Главная страница
Навигация по странице:

  • Кафедра теоретической прикладной психологии Курсовая работа Состояние одиночества и его виды

  • Коптева Н. В. Пермь2014Оглавление Введение . 3Глава I

  • Глава I Общее понятие состояния одиночества. Виды состояния одиночества

  • Зарубежные подходы Психодинамическое направление.

  • Интеракционистский подход.

  • Феноменологический подход

  • Экзистенциальное направление.

  • Корепанова КУРСОВАЯ (1). Курсовая работа Состояние одиночества и его виды Допущена к защите Руководитель 2014 г. Дата защиты 2014 г. Оценка


    Скачать 220 Kb.
    НазваниеКурсовая работа Состояние одиночества и его виды Допущена к защите Руководитель 2014 г. Дата защиты 2014 г. Оценка
    Дата12.06.2020
    Размер220 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКорепанова КУРСОВАЯ (1).doc
    ТипКурсовая
    #129816
    страница1 из 3
      1   2   3

    Министерство образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования


    «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
    Кафедра теоретической прикладной психологии
    Курсовая работа
    Состояние одиночества и его виды


    «Допущена к защите»

    Руководитель __________

    «__»_________2014 г.

    Дата защиты: «__»_______2014 г.

    Оценка:______________________

    Руководитель:_________________
    Работу выполнила:

    студентка 1122 группы дневного

    отделения факультета психологии

    Корепанова А. Д.

    ___________________

    (подпись)


    Руководитель:

    Доктор психол. наук, профессор

    Коптева Н. В.





    Пермь

    2014

    Оглавление
    Введение . 3

    Глава I. Общее понятие состояния одиночества. Виды состояния одиночества

      1. Зарубежные и отечественные подходы к изучению одиночества.

    Зарубежные подходы

    1. Психодинамическое направление.

    2. Социологический подход.

    3. Когнитивное направление.

    4. Интеракционистский подход.

    5. Феноменологический подход.

    6. Приватный подход.

    7. Экзистенциальное направление.

    8. Гуманистический подход.

    9. Биологическая модель.

    10. Общесистемный подход.

    Отечественные подходы. Личностно–деятельностный подход. Изучение

    генезиса состояний одиночества.

    1.2. Виды состояния одиночества и их проявления (по С.Г.Корчагиной)

    1. Отчуждающее одиночество.

    2. Диффузное одиночество.

    3. Диссоциированное одиночество.

    4. Уединенность.


    Заключение.

    Библиографический список.

    Введение

    Тема, выбранной мной, курсовой работы является очень актуальной для нашего времени. Хотя проблема одиночества с давних времен волновала человечество, последнее время этой теме посвящается все больше и больше работ. Одиночество не только сложный феномен индивидуальной жизни человека, но и общественное явление.Одиночество – сложнейшая для современного человека психологическая проблема. Это одна из главных проблем в обеспечении психологического благополучия, это особая форма самовосприятия.

    Огромное множество различных научных трудов и исследований современных авторов показывает, что до сих пор в науке нет единого понимания феномена одиночества. Среди исследователей, занимавшихся проблемой одиночества З. Фрейд, Дж. Зилбург, Х. Салливан, Э. Фромм, Ф. Фромм-Рейхман, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Мустакас, В. Франкл, И. Ялом. Существуют известные западные методики диагностики одиночества….. Советские психологи по идеологическим причинам к ней обращались лишь эпизодически (С.Л.Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев). В настоящее время исследования одиночества активизировались ( Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, Ж.В. Пузанова, О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев и др.). Интересная концепция видов одиночества принадлежит С.Г.Корчагиной, ею предложен также инструментарий изучения одиночества (2005)

    Актуальность исследования связанна с недостаточной изученностью проблемы в отечественной психологии и высоким интересом к ней. В центре нашей работы впервые представлен анализ видов состояния одиночества по С.Г.Корчагиной.

    Существует множество подходов к изучению состояния одиночества: психодинамическое направление, социологический подход, когнитивное направление, интеракционистский подход, феноменологический подход, приватный подход, экзистенциальное направление, гуманистический подход, биологическая модель, общесистемный подход, личностно–деятельностный подход, генезис состояний одиночества. Из всех существующих подходов наиболее подробно будут рассмотрены главные: социологический подход, психодинамическое, когнитивное и экзистенциальное направления.

    Целью исследования данной курсовой работы является изучение психологической литературы по проблеме одиночества, состояния одиночества и его видов.

    Предмет исследования данной курсовой работы – одиночество, как состояние и его виды.

    Объект исследования данной курсовой работы - одиночество как психологический феномен.

    Мы предполагаем, что сочетание обсуждаемых видов одиночества может быть различным, например, на разных стадиях кризиса идентичности. Они в разной мере соотносятся с получающей все большее распространение депрессией и т.д. Это может составить предмет будущего эмпирического исследования.

    Задачи:

    • Изучить научную литературу по заданной теме.

    • Познакомиться с подходами к одиночеству в западной и отечественной

    психологии

    • Систематизировать основные подходы и охарактеризовать с их позиций

    понятие одиночества.

    • Проанализировать виды состояния одиночества по С.Г.Корчагиной

    • Апробировать диагностическую методику.


    Глава I

    Общее понятие состояния одиночества. Виды состояния одиночества

    Понятие «одиночества» имеет неоднозначное толкование. Это понятие отождествляют с изоляцией и отчуждением, обозначают сенсорную депривацию. Человек ожидает понимания и признания своей личности, испытывает потребность в любви, если этого не происходит, он осознает свою отчужденность от окружения и переживает ее как одиночество. (Ильин 2008)

    Многие авторы попытались дать попытки определения одиночества. Ряд авторов разводят понятия «одиночество», «изоляция» и «отчуждение», хотя имеются и те кто рассматривает их как синонимы. Изоляция – отсутствие связей с внешней средой; это ситуация, а не психическое состояние. Уединение – добровольный уход от контактов с окружающими. Оно оставляет человеку возможность выхода из этой ситуации и является нормальным условием развития и существования личности. Уединение не обязательно связанно с одиночеством; люди могут быть счастливы в затворничестве. С другой стороны, и при наличие объективных связей с другими человек может переживать одиночество (например, в семье), если он видит, что его не любят и не понимают. (Корчагина 2008)

    При изучении одиночества необходим анализ природы и сущности этого состояния, характера его переживания, специфики и проявлений в жизни человека. Что же такое одиночество? Прежде чем приступить к изучению сформировавшихся подходов к одиночеству, рассмотрим краткий аналитический обзор отдельных взглядов и позиций некоторых авторов.

    Наиболее подробно и глубоко рассмотрим психодинамическое направление, социологический подход, когнитивное и экзистенциальное направление к изучению одиночества. Остальные подходы рассмотрены кратко.

    Очевидно, что феномен одиночества отличается сложностью. И неоднозначностью в плане научного определения и индивидуального осмысления.

    Зарубежные и отечественные подходы к изучению одиночества

    Зарубежные подходы

    Психодинамическое направление.

    Первыми кто стал разрабатывать проблему одиночества, были психоаналитика школы З. Фрейда. Одиночество по их мнению появляется из за таких черт личности, как нарциссизм, мания величия и агрессивность. Так же одиночество объясняется ранними влияниями на личностное развитие ребенка. Фрейд говорил что при неврозе люди уединяются и отрекаются от мирской жизни, а невроз следует за одиночеством.

    Фрейд ввел в науку понятие идентификации и обособления. Динамика личности ребенка это последовательная смена этих двух механизмов. Идентификация - это неосознанный процесс отождествления себя с другим человеком. Идентификация помогает освободиться от тревоги и внутренних конфликтов. Смысл идентификации в расширении круга переживаний и обобщении внутреннего опыта. Обособление - противоположно идентификации, это осознания и отстаивания своей сущности. Отчуждение от действительностипо мнению Фрейда, было следствием невроза. Отчуждение может выражаться в потере чувства реальности происходящего или утрате собственной индивидуальности.

    Процессы идентификации и отчуждения действуют постоянно, они органически вплетены в жизнь человека. Механизм «идентификации - отчуждение» является ведущим в ходе социализации человека. Длительная идентификация или отчуждение отрицательно сказываются на человеке, он утрачивает чувство собственного «Я».

    Еслимеханизм идентификации чрезмерен, то у человека появляется потребность психического слияния с кем-то другим. А если чрезмерен механизм отчуждения, то человек обосабливается от других, защищает собственное «Я». (Фрейд 1993)

    Одиночество это внутреннее психическое состояние, а не внешнее проявление. Поэтому причины одиночества не внешние причины, такие как развод и потеря близких, а внутренние психические механизмы. Конечно, внешние факторы могут в какой то степени спровоцировать состояние одиночества, но причина является внутриличностной при любых внешних ситуациях и условиях. Состояние одиночества наступает всегда при нарушении динамического равновесия процессов идентификации и обособления.

    Одиночество может играть позитивную роль в жизни человека, если им выработана психологическая устойчивость. Психологическая устойчивость - это осознанное сохранение равновесия между идентификацией и отчуждением, это связанно с нравственным воспитанием человека. Важным является наличие чувства сохранности собственного «Я» и способность почувствовать угрозу его потери.

    К. Хорни описала проявления одиночества, характеризуя типы невротичных личностей – уступчивый, отстраненный, агрессивный. Многие авторы, такие как Д. Зилбург, Г. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман, Бартон, Рубенс так же концентрируют внимание на внутриличностные предпосылки одиночества, при этом они не рассматривают ситуативные факторы.

    Зилбург опубликовал первый психологический анализ одиночества. Он провел грань между уединенностью и одиночеством. Уединенность – нормальное состояние, временное умонастроение при котором человек нуждается в общении с какой то определенной личностью. Одиночество – постоянное непреодолимое ощущение, сопровождается чувством собственной всесильности и эгоцентризма, в основе лежит: ранний нарциссизм, мания величия, враждебность со стороны окружающих. (Корчагина 2005)

    Салливан проследил возрастную динамику потребности человека в близости. В раннем детстве ребенку необходим контакт со взрослым, затем со сверстниками. Подростку же необходим контакт с другом одного пола, неспособность подростка к удовлетворению интимности может привести к глубокому одиночеству в дальнейшем. По Салливану, одиночество связано с проблемами во взаимоотношениях, которые формируются на этапах личностного развития.

    Нельзя не вспомнить о статье Фриды Фромм – Рейхман «Одиночество», где дана одна из первых концептуализации одиночества. Она отмечает что при исследовании испытывала большие терминологические затруднения, в статье она написала: «одиночество – одна из наименее удовлетворительно разработанных психических явлений, даже не упомянутое в большинстве учебников по психиатрии». Фрида считает одиночество экстремальным состоянием и полагает, что оно носит разрушительный характер и ведет к психотическим состояниям.

    Ярким представителем гуманистического психоанализа является Эрих Фромм. Он говорит что сама природа человека не принимает одиночество, т.к человек испытывает потребность в общении, привязанности, связях с людьми, самоутверждении… Фромм пришел к выводу, что любой невроз это следствие отчуждения. Он выделил шесть форм отчуждения: от других людей, от своего труда, от потребностей, от государства, от природы, от самого себя. Чувство одиночества фрагментирует личность, приводит к агрессивности, насилию, анархии. (Фромм Э. 1992)

    Социологический подход.

    Авторами социологического подхода являются Дэвид Рисмен, Карл Боумен и Р. Слейтер. Одну из самых популярных концепций одиночества разработал Д. Рисмен с соваторами, ее можно изучить в известной монографии «Одинокая толпа». Рисмен и Слейтер называют одиночество продуктом действия социальных сил. По их мнению, это нормативный, статистический показатель, характеризующий общество. Рисмен и Слейтер анализировали социальное поведение американцев, а после было выведено три вида социального характера: традиционно ориентированный, извне ориентированный и изнутри ориентированный. Одинокая толпа образуется индивидами направленными вовне или ориентированными на других. Эти люди нуждаются в одобрении со стороны других, они соотносят линию своего поведения с тем, чтобы наиболее выгодным способом контролировать свое межличностное общение. В каком то смысле Рисмен дополняет Роджерса, говоря о том что извне ориентированные люди обособлены от своего истинного «Я и могут быть излишне тревожны. Требования таких людей велики, поэтому ожидания не оправдываются, в следствии чего они не удовлетворяет потребность межличностного общения. Достаточным фактором одиночества человека могут быть различные события в жизни человека, например увольнение с работы или развод. (Корчагина 2008)

    К. Боумен считает одиночество побочным следствием социальных изменений, происходящих в обществе. Он считает что любое изменение социальных институтов порождает одиночество. Причины одиночества находятся вне индивида.

    Одиночество личности – продукт действия социальных сил, выделяются следующие три:

    1. Ослабление связей в первичной группе (семья). Связь между поколениями ослабевает изза многих факторов: увеличение темпа жизни, изменение ценностей и идеалов, этических эталонов и нравственности.

    2. Увеличение семейной мобильности. Проблема не только в урбанизации и миграции, но и большом количестве разводов, смещение полоролевых семейных функций. Сложно создать некий образец идеальной семьи, поэтому растет число людей недовольных своей семейной жизнью.

    3. Увеличение социальной мобильности. Колоссальные социальные, политические и экономические изменения приводят к нестабильности жизни человека. Достаточно часто у человека возникает чивство потерянности, заброшенности, беспомощности и бесправности, в результате он испытывает сильное одиночество.

    Эти силы приводят к неустойчивости межличностных связей и потере глубины человеческого общения и одиночество становится побочным следствием социальных изменений.

    Р. Слейтер утверждает что источником одиночества становится индивидуализация, человек стремится к общению, сопричастности и зависимости. В обществе часто используется принцип «каждый за себя», поэтому данные потребности оказываются неудовлетворенными.

    Представители социологического направления говорят что одиночество – общий статический показатель, который характеризует общество, объясняя его как модальное качество личности и продукт социальных сил.

    Когнитивное направление

    Приверженцы этого направления считают, что познание считается одним из факторов, определяющих связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Как только индивид осознает несоответствие между желаемым и достигнутым уровнями собственных социальных контактов, он чувствует одиночество, исходя из этого одиночество – конструктор сознания. Человек может чувствовать себя одиноким, лишь осознав себя таковым, либо может не чувствовать себя одиноким не смотря на очевидные факторы. К поискам причин одиночества когнитивисты подходят достаточно широко, используются различные характерологические и ситуативные факторы. Главные представители этого подхода Энн Пепло и Дэниел Перлман. Они установили связьмежду глубинным одиночеством и низкой самооценкой. Осознание собственного одиночества и фокусировка на нем внутренних переживаний, постоянная самоатрибуция становятся факторами реализации состояния одиночества.

    Выделено три аспекта самодиагноза одиночества: аффективные, поведенческие и когнитивные самодокозательства своего состояния. Но не существует какого либо конкретного набора эмоций, ассоциирующегося с одиночеством, поэтому аффективыне признаки почти всегда размыты. При бихевириальных доказательствах используется целый ряд поведенческих характеристик (низкий уровень социальных контактов, разрыв связей и т.д.). Тут Пепло обозначает различие между одиночеством и уединением. А вот когнитивные объяснения могут быть основой самодиагноза одиночества, потому что выводятся из представлений о каком либо конкретном типе социальных отношений, не существующего сейчас.

    Джонс выяснил, что одинокие люди сохраняют ориентацию на себя. Возможно цинизм и недоверие, вместе с низкой оценкой новых знакомств способствуют устойчивости одиночества. Перлман обнаружил что одинокие люди плохо концертируют внимание и сосредотачиваются.

    В когнитивистком подходе анализируют возникающие диссонансы между индивидом и другими людьми, по отношению к выбранным стандартам индивида. Из этой модели анализа проистекают многочисленные терапевтические методики. Клиент должен изменить себя, а не среду общения. (Покровский Н. Е. Лабиринты одиночества 1989)

    Джеффри Янг считал что одиночество и депрессия тесно связаны, провел различие между преходящим, ситуативным и хроническим одиночеством. Он объединил установки сознания, поведения и эмоций в кластеры, которые помогают ему выявить предрасположенность к одиночеству.

    А. Бек обсуждает многообразные когнитивные явления, которые составляют внутреннюю реальность каждого индивида. Бек дал понятие автоматическому мышлению - «когнитивного извращения» - поток мыслей, возникающий наряду с основными и часто обнаруживающий отклонения от реальности и логики. Основополагающие допущения это правила, ценности и стандарты, с помощью которых человек управляет своим поведением, детерминировать оценки и самооценку. Таким образом, люди приобретают особое автоматическое мышление и искаженную структуру мышления. (Корчагина 2005)

    Когнитивная модель одиночества подчеркивает значение самопознания и самооценки индивида как оди­нокого. Согласно этой точке зрения, стоит индивиду при­знать себя в той или иной степени испытывающим одино­чество, как это состояние начинает приобретать у него ре­альные черты. Терапевтические методы, предлагаемые сторонниками этой методологии, предполагают своеоб­разное «саморасколдовывание» пациента, который преж­де всего избавляется от оценки себя как одинокого.

    Интеракционистский подход.

    Интеракционисты вы­деляют ситуативный и личностный аспекты одиночества. Некоторые люди субъектив­но-личностно предрасположены к одиночеству, но так же определенные социальные ситуации ведут к возникновение одиночества.

    Ярким представителем данного подхода является Р. Вейс. Р. Вейс определяет одиночество как эпизодическое острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отношения. Он рассматривает одиночество как результат комбинированного воздействия личностного и ситуативного факторов. Р. Вейса интересует «обычное» одиночество, он определяет его как состояние, пере­живаемое многими на протяже­нии всей жизни. Одиночество делится на два типа: социальное и эмоциональное. Социальное возникает из – за отсутст­вия доступного круга социального общения и дружбы, а эмоциональное – из – за отсутствия интимной привязанности к конкретно­му человеку. Эмоциональное одиночество ведет например, внутренней пустоте, тревоге, обеспокоенности. Социальное одиноче­ство проявляется во всевозрастающем чувстве собствен­ноймаргинальности. Однако различие между эмоциональным и соци­альным одиночеством не всегда четко выделено, они иногда сочетаются или переходят друг в друга. Так же Вейс делит одиночество по временным характеристикам на острое и хроническое. Он подчеркива­ет, что текущие события в жизни человека главный фак­тор возникновения одиночества. ( Покровский, лабиринты одиночества, 1989)

    Феноменологический подход

    Представители этого подхода выделяют существующий разрыв между образцами общения и межличностных отношений. Человек стремится к идеальной модели общения. Феноменологическим идеалы, могут не совпадать с индивидуальными особенностями, в результате человек начинает ощущать свою непохожесть на других. Он понимает, что не вписывается в феноменологический идеал, навязываемый обществом. Это причиняет определенные страдания и ведет к ощущению состояния одиночества.

    Иногда бывает другая модель одиночества: творческая и конструктивная, не страдательная. Это либо борец за новые идеалы, либо человек, погруженный в творчество, что непременно требует состояния сосредоточения и одиночества. Такие люди могут иметь круг единомышленников, но по отношению к массе они всегда одиноки.

    К. Роджерсу принадлежит личностно-ориентированная модель одиночества. В основе его взглядов лежит противопоставление внутреннего «Я» индивида и его социальное представление. Между этими сферами и возникает смысловое напряжение, порождающее самые разные последствия, в том числе и состояние одиночества. Человек живет согласно существующим образцам, которые, он усвоил, они ограничивают свободное волеизъявление. Следование этим образцам, ведет к возникновению рассогласования между тем, как хотелось бы поступать, и тем, как надо это делать. Это ведет к состоянию одиночества. Но если человек решается на самопознание, он начинает удаляться от общественного идеала и рискует обнаружить себя в одиночестве. Человек полагает, что истинность и искренность обеспечат ему полноту общения с людьми, но оказывается «жертвой одиночества». Разрыв между действительным и идеальным «Я» приводит к слабой защитной реакции, К. Роджерссчитал, что включение этих реакций зависит от внутренних феноменологических конструкций переживаний. Причина одиночества внутри индивида, в феноменологических несоответствиях его представлений о собственном «Я».

    Можно сказать, что Роджерс рассматривал одиночество как отчуждение личности от ее истоков. Он предлагал личностно-ориентированную стратегию, считая чтотекущие влияния на личность, а не ранние детские впечатления, лежат в основе одиночества. (Роджерс К. 1994)

    Уильям Садлери и Томас Джонсон, отмечают, что в современном мире одиночество стало постоянным явлением. Симптом одиночества - погруженность чело-века в себя. Одиночество целостно и всеохватно. Они называют одиночество знаком человеческой «самости», сообщающим человеку, кто он в этой жизни. (Покровский, лабиринты одиночества 1989)

    Выделение феноменального и когнитивного компонентов одиночества свидетельствуют о том, что одиночество - это особая форма самовосприятия, острая форма самосознания, подчеркивается внутренняя структурированность феномена одиночества, имеющая ряд особенных измерений, выстраивает восприятие личностью самой себя. Речь идет о «Жизненном мире», что в феноменологическом подходе обозначает очищенную от установки сознания структуру опыта человека - глубинный «каркас» его деятельности, порождающей значимые отношения и взаимоотношения.

    Приватный подход

    Основой этого подхода является утверждение, что человек стремится к равновесию между желаемым и достигнутым уровнями социальных взаимодействий. Главными сторонниками приватного подхода являются Валериан Дерлега и Стефан Маргулис. Они используют такие термины, как «интимность» и «самораскрытие».

    Глубина интимности в контексте общения может привести к самораскрытию личности. Противоположностью этого является формальный характер общения. Нарушение баланса между интимностью и формальным характером общения в сторону его схематизации может стать фактором возникновения одиночества. Важно именно то, что для психического здоровья личности нужно равновесие между интимностью и формальностью, а не бесконечное повышение интимности. По мнению исследователей, к одиночеству в равной степени могут привести как внутренние, так и внешние факторы. В. Дерлега и С. Маргулис расценивают одиночество как нормальный опыт, это неизбежно в современном мире. (Покровский Лабиринты одиночества 1989)

    Итак, сторонники приватного подхода указывают на потребность человека в доверительных, душевных отношениях с другими людьми. Эта потребность базовая, поэтому поверхностные межличностные контакты формируют у человека чувство одиночества.

    Экзистенциальное направление.

    Все представители экзистенциального направления исследуют личность через ее потенциальную возможность находиться в одиночестве. Они отрицаютчто личность может развиваться в коллективе. Только умение находиться в состоянии одиночества спасает человека от растворения в социуме. Поэтому в советское время данное философское течение было запрещено. В юношеском и зрелом возрасте человек активно борется, отстаивая свою самость. Личность умеющая переживать одиночество формируется, и развивается. Большое внимание одиночеству уделяли экзистенциалисты Н. А. Бердяев, М. Бубер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс. Одиночество личности – основа любого индивидуального бытия, человек приходит к одиночеству, когда не находит эмоционального отклика в общении с людьми.

    По мнению экзистенциалистов, все люди изначально и конечно одиноки. Изолированность, несовместимость, некоммуникабельность, переживание смерти - вечные характеристики человеческого существования с экзистенциальной точки зрения. Одиночество характерно для сознания. Одиночество часть человеческой природы и важно примириться с ним, не избавившись от него. Познание своей природы делает человека человеком.

    Л. И. Старовойтова пишет, что одиночество - это принцип замкнутого антропологического универсума; внутренняя изолированность человека — основа любого индивидуального бытия. Поэтому, если человеку в процессе общения не удается найти эмоциональный отклик, он предпочитает одиночество. (Старовойтова Л. И. 1995.)

    Среди современных исследователей одиночества, можно выделить Карла Мустакаса и Ирвина Ялома. К. Мустакас говорит о противопоставлении «суеты одиночества» и экзистенциального одиночества.

    Беспокойство или тревога по поводу одиночества, представляет собой систему защитных реакций личности. Все время человек находится перед выбором, он каждый день принимает какие – либо решения, но в то же время испытывает страх перед этими решениями. Из – за этого человек стремится к новым связям и контактам, старается проводить время с людьми.Но на самом деле это бегство от главных вопросов человеческого бытия. Так внешняя активность человека приобретает самодовлеющий характер, потому что подкрепляется рефлексией.

    Истинное одиночество формируется из - за столкновения с пограничными экзистенциальными ситуациями, например смертью или жизненной трагедией. Не зависимо от того, получает ли человек какую либо внешнюю поддержку, он переживает и осмысливает эти ситуации в одиночку. Любые экзистенциальные переживания сталкивают человека с самим собой. Настоящее бытие одинокое, а все общественные формы вторичные наложения.

    К. Мустакас и И. Ялом не ищут причины одиночества, так как считают, что это базовая характеристика существования человека. Они не ищут избавление от одиночества, а ищут то, как наиболее эффективно использовать одиночество. К. Мустакас выделяет плюс одиночества: оно активизирует творческие силы и помогает обновляться личности. (Корчагина 2005)

    Бен Миюскович ищет универсальный принцип, которым можно понять, «почему человек делает то, что он делает, почему человек есть то, что он есть». Миюскович говорит, что одиночество - это и чувство, и понятие. Это такой психологический мотив, интернальность и имманентность которого независимы от конкретных физиологических и средовых факторов. Он считает что одиночество изначально присуще человеку. Одиночество одна из базовых потребностей человека, человек стремиться удовлетворить ее после удовлетворения физических и биологических потребностей. Человек всегда пытается выйти за пределы своего «Я», найти истину вне себя, выйти из одиночества.

    Б. Миюсковичговорит что смерти человек боится меньше, чем одиночества. Ребенок не боится смерти, он боится одиночества, потому что знает, что это такое. Это можно рассмотреть как подтверждение имманентности одиночества человеческой психике. Миюскович считает, что сознание может быть экстра- и интрарефлексивным. (Покровский, Лабиринты одиночества, 1989)

    Конечно, человек стоит не только перед задачей самостановления и формирования «Я». В экзистенциальном направлении выделяется три фундаментальные экзистенциальные мотивации. Коротко говоря, они состоят в стремлении человека к тому, чтобы:

    • справиться с миром, условиями, в которые он нас ставит, и предоставляемыми им возможностями;

    • справиться с жизнью – ростом, созреванием, бренностью существования и связанными с этим желаниями и страданиями;

    • открыться своему будущему, всему, что предстоит, и тому большему целому, во взаимосвязи с которым человек себя ощущает – то есть, действуя, посвятить себя смыслу. (Альфред Лэнгле 2002)

    Представители экзистенциалистского подхода считают, что одиночество изначально присуще человеку. Одиночество обнаруживается в пограничных состояниях. Исходя из этого не нужно искать выход из одиночества, а необходимо осознать свое одиночество и примириться с ним. (Корчагина 2008)

    Гуманистический подход

    Многие гуманистические ученые, говорили что человеку присущ протест против одиночества. Необычная точка зрения принадлежит А. Мэслоу. Он пришел к выводу, что для личности характерна потребность в одиночестве. Он описывает содержание и сущность потребности в одиночестве и выделяет ее как нормальную, необходимую человеку, который стремиться к саморазвитию. Такое одиночество приобретает позитивный смысл, ведь самопознание невозможно вне одиночества. И здесь важным является характер переживания данного состояния. Человек использует одиночество позитивно или негативно. Один человек может понять и готов что-то делать, хотя может и не знать, что именно, а другой дойти до отчаяния в переживании этой непонятости и упорно стоять на своем, не желая что-то менять в собственной презентации миру. А. Мэслоу первого определяет как, стремящегося к самоактуализации. Этот процесс продолжается в течение всей жизни, поэтому состояния одиночества необходимо человеку на протяжении всей жизни. (Маслоу А. 2009)

    Л. Г. Грим-мак утверждает, что для нормального развития человеку необходимо периодически оставаться в полном одиночестве. (Гримак Л. П. 1989)

    Экзистенциальный и гуманистический подходы похожи в том, что трактуют одиночество как необходимое и естественное для человека состояние.Но разница в том, что экзистенциалисты считают одиночество внутренне присущим самой природе человека. Поэтому одиночество может иметь столь же разный характер, как и само бытие. Гуманистический подход говорит о позитивной стороне одиночества, считая, что ононапрямую связано с личностным ростом.

    Биологическая модель

    Автором этого направления является Дж. Рэлф Оди. Он описал несколько случаев переживания одиночества, которые случились в его жизни, и первое различение, которое он сделал: уединение - изоляция - одиночество. Он подчеркнулразличие этих понятий, хотя и не определил их. Так же он развел понятия собственно одиночества и того факта, что ты один.

    Рассматривая проблему сенсорной депривации, отметил, что нормальное функционирование и человеческого мозга, и мозга животных зависит от достаточного уровня и разнообразия воздействующих раздражителей, позволяющих находиться в постоянном контакте с реальностью.

    Дж. Рэлф Оди исследовал значимость удовлетворения и фрустрации в общении животных, а также связь с размером группы. Выяснилось, что для нормального самочувствия удовлетворение в контактах должно уравновешиваться фрустрацией и не быть бесконечным. Далее он говорит, что существуют значительные индивидуальные различия в восприятии одиночества как у животных, так и у людей. Оди экспериментально доказал, что одиночество человека имеет биологические корни. Так же были даны следующее объяснение силе и сложности человеческого одиночества. (Корчагина 2005)

    1. Развитие мозга позволило человеку выделиться из системы Земли.

    2. Развитие разума привело к пониманию своей возможности управлять и подчинять себе природу, подчеркивая свою уникальность.

      1   2   3


    написать администратору сайта