Курсовая работа виды правового статуса личности брагина Ксения Александровна Руководитель канд юр наук, доцент
Скачать 47.3 Kb.
|
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (НИ ТГУ) Юридический институт Кафедра теории и истории государства и права, административного права КУРСОВАЯ РАБОТА ВИДЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ Брагина Ксения Александровна Руководитель канд. юр. наук, доцент Л. В. Гааг подпись «» 2023 г. Студентка группы №062250 К. А. Брагина подпись Томск ‒ 2023 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ В современной России, правовой статус личности весьма противоречив. С одной стороны, он имеет достаточно прогрессивную базу, которая в целом соответствует всем международно-правовым стандартам, а также в своей основе он ориентирован на человека (хотя большей степени декларативно). С другой стороны, правовой статус личности в условиях кризиса в политической и экономической системах не является обеспеченным и стабильным. На его характер и природу влияют негативные процессы, которые отрицательно сказываются на нашей действительности, а именно: чиновничий произвол и бюррократия, безработица и рост преступности, невыплата заработной платы, проблема вынужденных переселенцев и беженцев. Актуальность темы обусловлена Объектом исследования Целью данной работы является Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие правового статуса личности; 2. Проанализировать структуру правового статуса человека: 3. Определить права и обязанности человека 4. Рассмотреть виды правового статуса личности Теоретической основой курсовой работы являются труды отечественных юристов в сфере теории права. В ходе работы использовались труды таких отечественных ученых как: При написании курсовой работы применялись следующие методы исследования: изучение и анализ научной и юридической литературы. Нормативной основой работы явились законы Российской Федерации. 1 Понятие правового статуса личности Понятие «личность» является многоаспектным и многогранным. Согласно словарю В. И. Даля личность – это «лицо, самостоятельное, отдельное существо» (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998. Т. II. Стб. 668). С. И. Ожегов толкует его следующим образом: личность – это человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо (Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 281). Л. Д. Воеводин определяет понятие «личность» с точки зрения ее правового положения – это «комплексный государственно-правовой институт» (Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 14).1 При попытках определить личность в научной литературе часто цитируются слова К. Маркса: «…человек есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1955. Т. 3. С. 3). Однако в данном случае дается не прямое определение личности, здесь речь идет об обобщенном человеке (человечестве в целом), так как ни один конкретный человек не может быть совокупностью всех общественных отношений. Необходимо согласиться с определением, данным А. Б. Барихиным о триединстве положения личности в обществе: 1) человек, т. е. разумное психофизическое существо, продукт природы; 2) гражданин, т. е. человек, взятый в его соотношении с государством, политикой, властью и законом и являющийся носителем субъективных прав и юридических обязанностей; 3) личность, т. е. человек как член конкретной социальной группы, класса, участвующий в какой-либо сфере социального бытия и обладающий особым статусом в обществе. Понятия «человек», «гражданин», «личность», отражая и характеризуя различные аспекты одного целого – отдельного индивида, находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Как продукт природы конкретный человек, вступая в жизнь, предстает лишь материальной, биологической основой личности. Включаясь в систему социальных связей, получив знания, человек под воздействием общества превращается в личность. Личностью не рождаются, а становятся, и не всякий индивид может выступать в этом качестве. Так, личностью не является грудной ребенок или душевнобольной человек. Вряд ли можно считать личностью первобытного дикаря, также в рабовладельческом обществе, как известно, раб не признавался личностью. Личность в обществе всегда индивидуальна и неповторима. Задача общества – создать наиболее благоприятные условия для формирования личности (Барихин А. Б. Большая юридическая энциклопедия. М., 2010. С. 391) Таким образом, приведенные определения понятия «личность», раскрывающие ее через совокупность присущих ей черт, позволяют нам сформулировать собственную дефиницию этого биопсихосоциального явления: личность есть человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества. Нас интересуют не все качества личности, перечисленные в определении, а в большей мере те составляющие, что в своей совокупности и образуют социально-правовую структуру личности: это признаки, определяющие ее правовое положение (правовой статус), ее функциональные роли в рамках статуса, а также нравственные и этические основы, т. е. личности как человека, обладающего комплексом прав, свобод и обязанностей, которые придают ему независимый, признанный и защищенный обществом статус, особое положение в обществе. Большинство ученых воспринимают юридические категории «правовой статус» и «правовое положение» как научные термины, обладающие идентичным содержанием. Мы солидарны с мнением тех авторов, которые считают необоснованным разделение понятий «правовой статус» и «правовое положение». Слово "статус" в переводе с латинского переводится, как положение, состояние кого-либо или чего-либо. В нашем же случае речь идет о статусе личности, человека, гражданина. Теперь же давайте дадим развернутое понятие слову «личность». По мнению Щербакова М.Н. : «Личность - это человек, который умеет сознавать, способный к познанию, эмоциям, улучшению окружающего мира и вступающий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей». [1] В юридической науке и практике место личности в обществе, в системе общественных отношений раскрывается в основном с помощью таких категорий, как «правовое положение» или «правовой статус» личности. Правовой статус личности является одной из центральных категорий общей теории права. Как утверждает Е.А. Лукашева, правовой статус человека и гражданина – это одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности [1, c. 91]. В современной юридической науке одни авторы отождествляют понятия правового положения и правового статуса личности [2; 3], другие – разграничивают [4, с. 25]. Правовой статус в широком смысле определяется как юридически закрепленное положение личности в обществе [5, с. 190], включающее совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности [6, с. 585]. Анализ научных публикаций показывает, что в них чаще используется термин «правовой статус», а не «правовое положение». Однако и второй вариант встречается в работах известных исследователей, например, в одном из учебников по конституционному праву структурирован раздел «Основы правового положения личности» [2]. А свою очередь Л.Д. Воеводин, хотя и называет свою книгу «Юридический статус личности» [3], в тексте ее использует термины «правовое положение» и «юридический статус» как синонимы, более того, несколько раз встречается выражение «правовое положение (статус)». Тем не менее некоторые ученые считают, что категорию «правовое положение» следует толковать шире, чем «правовой статус» [4, с. 147]. Так, по мнению, В.И. Власова, правовой статус личности представляет собой «юридически отрегулированное положение этой личности в социуме» [5, с. 204]. Однако вряд здесь можно обнаружить существенные различия между «статусом» и «положением», во всяком случае, если в указанной формулировке их поменять местами, то смысл не поменяется, то есть, «правовой статус» и «правовое положение» однозначно следует полагать синонимами. Переходя к уточнению понятия «личности», следует отметить, что как в научных публикациях, так и в законах (равно и в других правовых актах) часто используются такие смежные термины, как «лицо», «человек», «индивид», «гражданин» и др. Что касается именно «личности», а нас интересует именно этот термин, то в литературе встречаются разные подходы. В частности, согласно одной из точек зрения личность – это член социума, участник социальный отношений, причем он может быть гражданином любого государства [6, с. 311]. По мнению, Л.Б. Венгерова, личность, если толковать ее применительно к сфере права, отражает сущность социальных отношений, поэтому личность – «общественное существо, которое наделается сознанием, волей, достоинством в результате определенного исторического процесса» [7, с. 133 Указанное понимание представляется предпочтительным, однако лишь к общей ситуации, то есть, когда не учитывается такие факторы, как, например, проживание человека на конкретной публично-правовой территории с соответствующей регистрацией по месту жительства. Это важно потому, что в таких случаях правовой статус личности рассматривается уже не только с позиции общей теории права, но и с позиций конституционного, муниципального, административного права и иных отраслей права. В этом контексте можно отметить некоторые решения Конституционного Суда РФ (далее – КС РФ). Например, в постановлении КС РФ от 17 июня 2004 г. [8] встречаются такие термины, как «конституционно-правовой статус физических и юридических лиц», «бюджетно-правовой статус», «финансово-правовой статус», в других решениях КС РФ - «конституционно-правовой статус личности», «правовой статус военнослужащих» и др. Следует, далее, согласиться с тем, что правовой статус личности определяет закрепленное юридическими нормами место личности в социуме [9, с. 231], поэтому правовой статус личности представляет собой более узкое понятие, чем социальный статус личности, выражая его правовой (юридической) составляющей. И в этом смысле правовой статус личности отражает, причем объективно, преимущества и недостатки государства, в котором находится человек (речь идет, в частности, об уровне демократии, свободы слова, печати и т.д.), поэтому правовой статус личности следует рассматривать в рамках конкретных общественных отношений, где правовой статус формируется и функционирует, то есть, «правовой статус личности представляет собой неотъемлемую часть, элемент общества, и по мере изменений в обществе меняется и правовой статус личности» [10, с. 26]. Данный тезис подтверждается историей России, если, к примеру, сравнивать период ее монархии (сословность как особенность правового статуса), период советского государства (партийно-классовый характер правового статуса) и настоящую Россию (общепризнанные права и свободы). Теперь соединяем составляющие термины в исследуемую категорию – «правовой статус личности» и выявляем ее содержательную часть. Здесь мнений довольно много. Так, распространенная точка зрения предусматривает, что в этот статус входят только статутные права и обязанности (работы Е.А. Лукашевой, А.Ф. Вишневской, В.А. Кучинского, И.В. Кашаниной, А.С. Пиголкина и др.). Но такой подход представляется упрощенным, поскольку статус по определению характеризует как некая систему, в которой элементы должны взаимодействовать, поэтому «правам» и «обязанностям» требуется по меньшей мере один связующий элемент. В частности, согласно одной из точек зрения правовой статус нужно рассматривать как систему прав, свобод, обязанностей, ответственности, закрепленных в соответствующих правовых актах и обеспеченных органами государственной власти и управления, и именно в рамках этих составляющих индивид как субъект права определяет (должен определять) свое поведение в социуме [6, с. 310]. Однако, на наш взгляд, ответственность прямо вытекает из обязанностей, и в результате их одновременного использования в данном случае получается тавтология. И.А. Кузнецов в правовой статус включает права, свободы и обязанности [11, с. 131]. Однако, по сути, данный подход равнозначен предшествующему, если иметь в виду структуру правового статуса. Этот же автор полагает, что указанные им элементы правового статуса выступают в качестве юридических возможностей для удовлетворения социальных. По мнению А.Г. Сироткина, в качестве элементов правового статуса следует рассматривать традиционные права и обязанности, а также порядок приобретения и утраты правового статуса, ответственность, гарантии, правовые состояния [13, с. 37]. Однако такой подход, на наш взгляд, излишне затеоретизирован, если иметь в виду последний структурный элемент, поскольку он является весьма дискуссионным, в то время как дефиниции правовых категорий должны излагаться на основе общепринятых терминов и понятий. В.Г. Стрекозов включает в правовой статус правовые и иные гарантии осуществления прав и обязанностей [14, с. 74]. Кроме того, в структуру правового статуса личности включаются также такие элементы, как гражданство, принципы, правосубъектность [15, с. 63-64]. На наш взгляд, такие элементы, как «принципы» и «правосубъектность» вряд ли нужно выделять как элементы правового статуса личности, так как принципы имеют общую характеристику для всей правовой системы данного государства, а правосубьектность вытекает из субъективных прав и субъективных обязанностей личности. Если обобщить приведенные точки зрения, то, на наш взгляд, под правовым статусом личности следует понимать обусловленную существующим общественно-политическим строем совокупность субъективных прав и субъективных обязанностей человека и гражданина, закрепленных на системном уровне в нормативно-правовых актах публично- территориальных образований (государства, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), с которыми личность имеет устойчивую связь, а также правовой механизм их реализации и гарантий провозглашенных прав и свобод человека и гражданина. Всего, таким образом, правовой статус личности состоит из следующих структурных элементов: 1) права человека и гражданина; 2) обязанности человека и гражданина; 3) устойчивая связь индивида с публично-территориальным образованием; 4) механизм реализации указанных прав и обязанностей; 5) гарантии провозглашенных прав человека и гражданина. Таким образом, единого понимания самого правового статуса (правового положения) в науке нет. По мнению ряда исследователей, под правовым статусом личности в широком смысле понимается юридически закрепленное положение личности в обществе. «Все то, – пишет Н. И. Матузов, – что так или иначе юридически определяет, характеризует, гарантирует, упрочивает реальное положение в обществе, составляет правовой или юридический статус» (Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 48). Он полагает, что в понятие общего правового статуса личности входят следующие основные элементы, составляющие его содержание и структу 2 Структура правового статуса человека 2.1 Права человека Права человека – неотъемлемое свойство человека. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа. Права человека принадлежат человеку, а не государству. Поэтому они не могут рассматриваться как «дар» государства. Государство способно обеспечить их или уничтожить. В первом случае речь идет о правовом государстве, а во втором – об антидемократическом. Правам человека присущи следующие признаки: – они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества; – складываются объективно и не зависят от государственного признания; – принадлежат индивиду от рождения; – имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (воздух, земля, вода и т.п.); – являются непосредственно действующими; – признаются высшей социальной ценностью; – выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания; – представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага; – их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. Права гражданина – совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативных правовых актах государства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства. Права гражданина являются охраняемой законом мерой юридически возможного поведения, которая направлена на удовлетворение интересов не всякого человека, а только того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством, т.е. является гражданином определенного государства1. В отличие от прав гражданина права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Права человека могут осуществляться независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретным государством. Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Так, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.2, а также Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.3 указано, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства. Достоинство, как и вытекающие из него права, неотъемлемы от человека. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплено положение о том, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира...»4. Свобода отдельной личности, как и общества в целом, основывается на признании человеческого достоинства как абсолютной ценности. В любом демократическом обществе права и свободы граждан, а также их обязанности составляют, во-первых, важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности, и во- вторых, средство доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, законным формам волеизъявления, реализации своих интересов. В демократически организованном обществе нет полезных или бесполезных для общества людей. Все люди равны перед законом и имеют равное право на защиту своих правовых интересов. Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита являются не только внутренним делом того или иного государства, но и объектом международно-правового регулирования. Наиболее важным естественным правом каждого человека является право на жизнь. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Каждый человек имеет право па защиту со стороны государства от посягательств на его жизнь и здоровье. Государства должны стремиться к полной отмене смертной казни. В странах, которые еще не отменили смертную казнь, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не должен содержаться в рабстве, в подневольном состоянии, принуждаться к труду. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. Ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам. Арест и другие формы лишения свободы допускаются исключительно на основании решения суда. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. В Международном пакте о гражданских и политических правах также предусматриваются: право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих свободно избираемых представителей; избирать и быть избранными в выборные государственные органы и на выборные должности; право граждан собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации; объединяться в ассоциации; и другие права. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах закреплены такие права, как право каждого на справедливые и благоприятные условия труда; на объединение в профсоюзы; на забастовки; на социальное обеспечение, включая социальное страхование; на охрану семьи, материнства и детства; на достаточный жизненный уровень человека и его семьи; на достаточное питание; одежду и жилище; на наивысший достижимый уровень физического и психологического здоровья; на образование; на участие в культурной жизни; право пользоваться результатами научного прогресса и другие права. Общепринятыми критериями классификации основных прав и свобод человека и гражданина являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. Права и свободы человека, закрепленные в Конституции РФ, могут быть условно подразделены на три большие группы: личные права и свободы; гражданские и политические права и свободы; экономические, социальные, культурные и экологические права и свободы. Личные права – это права, которые принадлежат каждому человеку с рождения, независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Согласно Конституции РФ к ним относятся права на жизнь (ст. 20); на охрану государством достоинства личности (ст. 21); на неприкосновенность личности (ст. 22); на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телеграфных и телефонных переговоров (ст. 23, 24); на неприкосновенность жилища (ст. 25); определять и указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26); пользоваться родным языком (ч. 2 ст. 26); на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27); свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 27); свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 28); свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29). Гражданские и политические права – это права, которые тесно связанные с принадлежностью к гражданству данного государства, отражают конституционные права и свободы граждан, а также определяют их участие в политической и общественной жизни государства. Согласно Конституции РФ к ним относятся права на свободу мысли (ч. 1 ст. 29); беспрепятственно придерживаться своих мнений (ч. 3 ст. 29); получать и распространять информацию (ч. 4 ст. 29); на объединение (ч. 1 ст. 30); беспрепятственно вступать в какое-либо объединение или пребывать в нем (ч. 2 ст. 30); собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32); избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); равного доступа к государственной службе (ч. 4 ст. 32); участвовать в отправлении правосудия (ч. 4 ст. 32); обращаться лично, в также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Экономические права – это совокупность конституционных прав, которые определяют юридические возможности человека в экономической сфере. Согласно Конституции РФ к ним относятся права на свободнее использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); иметь имущество в собственности (ч. 2 ст. 35); иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36); наследования (ч. 4 ст. 35); на труд (ч. 3 ст. 37). Социальные права – это права, которые связаны с обеспечением человека определенными материальными благами от государства. В соответствии с Конституцией РФ к ним относятся права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37); на охрану материнства и детства (ч. 1 ст. 38); на социальное обеспечение (ст. 39); на жилище (ст. 40); на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); на образование (ст. 43); на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48); пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48). Культурные права – это права, обеспечивающие духовное развитие личности. К ним согласно Конституции РФ относятся права на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26); на образование (ч. 1 ст. 43); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44). Экологические права – это права, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека в процессе взаимодействии с природой. К ним относятся права на благоприятную окружающую семью; на достоверную информацию о ее состоянии; на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ)5. Таким образом, основные права и свободы человека и гражданина представляют собой наиболее важные, неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина, из которых проистекают все остальные его права как человеческого существа и как члена общества. 2.2 Обязанности человека Необходимым компонентом оптимального взаимодействия государства, права и личности выступают юридические обязанности, без которых невозможны ни сбалансированная правовая система, ни эффективное правовое регулирование, ни четкий правопорядок, ни другие состояния и проявления общественной жизни. Они – условие нормального функционирования конституционных институтов, управления производственными процессами, поддержания устойчивости и стабильности в обществе. Юридическая обязанность есть установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения, а также вид (линия) поведения. Это властная форма социальной регуляции, опирающаяся на «силовое» начало, т. е. на возможность государственного принуждения. В обязанностях выражаются как личные, так и общезначимые интересы. Через обязанность удовлетворяется интерес управомоченного в любом правоотношении. Обязанность отвечает также интересам самого правообязанного лица, а в конечном счете целям и задачам всей политико-правовой системы. Без этих инструментов общество быстро превратилось бы в некий анархосиндикат. Именно для предотвращения анархии и своеволия обязанности объективно необходимы любому социуму. Корреляция прав и обязанностей создает уравновешенное общественное состояние, иначе говоря – режим наибольшего благоприятствования для повседневной жизнедеятельности людей. Такое сочетание выражает разумный баланс интересов между всеми членами и составными частями общества, способствует достижению согласия, взаимопонимания и социального компромисса между ними. Юридическая обязанность – вид и мера государственно-целесообразного, разумного, полезного, объективно обусловленного поведения, призванного вносить порядок и «умиротворение» в жизнь. Она законная преграда на пути произвола, хаоса, неорганизованности, всего деструктивного и мешающего нормальному развитию общества6. Обязанность тесно связана с субъективным правом; это парные, взаимозависимые понятия. Известно, что любая правовая норма носит предоставительно-обязывающий характер и уже поэтому предусматривает как возможное, так и должное поведение. Обязанности – способ обеспечения прав, условие их реальности и эффективности. Функциональное назначение юридических обязанностей – корреспондировать субъективным правам, выполнять свою часть работы в общем механизме правового регулирования, направлять деятельность индивидов в нужное русло, а социальное назначение – формировать должное правосознание и правовую культуру граждан, служить дисциплинирующим фактором, упрочивать законность и правопорядок в обществе. Все эти функции тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, осуществляются одновременно. Любые субъективные права практически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности, и, наоборот, обязанности предполагают чье-то право требовать их исполнения. Вне корреляции друг с другом данные категории немыслимы, они могут действовать только в «одной связке», а не порознь. Обязанности – обратная сторона прав. Принцип сочетания прав и обязанностей получил отражение в принятой ООН Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», что осуществление прав и свобод гражданином требует «должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе». В Международном пакте о гражданских и политических правах также зафиксировано, что «отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит». Исходя из этих общих положений соответствующие государства закрепляют в своем законодательстве более развернутый перечень обязанностей применительно к своим условиям и национальным интересам. При этом речь, конечно, идет не только об обязанностях граждан, но и об обязанностях органов власти, должностных лиц, других субъектов. Тезис о единстве прав и обязанностей в первые постсоветские годы был подвергнут в России критике. Для этого имелись определенные основания, так как в советский период указанный принцип был сильно идеологизирован и гипертрофирован. Он рассматривался как часть более широкой концепции о перерастании (слиянии) прав и обязанностей «в единые правила коммунистического общежития». Причем этот процесс искусственно форсировался, так как считался непременным условием построения «светлого будущего». На практике многим правам нередко придавалось столь же непререкаемое (императивное) значение, как и обязанностям (например, праву участвовать в выборах, праздничных демонстрациях, разного рода соревнованиях, других кампаниях). Дебатировался даже вопрос, наказуем ли отказ от права. Да и вообще многое тогда строилось не на законах, а на командах и волевых решениях. Действовало «партийное право». Всякие юридические основания попросту игнорировались. Были и другие перекосы, заслуживающие негативной оценки. В частности, на первый план обычно выдвигались и постоянно подчеркивались обязанности граждан перед государством и почти ничего не говорилось об обязанностях государства перед гражданами. Такого рода обязанности даже не были закреплены в Конституции РФ. Однако важно в процессе этой критики не выплескивать вместе с водой и ребенка, т. е. не отрицать любую корреляцию (единство, сочетание, взаимодействие) между правами и обязанностями. Принцип единства прав и обязанностей, как отмечалось выше, вытекает из международных пактов о правах человека, из признания взаимной ответственности государства и гражданина, общества и личности. Да и вообще всякое человеческое общежитие основывается на этих началах. В начале развития цивилизации между правами и обязанностями вообще не проводилось никакого различия; в представлениях людей и в их повседневной жизни они были слиты воедино. Но затем эти понятия четко разделились. Проблема единства (сочетания) прав и обязанностей многопланова. В ней можно выделить ряд аспектов: исторический, социально-политический, философский, юридический, нравственный, психологический и др. Здесь затронуты лишь некоторые из этих связей. Однако ясно, что права и обязанности, будучи самостоятельными категориями, обречены на тесное взаимодействие в деле регулирования общественных отношений. К сожалению, обязанности в гораздо меньшей степени исследованы учеными, чем права, слабее распространены в общественном и индивидуальном сознании, о них часто просто «забывают». Отсутствует четкая классификация обязанностей, в то время как в конкретных и общих правоотношениях их ровно столько, сколько прав. Права плюс обязанности, свобода плюс ответственность – такова аксиома нормальной жизнедеятельности людей. Это разумно, справедливо, демократично. Нарушение данного принципа, в сущности, всегда является социальной аномалией. Обязанности – реестр требований, предъявляемых обществом к личности. Причем с юридической точки зрения требования эти выражают политико-нравственный минимум, а не максимум. Максимум, как известно, выражает мораль. В Конституции РФ обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. 44, 57-59). Между тем в приведенных выше международных пактах о правах указываются и другие обязанности, почему-то не вошедшие в нашу Конституцию. Это отступление от общепринятых стандартов. В конституциях современных зарубежных стран обязанности также представлены шире и значительнее. В нынешних российских условиях обязанности как дисциплинирующий фактор не менее необходимы, чем права. Резкий дисбаланс между правами и обязанностями, зафиксированными в Конституции РФ, обычно объясняется тем, что если первые охватывают все сферы жизнедеятельности людей, то вторые связаны в основном лишь с поддержанием общественного порядка. И это в принципе верно. Однако надо иметь в виду, что на практике обязанности незримо сопровождают все права, корреспондируя им в соответствующих правоотношениях, т. е. в процессе реализации. Обязанности – способ обеспечения прав. Это, конечно, не значит, что в том или ином нормативном акте в паре с каждым конкретным правом непременно должна фигурировать обязанность, чаще всего она просто подразумевается. Но наиболее важные, социально значимые обязанности полезно было бы закрепить в Основном законе страны, чтобы граждане лучше их знали и строго соблюдали. Правосознанию общества это не повредит. Распространено мнение, что слишком большой перечень обязанностей – признак тоталитарного государства. Отчасти это так. В то же время без обязанностей не может обойтись ни одно нормальное общество, и объем их зависит от многих причин: национальных традиций, развитости демократии, уровня политической и правовой культуры и т. д. В конкретных обстоятельствах современной России в целях усиления организующих начал обязанности граждан можно было бы, на наш взгляд, расширить и сделать их сочетание с правами более гармоничным. «Люди, не ведающие своих обязанностей, – писал И. А. Ильин, – не в состоянии и блюсти их; люди, не знающие своих полномочий, произвольно превышают их или же трусливо уступают силе; люди, не желающие признавать запретностей, легко забывают всякий удерж и дисциплину или оказываются обреченными на правовую невменяемость»7. Звучит весьма современно. Именно для того чтобы все члены общества «не забывали про всякий удерж и дисциплину», обязанности крайне полезны и необходимы8. Таким образом, юридическая обязанность представляет собой установленные законом вид и меру государственно-целесообразного, должного, общественно необходимого поведения, призванного вносить порядок в общественную жизнь. Это властная форма социальной регуляции, посредством которой допускается возможность государственного принуждения. В обязанностях выражаются как личные, так и общественно-полезные интересы. 3 Виды правового статуса личности В последние годы исследование правового статуса личности характеризуется расширением классификации его видов, в частности, О.А. Аброкова и М.Х. Гукепшоков выделяет общий, специальный и индивидуальный правовой статус личности [16, с. 47], определенным образом обобщая классификацию, данную ранее другими авторами (В.В. Лазаревым, В.Д, Переваловым, С.В. Липень и др.) и не без оснований отмечая нестабильность правового статуса личности в России. Ставится вопрос о защите правового статуса личности в связи с бурным развитием цифровых технологий [17], однако здесь, на наш взгляд, преобладает не столько теоретическая, сколько технологическая составляющая. Важной является также постановка вопроса об обеспечении гарантий по реализации правового статуса личности в современной России [18]. В теории права значительное внимание уделяется классификации видов правового статуса. Так, в зависимости от уровня норм права, предоставляющих соответствующие права и закрепляющих обязанности, В. М. Сырых правовой статус личности подразделяет на пять видов: 1) международно-правовой; 2) конституционный; 3) отраслевой; 4) специальный; 5) индивидуальный (Сырых В. М. Теория государства и права : учеб. для вузов. 4-е изд., стер. М., 2005. С. 475). Н. И. Матузов различает следующие виды правового статуса: 1) общий, или конституционный, статус гражданина; 2) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан; 3) индивидуальный статус; 4) статус физических и юридических лиц; 5) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев; 6) статус российских граждан, находящихся за рубежом; 7) отраслевые статусы (гражданско-правовой, административно-правовой и др.); 8) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора); 9) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны, например, в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока, на оборонных объектах, секретных производствах (Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 189). При этом Н. И. Матузов отмечает, что в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида. Права и обязанности, которые принадлежат каждому гражданину как члену общества, составляют общий (конституционный) правовой статус личности. В его содержание входят как конституционные, так и иные общие права, законные интересы и обязанности личности, закрепленные в отраслевом законодательстве. Общий правовой статус достаточно статичен, может быть изменен лишь по воле законодателя. Как и Конституция Российской Федерации, закрепляющая лишь принципиальные положения, общий правовой статус не может охватывать все многообразие общественных отношений, в которых участвует гражданин. Все эти особенности находят свое отражение в специальном и индивидуальном статусах, которые в то же время не замещают общий правовой статус и не могут изменять его сущность (Уголовно-исполнительное право : учебник / под общ. ред. Ю. И. Калинина. 2-е изд., испр. и доп. М. ; Рязань, 2006. С. 350) . Специальным, или родовым, правовым статусом может наделяться и отдельно взятый субъект (например, Президент Российской Федерации) и определенная категория граждан (например, учащиеся школы, пенсионеры, военнослужащие, рабочие, инвалиды, участники войны и т. д.). При этом специальный правовой статус формирует определенную совокупность признаков, присущих конкретной группе лиц. Признаками, определяющими специальный правовой статус, являются значимая для общества и стабильная социальная роль личности, содержание специального правового статуса, регулирование социальной роли несколькими отраслями права (Селиверстов В. И. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказания. М., 1992. С. 29). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. К специальному статусу относится и правовой статус лица, отбывающего уголовное наказание. «По своему содержанию правовое положение осужденных – совокупность прав, обязанностей и законных интересов, по юридическому назначению – ступень развития правового статуса граждан, осуществляемого путем его ограничения, конкретизации и дополнения» (Там же. С. 57). Индивидуальных статусов, отмечает Н. И. Матузов, ровно столько, сколько граждан. Индивидуальный статус отражает признаки, определяющие правовое положение конкретного лица. Специальных статусов меньше, чем индивидуальных, но тоже неопределенно большое множество (Матузов Н. И. Правовая система и личность. С. 63, 64). Т. Ф. Минязева в правовой доктрине также выделяет три вида правовых статусов личности: общий правовой статус гражданина, специальный правовой статус какой-либо категории граждан и индивидуальный правовой статус гражданина (Минязева Т. Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации. М., 2001. С. 43). Поддерживая это мнение, мы приводим аналогичную точку зрения, которую высказал Р. А. Ромашов, выделяя в зависимости от особенностей сочетания структурных элементов следующие виды правового статуса: 1) общий (или конституционный) статус; 2) специальный (или родовой) статус определенных категорий лиц; 3) индивидуальный статус (Теория государства и права : учебник / под ред. Р. А. Ромашова, В. П. Сальникова. Изд. 2-е, доп., перераб. СПб., 2009. Т. 2. С. 152). Таким образом, приведенные выше три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус); принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом; представляет собой отдельную неповторимую личность, т. е. имеет индивидуальный статус. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 Рассказов Л. П. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2020. – С. 202. 2 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17(1831). 3 Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. – № 12. 4 «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета». – № 67. – 1995. 5 Альбов А.П. Теория государства и права в 2 т. Том 2. Особенная часть: учебник / под общ. ред. А.П. Альбова, С.В. Николюкина. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – С. 296. 6 Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник. – М.: Норма: ИНФРА М. – 2020. – С. 176. 7 Ковалева А.М. Правосознание: понятие и сущность // Юридический журнал: пробелы в Российском законодательстве. – 2018. – № 12. – С. 144. 8 Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. – С. 341. |