Главная страница

Тема курсовой работы: «Композиционный анализ территории объекта садово-паркового искусства». «Сад классицизма на примере объекта садово-паркового искусства В. Курсовая работа восстановление исторического облика объекта садовопаркового искусства название объекта Тема Сад классицизма на примере объекта садовопаркового искусства Версаль


Скачать 2.47 Mb.
НазваниеКурсовая работа восстановление исторического облика объекта садовопаркового искусства название объекта Тема Сад классицизма на примере объекта садовопаркового искусства Версаль
АнкорТема курсовой работы: «Композиционный анализ территории объекта садово-паркового искусства
Дата10.10.2022
Размер2.47 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла«Сад классицизма на примере объекта садово-паркового искусства В.pdf
ТипКурсовая
#725849
страница2 из 4
1   2   3   4
— поляны.
Партер — это декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды.
Иногда в партере сочетаются регулярные элементы (газон или сложный цветник в центральном геометрическом контуре) со свободными цветочными композициями в миксбордерах по опушечной полосе. Современные цветочные партеры часто включают плоские модульные цветники. Помимо цветущих расте- ний в их состав входят декоративно-лиственные, ковровые, а также галька или другой инертный материал. Цветники вписываются в покрытие из декоративной плитки, которая используется как обрамление контуров геометрического рисунка.
Водные партеры были распространены в регулярных парках.
Поляны. Открытые пространства лугов, полян, лужаек являются планиро- вочными и композиционными узлами пейзажных парков. Они позволяют форми- ровать пейзажные картины с участием древесно-кустарниковых групп и водоемов. В структуре парка поляны могут занимать обширные районы, представляющие собой систему открытых пространств.
Композиции открытого пространства Версаля

16 - Площадь армии
17 - Водный партер

18 - зеленый ковер
19 – Большой канал

2.1.3 Рельеф
«Купающиеся нимфы» - Это рельеф одного из водоемов Версаля. Нимфы отличаются свежестью восприятия, чувственной красотой образов.
«Триумф Галатеи», «Триумф Амфитриты»
Рельефы на декоративных вазах Версаля Жирардон также работал в другом виде монументальной скульптуры, ему принадлежит: «Надгробный памятник
Ришелье», «Конная статуя Людовика XIV» (разрушена), Антуан Куазевокс (1640-
1720)
2.1.4 Вода
Вода является одним из важнейших компонентов природного ландшафта и занимает значительное место в формировании парковой среды. Водные устройст- ва влияют на микроклимат территории, снижая температуру воздуха и повышая его влажность, что особенно ценится в южных широтах, их используют для отды- ха и спорта. И, наконец, важна эстетическая ценность воды. Ее физические свой- ства — текучесть, способность образовывать абсолютно горизонтальную поверх- ность, звучать, отражать предметы, менять цвет и форму — богатые возможности для создания самых разнообразных водных устройств.
Водные ресурсы осваиваемой территории, как правило, являются опреде- ляющими в формировании ее планировочной структуры. Реки, ручьи, цепь пру- дов или пруды вытянутой формы, а также каналы становятся композиционными осями парка или его районов, водоемы (пруды и озера) более компактной формы
— композиционными центрами и узлами. Сооружения меньшего (по площади) масштаба — бассейны, фонтаны, водопады, источники — становятся центрами внутренних композиций парков или их акцентами в зависимости от своей значи- мости.
Соотношение парка и водоема неоднозначно — к одной группе относятся водоемы, расположенные в парке (эту группу мы рассмотрели выше), к другой —
парки у водоемов, расположенные на берегах обширных акваторий (морей, рек, озер, водохранилищ). В этом случае их объемнопространственное решение под- чиняется водоему и строится с учетом ориентации на него.
Сооружение даже самых простых водоемов требует предварительных гид- рологических исследований территории парка, а иногда и прилежащих к ней зе- мель. Размеры и конструкции будущих водных устройств определяются на основе выявления источников питания водоема, его водосборной площади, определения грунтов и т. д.
Водоемы в зависимости от режима питающего их поверхностного стока бы- вают проточные, бессточные и с замедленным стоком. К проточным водоемам относятся реки, ручьи, водохранилища на больших и средних реках, пруды на ма- лых реках; к бессточным — пруды, устраиваемые в балках, оврагах или других естественных понижениях местности, или пруды-копани на ровных местах. Но, как правило, для пруда выбирают наиболее пониженный участок местности. Из- вестны 4 типа питания водоемов, зависящих от климатических и других физико- географических условий: дождевое, снеговое, ледниковое и подземное. Однород- ного питания рек в природе почти не наблюдается: оно обычно бывает смешан- ным, с преобладанием того или иного типа. Дождевые и талые воды, стекающие по земной поверхности, а также подземными путями, называются стоком. Разли- чают поверхностный сток русловый (по руслам рек и временных водостоков) и склоновый, или местный (по склонам местности), который, как правило, образу- ется во время снеготаяния. Часто водоемы устраиваются на неблагоприятных для строительства землях или с целью оздоровления местности.
Реки и ручьи — это линейные планировочные элементы парка. К этой груп- пе относятся и каналы. Каналы — важные композиционные элементы регулярно- го парка.
Водопады и каскады создают лишь при наличии ярко выраженного перепа- да рельефа и крупных водных источников. Размещение этих устройств определя- ется технической целесообразностью.

Фонтаны являются важными элементами регулярных композиций. В каж- дую эпоху они получали свое архитектурное и скульптурное оформление, но все- гда оставались композиционными акцентами садов. Они размещались на осях, площадках, пересечениях дорог.
При создании насаждений у водоемов необходимо в первую очередь учиты- вать экологические требования растений и соответствие условий произрастания этим требованиям.
Так, на пойменных участках, а также на территориях с высоким стоянием подземных грунтовых вод высаживают виды, переносящие длительное затопле- ние.
Особое место занимает вопрос композиции зеленых насаждений в пейзажах у водоемов, при этом выделяются 3 основных приема: 1) создание сплошных бе- реговых массивов, 2) создание кулис, 3) создание полян.
Массивы у водоема препятствуют сильному испарению и интенсивному заилению, уменьшают эрозию почвы и таким образом удлиняют срок службы во- доема.
Центральной осью садов Версаля проходит Гранд-Канал, который создает водную перспективу до самого горизонта, отражая заходящее солнце.
Рис. 20

2.1.5 Насаждения
Вокруг канала расположены геометрические просторы насаждений, клумб, дорожек, прудов и озер, а также рощи, где придворные танцевали в летнее время на фоне декоративных светильников и чудесных растений. Мраморные и бронзо- вые статуи установлены вдоль дорожек и спрятаны в листве.
Для кого-то Версаль это дворцы и парки, для кого-то фонтаны и живописно подстриженные деревья. А для многих это, прежде всего огороды и сады. Да, ого- роды, которые поставляли к столу королей Франции овощи и зелень функциони- руют до сих пор, а овощи и фрукты может купить в сезон любой желающий. А формировка плодовых деревьев в саду — это фантастика. Кордоны, шпалеры — формам формировки яблонь и груш нет предела.
Ближе всего к дворцовым зданиям расположена оранжерея. Такого количе- ства разных сортов и видов мандариновых, апельсиновых, лимонных, гранатовых деревьев в одном месте я нигде не видел. Все это растет под открытым небом в больших деревянных кадках, которые делают на подсобном производстве там же, в Версале. Причем по полному циклу — отливают из металла каркасы, обшивают деревом, красят в различные цвета. Продают также всем желающим. Выращивают все экзотические растения в кадках для того, чтобы на зиму убирать их в утеплен- ную оранжерею до весны.
Рис. 21

Рис.22
Рис.23
Зимняя оранжерея – рис. 22,23 2.2. Средства ландшафтной композиции
Композиция (от лат. – расположение, составление, соединение) означает построение произведения искусства.

В садово-парковом искусстве композицию можно определить, как располо- жение пространственных форм паркового объекта в определенном сочетании, об- разуя гармоничное единство пространства.
Пространственные формы включают плоскости - поверхность земли (с га- зоном, цветниками, покрытием), элементы рельефа (водное зеркало, стены леса, ограждения) и объемы (древесные массивы, группы, отдельно стоящие деревья и кустарники, архитектурные сооружения, скульптуры).
При создании объемно-пространственной композиции парка или сада габи- тусы насаждений, долговечность, динамика развития их по отношению друг к другу приобретают главенствующее значение. Соотношение пространственных форм по их свойствам, представляют собой средства композиции, важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорция, законы линейной и воз- душной перспективы.
1. Соотношение форм по величине (высота, длина).
2. Соотношение по геометрическому строению.
3. Объемная форма (куб, шар).
4. Плоскостная форма (относительное равенство величины по двум коорди- натам при подчиненной к третьей координате).
5. Линейная форма.
Соотношение форм по положению в пространстве
1. Фронтальная композиция.
2. В объемной композиции формы ярко выражены во всех трех измерениях.
3. В глубинно-пространственной композиции они организуются в глубокие перспективы, и раскрытие идет постепенно.
Соотношение форм по фактуре
Фактура – это характер поверхности предметов.
Соотношение форм по цвету
Композиционное построение пейзажей невозможно без учета цвета. Парко- вая сфера насыщена цветом растительности, неба, поверхности земли, сооруже- ний, покрытий.

Цвет является важнейшим компонентом пейзажа. Все цвета разделяются на ахроматические и хроматические. Цвета характеризуются следующими свойства- ми: цветовой тон, насыщенность (степень хроматичности) и светлота.
Преобладающим цветом исследуемого объекта является белый.
Освещенность
Освещенность в садово-парковом искусстве тесно связано с климатом, ее необходимо учитывать при формировании экологически благоприятной среды для человека и растений. Визуально воспринимаются градации освещенности, на- зываемые светотенью. Часть поверхности тела, на которую не попадают световые лучи основного источника света вследствие рельефа, поверхность того тела назы- вают теневой поверхностью или собственной тенью тела. На скрытой от источни- ка света поверхности образуется неосвещенный участок, называемый падающей тенью.
Световые градации светотени зависят от трех причин:
- общей силы освещения;
- окраски предметов;
- густоты тени.
Различают следующие типы освещения:
1) фронтальное
2) боковое
3) контражурное
Особое место занимает искусственная подсветка пейзажей и их элементов в вечернее время и ночью.
Перспектива
Перспектива – это зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.
Различают перспективу:
1. Линейная перспектива, связана со зрительным уменьшением величины и изменением формы.

2. Воздушная перспектива, связана с изменением яркости и четкости пред- метов, а так же их цвета по мере удаления от точки наблюдения.
Пространственное изменение цвета называется цветовой перспективой.
В садово-парковом искусстве глубина пейзажа является реальностью и тре- бует соответствующего подхода. Первое зрительное восприятие в пространстве - это видимая величина предмета, по ней судят о том, как далеко они отстоят от точки наблюдения.
Краски пейзажа наиболее чисты и сочны только в непосредственной близо- сти. При отдалении синева воздуха накладывает на них свой голубоватый отпеча- ток. Особенно интересны эффекты воздушной перспективы прибоковом освеще- нии пейзажа.
2.3. Композиция паркового пейзажа.
На композиционную структуру существенное влияние оказывает топогра- фия местности и общая ландшафтная характеристика.
Планировочная композиция обычно состоит из простых композиционных схем: замкнутой, лучевой, осевой, кольцевой или звѐздчатой. Осевую, лучевую или кольцевую схему композиции чаще всего создают парковые дороги. Лучами композиции могут служить просеки и дальние перспективы, которые группиру- ются вокруг большой поляны.
При создании осевой композиции ось становится доминантой, а остальные элементы должны быть связаны с ней непосредственно или косвенно. Дороги, со- оружения, поляны, примыкающие к оси или ведущие к ней, должны быть компо- зиционно подчинены ей формой, характером построения пейзажа.
Ось является не только линией зрительного восприятия, но и линией дви- жения, и функционально объединяющей связью парковых зон.
Осевые композиции могут быть симметричными и асимметричными.
Осевая симметрия – очень сильный и выразительный прием формирования парковых ансамблей.

Среди композиционных центров следует различать абсолютные доминанты
– те, которые сами по себе являются выразителями идеи, и подчиненные, на от- дельных участках в микрокомпозициях подготавливают восприятие абсолютных доминант.
Абсолютные доминанты занимают центральное положение в парке, охваты- ваются главным маршрутом, имеют несколько основных точек восприятия. Под- чиненные доминанты являются либо вариациями главной темы, либо развивают ее, они решаются менее монументально, иногда носят более интимный характер.
Назначение локальных композиционных акцентов – избежать монотонности там, где парковый пейзаж становится однообразным, создать систему зрительных ориентиров в тех участках парка, где воздействие ведущей доминанты ослабевает.
Идейно-художественная композиция раскрывается путем ритмичного раз- мещения открытых и закрытых пространств, основных доминант и видовых точек на участках главного маршрута, а так же при помощи постепенного наращивания контраста в сочетании с интервалами.
2.3.1. Взаимосвязь садово-паркового искусства с пейзажной живописью
Взаимосвязь садово-паркового искусства и пейзажной живописи прослежи- вается на всем протяжении истории существования этих различных видов искус- ства.
Практика создания пейзажей и перенесение их в натуру с дальнейшим их формированием представляет собой определенный метод.
Под термином пейзаж следует понимать составную часть ландшафта, кото- рая может быть воспринята как художественно-цельное пространство. Конкрет- ные условия зрительного восприятия определяют масштабные пределы пейзажа.
Скажем, цветочный партер или группа деревьев находится за низшим порогом понятия пейзажа, а крупный массив насаждений или сложная система водоемов – за его высшим порогом. Обязательным признаком пейзажа является преобладание или наличие природных компонентов. Вид – фрагмент пейзажа, предельно огра- ниченное пространство, угол обзора которого не превышает 60° (небольшая по- ляна в густом лесу, мост над водой с двумя – тремя группами деревьев, беседка в
парке и т.п.). К виду может быть отнесена и виста – картина, открывающаяся че- рез узкую просеку в густом лесу на более или менее удаленные объекты.
В зависимости от функциональных целей, климатических условий и худо- жественного замысла применяют два основных приема взаимосвязи растений и их пространственного расположения: закрытые (или замкнутые) и открытые пейза- жи. Они полярны по пространственному характеру, между ними имеется серия промежуточных, приближающихся к первому или второму типу. В закрытом пей- заже превалируют объемные элементы (древесная растительность) при незначи- тельности плоскостных, горизонтальных, чем обуславливается ограниченность обозрения пространства.
Движение дает возможность рассматривать постепенно разворачивающиеся парковые пейзажи с различных точек обзора.
В процессе роста древесные насаждения кардинально изменяют свою высо- ту, диаметр кроны, толщину и текстуру поверхности ствола, рисунок и толщину скелетных ветвей, силуэт. В зависимости от этого меняются оптимальные рас- стояния восприятия древесных насаждений. Закономерности развития и измене- ния декоративно – художественных форм должны поэтапно учитываться при формировании пейзажа.
2.3.2. Композиция пейзажных картин
Различные приемы построения пейзажных картин разработаны теоретиками садово-паркового искусства прошлого (например, труды Э. Андре, А. Регеля).
Прием построения пространственных планов выбирают в зависимости от художественного замысла пейзажа. Общий принцип построения пейзажных кар- тин сводится к дифференциации их на несколько пространственных планов.
Практически для достижения соотношения планов разной глубины рекомендуется выявить границы первого, второго и заднего планов. При этом каждый из основ- ных планов может представлять собой целую коллекцию нюансных планов, кото- рые различаются при более пристальном рассмотрении.

Композиция пейзажных картин – свойство растительности как одного из строительных материалов ландшафтной архитектуры, которая играет важную роль в создании общей пространственной структуры садов и парков.
Для изучения пейзажных картин необходимо определить из чего складыва- ется пространственная структура, что представляют собой ландшафтные районы парка (если они имеются в исследуемом объекте). Вместе с термином пейзаж и пейзажная картина часто употребляется понятие вид и кадр.
Композиционным узлом картины может быть группа деревьев или одиноко стоящее дерево (солитер), газон, цветник, водоем, водопад, архитектурные со- оружения и другое. Размеры пейзажных картин определяются следующим обра- зом:
L - расстояние от наблюдателя до картины, в м;
α – горизонтальный угол восприятия пейзажа, колеблется от 16 до 60˚;
Н – высота картины, определяемая высотой элементов картины с учетом в ее композиции неба и плоскости земли или водного зеркала; l – учитывая глубину восприятия пространства, проектировщик может определить расстояние либо до композиционного центра картины, либо до переднего плана, реже до ее фона (заднего);
В – определяется боковыми объектами, ограничивающими поле видения и являющимися рамой или кулисами картины, а также углом обзора.
Глубина картины определяется расстоянием от наблюдателя до дороги и объемными элементами. Характер определяется ее шириной, глубиной и высотой.
По соотношению пейзажных картин парковые объекты подразделяются на большие, средние и малые, по глубине перспектив – короткие (до 50 м), средние
(до 100 м), далекие (более 100 м).
Если при дальних дистанциях осмотра основную роль играют высота и си- луэт насаждений, то вблизи (ориентировочно на расстояниях, равных высоте де- рева) особое значение приобретают декоративные детали: листва, цветки и плоды, текстура коры.

В процессе проектирования очень важен тщательный поиск видовых точек для восприятия того или иного паркового пейзажа. Эта задача решается следую- щим методом. Вначале выявляют места резкого изменения условий видимости, затем из каждой видовой точки намечают открывающиеся картины – первая серия картин, вторая и т.д. Для каждой картины следует установить границы первого, заднего и нейтрального среднего плана.
1   2   3   4


написать администратору сайта