Курсовая работа тушение пожаров в театрально зрелищных учреждениях по дисциплине "Тактика тушения пожаров"
Скачать 58.14 Kb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация “Кировский пожарно-спасательный юридический полицейский колледж” КУРСОВАЯ РАБОТА Тушение пожаров в театрально зрелищных учреждениях по дисциплине “Тактика тушения пожаров” Выполнил (а): студент 2 курса, группа ПБ-22 специальность «Пожарная безопасность» форма обучения очная Жирохов Н.С. Преподаватель: В.Н. Бояринцев Киров 2021 Содержание Введение 2 Глава 1. Тушение пожаров в театрально-зрелищных учреждениях 5 1.1 Общие положения по тушению пожаров в театрально-зрелищных учреждениях 6 1.2 Общие боевые действия по тушению пожаров 10 1.3 Тушение пожаров в сценической части 11 1.4 Тушение пожара в зрительном зале 14 Глава 2. Средства, способы тушения пожаров 15 2.1 Расчет сил и средств при тушении пожаров в театрально-зрелищных учреждениях 15 Глава 3. Правила пожарной безопасности культурно-просветительных и зрелищных учреждениях 19 Заключение 25 ВведениеЧеловечество вступило в XXI век, пресыщенный информационными потоками, стремительно развивающий новые технологии познания и преобразования окружающего мира. Быстрое развитие науко - и техноемких отраслей промышленности в развитых странах мира, научно-технический прогресс способствуют появлению новых опасностей техногенного характера. Наряду с расширением масштабов хозяйственной деятельности человечества, растет и его культурный уровень жизни. В связи с этим наблюдается тенденция роста строительства зрелищных учреждений, театров, клубов, концертных залов и т.п. С увеличением масштаба строительства зрелищных предприятий и возрастанием их роли в подъеме культурного уровня жизни, возникает ряд трудностей и проблем, связанных с обеспечением необходимой безопасности людей, посещающих эти заведения. Здесь имеется в виду безопасность людей, связанная с возникновением пожаров. В России в последнее десятилетие ежегодно на объектах различного назначения происходит примерно четверть миллиона пожаров. Каждый год на пожарах гибнет 17 - 18 тыс. человек и почти столько же травмируется. Особую опасность представляют объекты с массовым пребыванием людей, к числу которых относятся культурно-зрелищные заведения. Пожары в таких зданиях нередко сопровождаются человеческими жертвами. Количество жертв на некоторых пожарах достигало несколько сотен человек Актуальность заключается в том, что современное общество невозможно представить без творчески одарённых личностей, которым нужно раскрываться, а именно для этого нам нужны театрально-зрелищные учреждения, в которых непосредственно должны соблюдаться правила пожарной безопасности. Основной задачей органов противопожарной службы является усовершенствование навыков, направленные на успех тушения пожаров в театрально-зрелищных учреждениях. Например, здания музеев, библиотек и выставок в настоящее время строят из конструкций негорючих материалов, с большими пределами огнестойкости по индивидуальным проектам. Одна из особенностей этих объектов - это непосредственное сообщение всех демонстрационных помещений переходами по ходу движения экскурсий. Музеи, выставки и библиотеки могут иметь подсобные помещения и мастерские - переплетные, реставрационные, столярные, малярные, лаборатории, кинотеки и др. Вопрос обоснованности величины необходимого времени эвакуации (НВЭ) людей при пожаре является одним из ключевых в решении задач обеспечения пожарной безопасности при проектировании путей эвакуации. От него зависит рациональный выбор объемно-планировочных и технических решений. Недооценка пожарной безопасности, равно как и ее переоценка, может привести к серьезным социальным или экономическим потерям. Для обеспечения пожарной безопасности людей необходимо разрабатывать и обосновывать конструктивные и объёмно-планировочные решения в строительстве с учётом динамики общей физической подготовки и вероятности воздействия этих факторов на человека. Эти решения должны предусматривать возможность своевременной и безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара. Эвакуация является успешной, если расчётное время эвакуации меньше необходимого времени эвакуации. Это условие безопасности лежит в основе нормирования процесса эвакуации. Расчетное время эвакуации определяется на основе метода моделирования процесса вынужденной эвакуации. Этот метод разработан в трудах профессора В.В. Холщевникова. При проектировании эвакуационных путей и выходов необходимо также располагать методом расчета критической продолжительности пожара по условию достижения каждым его предельно допустимого значения в зоне пребывания людей и, соответственно, необходимого времени эвакуации людей. Особого внимания в этом отношении требуют объекты с массовым пребыванием людей, к числу которых относятся театры. Для разработки методов расчета критической продолжительности пожара (КПП) и, соответственно, НВЭ необходимы сведения о динамике общей физической подготовки. Цель курсовой работы заключается в изучении пожаров в театрально-зрелищных учреждениях. Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи: -изучение литературы по теме исследования; - формулировка основных понятий, касающихся темы изыскания; - изучение текстовых материалов, касающихся данной темы. Глава 1. Тушение пожаров в театрально-зрелищных учрежденияхТушение пожара состоит из двух этапов: - локализация горения; -ликвидация горения. Локализация горения на пожаре достигается: - своевременным сосредоточением и вводом в действие требуемого количества сил и средств; - быстрым выходом ствольщиков на позиции и умелыми их действиями; - созданием противопожарных разрывов; - бесперебойной подачей огнетушащих веществ. Ликвидация горения на пожаре достигается: - решительным наступлением на огонь силами и средствами, введенными в период локализации горения; - умелым маневрированием стволами; - продвижением вглубь площади пожара по мере его ликвидации; - бесперебойностью подачи огнетушащих веществ в том же количестве, что и в период локализации. Решающим направлением боевых действий на пожаре является направление, на котором создалась опасность людям, угроза взрыва, наиболее интенсивного распространения огня и где работа в данный момент может обеспечить успех тушения пожара. После сосредоточения сил и средств на решающем направлении вводятся в действие силы и средства на других направлениях. Решающее направление боевых действий на пожаре определяется исходя из следующих принципов: - опасные факторы пожара угрожают жизни людей и спасание их невозможно без введения стволов; - силы и средства сосредотачиваются для обеспечения спасательных работ; 1.1 Общие положения по тушению пожаров в театрально-зрелищных учрежденияхТушение пожаров в культурно-зрелищных учреждениях, особенно в период их работы, связано с проведением сложных работ по эвакуации и спасанию людей. При пожарах на этих объектах возможны: - наличие большого количества людей в зрительном зале и сценическом комплексе, паника; - быстрое распространение огня по сцене, переход его в зрительный зал и на чердак, а также распространение пожара по вентиляционным системам, пустотам, а также конструкциям амфитеатров, трибун, ярусов и их обрушение; - обрушение подвесных перекрытий над зрительным залом; - быстрое заполнение продуктами горения сценической коробки и через проемы всех помещений. К театрально-зрелищным учреждениям относятся здания, имеющие зрительский комплекс, состоящий из зрительного зала и прилегающих к нему помещений. Это - театры, дворцы и дома культуры, клубы, кинотеатры и цирки. В зданиях клубов, дворцов и домов культуры могут размещать библиотеки, лекционные залы, выставки, помещения для проведения кружковой работы, а в цирках - помещения для расположения различных животных. Театральные здания делятся на две части: сценическую и зрительную, которые отделяются друг от друга противопожарной стеной. Демонстрацию представлений осуществляют через портальный проем, площадь которого может достигать 200-300 м». В театрах сценический комплекс включает в себя сцену, карманы и склады декорации, артистические уборные, мастерские по изготовлению декорации и бутафории и другие помещения. Сцена состоит из сценической коробки, трюма, планшета, рабочих площадок и колосников. Сценическую коробку выполняют из негорючих материалов высотой 25--40 м и более. Трюм с механизмами поворотных кругов и подъема или опускания отдельных участков планшета сцены и противоположного занавеса, пунктом управления освещением располагается под планшетом сцены и может иметь один, два и три яруса, которые устраивают из деревянных настилов. Трюм, как правило, имеет входы с планшета сцены или засеянных помещений и лестничных клеток сценической части и выходы в оркестровую яму и на пункт управления освещением. Планшет сцены представляет собой сплошной настил из досок и брусьев, под которым прокладывают электрические сети для обеспечения представлений и в отдельных местах имеет проемы для подключения электропотребителей. Площадь планшета может достигать 300-600м². Колосники для подвески декораций представляют собой настил из брусьев в виде обрешетки и две-три рабочие площадки (галереи). Рабочие галереи располагают по периметру боковых и задних стен сценической коробки. Их выполняют в виде ленточных балконов из металлических или железобетонных несущих элементов с деревянным настилом. Выходят на галереи и колосники из лестничных клеток, расположенных по бокам сценической коробки и имеющих самостоятельные выходы наружу и на покрытие сценической коробки. Если такие лестничные клетки отсутствуют, тогда выходы из колосников и галерей устраивают на наружные стационарные пожарные лестницы. Покрытие сцены бесчердачное, выполненное иногда из горючих элементов. Для удаления дыма и изменения направления движения продуктов сгорания во время пожара в покрытии сцены устраивают дымовые люки, управление которыми осуществляют с планшета сцены и помещения пожарного поста театра. К сцене примыкают карманы для хранения декораций и бутафории. Они соединяются со сценой проемами высотой до 6-8 м. В некоторых театрах сзади планшета сцены устраивают сейф для хранения подвесной декорации, который отделяется от трюма глухой стеной из негорючих материалов. Сцена и прилегающие к ней помещения характеризуются наличием большого количества горючих материалов в виде конструкций планшета сцены, трюма, колосников, горючей декорации и бутафории. Пожарная нагрузка с сильно развитой поверхностью в сценическом комплексе достигает 200-350 кг/м². Зрительный зал от фойе, гардеробов и других помещений отделяется стенами из негорючих материалов и имеет достаточное количество эвакуационных выходов. Перекрытия над зрительным залом, как правило, выполняют подвесными трудногорючими или горючими по сложным фермам. В чердачных помещениях располагают сборники и шахты вентиляционных систем зрительных залов. Полы в зрительных залах устраивают с уклоном к сцене, поэтому под полами образуются значительные пустоты. Большую опасность представляют ярусы и балконы в зрительных залах, конструкции которых в зданиях старой постройки выполнены из горючих материалов с пустотами. Пожарная нагрузка зрительных залов находится в пределах 30-50 кг/м². В зрительных залах, вместимостью 800 и более мест портальные проемы со стороны сцены защищаются противопожарными занавесами. В театрально-зрелищных учреждениях устраивают стационарные системы водотушения. В зрительном зале, в трюме и на сцене на уровне планшета, на рабочих галереях и в районе колосников устраивают внутренний пожарный водопровод. Для обеспечения работы систем водотушения в театрах устанавливают насосы-повысители. Покрытие из горючих материалов над сценой, боковыми и задними карманами, зрительным залом, а также портальный проем и проемы в карманы защищают сприн-клерньши и дренчерными установками. В театрах на рабочих галереях и в районе колосников могут устанавливать лафетные стволы. Зрелищные учреждения, как правило, построены по индивидуальным проектам, и поэтому каждое из них имеет свои особенности, которые изучаются личным составом пожарных подразделений в охраняемых районах. Статистика показывает, что пожары в театрах происходили во время представлений, когда в театре находились зрители, причем ряд пожаров сопровождался массовой гибелью людей. При пожарах в зрелищных учреждениях люди могут погибать от отравляющих действий продуктов сгорания, от высокой температуры, от недостатка кислорода, а также в результате паники. 1.2 Общие боевые действия по тушению пожаровТушение пожара в зрелищных учреждениях связано с необходимостью проведения спасательных работ, особенно в период их работы. Статистика показывает, что примерно 10-12% пожаров в театрах происходило во время представлений, когда в театрах находились зрители, причем ряд из них сопровождался массовой гибелью людей. При пожарах в зрелищных предприятиях люди могут погибать от отравляющих действий продуктов сгорания, от высокой температуры, от недостатка кислорода, а также в результате паники. Первые действия по эвакуации людей и тушению пожара осуществляет администрация. При возникновении пожара в сценической части дежурные местной пожарной охраны вызывают пожарные подразделения, закрывают декоративный занавес и спускают огнезащитный, при необходимости включают его орошение и насосы-повысители приступают к тушению пожара. Представители администрации прерывают представление, под благовидным предлогом просят зрителей покинуть зал, включают полный свет, музыку, открывают все выходы и задействуют обслуживающий персонал согласно плану эвакуации зрителей. При этом необходимо в кратчайшее время освободить зрительный зал и направить людей безопасные места. Разведка пожара устанавливает наличие зрителей, артистов, обслуживающего персонала, определяет степень угрозы их жизни и выясняет, как осуществляется эвакуация. В дальнейшем определяют место и характер горения; особенности и пути распространения огня и дыма, опасность обрушения конструкций и декораций, опущен ли огнезащитный занавес, включены ли стационарные установки пожаротушения и необходимо ли вскрывать дымовые люки. При наличии зрителей во многих случаях разведку целесообразно проводить со стороны сцены, начиная из комнаты пожарного поста так, чтобы зрители, находящиеся в зале, не видели работников пожарной охраны. Появление работников пожарной охраны в боевой одежде может вызвать панику среди зрителей. 1.3 Тушение пожаров в сценической частиПри пожаре в трюме огнетушащие средства вводят через ближайшие входы, непосредственно в трюм для тушения, а также на защиту планшета сцены, чтобы не допустить распространения огня по декорациям на колосники, а затем на защиту других смежных помещений. При наличии входов в трюм с боков сцены стволы подают по двум направлениям одновременно. При этом действия сил и средств направляют на обеспечение сохранности механизмов поворотного круга и подъема декораций. Чтобы не допустить распространения огня на сцену, одновременно вводят стволы на защиту планшета сцены. При этом подвесные декорации поднимают вверх с планшета сцены, особенно над местом горения, удаляют декорации и бутафорию, вскрывают участки сцены для ввода стволов в очаг горения. Тушение пожаров в трюме затрудняется сильным его задымлением, отсутствием освещения, наличием электрических устройств под напряжением. При развившихся пожарах в трюмах для их тушения принимают воздушно-механическую пену средней кратности. Расчет количества генераторов и их подача для тушения аналогичны тушению пожаров в подвалах. Для тушения пожаров в трюмах можно также использовать воду и растворы смачивателей. Боевые участки при пожарах в трюмах можно организовывать непосредственно в трюме, на планшете сцены и со стороны зрительного зала. При пожаре на планшете сцены и отсутствии противопожарного занавеса в первую очередь на тушение вводят стволы РС-70 и лафетные со стороны зрительного зала. Одновременно вводят стволы на защиту колосников и карманов сцены, а затем на защиту проемов в смежные помещения и в трюм. Количество стволов для тушения определяют исходя из интенсивности подачи воды, равной 0,2-0,3 л/(м²-с). Основной задачей при тушении пожара на планшете сцены является ликвидация горения на планшете и защита зрительного зала и колосников. На защиту колосников вводят стволы РС-70 от пожарных машин по боковым лестничным клеткам или наружным пожарным лестницам, или от внутренних пожарных кранов. Для введения стволов на колосники чаще всего выделяют звенья или отделения газодымозащитников, которые обеспечивают их работу от галерей и с рабочих площадок. Боковые карманы чаще всего защищают водяными завесами дренчерных установок или водяными струями от внутренних пожарных кранов. Загоревшиеся подвесные декорации и занавесы для тушения спускают на планшет сцены, а не горящие подымают вверх к колосникам. Для выполнения этой работы привлекают обслуживающий персонал театра или работников местной пожарной охраны. В этих случаях могут организовываться боевые участки по защите зрительного зала, по тушению пожара на планшете сцены и защите колосников и трюма. Если пожар возник на планшете сцены при отсутствии противопожарного занавеса и в зрительном зале находятся люди или сил и средств пожарных подразделений недостаточно для защиты зрительного зала от огня, то открывают дымовые люки. При этом резко снижается опасность быстрого задымления и распространения огня в зрительный зал. Дымовые люки открывают после локализации пожара для удаления дыма со сцены и из прилегающих помещений, а также для окончательного проветривания здания. При пожаре на сцене, когда портальный проем защищен противопожарным занавесом, основные силы и средства вводят со стороны боковых лестничных клеток и карманов на планшет сцены, а также на защиту колосников. Резервные стволы вводят на защиту трюма и для дополнительного охлаждения огнезащитного занавеса со стороны зрительного зала. Для этой цели используют внутренние пожарные краны. При этом интенсивность подачи воды для охлаждения занавеса должна быть не менее 1 л/(м2∙с). Для тушения пожара на планшете сцены подают стволы РС-50. Во всех случаях при развившихся пожарах на сцене проводят разведку и при необходимости вводят стволы на защиту зрительного зала. При тушении пожаров в колосниках стволы вводят по лестничным клеткам и наружным пожарным лестницам, имеющим выходы на рабочие площадки и галереи, а также по автолестницам и коленчатым автоподъемникам. Резервные стволы вводят на защиту покрытия из горючих материалов и чердачного помещения зрительного зала, а также на планшет сцены для тушения падающих горящих декораций и занавесей. При наличии на галереях и рабочих площадках стационарно установленных пожарных стволов и внутренних пожарных кранов их используют в первую очередь. При этом расстановка стволов должна быть такой, чтобы обеспечить тушение струями воды по всей горящей площади колосников. Для подачи стволов на планшете сцены используют внутренние пожарные краны. С планшета сцены эвакуируют все декорации и бутафорию, а подвешенные декорации и занавесы спускают на планшет сцены и удаляют в безопасное место. При невозможности эвакуировать мебель и бутафорию их защищают от огня и проливаемой воды брезентовыми покрывалами и другими подручными материалами. В зависимости от обстановки боевые участки можно организовать на колосниках, на планшете сцене, а также на покрытии и чердаке зрительного зала. 1.4 Тушение пожара в зрительном залеПри пожаре в зрительном зале в первую очередь стволы вводят в очаг пожара, на защиту сцены и чердака, а затем для защиты других помещений. При наличии противопожарного занавеса его опускают и интенсивно охлаждают. При отсутствии противопожарного занавеса первые стволы РС-70 и лафетные вводят так, чтобы не допустить распространения огня на сцену. Количество стволов для тушения пожаров в зрительных залах и подсобных помещениях определяют из интенсивности подачи воды, равной 0,15 л/(м²-с). Для защиты подвесных перекрытий из горючих материалов подают резервные стволы с ярусов и балконов, а также на чердак зрительного зала. При этом особое внимание уделяют снижению температуры в чердаке, чтобы не допустить обрушения перекрытия. Проверяют вентиляционные системы, системы воздушного отопления, принимают меры к прекращению их работы, а при необходимости вскрывают воздуховоды и сборники для предотвращения открытого распространения огня. При пожаре под полом зрительного зала в местах наиболее интенсивного распространения огня снимают и удаляют кресла, вскрывают пол и вводят стволы на тушение. Для тушения пожара под полом, а также для предотвращения быстрого распространения огня в пустотах и вентиляционных каналах используют воздушно-механическую пену средней кратности. При пожаре на чердаке над зрительным залом в первую очередь вводят стволы-распылители в места наиболее интенсивного распространения огня, а затем на покрытие, чтобы вскрыть его. Водяные струи подают на защиту ферм и соединительных узлов перекрытия, чтобы не допустить их деформации и обрушения. При пожаре в зрительном зале боевые участки можно создавать со стороны сцены и смежных помещений со зрительным залом, а также на чердаке. Тушение пожаров в зрелищных учреждениях связано с работой пожарных подразделений на высотах и в сильно задымленных помещениях. В этих случаях РТП обязан принимать меры по защите личного состава от отравления продуктами сгорания. При работе на планшете сцены и в трюмах следует предупреждать несчастные случаи от падения подвесных декораций и противовесов, которые при падении пробивают планшет сцены и уходят в трюм. В зрительных залах возможны обрыв и падение люстр и лепных украшений. При угрозе обрушения колосников и покрытия сцены или подвесного перекрытия зрительного зала личный состав выводят в безопасные места. Места обрушения конструкций, люки в планшете сцены, места работ на чердаке освещают прожекторами, а при необходимости выставляют пост из пожарных для предупреждения об опасности. По решению РТП может быть назначено лицо для наблюдения за поведением конструкций на пожаре и принятия необходимых мер безопасности. При тушении пожаров следует отключать электрические сети, не сосредоточивать людей на подвесных перекрытиях и в местах возможных их обрушений. Таким образом, тушение пожаров в театрально-зрелищных учреждениях связано с проведением сложных работ по эвакуации и спасанию людей. Успех локализации и ликвидации пожара в большем случае зависит от разведки пожара. Глава 2. Средства, способы тушения пожаров2.1 Расчет сил и средств при тушении пожаров в театрально-зрелищных учрежденияхРасчет сил и средств, для тушения пожаров производится в следующих случаях: заблаговременно (до пожара), на месте пожара, после его тушения. В первом случае расчет производится при составлении оперативных документов (планов тушения пожаров), разработке тактических замыслов на проведение занятий и учений, определении автоматических номеров выезда подразделений на пожары, проведении экспериментов по изысканию наиболее эффективных способов, приемов и средств тушения пожаров. Результаты такого расчета во многом являются необходимыми для заблаговременной разработки организационных мероприятий по пожаротушению. Расчет сил и средств в условиях постоянно изменяющейся обстановки реального пожара представляет определенную трудность. Для быстрого расчета сил и средств в уме, а также с использованием таблиц, графиков и экспонометров руководителю тушения пожара нужна хорошая подготовка и достаточный практический опыт. Точность расчета на месте пожара достигается тогда, когда площадь горения в дальнейшем не увеличивается. Если имеются заблаговременные расчеты (данные планов пожаротушения, пожарно-тактических занятий и т.д.), они на месте корректируются и приводятся в соответствие с конкретной обстановкой пожара. Расчет сил и средств после ликвидации пожара необходим при исследовании пожаров для анализа и объективной оценки результатов тушения, действий пожарных подразделений по тушению пожара, действующих указаний и рекомендаций по тушению конкретных пожаров, разработки новых рекомендаций и мероприятий оперативно-тактического характера, написании экспертиз по пожарам. Силы и средства, необходимые для тушения пожаров, рассчитывают аналитическим методом (по формулам), с использованием справочных таблиц, графиков и специальных пожарно-технических экспонометров. Наиболее точным является аналитический расчет. Методику расчета рассмотрим на примере расчета сил и средств до пожара, например при подготовке пожарно-тактического учения. При изучении оперативно-тактической характеристики объекта следует обратить внимание на: -Общую планировку объекта; - Конструктивные особенности и огнестойкость строительных конструкций; - Общую характеристику технологического процесса производства; - Возможность обрушения строительных конструкций и оборудования, взрывов; - Различных веществ, сосудов под давлением, аппаратов с ЛВЖ и газами, расплавления и растекания горючих веществ и материалов; - Характеристику внутреннего и наружного водоснабжения; - Наличие и характеристику средств тушения; - Кратчайшие и безопасные пути развертывания сил и средств. Установление и анализ этих факторов должны завершаться выводами о влиянии их на развитие и тушение возможного пожара на данном объекте. Определение исходных данных для расчета. Основными исходными данными для расчета сил и средств являются: место возникновения пожара (определяется на основе анализа оперативно-тактической характеристики объекта); линейная скорость распространения горения (определяется по справочным таблицам в пожарно-тактической литературе); временные параметры развития и тушения пожара (время возникновения пожара, время свободного развития горения, время введения первого ствола на тушение пожара, время сосредоточения сил и средств на пожаре). Определение этих параметров производится с учетом оперативно-тактической характеристики объекта и характеристики гарнизона пожарной охраны. Определение параметров пожара определяются в зависимости от возможной обстановки на пожаре: площадь пожара; периметр пожара; фронт пожара; скорость роста площади пожара; скорость роста периметра пожара; скорость роста фронта пожара. Исходя из параметров, определяют принцип введения сил и средств: тушение по всей площади пожара; поэтапно по частям площади пожара; по периметру пожара; путем заполнения объема огнетушащими веществами. Если в настоящий момент сосредоточение сил и средств обеспечивают тушение пожара по площади (на всей площади, охваченной огнем), то расчет их производится по площади пожара. Если тушение пожара в настоящий момент на всей площади пожара не обеспечивается, то силы и средства сосредотачиваются и вводятся для поэтапного тушения. Выбор огнетушащего вещества и определение требуемой интенсивности его подачи зависит от: вида горючего вещества; обстановки на пожаре. Требуемая интенсивность подачи огнетушащего вещества определяется по справочным таблицам в пожарно-тактической литературе в зависимости от огнетушащего вещества; выбранного способа его подачи; вида здания, сооружения, на котором произошел пожар. Если принято решение на поэтапное тушение пожара, то расчет сил и средств осуществляется по площади тушения, считая от внешних границ площади пожара. В зависимости от возможной обстановки на пожаре определяется: площадь тушения; периметр тушения. Определение данных параметров производится в зависимости от формы пожара и направления ввода сил и средств по методике, изложенной в соответствующих лекциях. Определение требуемого расхода огнетушащего вещества. Определение количества приборов подачи огнетушащего вещества Определение фактического расхода (необходимого запаса) огнетушащего вещества. На основе определения этих данных делается вывод об обеспеченности объекта водой и другими огнетушащими веществами. В случаях, когда на объекте огнетушащих средств недостаточно, принимают меры к их увеличению: повышают водоотдачу водопровода путем увеличения напора в сети, организуют перекачку или подвоз воды с удаленных водоисточников, при необходимости доставляют специальные средства тушения с резервных складов гарнизона и опорных пунктов тушения крупных пожаров. Определение количества личного состава необходимого для выполнения работ на пожаре. Определение количество отделений на основных пожарных автомобилях определяется по формуле: Nотд = Nл/с / K, отделений; Где: Nотд – количество отделений, Nл/с – количество литров в секунду, К - средняя численность личного состава одного отделения, чел., определяется из условия: если в боевых расчетах гарнизона находятся пожарные автоцистерны, то среднюю численность личного состава для одного отделения принимают 4 человека, а при наличии автоцистерн и автонасосов - 5 человек. Когда необходимое число личного состава по расчету превышает численность его в боевых расчетах пожарных подразделений, привлекаемых на тушение пожара, тогда недостающее количество компенсируется за счет добровольных пожарных формирований, рабочих объекта, воинских подразделений, населения и других источников Таким образом можно сделать вывод, что от выбора правильного огнетушащего вещества зависит дальнейшее развитие обстановки на пожаре. Благодаря различным способам тушения пожара, можно достичь быстрой локализации и ликвидации огня. Глава 3. Правила пожарной безопасности культурно-просветительных и зрелищных учрежденияхОтветственность за пожарную безопасность учреждения культуры приказом по учреждению возлагается на одного из руководителей, а по структурным подразделениям - на руководителей цехов, мастерских, складов, участков, а также ответственных лиц за исправное состояние автоматических средств обнаружения и тушения пожаров, противопожарного занавеса, водопроводных сетей, дымовых люков и другого противопожарного оборудования. Все работники учреждений культуры должны знать Правила пожарной безопасности и строго выполнять их на рабочих местах, а к лицам, нарушающим требования пожарной безопасности, руководитель учреждения обязан принимать своевременные меры воздействия. При заключении договора на проведение гастролей, представлений и организацию выставок с другими организациями руководитель учреждения обязан проинформировать органы Государственного пожарного надзора о намечаемых мероприятиях и местах их проведения. Концертные коллективы, осуществляющие гастроли, должны быть обеспечены следующей документацией: приказом руководителя учреждения о назначении ответственных лиц за обеспечение охраны труда и пожарной безопасности при проведении гастролей; журналом учета или списком лиц с росписью, прошедших инструктаж по технике безопасности при гастролях; временной инструкцией по технике и пожарной безопасности при проведении гастрольных спектаклей и концертов; актами на огнезащитную обработку декораций; актом местной постоянно действующей комиссии по приемке декорационного оформления спектакля, концерта. Вновь поступающие на работу должны пройти противопожарный инструктаж, без которого они не могут быть допущены к работе. Со всеми работниками учреждения культуры не реже одного раза в год должен проводиться повторный противопожарный инструктаж. В музеях и картинных галереях необходимо разработать план эвакуации экспонатов и других ценностей, а в цирках и зоопарках - план эвакуации животных. Все культурно-просветительные и зрелищные учреждения перед открытием сезона проверяется на соответствие требованиям пожарной безопасности и принимается межведомственными комиссиями местных исполнительных органов. В зрительных залах и на трибунах все кресла и стулья следует соединять в ряды между собой и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи. В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200, крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой. Деревянные конструкции сценической коробки (колосники, настил сцены, подвесные мостики, рабочие галереи) в процессе строительства должны подвергаться глубокой пропитке антипиренами. Указанные конструкции, а также горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе, буфетах необходимо периодически обрабатывать огнезащитными составами. Руководителю учреждения необходимо иметь соответствующий акт организации, выполнившей эту работу, с указанием даты пропитки, срока ее действия и акта проверки качества обработки. В пределах сценической коробки театрально-зрелищных учреждений могут одновременно находиться декорации и сценическое оборудование не более чем для двух спектаклей. Места хранения декораций на сцене обозначаются знаками. Для эвакуации из здания должны быть задействованы все типы эвакуационных лестниц (наружные, внутренние), для доступа в чердачные помещения и на крышу должны быть установлены и испытаны вертикальные или маршевые пожарные лестницы. Эвакуационные выходы оснащены дверьми без механизмов запирания, открываемых ключами. Для защиты здания от незаконного проникновения и для организации безопасной, быстрой эвакуации в этих местах рекомендовано использовать противопожарную фурнитуру (система «антипаника»), противопожарные дверные ручки, замки других видов. К выходам из здания, помещения, местам размещения ручных противопожарных средств, пожарным кранам, эвакуационным путям должны быть постоянно свободные проходы. Это строго учитывается при размещении выставок и рекламных материалов. По правилам, действующим для помещений с массовым количеством зрителей, руководство организации должно обеспечить наличие исправных, работоспособных электрических ручных фонарей в количестве, рассчитанном исходя из нормы 1 фонарь на 50 зрителей. Безопасная эвакуация посетителей и персонала зависит от того, насколько надежно прикреплены к полу снимаемые покрытия (ковры, ковровые дорожки и другие) на путях следования к выходам из здания. Разумеется, что напольные покрытия из синтетических горючих материалов запрещены к использованию. Древесина настила сцены, мостков, галерей, колосников нуждается в регулярной обработке огнезащитными составами. Соответствующей пропитке периодически подвергаются сгораемые декорации, сценическое оформление, драпировки из тканей и других горючих материалов, расположенные в вестибюлях, зрительном зале, буфете. Гастролирующие коллективы при использовании привезенных с собой декораций предъявляют учреждению акты о проведенной огнезащитной обработке данного инвентаря. Работоспособность и исправность противопожарных фрамуг, систем подачи свежего воздуха, дымоудаления, противопожарного сценического занавеса должна проверяться регулярно. Кроме вышеперечисленного, в помещениях театра, кинотеатра, клуба, концертного зала можно использовать только бенгальские огни и хлопушки. Категорически запрещено на любых мероприятиях зажигать свечи, пиротехнику любого вида, использовать дуговые прожекторы, защитная степень оболочки которых менее IP54. Хранение декораций, бутафории, деревянных станков, откосов, инвентаря и другого имущества в трюмах, на колосниках и рабочих площадках (галереях), под лестничными маршами и площадками, а также в подвалах под зрительными залами не допускается. При оформлении постановок вокруг планшета сцены необходимо обеспечить свободный круговой проход шириной не менее 1м. По окончании спектакля все декорации и бутафория следует разобрать и убрать со сцены в специальные склады (кладовые, сараи, сейфы). На планшете сцены следует нанести красную линию, указывающую границу спуска противопожарного занавеса. Декорации и другие предметы оформления сцены не должны выступать за эту линию. По окончании спектакля (репетиции) противопожарный занавес должен быть опущен. В опущенном состоянии противопожарный занавес должен плотно примыкать эластичной "подушкой" к планшету сцены. Герметизация мест примыкания боковых сторон и верха противопожарного занавеса (подъемно-опускного) должна быть выполнена при помощи лабиринтных уплотнений и песочного затвора. Подъемно-пропускной механизм следует отрегулировать так, чтобы скорость опускания была не менее 0,2 м/с. Клапаны дымовых люков должны быть хорошо утеплены и не реже одного раза в 10 дней проверяться на безотказность в работе. Хранение и использование пиротехнических изделий осуществляется в строгом соответствии с техническими требованиями. Изготовление их кустарным способом, а также хранение в зрелищных учреждениях, в помещениях и на трибунах стадионов, в парках культуры и отдыха, других местах с массовым пребыванием людей не допускается. При необходимости проведения специальных огневых эффектов на открытых площадках ответственным постановщиком (главным режиссером, художественным руководителем) разрабатывается и осуществляется по согласованию с органами государственного пожарного надзора меры по предупреждению пожаров. Эвакуация зрителей: руководитель тушения пожара обязан в кратчайший срок организовать и провести эвакуацию зрителей, а также принять меры к предотвращению паники. Если по прибытии на пожар эвакуация зрителей проходит спокойно, то РТП принимает меры к полному их удалению из зрительного зала и других помещений, привлекая для этой цели обслуживающий персонал. Основные силы и средства подразделений в этих случаях используют для спасания людей из задымленных помещений и тушения пожара. Если на пожаре нет опасности зрителям и к моменту прибытия пожарных подразделений эвакуация их не начиналась, то основные силы и средства направляют для быстрой ликвидации пожаров и принимают меры предосторожности, чтобы не допустить возникновения паники. Если для зрителей, артистов и обслуживающего персонала создалась реальная угроза от огня и дыма и пути эвакуации отрезаны, то РТП вводит все основные силы и средства для защиты путей эвакуации и проведения спасательных работ. В первую очередь эвакуируют людей из галерей, бельэтажа и других мест, где возможно быстрое проникновение продуктов сгорания и резкое повышение температуры. Если среди зрителей появились признаки паники, то РТП все усилия подразделений направляет для организации четкой их эвакуации. При этом личный состав пожарных подразделений расставляют по путям эвакуации для организации спокойного выхода людей. Наиболее опытных работников пожарной охраны направляют для пресечения паники. Для этой цели используют электромегафоны и другие средства звуковой связи, а так: же подают стволы на тушение видимых зрителям очагов горения. Одновременно с этим РТП вместе с группами пожарных осматривает задымление помещения, балконы, ярусы и другие места, где могут находиться люди, потерявшие сознание. При пожарах в зрелищных учреждениях боевое развертывание во всех случаях не должно нарушать нормальной работы по эвакуации и спасанию людей. По прибытии на пожар пожарные автомобили устанавливают на ближайшие водоисточники со стороны сцены и прокладывают рукавные линии к служебным входам. Боевое развертывание проводят через служебные входы, не занятые эвакуацией людей. Одновременно с подачей стволов от пожарных машин часть личного состава выделяют для работы со стволами от внутренних пожарных кранов. При боевом развертывании используют сухотрубы, наружные пожарные лестницы, автолестницы. Основные и запасные пути эвакуации могут быть использованы для введения сил и средств на тушение при отсутствии людей в зрительном зале или после окончания их эвакуации. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что необходимость правил пожарной безопасности в культурно-просветительных и зрелищных учреждениях очень важна так, как при её соблюдении значительно снижается количество пожаров. Таким объектам уделяют особое внимания из-за массового пребывания людей. ЗаключениеБезусловно, на практике все выглядит иначе, чем в теории. По-моему, люди гибнут из-за того, что все развивается настолько стремительно, что человек теряется. Поэтому в заключении, я хотел бы привести самые элементарные действия населения при пожарах, которые легко запомнить и осуществить в самых экстремальных ситуациях. При пожарах в жилище сначала необходимо позвонить по телефону "01", немедленно вывести из помещения детей и престарелых и только затем тушить огонь своими силами. Надо помнить, что важно не количество использованной воды, а правильное ее применение. При пожаре, если отсутствует огнетушитель, подручными средствами могут быть: плотная ткань (лучше мокрая) и вода. Загоревшиеся шторы нужно сорвать и попытаться затоптать, залить водой. Нельзя открывать окна, так как огонь с поступлением кислорода вспыхивает сильнее. Когда есть возможность затушить пламя, лучше двигаться против огня, стараясь ограничить его распространение и толкая огонь к выходу или туда, где нет горючих материалов. Наиболее эффективное тушение пламени осуществляется с высоты на уровне огня. Необходимо страховаться веревкой, когда надо идти вдоль коридоров, на крыши, в подвалы и другие опасные места, так как в сильном дыму трудно отыскать дорогу обратно. Необходимо всеми способами защищаться от дыма, являющегося основной причиной гибели людей. Уменьшает задымленность струя распыленной воды, которая охлаждает дым и одновременно осаждает его твердые частицы. В первую очередь это нужно делать там, где могут быть дети. Если есть возможность, легкие надо защищать противогазом или респиратором. По задымленным коридорам передвигаться можно, пригнувшись или ползком, так как внизу меньше дыма. Отправляясь на поиски людей, надо обязательно обвязаться веревкой: кто-то должен страховать спасателя. Тушение пожаров в зрелищных учреждениях связано с работой пожарных подразделений на высотах и в сильно задымленных помещениях. В зрительных залах возможны обрыв и падение люстр и лепных украшений. При тушении пожаров в театрально-зрелищных учреждениях необходимо соблюдать правила пожарной безопасности и четко следовать инструкциям руководителя тушения пожара. Исходя из прочитанных выше слов можно ознакомиться с различными ситуациями пожара в театрально-зрелищных учреждениях. Так же исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы, что при пожаре возможны: - скопление большого количества людей, паника; - большая горючая нагрузка в основном из горючих материалов; - сильное задымление помещений; - образование завалов в проходах из-за обрушения стеллажей, металлоконструкций; распространение горения в пустотах перекрытий, перегородок, воздуховодов, по подъемникам и конвейерам; - переход горения на покрытие здания из-за разрушения световых фонарей; - отсутствие достаточного количества входов и оконных проемов; - повреждение опасными факторами пожара и огнетушащими веществами научных, художественных и исторических ценностей. При ведении действий по тушению пожаров необходимо: - организовать с помощью обслуживающего персонала эвакуацию людей; - выяснить места расположения уникальных ценностей, степень угрозы им от пожара, необходимость и очередность их эвакуации; - определить состояние и возможность использования стационарной системы пожаротушения; - определить эффективное огнетушащее средство; - подать на тушение перекрывные водяные стволы, распыленную воду, пену, огнетушащие порошки, инертные газы; - проводить тушение пожара с одновременной защитой материальных ценностей от проливаемой воды; - производить тушение пожара и разборку конструкций, оберегая экспонаты (при необходимости проводить их эвакуацию) и архитектурное оформление помещений; - проверять тщательно пустоты архитектурных конструкций перекрытий, перегородок, вентиляционных каналов, приняв меры к предупреждению распространения огня по ним; - принять меры для снижения задымления помещений. Список использованной литературы 1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О пожарной безопасности» 2. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». 3. Приказ МЧС России от 16.10.2017 N 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» (БУППО) 4. Теребнев В.В. Справочник руководителя тушения пожара. Тактические возможности пожарных подразделений. - М.: Центр пропаганды, 2007г.-353с 5. Приказ Минтруда и социальной защиты России от 23.12.2014г. №1100 н «Об утверждении правил по охране труда в подразделениях ФПС ГПС. 6. Повзик Я.С. Пожарная тактика М., ЗАО «Спецтехника», 2001г. |