Лабораторная работа Бумажное прототипирование пользовательских интерфейсов 6
Скачать 144.19 Kb.
|
Лабораторная работа № 7. Проектирование графа диалога с использованием сетей ПетриПорядок выполнения работыНа основании разработанных функциональной и информационной моделей (лабораторная работа № 1) граф диалога предусмотреть возможность выбора не менее 10 параметров. Разработать граф состояний и переходов интерфейса проектируемой системы. Выявить тупиковые ситуации и описать способы их устранения. Оформить работу. Осуществить защиту работы. Краткие теоретические сведенияОтличительной особенностью информационного взаимодействия между пользователем и компьютером является его диалоговый характер. Каждая итерация этого взаимодействия предполагает поочередный обмен информацией между его участниками. Для того чтобы диалог был конструктивным, должны соблюдаться следующие правила: участники диалога должны понимать язык друг друга; участники диалога не должны говорить одновременно; очередное высказывание должно учитывать как общий контекст диалога, так и последнюю информацию, полученную от собеседника. При проектировании диалога необходимо определить: структуру диалога; возможный сценарий развития диалога; содержание управляющих сообщений и данных, которыми могут обмениваться человек и приложение (семантику сообщений); визуальные атрибуты отображаемой информации (синтаксис сообщений). Общая структура диалога определяется его типом. Выделяют четыре типа диалога. Диалог на основе командного языка. Исторически это первая из реализованных структур диалога. При такой организации диалога система не выводит ничего, кроме постоянной подсказки (приглашения на ввод команды), которая означает готовность системы к работе. Каждую команду вводят с новой строки и обычно заканчивают нажатием клавиши «ввод». Ответственность за правильность задаваемых команд ложится на пользователя. Система информирует о невозможности выполнения неверной команды, не поясняя, как правило, причин. Диалог типа «вопрос-ответ». Структура диалога типа «вопрос-ответ» (Q&A) основана на аналогии с обычным интервью. Система берет на себя роль интервьюера и получает информацию от пользователя в виде ответов на вопросы. Это наиболее известная структура диалога; все диалоги, управляемые компьютером, в той или иной степени состоят из вопросов, на которые пользователь отвечает, однако в структуре Q&A этот процесс выражен явно. В каждой точке диалога система выводит в качестве подсказки один вопрос, на который пользователь дает один ответ. В зависимости от полученного ответа система может решить, какой следующий вопрос задавать. Такую структуру диалога обычно применяют при проектировании экспертных систем. Диалог на основе меню. Меню является наиболее популярным вариантом организации запросов на ввод данных во время диалога, управляемого компьютером. Структура типа меню является наиболее естественным механизмом для работы с устройствами указания и выбора: меню представляет собой изображение тех объектов, которые выбираются пользователем. Меню можно с равным успехом применять для ввода как управляющих сообщений, так и данных. Приемлемая структура меню зависит от его размера и организации, от способа выбора пунктов меню и реальной потребности пользователя в под- держке со стороны меню. Диалог на основе экранных форм. Диалог на основе экранных форм до- пускает обработку на одном шаге диалога нескольких ответов. На практике формы используются там, где учет какой-либо деятельности требует ввода стандартного набора данных. Человек работает с формой до тех пор, пока не заполнит ее полностью и не передаст системе. Система может проверять каждый ответ непосредственно при вводе или по окончании заполнения всей формы. Такая структура позволяет повысить скорость ввода данных по сравнению со структурой типа «вопрос-ответ» и манипулировать более широким диапазоном входных данных, нежели меню; кроме того, с ней могут работать пользователи любой квалификации. Контрольные вопросыЧто такое диалог? Какие типы диалога вы знаете? Что такое граф диалога? Какова его роль в процессе проектиро- вания интерфейса? Что такое граф состояний и переходов интерфейса? Каковы его составляющие? Приведите примеры классов моделей, которые могут быть использованы для построения графа диалога. Какие типы состояний предусмотрены в графе состояний и пере- ходов интерфейса? |