Корепанова КУРСОВАЯ (1). Курсовая работа Состояние одиночества и его виды Допущена к защите Руководитель 2014 г. Дата защиты 2014 г. Оценка
Скачать 220 Kb.
|
Диффузное одиночество. Диффузное одиночество возникает при идентификации себя с другими людьми, группами и т.д. Понятие «идентификация» ввел 3. Фрейд. Человек при идентификации себя с другими, теряет свои собственные особенности. Человек начинает жить от объекта своей идентификации. Все начинается с недовольством собой и неудовлетворенностью, после человек начинает самосовершенствоваться или копировать того кто кажется ему успешным и авторитетным. Процесс самосовершенствования сложный, требует больших усилий и времени. При этом начинается глубокое самопознание, а это вызывает дискомфорт. При этом человек не видит в себе ничего хорошего из за своей закрытости, а от плохого в себе пытается спрятаться и укрыться, копирую другую якобы успешную личность. Поэтому часто человек уходит от себя и заполняется чужой экзистенцией. Человек объединяет в себе три измерения - физическое, психологическое и духовное (вера, идеалы, стремления). Эти три измерения взаимодействуют друг с другом. Если что то меняется в одной из координат, это отражается во всей системе. Эта система иерархическая: физическое подчиняется психологическому, а психологическое - духовному. Мы же рассматриваем психологическую координату. Развитие человека можно рассматривать под изменением трех координат в сторону гармонизации. Достигнуть гармонии можно только за счет собственных ресурсов - духовных, психологических, физических. Никакие чужеродные элементы не помогут достигнуть этого, они н нарушат гармонию человека с самим собой и с миром. Например, для физической координаты чужеродными будут вирусы: грипп, гепатит и многие другие. А в психологической координате это попытки жить жизнью другого человека. Попытки идентификации уводят субъекта от собственной экзистенции, это выражается в переживании одиночества.(Корчагина 2005) Идентификация ведет к утрате человека собственного «Я». Подобное описано Д. Рисменом в книге «Одинокая толпа»: утрата или неосознавание собственной индивидуальности делает человека одиноким. Такие люди создают «одинокую толпу», которая функционирует согласно законам толпы, а не сознательной группы или общества. Жизнь людей «одинокой толпы», характеризуется переизбытком формального общения, активным поиском интимности и приватности, острой потребностью в единении с другим человеком и невозможностью этого. ( Рисман 1950) Единение доступно лишь развитым личностям и недоступно для тех, кто потерял свое собственное «Я». Саморазвитие - естественный процесс психологически здоровой личности, а значит, диффузное одиночество ей не свойственно и является фактом психологического нездоровья. Уход от собственного «Я», делает трудным личностное обособление, тормозит рефлексию, останавливает личностный рост и развитие. Ограничение самопознания тормозит развитие личности, это не только тягостно, но и разрушительно. И это часто не осознается человеком, что усложняет и отягощает ситуацию. В состоянии диффузного одиночества человек стремится к другим людям, пытаясь найти собственную значимость. Но человеку просто нечем общаться, потому что он отказывается от себя, принимая чужую личность и сознание. Потеря своего «Я», уход от собственной экзистенции делают невозможным подтверждение. В отечественной психологии говориться о единстве деятельности, сознания и личности. Круг замыкается: нечем общаться и нечего подтверждать. Нет в индивидуальном восприятии себя - некому общаться, не работает самосознание, не существует «Я-концепция» - значит, подтвердить собственное экзистенциальное бытие невозможно, так как нечего подтверждать. Человек чувствуя свое одиночество стремится быть «полезным» людям, по сути, желая лишь обрести собственную экзистенцию. Человек хочет видеть свою значимость например, в виде изменения состояния объекта идентификации. Поэтому он выбирает для выражения себя ситуации, где могут быть востребованы его готовность к выслушиванию и вживанию в проблему. Например, это ситуации с сильными эмоциональными переживаниями. Живя чувствами другого, заполняет свой экзистенциальный вакуум. Когда человек переживает состояние эмоционального спокойствия и уравновешенности, субъект одиночества просто не может, не хочет с ним идентифицироваться, потому что это потребует истинно человеческого общения и, следовательно, обращения к своему «Я», которое утрачено. Циклы идентифицирования могут повторяться многократно, пока диффузное одиночество не перейдет в клиническое. Человек остро чувствует беспокойство, тревогу безотносительно к конкретной ситуации. Это может выражаться по разному и не всегда объективно. Человек ловит подходящие моменты для оправдания своего все более тревожного состояния, если это не удается, то он попадает в состояние фрустрации, которое грозит психическим срывом. Диффузное одиночество необходимо «вывести» в сознание клиента. Это может сопровождаться страхом, виной и стыдом, с чем естественно идет сопротивление. Клиент должен сам определить свое состояние, понятие одиночество не используется в консультировании. Иногда клиенту необходима помощь врача-психотерапевта, и такая возможность должна быть ему предоставлена. Диффузное одиночество обширно и многогранно, потому что таковы объекты его идентификации. Обусловливаются проблемы в разных сферах жизнедеятельности человека. При отсутствии квалифицированной психологической помощи состояние диффузного одиночества, так же как и отчуждающего, может переходить в клиническую форму. (Корчагина 2008) Диссоциированное одиночество. Диссоциированное одиночество выделяется из трех деструктивных форм: максимальная степень идентификации и полное обособление, смена тенденций скачкообразна - от максимума до максимума. Этот вид одиночества часто встречается у людей с экспрессивной психикой, потому что эмоции яркие и бурные, а саморегуляцияснижена. Прежде чем идентифицироваться с кем то, человек, переживающий диссоциированное одиночество, «вылепливает» его по своему мнимому подобию. Главными становятся личностные особенности объекта идентификации и могут иметь определенный диапазон, необходимый субъекту. Одинокий человек внутренне разделен, на «хорошего себя» и «плохого себя». При этом «хороший Я» часто отсутствует но при этом осознается и награждается. Человек страдающий диссоциированным одиночеством, идентифицируясь видит прекрасное и ужасное. Прекрасное притягивает, а ужасное отталкивает. Диссоциированное одиночество, характеризуется зависимостью. Это зависимость странная, так как исходит, от того, в кого «смотрятся», и - от своего состояния. Свое состояние отсутствует, так как «Я» расколото, не осознаваемо и искажено. Признать что то отрицательное в себе тяжело, поэтому можно обвинить кого угодно, но только не себя в своем несовершенстве, при этом нет желания к самопознанию и развитию. Остро переживается чувство покинутости , хотя те кто были рядом, остались так же близко. Но для диссоциированного одиночества искажается свой образ и отношение других к нему. Любой намек на недостатки ведет к отчуждению от них. Переживающий диссоциированное одиночество человек, больно и глубоко травмирует близких ему людей. Люди, испытывающие диссоциированное одиночество тревожатся о том, как выглядят в глазах предмета идентификации, потому что таким образом они подтверждают собственное существование. После начинается ревность не имеющая своего субъекта, ведь предмет идентификации должен принадлежать только ему. Люди, испытывающие диссоциированное одиночество, испытывают амбивалентные чувства по отношению к одним и тем же объектам ввиду особенностей генезиса данного состояния - максимальной степени выраженности идентификации и обособления и резкой, моментальной их смены. Иногда встречается негативная направленность искажений собственного «Я», Человек приписывает себе плохие качества, которых нет. В этом случае помочь человеку проще, ведь показывать позитивное технически и этически легче. Все психологические, психокоррекционные, психотерапевтические техники и приемы основаны на нравственных, позитивных, конструктивных особенностях клиентов. Именно на это опирается психолог в работе с клиентами, если такие качества отсутствуют, то работа сильно усложняется. Необходимо строго придерживаться направления коррекции каждого вида одиночества.(Корчагина 2008) Уединенность. Уединенность выведена на основании ряда теоретических посылок А. Маслоу и других исследователей, ученых, писателей и т.д. В основе лежит теория самоактуализации личности и положения о психологической устойчивости. Механизмы идентификации и обособления оптимальны и сбалансированы. Этот вид одиночества может являться результатом успешной терапии диффузного, отчуждающего и диссоциированного одиночества, и сформированной психологической устойчивости. Уединенность - это благоприятное состояние принимаемого одиночества, это норма одиночества. Далее располагаются пограничные состояния диффузного, отчуждающего или диссоциированного видов одиночества, которые влекут клинические формы одиночества. Уединенность является необходимой составляющей самопознания, самоопределения и личностного роста человека, то есть оказывает позитивное, конструктивное воздействие на психику. (Корчагина 2005) Итак, феномен одиночества может оказывать позитивные и негативные воздействия на личность. Характер воздействия определяется особенностями внутриличностного генезиса. Отчуждающее, диффузное, диссоциированное и все клинические формы одиночества оказывают негативное влияние. Уединенность является необходимой составляющей самопознания, самоопределения и личностного роста человека, таким образом оказывает позитивное воздействие на психику.
Заключение Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, позволило сделать следующие выводы. Одиночество присутствует во всех сферах поведения и жизнедеятельности человека. Одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самопознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Рассмотрев состояние одиночества в его целостности, протяженности, континууме, выделены его позитивные и негативные воздействия на личность и исследуемы причины таковых. Основной причиной, определяющей характер воздействия одиночества на человека и его жизнь в целом, выступают особенности внутриличностного генезиса этого психического явления. Одиночество имеет четыре основных вида: отчуждающее, диффузное, диссоциированное и уединенность. Отчуждающее, диффузное, диссоциированное и, конечно, клинические формы одиночества оказывают негативное влияние. Уединенность является необходимой составляющей самопознания, самоопределения и личностного роста человека, то есть оказывает позитивное, конструктивное воздействие на психику. Диффузное одиночество обуславливается действием механизмов идентификации и потерей собственного «Я». Отчуждающее одиночество – это механизмы обособления, после которых наступает отчуждение от других людей, норм и ценностей… Диссоциированное одиночество связанно с высокой степенью процессов идентификации и обособления и резкой их сменой друг относительно друга, в результате искажается образ собственного «Я» . Уединение характеризуется оптимальным соотношением процессов идентификации и обособления., несет позитивную направленность. Вопрос о характере и детерминантах генезиса одиночества является многоаспектным и требует, конечно, дальнейших научных исследований. Мы предполагаем, что сочетание обсуждаемых видов одиночества может быть различным, например, на разных стадиях кризиса идентичности. Они в разной мере соотносятся с получающей все большее распространение депрессией и т.д. Изучая состояния одиночества, в нашей дальнейшей работе, в эмпирической части исследования будут использоваться следующие методики: изучение онтологической уверенности (Коптевой Н. В.), шкала одиночества UСLA (В. Рассела, Л. Пепло, М. Фергюсона), опросник отчуждения (С. Мадди), опросник субъективного отчуждения (Осин Е. Н.). Список литературы Корчагина С. Г. К66 Психология одиночества : учебное пособие. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. -228 с. Корчагина С.Г. Генезис виды и проявления одиночества. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. -196 с. Лабиринты одиночества: Пер. с англ/Сост., общ. ред. и пред. Н. Е. Покровского. – М: Прогресс, 1989 -624 с. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 738 с.: ил. Московский психотерапевтический журнал, Aльфред Лэнгле: Грандиозное одиночество, 2002 г., издание № 2. Переживание одиночества в зрелом возрасте, диссертацияканд. псих. наук\Мухиярова Е. Н. - Санкт-Петербург, 2006 г. Одиночество и его особенности переживания студентами вуза, Шамсутдинова Э.Р., - М., Елабуга – 2010 г. Одиночество как психологическая проблема, Хачатурян К. Д., М.: Ростов-на-Дону - 2011г. Risman D., Denney R. & Glazer N. (1950) The lonely crowd. - New Haven : Yale University Press. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. - М., 1993. Мухина В. С. Проблема генезиса личности. - М., 1985 Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Дайджест, 1994 Старовойтова Л. И. Одиночество: социально-философский анализ : дисс. канд. философ, наук. - М., 1995. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики :введение в психологию активности. - М., 1989. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 3-е издание, 2009. С.Л.Рубинштейн, Основы общей психологии, СПб: Издательство "Питер", 2000 Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. - 1992. - № 6. |