Главная страница

Тема курсовой работы: «Композиционный анализ территории объекта садово-паркового искусства». «Сад классицизма на примере объекта садово-паркового искусства В. Курсовая работа восстановление исторического облика объекта садовопаркового искусства название объекта Тема Сад классицизма на примере объекта садовопаркового искусства Версаль


Скачать 2.47 Mb.
НазваниеКурсовая работа восстановление исторического облика объекта садовопаркового искусства название объекта Тема Сад классицизма на примере объекта садовопаркового искусства Версаль
АнкорТема курсовой работы: «Композиционный анализ территории объекта садово-паркового искусства
Дата10.10.2022
Размер2.47 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла«Сад классицизма на примере объекта садово-паркового искусства В.pdf
ТипКурсовая
#725849
страница3 из 4
1   2   3   4
На территории парка может быть несколько точек с круговым обзором.
Кроме того, может быть ряд точек с полукруговым обзором и множеством точек с различными углами обзора.
При организации пейзажа следует соблюдать правило экономии внимания наблюдателя, исключая из поля зрения все лишние элементы, которые могут на- рушить или отвлечь внимание от главного. Для получения полного и свежего восприятия картины кроме правила не дробить впечатление отвлекающими мо- ментами, необходимо учитывать закон новизны, т.е. не вносить элементов, повто- ряющих впечатление, так как оно никогда в полной мере не будет равно первона- чальному. Новизна обостряет восприятие и возбуждает эмоции.
Композиционный узел - это участок или часть сада или парка, объединяю- щая и связывающая воедино несколько участков или частей, составляющих в ре- зультате единую композицию.
Рис.24

Рис.25 2.3.3. Пейзажное разнообразие
Предложенная Г. Толочиновым и развитая М. Коржевым классификация пейзажа разделяет их на четыре типа по пространственному критерию: пейзажи закрытого, полузакрытого, полуоткрытого и открытого типов. Открытым является такой пейзаж, в котором зрителю открываются широкие перспективы до самого горизонта. В закрытом пейзаже линия горизонта ограничивается каким-либо близким или дальним объектом – лесом, горами, обрывом и т.п. Полузакрытые и полуоткрытые пейзажи являются переходными между двумя основными типами.
Соотношение между открытыми пространствами и сплошными массами зе- лени и способы их разделения обуславливают насаждения парков каждой из тра- диционных школ ландшафтной планировки. Доминирование одного пространст- венного качества в каждом пейзаже необходимо для его художественной цельно- сти.
Рис.26

Рис.27 - Версальские сады
2.4. Методика реставрационных работ
Проект реставрации должен определить:
- тип (режим) охраны памятника: строгий охранный режим, строгий плани- ровочный режим или свободный планировочный режим. Причем на территории
ПСПИ в зависимости от конкретных условий могут быть выделены участки с раз- личными режимами;
- степень реставрации;
- тип функционального использования в настоящее время и в перспективе.
2.4.1. Категории режима охраны территории
Реставрация объектов садово-паркового искусства требует организации ох- раны воссозданных памятников.
Можно выделить три категории режима охраны территории.
Строгий охранный (заповедный) режим, при котором разрешается лишь ог- раниченное пользование в виде организованных экскурсий по определенным маршрутам и полностью запрещаются все виды современного строительства и благоустройства. Строгий охранный режим распространяется, как правило, на ог- раниченной территории композиционного центра памятника садово-паркового искусства, в котором уже осуществлена реставрация или возможно осуществле- ние такой реставрации в дальнейшем, композиционно- структурные утраты не- значительны или вполне восполнимы.

Вторая категория режима — строгий планировочный режим. Он распро- страняется на ту часть территории, где обеспечено сохранение основной про- странственно-композиционной структуры и разрешается включение дополни- тельных элементов строительства и благоустройства (добавочные тропы, дорож- ки, небольшие детские площадки и площадки отдыха, павильоны и др.), не иска- жающие сложившуюся структуру. Режим использования свободный, по дорожкам и тропинкам, но без устройства пляжей, стоянок.
Третья категория режима — территория свободного планировочного режи- ма; к ней относится та часть объекта, где произошли наибольшие изменения и существовавшая пространственно-композиционная структура утрачена полно- стью или большей частью. Эта территория может рассматриваться как буферная при переходе к неохраняемым территориям и использоваться как зона активного отдыха, быть компенсатором за более строгий охранный режим на остальной тер- ритории. Она может быть даже прибавлена к территории существующего памят- ника, а насаждения на ней созданы вновь.В зоне свободного планировочного ре- жима разрешается строительство различных сооружений, в том числе жилых и общественных зданий и т. п., визуально не нарушающих восприятие объекта.
2.4.2. Основные методы реставрации и сохранения
Решение этих основных задач в комплексе определяет метод реставрации и проект реставрации.
Основные методы реставрации и сохранения могут быть разделены на кон- сервативные и радикальные.
Консервативными методами являются консервация и адаптация.
Консервация предполагает осуществление ряда мероприятий, направленных на сохранение и повышение жизнестойкости насаждений и сооружений объекта в существующем виде. Это относится, в первую очередь, к мемориальным памят- никам, а также к хорошо сохранившимся объектам.

Адаптация — это выбор основной функции использования, наиболее соот- ветствующей сущности памятника, его размерам, степени сохранности.
К радикальным методам реставрации относятся: полная, частичная рестав- рация и реконструкция.
Полная реставрация предполагает воссоздание всех или почти всех парко- вых композиций, в том числе водоемов, насаждений, парковой архитектуры, до- рожек и т. п. Реставрация в данном случае предполагает, как правило, полный снос имеющихся насаждений и замену их новыми посадками, восстановление рельефа, водоемов и всей гидрологической системы. Полная реставрация может быть осуществлена на всей территории памятника или на отдельных его участках при наличии хорошо сохранившейся остальной территории. Основанием для предложения полной реставрации объекта являются: уникальность, историческая ценность памятника, его ансамблевая связь с другими сооружениями; сохран- ность территории, архитектурных сооружений, построек, рельефа, планировочной пространственно- композиционной структуры; достаточность фактического и до- кументального материала для восстановления первоначального облика. Полная реставрация может осуществляться на основе сохранившейся пространственно- композиционной планировки, на воссозданной индивидуальной документации или по аналогам.
Частичная реставрация осуществляется в тех случаях, когда полная рестав- рация почему-либо неосуществима: например, первоначальная планировка сохра- нилась лишь фрагментно, достаточно достоверной и полной документации не найдено, необратимо утрачена часть территории, значение объекта недостаточно велико и несоизмеримо с уровнем затрат на полную реставрацию, существующее или планируемое функциональное использование объекта невозможно адаптиро- вать к характеру памятника; значительны и необратимы визуальные нарушения, вводимые окружающей застройкой; существующие насаждения, хотя и не соот- ветствуют первоначальному облику памятника, но находятся в хорошем состоя- нии и способны просуществовать еще много лет и т. п. При частичной реставра- ции сохраняются основы композиции объекта, его замысла, которые могут быть
дополнены и в некоторой степени изменены в связи с происшедшими территори- альными, экономическими, функциональными и другими изменениями ситуации.
Различаются два вида реконструкции:
- с сохранением вида памятника на всей территории объекта
(ретрореконструкция);
- с воссозданием в этом стиле (в стиле времени) небольших, отдельных элементов и ассоциаций.
Ретрореконструкция предполагает восстановление общего композиционно- го стиля существовавшего памятника: типичной системы аллей (лучи, звезды, кварталы и т. п.), композиционных центров, водных устройств, создание перспек- тив и видовых точек на сохранившиеся элементы архитектуры или окружающую местность на всей территории объекта. Подобная реконструкция заключается в воссоздании отдельных элементов на небольших участках (например, партеров с рисунком из камня), устройстве новых элементов по ассоциации с некогда суще- ствовавшими (например, создание на территории объекта небольшого пруда, на- поминающего былую систему водоемов и т. п.). Новые элементы, фрагменты должны гармонировать с существующими, соответствовать окружающей среде.
Ретрореконструкция применяется при полном изменении пространственно- композиционного облика, утрате значительной части территории, совершившемся коренном изменении функции, вторжении сооружений, сопровождающих эти функции. Индивидуальный характер каждого объекта может потребовать приме- нения не одного какого-либо метода реставрации, а нескольких—на различных своих участках.
В 1830 году, поменял свой статус и стал музеем, со временем, — Музеем истории Франции (Musée de l’Histoire de France). Революционный период не са- мым лучшим образом сказался на состоянии Версальского дворца. Многие поме- щения были запущены, а то и вовсе разрушены, а мебель и произведения искусст- ва разграблены.Реставрационные работы начались сразу после революции, по ве- лению Луи-Филиппа. Император Наполеон Бонапарт также был озабочен судьбой здания и регулярно выделял средства на его ремонт. Постепенно, был восстанов-
лен Зеркальный зал и роскошные золотые панели дворца, удалось вернуть часть похищенных произведений искусства, некоторые из полотен и предметов интерь- ера пришлось создавать заново. Реставрация Версаля продолжается — масштаб- ная реконструкция дворца, которая началась в 1952 году и длилась почти 30 лет, не решила всех проблем. Поэтому, в 2003 году французские власти объявили на- чало 17-летней реставрации Версаля. Уже сейчас, полностью восстановлена изна- чальная планировка версальских садов, а во внутреннем Мраморном дворе вновь засияла золотом королевская решетка.
Пересадка садов
Как правило, в многолетних садах проводится пересадка растений (реплан- тация), и Версаль не является исключением из этого правила. В своей истории са- ды Версаля претерпевали минимум 5 существенных реплантаций, которые вы- полнялись как по практическим, так и по эстетическим соображениям.
Людовик XVI поручил провести пересадку садов зимой 1774—1775 годов, поскольку стало необходимо заменить множество деревьев, некоторые из кото- рых были больны, некоторые — выросли слишком сильно. Помимо этого, по- скольку формализм садов XVII века вышел из моды, данная пересадка также име- ла цель установить в садах Версаля новый неформальный и упрощенный стиль, который к тому же дешевле поддерживать. Однако, достичь этого не удалось, по- скольку топология садов была благоприятна для французского сада, но не для са- да в английском стиле. Позднее, в 1860 году, большинство старых насаждений от реплантации Людовика XVI были вырублены и заменены. В 1870 году через эту местность прошёл сильнейший ураган, повредив и вырвав деревья с корнями. По- сле этого потребовалась существенная пересадка садов. Однако, из-за Франко- прусской войны, в результате которой были свергнуты Наполеон III и Парижская коммуна, пересадка садов так и не началась вплоть до 1883 года (Thompson,
2006).
Самые недавние пересадки садов были вызваны двумя разрушительными ураганами, которые пронеслись над Версалем в 1990 и в 1999 годах. По причине этих ураганов в Версале и в Трианоне было утрачено несколько тысяч деревьев —
это был самый крупный ущерб в истории существования Версаля. В рамках ре- плантации у музея и правительственных структур появилась возможность рестав- рировать и перестроить некоторые боскеты, заброшенные во время правления
Людовика XVI, например, Боскет Трёх Фонтанов, который реставрировали в 2004 году. (Thompson, 2006).
В марте 2011 года в садах были начаты работы по восстановлению южного ряда боскетов, расположенных на оси запад-восток (Боскет Королевы, Зеркаль- ный бассейн и Сад Короля). Этот финальный проект, окончание которого намече- но на март 2012 года, завершает общую программу пересадки садов, пострадав- ших от ураганов февраля 1990 и 1999 годов. Уцелевшие после урагана деревья сейчас чрезмерно разрослись и стали представлять серьёзную угрозу скульптурам в боскетах и посетителям. Пересадка также необходима для сохранения ланд- шафтной симметрии садов в направлении с севера на юг.
Вследствие естественного цикла реплантации, можно с уверенностью ут- верждать, что в наше время в садах не осталось деревьев, датируемых эпохой правления Людовика XIV.
Таким образом, можно сделать вывод, что на территории Версаля проводят частичную реставрацию.
3. Проектная часть
3.1 Строительство и формирование парка осуществляется только на основе проекта.
Прежде чем приступить к разработке проекта, необходимо собрать исход- ные данные, необходимые для ведения проектных работ. Для того чтобы проек- тирование шло на высоком уровне, необходимо детально изучить участок объекта и прилегающие к нему территории.
Это предпроектное исследование является определяющим для начала про- ектных работ. Исходными данными служат все предыдущие материалы.

Оценка природно-климатических условий и микроклимата.
Основным материалом служат наблюдения метеорологических станций, представленные в климатических справочниках. Рекомендуется разрабатывать природно-климатическую основу проекта, в комплексе представляющую физико- географические особенности, климат, микроклиматические условия местности. За господствующее направление ветра принимают данные на теплый период време- ни, составленные по многолетним наблюдениям. Следует учитывать продолжи- тельность и повторяемость опасных скоростей ветра. Очень важно установить взаимодействие показателей климата и микроклимата с элементами ландшафта.
Основное внимание при этом надо обратить на радиационный режим склонов различной крутизны и экспозиции, а также длительность суточной инсоляции на отдельных участках;
Температурные различия, вызываемые формами рельефа, почвенными ус- ловиями, видами растительного покрова, наличием водоемов;
Ветровой режим, характеризующийся усилением и ослаблением ветра на отдельных участках территории, а также образование местных потоков воздуха в условиях сложного рельефа при чередовании открытых и облесенных участков, при наличии водных поверхностей. При оценке микроклимата следует учитывать общие закономерности изменения микроклимата в зависимости от условий и раз- личий температурно-влажностного режима путем проведения специальных мик- роклиматических натурных исследований.
При проектировании парков на сложном рельефе составляют карту участ- ков с различными микроклиматическими показателями, выделяют участки наибо- лее благоприятные, неблагоприятные, особо неблагоприятные, зоны застоя возду- ха, ветровой тени, озера холода в пониженных местах.
Микроклиматическая характеристика территории дает основание для разра- ботки мероприятий по улучшению микроклимата и общему композиционному решению.
Инженерно-геологические и строительные условия.

При разработке проекта парка, организация зон отдыха и других крупных объектов очень важно составить специальные карты на топографической основе, на которых должны быть выделены различные условия рельефа, участки грунтов с посадкой, высоким уровнем стояния грунтовых вод, затопляемых паводками, участки с оползнями, оврагообразованием и др. В материалах по гидрологии должна подробно проводиться характеристика существующих водоемов – их раз- мер, глубина, характер паводков, химический и бактериологический состав воды, характеристики гидротехнических сооружений.
При изучении территории возникает необходимость в материалах по суще- ствующим дорогам, типам и конструкциям водостоков, источникам водо- и энер- госнабжения, системе канализации, имеющимся лестницам, оградам, подпорным стенам, а также зданиям, сооружениям, их назначению, вместимости, типу за- стройки, классу улиц, окружающим объектам. Составляется геодезическая подос- нова территории – чертеж в М 1:500 с сечением горизонталей 0,5.
Ландшафтный анализ территории.
При проведении ландшафтного анализа решают следующие задачи: опреде- ление пригодности территории для рекреации и дифференциация ландшафта в этих целях; установление ценности отдельных участков, предназначенных для рекреации; оценка рекреационной емкости участков с учетом природоохранного и технологического фактора, обуславливающие возможность их освоения и изме- нения в необходимую сторону.
Задание на проектирование объекта должно содержать исчерпывающие ука- зания по функциональному назначению, его посещаемости, перечню и характеру сооружений и вместимости (емкости), объему затрат на строительство и его сро- кам.
По материалам обследования составляют карты по видам работ:
- анализ объемно-пространственной структуры;
- ландшафтные участки закрытых типов пространственной структуры;
- ландшафтные участки полуоткрытых типов пространственной структуры;
- ландшафтные участки открытых типов пространственной структуры;

- ландшафтные участки, выделенные по формам рельефа;
- ландшафтные участки типа искусственного сооружения.
Предпроектная оценка территории по факторам.
Объекты садово-паркового искусства формируются взаимодействием и взаимосвязью следующих факторов:
- эстетических;
- функциональных;
- природоохранных;
- технологических.
Оценка по эстетическим факторам в значительной степени связана с эмо- циональным восприятием.
Эстетические достоинства территориальных единиц определяются по типам пейзажей – лес, открытые пространства, водоемы имеют свой набор оценочных критериев. Для лесных пейзажей оценочным критерием является возраст насаж- дений, тип пространственной структуры, состав пород, наличие декоративного подлеска и подроста, гармония элементов, формирующих облик пейзажа. Гармо- ния слагаемых элементов определяется интуитивно, но она ярче выражена в типах леса. Оценка открытых пространств ведется по следующим критериям:
- форма;
- качество травяного покрова;
- качество опушек;
- качество растительности;
- наличие сформированных внутренних видов.
Оценка по санитарно-гигиеническим факторам учитывает микроклиматиче- ские и теллурические условия:
- микроклиматические условия оцениваются по данным температуры, влажности воздуха, ветрового режима, солнечной радиации. В комплексе эти данные должны обеспечивать благоприятные условия пребывания человека;

- теллурические условия характеризуются особенностями состава воздуха, оказывающими влияние на организм человека через дыхательные пути. Сюда входят пары скипидара, фитонциды, ионизация воздуха.
1   2   3   4


написать администратору сайта