Главная страница
Навигация по странице:

  • Кафедра английского языка КУРСОВАЯ РАБОТА Тема жизни и смерти в лирике Франсуа Вийона Автор работы

  • Дата сдачи: «____»______________20__г. Дата защиты: «____»_____________20__г. Оценка: __________________

  • Актуальность

  • Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи

  • Структура курсовой работы: 1. Введение2. Глава 13. Глава 2 4. Глава 35. Заключение6.БиблиографияГлава 1.

  • Буржуазная литература Франции в XIV—XV в.в.

  • Народное творчество Франции XIV—XV в.в.

  • Глава 3. Тема жизни и смерти в лирике Франсуа Вийона

  • 3.1. "Большое Завещание"

  • (Перевод Ф. Мендельсона)

  • 3.2. "Баллада повешенных"

  • Франсуа Вийон. Курсовая работа тема жизни и смерти в лирике Франсуа Вийона Автор работы Студентка 2 курса Мамбетова К. А


    Скачать 45.34 Kb.
    НазваниеКурсовая работа тема жизни и смерти в лирике Франсуа Вийона Автор работы Студентка 2 курса Мамбетова К. А
    Дата22.05.2019
    Размер45.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФрансуа Вийон.docx
    ТипКурсовая
    #78357

    КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    УНИВЕРСИТЕТ

    им. Х. М. БЕРБЕКОВА


    ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ФИЛОЛОГИИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

    Кафедра английского языка
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    Тема жизни и смерти в лирике Франсуа Вийона

    Автор работы:

    Студентка 2 курса

    Мамбетова К.А. _________________________

    (подпись)

    Научный руководитель:

    Доктор филологических наук,

    профессор кафедры русской и зарубежной литератур

    Кучукова Зухра Ахметовна

    (подпись)
    Дата сдачи:

    «____»______________20__г.

    Дата защиты:

    «____»_____________20__г.

    Оценка: __________________


    Нальчик - 2018

    Содержание

    Введение………………………………………………….........3

    Глава 1. Французская литература (XIV—XV вв)...................4

    Глава 2. Биография и личность Франсуа Вийона...................7

    Глава 3. Тема жизни и смерти в лирике Ф.Вийона...............10

    3.1 "Большое завещание"...............................................11

    3.2 "Баллада повешенных".............................................13

    3.3 "Баллада примет"......................................................14

    Заключение.................................................................................15

    Библиография.............................................................................16

    Введение

    С тех далёких времён прошло почти шесть веков, но имя Франсуа Вийона не затерялось. О личности поэта мы знаем не так уж много – в основном из его произведений и … судебных архивов. Его жизнь – это череда арестов и изгнаний, судебных дел, где его обвиняют в тяжких преступлениях – кражах, убийствах. Ему не раз грозила смертная казнь, и нам неизвестно когда и как закончилась его жизнь. Единственное, в чем можно быть уверенным, что творчество его без преувеличения можно назвать уникальным явлением в литературе.

    Актуальность данной работы определяется тем интересом, который вызывает к себе своеобразие творчества Франсуа Вийона.

    Цель работы заключается в рассмотрении тем жизни и смерти в лирике французского поэта Вийона.

    Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотрение особенностей Французской литературы XIV—XV вв

    2. Ознакомление с личностью Франсуа Вийона.

    3. Изучение определенных тем в творчестве французского поэта, наиболее проявляющихся в нескольких произведениях.

    Структура курсовой работы:

    1. Введение

    2. Глава 1

    3. Глава 2

    4. Глава 3

    5. Заключение

    6.Библиография

    Глава 1.

    Французская литература (XIV—XV вв.)

    Поэзия господствующего класса во Франции XIV—XV вв. была представлена творчеством таких поэтов, как Машо, являвшегося одновременно и музыкантом (около 1300 — 1377), Христина Пизанская (1364 — 1430), Карл Орлеанский (1394 — 1465) и др. Машо явился родоначальником поэтической школы в области любовной лирики. Христина Пизанская воспевала высшую знать и выступала против народных восстаний, но в то же время она скорбела о разорении Франции и приветствовала победы Жанны д'Арк. В творчестве Карла Орлеанского (проведшего 25 лет в плену у англичан после битвы при Азенкуре) патриотические мотивы звучали ещё явственней. Наиболее ярким представителем художественной прозы господствующего класса являлся Антуан де Ла-Саль (1388 — 1462), который создал роман «Маленький Жан де Сентре», отразивший в своём содержании перемены, происходившие в обществе. Начинающийся в стиле, близком к куртуазной литературе, этот роман заканчивался сатирическим изображением «идеальной» рыцарской любви и содержал в себе чисто реалистические характеристики.

    Буржуазная литература Франции в XIV—XV в.в. была представлена именами Жоффруа Парижского, Эсташа Дешана, Алена Шартье и др. Весьма интересна «Рифмованная хроника» Жоффруа Парижского, составленная в начале XIV в. и свидетельствовавшая о росте социального самосознания буржуазии. Превознося деловитость, ум, политические способности и доблесть богатого буржуа, Жоффруа заявлял, что люди должны оцениваться не по знатности их происхождения, а по их личным качествам. Он твердо стоял за политическое единство страны и союз городов с королевской властью, хотя и осуждал чрезмерные налоговые тяготы, накладывавшиеся королями на горожан. Выражая презрение к «простому народу» и «мелкому люду», Жоффруа в то же время с большим реализмом рисовал крайнюю нищету городских масс Парижа, их ненависть к Филиппу IV Красивому и подробно описывал «монетный бунт» в столице в 1306 г., направленный против этого «короля-фальшивомонетчика».

    Эсташ Дешан (около 1346—1406), хотя и примыкал к школе Машо, поэзия которой отвечала вкусам придворной знати, вносил тем не менее в своё творчество мотивы, свидетельствовавшие о несомненной принадлежности поэта к третьему сословию. Тематика стихотворений Эсташа Дешана была очень разнообразна. Он осмеивал прелатов, королевских советников и дворян, бежавших из Парижа во время восстания «вооружённых молотами» (1382 г.), осуждал французских феодалов за их поражения в Столетней войне и высказывал сочувствие к страданиям народа. Методы революционной расправы народных масс со своими угнетателями были Дешану чужды. В то же время большое возмущение с его стороны вызывала фискальная политика королевского правительства.

    Ален Шартье (1392 — около 1430), так же как и Дешан, высказывал возмущение развращённостью высшей знати, которая губит родную страну. Особенно ярко его патриотические настроения сказались в «Обличительном разговоре четырёх», в котором Франция была представлена в виде страдающей матери, а духовенство, дворянство и народ — в виде трёх её сыновей. Мать горько упрекала дворянство и духовенство по поводу побед англичан в Столетней войне, а народ обвинял дворянство в грабежах, напастях и бесчинствах по отношению к своим же крестьянам. Оправдываясь, дворянство в свою очередь обвиняло народ в «мятежах», причём к осуждению последних присоединялся и сам автор.
    Таким образом, выражая до некоторой степени интересы народных масс в их стремлении к политическому единству страны и к победе над чужеземными захватчиками, представители французской буржуазной литературы XIV—XV вв. в то же время выступали против трудящихся, решительно осуждая революционные методы их расправы с феодалами. В этом ярко сказывалась социальная ограниченность французской буржуазии в XIV—XV вв.
    Подлинно народной литературой являлись народные песни (любовные, застольные, эпические, бытовые и пр.), которые были впервые записаны в середине XV столетия, и так называемые компленты (жалобы) периода Жакерии и Столетней войны («Комплент о бедном простонародье и бедных пахарях» и др.). Компленты составлялись народными поэтами, но известен по имени лишь один из них — Оливье Баслен, или Башлен, из Нормандии. Сукнодел-валяльщик по профессии, Баслен был участником партизанской народной борьбы с англичанами и погиб в одном из столкновений с ними в 1450г.
    Народное творчество Франции XIV—XV в.в. было проникнуто реализмом и глубокими патриотическими чувствами. Несомненно, что в это народное творчество уходила своими корнями поэзия крупнейшего поэта XV в. Франсуа Мон-Корбье, известного больше под именем Вийон (1431 — около 1463). Свидетель страшного разорения Франции на последнем этапе Столетней войны, воспитанник Парижского университета, бродяга-бунтарь, Вийон превосходно знал жизнь низших слоев общества и отразил в своём творчестве глубокие классовые противоречия современности. В своих поэтических произведениях Вийон реалистически изображает окружавшую его жизнь и, обращаясь к сатире, едко высмеивает и университетскую среду, и моральное разложение господствующего класса. Одновременно Вийон изображает страдания простого народа, с жизнью которого он познакомился во время своих бесконечных скитаний по дорогам Франции. Он издевается над богачами, ростовщиками, монахами и феодалами, беспощадно срывая покровы с самых тёмных сторон феодального общества. Но его поэзия полна противоречий: являясь страстным поклонником всех земных радостей, Вийон был вместе с тем подвержен приступам самой чёрной меланхолии, нашедшей выражение в таких его произведениях, как известная «Баллада о повешенных». В то же время Вийон полон живого интереса к человеческой личности и её переживаниям. В этом смысле он выступает как непосредственный предшественник французского Возрождения.

    Глава 2.

    Биография и личность Франсуа Вийона

    Ладил с готикой, жил озоруючи
    И плевал на паучьи права
    Наглый школьник и ангел ворующий –
    Несравненный Виллон Франсуа.
    (Осип Мандельштам)

    Франсуа Вийон (настоящая фамилия поэта неизвестна, предположительно Монкорбье (Montcorbier) или де Лож (de Loges) родился 1 апреля 1431 г. в Париже. В 8-летнем возрасте он потерял отца, и мать вынуждена была отдать мальчика дальнему родственнику капеллану Гийому Вийону, настоятелю церкви святого Бенедикта. Трепетное отношение к матери Франсуа сохранил на всю жизнь.

    В 1443 году Франсуа поступил в Сорбонну на факультет искусств, где получил степень лиценциата, а затем магистра. Но Вийон вовсе не был прилежным студентом: «О господи, если бы я учился в дни моей безрассудной юности и посвятил себя добрым нравам – я получил бы дом и мягкую постель. Но что говорить! Я бежал из школы, как лукавый мальчишка: когда я пишу эти слова – сердце мое обливается кровью». Он являлся непременным участником пирушек, ссор, драк, столкновений студенчества с властями, пытавшимися в ту пору ограничить права и вольности Парижского университета. Самый известный эпизод в этой «войне», длившейся с 1451 по 1454 год, – борьба за межевой знак, каменную глыбу, известную под названием «Pet au Deable», которую школяры Латинского квартала дважды похищали и перетаскивали на свою территорию, причем начальство Сорбонны решительно встало на сторону своих подопечных. Вийон изобразил историю с межевым камнем в озорном, бурлескном «романе» «Pet au Deable», до нас не дошедшем.

    5 июня 1455 года произошла драка с неким священником по имени Филипп Сермуаз и Вийон смертельно ранил противника. Причины ссоры неясны; можно лишь предположить, что Вийон оказался убийцей по неосторожности, и доподлинно известно из официальных документов, что сам Сермуаз перед смертью простил его. Подав два прошения о помиловании, Вийон спешит скрыться из Парижа. Помилование через полгода было ему высочайше даровано, но, вернувшись в Париж, уже перед Рождеством, он связался с шайкой разбойников и принял участие в ограблении теологического факультета в Наваррском коллеже. Было украдено 500 золотых экю – сумма по тем временам немалая. И опять Вийон бежит из Парижа, на этот раз – надолго. Тогда же, в 1456 году, он написал и небольшую поэму «Малое завещание, или Лэ» («Le petit testament» или «Le Lais»), в которой отписал свое несуществующее имущество друзьям и знакомым. Это насмешливая исповедь студента-бродяги, пародирующая юридический документ. Предметом завещания являются безделицы (в связи с его похождениями), вроде вывески кабака, кружки пива, пустого кошелька.

    Франсуа хотел стать придворным поэтом «короля Сицилии и Иерусалима» Рене Анжуйского. Но эта попытка окончилась неудачей – Вийон не ужился при дворе герцога. Жизнь без приключений казалась Франсуа пресной, и в Анжере он снова отличился. За какие грехи – неизвестно (говорили, что даже ради хорошего ужина Франсуа был способен на что угодно), но он был приговорен к повешению. В ожидании казни в тюрьме Вийон написал знаменитую «Балладу повешенного». Но приговор был отменён и поэт каким-то чудом оказался на свободе.

    С 1457 по 1460 годы о жизни Франсуа Вийона ничего точно не известно. Существуют предположения, что он был главарем шайки кокийяров, именно потому, что некоторые произведения поэта написаны на их жаргоне. Но этот язык прекрасно знали и школяры, и бродячие комедианты, и священники – в их компании Вийон мог странствовать все эти годы.

    В 1460 году Вийон за очередную из своих «проделок» вновь оказывается в заключении, но уже в тюрьме Орлеана. Амнистия в честь приезда малолетней дочери Карла Орлеанского Марии спасла его от смерти – в который раз!

    Достоверно известно, что Вийон некоторое время служил при дворе герцога Карла Орлеанского, а затем при дворе герцога Жана Бурбонского, который даже пожаловал поэту шесть экю. Но дворцовая жизнь заканчивается весной 1461 года очередным заключением в тюрьме – на этот раз в городке Мен-сюр-Луар. 2 октября 1461 года Людовик XI, проезжая через городок, по традиции помиловал всех преступников, а вместе с ними был освобожден и Франсуа Вийон.

    Но его жизнь на свободе оказалась не намного лучше, чем в тюрьме – дело об ограблении Наваррского коллежа не забыто, и Вийону приходится прятаться в окрестностях Парижа. Здесь, скрываясь от правосудия, он и написал свое, пожалуй, самое значительное произведение – «Большое завещание» («Le grand testament»).

    Создается впечатление, что Вийон играл в очень опасную игру с жизнью и смертью, что ему доставляли определенное удовольствие опасность и риск, наполняли жизнь остротой…

    Через некоторое время любовь к приключениям опять заставила Вийона забыть, что он находится в черном списке полиции. И снова тюрьма. На этот раз – Шатле. На этот раз – уличная драка, в которой был смертельно ранен папский нотариус. Вины Вийона в этом не было никакой – он просто присутствовал при потасовке. Но, учитывая прежние грехи, его подвергли пыткам и приговорили к повешению.

    Прошение о помиловании, поданное им, было, скорее, жестом отчаяния – надеяться на то, что его выпустят из тюрьмы, было смешно. Но 5 января 1463 года безумные надежды Вийона оправдались: смертную казнь заменили десятилетним изгнанием из столицы, «принимая в соображение дурную жизнь поименованного Вийона». Он, обращаясь к суду, пишет «Балладу суду» с просьбой предоставить ему отсрочку исполнения приговора на три дня. Он ее получает и 8 января 1463 года покидает Париж. Больше о нем никто ничего не слышал. Поэт столько рассказывал о смерти, что отнял у историков возможность рассказать о своей собственной. [12 ; 442 ]

    Глава 3.

    Тема жизни и смерти в лирике Франсуа Вийона

    В конце Средних веков поэтика смерти очень развита. Существуют живописные изображения смерти — в частности, смерти уравнивающей: кто бы ты ни был, влиятельный сеньор или бедняк, в конце концов от тебя останутся только кости и прах. Вийон тоже изображает смерть, у него есть превосходные описания агонии, и часто говорят, что Вийон — поэт смерти.

    Несмотря на это, в поэзии Вийона часто встречается мотив перехода от смерти к жизни. И, согласно мнению других критиков, Вийона, напротив, следует называть поэтом жизни.

    3.1. "Большое Завещание"

    Особое место в творчестве Вийона занимает тема смерти. В литературе и искусстве того времени она была чрезвычайно распространена. Человек должен был постоянно помнить о бренности своего земного бытия. Эпоха "осени Средневековья" была пронизана ощущением смертности, "преходяще- сти" всего живого, Пляска Смерти – один из излюбленных мотивов в ее литературе и искусстве. В условиях Франции XV в., когда только что (1453) закончилась Столетняя война с Англией, принесшая народу неисчислимые бедствия, тема смерти была особенно актуальна. Вийон обращается к ней во многих своих произведениях, наиболее ярко она выражена в "Большом завещании".

    «Завещание»- главное произведение поэта.Оно включает 186 строф-восьмистиший, 16 баллад, 3 рондо. К поэме примыкают стихотворения, созданные в одно с нею время. В «Завещании» в полной мере раскрылся талант Вийона, выражено его творческое и жизненное кредо. Позади было тяжелое отрочество, пришедшееся на последнее десятилетие Столетней войны, затем бурные университетские годы, наконец, полоса скитаний, преследований, ужасающей нищеты, полоса унижений и падений, вплоть до злополучного участия в ограблении Наваррского коллежа. Поэт познал измену возлюбленной, голод, изгнание, тюрьму, стоял на ступеньке эшафота. Но в то же время на его глазах возникала могучая, единая Франция, и в королевской власти бродяга-поэт видел не только врага-угнетателя, но и опору.

    Тема смерти возникает в «Завещании» многократно, это один из лейтмотивов, особенно в прославленных строфах XXXIX-XLI, потрясающих трагической конкретностью. За этими стихами следует «Баллада на старофранцузском», в которой мысль поэта выражена энергично и недвусмысленно.

     

    Кто смерти избежал своей?

    Тать? Праведник? Купец? Монах?

    Никто! Сколь хочешь жри и пей, -

    Развеют ветры смертных прах!

    (Перевод Ф. Мендельсона)
    Вийон пишет о смерти с поразительной настойчивостью и своеобразным трагическим вдохновением. Поэта не страшит загробное возмездие. Но перед ним открылся весь ужас, вся безысходность и неизбежность небытия. Конечно, в картинах смерти у Вийона содержится требование наслаждаться благами бытия сейчас, ибо любая жизнь все же лучше смерти, и презрение к суетности могущественных и богатых, ибо смерть уравняет всех, однако чувство необоримого отчаяния оказывается сильнее обманчивого эпикуреизма.

    Тема жизни, противостоящей смерти, органично переплетается у Вийона с темой телесных радостей и самого тела. В самом начале "Большого завещания" лирический герой заявляет: "Влюбляться буду я и впредь!", воспевает наслаждение сытной едой и грехом в написанной от имени сутенера "Балладе толстушке Марго", а созывая служанок на ночной пир, говорит:

    Пирог сюда, пирожных, сыр,

    Вина – уж пир, так на весь мир.

    (Пер. Ю. Кожевникова)

    Тема смерти вновь возникает в конце «Завещания» - в строфах CXLVI-CLIII, в «Балладе добрых советов ведущим дурную жизнь» и в строфах CLXII-CLXIV. Здесь энергично выражена глубина и трезвость мироощущения поэта:
    Я вижу черепов оскалы,

    Скелетов груды... Боже мой,

    Кто были вы? Писцы? Фискалы?

    Торговцы с толстою мошной?

    Корзинщики? Передо мной

    Тела, истлевшие в могилах...

    Где мэтр, а где школяр простой,

    Я различить уже не в силах.

     

    (Перевод Ф. Мендельсона)

    Вийон делал отсюда смелый вывод: раз все люди равно истлеют, то и в земной жизни каждый человек достоин равноправия. [ 12 : 221-225]
    3.2. "Баллада повешенных"

    "Балладу повешенных" Вийон адресовал всему человечеству, единому перед лицом смерти. Данное произведение было написано как раз в то время, когда Франсуа находился в тюрьме, в ожидании казни.

    В балладе настойчиво звучат, как жестокая правда о равенстве всех перед смертью, одни и те же повторяющиеся слова: "братья", "люди", "братья людей"...

    В ожидании казни поэт просит рассматривать смерть как уход человека из жизни, а не как уличный спектакль."Пусть никто не смеётся над нашей бедой". Виселица оскорбляет его: " Пусть она разрешена правосудием, все равно виселица достойна презрения".А страх - в словах, лишенных риторики: "Не смейтесь , на повешенных взирая"[ 4: 474-475 ]

    Вийон даже и не пытается изобразить муки своих персонажей в адском пламени, и в этом смысле созданный им образ казненных предельно асимволичен. Все внимание Вийона поглощено чудовищным превращением живой плоти в бездушный "прах". Вийон поражен и напуган самим видом тех шести тел, которые с визионерской ясностью и конкретностью рисовались его воображению в дни, когда он сам томился в ожидании смертного приговора. Вийона волнует не столько посмертная судьба души человека, сколько зрелище того, как он перестает быть здесь, на земле, не приобщение к бессмертию, а расставание с жизнью.

    3.3. "Баллада примет"

    "Баллада примет" является таким произведением, которое рассказывает о поисках человеком своего счастья, о его поступках, мечтах, надеждах.

    Я знаю, кто по-щёгольски одет, Я знаю, весел кто и кто не в духе, Я знаю тьму кромешную и свет, Я знаю - у монаха крест на брюхе, Я знаю, как трезвонят завирухи, Я знаю, врут они, в трубу трубя, Я знаю, свахи кто, кто повитухи, Я знаю всё, но только не себя.

    Я знаю летопись далёких лет, Я знаю, сколько крох в сухой краюхе, Я знаю, что у принца на обед, Я знаю - богачи в тепле и в сухе, Я знаю, что они бывают глухи, Я знаю - нет им дела до тебя, Я знаю все затрещины, все плюхи, Я знаю всё, но только не себя.

    Я знаю, кто работает, кто нет, Я знаю, как румянятся старухи, Я знаю много всяческих примет, Я знаю, как смеются потаскухи, Я знаю - проведут тебя простухи, Я знаю - пропадёшь с такой, любя, Я знаю - пропадают с голодухи, Я знаю всё, но только не себя.

    Я знаю, как на мёд садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, всё губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю всё, но только не себя.

    Перевод И.Эренбурга
    Что же знает, поэт об окружающей действительности? Видимо, много, потому что получил он эти знания ценой жестоких жизненных испытаний: только на смерть его обрекали пять раз! Вот что он наверняка знает о своей сути: о власти церкви и движение гуситов, о богатстве и бедности, о будничной жизни человека, в которой есть и горе, и счастье. Мир очень противоречив, этому автор приводит много примеров: "Я знаю добро и беду", "Я знаю небо счастья и слез долину", "Я знаю черное, белое и рябое" и другое. Автора также волнуют и нравственные проблемы человечества: любовь и предательство, грех и вера, Бог и мечты простого человека. Себя автор не познал до конца, но тайну своего внутреннего мира он приоткрывает: признает то, что грешен, но не раскаивается, понимает те противоположности и противоречия, из которых состоит человеческая жизнь. И хотя герой обладает большим жизненным опытом, процесс самопознания продолжаться до тех пор, пока будет жить сам лирический герой стихотворения.

    Таким образом, можно сказать, что скрытым философским смыслом баллады является не только информация о явлениях жизни, важные для всего человечества, но и об очень важном для человечества уроке: человек должен искать смысл жизни через познание самого себя.

    Заключение

    Вийон - фигура переходная от безымянного народного певца к литератору-профессионалу. Показательно то, что сам он ни разу не называет себя поэтом, а только "школяром Вийоном". В беспокойной его жизни отразилось смутное время Франции конца Столетней войны, оно запечатлелось на его творчестве со всей силой и искренностью пережитого. Он стал поэтом своего века, но для себя не нашел в нем законного места.[ 12:14]

    Не озабоченный тем, чтобы приукрасить себя, Вийон предстает перед нами таким, каким был на самом деле. Поэтому, когда его личность - против его собственной воли - все же приоткрывается, нас поражает не ее глубина, сложность или противоречивость - черты, которые мы привыкли ценить у современных поэтов, - а ее абсолютная неподдельность.

    «Я знаю все, но только не себя» Вийон Ф.

    Библиография

    1. Болдаков И. М. Виллон, Франсуа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907

    2. Веселовский Ю. " Франсуа Вийон и его значение в истории Французской поэзии" М., 1970г.

    3. Вийон Ф. "Большое Завещание"- М., 1982

    4. Вийон Франсуа - Лирика (переводы с франц. Ф.Мендельсона и И.Эренбурга) М., 1981

    5. Вийон Франсуа - Стихи - Л., 1963

    6. Косиков К.Г "Вийон Ф. Стихи: Сборник." - М., 1984. - С. 5-41

    7. Косиков Г. О литературной судьбе Вийона // Вийон Ф. Стихи: Сборник / Составление, вступительная статья и комментарии Г. К. Косикова. — М.: «Радуга», 2002. — С. 374—483.

    8.Мандельштам О.Э. " О поэзии " - Л.1928 (статья о Вийоне)

    9.Мандельштам О.Э. " Франсуа Виллон (Вийон). Собрание сочинений в четырех томах" - М., 1993

    10. Михайлов А.Д. "История всемирной литературы" - М., 1985 (с. 221-225)

    11. Паунд Эзра. Монкорбье, alias Вийон // Паунд Э. Путеводитель по культуре. — М., 1997, с. 69—83.

    12. Пинский Л.Е. Магистральный сюжет - М., 1989

    13. Фавье Ж. "Франсуа Вийон" - М., 1991

    14.https://studme.org/62215/literatura/fransua_viyon_bezlichnosti_zhanra_lichnosti_poeta

    15. http://www.philology.ru/literature3/mikhaylov-85.htm

    16. http://www.biografia.ru/arhiv/france02.html



    написать администратору сайта