Так. Тема лекции 2. Лекции Психологические идеи Античности План Первые (донаучные )представления о душе в античном мире
Скачать 24.56 Kb.
|
Тема лекции № 2. Психологические идеи Античности План: 1. Первые (донаучные )представления о душе в античном мире. Психологические проблемы, разработанные античной наукой: а). Гуморальная теория темперамента Гиппократа. б). Проблема «седалища души» в античной науке. в). Учение о познании в трактате Аристотеля «О душе». г). Учение о познании философов-идеалистов (Сократ, Платон). д). Психология воли в античной науке. е). Разграничение частей души в античной науке. 1. Донаучные представления о душе в античном мире. Первые представления о душе, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений, выделили некоторые функции души, прежде всего энергетическую, побуждающую тело к активности. Эти представления и легли в основу исследований первых философов. Уже первые исследования показали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, а также является главным орудием в познании мира. Таким образом, важнейшим для психологии в античный период было изучение того, как душа придает активность телу, как она ее регулирует. Область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм – направление, которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой. Анимизм - вера в то , что душа покидает человеческое тело в момент сна и смерти (с последним дыханием, по мнению философа и математика Пифагора), что она бессмертна, вечно странствует по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом «псюхе», которое и дало имя нашей науке. В нем сохранились следы изначального понимания связи жизни с ее физической и органической основой. Гилозоизм – учение, согласно которому природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью 2. Психологические проблемы, разработанные античной наукой В трудах мыслителей античности были сформулированы многие проблемы, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В их объяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления. Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения и развития материального мира. Здесь главной была идея – об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не физической или органической природой, а человеческой культурой, а именно – от понятий, идей, этических ценностей. Мир культуры создал три «органа» постижения человека и его души: религию, искусство и науку. Религия строится на мифе, искусство – на художественном образе, наука – на организуемом и контролируемом логической мыслью опыте. О ценности науки судят по ее открытиям. На первый взгляд достижения античной психологии немногочисленны. Одним из первых стало открытие Алкмеоном того, что органом души является головной мозг. Через 200 лет после этого великий Аристотель считал мозг своего рода «холодильником» для крови, а душу, с ее способностью воспринимать мир и мыслить, помещал в сердце. В практике общения Сократ открыл изначальный диалогизм, а его ученик Платон – внутреннюю речь как интериоризированный диалог. В развитии психологии античность прославлена великими теоретическими успехами. Античные ученые поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное и иррациональное и многое иное, присущее человеческому бытию. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей того времени к идее о том, что душа материальна, т.е. состоит их тех же частиц, что и окружающий мир. Психологические проблемы, наиболее разработанные античной наукой. Прежде всего, это проблема разграничения психических явлений. Это вопрос о том, как душа устроена изнутри, каков состав и соотношение ее частей. Как следствие попыток решить эту проблему, многие психические явления обозначены древнегреческими и латинскими словами (темперамент, характер, меланхолик, психопатия, эмоция, аффект и многие другие). Проблема «седалища души» - обозначила интерес ученых к вопросу о материальном субстрате психики, о том, в каком соотношении находятся душа и тело. Проблема темперамента обозначила интерес древних людей к индивидуальным различиям, к выделению психологических типов людей и объяснению различий между ними. Решение проблемы познания, включившее в себя самые фантастические предположения ученых древности, тем не менее способствовало систематизации и упорядочению имеющихся сведений о познавательных процессах психики, заложило основы классификации видов познания и органов чувств. Проблемы воли и характера человека анализировались учеными древности во взаимосвязи, это было их попыткой решить вопрос о свободе человека и обозначить границы этой свободы, о его возможности противостоять судьбе. Исследуя проблему чувств, философы пытались ответить на вопросы: ради чего стоит жить? Как связаны чувства и действия? а). Гуморальная теория темперамента Гиппократа. Школа Гиппократа ( 460 – 377 гг. до н.э.) рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Среди ее объяснительных принципов мы встречаем воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Учение о четырех жидкостях ( о четырех темпераментах). Терминология Гиппократа сохранилась и сегодня, хотя содержание понятия «темперамента» в корне изменилось. Гиппократ был первым психологом, заговорившим об индивидуальных различиях. Гиппократ отстаивал эмпирический характер медицинского знания и доказывал, что оно не может строиться без опытных исследований, на основе одних рассуждений. б). Проблема «седалища души» в античной науке. Учение о психике как продукте мозга зародилось благодаря тому, что была открыта прямая зависимость ощущений от строения мозга, а это, в свою очередь, стало возможным благодаря накоплению эмпирических фактов. Мысль о том, что мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону из Кротоны (6-й век до н.э.), который пришел к такому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. Вслед за Алкмеоном, Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, при этом считал, что он является большой железой. Аристотель считал, что «седалищем души» является сердце. Отсутствие в мозге болевых точек привели его к выводу о том, что мозг – всего лишь «холодильник» для крови. Мысль о том, что разные части души локализованы в разных частях тела, возникла вследствие разграничения отдельных свойств и частей души. «Разумная часть души» располагается в голове, так она ближе всего к небесному царству идей, «гневливая часть души» - в груди, а все, что связано с нуждами тела («чувственная часть души»), - в брюшной полости. в). Учение о познании в трактате Аристотеля «О душе». Аристотель создал первую в психологии развернутую теорию познания, в которой представлен процесс перехода от единичного знания к обобщенному суждению и понятию. Начало познания – это чувственная способность души. Она запечатлевает форму вещей подобно тому, как «воск принимает оттиск печати» См. схему.. Аристотель выделял два вида мышления: логическое и интуитивное, а также разграничил теоретический и практический разум. Принципом такого разграничения послужило различие между функциями мышления. Результатом теоретического мышления является накопление знаний, практическое мышление направлено на руководство поведением. Аристотель говорил также о необходимости развивать навыки к определенной творческой деятельности с детства, так как дети наиболее восприимчивы к обучению. г). Учение о познании философов-идеалистов (Сократ, Платон). См. схему. Сократ считал, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек в своем размышлении о природе вещей может познать и передать другим. Сократ одним из первых в психологии обратился к изучению речи, утверждая, что истина зафиксирована в общих понятиях, в словах и в таком виде передается от поколения к поколению. По мнению Сократа, истина существует в душе человека с самого рождения, хотя разум и не осознает это. Причем развивать это существующее в душе знание должен сам человек. Сократ первым поднял вопрос о необходимости разработать метод, при помощи которого можно помочь актуализации тех знаний, которые уже заложены в душе человека. Он считал, что такой метод основывается на диалоге учителя и ученика, при котором учитель направляет течение мысли ученика, помогая ему осознать необходимые знания для решения конкретной проблемы. Платон, исследуя познавательные процессы, первым выделил память как самостоятельный процесс. Сам процесс познания у Платона представлен в виде припоминания того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. Память он считал хранилищем всех знаний, как осознаваемых, так и не осознанных в данный момент. Согласно Платону, так как душа постоянна и человек не может ее изменить, то и содержание тех знаний, которые хранятся в душе, тоже неизменно. Поэтому, рассуждал Платон, открытия, совершаемые человеком, не являются, по сути, открытиями чего-то нового, но лишь актуализацией того, что уже хранилось в душе, хотя и не осознавалось человеком. И само мышление, по Платону, является актом репродуктивным, а не творческим, хотя и оперирует понятием «интуиция», ведущим для творческого мышления. д). Психология воли в античной науке. Схема, ее анализ !.. е). Разграничения частей души в античной науке. См. схемы ….! Одно из первых разграничений души имело гносеологический смысл. Деятельность органов чувств отделялась от деятельности мышления. Это разграничение зародилось у Гераклита. В пифагорейской школе (Пифагор) возникло представление о трех частях души – «разумной», «мужественной», и «алчущей». Его приняли и Демокрит, и Платон. Соотношение между этими частями души поясняет знаменитая платоновская метафора о вознице на колеснице, в которую впряжены два коня – некрасивый, дикий, рвущийся идти собственным путем и породистый, благородный, поддающийся управлению. Возница стремится управлять этими конями соответственно цели, которая ведома только ему, но это удается ему с трудом. Возница символизировал рациональную часть души, кони – две иррациональные части: высшую и низшую. Согласование этих двух частей возлагалось на разум, который при этом испытывает большие трудности, так как порывы этих двух иррациональных частей души несовместимы. Аристотель отверг общепринятое до него мнение о делимости души на части. По Аристотелю, душа есть принцип жизни и развития, а не вещь. Она проявляется в различных деятельностях и выполняет три функции. Первая функция души (питательная, вегетативная) рассматривалась как специфическая для растений. Вторая функция души (чувственная) и третья (двигательная) – для животных. Четвертая (разумная) - для человека. Высшие функции возникают на основе низших. Функции души , по Аристотелю, становились уровнями ее эволюции. Способность (или функция) души, согласно Аристотелю, присуща телу только потенциально. Она актуализируется лишь тогда, когда соотносится с объектом. Контрольные вопросы: 1. Раскрыть содержание следующих понятий: «панпсихизм», анимизм», «гилозоизм». 2. Основные проблемы, разработанные античной наукой. 3. Основные положения в трактате Аристотеля «О душе». 4. Основные положения в учении Аристотеля. 5. Основные положения в учении Сократа. 6. Основные положения в учении Платона. Литература: 1.Ждан А.Н. История психологии от античности к современности. М., 1997 2.Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2004 3.Морозов А.В. История психологии. М., 2003 4.Сарычев С.В., Логвинов И.Н. История психология в таблицах и схемах. Ростов - на- Дону, 2010. 5.Шульц Д.Л. История современной психологии. М., 2002 |