текст для лекции 1. Лекции 1 2 фрагмент текста из учебного пособия
Скачать 293.2 Kb.
|
Для лекции № 1 – 2 фрагмент текста из учебного пособия: Основы теории художественной культуры. Учебное пособие. / Под общей редакцией Л. М. Мосоловой. – СПб, 2001. ГЛАВАПЕРВАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ ИСКУССТВА§ 1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ, ЕЕ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ Поскольку художественная культура является подсистемой культуры, изучение жизни искусства, его функционирования и исторического развития требует предвари- тельного выяснения того, что представляет собой культура в целом, в полноте ее состава, в строении, в ее роли в истории человечества, в закономерностях ее развития. Понятие «культура» родилось в Древнем Риме как оп- позиция понятию «натура» — природа. Оно обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противоположность «естественному», «первозданному». Со временем слово «культура» стало вбирать в себя все более широкий круг предметов, явлений, действий, общим свойством которых был их сверхприродный характер. Соответственно, и сам человек, рассматриваемый как творец само- го себя, был включен в систему культуры, которая тем самым приобретала смысл «образования» и «воспитания». На всем протяжении развития мировой научно-теоретической мысли многократно предпринимались попытки дать определение понятию «культура», однако разноречивость этих определений так и не была преодолена. Это объясняется прежде всего сложностью самого состава культуры, разнородностью культурных явлений, что порождает и разные подходы к ее изучению. Вместе с тем, сейчас вырабатывается и интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода. Суть его состоит в том, что сущность культуры выявляется при рассмотрении ее как одной из форм бытия. Бытие — исходное философское понятие, которое определяет целостность объективной реальности. Исходной фор- мой бытия является природа; на определенной ступени развития природы рождается новая форма бытия — человеческое общество, которое отличается от природной, естественной формы существования животных принципиально иным типом жизни, деятельности и развития. Это принципиальное отличие состоит в том, что законы поведения людей в обществе не передаются по наследству чисто биологически, как это происходит у животных, а вырабатываются каждым новым поколением прижизнен- но. Однако при этом человек остается биологическим существом и повинуется тем же законам природы, что и животные или неодушевленные предметы. Таким образом, человек вынужден синтезировать в себе, в своем существовании и поведении, при- родные и общественные закономерности. Поэтому человек оказывается некоей третьей формой бытия наряду с природой и обществом. Но это не механическое соединение природного и общественного, а их органическая, неделимая связь. Вследствие этого у человека появляются новые качества — их называют «системными», — что делает его центральным звеном в цепи ос- новных форм бытия (рис. 1). Рис . 1 «Цепь» форм бытия Каким же образом возможно органическое соединение в человеке природного и социального? — Эта возможность обусловлена принципиальным отличием деятельности человека от поведения животных. Жизненная активность последних обращена только на удовлетворение их витальных, биологических потребностей, а для этого достаточно наследственного генетического кода, определяющего поведение животного. У человека же про- граммы деятельности не «закодированы» в генах и пере- даются от поколения к поколению и от вида к индивиду новым механизмом — «социальным наследованием», — который вырабатывается культурой. Работа этого «механизма» состоит в том, что накапливаемый человечеством опыт отделяется от самих людей, обретая самостоятельное предметное существование, т. е. опредмечивается в вещах, произведениях науки, искусства, философии, религии. В этих произведениях аккумулируются, «отвердевают» и таким образом передаются из поколения в поколение, наследуются каждым человеком вырабатываемые людьми знания, ценности и умения. Так возникает еще одна (уже четвертая после природы, человека и общества) форма бытия — культура (рис. 2). А сам человек становится уже не двух-, а трехсторонним существом — био-социо-культурным. Таким образом, культура предстает перед нами как процесс человеческой деятельности, включающий в себя следующие звенья: во-первых, это сам человек как субъект деятельности, обладающий не врожденными, а благоприобретаемыми качествами, т. е. такими, которые, опираясь на природные задатки, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в биографии каждого отдельного человека (по закону «онтогенез повторяет филогенез», т. е. биография человека кратко повторяет «биографию» человечества); во-вторых, это способы деятельности человека, которые им изобретаются, совершенствуются и передаются из поколения в поколение благодаря обучению, образованию и воспитанию. Это и есть «опредмечивание сущностных сил человека», о котором мы говорили, т. е. процесс «отторжения» от человека его прижизненно усвоенных и накопленных достижений; в-третьих, это сами предметы, создаваемые человеком, — материальные, духовные и художественные, т. е. «вторая природа», творимая из материала «первой», подлинной природы. Они нужны для того, чтобы, с одной стороны, удовлетворять сверхприродные, специфически человеческие потребности людей, а с другой служить передатчиком из поколения в поколение накапливаемого человечеством опыта; в-четвертых, это снова способы деятельности человека, но уже вторичные, т. е. имеющие целью «распредмечивание» тех человеческих качеств, которые опредмечены в вещах, произведениях науки и искусства и тем самым усваиваются и присваиваются каждым входящим в жизнь человеком. Это значит, что во «второй природе», т. е. в культурных предметах, процесс их создания «угасает» для того, чтобы «зажечься» в но- вой деятельности новых людей; в-пятых, вновь человек, вторая роль которого в культуре выражается в том, что, благодаря распредмечиванию, он обогащается, развивается, овладевает культурой и становится тем самым творением культуры. Поскольку же одним из формируемых его качеств является потребность в творчестве, созидании, совершенствовнии деятельности (чего не может быть у животных, поскольку их генетически запрограммированное по- ведение стереотипно), постольку человек, творимый культурой, становится ее творцом. Таким образом, принципиальное отличие культуры от природы состоит в том, что только культуре неотъемлемо присуще (имманентно) творчество, постоянно обновляющее ее; наконец, в-шестых, это общение — особая форма человеческой деятельности, обеспечивающая практическое и духовное единение людей во имя осуществления общих целей. Рис. 3 «Цепь» культуры Итак, мы получаем своего рода цепь культуры (рис. 3) — ее движение от человека к человеку, опосредованное созидаемой им предметностью. На самом деле это не замкнутый круг, а бесконечная спираль, развертывающаяся в истории. Каждое новое поколение людей находится на более высокой ступени деятельности, чем предыдущее, поскольку оно осваивает переданное ему культурное наследие и умножает традиционное тем, что само созидает. Отсюда следует, что культура имеет три модальности: человеческую, в которой она предстает как культурный потенциал человека (и человечества, и личности),выступающего в качестве творца культуры и ее творения; процессуально-деятельностную, в которой культура выступает в качестве способов человеческой деятельности, — опредмечивания, распредмечивания и общения людей, участвующих в обоих процессах; предметную, т. е. многообразие материальных, духов- ных и художественных творений, образующих «вторую природу». В этой трехмерности культура реально живет, функционирует и развивается как целостная система. Историческая динамика культуры определяется взаимодействием внешних для нее и внутренних сил. Внешними являются изменения природы, общества и самого человека. Значительные изменения в природе эпизодичны, хотя и катастрофичны (оледенение, извержения вулканов и т. п.), в целом же изменения в природе про- исходят так медленно, что на динамике культуры не сказываются. Другое дело — изменения в обществе, которые происходят в его истории все быстрее и быстрее, влияя на преобразование культурных форм; что касается изменений физического и психического облика чело- века, то в истории человечества они происходят крайне медленно, а в жизни каждого отдельного человека — крайне быстро, обусловливая изменения культуры от детства к юности, от юности к зрелости, от зрелости к старости. Процесс воспитания, обучения и образования человека и является изменением его культурного потен- циала в зависимости от возможностей и потребностей каждого этапа его биографии. Вместе с тем, непосредственной движущей силой истории культуры являются ее собственные внутренние силы. Культура, как всякая саморазвивающаяся система, обладает способностью и потребностью самосовершенствования, обогащения своих средств, усложнения своей структуры: так развиваются под влиянием собственных потребностей наука и техника, искусство и философия, формы общения людей; в результате наша отечественная культура в XX веке во многом существенно отличается от той, какой она была в пушкинское время и, тем более, в эпоху Петра Великого и в средние века. Для истории культуры особенно важны функции художественной деятельности, поскольку искусство является самосознанием культуры, т. е. воссоздает содержание и строение каждого ее исторического типа и каждого регионального, национального, социального и т. д. состояния. Поэтому изучение истории художественной культуры представляет интерес не только для более глубокого понимания истории всех искусств, но и как важный источник изучения истории культуры, которая как в зеркале отражается в истории искусства. Но рассматривая историю культуры как процесс, в котором происходит смена типов культуры под влиянием внешних и внутренних факторов, мы должны постоянно помнить, что эта смена не может быть мгновенным актом превращения одного культурного состояния в другое, подобно политическим революциям. Если историки и используют понятия «скачок», «взрыв» или «революция» в применении к истории культуры (говоря, например, о «неолитической революции», отделяющей эпоху цивилизации от первобытной культуры, или о Возрождении как «революционном перевороте» в истории европейской культуры), — всякий раз речь идет о длительном процессе, развивающемся если не десятки тысяч лет, то несколько веков. «Революциями» эти процессы называют лишь в том смысле, что они ведут к радикальному преобразованию одного типа культуры в другой. Поэтому типологический подход к истории культуры, который только и может выявить закономерности этой истории, ее объективную логику, должен различать ее основные качественно определенные состояния и состояния переходные, в которых одно качество постепенно превращается в другое. Необходимо также иметь в виду, что разные национальные ветви культуры развивались неравномерно. В силу многих обстоятельств, культура каждого народа имела свой эволюционный темп — одни культуры развивались стремительно, другие подчас незаметно на протяжении веков и тысячелетий. Вместе с тем, одна и та же культура на разных этапах своей истории развивалась то медленнее, то быстрее. В результате общая культурная картина мира в каждом ее синхроническом (одномоментном) разрезе оказывается крайне пестрой. Пестрота эта определяется не только географически-климатическими, этнопсихологическими (обусловленными национальными особенностями психологии разных народов), конфессиональными (обусловленными принадлежностью к той или иной религиозной общности — конфессии) и другими различиями, но и тем, что в синхронии застывает диахрония, т. е. за сосуществующим, одновременным, стоят разновременно сложившиеся исторические структуры: так, в наши дни на Земле сохраняются еще островки первобытной культуры, существуют рядом и феодальные, и раннебуржуазные, и индустриальные, и постиндустриальные типы культуры. Очень важно понимать это, потому что актуальнейшая проблема «Запад — Восток» является не только региональной, но и исторической проблемой: «Восток» — это законсервированное прошлое культуры, «Запад» — это ее состояние в новое время и зачатие будущего. |