алтайский шаманизм. Алтайский шомонизм. Л. П. Потапов Алтайский шаманизм
Скачать 109.59 Kb.
|
тӱнгӱр. Это слово упоминается в одной из енисейских рунических надписей, а изображения бубнов древнетюркского времени запечатлены на скалах р. Енисея. Таким образом, название «шаманизм» для религии древних тюрок дано исследователями по представлениям о нем, сложившимся (17/18) в общей форме и под влиянием роли служителя культа, известного в литературе как шаман. Отсюда понятна попытка Ж.-П. Ру дать такое название религии древних тюрок, которое отражало бы её собственную культовую специфику, например «тенгризм», по имени верховного божества древнетюркского пантеона Тенгри (Небо). [53] Но эта попытка не получила признания, да и автор не настаивал и не развернул системы доказательств в обоснование своего предложения. Алтае-саянские народы тоже не называли свою религию шаманизмом. Для этого у них имелось слово jaнг, которое можно перевести и как «религия», и как «вера» (религиозная, конечно). В. Вербицкий добавляет ещё одно значение — «закон». [54] Когда появился бурханизм, алтайцы назвали его ак jaнг «белая вера». Шаманизм же считался кара jанг — «чёрная вера», поскольку первый (легендарный) шаман был обучен камланию Эрликом (хозяином подземного мира), а звали его Jангара. [55] Напомню, что алтайский шаманизм монголы и якуты называли чёрной верой. Ламаизм же монголы и буряты именовали жёлтой верой. [1] Кратко об этом см.: Потапов Л.П. Некоторые аспекты изучения сибирского шаманства // Докл. сов. делегации на IX Междунар. конгр. антропол. и этногр. наук в Чикаго в сент. 1973 г. М., 1973. На рус. и англ. яз. [2] Богораз В.Г. К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии // Этногр. обозрение. 1910. №1-2. С. 5, 6. [3] Зеленин Д.К. Культ онгонов в Сибири. М.; Л., 1936. С. 363. [4] Дыренкова Н.П. Получение шаманского дара по воззрениям турецких племён // Сб. МАЭ. Л., 1930. Т. 9. [5] Ксенофонтов Г.В. Культ сумасшествия в урало-алтайском шаманизме. Иркутск, 1929. [6] Широкогоров С.М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов // Учён.зап. ист.-филол. фак. Владивосток, 1919. Вып. 1. С. 60. [7] Harva U. Die religiösen Vorstellungen der altaishen Fölker // FF Communications. 1938. N125. [8] Findeisen H. Das Shamanentum als spiritistische Religion // Ethnos. 1960. N3-4. [9] Потапов Л.П. 1) Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан, 1957; 2) Этнический состав и происхождение алтайцев. Л., 1969; 3) Очерки народного быта тувинцев. М., 1969. [10] См., напр.: Вербицкий В. Алтайские инородцы. М., 1893. [11] Катанов Н.Ф. Отчёт о поездке в 1896 г. в Минусинский округ Енисейской губернии. Казань, 1897. С. 21. [12] Православ. собеседник. 1886. Ч. 1. С. 304-334. [13] См.: Голубев А. Предисловие // Православ. собеседник. 1886. Ч 1. С 304-306. [14] Там же. [15] Вербицкий В. 1) Алтайцы. Томск, 1870; см. также: 2) Алтайские инородцы. [16] Голубев А. Предисловие. [17] Eliade M. 1) Le chamanisme et les techniques archaïques de l’extase. Paris, 1951; 2) Shamanisrnus und archaische Ekstasentechnik. Zürich; Stuttgart, 1957; 3) Shamanism: Archaic technique of ecstasy. London, 1964. [18] Eliade M. Le chamanisme... P. 18. [19] Ibid. P. 21. [20] Ibid. P. 14. [21] Siikala A.-L. The rite technique of the Siberian shaman. Helsinki, 1978. P. 26. (18/19) [22] Ср.: Hultkrantz A. Ecological and phenomeriological aspects of shamanism // Shamanisme in Siberian. Budapest, 1978. P. 53, 55. Автор называет Сибирь оплотом шаманизма, где он, как и в Центральной Азии, достиг наивысшего развития. [23] См.: Siikala A.-L. Op.cit.; Ревуненкова E.В. Народы Малайзии и Западной Индонезии. М., 1980. [24] Вдовин И.С. Заключение // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л., 1981. Этому изданию предшествовали сборники: Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976; Памятники культуры народов Сибири и Севера. Л., 1977. (Сб. МАЭ; Т. 33). [25] Вдовин И.С. Указ.соч. С. 265. [26] Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1964. [см. переиздание] С. 33; Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973. [27] Вдовин И. С. Указ.соч. С. 267. [28] Там же. С. 269. [29] Там же. С. 270. [30] Там же. С. 277. [31] Таксами Ч.М. Шаманство у нивхов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л., 1981. С. 165. [32] Попов А.А. Шаманство у долган // Там же. С. 256. [33] См., напр.: Алексеенко Е.А. Шаманство у кетов // Там же. [34] Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков. Спб., 1908. С. 19; Donner К. Ethnological notes about the Jenisei-Ostyak // MSFOu. 1933. Vol. 66. [35] Анучин В.И. Указ. соч. С. 13, 28. [36] Алексеенко Е.А. Указ.соч. С. 105. [37] Анисимов А.Ф. Религия эвенков. М.; Л., 1958. С. 192. [38] Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии // Полн. собр. соч. Т. 17. С. 418. [39] Чанчибаева Л.В. Религиозные пережитки у алтайцев к вопросы атеистической работы: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1978. [40] Этот процесс достиг своего апогея в первые годы существования Ойротской автономной области, образованной 1 июня 1922 г. (с 7 января 1948 г. — Горно-Алтайская автономная область). [41] Впервые я присутствовал на камлании у алтайцев летом 1923 г. (см.: Потапов Л.П. На камлании // Алт. кооператор. 1924. №15). С лета 1925 г. начались мои полевые работы по изучению алтайского шаманизма, когда я, будучи студентом ЛГУ, получил первую научную командировку к алтайцам. В конце лета 1927 г. мне удалось участвовать в камлании с жертвоприношением коня Ульгеню в аиле Пелемена Кучияка (нижнее течение р. Куюма) и помогать в «отправлении» коня божеству; камлал Сапыр Туянин. [42] Назову имена некоторых камов, которые наиболее подробно и толково разъясняли мне различные вопросы, возникавшие при изучении шаманизма: Сапыр Туянин (р. Куюм) из сеока Тонжоан; Чоодур (р. Сараскыр) из Мундуса; Пулка (р. Ороде) из сеока Кузен; Поликарп Палджанов (улус Качыбай, бассейн р. Кондомы) из сеока Челей; Сандра (р. Мундыбаш: в 1927 г. ему было 90 лет, камлал 40 лет) из сеока Челей, Пустогач (р. Байгол) из сеока Шакшылыг; Сакан (улус Сурбашкин, р. Бия) из Öрёкуманды; Марфа Тодышева (с. Челухой) из сеока Ӱӱты; Роман Кайдараков (р. Абакан) — сагаец из сеока Таг-Карга; Мандырышка (верховья р. Алаша) из сеока Кужугет; Мамыш (р. Майма) из сеока Тонжоан, и др. [43] Разумеется, этот полевой материал был использован и в моих статьях, печатавшихся с конца 20-х гг. [44] См.: Тенишев Э.Р. Древнетюркская эпиграфика Алтая // Тюркологический сборник. М., 1966, и др. [45] Кононов А. Н. Грамматика языка тюркских рунических памятников VII-IX вв. Л., 1980. С. 154. [46] Liu Mau-Tsai. Die chinesischen Nachrichten zur Geschichte der Ost-Türken (T’u-küe). Wiesbaden, 1958. Bd 1. S. 461, 462. [47] Малов C.E. Памятники древнетюркской письменности: Тексты и исслед. М., Л., 1951. С. 13. [48] Roux J.-P. Le nom du chaman dans les textes turco-mongols // Anthropos. 1958. Vol. 53, fasc. 1-2. P. 138. (19/20) [49] Кляшторный С.Г. Древнетюркская надпись на каменном изваянии из Чойрэна // Страны и народы Востока. М., 1980. С. 97. У современных алтайцев словом ыр(ы)к называется гадание шамана на маленьком луке, который он держит за тетиву и раскачивает. [50] Стеблева И.В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы // Тюркологический сборник 1971. М., 1972. С. 223. [51] Кононов А.И. Указ.соч. С. 190, 197. [52] Liu Mau-Tsai. Op.cit. Bd 1. S. 462. [Упоминание кагана Тапо (=Таспар) здесь анахронично. — П.А.] [53] Roux J.-P. Tängri : Essai sur le ciel-dieu des peuples altaïques // RHR. 1956. T. 149, N1-2. P. 206. [54] Вербицкий В. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка. Казань, 1884. С. 75. [55] Там же. В имени Jангара два слова: jанг — «вера» и кара — «чёрная». Следовательно, предание считает первоначальной чёрную веру с её верховным божеством Эрликом. Служитель её был назван словом кам. |