Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Заполните таблицу «Измерения одиночества в зарубежной психологии»

  • 3. Напишите небольшое эссе на тему одиночества в экзистенциальной психологии.

  • Какие подходы в измерении одиночества выделил Д. Рассел. Практическое задание 14. Практическое задание 14 Какие подходы в измерении одиночества выделил Д. Рассел Система измерения одиночества Даниела Рассела


    Скачать 28.44 Kb.
    НазваниеПрактическое задание 14 Какие подходы в измерении одиночества выделил Д. Рассел Система измерения одиночества Даниела Рассела
    АнкорКакие подходы в измерении одиночества выделил Д. Рассел
    Дата07.08.2022
    Размер28.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое задание 14.docx
    ТипДокументы
    #641917

    Практическое задание 14

    1.Какие подходы в измерении одиночества выделил Д. Рассел?

    Система измерения одиночества Даниела Рассела

    Даниел Рассел создал с коллегами шкалу одиночества UCLA, которая удобна в употреблении, перспективна и адекватна в психологическом отношении. Первоначальный набор пунктов был применен при тестировании двух групп молодых людей в UCLA (которые приняли участие в дискуссии по проблеме одиночества). Каждый тестируемый описывал также свое эмоциональное состояние, оценивая силу таких чувств как тревога, пустота, угнетенность, скука. Итоговая шкала одиночества, состоящая из 20 пунктов, разрабатывалась на основе корреляций по каждому из них.

    Шкала отличалась устойчивостью, валидность определялась тремя способами. Баллы, начисленные по указанной шкале, имели значимые корреляции с некоторыми другими системами измерения одиночества, где приведены данные и о разнообразных личностных коррелятах. Одинокие люди проявляли чувство социальной тревоги, более высокие уровни застенчивости и отклонений от нормы, более высокую степень изоляции и более низкую степень самоуважения, они менее доброжелательно относились к другим людям.

    Было также обнаружено, что одинокие оценивали себя и других людей более негативно и были сторонниками непродолжительных социальных взаимодействий. Данные исследования других взрослых "групп риска" показывают также, что шкала одиночества UCLA определяет одиночество с высокой степенью валидности. Была предложена модифицированная шкала одиночества, основанная на корреляциях отдельных пунктов с индексом самоотнесения к категории одиночества. Итоговая система измерения включала 10 позитивно сформулированных и 10 негативно сформулированных пунктов с наиболее высокими корреляциями. Баллы полученные тестируемыми по новой шкале, подтвердили ожидаемые корреляции. Одновременно исследователи выявили устойчивые зависимости данной шкалы с опросником состояний депрессии Бека и шкалами тревоги Костелло-Комри.

    При разработке систем измерения одиночества исследовались две формы достоверности: внутренняя устойчивость и достоверность при повторном тестировании. Эти корреляции отражают стабильность баллов измерения одиночества во времени. Проблема достоверности при повторном тестировании влечет за собой вопросы о природе одиночества.

    "Что такое одиночество - состояние или свойство? Одиночество может быть и тем и другим. Различие между одиночеством как состоянием и как чертой характера аналогично различию между состоянием тревожности и тревожностью как чертой характера".

    2.      Заполните таблицу «Измерения одиночества в зарубежной психологии»

    (для заполнения воспользуйтесь лекцией 14.4)

    Автор

    Подход

    Вид измерительного инструмента

    Личностно-
    ориентированная модель одиночества К. Роджерса

     Феноменологический

    подход

     В качестве генеральной терапии этого состояния он предлагал личностно-ориентированную стратегию. Согласно К. Роджерсу,
    содержание опыта одиночества составляют текущие влияния на личность, а не ранние детские впечатления.

     Уильям Садлер и Томас Джонсон

     Феноменологический

    подход

     Одна из самых ярких черт
    одиночества, по их мнению, – погруженность человека в себя. Чувство
    одиночества не похоже на локальные ощущения и/или переживания. Оно
    целостно и абсолютно всеохватно. Авторы считают одиночество знаком
    человеческой «самости», сообщающим человеку, кто он в этой жизни

     Валериан Дерлeгa и Стефан Маргулис


    Приватный подход


    В данном направлении за основу берется утверждение, что человек
    стремится к равновесию между желаемым и достигнутым уровнями
    социальных взаимодействий. Для истолкования одиночества они употребляют такие термины, как
    «интимность» и «самораскрытие».

     А. Маслоу

     Гуманистический подход

    Изучая особенности
    самоактуализирующихся личностей, он пришел к выводу, что для них
    характерна потребность в одиночестве. Он подробно описывает содержание и
    сущность этой потребности и определяет ее как нормальную, абсолютно
    необходимую человеку, стремящемуся к самопознанию,
    самосовершенствованию и собственной актуализации

    Дж. Рэлф Оди

    Биологический

    Дж. Рэлф Оди описал несколько случаев переживания
    одиночества, которые случились в его жизни, и первое различение, которое он
    сделал: уединение – изоляция – одиночество. Исследователь подчеркивает
    принципиальное различие этих трех понятий, хотя и не определяет их. Кроме
    этого, Дж. Рэлф Оди разводит понятия собственно одиночества и осознания
    того факта, что ты один.

    Дж. Фландерс

    Общесистемный подход

    Одиночество – это следствие нарушения механизма обратной связи,
    который помогает и индивиду, и обществу в целом сохранить оптимальный уровень человеческих контактов. Этот подход был разработан в русле общей теории живых систем Дж. Миллера. Суть ее в том, что все живые системы стремятся к выживанию. Это возможно при сохранении стабильного функционирования системы. При нарушении такой стабильности система или ее элементы реагируют негативной обратной связью на всех уровнях организации. Миллер выделяет семь возможных уровней анализа живых схем: клетка, орган, организм, группа, организация, общество,
    наднациональная система

    С.Л. Рубинштейн

    Личностно-деятельностный подход

    Предлагаемый личностный подход к пониманию и изучению одиночества
    учитывает изначальный факт целостности психической жизни и ее
    принадлежность всегда конкретному человеку – субъекту. Здесь проблемы
    многоаспектно сложные и не до конца решенные: человек – личность – субъект
    – индивид – индивидуальность

    3. Напишите небольшое эссе на тему одиночества в экзистенциальной психологии.

    Экзистенциальное одиночество – это некая тоска, сильная душевная тревога в соединении с грустью и скукой, которую человек испытывает постоянно или в некоторые периоды жизни.

    Одиночество бывает двух типов – внешнее и внутреннее. Внешнее одиночество – более простое состояние, как правило оно завязано на внутренних процессах.

    Какие могут быть причины возникновения одиночества?
    В первую очередь это непринятие себя как личности (человек чувствует, что он совершенно другой, поэтому стыдится себя и своих особенностей, ведь иначе его просто никто не примет в этом обществе, окружающие, как и он сам внутри своего сознания, отвергнут его – «Я знаю, что вот тот человек, однозначно отвергнет меня. По-другому быть не может!»); проективное оценочное критическое мышление по отношению к окружающим («Все люди глупые, плохие, неудовлетворяющие, неинтересные и пр.»). Здесь может возникнуть две ситуации – когда человек малоинтересен даже самому себе, или, наоборот, он слишком интересуется собой (соответственно, окружающие очень «блеклые» по сравнению с ним).

    Еще один вариант – болезненная история из детства, напрямую связанная с взаимоотношениями с ранними объектами привязанности (мама, папа, бабушка, дедушка), которые отвергали, критиковали и не принимали в свою «группу» ребенка («Здесь мы взрослые, умные и интересные, а ты сиди в своем уголке и не вмешивайся во взрослые разговоры»). Как следствие, такое поведение будет воспроизводиться во взрослой жизни с другими людьми, даже с теми, с которыми человек еще не вступил в отношения. Все дело в том, что внутри сознания личности уже произошли определенные изменения из-за предыдущих детских отношений, ее отвергли и вернули «в угол», поэтому она и старается не встречаться со своим стыдом и разочарованностью в людях.

    В корне проблемы – глубокое недоверие к людям, отсутствие веры в искренность и добросовестность окружающих, да и в целом неумение доверять (речь идет не о доверии материальных ценностей или, например, машины; в контексте – доверие глубинных переживаний человека, очень важных для него).

    К тому же, здесь мы можем столкнуться с подверженностью к идеализации – условно говоря, все люди, с которыми я буду взаимодействовать, должны быть 90-60-90, то есть выделяются определенные рамки. Если же человек «выбивается» из поставленных границ, он не может пережить эту фрустрацию – объект общения несовершенен и не вписывается в поставленные рамки идеализации. Со временем состояние фрустрации становится непереносимым, поэтому человек принимает решение ни с кем не сталкиваться, чтобы не проживать повторно болезненные ощущения, не сталкиваться с тем, что люди несовершенны и делают ошибки, что они глупые, неинтересные и странно мыслят – лучше не стоит входить в контакт. В целом, любая проблема человека связана с тем, что он не может пережить какие-то переживания, которые происходят в похожих ситуациях. Что это означает? Человек выходит наружу и, попадая в ситуации, вызывающие неприемлемые для него чувства, принимает решение изолироваться от окружающего мира («Все… Невозможно терпеть… Я лучше спрячусь в своем домике, буду отрицать и вытеснять, используя все возможные психологические защиты, чтобы не испытывать настолько невыносимую боль!»).


    Таким образом, говоря о внешнем одиночестве, важно подчеркнуть, что для человека процесс идеализации и деидеализации может быть поистине невыносимым из-за возникновения фрустрации.

    Внешнему одиночеству соответствует внутреннее, они всегда идут в паре. Иногда бывает и другая ситуация – человек находится в контакте с людьми, но внутри чувствует себя одиноким («одиночество в толпе или одиночество вдвоем»). Как понять выражение «одиночество в толпе»? Это означает, что окружающие люди не могут удовлетворить потребности человека, фактически это следующий этап одиночества из-за состояния фрустрации идеализации (то есть человек смог войти в контакт и наладить отношения, но он все еще переживает фрустрацию из-за неидеальных людей).

    Такая фрустрация тоже может быть болезненной, но это уже значительный шаг в период сепарации и индивидуации (процесс становления личности), когда человек понимает, что его никто не спасет, вокруг нет идеальных людей, да и вообще нужно смириться со всей этой ситуацией и получать от окружающих то, что они могут дать (хотя это может быть минимум собственных желаний).

    Самое раннее проявление внутреннего одиночества связано с объектами привязанности. Как правило, если человек постоянно чувствует мучительную внутреннюю тоску по людям и находится в состоянии изоляции (вне зависимости от того, есть ли кто-то рядом), это свидетельствует в первую очередь о тоске по объекту привязанности. Такая глубокая ноющая тоска присуща личностям, имеющим некоторые черты пограничной организации психики, или, наоборот, «многопограничным» (континуум опускается от невротического ближе к пограничному). Проявление душевной тревоги на таком уровне связано непосредственно с ранними объектами привязанности (мать, отец, бабушка, дедушка и пр.) и отсутствием крепкой эмоциональной связи (т.е. «не было устойчивого объекта привязанности»). Например, у ребенка есть мать, но она периодически удовлетворяет его, уходит или совершает плохие поступки, поэтому и возникает ощущение, что сегодня-завтра мама совсем уйдет. Еще варианты – мама ушла, и ребенок совершенно не понимает, вернется ли она; мама перестала испытывать эмоции по отношению к ребенку, не включается в его переживания, не проявляет внимание и заботу (ребенок не понимает, вернется ли прежняя мама).


    В основном, подобная сверлящая и болезненная тоска возникает у людей, у которых мать была эмоционально холодной (при этом материнский объект мог быть функционально идеальным (хорошая и правильная мать в лице окружающих и пр.), но самого «материнского поведения» (когда мама переживает за малыша, думает о его потребностях и желаниях) не было). В таком случае ребенок рядом с матерью будет чувствовать себя одиноким, не испытает полного слияния с материнским объектом.

    Как следствие, тоска по вечному слиянию будет постоянно подталкивать его к поиску устойчивого и стабильного объекта привязанности, которому можно доверять, который не предаст, не бросит и не сделает больно.

    Самостоятельно разобраться с тоской по объекту привязанности практически невозможно, нужно обращаться за помощью к психотерапевту – в реальном мире сложно найти объект привязанности, удовлетворяющий все потребности (надежность, стабильность, ответственность, глубокий эмоциональный контакт и пр.), а искусственные условия немного «приподнимают» психику, улучшая ее состояние и позволяя найти надежного партнера. Почему так? Из наших травм мы формируем дальнейшие отношения. Как это выглядит на примере?

    Человек испытывает холод по отношению к себе со стороны окружающих, он не может никому доверять, ведь обязательно за доверием последует предательство. Как правило, его линия поведения – поиск таких людей, которые воспроизведут полученную травму, бессознательное, но в то же время специальное провоцирование ситуаций, в которых он сможет доказать себе, что все-таки мир устроен так, как он это видит. Со временем это приведет к полной изоляции от окружающих – без боли жить намного легче.


    Когда процесс сепарации завершится, чувство одиночества может периодически возвращаться к человеку, но оно будет основано на утверждении: «Рядом со мной когда-то кто-то был и всегда будет рядом. Возможно, этот человек не удовлетворит мои потребности сполна, но он меня не бросит». Ощущение внутренней стабильности и надежности формирует тот самый стержень, делающий нас сильнее и увереннее, соответственно испытываемое чувство одиночества не будет таким болезненным.


    написать администратору сайта