Курсовая по теме Риторика Аристотеля. Курсовая работа риторика Аристотеля Направление подготовки Филология
Скачать 43.68 Kb.
|
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина» (ФГБОУ ВО «Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина») Филологический факультет Кафедра социально-гуманитарных дисциплин КУРСОВАЯ РАБОТА Риторика Аристотеля Выполнил: Направление подготовки «Филология» Профиль подготовки «Отечественная филология» Курс 2 Научный руководитель: СОДЕРЖАНИЕ Введение Многие люди заинтересованы в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать хорошие отношения в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы (юрист, учитель, политик, социальный работник и мн. др.), так как им необходимо постоянно общаться с людьми. А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения. Помочь всякому, готовящемуся выступать публично, призвана риторика - наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Риторика в настоящее время - это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи. Формы существования риторических структур сверхфразовые единства: текст, сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в общее смысловое, коммуникативное и структурное целое. В настоящее время наблюдается тенденция к возрождению риторики. Целью исследования является рассмотрение теории риторики, разработанной древнегреческим философом Аристотелем. Цель исследования выдвигает необходимость решения следующих задач: рассмотреть историю происхождения риторики; проанализировать понятие риторики в трудах Аристотеля. Основным методом исследования в нашей работе является проблемно-поисковый метод. Объектом исследования выступает древнегреческий оратор и ученый Аристотель. Предмет исследования данной работы – риторика Аристотеля. В древней риторической науке можно назвать имена исследователей, которые занимали ведущее место в разработке теории красноречия. Это Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и некоторые другие. Именно их теоретические изыскания составляют ту платформу, на которой основывались дальнейшие исследования. Данная курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается история возникновения риторики, во второй главе мы рассматриваем аристотелевскую риторику, ее определение, концепцию и элементы. ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИТОРИКИ 1.1. Ораторское искусство Древней Греции Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы – в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, заметно любование словом, его волшебной силой. Его герои Гомера кажутся необыкновенно словоохотливыми, обилие и полнота их речей порой воспринимается современным читателем как растянутость и излишество. Сам характер греческой литературы благоприятствовал развитию ораторского искусства. Она была гораздо более «устной», если так можно выразиться, более рассчитанной на непосредственное восприятие слушателями, почитателями литературного таланта автора. Привыкнув к печатному слову, мы не всегда отдаем себе отчет в том, какими большими преимуществами обладает живое слово, звучащее в устах автора или чтеца, перед словом написанным. Непосредственный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности оратора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффектна. Публичная речь – это всегда искусство. В Греции классической эпохи, для социального строя которой типична форма города-государства, полиса, в его самом развитом виде – рабовладельческой демократии, создались особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. Верховным органом в государстве, по крайней мере номинально было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь внимание народных масс (демоса), оратор должен был представить свои идеи наиболее привлекательным образом, убедительно опровергая при этом доводы своих противников. В такой ситуации форма речи и искусство выступающего играли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание самой речи. Практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало высшей ступенью античного образования. 3адачам этого обучения отвечали создаваемые учебники и наставления. Они стали появляться с V века до н. э., но до нас почти не дошли. В Греции III-II в. до н.э. происходит систематизация риторики. Классическая риторика делилась на 5 частей: 1. Нахождение (в латинской терминологии - инвенция) - систематизация содержания речей и используемых в них доказательств. 2. Расположение (в латинской терминологии - диспозиция) - деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение. 3. Словесное выражение (в латинской терминологии - элокуция) - учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах, с помощью чего формируется стиль речи. 4. Запоминание (в латинской терминологии - мемория) 5. Произнесение (в латинской терминологии - акцио) В состав учения о словесном выражении входило и учение о трех стилях: в зависимости от использования стилистических средств – о простом (низком), среднем и высоком стиле речи. Эта теория сохраняла своё значение в Средние века и в эпоху Возрождения. После исчезновения демократии античная риторика ориентировалась главным образом на два типа речей: на судебные и парадные речи. Соответственно двум этим целям (утилитарной и эстетической) формируются два направления в теории стиля: аттицизм (аттикизм, аттическое направление), заботившийся преимущественно о точности выражения, и азианизм (азианство, азиатское направление), ставивший целью занимательность изложения и выработавший особый высокий стиль, основанный на контрастах, изобилующий сравнениями и метафорами. 1.2. Возникновение риторики Из текстов многих источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу сиракузского тирана Герона, политическому оратору и адвокату. Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения». Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление, предложение, изложение, доказательство или борьба, падение и заключение. Он же высказал положение, что главная цель оратора - не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного, для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы. Труд Коракса до нас не дошёл, но древние писатели сообщают нам примеры его софизмов, из которых особенной славой пользовался так называемый крокодилит. Ученик Коракса, Лисий, развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов. Из его школы вышел славившийся в своё время Горгий Леонтийский, который, по словам Платона, «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения». Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «О приличном случаю», где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории, и давалось наставление, как при помощи насмешки уничтожать серьёзные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать с достоинством. Красивое говорение Горгий противопоставлял утверждению истины. Он приложил много сил к созданию правил относительно фигур: метафор, аллитерации, параллелизма частей фразы. Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы: Пол Агригентский, Ликимний, Фрасимах, Эвен, Феодор Византийский. К тому же стилистическому направлению риторики принадлежали софисты Протагор и Продик и знаменитый оратор Исократ, разработавший учение о периоде. Направление этой школы можно назвать практическим, хотя оно и подготовило богатый психологический материал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчило задачу Аристотелю, который даёт в своей знаменитой «Риторике» научное обоснование прежним догматическим правилам, пользуясь чисто эмпирическими приёмами. Выводы Возникновение риторики корнями уходит в далекое прошлое (V век до н.э.). Практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало высшей ступенью античного образования. 3адачам этого обучения отвечали создаваемые учебники и наставления. Одна из первых школ по риторике была основана Горгием Леонтийским. Он приложил много сил к созданию правил относительно фигур: метафор, аллитерации, параллелизма частей фразы. Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы: Пол Агригентский, Ликимний, Фрасимах, Эвен, Феодор Византийский. ГЛАВА 2. АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО УЧЕНИЕ О РИТОРИКЕ 2.1. Определение понятия «риторика» у Аристотеля Аристотель определяет риторику как возможность находить разные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Это не составляет задачи какого-нибудь другого искусства, потому что каждая другая наука может научать и убеждать только относительно того, что принадлежит ее области, как например, врачебное искусство - относительно того, что способствует здоровью или ведет к болезни, геометрия - относительно возможных между величинами изменений, арифметика - относительно чисел; точно так же и остальные искусства и науки; риторика же, по-видимому, способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета, потому-то мы и говорим, что она не касается какого-нибудь частного, определенного класса предметов. Из способов убеждения одни бывают нетехнические, другие же технические. Нетехническими Аристотель называет те способы убеждения, которые не нами изобретены, но существовали раньше; сюда относятся: свидетели, показания, данные под пыткой, письменные договоры и т. п.; техническими же способы - те, которые могут быть созданы нами с помощью метода и наших собственных средств, так что первыми из доказательств нужно только пользоваться, вторые же нужно предварительно найти. Что касается способов убеждения, доставляемых речью, то «Риторика» подразделяет их на три вида: одни из них находятся в зависимости от характера говорящего, другие - от того или другого настроения слушателя, третьи - от самой речи. Эти последние заключаются в действительном или кажущемся доказывании. Из определения риторики становится ясна цель, которую преследовал Аристотель в своём трактате: он хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чём-либо. Сообразуясь с этим, он разделил свой трактат на три части. Первая часть посвящена анализу тех принципов, на основании которых оратор (то есть всякий говорящий о чём-нибудь) может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить или отговорить их. Третья часть касается специальной (технической) стороны риторики: Аристотель говорит здесь о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи (о стиле), и о построении ораторской речи. Множество тонких психологических замечаний по вопросу о взаимодействии оратора и аудитории и анализ силы используемых в речи доказательств придают работе Аристотеля универсальное значение. Она не только оказала сильнейшее влияние на всё последующее развитие европейской риторики, но остаётся полезной и в наше время: некоторые из поставленных Аристотелем вопросов являются предметом научного исследования и теперь. 2.2. Концепция аристотелевской риторики Сам Аристотель исследовал чаще всего встречающиеся силлогистические умозаключения или короче, силлогизмы. Они подробно исследуются в "Аналитиках". Но кроме них он обращается также к правдоподобным, или вероятностным, рассуждениям, которые он называет диалектическими, и противопоставляет их доказательным. Таким образом, убедительность любой речи, позиции в споре, публичном выступлении основывается, согласно Аристотелю, во-первых, на истинности или по крайней мере правдоподобности приводимых аргументов, доводов, посылок, которые он называет нетехническими, не нами созданными средствами убеждения. Во-вторых, она зависит также от тех методов или логических правил, с помощью которых из имеющихся аргументов выводятся или, точнее, получаются заключения. О выводе говорят лишь в дедуктивных, доказательных умозаключениях. В не дедуктивных рассуждениях, в частности индуктивных, приходится ограничиваться термином "наведение". Поскольку, однако, явное и развернутое использование дедуктивных и индуктивных умозаключений крайне усложнило бы речь, то в риторике Аристотель рекомендует использовать более гибкие и ослабленные их варианты, а именно вместо силлогизмов - энтимемы, а индукции - примеры. Под энтимемой, как уже отмечалось выше, подразумевают сокращенный силлогизм, в котором пропущена та или иная посылка, хотя она легко подразумевается, а в случае необходимости ее нетрудно восстановить. В реальном рассуждении люди практически так всегда и поступают и именно поэтому Аристотель рекомендует также подходить к риторике. Точно так же в обычной речи достаточно сослаться на типичный пример, который может навести на индуктивное обобщение. Именно поэтому не случайно индукцию называют наведением. Четкое различие между основными понятиями и методами логики и диалектики, с одной стороны, и риторики, с другой, Аристотель проводит в своем главном труде по риторике. Что же касается способов доказывать действительным или кажущимся образом, пишет он там, то как в диалектике есть наведение, силлогизм и кажущийся силлогизм, точно так же есть и здесь, потому что пример есть не что иное, как наведение, энтимема - силлогизм, кажущаяся энтимема – кажущийся силлогизм. Особое внимание автор "Риторики" обращает на различие между энтимемами двух видов: диалектическими и риторическими, в которых посылки имеют общий, универсальный характер, с одной стороны, и с другой, энтимемами частного характера. Для характеристики первых Аристотель использует понятие топа, или общего места. "В них, - пишет он, - мы говорим общими местами, топами". В энтимемах частного характера посылками служат суждения, относящиеся к отдельным видам явлений и конкретных событий. Хотя знание последних способствует лучшему пониманию конкретных, специальных наук, тем не менее знание топов и основанных на них силлогизмов позволяет, во-первых, выявить связь между общим и частным, во-вторых, умело их использовать в качестве общепризнанных средств убеждения. Такова в общих чертах аристотелевская концепция риторики, опирающаяся скорее на логику, чем на философию и диалектический метод в сократовско-платоновском понимании этого термина. В отличие от Платона диалектика для Аристотеля означает анализ всех не силлогистических форм рассуждения, в частности аналогии и индукции. Убедительность речей в огромной степени зависит от эмоциональной природы людей или, как говорит Аристотель, от их страстей. Под влиянием страстей возникает или исчезает доверие людей, с ними же связано изменение их решений по различным вопросам, чувство удовольствия и неудовольствия, выражающееся в гневе, сострадании, страхе и т. п. Поскольку именно страсти часто оказывают решающее влияние на поведение людей, то Аристотель всю вторую часть своей "Риторики" посвящает скрупулезному исследованию различного рода страстей, а самое главное тому, как оратор должен воспользоваться ими для достижения своей цели. С эмоциональной стороной речей тесно связан их стиль. Чтобы речь произвела должное впечатление, стиль должен быть полон чувства, отражать характер и соответствовать истинному положению вещей. Поэтому о вещах, вызывающих презрение и негодование, советует великий грек, необходимо "говорить языком гневающимся, о вещах похвальных с восхищением, а о вещах, возбуждающих смирение и сострадание, - языком смиренным". Другими словами, истинное положение вещей диктует соответствующий стиль речи. 2.3. Элементы риторики по Аристотелю Есть три вида риторики, потому что есть столько же родов слушателей. Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего. Слушатель бывает или простым зрителем, или судьей, и при том судьей или того, что уже совершилось, или же того, что должно совершиться. Примером человека, рассуждающего о том, что должно быть, может служить член народного собрания, а рассуждающего о том, что уже было, - член судилища; человек, обращающий внимание только на дарование оратора, есть простой зритель. Таким образом, естественными являются три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидиктические. Дело речей совещательных - склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух: или склоняют, или отклоняют. Что касается судебных речей, то дело их обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из двух: или обвиняют, или оправдываются. Дело эпидиктической речи - хвалить или порицать. Что касается времени, которое имеет в виду каждый из указанных родов речи, то человек, совещаясь, имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он дает советы относительно будущего. Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим временем, потому что всегда по поводу событий, уже совершившихся, один обвиняет, а другой защищается. Для эпидиктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит похвалу или хулу по поводу чего-нибудь существующего; впрочем, ораторы часто сверх того пользуются и другими временами, вспоминая прошедшее или строя предположения относительно будущего. У каждого из этих родов речей различная цель, и так как есть три рода речей, то существуют и три различные цели: у человека, дающего совет, цель - польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего; остальные соображения, как-то: справедливое и несправедливое, прекрасное и постыдное, - здесь на втором плане. Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое, но и они присоединяют к этому другие соображения. Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и постыдное; но сюда также привносятся прочие соображения. Доказательством того, что для каждого рода речей существует именно названная нами цель, служит то обстоятельство, что относительно остальных пунктов в некоторых случаях и не спорят; например, тяжущийся иногда не оспаривает того, что такой-то факт имел действительно место, или что этот факт действительно причинил вред но он никогда не согласится, что совершил несправедливое дело, потому что в таком случае [то есть в случае его сознания] не нужно было бы никакого суда. Подобно этому и ораторы, подающие советы, в остальном часто делают уступки, но никогда не сознаются, что советуют бесполезное или отклоняют от полезного; например, они часто не обращают никакого внимания на то, что несправедливо порабощать себе соседей или таких людей, которые не сделали нам ничего дурного. Точно так же и ораторы, произносящие хвалу или хулу, не смотрят на то, сделал ли этот человек что-нибудь полезное или вредное, но даже часто ставят ему в заслугу, что, презрев свою собственную пользу, он совершил что-нибудь прекрасное; например, восхваляют Ахилла за то, что он оказал помощь своему другу Патроклу, зная, что ему самому суждено при этом умереть, между тем как у него была полная возможность жить. Для него подобная смерть представляется чем-то более прекрасным, а жизнь чем-то полезным. 2.4. Риторическое учение Аристотеля Аристотель подвел итог развитию классического греческого красноречия в трактате «Об искусстве риторики», или «Риторика», написанном около 330 г. до н.э. Он выделяет три области функционирования речи: поэзия (греческие эпос, лирика, драма); проза (ораторская речь); диалектика (ученые беседы и рассуждения). Опираясь на собственную разработку учения о силлогизме (греч. syllogismos) - умозаключение, состоящее из двух суждений, из которых следует третье суждение (вывод), Аристотель оценил риторику глазами логика и признал в ней самым главным учение о доказательстве, то есть о способах убеждения. Риторика определяется Аристотелем как искусство убеждать, способность находить возможные способы убеждения в каждом конкретном случае. Он считал, что одно из главных составляющих убедительности ораторской речи есть энтимёма (греч. entymema -неполно, сокращенно приведенный аргумент) - риторические силлогизмы, «вероятные» и «не имеющие характера принудительности доказательства». Этому посвящены три книги «Риторики». Первая книга содержит общие положения, рассматривает предмет в системе других наук. В ней обозреваются три вида речей: совещательные, или политические; эпидиктические, или торжественные; судебные. Вторая книга «Риторики» посвящена описанию способов убеждения. Аристотель делит их на три вида: одни из них зависят от характера говорящего, другие - от того или другого настроения слушателя, третьи - от самой речи. Убеждение, зависящее от настроения слушателя, состоит в вызывании у него определенной страсти. Автор «Риторики» сосредоточивает внимание на самых общих аффектах человеческой натуры, носителем которых становится собрание граждан, принимающих ответственные решения. Он объясняет происхождение гнева и милосердия, ненависти и страха, стыда и сострадания, негодования и зависти. Он рассматривает, каким образом оратор может пробудить подобные чувства в своих слушателях. Например, «мы испытываем сострадание к людям, когда с ними случается все то, чего мы боимся для самих себя». Аристотель, автор трудов по психологии, этике, отмечает в своей «Риторике»: «Есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему: разум, добродетель и благорасположение». Если «слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие» [Аристотель. Соч. в 4 - х т. М., 1976]. Как видим, Аристотель на первое место ставит нравственные качества ритора, а не словесную эквилибристику. Интеллект Аристотель не отделяет от добродетели, то есть высокой нравственности. Благорасположение, то есть благосклонность, доброжелательность, помогает в ораторском искусстве. «Достоинство стиля - ясность». «Раз речь не ясна, она не достигает своей цели». Таким образом, логичность, стройность и четкость ораторского выступления - залог его успеха. Обозревая три вида речей (совещательные, или политические; эпидиктические, или торжественные; судебные), Аристотель отмечает, что они преследуют разные цели. Цель совещательной речи -польза и вред, которые ориентированы в будущее. Цель эпидиктической речи - прекрасное и постыдное, в ней имеется в виду прежде всего настоящее. Цель судебной речи - справедливость или несправедливость, она обращена в прошлое. Сегодня актуальным и для современных ораторов являются советы, предложенные Аристотелем, учитывающие дифференцированный подход в зависимости от той или иной аудитории слушателей. Судебные и политические ораторы должны учитывать состав, особенности поведения, характерные для аудитории, общественное положение, возраст, психологическое состояние, чтобы эффективней воздействовать на слушателей. Аристотель говорил, что выбор способов доказательства зависит от назначения речи. Цель речей совещательных, или политических, - склонять или отклонять, поэтому в политической речи уместны примеры, факты; в торжественной речи - преувеличения, так как их цель - хвалить или порицать. В судебных речах важны силлогизмы (умозаключения), законы, свидетельские показания, клятвы, так как их назначение - обвинять или оправдывать. Аристотель писал, что судебное и политическое красноречие требует от оратора умения вести полемику, уверенно опровергать доводы противника, а для этого не существует лучшего средства, чем энтимема - риторические силлогизмы, «вероятные» и «не имеющие характера принудительности». «Есть два вида энтимем: одни показательные, (показывающие) то что что-нибудь существует или не существует; другие - обличительные. Они различаются между собой так же, как в диалектике доказательство и силлогизм. Показательная энтимема есть силлогизм, построенный на основании посылок, признаваемых (противником); а энтимема изобличительная есть силлогизм с посылками, не признаваемыми противником...» Другим способом убеждения, по Аристотелю, является наведение, когда на основании многих подобных случаев выводится заключение относительно наличности какого-нибудь события или факта. Следующим видом убеждения, являются примеры, которые бывают двух родов. Первый характеризуется тем, что приводятся факты, прежде случившиеся, другой - тем, что оратор сам сочиняет таковые. Это может быть притча, басня, (например, басни Эзопа), а также пословицы и изречения знаменитых поэтов. Из приемов убеждения в судебных речах Аристотель особо выделяет роль свидетелей. Он разделяет их на древних и новых. Под «новыми» античный исследователь понимает обыкновенных судебных свидетелей, которые выступают в суде и поныне; а вот под «древними» подразумевает «приговоры поэтов и других славных мужей, которые пользуются всеобщей известностью». Таким образом, вторая книга «Риторики» Аристотеля является учением о принципах построения и способов убеждения речи, о создании образа оратора, что может быть использовано и в современной судебной практике. Третья книга Аристотеля представляет собой учение риторики, в которой рассматриваются стиль и построение речи. В композиции речи Аристотель выделяет восемь частей: предисловие, название, рассказ, описание, доказательство, опровержение, воззрение, заключение. Примечательно, что в основе современной композиции судебной речи находится античная схема построения выступления, предложенная Аристотелем. В современном судебном и политическом красноречии могут быть использованы рекомендации крупнейшего теоретика античной риторики - Аристотеля: а) оратор должен хорошо знать предмет, о котором говорит; б) принять соответствующую ситуации позу; в) уметь пробуждать эмоции в слушателях; г) правильно выбрать стиль произносимой речи. Выводы По мнению Аристотеля, убедительность речей в огромной степени зависит от эмоциональной природы людей или от их страстей. С эмоциональной стороной речей тесно связан их стиль. Чтобы речь произвела должное впечатление, стиль должен быть полон чувства, отражать характер и соответствовать истинному положению вещей. В ораторском искусстве, по словам Аристотеля, помогает благорасположение, то есть благосклонность, доброжелательность. Обозревая три вида речей (совещательные, или политические; эпидиктические, или торжественные; судебные), Аристотель также отмечает, что они преследуют разные цели. Цель совещательной речи -польза и вред, которые ориентированы в будущее. Цель эпидиктической речи - прекрасное и постыдное, в ней имеется в виду прежде всего настоящее. Цель судебной речи - справедливость или несправедливость, она обращена в прошлое. Сегодня актуальным и для современных ораторов являются советы, предложенные Аристотелем, учитывающие дифференцированный подход в зависимости от той или иной аудитории слушателей. Заключение риторики аристотелевский ораторский аргументация Итак, очевидно, что риторика не касается какого-нибудь отдельного класса предметов, но, как и диалектика имеет отношение ко всем областям, а также, что она полезна и что дело ее - не убеждать, но в каждом данном случае находить способы убеждения; то же можно заметить и относительно всех остальных искусств, ибо дело врачебного искусства, например, заключается не в том, чтобы делать всякого человека здоровым, но в том, чтобы, насколько возможно, приблизиться к этой цели, потому что вполне возможно хорошо лечить и таких людей, которые уже не могут выздороветь Кроме того, очевидно, что к области одного и того же искусства относится изучение как действительно убедительного, так и кажущегося убедительным, подобно тому, как к области диалектики относится изучение как действительного, так и кажущегося силлогизма: человек делается софистом не в силу какой-нибудь особенной способности, а в силу намерения, с которым он пользуется своим дарованием. Впрочем, в риторике имя ритора будет даваться сообразно как со знанием, так и с намерением, которое побуждает человека говорить. В аристотелевских сочинениях нашли отражение все важнейшие принципы, на которых основывается доказательность, эмоционально-психологическая и стилистическая адекватность публичной речи. Можно с полной уверенностью сказать, что "Риторика" Аристотеля представляет собой наиболее глубокое и систематическое исследование важнейших проблем ораторского искусства, в особенности тех, которые связаны с аргументацией. Именно на этой основе в античном мире сформировалась аристотелевская традиция, которая, в отличие от платоновской, переносит центр тяжести с диалога на публичную речь, будь то выступление на форуме, народном собрании, в судебном заседании и т. п. В связи с этим значительно расширились и обогатились приемы и методы аргументации, а вместе с ними и возможности самой риторики. Можно поэтому сказать, что Аристотель заложил фундамент риторической системы, которая получила название классической, и которая на протяжении свыше двух с половиной тысячелетий принималась в качестве образца для обучения искусству публичной речи. Более того, идеи Аристотеля послужили основой для возникновения одного из современных направлений в теории аргументации, это свидетельствует о том, что аристотелевская риторика ориентировалась прежде всего на логические принципы убеждения, что придавало ей прочные, надежные основания и обеспечивало стройность и последовательность в процессе аргументации. В аристотелевских сочинениях нашли отражение все важнейшие принципы, на которых основывается доказательность, эмоционально-психологическая и стилистическая адекватность публичной речи. Можно с полной уверенностью сказать, что "Риторика" Аристотеля представляет собой наиболее глубокое и систематическое исследование важнейших проблем ораторского искусства, в особенности тех, которые связаны с аргументацией. Именно на этой основе в античном мире сформировалась аристотелевская традиция, которая переносит центр тяжести с диалога на публичную речь, будь то выступление на форуме, народном собрании, в судебном заседании и т. п. В связи с этим значительно расширились и обогатились приемы и методы аргументации, а вместе с ними и возможности самой риторики. Можно поэтому сказать, что Аристотель заложил фундамент риторической системы, которая получила название классической, и которая на протяжении свыше двух с половиной тысячелетий принималась в качестве образца для обучения искусству публичной речи. Более того, идеи Аристотеля послужили основой для возникновения одного из современных направлений в теории аргументации, которое его родоначальник бельгийский философ Х. Перельман назвал "Новой риторикой". СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Античные риторики. М., 1978. Античные теории языка и стиля. СПб., 1996. Аристотель. Соч. в 4 - х т. М., 1976. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1976. Аристотель. Риторика. Кн.III//Аверинцев С.С. риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996 Аристотель и античная литература. М., 1978 Брынская О.П. систематизация основных понятий риторики, данных в трактате Аристотеля "Риторика". М., 1987 Башев И.Л. Принципы риторики. М., 1987. Гаспаров М.Л. Ораторы Греции: Сборник. ‑ М.: Художественная литература, 1985. Зубанова С.Г. Риторика: учебное пособие. М., 2002. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. ‑ М.: Дело, 1998. Кохтев Н.Н.Основы ораторской речи. М., 1992. Кохтев Н.Н. Риторика: Учеб. пособие. ‑ М.: Просвещение, 2001. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1976. |