Сборка. Мясорубка. Лабораторная работа 1 Описание интерфейса. После загрузки программа AutoDesk Inventor появляется диалоговое окно От
Скачать 3.17 Mb.
|
Isometric View. 2. Нажмите на кнопку Work Plane на панели инструментов, а затем в окне брау- зера укажите на XY Plane. 3. Как только плоскость подсветится голубым цветом, постарайтесь перетащить ее вниз за один из углов. При этом появится диалоговое окно Offset, в котором необходимо указать значение равное -50 мм (рис. 19а). 4. Выберите команду Sketch и выполните щелчок ле- вой клавишей мыши на только что созданной плоскости. На- жмите на кнопку Project Geometry , и выберите ось Х из Origin . Повторите эту операцию для осей Y и Z, при этом на плоскость спроецируются две прямые и точка (рис. 19 б). 5. При помощи команд Center Point Circle и General Dimensional в точке пе- ресечения проекций нарисуйте окружность диаметром 14 миллиметров (рис. 19 в) 6. Закройте режим построения эскизов. Рис. 19 б. Проекция центра эскиза. Рис. 19 в. Эскиз окружности для основа- ния 7. Нажмите на кнопку Extrude на панели инструментов, а затем укажите на ра- нее созданную окружность. 8. В поле Extents нажмите на кнопку-треугольник справа от надписи Distance и выберите надпись To Next. 9. В диалоговом окне Extrude нажмите на кнопку Ok. 10. В окне браузера нажмите правую кнопку мыши на надписи Work Plane 1 и в открывшемся контекстном меню снимите галочку напротив надписи Visibility. 11. Таким же образом скройте плоскость Work Plane 2 (рис. 20). Далее вам предстоит самостоятельно создать новый эскиз (по описанной ниже схеме) в плоскости, проходящей через ось только что полученного ци- линдра. Для этого: 1. Нажмите на кнопку Work Axis и ука- жите на цилиндрическую поверхность крепления. 2. Нажмите на кнопку Work Plane на па- нели инструментов, а затем укажите на ранее создан- ную ось. В окне браузера укажите на плоскость YZ Plane , при этом откроется диалоговое окно Angel, в котором необходимо установить значение 0 градусов Рис. 19 а. Диалоговое окно Offset Рис. 20. Основание крепления. 28 и нажать на кнопке Ok. 3. Выполните действия необходимые для того, чтобы данная плоскость стала ра- бочей плоскостью для создания нового эскиза. 4. Для удобства включите каркасное представление модели. Для этого в строке главного меню нажмите на стрелочке рядом с пиктограммой Shaded Display и в вы- падающей панели выберите - Wireframe Display 5. При помощи команды Project Geometry спроецируйте торец крепления на плоскость. 6. При помощи команды Center Point Circle нарисуйте окружность, причем, диаметр окружности должен совпадать с диаметром основания цилиндрической поверх- ности крепления (14 мм.). 7. Нарисуйте вертикальную прямую на расстоянии 15 мм (рис. 22) от центра ок- ружности, она в дальнейшем будет являться осью вращения. 8. Завершите режим построения эскизов при помощи команды Finish Sketch и установите изометрический вид модели командой Isometric View. Рис. 21. Ориентация вспомогательной плоскости. Рис. 22. Эскиз во вспомогательной плоско- сти. 8. Нажмите на кнопку Revolve , при этом окружность подкрасится голубым цве- том, а вам предложат ввести ось вращения. В нашем случае таковой является ранее по- строенная прямая (рис. 22). 9. В поле Extents установите значение Angle 180 градусов в оба направления , и нажмите на кнопку Ok (рис. 23). Рис. 23. Полученная модель. Рис. 24. Вторая вспомогательная плос- кость. 29 10. Нажмите на кнопку Work Plane на панели инструментов, а затем укажите на ось цилиндра (рис. 24). В окне браузера укажите на плоскость XZ Plane, при этом откро- ется диалоговое окно Angel, в котором необходимо установить значение 0 градусов и на- жать на кнопке Ok. 11. На данной плоскости создайте новый эскиз. Постройте отрезок и окружность, нанесите соответствующие размеры (рис. 25). Внимание! Так как корпус крепится к сто- лешнице, необходимо учесть ее толщину. Размер до отрезка определяет зазор крепления. 12. Завершите режим построения эскизов, а затем при помощи команды Revolve , проверните окружность на 200 градусов относительно ранее созданной прямой (обратите внимание на направление) (рис. 26). Рис. 25. Эскиз на второй вспомогательной плоскости. Рис. 26. Полученная модель. 13. Самостоятельно создайте новый эскиз (рис. 27.) во вспомогательной плоскости Work Plane3 (проекции получите при помощи команды Project Geometry , которые служат базой для об- размеривания нового эскиза), а затем воспользуй- тесь командой Extrude и вычтите данный про- филь в оба направления (рис. 28). 14. Вернитесь в режим представления моде- ли - Shaded Display 15. Самостоятельно постройте эскиз окруж- ности диаметром 6 миллиметров (рис. 29 а), для то- го чтобы центр окружности совпадал с ранее по- строенной осью необходимо при помощи команды Project Geome- try спроециро- вать ее на рабочую поверхность. 16. Исполь- зуя команду Extrude выдавите полученный эскиз. 17. Нарежьте резьбу при помощи команды Thread ( рис. 29 б). На вкладке Specification (рис. 12) в окне Thread Type выберите надпись ISO Metric Profile. Рис. 27. Эскиз получения поверхно- сти предназначенной под крепле- ние, на первой вспомогательной плоскости. Рис. 28. Полученная модель. 30 Рис. 29. Отверстие с резьбой для крепления. 16. Скруглите все острые кромки радиусом 1 миллиметр при помощи команды Fil- let ( рис. 30). 17. . В окне браузера нажмите правую кнопку мыши на надписи Work Plane 3 и в открывшемся контекстном меню снимите галочку напротив надписи Visibility. 11. Таким же образом скройте плоскость Work Plane 4 18. Сохраните полученную модель под именем – Корпус. Рис. 30. Скругление острых кромок. б а 31 Лабораторная работа № 4. Создание чертежа детали. В данной лабораторной работе вам предстоит создать ассоциативный чертеж к корпусу мясорубки (рис. 1). Рис. 1. Чертеж корпуса мясорубки Создание главных видов. В диалоговом окне Открыть (которое появляется сразу после загрузки программы AutoDesk Inventor или после выбора в строке главного меню команд File – New) в облас- ти What To Do выберите опцию New , в открывшемся разделе New File – Choose a tem- plate to create a new file выберите шаблон Standard. idw предназначенный для работы с чертежами. Нажмите кнопку Base View на панели инструментов, появляется диалоговое окно Drawing View (Чертеж вида) (рис. 2). В левой части окна, озаглавленной Component Рис. 2. Диалоговое окно Drawing View 32 (Компонент) в строке File (Файл) нажимаем на кнопку обозревателя , и выбираем файл «Корпус» (рис. 3). На листе появляется предварительное изображение вида детали. В пра- вой части окна, озаглавленной Orientation (Ориентация), устанавливаем вид – Front (Спереди), тип вида Hidden Line Removed (Удалены скрытые линии) , в поле Scale масштаб – 1:2. Выведите курсор мыши за пределы диалогового окна Drawing View, рас- положите деталь так, как показано на рис. 4. После ориентации детали на листе, нажмите левую кнопку мыши, тем самым, зафиксировав деталь. После проделанной операции на листе появляется один из видов корпуса мясорубки, а диалоговое окно Drawing View ис- чезает. Снова кликнем на заголовке полосы инструментов, выберем из меню Drawing Views Panel (Панель управления чертежами). Кликнем на кнопке Projected View (Проек- ционный вид), укажем курсором на существующий вид (до взятия вида в прямоугольник) и кликнем левой кнопкой мыши, а затем создадим вид сверху и изометрический. Для это- го сдвинем курсор вниз и кликнем в этом месте левой кнопкой – предварительное изо- бражение вида закрепится здесь. Затем сдвинем курсор вправо и вверх от исходного вида, и тоже кликнем. После этого кликнем правой кнопкой мыши и выберем из меню Create (Создать). При этом появится диалоговое окно Progress. Подождите до исчезновения дан- ного диалогового окна. Будут созданы три вида, как показано на рисунке 5. Кликнем левой кнопкой по изометрическому виду и, не отпуская кнопки, отбукси- руем вид ближе к правому нижнему углу. Также можно подправить положение созданных видов. Нажмите правой кнопкой мыши на изометрическом виде корпуса, а затем в поя- вившемся контекстном меню выберите команду Edit View. В открывшемся диалоговом окне Drawing View (рис. 6.) нажмите на кнопку Shaded в поле Style. Для завершения операции нажмите на кнопку Ok. Рис. 3. Диалоговое окно Открыть Рис. 4. Расположение первого вида Рис. 5. Расположение видов 33 Создание вспомогательных видов. Рис. 7. Размещение видов и разреза Рис. 8. Диалоговое окно Drawing View Далее создадим разрез корпуса. Кликнем на чертеже на виде сверху, для того, что- бы выделить его, а затем на кнопке Section View (Секущий вид). Поместим курсор на верхний край вида, пока курсор не превратится в зеленую точку. Не кликая, сдвинем кур- сор вверх и кликнем для указания точки сечения. Затем сдвинем курсор вниз (под вид), кликнем для указания второй точки сечения. Сдвинем курсор вправо, выполним клик пра- вой кнопкой мыши и выберем из меню Continue (Продолжать). Появляется окно установ- ки свойств вида, в котором пока ничего не меняем. Кликнем для размещения вида (рис. 7). Создадим местный чертежный вид паза под матрицу (решетку), используя кнопку Detail View (Местный вид) на панели Drawing Views Panel . Кликните кнопку Detail View (Местный вид). Выберем разрез как базовый вид, кликнув по нему левой кнопкой мыши. В диалоговом ок- не установим метку - Б, масштаб – 2:1 и стиль вывода вида Hidden Line Removed (Удалены скрытые линии) (рис.8). Если Вы не измените эти настройки, будут использоваться параметры по умолчанию. Рис.6. Диалоговое окно Drawing View Рис.9. Область местного вида 34 В графическом окне на разрезе кликните мышью на паз для индикации центра де- тали (рис. 8) и выделения области местного вида, затем кликните еще и переместите кур- сор правее для указания другого положения детали (рис. 10). Переместите предварительный вид в тре- буемое положение и кликните для размещения ви- да. Образцы штриховки автоматически приме- няются в сечении, когда Вы создаете его. Образец, толщина линии и другие атрибуты штриховки за- даются активным чертежным стандартом. Вы мо- жете модифицировать образец штриховки для лю- бого места после размещения сечения. Выполните правый клик на образце штрихов- ки местного вида и выберите Modify Hatch (Изменить штриховку) из меню. В графическом поле появится диалоговое окно Modify Hatch Pattern. Выполните требуемые изменения штриховки - в поле Scale (масштаб) установите 1:4(рис.11). Нажмите на Ok, вид штриховкина мест- ном виде изменился. Замечание: Для подавления вывода об- разца штриховки, выполните правый клик и выберите Hide (Скрыть) из меню. Расстановка размеров Перед тем, как расставить размеры, нанесем центровые линии на изображения. Для этого изменим набор инструментов на панели инструментов на Drawing Annotation Panel (Панель оформления чертежа). Кликнем на кнопке Center Mark (Центровой маркер), и проставим маркер на отверстие на виде сверху. Для этого подведем курсор к контуру от- верстия, и подождем, пока оно выделится красным цветом, или поставим курсор над цен- тром отверстия, и подождем, пока он превратится в зеленую точку. После этого кликнем левой кнопкой мыши – появится маркер центра. Теперь проставим центровую линию на изображении этого же отверстия на сече- нии А-А. Для этого выйдем из операции простановки центрового маркера, нажав кнопку Esc . Затем нажмем на расположенный справа от кнопки Center Mark (Центровой маркер) направленный вниз треугольник. Выберем раскрывшуюся команду Center Line (Центро- вая линия). На увеличенном изображении сечения А-А установим курсор у левой кромки отверстия, пока она подсветится красным цветом, а курсор превратится в зеленую точку. Кликнем мышью и повторим эту процедуру для правой кромки отверстия. После этого кликнем правой кнопкой мыши и выберем из меню Create (Создать). Будет создана цен- тровая линия. Для завершения операции нажмите кнопку Esc или кликните правой кноп- кой мыши и выберите из меню Done (Сделано). Аналогично расставим центровые линии – оси – для всех элементов (рис. 12), используя также кнопку (Биссек- торная центровая линия). Внимание: для нанесения осей на дуги поочередно нажимаем на каждую до подсветки их красным цветом и кликнем левой кнопкой мыши. Теперь покажем на чертеже размеры, проставленные на модели. Кликнем на виде А-А правой кнопкой мыши и выберем из меню Get Model Annotations, а затем команду Get Model Dimensions ( Получить размеры модели). На виде появится несколько размеров, которые на модели расположены в этой плоскости и относятся к этому виду. Затем вызо- вем модельные размеры для других видов. Имеет значение порядок, в каком это делается – модельный размер на одном листе высвечивается один раз. Если размер уже стоит на Рис. 10. Расположение видов на чертеже Рис. 11. Изменение вида штриховки 35 виде А-А, то на главном виде он не появится. Если размер нужен на главном виде, нужно удалить его на виде А-А (Выделить курсором и нажать кнопку Del), а затем повторить для главного вида операцию Get Model Dimension (Получить размеры модели). Поэтому сто- ит сначала полностью оформить вид А-А, а затем переходить к другим видам. Разместите размеры так, как показано на рисунке 12, при этом: • Для переноса размера – нажмите левую кнопку мыши на размере и удерживая кнопку перетащите мышь в нужном направлении. • Для поворота размера – нажмите левую кнопку мыши на размере, при этом размер вы- делится, и на нем появятся зеленые точки. Установите курсор мыши на одну из этих точек, а затем нажмите левую кнопку мыши. Удерживая кнопку, переместите курсор в нужном направлении. • Для удаления размера – выделите размер нажатием левой кнопки мыши, а затем на- жмите кнопку Delete на клавиатуре. • Для добавления размеров используйте кнопку General Dimension (Общий размер) на панели Drawing Annotation (Оформление чертежа). Чертежные размеры не влияют на размеры детали, но они предоставляют документацию о чертеже. − Чтобы добавить линейный размер для линии или ребра, кликните по нему для вы- бора этого элемента. − Для добавления линейного размера между двумя точками, двумя линиями или ли- нией и точкой, кликните для выбора по каждой точки или линии. Рис. 12. Расположение размеров на чертеже 36 − Для добавления радиального или диаметрального размера кликните для выбора по дуги или окружности. − Для добавления углового размера выберите две линии. − Для добавления размера, основанного на пересечении, выберите две линии, за- дающие пересечение, выполните правый клик и выберите Intersection (Пересече- ние), затем выберите другой элемент размера. После выбора необходимого размера кликните для размещения размера в нужном мес- те. Расстановка шероховатости, баз и отклонений. Рис. 13. Обозначение шероховатости Рис. 14. Диалоговое окно Surface Texture Выберите команду Surface Texture Symbol на панели инструментов. Укажите поверхность как показано на рисунке (рис. 13) и нажмите левую кнопку мыши. Далее не отводя курсора, нажмите на правую кнопку мыши и выберите команду Continue. В открывшемся диалоговом окне Surface Texture (рис. 14) в поле A’ введите значение шероховатости равное 1.25. Для завершения операции нажмите на кнопку Ok. Переместите курсор в правую верхнюю часть чертежа (рис. 15) и поставьте там знак шеро- ховатости. Нажмите левую кнопку мыши, а затем правую. В контекстном меню выберите команду Continue , а затем в диалоговом окне Surface Tex- ture нажмите на кнопку Removal Of Material Pro- hibited в поле Surface Type. В поле Miscella- neous , нажмите на кнопку Majority . Для за- вершения операции нажмите на кнопку Ok. Рис. 15. Шероховатость поверхно- стей 37 Рис. 16. Расположение базы Рис. 17. Диалоговое окно Format Text Последним этапом компоновки чертежа является нанесение технических баз, и от- клонений. Нажмите на кнопку Datum Identifier Symbol . Наведите курсор мыши на по- верхность, которую предполагается использовать как базу (рис. 16), и нажмите на левую кнопку мыши. Переместите курсор влево, тем самым, задав расположение обозначения базы. Нажмите левую кнопку мыши, а затем в открывшемся диалоговом окне Format Text (рис. 17) измените название базы на В и нажмите на кнопку Ok для завершения опе- рации. Выберите команду Feature Control Frame на панели инструментов. Наведите курсор мыши на поверхность как указано на рис. 18 и нажмите левую кнопку мыши. Пе- реместите курсор мыши влево, и как только добьетесь нужного вам положения текста, нажмите на правую кнопку мыши. В появившемся контекстном меню выберите команду Continue . В открывшемся диалоговом окне Feature Control Frame (рис. 19) нажмите на кнопку Geometric Characteristic Symbol и выберите Concentricity And Coaxiality . В поле Tolerance 1 укажите значение 0.001, а в поле Datum 1 введите значение В при по- мощи кнопки с одноименным названием. Нажмите на кнопку Ok для завершения опера- ции. Рис. 18. Расположение отклонения Рис. 19. Диалоговое окно Feature Control Frame На этом создание чертежа корпуса мясорубки можно считать завершенным. 38 Лабораторная работа №5 Сборка Размещение корпуса. В данной лабораторной работе вам предстоит собрать мясорубку из созданных ра- нее деталей. В нашем случае мясорубка будет состоять из следующих деталей (Рис 1): • Корпус мясорубки • Шнек (вставлен в корпус) • Нож (надет на шнек) • Матрица (вставлена в корпус) • Гайка (накручена на корпус) • Рукоятка (надетая на шнек) Рис. 1. Мясорубка Рис. 2. Диалоговое окно Открыть. Создаем новый файл из шаблона «Сборка», для чего нажмем кнопку New на глав- ной панели инструментов, и в диалоговом окне Открыть (рис 2), выберем пиктограмму Standard.iam Нажимаем на кнопку Place Component (Поместить компонент) и в открывшемся диалоговом окне указываем на деталь «Корпус». Один корпус будет размещен автомати- чески, а появится второй, связанный с курсором. Поскольку второй корпус нам не нужен, не выполняя клика левой кнопкой, нажимаем правую, и из меню выбираем Done (Сде- лать). Создается файл сборки, содержащий пока только один базовый компонент – корпус, причем система координат файла сборки совпадает с системой координат этой базовой детали. 39 При помощи кнопки Rotate проверните модель так, как показано на рисунке (рис. 3). В дальнейшем при сборке мясорубки вам придется очень часто менять мас- штаб изображения и перемещать его. Для перемещения можно нажать на ролик у мыши и перетащить курсор, при этом изображение переместится в том же направлении. Для изменения масштаба прокрутите ролик. Пользуясь той же кнопкой Place Component (Поместить компонент) вставляем вторую деталь «Шнек». Сохраняем файл в папке «Ваше Имя» под именем «Мясо- рубка». Переместите курсор в рабочее поле и нажмите на левую кнопку мыши. Располагайте детали так, чтоб они не накладывались на изображения предыдущих деталей. На- жмите на кнопку Esc на клавиатуре. Нажмите на кнопку Rotate Component на панели инструментов, а затем укажите на шнек мясорубки. Установите модель в поло- жение, показанное на рисунке (рис. 4). Наложим связь на шнек, для его связи с корпусом. Кликните на кнопку Con- straint ( Связать), и укажите сначала на ось шнека (объект подсветится красным све- том), приблизительно в центре, а затем на ось отверстия в корпусе, как показано на рисун- ке (рис. 4). В диалоговом окне Place Constraint ( наложить связь) нажмите на кнопку Mate (рис. 5). При этом ось шнека рас- положится соосно оси отверстия, а шнек частично заходит в отверстие (в зависимости от взаимного расположения корпуса и шнека возможна уста- новка шнека в корпус или выход шнека из корпу- са, при этом соосность соблюдается во всех слу- чаях). Нажмите на кнопку Ok для завершения операции. При помощи кнопки Rotate установите деталь в положение как показано на рисунке (рис. 6), а затем нажмите кнопку Con- straint на панели инструментов. Укажите поверхность у шнека, а затем поверхность корпуса как показано на рисунке (рис. 6). В диалоговом окне Place Constraint нажмите на Рис. 3. Ориентация корпуса Рис. 4. Взаимное расположение шнека и корпуса Рис. 5. Диалоговое окно Place Constraint. Рис. 6. Вставление шнека в корпус 40 кнопку Flush ( Плоская связь). Для завершения операции нажмите на кнопку Ok. Соединение ножа со шнеком. Пользуясь кнопкой Place Component (Поместить компонент) на панели инстру- ментов, вставляем следующую деталь «Нож». Нажмите на кнопку Rotate Component на панели инструментов, а затем укажите на нож мясорубки. Установите модель в поло- жение, показанное на рисунке (рис. 7). Для установки ножа в корпус нажмите на кнопку Constraint на панели инструментов. В диалоговом окне Place Constraint (рис. 8) на- жмите на кнопку Angel (Угловая связь) в поле Type. Угловая связь задает угол между гранями или плоскими поверхностями. Далее укажите на любую из четырех граней шнека мясорубки, а затем ножа, как показано на рисунке (рис. 9). Для завершения операции нажмите на кнопку Ok. Нажмите на кнопку Constraint на панели инструментов и укажите на ось шнека мясорубки, а за- тем на ось ножа (рис. 10). Для завершения операции нажмите на кнопку Ok. Нажмите кнопку Constraint на панели инструментов. Укажите поверхность но- жа, а затем поверхность шнека как показано на рисунке (рис. 11). В диалоговом окне Place Constraint нажмите на кнопку Flush (рис. 12). Для завершения операции нажмите на кнопку Ok. Рис. 7. Ориентация ножа Рис. 8. Диалоговое окно Place Constraint Рис. 9. Задание расположения граней Рис. 10. Задание соосности 41 Рис. 11. Совмещение поверхностей Рис. 12. Диалоговое окно Place Constraint Установка матрицы в корпус. Кнопкой Place Component на панели инструментов, а затем в открывшемся диа- логовом окне выберем следующую деталь – «Матрицу». Установите модель в положение, показанное на рисунке (рис. 13). Нажмите на кнопку Constraint на панели инструмен- тов. В диалоговом окне Place Constraint выберите Angel в поле Type. Укажите на грань прорези в корпусе, а затем на соответствующую грань выступа у матрицы, как показано на рисунке (рис. 13). Для завершения операции нажмите на кнопку Apply. Не закрывая диалоговое окно Place Constraint, нажмите на кнопку Mate в поле Type ина кнопку Flush . Ука- жите на грань матрицы, как показано на рисунке, а затем, укажите на торец корпуса (рис. 14). Для завершения операции нажмите на кнопку Apply. И в заключении, нажав на кнопку Mate , укажите на ось корпуса или ось шнека мясорубки, а затем на ось мат- рицы (рис. 15). Для завершения операции нажмите на кнопку Ok. Соединение Рис. 13. Ориентация матрицы Рис. 14. Совмещение поверхностей Рис. 15. Задание соосности 42 крышки с корпусом. Кнопкой Place Component на панели инструментов, а затем в открывшемся диа- логовом окне выберите следующую деталь – «Крышку». Установите модель в положе- ние, показанное на рисунке (рис. 16), используя Rotate Component . Нажмите на кнопку Constraint на панели инструментов и на Mate в диалоговом окне. Укажите на поверхность корпуса, а затем укажите на поверхность принадлежащую крышке, как пока- зано на рисунке (рис. 16). Для завершения операции нажмите на кнопку Apply. Укажите на ось корпуса или ось шнека мясорубки (рис. 17), а затем на ось крышки. Для завершения операции нажмите на кнопку Ok. Рис. 16. Ориентация крышки Рис. 17. Задание соосности Соединение рукоятки с корпусом. Перед добавлением детали установите сборку в изометрическом виде, нажав на правую кнопку мыши в графическом поле и выбрав команду Isometric View. Кнопкой Place Component на панели инструментов, а затем в открывшемся диа- логовом окне выберите последнюю деталь – «Рукоятку». Установите модель в положе- ние, показанное на рисунке (рис. 18), кнопками Rotate Component (вращение компо- нента) и Move Component (перемещение компонента). Внимание: обратите внимание на положение ручки, она должна находиться с противоположной стороны корпуса. На- жмите на кнопку Constraint на панели инструментов. В диалоговом окне Place Con- straint нажмите на кнопку Angel (Угловая связь) в поле Type и кнопку Flip The Second Selection (Второй выбор), а затем укажите на элемент рукоятки и на элемент корпу- са (рис. 19). Если нужно, кликните на кнопке Flip 1 (Переключатель 1) или Flip 2 (Пере- ключатель 2) для реверсирования вектора нормали на одной или обеих выбранных плос- костей. Рис. 18. Ориентация рукоятки Рис. 19. Угловая связь 43 Внимание: перед нажатием кнопки Ok убедитесь, что переключатель 2 находит- ся в положении, показанном на рис. 20. Для завершения операции нажмите на кнопку Ok. Нажмите на кнопку Constraint на панели инструментов и в диалоговом окне Place Constraint на кнопку Flush . Укажите поверхности как показано на рисунке (рис. 21), а затем нажмите на кнопку Apply. Для наложения связи соосности нажмите на кнопку Mate , а затем выберите ось шнека и ось отверстия в рукоятке (рис. 22) и затем нажмите на кнопку Ok. На этом сборку мясорубки можно считать завершенной. Последним этапом данной лабораторной работы является демонстрация работы мясоруб- ки. При помощи команды Rotate сориентируйте модель, так как показано на рисунке (рис. 23). Подведите курсор мыши на шнек и нажмите на левую кнопку мыши. Не отпус- кая кнопки, перемещайте курсор, при этом шнек (а вмести с ним рукоятка и нож), начнут проворачиваться. Внимательно проверьте, правильно ли работает устройство, при обна- ружении недостатков программа позволяет устранить их прямо в сборочном виде. Рис. 20. Диалоговое окно Place Constraint Рис. 21. Совмещение поверхностей Рис. 22. Задание соосности Рис. 23. Ориентация мясорубки 44 Лабораторная работа №6 Работа со сборочной моделью. Добавление нового элемента. В данной лабораторной работе вам предстоит дополнить ранее собранную модель резиновой ручкой и крепежным винтом, а также создать сборочный чертеж и вставить в него спецификацию. Рис. 1. Диалоговое окно Открыть. Откройте ранее собранную модель, для чего на главной панели нажмите на кнопку Open . В диалоговом окне Открыть (рис. 1) выберите файл с названием «Сборка». На- жмите на кнопку открыть, при этом диалоговое окно закроется, а перед вами откроется стандартный интерфейс, предназначенный для работы со сборочными моделями. Рис. 2. Ориентация модели Рис. 3. Диалоговое окно Create In-Place Compo- nent. Нажми на кнопку Rotate на главной панели, а затем расположите модель при- близительно так, как показано на рисунке (рис. 2). Нажмите на кнопку Create Compo- nent на панели инструментов. В диалоговом окне Create In The Place (рис. 3) нажмите на кнопку Ok. Укажите на поверхность как показано на рисунке (рис. 4). 45 Рис. 4. Базовая поверхность. Рис. 5. Проекция элементов. После этого на экране появится сетка, предназначенная для создания эскизов, а мо- дель мясорубки будет прозрачна. Нажмите на правую кнопку мыши, а затем в контекст- ном меню выберите команду Finish Sketch. В окне браузера нажмите на кнопку «+» на- против надписи Origin. На главной панели инструментов нажмите на кнопку Look At , а затем в окне браузера укажите на надпись ХZ Plane. Нажмите на кнопку Sketch на главной панели, а затем на надпись ХZ Plane в окне браузера. Нажмите на кнопку Project Geometry на панели инструментов и последовательно укажите на все элементы рукоят- ки как показано на рисунке (рис. 5). Нажмите на кнопку Three Point Arc , на панели ин- струментов, а затем последовательно укажите на те точки, как показано на рисунке (рис 6). Далее при помощи команды Line сделайте эскиз замкнутым (рис. 6). Нажмите пра- вую кнопку мыши, а затем в контекстном меню выберите пункт Finish Sketch. Рис. 6. Построение эскиза. Рис. 7. Диалоговое окно Revolve. Нажмите на кнопку Revolve на панели инструментов, при этом на экране поя- вится диалоговое окно Revolve (рис. 7), а замкнутая область эскиза подкрасится голубым цветом. Далее вам предстоит указать ось вращения для данного эскиза, в данном случае таковой осью является ось Z. В окне браузера нажмите на надпись Z Axis, а затем в диа- логовом окне Revolve нажмите на кнопку Ok для завершения операции. 46 Для завершения построения новой детали нажмите правую кноп- ку мыши, и в всплывающем контекстном меню выберите пункт Finish Edit . В результате в сборке появится новый элемент (рис. 8). Работа с материалом и текстурой. Теперь необходимо сделать ручку резиновой и предать ей неко- торую текстуру. Наведите курсор мыши на ранее созданный элемент и нажмите на левую кнопку. В главном меню нажмите Format > Color. В появившемся диалоговом окне (рис. 9) в графе Style Name выберите на- звание материала – Plastic (White). После выбора материала нажмите на кнопку Apply. Выберите вкладку Texture в диалоговом окне Colors, а затем нажмите кнопку Choose (рис. 10). В диалоговом окне Texture Chooser (рис. 11) выберите Pattern_10. Для завершения нажмите на кнопку Ok. В диалоговом окне Colors (рис. 12) перетащите бегунок %Scale в положение 200%. Нажмите кнопку Apply, а затем в предупре- ждающем диалоговом окне нажмите на кнопку Ok. Для завершения ра- боты с текстурой нажмите на кнопку Close. Рис. 9. Диалоговое окно Colors, закладка Color. Рис. 10. Диалоговое окно Colors, закладка Texture. Рис. 8. Ре- зультат про- деланной ра- боты 47 Рис. 11. Диалоговое окно Texture Chooser. Рис. 12. Диалоговое окно Colors. Добавление крепежного винта Крепежный винт состоит из винта, ручки, крепящейся к винту при помощи штиф- та, и опоры, которую необходимо закрепить на заключительном этапе двумя стопорными винтами. Для выполнения этой части работы Вам необходимо самостоятельно создать сбор- ку состоящей из винта, ручки и штифта. Перед сборкой создайте детали с размерами, по- казанными на рис. 13, 14, 15, 16, 17, используя методики создания деталей лаб. работы №№ 1, 2, 3. Сохраните их под соответствующими названиями. Создайте новый файл из шаблона «Сборка», для чего нажмите кнопку New на главной панели инструментов, и в диалоговом окне Открыть, выберите пиктограмму Standard.iam Нажмите на кнопку Place Component (Поместить компонент) и в открывшемся диалоговом окне укажите на деталь «Винт». Деталь будет размещена автоматически. Из меню выбираем Done (Сделать). Создается файл сборки, содержащий пока только один базовый компонент – винт. Аналогично добавляем еще две детали: «Ручку» и «Штифт». 48 Рис. 13. Чертеж крепежного винта. Рис. 14. Чертеж стопорного винта Для соединения винта с ручкой, наложите связь типа Mate (Сопряжение) на отвер- стие в головке винта и ручки. Теперь наложите еще одну связь для фиксации ручки по оси отверстия. Укажите плоскую поверхность паза, профрезерованного в головке винта и плоскость на ручке. Раз- верните винт так, чтобы видеть его с торца. Чтобы увидеть положение ручки в пазу винта необходимо увеличить масштаб. При правильном выполнении команд видно, что ручка расположена в пазу несимметрично – прижата к одной из стенок. Для того, чтобы размес- тить ручку симметрично оси винта, замерьте величину зазора. Разверните рисунок и вос- пользуйтесь инструментом Measure Distance (Измерение дистанции), вызвав его из меню Tools> Measure Distance (Инструменты>Измерение дистанции). Укажите курсором на кромку паза винта и затем на плоскость ручки. Зазор между кромкой паза и плоскостью ручки должен составлять 0,5 мм. Поэтому необходимо сдвинуть рукоятку к оси на 0.5 мм. Для этого сначала закройте окно инстру- мента Measure Distance (Измерение дистанции). Откройте в браузере папку «Ручка». Са- мая нижняя связь типа Mate (Сопряжение) – это последняя наложенная связь. Кликните на ней в браузере – в графическом окне подсветятся поверхности, на которые наложена эта связь. В нижней части окна браузера высветится размерный параметр этой связи. Вве- дите сюда число 0,5 и нажмите клавишу Enter – ручка сдвинется. Если она сдвинулась не в том направлении, которое нужно – измените знак перед параметром. Рис. 15. Чертеж штифта Рис. 16. Чертеж ручки. Рис. 17. Чертеж опоры. 49 Для установки штифта необходимо наложить связь на отверстие в головке винта и на на- ружную поверхность штифта. Кликните на кнопке Apply (Применить), для того, чтобы изменения вступили в силу, а окно установки связей осталось на экране. Наложите вторую связь на торец штифта. Укажите торец штифта затем поверхность паза и установите в ок- не ввода в разделе Solution (Метод) тип Flash (Внешний), а в разделе Offset (Отступ) – 7 мм. После нажатия кнопки ОК штифт установится торцом вровень с цилиндрической по- верхностью винта. Если это не так – выделите связь в браузере, кликните на ней правой кнопкой, выберите из меню Edit (Редактировать), и измените параметры как надо. Сборка винта готова. Сохраните ее в Вашу папку и закройте. Открыв сборку мясорубки, добавьте к ней сборку винта. Нажмите Place Compo- nent и выберите сборку винта. Применяя кнопку Place Component (Разместить компо- нент) вставьте в сборку остальные детали – опору, созданный стопорный винт добавьте 2 раза. Наложите связь на винт, для его связи с корпусом мясорубки. Кликните на кнопку Place Constraint (Наложить связь), и укажите сначала на резьбовое отверстие в корпусе, а затем на резьбу на поверхности винта. После нажатия на кнопку ОК винт переместится в новое положение, разместив- шись по оси винта. Если Винт «завернут» в отверстие с другой стороны используйте для его переустановки в правильное положение инструмент Rotate Component (Вращать компонент), или можно наложить дополнительную связь. Нажмите кнопку Rotate Component (Вращать компонент), и укажите курсором на винт. Появится такой же указатель, как и при использовании инструмента Rotate (Вра- щать). Поверните винт в положение, примерно совпадающее с осью, но головой винта в другую сторону. Наложенная связь при этом временно отключается. Кликните на кнопке ОК. Винт зафиксируется в осевом направлении, и теперь его можно только вращать во- круг оси. Для дальнейшей работы попробуем перемещать винт, управляя наложенной свя- зью. В браузере кликните на плюсе рядом с иконкой «Винт». Иконка раскроется, в ниж- ней части будет видно две иконки Mate (Плоские связи). Выполните правый клик на ниж- ней, и из меню выберите Drive Constraint (Управление связью). В появившемся диалого- вом окне введите в поле End (Конец) конечное значение перемещения 25 мм. Теперь винт можно перемещать, управляя связью с помощью кнопок Maximum (Максимум) и Mini- mum (Минимум). Значение связи при этом будет изменяться от 0 до 25 мм. Продолжите сборку. «Оденьте» опору на винт – наложите связь типа Mate (Сопряжение), указав диаметр винта и отверстие в опоре. Сдвиньте опору с винта, так чтобы было видно нижнюю внутреннюю часть отверстия в опоре и верхнюю часть винта. Разверните сборку для удобства работы. Нажмите кнопку Place Con- straint (Наложить связь), в появившемся диалого- вом окне установите вид связи Mate (Сопряже- ние), указав сначала на плоскую часть винта, а за- тем на внутреннюю плоскость опоры. Вставьте теперь стопорные винты в опору. Наложите связь типа Mate (Сопряжение) на резь- бу винта и резьбовое отверстие в опоре. Если винт стал не той стороной, поверните его в правильное положение. Рис. 18. Мясорубка. 50 Теперь, не вращая опору, выключим ее видимость. Для этого выделим ее в браузе- ре или в графическом окне правой кнопкой мыши и уберем в меню галочку около слов Visibility (Видимость). Увеличим масштаб изображения. Разверните стопорный винт вместе с невидимой опорой так, чтобы было видно то- рец стопорного винта. Наложите связь Tangent (Касательная) на внутренний диаметр ка- навки и торец стопорного винта. Стопорный винт «прилипнет» ко дну канавки. Включите видимость опоры. Анало- гично вставьте второй стопорный винт в резьбовое отверстие с другой стороны опоры. На этом дополнения сборки мясорубки можно считать завершенным (рис. 18). Сохраните изменения. 51 Лабораторная работа №7 Создание сборочного чертежа, спецификации и упаковки. Создание сборочного чертежа. Нажмите кнопку New , и в диалоговом окне (рис. 1) выберите Standard.idw. На панели инструментов нажмите на кнопку Base View . В появившемся диалоговом окне Drawing View (рис. 2) необходимо указать файл сборочной модели. Для этого нажмите на кнопку Explore Directories справа от строки File. В открывшемся диалоговом окне « Открыть» установите тип файлов Assembly Files (*.iam), а затем выберите файл Сбор- ки. Нажмите на кнопку «Открыть». Далее в диалоговом окне Drawing View выберите пункт Left в поле Orientation (рис. 2). Нажмите на кнопку Shaded в поле Style. Перене- сите курсор мыши в рабочее поле чертежа и добейтесь расположения модели показанного на рисунке (рис. 3.). Для завершения операции нажмите левую кнопку мыши. Рис. 1. Диалоговое окно «Открыть». Рис. 2. Диалоговое окно «Drawing View». Далее для демонстрации всех элементов мясорубки построим разрез вдоль оси шнека. Нажмите на кнопку Section View , а затем левую кнопку мыши на ранее создан- ном виде. Проведите линию в том месте, где должен проходить разрез (рис. 4.). После указания второй точки, нажмите на правую кнопку мыши, а затем в контекстном меню выберите пункт Continue. В открывшемся диалоговом окне Section View нажмите на кнопку Hidden Line Removed поле Style. Поместите модель в то же положение, что и на рисунке (рис. 5.) и нажмите на левую кнопку мыши. 52 Рис. 3. Расположение вида на чертеже. Рис. 4. Диалоговое окно Section View. Заполнение спецификации. Нажмите на кнопку – стрелку напротив надписи Drawing Views Panel над панелью инструментов, и в контекстном меню выберите пункт Drawing Annotation Panel. Нажми- те на стрелку – треугольник напротив надписи Balloon на панели инструментов, и вы- берите пункт Balloon All . Наведите курсор мыши на вид модели располагающийся справа, и нажмите на левую кнопку мыши. Появится окно с вопросом, отображать ли все детали или только компоненты первого уровня. Выбираем все детали (рис. 5). Жмем ОК, на главном виде появляются выноски. Их придется вручную подкорректировать. При ус- тановке курсора на выноску она подсвечивается и появляется две зеленые точки – возле цифры и возле стрелки. Первой точкой можно перенести цифру в более подходящее ме- сто, второй – стрелку. Но если Вы перенесете стрелку на другую деталь, цифра изменится на номер этой детали. Повторите выше описанные действия с левым видом. Расположите номера, таким образом, как показано на рисунке (рис. 6). В диалоговом окне нажмите на кнопку |