Главная страница

текст для лекции 1. Лекции 1 2 фрагмент текста из учебного пособия


Скачать 293.2 Kb.
НазваниеЛекции 1 2 фрагмент текста из учебного пособия
Дата27.11.2022
Размер293.2 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатекст для лекции 1.docx
ТипЛекции
#814839
страница3 из 4
1   2   3   4
Зонально слоевое строение художественной культуры


ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА


Переходная зона прикладных искусств

Ораторское искусство Художественная публицистика

Зона чисто художественного словесного творчества

Зона музыкального творчества

Зона актерского словесно-пластического и музыкалльно-пластического творчества

Зона пантомимического и танцевального творчества

Зона чисто художественного предметно-изобразительного творчества

Переходная зона архитектонических бифункциональны* искусств

На ремесленной базе На индустриальной базе


МАТЕРИАЛЬНА Я КУЛЬТУРА



Третье измерение художественной культуры — функ ционально-организационное, или институциональное, — охватывает формы организации художественной жизни как систему социальных институтов.

Система эта складывалась постепенно в истории куль туры. В первой главе уже было отмечено, что изначально художественная культура не выделялась сколько-нибудь определенно из общего контекста культуры, поскольку художественная деятельность была растворена во всех процессах практической деятельности первобытных людей. Дальнейшее развитие культуры связано с процессами внутренней дифференциации ее подсистем, в частности, с обособлением, автономизацией и самоопределением художественной культуры. А это влекло за собой все более отчетливое вычленение и институционализацию различных ее блоков, поскольку лишь внутренняя организованность могла обеспечить художественной культуре возможность самоуправления, необходимого ей, несмотря на воздействия извне со стороны экономики, государства, церкви, идеологических концепций.

Функциональная организация художественной культуры выражается во взаимодействии основных ее институтов: художественного производства, создающего произведения искусства как носителей художественных ценностей; художественного потребления, организующего восприятие произведений искусства; художественной критики, обеспечивающей самоуправление художественной культуры как процесс художественного общения людей в соответствии с требованиями, предъявляемыми к искус- ству каждым типом общества и культуры.

Художественное производство, так или иначе организованное, обеспечивает реальное осуществление потребности художника творить, ибо для этого нужны материальные условия — например, наличие издательств, типографий, выставок, кинофабрик и т. д. На разных этапах истории художественной культуры условия эти меняются, но они всегда существуют в той или иной форме, скажем, в форме монастырской мастерской иконописи, придворного положения художника или музыканта, положения свободного художника, произведения которого предназна чены для продажи на рынке, и т. д. При этом сама твор. ческая деятельность может быть рассмотрена на двух уров- нях, каждый из которых имеет свои организационно-структурные особенности: уровень первичного творчества который представляет деятельность писателей, живописцев, композиторов, и уровень вторичного творчества, на котором находится деятельность исполнительская, сотворческая (актерско-режиссерская, музыкально-исполнитель- ская и т. д.).

Развитая художественная культура требует организации хранения произведений искусства, обеспечивая тем самым непосредственную преемственную связь настоящего с прошлым и будущим в художественной жизни общества. Но хранить художественное наследие — значит создавать условия для его восприятия людьми; такими учреждениями являются музеи, библиотеки, фонотеки.

Особой отраслью художественного производства является организация воспроизводства самих творцов худо- жественных ценностей — система обучения и воспитания новых поколений художников, способы их приобщения к существующей культуре.

Художественное потребление — это конкретно-историческая форма организации восприятия публикой худо жественных творений, т. е. самого процесса общения людей с произведениями искусства в театрах и кинотеатрах, концертных залах и музеях. Очевидно, например, то, как изменился характер восприятия живописи, когда она перешла из храмов в музейные собрания, а затем, когда эти последние превратились из частных, королевских и княжеских, в общедоступные места встречи горожан с худо- жественными ценностями. Аналогичные процессы в истории сцены и библиотечного дела радикально меняли характер общественного функционирования искусства, а значит, и всей художественной культуры.

Другая сторона художественного потребления как социального института — формирование публики, соответствующей данному типу художественного производства. Появление массовой искусствоведческой литературы, художественно-критических статей в газетах и журналах, публичные лекции на эти темы, наконец, заключении гоответствующих дисциплин в программу обучения в школе, — все это сыграло и продолжает играть огромную роль в воспитании художественного сознания, вкуса, потребности в общении с искусством.

Наличие в художественном производстве первичного и вторичного (исполнительского) творчества порождает два типа потребления художественных ценностей — индивидуальный и коллективный. Первый характерен для восприятия произведений литературы, станковых форм искусства, второй — для восприятия произведений, требующих исполнения (сценических, музыкальных, кинематографических), а также произведений архитектуры и связанного с ней монументально-декоративного изобрази- тельного искусства. Однако научно-технический прогресс предоставляет возможность превращать некоторые произведения исполнительского творчества в предметы индивидуального восприятия благодаря магнитофонной записи, кинопроекционной аппаратуре и т. д. Более того, он сделал возможным и такое явление, как тиражирование и воспроизведение произведений искусства. Это — книгопечатание, репродуцирование произведений изобразительных искусств, грамзапись, кино- и телезапись произведений сценического искусства. Происходящее на этой основе расширение аудитории и, следовательно, демократизация художественного потребления имеет безусловно положительное историко-культурное значение, хотя замена подлинников репродукциями, нередкая в массовом художественном потреблении, может отрицательно ска- зываться на уровне вкуса публики.

Художественное потребление связано с художественным производством через произведения искусства, обладающие определенной мерой художественной ценности. Крайне важно иметь в виду нетождественность произведения искусства как материально-духовного продукта деятельности художника и ценности, которой оно обладает в функционировании и историческом развитии художественной культуры. Эта его ценность обуславливается, с одной стороны, заключенным в произведении духовным, поэтическим содержанием и эстетическим качеством несущей это содержание материальной формы, а с другой — характером духовных потребностей общества и тем, в какой мере соответствует им данное произведение (а через него и представляемые им стиль, метод, тип художественного сознания). Именно поэтому художественная ценность произведения искусства меняется — и часто весьма существенно! — при неизменности ее носителя — картины, книги, фильма. Необходимо также различать ценность художественную и ценность эстетическую, ибо последняя составляет лишь аспект художественной ценности, которая интегрирует, объединяет нравственную, религиозную, политическую ценность произведения с его эстетической ценностью. Поскольку же возможны существенные расхождения между идейными и эстетическими оценками произведений искусства, их художественная ценность может быть противоречивой.

Как уже было отмечено, обособление художественной культуры в системе культуры порождала необходимость в социальных механизмах управления процессами взаимодействия художественного потребления, поскольку внешнее управление художественной культурой со стороны различных социальных институтов оказывается недостаточным для порождения художественной информации именно как художественной. Художественная культур; решает эту задачу двумя путями: созданием различных организационных форм ее самоуправления и силами художественной критики, а отчасти и искусствоведческих наук и эстетической теории.

Критика является важным «изобретением» художественной культуры, призванным решать две задачи: а) связывать творцов искусства с публикой, помогая ей пони мать содержание произведений и ощущать их истинную ценность, т. е. воспитывая общественный вкус, одновременно доводя до сознания мастеров искусства характер восприятия и оценки их творений публикой; б) связывать художественную культуру с другими сторонами духовной жизни общества политической, нравственной, религиозной, либо применяя к искусству предъявляемые ему обществом идеологические требования, либо, напротив, стремясь отгородить от них искусство, замкнуть его в рамки «искусства для искусства». Последнее устремление возникло в истории мировой художественной культуры только в XIX веке и стало весьма сильным в XX столетии, однако и в эту эпоху сохранялись сложившиеся в докапи- талистическую эру притязания политики, религии, нрав- ственности проводить через искусство свои идеи и идеалы; оттого художественная критика последних двух веков оказалась ареной борьбы противоположных устремлений — гражданственных и эстетских, религиозных и светских, нравственно-педагогических и отрицающих права этики судить художественное творчество (очень ярко проявилась эта борьба в истории русской художественной культуры, начиная с эпохи А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского и А. А. Григорьева, а затем в конфликтах представителей народничества, марксизма, религиозной мысли и сторонников «чистого искусства».

Значительную помощь в решении этих задач оказывают художественной критике науки об искусстве и философская эстетика, поскольку они несут и художникам, и публике знание истории и теории искусства, участвуя тем самым в формировании художественного сознания общества. С этой точки зрения становится понятным значение преподавания в школах и высших учебных заведениях предмета «Мировая художественная культура», цель которого помогать современной молодежи сознательно входить в мир искусства, понимая его язык, его смысл, его исторические трансформации, его роль в жизни современного общества.

Теоретическое и историческое изучение художественной культуры помогает понять то место, которое в культуре, взятой в целом, занимает искусство. Художественная деятельность это такой вид человеческой деятельности, который отличается органическим слиянием того, что во всех других видах деятельности — познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной и общении — расчленено и специализировано. Она не знает разделения на материальную и духовную деятельность, ибо творчество художника духовно и материально одновременно; она не знает разделения на практическую и теоретическую, ибо является практически-духовной, образно воссоздающей жизненную реальность, т. е. «практикой в духе», и плоды ее обращены потому к такому же Целостно-духовному восприятию созерцаниюпереживаниюосмыслениюистолкованию, — какое свойственно человеческому восприятию реальности, но при этом ясно сознается то, что отличает «художественную реальность» как мир вымысла от подлинной жизни людей. Отсюда ясно, почему и в филогенезе, и в онтогенезе (т. е. в истории человечества и в биографии отдельного человека) способность к полноденной художественной деятельности формируется раньше, чем развитые формы дифференцированной деятельности: детству человека, как и «детству человечества», свойственна синкретическая (еще нерас- члененная) целостность сознания и поведения.

1   2   3   4


написать администратору сайта