эссе по Государству Платона. Лаврова Алина Государство
Скачать 16.83 Kb.
|
Эссе по философии по труду древнегреческого философа Платона «Государство» Выполнила студентка гр. КФ2-3 Лаврова Алина «Государство» можно назвать одним из главных произведений Платона, так как в нем высказываются суждения философа по большому числу разнообразных вопросов и проблем, имеющихся в государстве и обществе в целом. Основная тема для рассуждения Платона – то, каким должно быть идеальное государство. Идеальное государство представляет собой такое устройство общества, в котором каждый из граждан будет выполнять предназначенные ему функции и таким образом занимать «свое» место в обществе. Для этого, по мнению Платона, необходимо чутко относиться к личности каждого человека. Человек – совокупность индивидуальных черт, качеств, склонностей, навыков, талантов и возможностей. Каждый человек неповторим и уникален, и первостепенная задача идеального государства – верным образом определять место для каждого из граждан, причем такое, где конкретный человек сможет приносить наибольшее благо для жизнедеятельности и развития своего государства. Большую роль Платон уделяет сословию стражей в идеальном государстве. В своих беседах Платон говорит: «Пожалуй, если только мы в состоянии, нашим делом было бы отобрать тех, кто по природным свойствам годен для охраны государства», и далее замечает, что это очень нелегкое дело. Я думаю, это действительно так. Страж идеального государства должен сочетать в себе, казалось бы, несочетаемые черты – кротость и вместе с тем ярость духа, стремление к мудрости и одновременно силу и проворство. Но Платон показывает, что эти черты могут и даже больше того, должны сочетаться в страже – кротость с близкими и подданными, но проявление ярости и силы духа к врагам и любым проявлениям внешних угроз; непрерывное духовное совершенствование в стремлении достигнуть высшую мудрость, но сила и проворство тела. Для этого необходимо применять два вида воспитания стражей: вначале мусическое – для души, затем гимнастическое – для силы в теле. Оба вида одинаково важны для воспитания справедливых и сильных стражей, настоящих защитников своего государства. Если провести аналогию с современной действительностью, то можно сказать, что такое воспитание является идеалом для родительского воспитания всех сыновей – будущих мужей и отцов, защитников семьи и своего Родины. Платон говорит о том, что государство должно управляться философами. Это связано с тем, что люди обладают разными типами души и каждому типу должно соответствовать свое занятие. Обладатели разумных душ – это «мудрецы», философы; страстных и волевых душ – воины и стражники; вожделенных душ – крестьяне, ремесленники, торговцы. Именно философы должны управлять государством, так как они сочетают в себе все те качества, которые характерны для идеального правителя: храбрость, решительность, и вместе с тем великодушие, ум, мудрость, неприятие лжи. Идеальный правитель является образцом для подражания для всех его подданных, он чист в действиях и чист в мыслях. Он должен также помимо мыслительной и научной деятельности заниматься какой-либо практической деятельностью для того, чтобы учить свой народ не только исходя из нравственного аспекта, но и исходя из реальной деятельности, которая идет на благо. Философу и правителю не присущ эгоизм, он в первую очередь думает не о себе, а о благе своего народа, о том, как сделать жизнь в государстве лучше, о том, что нужно справедливо решать любые проблемы и конфликты, возникшие в обществе. В этом заключается природа души философа. По моему мнению очень схожие идеи имели место в конфуцианстве, а конкретно в смысл, который Конфуций вкладывал в понятие «благородного мужа». Платон продвигал идеи единения, общности народа. Платон видел необходимость в том, чтобы уравнять положение всех граждан государства. Отсюда возникли идеи о единстве имущества, жен и детей воинов и стражников. Воины и стражники – обладатели страстных, волевых душ, и Платон считал, что всю силу, ярость и мощь их духа необходимо направлять на охрану государства от внешних угроз, а не на внутренние разборки между воинами. Этой цели как раз и способствует идея о единстве – не волновать души стражей внутренними факторами. Идеи равенства получили у Платона широко распространение. Люди стремятся приобрести богатство для того, чтобы получить какого-либо рода наслаждение. Желание наслаждения вызывает вожделение души. Если убрать наслаждение, то не будет и желания приобрести богатство и возникнет равенство между людьми. Но как этого достичь? Платон считал, что невозможно искоренить это желание простым запретом. И тут я совершенно с ним согласна, так как запретный плод сладок, и людям, обладающим вожделенной душой зачастую свойственно еще более желать того, на что существует запрет, будь то какое-либо действие или вещь. Возможность повлиять на эту ситуацию есть лишь при условии проведения коренных изменений – в нашем случае помощниками в этом деле могут являться религия и воспитание. Необходимо прививать детям ценность высшего, духовного, ставя мораль выше материального начала. Это позволит им самостоятельно отличать добро от зла, правду от лжи, истинные ценности от ложных, навязываемых извне. Интересно заметить, что это особенно актуально в нашем нынешнем, современном мире, когда в обществе пропагандируется культ потребления материального и опускается значимость духовных качеств людей и их внутреннего «наполнения». Все то, что описывает Платон в своем произведении – это лишь идеал, то, каким, по его мнению, должны быть государство и общество в целом. Платон признает, что достижение этого идеала возможно лишь при полном, всеобъемлющем перевоспитании людей, т.е. решении проблемы в корне. Одним лишь воздействием внешних факторов достичь идеала государства не представляется возможным. Подводя итоги, я хотела бы сказать, что все идеи Платона имеют актуальность в современном мире, и достижение общественного идеала также видится мне лишь в полном перевоспитании людей, что на практике не представляется возможным. |