Главная страница

текст для лекции 1. Лекции 1 2 фрагмент текста из учебного пособия


Скачать 293.2 Kb.
НазваниеЛекции 1 2 фрагмент текста из учебного пособия
Дата27.11.2022
Размер293.2 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатекст для лекции 1.docx
ТипЛекции
#814839
страница2 из 4
1   2   3   4
§ 1.3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ПОДСИСТЕМА КУЛЬТУРЫ

Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественной формами деятельности. Их различие не следует понимать в том смысле, будто одна является исключительно материальной, другая — исключительно духовной, а третья — не материальной и не духовной. Несомненно, что продукты духов- ной деятельности должны быть материализованы — иначе они просто не могли бы существовать, равно как бесспорно и то, что в материальной деятельности воплощаются духовные цели, планы, модели. Суть дела, однако, в том, что в данных слоях культуры соотношение материального и духовного начал диаметрально противоположно: техника и спорт, к примеру, материальны по своему содержанию и способу функционирования, а нравственность и религия в этих отношениях духовны. Что касается художественного творчества, то в нем духовное и материальное проникают друг в друга, образуя нечто третье, ибо они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а органически сливаются, взаимно отождествляются: так, нельзя представить себе «Медного всадника» Э. Фальконе позолоченным или мраморным, симфоническую поэму П. И. Чайковского исполняемой оркестром народных инструментов, а знаменитый погост в Кижах выстроенным не в дереве, а в камне или железобетоне. Эту духовно-материальную целостность и называют художественностью. Таким образом, художественное творчество это не просто плод духовной активности человека, материальное воплощение результата работы его мышления, но именно мышление в материале, т. е. мышление посредством цвета, пластики, звука. Именно поэтому та- кое мышление нельзя перекодировать, т. е. перевести на другой материальный язык, нельзя пересказать ни словом, ни языком другого вида искусства.

Тут нужно сразу же оговорить принципиальное отличие художественной культуры от культуры эстетической. Эстетическая культура не имеет локальных границ и является не самостоятельной подсистемой культуры, а ее аспектом, который обнаруживает себя и в художественной куль- туре, и во всех других сферах деятельности. Эстетическая культура выражает универсальность, повсеместность про- явления эстетической активности людей, художественная же деятельность есть специфический вид его продуктивной деятельности, поэтому художественная культура оказывается относительно самостоятельным слоем культуры. Следовательно, ее можно определить как совокупный способ, продукт и принцип организации художественной деятельности. Понятие «совокупный» означает, что художественная культура охватывает все отрасли художествен- ной деятельности (словесную, музыкальную, театральную и т. п.), включает в себя все процессы, протекающие «вокруг» искусства (создание, хранение, восприятие и т. д.), и процессы, обеспечивающие его успешное функционирование (воспитание художников, публики, критиков и т. д.).

Функции художественной культуры, как и функции культуры в целом, определяются тем, что она живет в пространстве и во времени. В социальном пространстве, т. е. в одновременной жизни людей страны, региона, всего человечества, художественная культура призвана обеспечить максимальную эффективность и процессов творчества, создания художественных ценностей, и процессов их восприятия публикой в соответствии с ее разнообразными духовными потребностями. Если же мы будем рассматривать историческую жизнь художественной культуры, т. е. существование во времени, то увидим, что ее главные функции заключаются в обеспечении сохранения художественных ценностей, передаче их из поколения в поколение, поскольку историческая изменчивость социальной жизни требует актуализации, включения в духовную жизнь каждой новой эпохи. Вместе с тем, художественная культура должна обеспечить постоянное обновление искусства в соответствии с изменениями, происходящими в общественной жизни, в других областях культуры, и с логикой собственного развития искусства.

Такой ансамбль функций определяет структуру художественной культуры, ее трехмерное строение. Ее первое измерение — духовно-содержательное: речь идет о специфическом для каждого исторического, этнического и социального типа художественного сознания образного представления о бытии — т. е. о создаваемой искусством картине мира и месте в нем человека. Сравнивая, например, духовное содержание искусства Европы в средние века и в эпоху Возрождения, мы увидим, в одном случае, религиозно-мифологическое представление об устройстве мира, представление о ничтожности человека и величии Бога, о превосходстве духа над плотью в самом человеке, а в другом искусстве Возрождения — представление о гармонии физического и духовного бытия человека, о красоте как главном качестве мироздания.

Духовное содержание каждого типа художественной культуры образно воплощает характер общественного сознания, свойственный порождающей его культуре. Речь идет не о диктате идеологии, не об открытом социальном заказе, но о выработке определенного образного строя мышления, отвечающего содержанию и структурным особенностям данного типа духовной культуры. Так формируются конкретные способы художественного освоения действительности -» — творческий метод и стиль (или стили) искусства. Например, понять смену классицизма романтизмом, а романтизма реализмом в ходе развития европейского искусства XVII-XIX столетий можно только раскрывая духовные силы культуры, которые обусловили этот процесс.

Каждому типу художественного сознания свойственны и определенные связи метода и стиля. В одних случаях связь эта взаимооднозначна (когда одному методу соответствует один стиль — например, готический или классицистический), а в других — неоднозначна (когда один метод — например, романтический или реалистический порождает разные стили, не допуская канонизации того или иного стилевого выражения). Таким образом, тип связи метода и стиля в конечном итоге обусловлен соотношением личности и общества. Неразвитость личности на ранних этапах истории или же ее подавление политической организацией общества в новое и новейшее время в тоталитарных государствах ведет к превращению стиля в сверхличностную художественную структуру, заданную заранее силой традиции или приказом канона. В демократическом обществе свобода личности влечет за собой и индивидуализацию стиля, признание права каждого художника на собственный стиль или даже полистильность его творчества (например, у П. Пикассо, М. А. Булгакова, Д. Д. Шостаковича, Ф. Феллини).

Второе измерение художественной культуры — зональное, или морфологическое — мы обнаруживаем тогда, когда от общей характеристики ее духовного содержания переходим к характеристике ее особенностей в разных видах искусства; ибо целостность художественной культуры общества охватывает многообразие тех форм, в которых творчество выступает в искусствах словесных, изобразительных, в музыке, танце, театре, кино, архитектуре и т. д. Нужно иметь в виду, что все эти виды искусства не просто сосуществуют один рядом с другим, но образуют некую исторически самоорганизовавшуюся систему. Поскольку художественное творчество имеет духовное со- держание и материальную форму, морфологическое строение художественной культуры определяется тем, как меняется их соотношение в общем пространстве культуры, в котором художественная деятельность находится как бы между сферой духовного производства и производства материального. Это ведет к тому, что на обеих границах художественной культуры образуются переходные зоны, в которых деятельность людей, оставаясь материальной в одном случае и духовной в другом, становится одновременно художественной. Так, в переходной зоне от материальной культуры к художественной находятся архитектура и прикладные искусства, плоды художественного ремесла, а с переходом ремесленного производства к индустриальному здесь образовалась в XX веке еще одна разновидность материально-художественного творчества — художественное конструирование, или дизайн.

Такое же положение характерно для места встречи духовной культуры и культуры художественной: здесь художественная деятельность овладевает основным средством объективации духовной активности человека языком, вначале устным, а затем и письменным. В результате возникают такие же двойственные структуры, как и в архитектуре и прикладных искусствах: в устной речи — ораторское искусство, а в культуре письменной словесности художественная публицистика. Точно так же музыка, живопись, театр часто «оформляют» политическое и религиозное содержание.

В собственном пространстве художественной культуры соотношение материальной и духовной сторон искусства меняется постепенно, спектрально. Словесное творчество (художественная литература в ее поэтической и прозаической формах) отделяется от прямой связи с идеологией и образует чисто художественные структуры поэму, по- весть, роман и т. д. Точно так же изобразительное творчество (живопись, скульптура, графика и присоединившаяся к ним в наше время художественная фотография) отделились от связи с утилитарно-технической деятельностью и стали чисто художественными формами искусства. Следующие полосы в этом спектре, в которых продолжает меняться соотношение духовного и материального начал в структуре художественной образности, — музыкальная культура, начинающаяся с «омузыкаливания» словесных форм творчества (пение), а затем вырабатывающая чисто инструментальные формы, в которых удельный вес материально-звуковой стороны становится еще большим, а с Другого края, рядом с изобразительными искусствами, — пантомима и танец, в которых художественная культура совершает переход от неподвижных форм предметно-зримого творчества к формам движения. Духовно-выразительные возможности этих искусств еще более расширяются за счет самого этого движения — ведь материалом искусства становится здесь живое человеческое тело, его мимические и жестикуляционные средства, которые непосредственно выражают жизнь человеческого духа.

Наконец, еще два встречных шага — и искусство пластико-динамическое встречается с искусством словесно, музыкальным в синтетических формах актерского искусства, на которых строятся все разновидности зрелищной культуры (на сцене театра, на эстраде и в цирке, в кино- искусстве и на телеэкране). Здесь достигается известное равновесие материального и духовного в художественно- образной ткани, поскольку именно таково их равновесие в реальном жизненном поведении человека.

В истории художественной культуры соотношение полос этого спектра меняется — в конкретном историческом типе культуры ширина (т. е. значение, авторитет, удельный вес) каждой из видовых зон художественной культуры то увеличивается, то сокращается. Эти изменения зависят от того, насколько соответствуют специфические возможности каждого искусства тому типу художественного сознания и, следовательно, творческого метода, единого для всех искусств, который господствует в ту или иную историческую эпоху. Так, в первобытной культуре главную роль играли танец и орнаментальные украшения, в Древней Греции скульптура и театр, в средние века — синтез искусств в храме, в эпоху Возрождения живопись, в культуре романтизма — поэзия и музыка, в реалистическом направлении искусства XIX века — роман и т. д. Так действует открытый Г. В. Ф. Гегелем закон неравномерного развития видов искусства, характеризующий всю историю мировой художественной культуры.

Общая схема зонально-слоевого строения художествен- ной культуры представлена на рисунке 4.
Рис. 4.
1   2   3   4


написать администратору сайта