Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. История развития авторского права в России

  • 2. Общие положения авторского права

  • патентный поиск и. Патентный поиск и организация защиты объектов интелле.ьной собст. Лекции Часть 1


    Скачать 449.98 Kb.
    НазваниеЛекции Часть 1
    Анкорпатентный поиск и
    Дата13.05.2023
    Размер449.98 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПатентный поиск и организация защиты объектов интелле.ьной собст.pdf
    ТипЛекции
    #1126525
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Лекции
    Часть 1
    Введение
    Авторское право в России появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Сто семьдесят лет, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права. Некоторые проблемы, поднимаемые в прошлом веке актуальны и сегодня. Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу в гражданском обществе, как например права собственности, далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторское право. "С тех пор, - замечает проф. Табашников, - как положительные законодательства приняли это злополучное право под свою защиту, оно носится по горизонту науки безо всякого определенного назначения, и по дуновению того или иного ученого или легко передвигается с одного места на другое, или же парит в пространстве, подобно птице, высматривающей место, куда ей удобнее было бы спуститься."
    Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права. Такого же мнения придерживался в своих работах Шершеневич, критикуя бытующие в его время теории, такие как "теория, признающая авторское право за право
    собственности", "теория, основывающая авторское право на договоре между автором и публикой", "теория, считающая авторское право правом личности" и "теория, отвергающая субъективное авторское право".
    Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права.
    Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права и интересы личные - нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные - интересы культуры и просвещения. Благодаря этому правоотношения, нормируемые законом об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес - как юридический, в виду своеобразной правовой конструкции этого права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства.
    Авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения не отделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение.
    1. История развития авторского права в России
    Первый закон об авторском праве был принят в Англии в 1710 году. В
    России же первые законы, регулирующие авторские отношения были
    приняты в 1828 году. Дело в том, что книгоиздательское дело в России вплоть до конца XVIII века считалось государственной монополией. Лишь потом появляются первые частные типографии, но доминирующее положение государства сохраняется еще несколько десятилетий. Отсутствие конкуренции в России между книгоиздателями послужило причиной тому, что не было объективных предпосылок для появления авторского права.
    На всем протяжении истории в России господствовала цензура. Причем на первых порах становления авторского права привилегии на издание произведений выдавались не авторам, а издателям, а цензуру совершенно не интересовало, обладают ли издатели соответствующими правами на произведения. Только грубые нарушения со стороны некоторых издательств
    - сознательное введение публики относительно авторов распространяемых книг вынудило правительство принять соответствующие меры.
    В Цензурном уставе 22 апреля 1828 г. впервые помещены 5 статей о сочинителях и издателях книг в виде приложения к Цензурному уставу.
    Издано того же числа Высочайшее утвержденное Положение о правах сочинителей. По этому закону, составляющему основу дальнейшего законодательства, срок авторского права определен в 25 лет со смерти автора.
    Затем последовало
    Высочайше утвержденное мнение
    Государственного Совета 8 января 1830г. "О правах сочинителей, переводчиков и издателей", дополнившие правила 1828 г., решив вопрос об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д. В этом законе право сичинителей признается уже правом собственности, и постановлено,
    "что если сочинитель или его правопреемник сделает новое издание книги за пять лет до истечения срока исключительного права, то право сие остается в его пользу еще на десять лет сверх двадцатипятилетнего срока". Наконец, в

    1857 году Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от
    15-го апреля 25-летний срок продлен до 50 лет.
    Постановления о музыкальных и художественных произведениях были изданы еще позже, именно: Высочайше утвержденным мнением
    Государственного Совета 9 января 1845 года правила о сочинителях дополнены были постановлениями, относящимися к музыкальной собственности, а 1 января 1846 года было издано Высочайше утвержденное
    Положение о собственности художественной.
    К концу XIX века стало совершенно очевидно, что частичное усовершенствование правил об авторском праве не в состоянии обеспечить эффективную защиту интересов авторов и пользователей произведений. В
    1897 г. Государственный Совет принял решение безотлагательно приступить к подготовке нового закона. Понадобилось более 13 лет, чтобы закон был принят 20 марта 1911 года. Он назывался "Положением об авторском праве" и был составлен на основании лучших западноевропейских законодательств того времени, с отражением, однако, традиционного для российского авторского права более низкого уровня охраны авторских прав. В законе раскрывались основные понятия - круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты, также закон содержал отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. В особой главе регламентировались основные правила и условия издательского договора. Закон впервые закрепил право авторов на перевод их произведений.

    Являясь значительным шагом в развитии авторского права, закон вывел
    Россию на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих правоотношений.
    Октябрьская революция не могла не оказать существенного влияния на авторское право.
    Внедряя в жизнь нормы, согласующиеся с большевистскими взглядами, ЦИК отменил все прежнее гражданское законодательство России. И уже 29 декабря 1917 г. увидел свет новый советский закон об авторском праве "О государственном издательстве".
    Декрет, "учитывая книжный голод в стране", предложил народной комиссии по просвещению приступить немедленно к широкой издательской деятельности и выпустить в первую очередь дешевые издания русских классиков. Сочинения тех из писателей, по которым срок авторского права истек, должны были быть переизданы без особых формальностей. Однако и в отношении других писателей декрет предоставил комиссии по просвещению право объявлять государственной монополией сроком не более чем на пять лет сочинения, которые подлежат изданию. Декрет объяснял, что эти произведения переходят таким образом "из области частной собственности в область общественности". Продолжил эту линию декрет Совета Народных
    Комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 г. "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений". Он предоставлял возможность признавать достоянием РСФСР любые произведения, а авторам произведений, объявленных государственным достоянием, обеспечивался гонорар по установленным ставкам, а в соответствии с декретом "Об отмене наследования" от 27 апреля 1918 г. декрет от 26 ноября отрицательно решил вопрос о переходе авторского права по наследству, однако наследникам гарантировалось содержание в размере
    прожиточного минимума. Декрет от 10 октября 1918 г. "О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства" объявил недействительными все договоры издательств с авторами, по которым литературные, художественные или музыкальные произведения перешли в полную собственность издательств.
    Следующий этап развития авторского права связан с принятым 8 октября
    1928 г. Законом "Об авторском праве". Право авторов на созданное ими произведение в большинстве случаев стало пожизненным, использование использование произведений допускалось только на основе договоров с авторами. И тем не менее, не считался нарушением авторского права перевод произведения, публичное исполнение опубликованных произведений с выплатой автору гонорара. Однако по сравнению с периодом военного коммунизма данный этап следует рассматривать как период постепенного восстановления и расширения авторских прав.
    В начале 60-х годов в ходе проводившейся в тот период кодификации законодательства нормы авторского права были существенно пересмотрены в направлении дальнейшего расширения прав авторов и укрепления их позиций в отношениях с организациями, использующими их произведения. В
    1973 г. СССР становится участником Женевской конвенции об авторском праве и в советском законодательстве впервые закрепляется право автора на перевод произведения, срок действия авторского права после смерти автора возрастает до 25 лет, расширен круг субъектов авторского права.
    В связи с распадом Советского Союза многие нормы авторского права, которые значительно расширяли права авторов, исключив свободное использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также
    публичное исполнение без согласия автора, продлили срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора и вступили в силу лишь в июле 1992 г., как раздел V Основ гражданского законодательства.
    И вот 3 августа 1993 г. вступил в действие Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", с принятием которого утратил силу раздел V Основ гражданского законодательства.
    2. Общие положения авторского права
    2.1 Понятие авторского права и его особенности
    Авторское право представляет собой совокупность норм гражданского и иных отраслей права, которые регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Применительно к конкретным лицам авторское право понимается как совокупность принадлежащих автору имущественных и личных неимущественных прав в отношении созданного им творческим трудом произведения науки, литературы и искусства, обладающим новизной и оригинальностью.
    Особенностями авторского права является совокупность его функций и принципов. В качестве основных задач (функций) авторского права чаще всего в юридической литературе называют две следующие задачи. С одной стороны, авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых творческих
    результатов, закрепление за авторами прав на использование созданных ими произведений и получение доходов и т.д. С другой стороны, задачей авторского права считается создание условий для широкого использования произведений в интересах общества. Иными словами, повышение уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствовать использованию их произведений в целях образования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними.
    Помимо общественной важности авторского права, необходимо выделить его необычный характер. Объекты авторского права являются результатами интеллектуальной деятельности. В связи с чем возникают сложности с регистрацией прав на некоторые объекты и защитой данного вида права.
    Функции авторского права тесным образом связаны с его принципами.
    Принципы авторского права — это его основные начала, отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью. Они как бы пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Не будучи закрепленными в конкретных статьях
    Гражданского кодекса, принципы авторского права выводятся из анализа всей совокупности авторско-правовых норм. Знание принципов позволяет ориентироваться в обширном авторском законодательстве, правильно толковать и применять на практике отдельные его нормы, а также решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем законодательстве.
    Представляется, что к числу основных принципов российского авторского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относятся следующие положения.

    Во-первых, принципом авторского права может и должен считаться принцип свободы творчества, который прямо закреплен статьей 44
    Конституции РФ. Данный принцип, лишь недавно наполненный реальным содержанием, пронизывает собой все авторское законодательство и конкретизируется в целом ряде его норм. Так, известно, что свобода творчества несовместима с цензурой произведений науки, литературы и искусства. В настоящее время цензура в России запрещена в законодательном порядке. Например, ст. 3 Закона РФ «О средствах массой информации» от 27 декабря 1991 г. устанавливает, что «требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, учреждений или общественных организаций предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускаются»[2] .
    Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет все произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинств и способа выражения. Творцы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения создаваемых ими понятий или художественных образов, а также самостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, придании произведению окончательной формы и т.п.
    Во-вторых, следующим принципом авторского права является сочетание личных интересов автора с интересами общества. Хотя данный принцип, безусловно, проявляется и в других институтах права интеллектуальной собственности и гражданского права в целом, в авторском праве он имеет особое значение. Общеизвестно, что в основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Определение разумных границ этой монополии на
    протяжении веков являлось одной из главных проблем авторского права. В настоящее время уже никто не утверждает, что авторы должны иметь неограниченный контроль за использованием своих произведений. Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении не обнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировались интересы других граждан и общества в целом. Законы демократического общества не только гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры (п. 2 ст. 44 Конституции РФ).
    В-третьих, в качестве одного из принципов российского авторского права может быть выдвинуто положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По российскому авторскому законодательству личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, даже если сам автор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в случаях так называемого «свободного» использования произведений обязательно указание имени автора и т.д. Что касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по
    авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона
    (свободное использование произведений)[3] .
    Таким образом, авторское право в России регулируется и охраняется
    Частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ. В Кодексе прямо указывается, что авторское право носит исключительный характер, из чего следует, что объекты авторского права – это, по сути, объекты интеллектуальной собственности.
    Авторское право распространяется на произведения науки, литературы, искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.
    То есть авторское право решает проблему разумного сочетания прав автора на произведение и возможностью использования его обществом.
    2.2 Действующее законодательство об авторском праве
    В связи с полной кодификацией признаются утратившими силу с 1 января 2008 г. «Патентный закон Российской Федерации» от 23 сентября
    1992 года №3517-1, Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 года
    №3520-1, Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 года №3523-1,
    Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 года №3526-1, Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года №5351-1, Закон «О селекционных достижениях» от 6 августа 1993 года №5605-1. Кроме того, признаются недействующими на территории Российской Федерации Основы гражданского законодательства 1991 г., в которых до 1 января 2008 г. действовал раздел V «Право на изобретение и другие результаты творчества, используемые в производстве», а также признается утратившим
    силу ГК РСФСР 1964 г., в котором до 1 января 2008 г. действовали разделы
    IV «Авторское право», V «Право на открытие» и VI «Право на изобретение, рационализаторское предложение и промышленный образец».
    На сегодняшний день, после вступления в силу Части четвертой
    Гражданского кодекса, законодательство об авторском праве выглядит следующим образом. По-прежнему главенствующую роль играет
    Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. В ней содержатся статьи регулирующие отношения в сфере интеллектуальной собственности, а именно: каждому гарантируется свобода мысли и слова; никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ч.1,3,4,5 ст.29, ч.1 ст.34, ст.44, ч.1,3 ст.46. Конституция РФ от
    12.12.1993).
    Далее идут международно-правовые акты: «Всемирная Конвенция об авторском праве» (Женева, 6 сентября 1952 года). Конвенция установила, что «каждое договаривающееся государство обязуется принять меры, необходимые для обеспечения достаточной и эффективной охраны прав и авторов и всех других обладателей, авторских прав на литературные, научные и художественные произведения, как-то: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры».
    «Конвенция, учреждающая всемирную организацию интеллектуальной собственности»
    (Подписана в Стокгольме 14 июля 1967 года и изменена 2 октября 1979 года). Конвенцией учреждается Всемирная Организация Интеллектуальной
    Собственности. Целями данной организации являются: содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и в соответствующих случаях во взаимодействии с любой
    другой международной организацией; обеспечение административного сотрудничества Союзов. Следующим международно-правовым актом является «Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений» от 9 сентября 1886 года (измененная 28 сентября 1979 г.).
    Страны, к которым применяется Конвенция, образуют Союз по охране прав авторов на их литературные и художественные произведения. В статье 2 определен перечень охраняемых произведений. К ним относятся: литературные и художественные произведения; возможное требование фиксации; производные произведения; официальные тексты; сборники; обязательство об охране: лица, пользующиеся охраной; произведения прикладного искусства и промышленные образцы; новости. Определены критерии для предоставления охраны, личные неимущественные права: требовать признания авторства; возражать против определенных изменений и других действий, нарушающих права; после смерти автора; средства защиты и пр. Другим международно-правовым актом является «Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» от 29 октября 1971 года (заключена в
    Женеве 29.10. 1971). Главный принцип, которой состоит в том, что «каждое государство - участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств - участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики». Не менее важным международно-правовым актом является Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 года «О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав». В статье 1 определена направленность Соглашения:
    «Государства - участники обеспечивают на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего Союза ССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 года),
    исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего Союза ССР (27 мая 1973 года) является датой, с которой каждое
    Государство - участник считает себя связанным ее положениями. Каждое
    Государство - участник направит об этом необходимое заявление
    Генеральному директору Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)».
    На другой ступени законодательных актов находятся первая, вторая, третья и четвертая части Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно статьи, регламентирующие сферу авторского права. Первая часть
    ГК РФ в ст.2 говорит о личных неимущественных правах: «гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности
    (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников»[4] , также часть первая ГК РФ закрепляет общие принципы свободы договора (ст.421 ГК РФ часть 1). Во второй части упоминается о договоре коммерческой концессии. Т.е. «право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)» - ст. 1072 ГК
    РФ[5] . Также к сфере авторского права относят договор о возмездном оказании услуг. По которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги

    (ст.779 ГК РФ). Часть третья ГК РФ в ст.1110 закрепила право универсального правопреемства. В четвертой же части Гражданского кодекса несмотря на то, что она полностью посвящена интеллектуальной собственности, в одну отдельную главу выделено регулирование авторского права.
    Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ применительно к авторскому праву относит статью 208.
    Данная статья к доходам, полученным от источников РФ относит доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или иных смежных прав[6] .
    Статья 7.12 КоАП РФ говорит о том, что за незаконный ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода, в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах наступает административная ответственность[7] .
    В статье 146 Уголовного кодекса РФ предусматривается уголовная ответственность за присвоение авторства
    (плагиат), незаконное использование объектов авторского права или смежных прав
    (приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм) в целях сбыта, совершенные в крупном размере[8] .
    Таможенный кодекс РФ предусматривает существование реестра объектов интеллектуальной собственности
    (ст.395).
    Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, принято решение о принятии мер в соответствии с главой 38 ТК РФ, вносятся в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. За включение в реестр плата не взимается. Объект интеллектуальной собственности подлежит
    исключению из реестра в следующих случаях: по желанию правообладателя (его представителя); по истечении срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности; если правообладатель в течение сроков приостановления выпуска товаров (статья 397) не обратился в уполномоченный в соответствии с законодательством Российской
    Федерации орган за защитой своих прав. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, обеспечивает опубликование перечня объектов интеллектуальной собственности, включенных в реестр, в своих официальных изданиях[9] .
    Далее остановимся на законах, которые не утратили силу в части авторского права после принятия четвертой части ГК РФ. Это Закон «Об изобретениях СССР» от 31 мая 1991 года № 2213-1 и Закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года №2124-1. Статья 38 Закона
    «Об изобретениях СССР» в части авторского права затрагивает вопрос о переходе прав автора изобретения (патентообладателя) по наследству
    «право на подачу заявки и патент на изобретение, исключительное право на использование изобретения, а также право на вознаграждение и доходы от использования изобретения переходят по наследству»[10] . Статья 42
    Закона «О средствах массовой информации» суть, которой заключается в том, что: редакция обязана соблюдать права, на используемые произведения включая авторские права, издательские права; письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах данного СМИ, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения Закона; никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом[11] .
    Далее приведем перечень действующих постановлений Правительства, приказов, информационных писем, писем ФНС и определений суда в отношении авторских прав. Постановление Правительства от 21 марта 1994
    г. N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства».
    Постановление Правительства от 17 мая 1996 г. N 614 « О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)». Постановление Правительства от 19 января 1998 г. N 55 (в ред. от 27.03.2007 N 185) «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», в части особенностей продажи экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных сведения об обладателе авторского права и (или) смежных прав на аудиовизуальное произведение, фонограмму, программу для электронных вычислительных машин и базу данных, а именно «не допускается продажа экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных при осуществлении розничной торговли с использованием лотков и палаток; сведения об обладателе авторского права и (или) смежных прав на аудиовизуальное произведение, фонограмму, программу для электронных вычислительных машин и базу данных»[12] . Постановление Правительства от 29 мая 1998 года
    «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.»
    Приказ Роспатента от 25 февраля 2003 г. N 25 «О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для ЭВМ и заявки на официальную регистрацию базы данных». Приказ

    Роспатента от 3 апреля 2003 г. N 51 « О правилах выдачи дубликата патента
    Российской Федерации на изобретение, промышленный образец, полезную модель, свидетельства на полезную модель, товарный знак, знак обслуживания, право пользования наименованием места происхождения товара, охранного документа СССР и свидетельства об официальной регистрации программы для ЭВМ, базы данных или топологии интегральных микросхем».
    Письмо ФНС от 23 мая 2005 г. N 03-4-03/844/28 «О налогообложении передачи исключительных имущественных авторских прав, выраженное на материальном носителе. Письмо ФНС от 15 сентября 2005 г. N 04-2-03/128
    «Налогообложение доходов авторов и исполнителей». Письмо ФНС от 11 апреля 2006 г. N 05-1-02/135@ «О налогообложении ЕСН вознаграждений, выплачиваемых по авторским договорам». Письмо ФНС от 24 апреля 2006 г. N 04-1-03/227 «Об уплате налога на доходы физических лиц».
    Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47
    «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением закона
    Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» п.9.
    Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 июня 2006 г. N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» п.16-44.
    Таким образом, исследовав действующую законодательную базу в сфере авторского права, мы можем отметить, значительное сокращение нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности. Это произошло в связи с принятием IV части ГК РФ. На взгляд автора это не является недостатком, т.к. сохранилось большое количество международно-правовых актов, играющих важную роль в регулировании отношений в сфере интеллектуальной собственности. Положительным можно считать
    включение некоторых положений специальных законов в IV часть ГК РФ, что упрощает поиск необходимых норм.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта