Лабораторные работы. ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Лабораторная работа 1
Скачать 1.87 Mb.
|
Порядок выполнения работы 1. Загрузите файл со структурным описанием проектируемой системы. 2. Выберите существующий прецедент системы и разработайте для него диаграмму последовательности и диаграмму коопераций. 3. Разработайте диаграмму состояний и диаграмму активности для любого объекта вашей системы, имеющего нетривиальное поведение. Требования к отчету Отчет к лабораторной работе должен содержать: титульный лист; описание динамики поведения разрабатываемой программной системы; построенные динамические диаграммы; ответы на контрольные вопросы. Контрольные вопросы 1.Перечислите основные элементы диаграммы активности. 2. Что такое Swimlanes? 3. Чем диаграмма последовательности отличается от диаграммы кооперации? Содержание и оформление отчета Отчет должен содержать: титульный лист, название и цель работы; вариант задания; скриншоты результатов работы; выводы по работе. Лабораторная работа № 6 Объектно-ориентированное моделирование и построение моделей с помощью объектно-ориентированной CASE-системы (Rational Rose, Aris, Microsoft Office Visio 2007). Построение диаграммы классов. Построение диаграммы размещения. Построение диаграммы состояний. Цель работы Целью работы является изучение методологии объектно-ориентированного анализа и проектирования программных систем в среде Rational Software на этапах создания динамических моделей программной системы посредством построения диаграмм поведения с использованием пакета Rational Rose. Построение диаграммы классов. Построение диаграммы размещения. Построение диаграммы состояний 2.1. Разработка диаграммы состояний Диаграмма состояний показывает положение одиночного объекта, события или сообщения, которые вызывают переход из одного состояния в другое, и действия, являющиеся результатом смены состояния. Последовательность построения диаграммы состояний: 1. Щелкните правой кнопкой мыши по разделу Use Case View в списке браузера. 2. В появившемся меню выберите команду New, Statechart Diagram (создать новую, диаграмма состояний). В список будет добавлена новая диаграмма с именем New Diagram. 3. Введите название диаграммы (в данном случае: «Разработка учебной программы»). 4. Чтобы открыть диаграмму дважды щелкните по ней мышью в браузере. 5. Щелкните по кнопке State (состояние) на панели инструментов. 6. Щелкните по диаграмме, чтобы поместить на нее новое состояние. 7. Введите имя нового состояния (например, «Инициализация пользователя»). 8. Повторите этапы 5-7 для создания остальных состояний, указанных на рис. 14. 9. Щелкните по кнопке State Transition (состояние перехода) на панели инструментов. Переходы представляют собой смену исходного состояния последующим. 10. Щелкните по исходному состоянию на диаграмме и переместите линию перехода со стрелкой на последующее состояние. 11. Постройте направленные линии переходов для всех состояний (рис. 14). Рис. 14. Диаграмма состояний «Разработка учебной программы» Требования к отчету Отчет к лабораторной работе должен содержать: титульный лист; описание динамики поведения разрабатываемой программной системы; построенные динамические диаграммы; ответы на контрольные вопросы. Контрольные вопросы 1. Перечислите основные элементы диаграммы состояний. 2. Чем диаграмма последовательности отличается от диаграммы кооперации? Содержание и оформление отчета Отчет должен содержать: титульный лист, название и цель работы; вариант задания; скриншоты результатов работы; выводы по работе. Лабораторная работа № 7 Требования юзабилити для улучшения системы. Осуществление юзабилити тестирования. Создание прототипа. Эврестическое оценивание прототипа. Юзабилити тестирования прототипа. Цель работы:выполнить анализ целевой аудитории, составить карту эмпатии, разработать персонажей и карту сценария для проектирования систем, соответствующих принципам юзабилити. Теоретические сведения Юзабилити–степень, с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте для достижения определённых целей с должной эффективностью, результативностью и удовлетворённостью. Юзабилити отражает степень удобства использования программного продукта конечными пользователями. Так как взаимодействие пользователя и программного обеспечения осуществляется посредством пользовательских интерфейсов, то понятие юзабилити прежде всего относится к процессу разработкипользовательских интерфейсов. Ключевые аспекты юзабилити –пользователь, контекст, цель. Для проектирования пользовательских интерфейсов, ориентированных на максимальное удобство пользователя, а также для последующего юзабилити-тестирования прежде всего необходимо определить целевую аудиторию. Во-вторых, важен контекст –ситуация, при которой пользователь обращается к программному продукту. При этом требуетсяне только определить контекст, но и воспроизвести его. В-третьих, важна цель (цель пользователя, цель бизнеса) 1.Исследование целевой аудитории. Целевая аудитория–группа пользователей, на которую сфокусировано содержание программного продукта. Целевые пользователиточно знают,в получении какой информации они заинтересованы и какой именно товар или услугу желают приобрести.Выявление целевой аудитории поможет: понять, чем именно конкурирующие продукты привлекают ваших потенциальных пользователей; не создать «Франкенштейна»: продукт, в котором так много функций «для всех», что им не может пользоваться никто; сфокусироваться на главном, сэкономив средства на разработку; повысить эффективность работы пользователей и их удовлетворенность. обнаружить эффективные маркетинговые каналы для вашей компании. Изучение целевой аудитории необходимо для проектирования взаимодействия в целом и корректировки элементов интерфейса. Это в конечном итоге направлено на удержание текущих пользователей и привлечение потенциальных пользователей.В итоговом документе, составленном по результатам исследования целевой аудитории, приводятся следующие данные:1)описание аудитории –общий взгляд на целевую аудиторию; 2)структура аудитории –сегментирование целевой аудитории; 3)объем аудитории –количество людей в составе целевой аудиторией;4)предпочтения –какие предпочтения свойственны целевой аудитории в целом и ее отдельным группам в частности;5)факторы принятия решения о покупке –какие факторы влияют на принятие решения о покупке товара и какие моменты являются определяющими; 6)социально-демографические характеристики –каковы ключевые характеристики целевой аудитории: пол, возраст, социальный статус и т.п. ;7)тенденции –как будет изменяться объем, состав и предпочтения целевой аудитории в ближайшем будущем Подробные способы получения указанной информации приведены ниже.При исследовании целевой аудитории на первом этапе необходимо составить ее общий портрет, учитываяразные характеристики:Социально-демографические характеристики(основополагающая информация): пол, возраст, образование, уровень дохода, род занятий. Например, сайт для подростков 15-18 лет будет отличаться от сайта для пожилых людей в возрасте 60+ лет.Психографические характеристики: стиль жизни, особенности личности, черты характера, жизненная позиция, система ценностей. Более ценная информация для проектирования, чем первая группа критериев. Например, если известно, что целевая аудитория больше всего ценит время, можно спроектировать простой интерфейс и дать возможность получать не весь контент,а самое ценное для конкретной целевой группы, или даже дать инструменты персонализации каждого человека.Поведенческие характеристики:повод для регистрации, искомые выгоды, частота посещаемости конкурентов, степень готовности к переходу на другой продукт, отношение к проекту (если он не новый) и т.д. Эта группа показателей одна из самых важных для проектирования. В тоже время, собрать эти данные будет очень сложно. Эта информация может быть у заказчика, если проектируется новая версия уже существующего проекта, у конкурента, или её нужно будет собирать по крупицам через опросы целевой аудитории или составление карт эмпатии.Географические характеристики:страна, город, район. В общем случае это маловажный критерий, однако если стоит задачапо проектированию национальных продуктов или продуктов с геолокацией, то важность этого критерия резко вырастает. Кроме того, если есть географическая привязка, это может повлиять на контент, о котором тоже нужно думать при проектировании.Для получения данных, составляющих общий портрет целевойаудитории, используют различные способы сбора информации: 1.Данные счетчика посещений(позволяют изучить все действия пользователей на сайте и конкретизировать распределение аудитории сайта по регионам, по времени и др.); 2.Статистиказапросов поисковых систем.Оценить величину целевой аудитории можно по числу поисковых запросов. Подобные сервисы имеют, например, поисковые системы Яндекс (Яндекс статистика поиска), Рамблер (Adstat Rambler) и Google (Google Статистика поиска).3.Опросы аудитории(анкетирование пользователей, использование опросной формы или регистрации на сайте);4.Системы аудита и традиционные опросы исследовательских компаний (агентств).5.Анализ данных из социальных сетей и других публичных источников.6.Составление карты эмпатии.Поведенческие характеристики целевой аудитории помогают понять привычки, мотивацию, круг интересов, проблемы,надежды и ожидания потребителя (как именно человек делает выбор, что влияет на решение купить продукт или отказаться от покупки, какой параметр является главным (качество товара, известная марка, стоимость, мнение друзей и т. п.)), для этого полезно составлятькарту эмпатии. Эмпатия–это психологический термин, который отражает способность понимать чувства и настроения других людей. Это не просто эмоциональное сопереживание, а умение поставить себя на место другого и увидеть мир его глазами.Карта эмпатии–это методисследования целевой аудитории. Из потребительских сегментов выбирают конкретных потребителей, с которыми проводится кропотливая работа: группа заполняет анкеты и проходит тестирование. При этом важно наблюдать за поведением каждого человека в группе и анализировать его слова и поступки, чтобы на основании всей этой информации составить полную картину.Главная задача карты эмпатии –составить подробный портрет типичногопотребителя для конкретного продукта. Карта эмпатии представляет собой диаграммупрофиля потребителя, остоящую из шести сегментов(рисунок 1): Рисунок 1 Карта эмпатии Правильное представление о целевой аудитории помогает адекватно позиционировать новый продукт, грамотно проводить его рекламную кампанию, а значит, повышать уровень продаж. Анализ карты эмпатии покажет, в чем ваш продукт не соответствует требованиям или ожиданиям целевой аудитории и как этот недостаток исправить. Блоки «вижу» и «слышу» позволяют определить оптимальные каналы распространения информации о разрабатываемой системе. Особое внимание следует уделять последним двум блокам карты эмпатии: презентация продукта должна развеять все сомнения и тревоги, заключенные в блоке «болевые точки/боль», и максимально подчеркивать способность этого товара/услуги помочь в реализации целей из блока «успехи и стремления/достижения». Важно уделить внимание возможному конфликту между тем, что человек «говорит и делает» на публике, и тем, как он «думает и чувствует» на самом деле. 7. Разработка персонажей Для детализации и визуализации сведений о целевой аудитории описываются конкретные «персонажи», или «персоны» как типичные представители различных групп целевой аудитории (если она неоднородна). 5 Персонаж это реалистичный собирательный образ пользователя, представляющий один сегмент целевой аудитории. Персонажи отличаются моделью поведения, целями, задачами, потребностями и ценностями. Характеристики персонажа, кроме портрета, должны быть синтезированными: это означает, что они должны совмещать в себе все значимые характеристики представителя группы целевой аудитории, с добавлением специфических черт для придания персонажу реалистичности. Обобщённый профиль представителя целевой аудитории, содержит в себе информацию о: демографических и психографических особенностях пользователей (род занятий, пол, возраст, привычки, навыки работы с компьютером, мотивы и потребности); задачах или целях пользователя; контекстах (среде), в которой пользователь работает (рабочее место, операционная система, браузер, даже освещение на рабочем месте может учитываться). Вооружившись «персонажем», нужно проектировать не для абстрактного посетителя, а для живого человека, с его пожеланиями и ограничениями. Портрет персонажа. Портрет это общее описание персонажа безотносительно информационной системы: фотография, имя, возраст, пол, профессия, личностные характеристики, которые могут повлиять на взаимодействие с сайтом, взгляды и интересы в интересующей нас сфере. Цели персонажа. При взаимодействии персонажа с информационной системой он преследует какие-то цели. Выделяют следующие типы: 1 Цели, не связанные с информационной системой это цели, которые персонаж может достичь без информационной системы. 2 Цели, связанные с информационной системой: Личные это цели, которые человек полностью разделяет и имеет мотивацию их достичь. Навязанные это цели, которые человеку диктует нечто извне например, его компания, люди в его окружении или законодательство и которые он может не разделять. Взаимодействие с продуктом. Здесь необходимо рассказать, как персонаж будет взаимодействовать с информационной системой: в какой обстановке будет использовать; как часто будет использовать информационную систему; был ли опыт использования подобных информационных систем; каковы факторы оценки информационной системы; каковы ожидания от поведения и содержания информационной системы; каковы ожидаемые результаты от взаимодействия. Проверка и определение типов персонажей. После описания персонажей необходимо проверить их на полноту/избыточность описания. Возможно было что-то упущено например, важная цель или фактор оценки или напротив рассмотрено чтото лишнее. Необходимо описывать поменьше деталей, не имеющих прямого отношения к информационной системе и взаимодействию с ней. После создания расширенного списка персонажей выделяют два типа: Ключевой персонаж именно для него будет происходить проектирование информационной системы. Второстепенный персонаж его потребности необходимо учитывать, но их реализация не должна мешать ключевым персонажам реализовывать свои. Ключевой персонаж должен объединять основные характеристики приоритетной целевой группы, совмещать в себе максимум её целей. 8. Разработка карты сценариев Сценарий поведения это ситуация взаимодействия персонажа с продуктом. Сценарий описывает действия персонажа, цели, которые он хочет достичь, и ожидания от производимых действий. Сценарии помогают нам смоделировать максимально короткий и эффективный способ достижения персонажем своих целей на сайте и, что также важно, предлагать пользователю контекстную информацию на его пути следования по сценарию. Основная польза сценариев в том, что они помогают избегать проектирования под исключительные ситуации. Сценарий основан на цели/потребности пользователя и поэтому не позволяет от неё отклоняться при проектировании. При составлении сценария необходимо учитывать следующее: 1) Эффективность сценария определяется его охватом, а не глубиной. Глубина определяется, когда моделируется поведение персонажа. 2) Сценарий нужно описать полностью: от начала до логического завершения. 3) Сценарий должен быть максимально правдоподобным. Виды сценариев: Контекстные описывают контекст использования информационной системы пользователем, как правило, это описание на значительном промежутке времени например, в течение одного рабочего дня. Такие сценарии обычно создаются для программного обеспечения или для сайта, который служит рабочим инструментом. Рабочие сценарии, которые детализируют использование продукта и описывают конкретные операции. Рабочие сценарии в свою очередь делятся на три типа: а) типичные наиболее часто повторяющиеся. такие сценарии должны быть в дизайне на самом видном месте. этих сценариев редко бывает больше трёх. б) исключительные реализуются исключительно редко. для таких сценариев взаимодействие можно проектировать грубо, без особого внимания к деталям. в) обязательные без них невозможно решить некоторые задачи сайта. Дополнительная функция сценариев, помимо описания ситуаций, это уточнение и проверка целей персонажа. Сформулировать все цели персонажа максимально чётко при его описании довольно трудно. Особое внимание необходимо обращать на контекстные (если они есть) и типичные сценарии. Они составляют основу взаимодействия пользователя и системы. Обязательные, но не типичные сценарии, также важны, но они, как правило, реализуются достаточно редко. 2. Юзабилити-тестирование Юзабилити-тестирование может быть реализовано экспертами (экспертный подход) или пользователями (пользовательский подход). Экспертный подход. При экспертном подходе в качестве пользователей выступают два и более экспертов (оптимальное количество для больших проектов 5-6 человек). Эксперты проходят сценарии поведения и анализируют их с точки зрения: стандартов юзабилити для конкретного типа программного продукта (например, Android Material Design для мобильных приложений на платформе Android); общих принципов юзабилити (эвристики Якоба Нильсона); здравого смысла и житейского опыта. Преимущества экспертного подхода: быстрый в применении; эксперты гарантировано понимают общие задачи программного продукта. Недостаток данного подхода субъективизм (эксперты не являются реальными пользователями). Пользовательский подход. Более качественный подход юзабилититестирования пользовательский. Пользователям (5-10 человек из каждого сегмента целевой аудитории, оптимально 7), согласившимся участвовать в тестировании, предлагают пройти наиболее распространенные и наиболее проблемные сценарии. Эксперт протоколирует действия пользователя, в идеальном варианте фиксирует все в формате видео, чтобы отследить реакцию (эмоции) пользователя, но эксперт никак не влияет на действия пользователя. Преимущества пользовательского подхода: объективные результаты (участвуют реальные пользователи); процесс легко измерим. Возможные измерения при юзабилити-тестировании: время выполнения задачи; успешность выполнения задачи; эффект первого впечатления (например, сколько раз улыбнулся). Недостатки пользовательского подхода: длительный по времени; дорогой (если пользователей привлекают на платной основе); большое внимание следует уделить подбору пользователей, в связи с чем предварительно составляются персонажи, формулируются требования по подбору пользователей из разных сегментов целевой аудитории. Порядок выполнения работы 1. Выбрать программный продукт для исследования его целевой аудитории. Составить общую характеристику целевой аудитории. 2. Сегментировать целевую аудиторию в зависимости от параметров, наиболее влияющих на проектируемую систему (пол, возраст, род занятий, уровень компьютерной грамотности и т.п.). 3. В каждом сегменте выделить типичную персону. 4. Разработать карту эмпатии для этой персоны на основании рисунка Разработать профиль «ключевого персонажа» и «второстепенного персонажа» согласно таблице 1: Таблица 1.1 Профиль персонажа <Категория целевой аудитории> <Роль персоны> Описание <В описании указываются следующие характеристики: ФИО, пол, возраст, род занятий, семейное положение, образование, увлечения, социальный статус, место работы> Фотография Личные харакеристики Цели: <Перечень целей, которые пользователь стремится достичь во время использования системы> Взаимодействие с продуктом <Рабочий процесс и контекст (окружение)> Неудовлетворенности и ожидания <описание исключительных ситуаций и вытекающих из них проблем, описание дополнительных возможностей программного продукта> 6. Разработать сценарий взаимодействия персонажа с программным продуктом. 7. Составить карту сценариев на основании таблицы 2. |