Главная страница
Навигация по странице:

  • СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙФОЛЬКЛОР

  • Понятие о детском фольклоре.

  • Жанры детского фольклора

  • Современный детский фольклор Особенности современного детского фольклора

  • Современные жанры детского фольклора.

  • Список использованной литературы

  • Современный детский фольклор. Курсовая Лариса. Курсовая работа современный детский фольклор


    Скачать 80.05 Kb.
    НазваниеКурсовая работа современный детский фольклор
    АнкорСовременный детский фольклор
    Дата15.10.2021
    Размер80.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая Лариса.docx
    ТипКурсовая
    #248498

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    ИНСТИТУТ ИСКУСТВ И ДИЗАЙНА

    НАРОДНАЯ ХУДОЖНСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
    ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ


    КУРСОВАЯ РАБОТА

    СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ
    ФОЛЬКЛОР







    Выполнила: Бутолина Л. В., студентка 2 курса

    «Народная художественная культура»

    «Теория и история народной художественной культуры»

    Научный руководитель: Иванова Н.П., канд. искусствоведения


    Дата сдачи:______________

    Дата защиты:____________

    Оценка:_________________




    Ижевск

    2019
    Содержание

    Введение………………………………………………………..……........….3

    I.Основная часть

    1. Детский фольклор…………………………………………………..........4

    1.1.История возникновения детского фольклора ……………..............4

    1.2.Понятие о детском фольклоре……………………………................7

    1.3.Жанры детского фольклора……………………………………........8

    2.Современный детский фольклор……………………………………….12

    2.1. Особенности современного детского фольклора…………….......12

    2.2. Современные жанры детского фольклора………………….......... 15

    II. Практическая часть

    1. Анализ результатов опроса «Детский фольклор в наше время»…..21

    Заключение…………………………………………………… .………....27

    Список использованной литературы………………………………...….29


    Введение

    В  древности  на  протяжении  многих  веков  фольклор  являлся  единственной  формой  поэтического  творчества.  Даже  с  появлением  письменности  в  течение  тысячелетий,  вплоть  до  периода  позднего  феодализма,  устное  народное  творчество  не  теряло  своей  силы,  и  было  широко  распространено  как  среди  трудового  населения,  так  и  в  кругах  дворянства  и  духовенства. 

    С  развитием  общества  рождались  и  развивались  различные  виды  и  формы  устного  поэтического  творчества.  Не  все  жанры  фольклора  прожили  длительную  жизнь.  Некоторые  жанры  подвергались  существенным  изменениям,  какие-то  исчезали,  а  на  их  месте  появлялись  новые.  Говоря  о  складывании  новых  жанров  фольклора,  нельзя  пройти  мимо  устного  творчества  детей.  В  фольклористике  существует  такое  понятие,  как  «детский  фольклор»,  ставший  широко  популярен  еще  в  XIX  веке. 

    Однако  что  же  происходит  в  настоящее  время?  Жив  ли  детский  фольклор  как  явление,  создаются  ли  фольклорные  произведения  в  наше  время,  функционируют  ли  они  именно  как  фольклорные  произведения,  существует  вариативность  одного  и  того  же  сюжета?  

    Цель  данной  работы  —  выяснить,  какое  место  детский  фольклор  занимает  в  современной  детской  среде. 

    Задачи:

    1.  Познакомиться  с  литературой  по  данному  вопросу;

    2.  Собрать  образцы  произведений  современного детского  фольклора;

    3.  Описать особенности современного детского фольклора.
    Данная работа состоит из введения, основной и практической части, заключения, списка использованной литературы и приложения.

    I.Основная часть

    1.Понятие о детском фольклоре

    1.1.История возникновения детского фольклора

    Фольклор насчитывает тысячи лет, передаётся из поколения в поколение в виде песен или сказаний. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции. Он постоянно развивается и меняется вместе с жизнью людей. Однако изучение фольклора началось всего около 200 лет назад. Фольклористика как наука начиналась с изучения взрослого фольклора. Дети не вызывали никакого интереса у исследователей «словесного творчества». Энтузиастами изучения были образованные дворяне. В фольклоре и народной культуре они пытались рассмотреть отголоски великого исторического прошлого. Под «народом» первые фольклористы понимали исключительно неграмотное крестьянство.

    Открытие детского фольклора в России произошло лишь во второй половине 19 века. Исследователи поняли, что дети похожи на тех наивных неграмотных крестьян. У них тоже есть своя мифология, они тоже неграмотные, то есть их культура не письменная, а преимущественно устная. У них есть свои верования, свои фольклорные тексты, которые бывают только в их среде и представляют ценность только там. У детей есть свой ритуальный фольклор: от календарных закличек («Дождик, дождик, перестань») до «мирилок» («Мирись, мирись, мирись и больше не дерись»). Обнаружив буквально у себя под носом огромную «страну детей», фольклор, которой можно изучать, исследователи с воодушевлением начали исследования в этой области, добившись наиболее значительных результатов в 1920-е гг. [4].

    Однако в 1930-е гг. изучение детского фольклора фактически сошло на нет и не развивалось несколько десятилетий. В это время фольклор воспринимался как «искусство слова», устное творчество трудовых масс, имеющее высокую идейную и художественную ценность. Детский фольклор- странный, дикий, обладающий сомнительной эстетической ценностью, пришелся в советское время не ко двору. Разумеется, высокохудожественные былины и лирические песни были объявлены сокровищами национальной культуры, в то время как дразнилки, считалки, небылицы и прочие жанры детского фольклора надолго выпали из поля зрения отечественных исследователей. В это время сам термин «детский фольклор» было принято понимать не как «фольклор детей», а как «фольклор для детей» (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).

    Вторая волна популярности детского фольклора пришлась на 1980-1990-е года. Детский фольклор оказался интересен не только исследователям, но и простым читателям: так, антология «Русский школьный фольклор» [2], выпущенная в книжной серии с характерным названием «Русская потаенная литература», стала гуманитарным бестселлером. Принципиальное отличие исследований этого времени от работ по детскому фольклору 1920-х гг. заключается в том, что теперь главным объектом изучения стал фольклор городских школьников, а не крестьянских детей. Особое внимание уделялось записи и изучению принципиально новых жанров детского фольклора, таких как страшилки и садистские стишки.

    Привлекательность детского фольклора, как для исследователей, так и для обывателей, заключается в его вечной актуальности. Если традиционный крестьянский фольклор все время воспринимался как вымирающий и исчезающий, то с детским фольклором таких проблем никогда не возникало. Очевидно, что пока в природе существуют дети, пока у них есть возможность плотно общаться друг с другом, детский фольклор будет жить и бурно развиваться в любой среде: будут ли это подвижные игры деревенских детей на свежем воздухе или дразнилки, используемые городскими детьми в школе или в Интернете во время общения в социальных сетях.

    Еще одна причина популярности детского фольклора заключается в том, что каждый из нас в определенный период жизни был его носителем.

    Детский фольклор, как губка, впитывает в себя тексты массовой культуры своего времени, и это влияние очень важно учитывать. В этом отношении очень показательны детские анекдоты и считалки, героями которых регулярно становятся актуальные персонажи поп-культуры. Так, например, в начале 2000-х гг. возник вариант известной считалки «Вышел месяц из тумана…», где главным героем стал рэпер Децл («Вышел Децл из тумана, / Вынул пейджер из кармана. / Пейджер пискнул, Децл сдох, / Потому что Децл – лох»).

    Для детской культуры также типична пародия, когда популярное произведение культуры становится объектом «переделывания». В позднесоветские годы крайне популярными источниками «переделок» были песни из детских фильмов и мультфильмов (например, песня «От улыбки станет всем светлей» переделывалась как «От улыбки лопнул бегемот»). В настоящее время происходят те же процессы: героями детского фольклора становятся персонажи популярных детских мультфильмов и телепередач (от покемонов до фей из «Клуба Винкс»). Пародирование текстов массовой культуры – это творческий процесс, живая языковая игра, которую стоит поощрять, даже если уровень пародии кажется невысоким.

    Отличием детского фольклора является то, что он очень динамично развивается. Меняется поколение детей, у них меняется репертуар, заметные изменения переживает детский фольклор и в процессе взросления ребенка. Часта ситуация, когда на экраны выходит детский мультфильм, и через пару недель его герои оказываются востребованными в новых фольклорных текстах. Несмотря на постоянное обновление и развитие, некоторые сюжеты и формы детского фольклора оказываются необычайно устойчивыми и передаются из поколения в поколение. Таким образом, можно сказать, что детский фольклор является одновременно и «древним», и «вечно молодым».



      1. Понятие о детском фольклоре.

    Что же следует понимать под детским фольклором? Какое содержание имеет термин "детский фольклор"? По этим вопросам в науке нет единой точки зрения. Так, например, В.П. Аникин к детскому фольклору относит "творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова" . Это мнение разделяют Э.В. Померанцева, В.А. Василенко, М.Н. Мельников и др. Упомянутые исследователи характеристику детского фольклора, как правило, начинают с рассмотрения произведений, созданных взрослыми и исполняемых ими для детей (колыбельные песни, пестушки и потешки). [6].

    Другие ученые к детскому фольклору относят только те произведения, которые созданы и исполняются самими детьми. Так, известный исследователь детского фольклора Г.С. Виноградов, возражая против отнесения к детскому фольклору "творчества взрослых для детей", писал: "Обычно эту группу словесных произведений относят к детскому фольклору. К такому отнесению мало оснований. Детский фольклор составляют произведения, которые не включает репертуар взрослых; это совокупность произведений, исполнителями и слушателями которых являются сами дети. Рассматриваемая же группа, как творчество взрослых для детей и составляющая репертуар главным образом взрослых, должна быть обособлена: это создание матери и пестуньи, это - материнская поэзия, или поэзия пестования". Точка зрения Г.С. Виноградова представляется совершенно справедливой. Нельзя относить к детскому фольклору колыбельные песни, пестушки и потешки, которые создавались и исполнялись только взрослыми, детьми же они не только не создавались, но никогда и не исполнять. Детский фольклор - это прежде всего произведения, созданные и исполняемые самими детьми. Он отличается от фольклора взрослых как по своему содержанию, так и по художественной норме.

    Вместе с тем следует отметить, что в детский фольклор проникают и произведения взрослых. Дети почти всегда присутствуют при исполнении фольклора взрослыми, нередко усваивают его отдельные произведения. На определенной стадии некоторые традиционные жанры угасают, исчезают в фольклоре взрослых; переходят к детям, живут как органическая составная часть детского фольклорного репертуара. Видоизменяясь, эти произведения приобретают признаки детского фольклора и становятся органической частью детского фольклорного репертуара. [1]


      1. Жанры детского фольклора

    Детский фольклор создается как в жанрах взрослого фольклора (припевки, приговорки, прибаутки и др.), так и в жанрах, разработанных самими детьми (жеребьевки, считалки, дразнилки и др.). Жанровая система детского фольклора - явление довольно подвижное. В процессе исторического развития одни жанры уходят из детского фольклора, другие, наоборот, приходят в него. [9]

    Поэзия пестования.

    Колыбельные песни – это песни которые мать исполняла для ребенка, чтобы его усыпить. Древние колыбельные по своему происхождению и устойчивому существованию не потеряли своих функций и популярности и в наше время.

    Пестушки - это короткие стишки и песенки, которыми мама сопровождает физические движения, упражнения, способствующие развитию малыша. Пестушки, от слова "пестовать" - воспитывать.

    Потешки - это жанр устного народного творчества, который учит детей понимать человеческую речь и соотносить слова и действия.

    Прибаутка - смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок.

    Докучная сказка (докучать – надоедать) – сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Докучные сказки живут и в наши дни, наиболее популярны среди них «Про белого бычка», «У попа была собака...», «Жили-были два гуся...» и др.

    Бытовой фольклор.

    Бытовыми в широком смысле этого слова являются все жанры детского фольклора, т.к. они очень тесно связаны с бытом детей.

    Детские народные песни. Детские песенки отличаются разнообразным по содержанию, по композиции, по музыкальному строю и характеру исполнения. Поются песни соло, хором, просто так и в припляс.

    Заклички – то песенное обращение к силам природы.

    Припевки служат отражением картин детской жизни, тесно связанной с окружающей природой.

    Дразнилки - это небольшой стишок, созданный детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика.

    Детские сказки. В сказках даны нравственные законы, которые учат детей быть трудолюбивыми, смелыми, честными и добрыми («Репка», «Теремок», «Лиса, заяц и петух» и т.п.) Эти сказки, специально созданные для детей, и составляют основной фонд жанра детской сказки.

    Страшилки -  жанр современного детского фольклора: короткий рассказ, цель которого — испугать слушателя.

    Потешный фольклор.

    К потешному фольклору относятся произведения детской устной поэзии, назначение которых повеселить себя и окружающих. Часто они сопровождаются действиями, не имеющими драматического развития.

    Словесные игры. Такие игры отличаются от спортивных и драматических игр тем, что в них нет действия. Весь интерес выражен словом. На Руси издавна были известны словесные игры. («Барыня», «Испорченный телефон», «Садовник» и др.)

    Молчанка это неподвижная игра, в основе которой лежит стихотворный уговор – молчать. Тексты молчанок обычно небольшие по объёму, содержат условия игры и правила поведения игроков.

    Голосянки – это своеобразное голосовое упражнение-соревнование, вытягивание на одном дыхании гласного звука в конце стихотворения.. Участники старались тянуть дольше, а дети пытались их рассмешить, чтобы они перестали «голосить».

    Поддевки отличаются краткостью и четкостью. Поддевки могут представлять собой острые ответы в рифму, которыми хотели «поддеть» спрашивающего: – Скажи: «Ой»! – Ой. – Твоя сестра с бородой!

    Загадка - это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса.

    В наши дни широкое распространение получили шуточные загадки, основанные помимо смекалки и на путанице, похожих по звучанию слов.

    Скороговорка — словесное упражнение на быстрое произнесение фонетически сложных фраз.

    Небылицы-перевёртыши – это короткие песенки или стихи, в которых реальные связи явлений и предметов специально нарушены.

    Игровой фольклор.

    Игры, имеющие художественное значение, можно разделить на группы:

    Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста.

    Такие игры несут образы близкие детям, отражают мир детских интересов и устремлений. ("Охотники и утки", "Волк и козлята" и др.)

    Формальные ролевые игры с игровыми припевками. Идеи игры выражены словом, звуком и пластикой в одно и то же время. («Каравай», «Бабка сеяла горох», «Колпачок» и др.)

    Формальные ролевые игры с игровыми приговорами. В них доступное содержание, близкие образы, богатство повторов слов, звучных рифм, хорошо разработанный диалог. («Цепи кованые», "У медведя во бору" и т.п).

    Игры-импровизации. Это игры, которые ребята сочиняют сами по личному вдохновению. (« Врач и больной», «в школу», «дочки матери» т.п.).

    Считалка -это небольшой стихотворный текст с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенный для случайного избрания (обычно одного) участника из множества.

    Мирилки это короткие стихотворные строчки, которые приговаривают дети после ссоры.Как и считалки, мирилки организуют процесс игры.

    В детском фольклоре одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей страны. Это общенациональное детское искусство слова.

    По определению М.В. Осориной, «детский фольклор - одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей, и имеющих важное значение в регулировании их игровой к коммуникативной деятельности». [7]



    1. Современный детский фольклор

      1. Особенности современного детского фольклора

    Современный детский фольклор ныне представлен весьма широким спектром жанров. В устном репертуаре фиксируются как произведения исторически сложившихся жанров устного народного творчества (колыбельные, песенки, потешки, заклички, приговорки и т.д.), так и тексты более позднего происхождения (страшилки, анекдоты, “садистские стишки”, переделки-пародии, “вызывания” и др.). Однако степень распространённости того или иного жанра различна. [5].

    Традиционно изучаемые фольклористами, активно пропагандируемые официальной культурой исторически сложившиеся жанры в устном репертуаре на грани вымирания. Особенно это касается такой классической разновидности устного народного творчества, как колыбельные песни. К сожалению, ныне приходится констатировать значительную, почти полную утрату данной фольклорной традиции. Изменившиеся условия жизни, воспитания, даже самих обычаев укачивания ребёнка – причины забвения старых колыбельных песен. В то же время, несмотря на это, определённая потребность в жанре остаётся. Почти полностью отмирает и такой жанр традиционного игрового детского фольклора, как жеребьёвки. При необходимости без обид поделиться на две команды дети предпочитают использовать родственный ему жанр считалки, иногда до бесконечности повторяя один и тот же текст или подбирая новые. Самая популярная считалка последнего десятилетия представляет собой модернизированный вариант старого текста “На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич…” В современном варианте этого произведения появляются персонажи мультфильмов Диснея:

    На златом крыльце сидели

    Микки Маус, Том и Джерри,

    Дядя Скрудж и три утёнка,

    А водить-то будет Понка!

    Это проникновение новых образов в традиционные жанры и тексты характерно и для других разновидностей детского фольклора, активно впитывающего в себя всё новое, соответствующее интересам современного ребёнка. Так, в период появления первых телесериалов в самых разных жанрах детского фольклора “получают прописку” рабыня Изаура, “просто Мария”, герои “Санта-Барбары”. Например, появляется загадка: “Губа до пола, играет в поло” (Хосе Игнасио – герой сериала “Просто Мария”). Но проходит несколько лет, стремительно увеличивается количество телесериалов. Теперь уже нет таких, которые смотрит вся страна, и, соответственно, они утрачивают своё влияние на массовое сознание, постепенно вымываясь и из детского фольклора. В этом – ещё одна особенность устного детского репертуара самого последнего времени.

    Возвращаясь к анализу современного состояния традиционных жанров детского фольклора, следует отметить, что почти неизменным в текстовом отношении остаётся бытование таких жанров календарного фольклора, как заклички и приговорки. По-прежнему самыми популярными являются обращения к дождику (“Дождик, дождик, перестань…”), к солнышку (“Солнце, солнце, выгляни в оконце…”), к божьей коровке и улитке. Сохраняется традиционное для этих произведений полуверие в сочетании с игровым началом. В то же время уменьшается частотное употребление закличек и приговорок современными детьми, практически не появляется новых текстов, что также позволяет говорить о регрессе жанра.

    Более жизнеспособными оказались загадки и дразнилки. Оставаясь по-прежнему популярными в детской среде, они существуют как в традиционных формах (“Под землёй прошёл, красну шапочку нашёл”, “Ленка-пенка”), так и в новых вариантах и разновидностях (“Зимой и летом одним цветом” – доллар, солдат, меню в столовой, нос алкоголика и т.п.). По-прежнему популярны псевдоэротические загадки, пик расцвета которых приходился на 80-е годы XX в. “Что ты смотришь на меня? Раздевайся, я твоя! (кровать). Бурно развивается такая необычная разновидность жанра, как загадки с рисунками. Фольклорные записи последних лет содержат довольно большой блок частушек. Постепенно отмирающий во взрослом репертуаре, этот вид устного народного творчества довольно охотно подхватывается детьми (так в своё время произошло и с произведениями календарного фольклора). Услышанные от взрослых частушечные тексты обычно не поются, а декламируются или скандируются в общении со сверстниками. Порой они “приспосабливаются” к возрасту исполнителей, например:

    Меня девки обижают,

    Говорят, что ростом мал,

    А я в садике Иринку

    Десять раз поцеловал.

    Почти полностью исчезают из устного обихода такие исторически сложившиеся жанры, как пестушки, потешки, прибаутки и т.д. Прочно зафиксированные в учебниках, пособиях и хрестоматиях, они ныне стали принадлежностью книжной культуры и активно используются педагогами, воспитателями, входят в программы как источник народной мудрости, отфильтрованной веками, как верное средство развития и воспитания ребёнка. Но современные родители и дети в устной практике используют их весьма редко, а если и воспроизводят, то как произведения, знакомые из книг, а не передающиеся из “уст в уста”, что, как известно, и является одной из главных отличительных особенностей фольклора.

    Современные жанры детского фольклора, лишь относительно недавно ставшие объектом собирания и изучения, ныне находятся на разной стадии развития.



      1. Современные жанры детского фольклора.

    В детском фольклоре одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу.

    Страшилки.

    Страшилки представляют собой небольшие истории с напряжённым сюжетом и пугающим финалом, цель которых — испугать слушателя.

    Литературовед О. Ю. Трыкова считает, что в «настоящее время страшилки постепенно переходят в «стадию консервации». Дети ещё рассказывают их, но уже практически не появляется новых сюжетов, меньше становится и частотность исполнения. Очевидно, это связано с изменением жизненных реалий: в советский период, когда почти тотальный запрет в официальной культуре был наложен на всё катастрофическое и пугающее, потребность в страшном удовлетворялась посредством данного жанра. В настоящее время появилось множество источников, помимо страшилок, удовлетворяющих эту тягу к загадочно-пугающему (от выпусков новостей, различных газетных публикаций, смакующих «страшное», до многочисленных фильмов ужасов). По мнению пионера в исследовании этого жанра, психолога М. В. Осориной, страхи, с которыми в раннем детстве ребенок справляется сам либо с помощью родителей, становятся материалом коллективного детского сознания. Этот материал прорабатывается детьми в групповых ситуациях рассказывания страшных историй, фиксируется в текстах детского фольклора и передается следующим поколениям детей, становясь экраном для их новых личностных проекций. Страшилки не сводятся только к сюжету, существенным является и ритуал рассказывания — как правило, в темноте, в детской компании в отсутствие взрослых. По мнению фольклориста М.П. Чередниковой, включенность ребенка в практику рассказывания страшилок зависит от его психологического созревания. Сначала, лет в 5—6, ребенок не может без ужаса слышать страшные истории. Позднее, примерно с 8 до 11 лет, дети с удовольствием рассказывают страшные истории, а в возрасте 12—13 лет уже перестают воспринимать их всерьез, и все большее распространение получают различные пародийные формы. Как правило, для страшилок характерны устойчивые мотивы: «чёрная рука», «кровавое пятно», «зелёные глаза», «гроб на колёсиках» и т.д. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.

    «Красное пятно». Одна семья получила новую квартиру, но на стене было красное пятно. Его хотели стереть, но ничего не получилось. Тогда пятно заклеили обоями, но оно проступило сквозь обои. И каждую ночь кто-нибудь умирал. А пятно после каждой смерти становилось еще ярче. [8].

    «Синяя перчатка». Жила-была синяя перчатка. Все ее боялись, потому что она преследовала и душила людей, которые поздно возвращались домой. И вот однажды шла по улице женщина - а была эта улица темная-претемная - и вдруг увидела она, что из кустов выглядывает синяя перчатка. Испугалась женщина и побежала домой, а за ней синяя перчатка. Вбежала женщина в подъезд, поднялась на свой этаж, а синяя перчатка за ней. Стала открывать дверь, а ключ застрял, но открыла она дверь, забежала домой, вдруг - стук в дверь. Она открывает, а там - синяя перчатка! (Последняя фраза сопровождалась обычно резким движением руки в сторону слушающего).

    В наше время постепенно утрачивается и одно из главных условий процветания жанра – тайность его бытования. Из сокровенного пласта детской субкультуры страшилки ныне становятся предметом всеобщего достояния. Они активно используются современными писателями (от Э. Успенского до Л.Петрушевской), рассказываются по телевизору и радио, публикуются в печати. Более демократичными становятся отношения между родителями и детьми, которые, уже не боясь непонимания, знакомят взрослых с ранее запретной областью своей субкультуры. Даже само слово “страшилка” приобретает необыкновенную популярность в повседневном речевом обиходе – не как определение жанра, а как обозначение всего страшного и пугающего (с некоторым оттенком снисходительного пренебрежения).

    Садистские стишки.

    В противоположность страшилкам, необыкновенный расцвет переживает во многом родственный, но существенно отличающийся от них жанр “садистских стишков”. Подросло и стало взрослым “первое поколение” исполнителей этого жанра, с увеличением декламировавших “стихи про маленького мальчика”. Но, взрослея, люди (в основном – молодые мужчины) не забывают таких произведений – и в этом одна из отличительных особенностей жанра. “Убить” его на данном этапе не в силах даже многочисленные публикации в газетах, где подчас устраиваются даже конкурсы авторских и фольклорных “садистских стишков”. Сохраняя “классический” блок текстов, порой восходящих к творчеству Олега Григорьева (“Я спросил электрика Петрова: “Для чего ты намотал на шею провод?” Ничего Петров не отвечал, только тихо ботами качал”), “садистские стишки” активно пополняются новыми сюжетами, мотивами и образами. Мальчик у дяденьки дрель утащил,

    Долго железную трубку сверлил.

    Пламя огромное вспыхнуло сразу,

    Пять областей оказалось без газа.

    В их числе – полуавторские “литературные садистские стишки”:

    Спорил с соседями папа Джульетты.

    Дедушкой папа не будет за это.

    Как и другие “живые” разновидности фольклора, этот жанр активно реагирует на всё новое, используя при этом приём “перелицовки” старых схем:

    Дети в подвале играли в попсу,

    Зверски расстреляна тётя Алсу.

    Причина популярности жанра “садистских стишков”, скорее всего, в их комически-снижающем отношении ко всему страшному, пугающему. Как и страшилки, но совершенно по-своему, они, травестируя ужасное, подвергая его почти кощунственному осмеянию, выполняют своеобразную психотерапевтическую функцию, ослабляя сакральные страхи ребёнка, подростка.

    Детские анекдоты.

    Детские анекдоты последнее время также получают официальную “прописку” в средствах массовой информации, особенно в печати. Наряду со специфическими “детскими” сюжетами про Чебурашку и крокодила Гену, про Колобка, Волка и Зайца и др. сказочно-литературных персонажей, они активно впитывают в себя “взрослые” сюжеты и образы. Так, ещё в 1997 г. в детском фольклоре не было анекдотов про “новых русских”, сегодня же в нём присутствует обширный блок подобных произведений:

    “Новый русский” говорит своей жене:

    – Дорогая, ты хотела на день рождения норку? Я тебе купил, но убирать за ней ты будешь сама.

    Наряду с этим ещё больше стало детских анекдотов “про Вовочку”, например:

    – Вовочка, что будет с родителями, если они узнают, как ты учишься?

    – У мамы заболит сердце, а у папы – ручки.

    Переделки - пародии.

    Фольклорные переделки-пародии ещё не столь широко задействованы массовой культурой (хотя по их принципу и строятся выступления КВНа и т.п., когда на известный мотив придумывается новый текст, эксплуатируется в своих целях популярная модель стихотворения, песни). В свою очередь, фольклорные переделки – пародии щедро используют классические или массовые произведения – от народных до эстрадных.

    Чаще всего основой переделки становится хрестоматийное, обычно с детства знакомое (например, сказка К.И. Чуковского “Федорино горе”), в которое привносится новое содержание:

    Скачет пейджер по полям,

    А компьютер по лугам.

    За провайдером “Стинол”

    Вдоль по улице пошёл.

    До сих пор самыми популярными переделками являются фольклорные варианты пушкинского “Лукоморья”, появившиеся ещё в 1937, в год 100-летия со дня смерти поэта (“У Лукоморья дуб спилили…”).

    По-прежнему богатый материал для переделок-пародий поставляет современная эстрада, например:

    Он уехал прочь на газонокосилке,

    От леса остались пеньки да опилки

    (по песне А. Апиной “Он уехал прочь на ночной электричке”).

    Поддевки.

    Такой жанр детского фольклора, как поддёвки, не утратил своей актуальности и в наше время. В современном употреблении имеют место как старинные тексты поддёвок, так и их трансформации, а также новые тексты, не заимствованные из ранее существовавших, но построенные по тем же законам. – Скажи: «Ракета»! – Ракета. – Твой папа – хозяин туалета!

    Вызывания.

    Один из самых популярных и почти неизученных жанров детского фольклора – это “вызывания”. Имея несомненную мифологическую природу, они прочно сочетают слово и действие, соединение которых должно способствовать появлению кого-либо из желанных персонажей. Кого вызывают современные дети? Круг героев довольно широк и разнообразен. Это Баба Яга (из сказки), домовой (из былички), черноё пятно (из страшилки), а также гномики, “матерный король”, “жвачная корова”, пьяный ёжик и т.д. Обязательно проведение ритуала ночью и при отсутствии взрослых. Иногда “вызывания” производятся ради самого “появления”, эмоциональной встряски, сопровождающей действо. Иногда – с целью задать вопросы (тогда “вызывания” наиболее близки к девичьим гаданиям и спиритическим сеансам взрослых). Подчас у вызываемых просят что-либо (например, у “жвачной коровы” – жвачку). [3]

    Самый популярный персонаж “вызываний” и, одновременно, самый опасный – это Пиковая Дама. Истоки образа – в карточном гадании, в повести А.С. Пушкина и опере П.И. Чайковского. В этом ритуале бывает задействован почти весь арсенал магической атрибутики: зеркало, свечи, капли духов и т.д.

    II. Практическая часть

    1. Анализ результатов опроса «Детский фольклор в наше время»

    В наши дни остро стоит проблема сохранения культуры народа, его уникальности, духовных богатств. Не хотелось бы, чтобы Россия утратила свою неповторимость и самобытность, потому что по телевидению то и дело показывают зарубежные мультфильмы, кинофильмы, звучит иностранная музыка. Это может привести к тому, что последующие поколения могут потерять исконно русские корни.

    Меня заинтересовало: знают ли малые жанры детского фольклора наши дети и имеет ли современное детское творчество на территории нашего посёлка своеобразные характеристики?

    Задавшись целью, я организовала мероприятие «Путешествие в Фольклор Град» для любительского клуба «Старшеклассник», ведущего свою работу на базе Кезского Дома культуры «ЛЕСПРОМХОЗ».

    На заседании клуба присутствовало 42 человека в возрасте 14-16 лет, учеников Кезской средней школы № 2.

    По окончании мероприятия я провела опрос среди подростков, спросив у них: «Приведите примеры детского фольклора, которые вы знаете?».

    Оказалось, что с примерами были проблемы. В результате опроса мне удалось выяснить, что из колыбельных они знают «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю», а авторские тексты песен «Спи, моя радость, усни», «Ложкой снег мешая, ночь идет большая», «Спят усталые игрушки» ребята считают народными. На вопрос «Будете ли вы когда-нибудь петь колыбельные своим детям?» наиболее частым стал ответ «Буду включать в записи». Что такое пестушки и потешки ребята не знали, но на вопрос, знакомы ли вам «Ладушки», «Сорока-ворона», дали утвердительный ответ.

    Из закличек и приговорок популярным оказались обращения к божьей коровке: «Божья коровка, улети на небо», «Солнце, солнце приходи, дождик, дождик уходи».

    Следующий опрос на тему детского фольклора я провела в летнем лагере для детей, который так же был организован на базе Кезского дома культуры «ЛЕСПРОМХОЗ». В опросе участвовало 37 человек: 6 человек в возрасте 8 лет, 4 человека - 9 лет, 8 человек – 10 лет, 14 человек - 11 лет, 5 человек – 12 лет. Именно здесь мне удалось собрать и записать примеры малого жанра детского фольклора.

    Большой популярностью в детской игровой среде пользуются считалки:

    Вы послушайте ребята
    Родились у нас котята
    Их по счету ровно пять
    Раз, два, три, четыре, пять! (Максимова Варвара, 8 лет)

    ***

    Ехал Лунтик на тележке,
    Раздавал он всем орешки.
    Кому два, кому три —
    А галить то будешь ты! (Злобина Арина, 11 лет)

    ***

    Вышел немец из тумана

    Вынул ножик из кармана

    Буду резать, буду бить

    Всё равно тебе галить.

    А на следущую ночь

    Он зарезал свою дочь,

    А дочь не умерла,

    Взяла сумку и ушла. (Сердюк Алина, 10 лет)

    ***

    Катилась мандаринка

    По имени Иринка,

    В школу не ходила –

    Двойку получила,

    А двойка не моя –

    У чужого короля.

    Король сидит на лавочке

    Считает свои казявочки,

    А казявка убежала,

    Всё директору сказала.

    А директор разозлился,

    Прямо в бочку провалился

    А в бочке тараканы,

    Играют в барабаны. (Пономарёва Ксения, 10 лет)

    ***

    Сидел петух на лавочке

    Считал свои булавочки,

    Раз, два, три,

    А галить то будешь ты. (Сугарей Александра, 10 лет)

    ***

    Сидит петух на мотике,

    Считает свои наркотики,

    Раз, два, три,

    А галить то будешь ты. (Поздеев Степан, 12 лет)

    ***

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Шесть, семь, восемь, девять, десять,

    Выбывает белый месяц,

    Кто до месяца дойдёт,

    Тот и вон пойдёт! (Главатских Лидия, 10 лет)
    При вопросе: «Знаете ли вы дразнилки, поддёвки?» все ребята ответили утвердительно, но разнообразие этого жанра в детской среде оказалось небольшим:

    Ванька дурак, курит табак,

    Дома не ночует, спички ворует,

    Под забором спит, вот такой бандит! ( Пономарёв Иван, 12 лет)

    ***

    Ябеда солёная на костре варёная. ( Фетищева Софья, 11 лет)

    ***

    Сашка дура, из Кездура,

    Шишки ела - обалдела,

    Гриб нашла - с ума сошла. (Никитин Илья, 11 лет)

    ***

    Тимофейка три копейки,

    Пять копеек по рублю! (Максимов Тимофей, 8 лет)

    ***

    - Скажи клей 
    - Клей
    - Выпей баночку соплей. (Главатских Владислав, 12 лет)

    ***

    - Скажи арбуз

    - Арбуз

    - Твой папа карапуз! (Васильев Егор, 8 лет)

    ***

    - Скажи чайник
    - Чайник
    - Твой папа начальник! (Ворончихин Владислав, 11 лет)

    Тематика детских пародических переделок тоже оказалась не достаточно разнообразна. Излюбленным пародийным текстом оказалась пародия на текст А.С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный»:

    У лукоморья дуб срубили,
    Кота на мясо разрубили,
    Русалку в бочку засолили,
    И по течению пустили.
    Там на неведомых дорожках, уже не вырастет картошка

    Скелеты бродят в босоножках

    Среди разбитых Жигулей

    Там «Мерседес» на курьих ножках,

    стоит без окон без дверей.
    А 33 богатыря в помойке ищут три рубля,
    А их любимый Черномор,

    Вчера у них полтинник спёр!

    Там царь Кощей над златом чахнет

    А кто пройдёт, того бутылкой шандарахнет! ( Иванов Андрей, 12 лет)

    Из перечня народных игр дети уверенно назвали «Прятки» и «Жмурки». Из игр, сопровождаемых так называемыми «игровыми припевами», дети назвали лишь «Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай», заученный ещё в детском саду. Из сказок ребята называли несколько известных сюжетов: «Репка», «Теремок», «Колобок». Преобладают литературные источники, что свидетельствует о нарушении устной традиции передачи данного фольклорного пласта. Но остаются анекдоты, которые ребята с удовольствием рассказывают.

    Анализируя записанный материал, можно сказать, что достаточным своеобразием детский фольклор Кезских детей не обладает. Надо сказать, что подростки 14-15 лет отвечали на вопросы неохотно, а вот ребята 8-12 лет были самыми активными. Репертуар мальчиков отличается от репертуара девочек. У мальчиков на первом месте стоят произведения сатирической лирики — дразнилки, поддевки, девочки ими пользуются реже. Главное в репертуаре девочек — считалки, чем мальчики пользуются с меньшей охотой.

    Мной выявлены следующие особенности фольклорного творчества:

    - современный детский фольклор обслуживает в основном игровую деятельность, а также сферу общения;

    - в детском фольклоре существуют как старые, так и обновлённые, переделанные произведения;

    - все ребята знают примеры произведений детского творчества и передают друг другу;

    - каждый фольклорный жанр детского творчества учит определенным нравственным нормам.

    Детский фольклор – неотъемлемая часть жизни каждого маленького человечка. Без него не происходит становление ребенка как личности, становится невозможным развитие эмоциональной сферы.

    Взрослые должны осознать, что ребенку с самого детства необходимо прививать культуру своей страны, развивать к ней интерес. В этом нам поможет сохранение и изучение устного народного творчества. Для этого целесообразным будет создание детских фольклорных кружков и любительских клубов, организация и проведение детских фольклорных праздников, конкурсов и фестивалей, разработка и реализация значимых проектов по детскому фольклору и т.п.

    Заключение
    Проделав эту работу, можно с уверенностью сказать, многие жанры детского фольклора в современном мире не утратили своей актуальности. Детский фольклор не прекратил свое существование и не превратился в музейный экспонат. В современном употреблении имеют место как старинные тексты детского фольклора, так и их трансформации, а также новые тексты, не заимствованные из ранее существовавших, но построенные по тем же законам.

    Итак, произведя краткий анализ современного состояния традиционных и относительно новых жанров детского фольклора, можно сделать следующие выводы:

    1) детский фольклор мобилен и динамичен: каждый год в нём происходят заметные изменения;

    2) “легализация” фольклора в массовой культуре, периодической печати и т.п. отчасти способствует его вымыванию из устной практики (чем больше публикуется частушек, анекдотов, “садистских стишков”, тем больше их читают, но меньше рассказывают);

    3) пополнение текстового состава исторически сложившихся жанров идёт за счёт “модернизации” старых текстов, их “перелицовки”; наличие этого факта – залог сохранности того или иного “старого” жанра (загадки, считалки и т.д.);

    4) в появлении и развитии относительно новых видов детского фольклора можно увидеть перспективы дальнейшего существования устного народного творчества.

    Но всё же, исходя из результатов опроса, мне удалось выяснить, к сожалению, что дети всё меньше используют фольклор в своей жизни. Старые жанры устаревают и перестают быть интересными современным детям, а рождение новых жанров перестает быть многочисленным. Наверное, это можно объяснить тем, что раньше дети были дружнее, умели общаться между собой, вместе гуляли, играли, отсюда и возникали детские фольклорные жанры. Но прежде всего это связано с изменениями культурно-исторических условий жизни ребенка.

    В настоящее время дети просто перестали видеть друг друга и то, что происходит вокруг, все увлечены гаджетами, айфонами. Ребёнок может идти, устремив всё своё внимание в телефон, и нередко можно наблюдать, как он чуть ли не врезается во взрослого прохожего, идущего навстречу. Очень обидно за современных детей, ведь технический прогресс лишает ребёнка чего - то важного, неповторимого. Хочется надеяться, что отнимая это «что - то важное», взамен он даёт что - то другое, не менее важное.

    Список использованной литературы
    1.Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студ. Вузов – М.: Флинта: Наука, 2002. -320с.

    2. Махортова М. К. Фольклор - один из источников детской литературы. материалы к открытому уроку. [Электронный ресурс]. // Журнал Педагог, 30.09.2018. URL: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=10483

    (Дата обращения: 02.05. 2019)

    3.Трыкова О.Ю. О современном состоянии детского фольклора. [Электронный ресурс]. // URL: http://vestnik.yspu.org/releases/doskolnoe_obrazovanie/12_5/

    (Дата обращения: 18.05. 2019)

    4. Семь фактов об истории возникновения, сюжетах и формах детской мифологии. [Электронный ресурс]. // ПостНаука. FAQ: Детский фольклор, 20.11. 2012. URL: https://postnauka.ru/faq/6001 (Дата обращения: 02.05. 2019)

    5.Современный детский фольклор. [Электронный ресурс]. // ЛЕКЦИЯ,

    2016-03-17.-5 с. URL: https://lektsia.com/1x180b.html

    (Дата обращения: 12.06. 2019)

    6. Учебные материалы онлайн. Понятие о детском фольклоре

    [Электронный ресурс]. // Studwood.ru, 2017, -- URL: https://studwood.ru/575037/kulturologiya/ponyatie_detskom_folklore

    (Дата обращения: 04.05. 2019)

    7. Учебные материалы онлайн. Детский фольклор, краткая характеристика [Электронный ресурс]. // Studwood.ru, 2017-2019 URL: https://studwood.ru/1071217/pedagogika/detskiy_folklor_kratkaya_harakteristika

    (Дата обращения: 04.05. 2019)

    8. Фольклор, бытующий в среде современных детей: жанровое разнообразие. Функции. Художественные особенности. [Электронный ресурс]. // Vizlit.ru, URL:  https://vuzlit.ru/582796/sovremennyy_zhanr_detskie_strashilki (Дата обращения: 12.06. 2019)

    9. Художественное Своеобразие Детского Фольклора. [Электронный ресурс]. // Copyright 2014 - Тематический портал MyFilology.ru. URL: https://myfilology.ru/151/khudozhestvennoe-svoeobrazie-detskogo-folklora/ (Дата обращения: 12.06. 2019)


    написать администратору сайта