. В отсутствии необходимого механизма реализации и в связи с тем, что для правильного функционирования закона необходима определенная, благоприятная среда обитания, а чаще всего этой среды нет, даже нужные и правильные законы не действуют. И на основании того что законы не работают, а новые, такие же бездействующие принимаются все чаще, в обществе развивается другая форма деформации правосознания – правовой нигилизм, и общественные отношения приобретают состояние хаоса, с которым справиться законодатель не может. И на основании этого право не справляется со своими регулятивными и охранительными функциями. В настоящее время звучат высказывания, что у нас в разных слоях общества разное правосознание – в низах правовой нигилизм, с тотальным и полным отчуждением норм права, а в верху – правовой идеализм и нередко цинизм. Как не парадоксально, но в народе закрепилось утверждение, что закон может все, хотя уважения к нему так и не появилось. И это говорит о том, что правовой нигилизм и правовой идеализм, хоть и противоположны друг другу, но и взаимосвязаны. Окончательное формирование представлений о демократическом государстве, как реально существующей модели поведения, произойдет тогда, когда будут выражены позиции идеализации органами государственной власти, которые должны взаимодействовать с позицией общества.[13;14,c 19;15,c 3-16] 17 Список использованных источников и литературы: 1. Н.И.Матузова «Правовой идеализм как спецефическая деформация общественного сознания» научная работа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-idealizm-kak-spetsificheskaya-forma-deformatsii-obschestvennogo-soznaniya/viewer 2. Даниил.Т «Что такое «правовой идеализм»: понятие, примеры, причины» научная работа:https://dnevnik-znaniy.ru/obshestvo/pravovoj-idealizm.html3.«Правовой нигилизм и правовой идеализм. Пути преодоления» научная статья.https://lektsia.com/3x80da.html4. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 19. С. 19. 5. См.: Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994. № 2. С. 3-16; Матузов Н.И. Правовой нигилизм как образ жизни // Право и политика. 2012. № 12. C. 2080-2089. 5. «Формы Правления пр.идеализма» научная статья: https://studwood.net/833946/pravo/forma_pravovogo_idealizma 6. М.А.Викторовича «Понятие и сущность правового нигилизма и правового идеализма в юридической науке» научная статья: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-pravovogo-nigilizma-i-pravovogo-idealizma-v-yuridicheskoy-nauke 7. Каландаришвили З. Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления. СПб., 2005. С. 55 – 56. 8.Энциклопедический словарь. Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон. СПб., 1994. Т. 12. С. 797 9. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правового воспитания, - М., 1974. 10.Кистяковский Б.А. В защиту права. // Вехи. Из глубины. – М., 1996. 11.Каландаришвили З. Н. Деформация правосознания молодежи и юридические способы ее преодоления. СПб., 2005. С. 60. 12 Петров В. Р. Причины и формы деформации правосознания в современных условиях // Ученые записки МОУП. Чебоксары, 1999. Т. 3. С. 30 – 31. 13 См.: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета. 2018. 8 мая. № 7560. 14 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 19. С. 19. 15 См.: Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994. № 2. С. 3-16; Матузов Н.И. Правовой нигилизм как образ жизни // Право и политика. 2012. № 12. C. 2080-2089.. 16 См.: Гайдар Е. Прыжок к рынку // Правда. 1990. 16 апр. 17См.: Михайлов А.Е. Легитимация государственной власти и популизм // Современное российское государство: теоретическая концепция и реальность: монография. М., 2018. С. 70-78. 18 См.: Стругова Е.В. О правосознании и его деформации // Юридическая наука. 2016. № 1. С. 41-48. 19.См.: Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 59863 (дата обращения: 29.04.2019). 21 20. Матузов Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994. № 2. С. 3. 21. Франк С. Л. Этика нигилизма // Вехи из глубины. М., 1991. С. 170. 22.Craous Wolfgang. Nigilizm etidaiol. Paris, 1994. P. 9. 23.Ницше Ф. Собрание сочинений. М., 1969. Т. 9. С. 67. 5 Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. С. 67. 24.Матузов Н. И. Акутальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С.141. 25.Алексеев С. С. Право на пороге нового тысячелетия. М., 2000. С. 188. 22 1 2 |