Работа с малыми фольклорными жанрами. курсовая. 1 Жанровостилистические особенности малых жанров фольклора литературоведческий аспект
Скачать 56.95 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……. 3 ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАЛЫХ ЖАНРОВ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1. Жанрово-стилистические особенности малых жанров фольклора: литературоведческий аспект ………………………………………………..…….6 1.2. Психология восприятия фольклорных жанров как возможность приближения юных читателей к подлинному пониманию специфики устно-поэтического творчества……………………………………………….……........13 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОНИМАНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ УСТНО-ПОЭТИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ДАННЫХ ТЕКСТОВ 2.1. Приемы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора в начальной школе……………………………………….…….……..15 2.2. Задачи и содержание программ и учебников с позиций ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора………..............................18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………...……………………...………….27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………….....…………………………......29 ВВЕДЕНИЕ Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Литературное чтение как учебный предмет имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО. Уметь читать в широком смысле этого слова - значит “… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное” Фольклор – неписаная литература, устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа. Использование на том или ином этапе урока примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной. Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д.Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале "Учитель" появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Первый сборник детских произведений - П. Бессонова "Детские песни" - был издан в 1868 г. и содержал девятнадцать игр с песнями и 23 считалки. Затем вышли в свет сборники детского фольклора Е.А. Покровского и П.В. Шейна, составившие фундамент последних теоретических работ. В 1921 г. в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена комиссия по детскому фольклору, быту и языку. В 1920 г. появились первые исследования детского фольклора и сам термин, предложенный Г.С. Виноградовым. В 1960 г. русский детский фольклор изучал М.Н. Мельников. Некоторыми аспектами речевого развития школьников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, А.Я.Мацкевич, И.В. Черная, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В.Казюк и др. Уже в младшем школьном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества. Проблема фольклора в русской детской литературе имеет огромное теоретическое и практическое значение, заслуживает глубокого и всестороннего исследования. Особенно актуальна она в наши дни. Назрела необходимость возвращения к истокам культуры русского народа, которая уходит корнями в глубокую древность. Не зная истории прошлого, нельзя познать настоящее и постигнуть будущее. Актуальность исследования заключается в том, что изучение произведений малых фольклорных жанров в курсе «Литературное чтение» в начальной школе является обязательным. Однако сравнительный анализ подходов к изучению малых фольклорных жанров в методической литературе отсутствует, не выявлена эффективность применяемых в работе с малыми фольклорными жанрами приемов и методов. Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о котором все слышали или говорят. Но, признавая его самобытность и оригинальность, даже исследователи не всегда могут точно определить своеобразие данной разновидности фольклора Учитывая актуальность проблемы, мы выбрали тему курсовой : «Специфика работы с малыми фольклорными жанрами на уроках литературного чтения в начальной школе». Цель нашего исследования заключается в изучении особенностей ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения. Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи: 1) определить жанрово-стилистические особенности малых жанров фольклора; 2) обобщить опыт по использованию методических приёмов работы с малыми фольклорными жанрами; Объектом исследования является процесс ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора. Предмет исследования – особенности изучения малых жанров фольклора в начальной школе. Гипотеза исследования состоит в исходном предположении, если целенаправленно использовать наиболее эффективные методические приемы при работе с малыми фольклорными жанрами, то предметные результаты младших школьников по литературному чтению будут более высокими. Основными методами исследования стали опытная работа и систематическое наблюдение за процессом активной деятельности учащихся в ходе уроков литературного чтения. На различных этапах исследования использовались и другие методы: - теоретический анализ литературы в рамках проблемы; - изучение передового педагогического опыта; - индивидуальные и групповые беседы; ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАЛЫХ ЖАНРОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Жанрово-стилистические особенности малых жанров фольклора: литературоведческий аспект Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. [12с.45] В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры. В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. [14c.47] Учитывая все эти признаки фольклорного произведения, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В.П. Аникиным:"фольклор – это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни".[11c.46] Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала. Все произведения детского фольклора по их функциональной роли можно разделить на две группы:
Существует и другое деление фольклорных жанров, которое зависит от объема произведения. Так к большим фольклорным жанрам относятся сказки, легенды, былины, исторические песни, народный театр, а к малым – частушки, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, частоговорки. Более подробно рассмотрим малые фольклорные жанры.
Более подробно остановимся на характеристике малых жанров изучаемых в начальной школе.
Психология восприятия фольклорных жанров как возможность приближения юных читателей к подлинному пониманию специфики устно-поэтического творчества Устное народное творчество продолжает развиваться и в наши дни. Проблемы фольклоризма заслуживают пристального внимания, а использование малых фольклорных форм на уроках в начальной школе актуально и перспективно. Таким образом, в результате активного использования малых фольклорных жанров повышаются воспитательные и познавательные возможности детей; дети учатся говорить более выразительно, глубже выражать свою мысль, что отражается на других уроках; занимательные задания способствуют развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширению их кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; улучшается артикуляция, вырабатывается хорошая дикция. Следовательно, формирование знаний, умений и навыков по литературному чтению можно и нужно производить с использованием фольклорного материала, что позволяет заинтересовать детей и способствует развитию мыслительной деятельности. Рассмотрим, как происходит осмысление произведений малых фольклорных жанров с принятой классификацией Н.Д. Молдавской.
Таким образом, из всех изученных уровней восприятия и осмысление произведений больше всего мне подходит классификация Н.Д. Молдавской. «Русский народ создал огромную изустную литературу – мудрые пословицы и поговорки…Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов». [11c.45] ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОНИМАНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ УСТНО-ПОЭТИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ДАННЫХ ТЕКСТОВ 2.1 Приемы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора в начальной школе Согласно выводу М.Н. Мельникова, «детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров». Признаки детского фольклора: простота конструкций, несложный, но динамично развивающийся сюжет, запоминающиеся образы, несложные синтаксические конструкции, четкий внутренний ритм, звукоподражания, аллитерации, ассонансы. Тексты рассчитаны на образное, зрительное восприятие, быстрое запоминание. И деревенский ребенок, воспринимающий с раннего детства обрядовую сторону фольклора благодаря общению с его носителями, и городской ребенок, формирующийся под воздействием средств масс-культуры, одинаково воспринимают отдельные жанры детского фольклора (в первую очередь колыбельные песни, сказки, приговоры, а затем и дразнилки, страшилки, обрядовые формы). Детское мировосприятие отличается от мироощущения взрослых, детский фольклор способствует созданию собственного игрового мира. Очевидно также, что в зависимости от возраста меняется характер детского творчества, круг интересов восприятия и, следовательно, изменяется использование форм детского фольклора Термин «детский фольклор» стал употребляться с середины XIX века. Издавая «Русские народные песни» П.В. Киреевского, П.А. Бессонов впервые выделил детские песни в самостоятельную разновидность фольклора. В 1848 году П.А. Бессонов подготовил сборник текстов «Детские песни», ставший первой публикацией детского фольклора. Носителями детского фольклора являются как сами дети, так и взрослые - матери, бабушки, няни. Лица, на попечении которых находятся дети или которые в силу тех или иных обстоятельств близки к детям. Детский фольклор является «арсеналом и почвой» [23.с.58]русской детской литературы, постоянно питает и обогащает ее. Творчество каждого литератора, писавшего для детей, тесно связано с детским фольклором, освоением накопленного в нем опыта. В свою очередь, детские писатели оказывают заметное влияние на детский устно-поэтический репертуар. Известно, что младшие школьники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Некоторые дети могут лишь рассказывать о ком идет речь, например: "Это про Ваню" ("Бедному Ванюшке везде камушки"), "Про Емелю, он медленно едет" ("Едет Емеля, да ждать его неделю"), "Про зайца и волка" ("Трусливому зайке и пенек - волк"), то есть воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации. Отвлеченная же сущность пословицы остается для ребенка закрытой. Тем не менее, при систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам, школьники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы. Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. В ходе исследования мы выявили некоторые причины ошибок при отгадывании загадок детьми, хотя младшие школьники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями: - невнимательно слушают текст загадки; - не запоминают полностью содержание загадки; - полностью или частично не понимают текст загадки; - при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке; - не имеют достаточных знаний о загаданном; - не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке. Владение внутренним механизмом построения загадки позволяет педагогу обучать детей отгадывать загадки: понимать их содержание, находит пути решения, приемы отгадывании, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также учить школьников придумывать загадки самим. Приведу алгоритм поиска отгадки, выработанный детьми под руководством учителя: а) определить, что и где нужно искать; б) выделить и объединить возможные признаки; в) выдвинуть предполагаемую отгадку; г) доказать правильность отгадки. Педагогический процесс работы с загадками может приобретать вид игры. Игровая форма удовлетворяет возрастные потребности младших школьников в игровых видах деятельности, в интеллектуальной активности. Таким образом, при целенаправленной работе с детьми младшие школьники способны отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными. Что касается других малых форм фольклора, то Н. Новикова в своих исследованиях подчеркивает, что некоторые дети знают и с удовольствием повторяют потешки, прибаутки, песенки, байки. [4.с.345] Но большинство детей не владеют навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, прибаутку они только называют ее персонажей. Причину автор видит в несистематической работе педагогов по использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка. [13.c.32] Цель скороговорки – научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Безусловна, велика польза скороговорки и как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Итак, если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя. 2.2 Задачи и содержание современных программ и учебников по изучению загадки на уроках литературного чтенияНа уроках литературного чтения часто используются тексты малых жанров русского фольклора, которые привлекают именно своим небольшим объемом, а также особым содержанием, имеющим воспитательное, развивающее значение. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи - доказательства и речи - описания. [42]. Рассматривая проблему развития речи младших школьников с помощью загадки, нас, прежде всего, интересуют программные требования к ЗУНам учащихся по изучению этой малой формы устного народного творчества. Все программы по литературному чтению в начальной школе, опираясь на педагогическую традицию XIX века, включают произведения малого жанра фольклора. Обратимся к нескольким из них и проанализируем таблицу «Содержание современных программ по литературному чтению»:
«Начальная школа XXI века» Комплект базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Общая цель обучения - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели. Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. Комплект программ содержит специальный раздел «Учебная деятельность». Система начального образования Л.В. Занкова Ведущая цель этой дидактической системы - оптимальное общее развитие каждого школьника. Концепция сформулирована в 60-е годы XX века. Основополагающими в ней остаются следующие положения. Знания, умения и навыки выступают в роли средств обучения и средств организации процесса обучения. Основные требования к содержанию, методам, формам, результативности системы отвечают ее основной идее - идее создания условий для оптимального общего развития ребенка. Система начального образования Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова В основе концепции этого УМК - идея формирования у младших школьников основ теоретического мышления. Оно складывается в процессе учебной деятельности, поэтому ведущим концептуальным положением комплекта является формирование учебной деятельности ученика начальной школы. Содержание учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова разработано в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности. Учебный комплект «Гармония» Ведущей идеей комплекта, по мнению авторов, является учебная деятельность младших школьников, ее способы (постановка и решение учебной задачи, самоконтроль, самооценка, продуктивное общение), обеспечивающие комфортные условия развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям Государственного образовательного стандарта. Еще одной особенностью является утверждение, что каждый учебный предмет является источником интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, возможно полно выражать свои мысли. Учебный комплект «Школа 2000...» - «Школа 2100» Учебно-методический комплект разработан на основе следующих групп принципов: личностно-ориентированные (адаптивность, развитие психологической комфортности); культурно-ориентированные (картины мира, целостности содержания, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, опоры на культуру как мировоззрение и культурный стереотип); деятельностно-ориентированные (обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика - зоны ближайшего развития, опоры на предшествующее спонтанное развитие, формирования потребности в творчестве и умений творчества). Литературное чтение: •курс обучения чтению и начальное литературное образование представляет собой систему литературного чтения: 1-й класс - детская литература; 2-й класс - фольклор, сказки, литературные сказки; 3-й класс - литература детская и «взрослая», рекомендации для детского чтения; 4-й класс - систематический курс детской литературы от первых детских писателей до наших дней. «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова) Главная идея программы: “Школа России” создается в России и для России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. 1 класс. В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. 2-3класс. В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. «Классическая начальная школа» В основе УМК «Классическая начальная школа» - целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах. По сути, речь идет о современных курсах, опирающихся на педагогику сотрудничества. Такая технология обучения нацелена, прежде всего, на то, чтобы помочь младшему школьнику наиболее полно реализовать себя, раскрыть свою индивидуальность; воспитать и укрепить в нем те качества личности, которые необходимы в общении, в ходе выполнения совместных дел; суметь сохранить эмоциональность и душевную открытость каждого учащегося. «Перспективная начальная школа» Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.[12c.98] Учебник "Литературное чтение", авторы Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская, помогает сформировать и осознать особенности своей собственной позиции. Тексты и живописные произведения, представленные в учебнике, максимально доступны детскому восприятию В книге сравниваются живописные и литературные произведения, т.к. жанр в живописи - это всего лишь точка зрения на окружающий мир, которая одно предпочитает другому; жанр в литературе - это тоже определенная точка зрения на сюжет. Высказывая собственную точку зрения, ребенок ощущает психологическую комфортность, т.к. у каждого свое мнение. Работа ведется в нескольких направлениях: а) изучение всего языкового материала строится на реальных коротких, часто шуточных текстах; б) система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений; в) правило требующее многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения. «Планета знаний» (под редакцией И.А. Петровой). Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности – в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.[23.c.245] Такая структура учебников и рабочих тетрадей обеспечивает возможность организации дифференцированного подхода к обучению. Содержание учебных предметов УМК ориентировано на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний и овладения умениями и навыками как средствами развития, но они не рассматриваются как самоцель начального образования. Таким образом, учебники построены с учетом возрастных особенностей. Фольклор изучается практически во всех классах, начинает изучать с самых маленьких жанров, таких как поговорки, скороговорки и т.д. С каждым годом происходит наращение фольклорного материала. Он даётся как самостоятельно, так и в сравнение с авторской литературы. Учебник формирует у школьника навык осознанного чтения, побуждая постоянно возвращаться к уже прочитанному с разными целями и задачами; формирует исследовательский интерес, побуждая сравнивать тексты по разным основаниям; способствует формированию эстетических переживаний, раскрывая секреты художественного образа; стимулирует творческий потенциал младших школьников, создавая условия для порождения ими художественных приемов и образов ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребёнка. Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение, а необходимое условие получения знаний. Перенятые знания становятся убеждениями. Чувство-это сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Выделяют три вида высших чувств человека: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Среди нравственных чувств, активно формирующихся в младшем школьном возрасте, следует отметить чувство любви к Родине, сочувствие обиженным, чувство восхищения героизмом и мужеством людей, чувство коллективизма, трудолюбия. Интенсивно развиваются в школьном возрасте интеллектуальные чувства, что определяется ежедневной активной познавательной деятельностью. Таким образом, мы пришли к следующим выводам: Работа по использованию малых форм фольклора со школьниками организована недостаточно. Родители и дети не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи. Итак, мы еще раз убедились в том, что комплексная методика развития речи детей школьного возраста средствами малых форм фольклора просто необходима. Приобщая детей к нашему русскому эпосу, учитель начальных классов пытается воспитывать у них любовь к Родине – России, к её бессмертному поэту – русскому народу, любовь к прекрасному, развить речь, обогащать словарный запас учащихся. Пословица - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения; век живи, век учись; жить - Родине служить; не красна жизнь днями, а красна делами. При работе с фольклорными жанрами учитель использует выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование это развивает эстетические чувства у младших школьников, помогает познать качества произведения искусства и окружающего мира природы и людей – их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного. Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость. Фольклорная прибаутка предлагает учащимся увидеть смешное в жизни и научиться, это смешанное передавать в слове. Юмор нелепых положений вопросов, стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьёзную интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Арзамасцева И. Н., Николаева С.А. Детская литература: Учеб. пособие для студентов пед. ВУЗов. - М.: Академия, 2015. - 576 с. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. – Ростов - на Дону., 2010. Беспалько В. П. Новые методы и средства обучения - М., 2008. Бийков Ф. Я. Воспитание у школьников интереса к последовательной работе // Советская педагогика. 2015, №7. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Что это значит – учить читать?// «Школа 2100...». Концепции. Программы. Технологии. Вып.2 – М.: Баласс, 2008.С.80. Воюшина М.П. Программа по литературе для начальных классов общеобразовательной школы. СПб.: Специальная литература , 2016. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения //Начальная школа. – 2011. - №15. Вильков Л. В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения,- М., 2016. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования - М., 2016. Выготский Л. С. Педагогическая психология - М., 1991.Баранов С. П. Сластенин В. А. Педагогика - М., 2016. Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 2013. 10. Давыдов В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте - М., 2013. Данилов М. А. Процесс обучения в начальной школе - М., 2010. Даль В. И. Толковый словарь русского языка.- М., Изд. Эксмо-Пресс 2011г. С - 59-60 В. И. Даль. Пословицы русского народа - М. : АСТ : Астрель, 2010. - 752 с. Дьячкова Г.Т. - Литературное чтение . 2-4 классы: внеклассные занятия/ Учитель, 2017. 168 с Дорно И. В. Проблемное обучение в школе - М., 2012. Заботин В. В. О познавательной роли вопросов в обучении //Советская педагогика - 2017, №9. Занков Л. В. О начальном обучении - М., 2013. Зайцев Н.В. Резервы обучения чтению: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2011. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 400 с Ильина Т. А. Педагогика - М., 2014. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор. М., 2012 Кузьмина Н.П. Учебное пособие. Русский детский фольклор // КГУКИ, 2015. - 54с. Калугин В.И. Очерки о русском фольклоре - М,: Худ.Лит, 2017 Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. / Начальная школа, 2011, №9. Коротеев Б. Н. Ученье - процесс творческий - М., Просвещение, 2010. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Просвещение, 2017. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения, - М.2011. 21. Лошкарев Н. А. Формирование умений и навыков. Сов. Под., 2010. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Изд. Просвещение, 2017. -239с Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей / Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана: В 2 ч. – М.: Просвещение; Владос, 2015. Науменко Г. М.; Фольклорная азбука / Г . - М. : Центрполиграф, 2011 . - 414 с Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьника/ М.А.Никитина - Мн.: Народная асвета, 2018 - 215с. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. - М., Аркти, 2019. Орлова «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми» «Д\В» - 2014 № 4 с 125 Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Методическое пособие для учителя. - М., Аркти, 2019. Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей: из опыта обучения чтению: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2010. Образовательная система «Школа 2100». Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов. Выпуск 9. – М.:Баласс, 2019. Обучение и развитие / Под. ред. Л. В. Занкова - М., 2015. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. – М., 2019. Основы, понятия и термины: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. Шк.; Издательский центр «Академия», 2019. |